Что воплощают в себе былины
Былина как эпический фольклорный жанр
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» обладает всеми признаками данного эпического жанра. Здесь имеется сюжет, события изображаются в развитии, персонажи – в действии.
Былины, как правило, имеют три части: запев (как подготовка к прослушиванию песни), зачин (в его пределах разворачивается действие) и концовка.
Русские былины имеют свою традиционную систему образов. Рассмотрим это на примере таких былин, как «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор и Микула Селянинович».
Образ былинного богатыря является средством воспитания патриотических чувств у русского человека. Именно в русских былинах показан образ богатыря-защитника, который является прообразом современных героев-воинов.
Источником каждой героической песни был какой-либо исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Герои былин – богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей.
Задача былин не в том, чтобы удивить слушателей какой-либо неожиданностью, а в том, чтобы напомнить об идеале, и слушатели ещё раз восхитились бы силой, удалью, мудростью, самоотверженностью былинных героев.
В системе образов прослеживается старшинство, зависимость, так как богатыри подчинены князьям. Они служат князю и всему государству.
В русских былинах можно выделить трёх основных героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Образы богатырей являются художественным обобщением, воплощением в одном человеке силы народа. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко обижают не доверяющие им князья.
Основная тема былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» – защита отечества от набегов врагов, охрана покоя и благополучия жителей земли русской. Знаменитый богатырь Илья Муромец является олицетворением всего лучшего в народе: огромная физическая сила сочетается в нём с ещё большей силой внутренней, со спокойствием духа, с добротой. Цель его служения родине связана не со стремлением убивать врагов, а с желанием защищать и охранять землю Русскую.
Главный герой былины равнодушен к почестям и наградам. Богатырь направляется в Киев прямоезжей дорогой. А дорога та «прямоезжая» пролегала в лесном краю, где находились разбойники, грабившие и убивавшие.
Автор подчёркивает дородность Ильи, его рост, силу, мощь. Богатырь вооружён копьём, луком со стрелами. В былине нет портрета Ильи, потому что главным было показать черты его характера, проявляющиеся во время освобождения Чернигова от неприятеля, в победе над Соловьём-разбойником. И мы отмечаем, что Илья смел, могуч, благороден, а народ благодарен своему герою.
Закономерно для былин и то, что богатырство героя преувеличено. Например, через описание движений коня Ильи: «С горы на гору стал перескакивать, с холма на холм стал перемахивать, мелки реченьки, озерка промеж ног спускал. ». Здесь используется важный художественный приём, необходимый для того, чтобы подчеркнуть доблесть героя, сложность победы над самыми разными врагами.
В былине «Святогор и Микула Селянинович» создан наиболее загадочный образ богатыря. В одном из вариантов говорится, что Святогор ездит только по горам (или лежит на них), что его мать сыра земля не держит. Ему нет равных по силе, и в то же время эта сила не находит применения. Святогор не совершает воинских или каких-либо других подвигов. Не случайно сумка, которую не мог поднять Святогор, принадлежит Микуле Селяниновичу, пахарю. То, что легко несёт пахарь, губит богатыря, так как далёк он земледельческого труда, требующего немалой сноровки и физической силы. А своей силе он не находит применения, как это делали Илья Муромец или другие русские богатыри, охраняющие границы. Он далёк и от хозяйственно-производительного труда, как, например, Микула Селянинович. Святогор изолирован от других героев былинного эпоса. В отличие от них, он неподвижен, привязан к одному месту – Святые горы.
Встреча Святогора с Микулой Селяниновичем и эпизод с переметной сумой и тягой земной несут в себе смысл передачи силы от «старшего» богатыря к «младшему». И образ Микулы воспринимается как символ мирного времени, потому и прославляется богатырь-пахарь: он кормилец, на котором держится вся земля русская.
Таким образом, былины имеют огромное значение для понимания путей развития устного народного творчества, древней литературы, а также для изучения истории Руси.
Урок литературы по теме «Былина в устном народном творчестве». 7-й класс
Разделы: Литература
Класс: 7
Методические приемы: проверка знаний учеников, (фронт. беседа), слово учителя, работа с учебником (анализ статьи), составление опорного конспекта. Выразительное чтение.
Эпиграф. Подлинную историю народа нельзя знать не зная устного народного творчества. (М. Горький)
Ход урока
I. 1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Записи в тетради (число, тема урока, эпиграф, Опорный конспект)
2. Повторение. УНТ (вопросы классу, слушаем ответы)
— Роль УНТ в литературе.
II. Переход к теме урока.
1. Учитель. Кто и когда начал сказывать сказки, сочинять пословицы и поговорки, петь былины, никто и тысячу лет назад на Руси сказать не мог, а теперь и подавно. Их передавали вместе с обычаями и обрядами новым поколениям. Это были своего рода духовные заветы к заповеди, которые чтил народ.
Велика была в те давние времена сила сказочной выдумки, сила поэтического сказания связана она была со всем укладом жизни русского человека. Мир и быт народной жизни и составляет основу былинного и сказанного творчества.
III. Новый материал.
1)Что вы слышали о былинах, какие былины читали (называем)?
2)Что же из себя представляют былины? На этот вопрос, ребята, вы сами ответите на уроке.
1. Работа со статьей учебника “Былины” (стр. 5-9). Учащиеся работают в группах. Каждой группе дан вопрос (карточка), ответ на который должен быть кратко сформулирован и записан в опорном конспекте.
Вопросы (задания) для групп под №1 в карточке:
— О чем повествуют былины?
— Где происходит действие в былинах?
— Что воспевают былины?
— Что показывают нам былины?
— Что воплощают в себе былины?
— Что делают предметом изображения былины?
Через 5 минут учащиеся отвечают на вопросы и все делают краткую запись в тетради.
Так что же это за произведения – былины? Что вы о них теперь знаете. (учащиеся отвечают, записывают).
В тетради появляется запись:
2. Опорный конспект (ОК)
I. ОК 1 Былины*(от слова “быль”) – произведения УНТ.
3. Чем же отличаются былины? Каковы их особенности (Учащиеся продолжают работать в группах; в карточке вопрос №2)
— Как передавались былины?
— Чем былины отличались от песен русского народа? Что для них характерно?(для былин)
— На какие произведения УНТ похожи былины? Назовите общие элементы былины и сказки.
— Есть ли в былине рифма?
— Чем сопровождалось пение былин?
— Какую роль играют былины в искусстве и литературе?
(5 минут на работу с учебной статьей и формулировку ответа на вопрос)
По истечении времени учащиеся рассказывают и делают записи (в опорном конспекте). Запись выглядит так:
II. Особенности былин.
4. Итак, что мы узнали на уроке о былинах? Идет краткий рассказ об особенностях былин (2-3 минуты)
5. Выразительное чтение (учитель) былины “Богатырское слово”
Вопрос на восприятие:
— Какой теме посвящена былина? (образ человека в русском героическом эпосе. Народная оценка героя)
— Вопросы (см. учебник после текста былины)
1) – Кто же они такие, богатыри русские, во имя чего сражаются и совершают свои подвиги, что защищают они?
(Учащиеся называют имена богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
В опорном конспекте появляется следующая запись:
2) – Как вы думаете, жили на Русской Земле именно эти богатыри? (Слушаем ответы)
3) Вывод: Образы богатырей собирательны.
IV. Работа с иллюстрацией картины В. М. Васнецова “Три богатыря”.
Рассматриваем, выясняем, кто есть кто из изображенных на картине богатырей.
— Подсказывает ли название картины, о каких событиях должна идти речь? (название переносит нас в далекое прошлое)
— А что вы знаете о далеком прошлом?(Тогда Родина наша была небольшим государством, было много отдельных княжеств. Каждый князь хотел побольше земель, и поэтому они часто воевали между собой).
— А к чему это приводило?(На Русь часто нападали враги. Они грабили народ, жгли города, никого не щадили…).
— Да, это правильно. Но кто же защищал Родину? (Её защищал народ … Русские Богатыри…).
— Хорошо. Как вы думаете, богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович действительно жили в то время? (Может, и жили. А скорее народ их создал… Он дал им лучшие черты своего народа. Это обобщенные образы защитников Родины, созданные самим народом).
— Теперь обратимся к картине. В какой момент изображены богатыри? (Богатыри прискакали на заставу. Кто-то принес князю тревожную весть. Они именно скакали, потому что на картине видно, что на ней внезапно осадили… Кони очень устали, но готовы мчаться дальше. Они даны в каком-то порыве на переднем плане картины, и на них сразу обращаешь внимание).
— А будет ли битва? (Д, Вороны чуют добычу…От всей картины веет тревогой. И вороны на заднем плане, и мрачные тучи – все усиливает состояние тревоги)
— Хорошо. А почему же вы так уверены, что богатыри победят? (Они нарисованы почти во всю картину… “Как стена”, как говорят в таких случаях. Это боевые друзья. А вот в жизни – трудно сказать. Ведь Илья Муромец – крестьянин, и Добрыня Никитич из княжеского рода).
6. – В какой-то мере вы правы. Художник показывает, прежде всего, боевое единство, их ратный дух.
(Прочитать отрывки из статьи “О личной жизни “Трех богатырей”)
— А подумали ли вы, для чего написана картина? (Эта картина учит любить свою Родину, защищать ее…)
V. Вопрос классу:
— сравните, чем отличаются герои в сказках, от героев в былинах? (На раздумье 2-3 минуты)
Вопросы см. в начале урока. Слушаем ответы. Делаем выводы.
В опорном конспекте появляется еще одна запись:
Герои в сказке и былине
| ||
Сказка 1. Герой спасает девицу, чтобы жениться. 2. Сражаются и побеждают просто чудовищ. 3. Качества героев сверхъестественного происхождения. 4. (Герой) Решает личные проблемы. | Былина 1. Подвиг богатыря бескорыстен. 2. Побеждает врагов земли Русской. 3. Необыкновенные качества богатыря – воплощение в одном человеке способностей и силы народа. 4. (Герой) Решает главный вопрос, от которого зависит судьба народа. |
VI. Вывод. Итог урока.
Былина – это поэтическое, народное художественное произведение. В нем много неожиданного, невероятного. В основе своей правдивости передают народное понимание истории, представление о подвиге, чести, долге, справедливости.
VII. Д. З.
1. Рассказ о подвиге богатырей.
2. Выразительное чтение.
3. Опорный конспект.
4. Подготовиться к сочинению по картине “Три богатыря” В. М. Васнецова.
Русские народные былины
В истории науки, изучающей народное творчество, имеются жанры, которые всегда привлекали и будут привлекать внимание исследователей. К ним относятся песни и сказки, а также русские народные былины.
Что такое былины?
Былинами называют народные песенные сказания о подвигах храбрых воинах, отличающихся необычайной силой, удалью и мужеством. Учёные точно не могу назвать, в какой временной промежуток на Руси сложились эти фольклорные песни. Одни считают, что это были 9–11 вв., другие склоняются к 11–13 вв. О том, что былины появились, вероятнее всего, в Киевской Руси, можно судить по их содержанию: события, о которых идёт речь в сказаниях, привязаны к Киеву и связываются с именем князя Владимира. Сам термин «былины» сформировался благодаря фольклористу Ивану Сахарову в 1930-е годы, до этого времени жанр именовался как «старина».
Все былины классифицируются между собой на героические, основной темой которых является защита Русского государства от вражеских нападений, и новеллистические (социально-бытовые), описывающие главным образом бытовую и общественную жизнь народов средневековой Руси. Существуют также былины-баллады, в которых жизненные истории повествуются в форме драматичных происшествий в личной жизни людей, былины сказочного содержания и песни-сказания пародийного содержания, которые в шуточной форме высмеивают главных героев.
Особенности построения былины
Любая былина включает в себя три основные части: вступление, авторское изложение сюжетной линии и финальную часть. Каждая строка былины содержит равное количество ударений, при этом суммарное количество слогов в фольклорной песне не имеет значения.
Зачин
Структура былины предполагает начало с запева. По содержанию эта часть может гармонично переплетаться с сюжетом, но в большинстве случаев она описывает какое-то важное историческое событие. В зачине принято упоминать о месте, в котором развиваются основные события повествования. Стоит обратить внимание на тот факт, что в былинах всегда указываются реальные данные или конкретные места с целью создания убедительности и правдивости сказания.
Запев
Запев, как правило, не переплетается с основным содержанием фольклорной песни. Он представляет собой отдельный рассказ, предшествующий основной части эпического сказания.
Повествование
Действие в эпической песне всегда развивается неспешно, вплоть до того момента, пока не наступает кульминация – момент наивысшего напряжения сюжета, после которого ряд событий переходит к развязке. В повествовании используются следующие традиционные приёмы:
В сказании про Илью Муромца, к примеру, четырежды повторяется описание жуткого свиста Соловья-разбойника: «Засвистал как Соловей тут по-соловъему, закричал разбойник по-звериному…». От этого мощь злодея кажется более сильной, а значит, и победа главного героя – более значительной. Часто в текстах сказаний повторяются и ужасающие пророчества.
Авторы былин не жалеют эпитетов, воспевая силу и мощь главных персонажей своего творчества. Враг описывается отрицательными эпитетами (злой, проклятый, безбожный), герой-освободитель – положительными. Благодаря постоянным повторениям самых разных эпитетов, сказатели былин создают в воображении слушателя максимально правдивую картину сражений, показывая ему между делом, красоту русских городов. Интересно, что во всех былинах солнце именуется красным, даже если упоминается пасмурный день, а море синим, даже если говорится о буре.
Каждая былина включает в себя постоянные и переходные места. Первые представляют собой части песни, видоизменяемые сказителями при исполнении былины, под вторыми подразумеваются незначительно изменяемые куски текста. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин считается одним из жанровых признаков русского эпоса. Практически в любой былине присутствует также такой момент, как троекратные повторы. Число три фигурирует в тексте былины абсолютно везде: три богатыря, три направления, три сражения и т.д.
Исход
Концовка в былине может быть как краткой, так и включать в себя несколько стихотворных строк. В некоторых случаях она может заканчиваться словами: «И век про (имя) старину поют…».
Сказители былин
Сказителями былин на Руси принято было называть людей, которые занимались пересказами эпических произведений. Поначалу этим занимались странствующие гусляры, чьи имена история, к сожалению, не сохранила. Однако, в 18 веке, когда в обществе происходит резкий всплеск интереса к подобному творчеству, многие сказатели былин обрели популярность. Среди тех, кто умел и любил напевать песенные сказания можно, пожалуй, отметить: Трофима Рябинина, Василия Щеголенкова, Настасью Богданову, Аграфену Крюкову и Марию Кривополенову.
Сюжеты былин. Образы былин
Главными действующими персонажами большинства былин являются русские богатыри. Каждый из них имеет своё имя и яркий образ. Рассмотрим некоторых наиболее популярных персонажей.
Илья Муромец – главный герой киевского цикла народных песен. Он был самым старшим из русских богатырей, этот персонаж являлся воплощением мудрости и жизненного опыта. Согласно сюжету, изначально Илья Муромец был калекой, лишь в 33 года с помощью старцев он встал на ноги и приобрёл недюжинную силушку. Отважный, сильный и бесстрашный богатырь защитил родные земли от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.
Добрыня Никитич на Руси занимает второе место по популярности, среди героев фольклора, после Ильи Муромца. Он был наиболее приближённым из всех богатырей к княжескому семейству, а его основными качествами считались образованность и воспитанность. В былине «Добрыня и Змей» богатырь совершил подвиг – одержал победу над Змеем, который принёс немало горя Русской земле. Историки считают, что реальным прототипом храброго персонажа в былинах послужил воевода Добрыня, который был дядей киевского князя, братом его матери.
Алеша Попович – самый юный представитель всеми любимой тройки силачей Руси. Он был известен всем не столько силой своей, сколько находчивостью и сообразительностью. «Не силой возьмёт, так хитростью» – пелось про него в песенных сказаниях. Этого персонажа по сей день историки связывают с Александром (Олешей) Поповичем – храбрым ростовским боярином.
Популярными персонажами былин также являются: великан Святогор, богатый купец Садко, богатыри Вольга Святославич и Никита Кожемяка, боярин Ставр Годинович и т. д.
Значение былин как жанра русского фольклора
Русские народные былины имеют огромное значение для понимания развития устного народного творчества и изучения истории Руси. Подобное народное творчество ярко отражает все стороны исторической и бытовой жизни русского народа, а также поражает богатством сюжетов и мотивов.
Былины дают представление о героическом прошлом русских людей, вызывают чувство гордости и уважение к русским богатырям, желание им подражать. Сегодня былины являются настоящими памятниками народного самобытного искусства, которые нужно оберегать, как зеницу ока.
Что воплощают в себе былины
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫЛИН
Былины строятся по определённому плану.
Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).
События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.
Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела.
Во стольном во городе во Киеве,
У ласкового у князя у Владимира.
Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.
Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами.
То старина, то и дёянье,
Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.
Часто в былинах применяются сравнения:
Нагнано-то силушки черным-черно,
Черным-черно, как черна ворона.
Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,
Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,
Волком рыскать во чистых полях.
Употребляются отрицательные сравнения:
Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются,
Поклоняется сын перед батюшкой.
Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось. »
Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.
Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же. былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»).
Былина
теория по литературе 📖 формы произведений
Былина – это фольклорная песня эпического характера, в центре сюжета которой лежит какое-либо героическое событие.
История возникновения (зарождения) былины как жанра
Былины возникли в IX-XIII вв. на южных территориях древнерусского государства и оттуда пришли на север Руси. Их появление связано с древними песнями и легендами, которые являлись формой выражения исторического сознания русского народа. Долгое время эти произведения передавались из уст в уста.
Былины отражали в поэтической форме исторические события, переплетённые с фантастическим вымыслом. Писали былины анонимные авторы, которые укрепляли в сознании народа образы сильных, мужественных и справедливых героев-богатырей.
К XIII- XV вв. этот жанр получил наибольшее распространение.
Изначально былины именовались поэмами и богатырскими сказками. Однако в 40-х гг. XIX в. русский этнограф-фольклорист ввёл термин «былина». Само слово «былина» происходит от существительного «быль», т. е. то, что произошло в действительности (в отличие от небылицы). Только в первой половине ХIХ в. былины стали записывать и издавать.
До 20-х гг. XX в. их исполняли певцы-сказители. Первым собранием русских былин считается сборник «Древние российские стихотворения» (1804 г.) Кирши Данилова.
В XIX-XX вв. возрастает интерес к собранию былин. Люди понимали, что исполнителей былин с каждым годом становится всё меньше. Известные собиратели былин: П. В. Киреевский, П. Н. Рыбников, А. B. Марко, А. Д. Григорьев и другие.
Благодаря сложному труду собирателей были изданы сборники «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (1861-1867 гг.) и «Онежские былины, записанные летом 1871 года».
К середине XX века былины почти полностью исчезают из устного репертуара.
Характерные особенности былин
Былина имеет ряд характерных особенностей:
Картина В. Васнецова «Богатыри»
Особенности построения сюжета и композиции в былинах
Художественные приемы в былинах
В былинах используется множество художественных приёмов и средств:
«Засвистал-то Соловей да по-соловьему, Закричал злодей-разбойник по-звериному – Так все травушки-муравы уплеталися, Да й лазоревы цветочки осыпалися, Темны лесушки к земле все приклонилися».
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»
«Илья Муромец и Соловей Разбойник», иллюстрация
«А приехали они да на святую Русь, На святую Русь да под Киев град…».
«Ещё день за день ведь, как и дождь дождит, А неделя за неделей, как трава растёт, А год за годом, как река бежит».
«Добрыня Никитич в отъезде»
Циклы былин
Выделяют два цикла былин: киевский и новгородский.
Главными героями былин киевского цикла являются герои-богатыри (Илья Муромец, Святогор, Алеша Попович и др.), которые защищают города Древней Руси от иноземных захватчиков (татар, половцев, печенег и др.).
В новгородском цикле былин повествуется о жизни и быте горожан Новгорода. В те времена Новгород находился на Севере древнерусского государства и был торговым важнейшим центром. Также рассказывается о таланте и удали русского народа. Центральным образом новгородских былин являлся купец Садко.
Представители жанра в школьной программе
В школьную программу входят следующие былины: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Илья Муромец и Калин-царь», «Три поездки Ильи Муромца», «Вавила и скоморохи», «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», «Ставр Годинович», «Святогор и сумочка переметная», «Святогор и Микула Селянинович», «Василий Буслаев» и др.