Что во время крещения называют иорданию
Крещенские купания: Для чего люди окунаются в прорубь, и почему она называется «иордань»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Немного из истории о крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей
Согласно евангельской истории о крещении Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем, во время обряда омовения на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя и одновременно глас Всевышнего с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Таким образом Иоанн всенародно засвидетельствовал предназначение Иисуса Христа как Мессии, пришедшего на землю спасти мир.
И согласно священному писанию, после своего крещения Иисус, ведомый Святым Духом, ушел в пустыню, дабы в одиночестве, молясь и постясь подготовить себя к выполнению миссии, ради которой он был послан на землю. Сорок дней он ничего не пил и не ел. Сорок дней и ночей его искушал дьявол голодом, гордыней и верой, пытаясь обольстить и соблазнить на грех.
Богоявление и Крещение Господне
Крещение Господне завершает Рождественские святки и является двунадесятым не переходящим праздником. Однако католики и православные чтят это событие в разные дни, что связано с разным календарным летоисчислением. В народе его также называют праздником Иордана, так как именно на этой реке Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в 30-летнем возрасте.
В это время особое внимание уделяется воде, которая в крещенский день приобретает магическую чудотворную силу.
«В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей»
Издавна по православной традиции повсеместно 19 января во льду замерзших рек вырубали полыньи в виде креста, называвшихся «Иорданью». К ним в больших городах и селениях с раннего утра совершался крестный ход.
Ниже по течению от «иордани», как правило, была бельевая прорубь, в которую окунались смельчаки после того как главный священник опускал напрестольный крест в воду. По их представлению вода мгновенно в это время делалась святою. Остальных же верующих священник окроплял просто водою.
В основном окунались в студеную воду те, кто «святошничал» и грешил на Святках, дабы очиститься от греховной скверны в освященной воде, а некоторые купались просто «для здоровья», проявляя таким образом силу духа. И это все невзирая на лютый мороз, как правило, всегда сопутствующий этому празднику.
Из исторических летописей известен факт о Иване Грозном, любившем похвастаться перед изумленными иностранными послами доблестью и удалью своих бояр. Он заставлял их в морозные дни снимать шубы и окунаться в прорубь, всем своим видом показывая удовольствие. Причем, все это делалось не в рамках традиций православия, а именно в традициях воинской доблести.
Любопытным фактом является то, что обычай массово окунаться в Крещенскую прорубь появилась совсем недавно. Со слов протоиерея Георгия Рощина: «. купание в полынье — „Иордани“ на Богоявление — это не исконная, как принято думать, а сравнительно недавняя российская традиция. Прежде, до революции, совершались крестные ходы на „Иордани“ с освящением воды, но массовое купание этому не сопутствовало».
На самом деле масса людей, которая не ходит в Храм Божий и не задумывается о глубочайшем смысле праздника — Богоявления Господня. Думая, что единожды в году, окунувшись трижды в прорубь, можно считать, что ведут они христианский образ жизни.
К слову, в Болгарии, Македонии и Греции есть давняя традиция вылавливать из воды брошенный деревянный крест. Достать его со дна считается очень почетно и желающих, как правило, было всегда немало. Народное название этого праздника в Болгарии — «Йордановден», а в Македонии — «Водицы».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Купель (иордань): символическое значение и устройство
19 января православные христиане отмечают один из великих праздников – Крещение Господне, или Богоявление. По древней традиции, распространившейся на Руси с принятием христианства в 988 году, в этот день многие верующие, несмотря на мороз, купаются в прорубях. В России такая прорубь, вырубленная обычно в виде креста, для освящения воды на праздник Крещения Господня, называется «иорданью».
По преданию Православной Церкви, когда Господь вошел в реку Иордан, все Творение Божье приобщилось Его святости, поэтому в этот день водная стихия во всей Вселенной освящается.
В Русской Церкви водоосвящение как в навечерие Богоявления (Крещенский Сочельник), так и в сам день праздника совершалось с большой торжественностью и сопровождалось всенародным ликованием. В этот день все от мала до велика шли «на Иордань», то есть на реки и озера, где, несмотря на сильные морозы и глубокие снега, совершался обряд водоосвящения.
В России в крещенский сочельник не мыли в конюшне лошадей, дома – пол, а баню топили накануне праздника. К празднику Крещения мужики прорубали в толстом январском льду на реках и протоках проруби для «иордани», в которой совершался обряд водосвятия. В день Богоявления Господня, по окончании церковного обряда погружения креста в воду «иордани», пили освященную воду и омывали ею лицо. На Руси издревле считалось, что купание на Крещение способствует исцелению от различных недугов. Некоторые смельчаки раздевшись догола, а иные даже не раздеваясь, бросались в холодную воду и, окунувшись, под восторг зрителей, присутствующих на торжестве, бежали к себе в избу на жаркую печь.
Каждый, посетивший в тот день иордань, возвращался домой с кувшином освященной воды, которую сохранял в течение текущего года, употребляя ее от различных болезней. Крещенской водой кропили все жилище, скотину и имущество, выставляли летом в поле, если ожидали приближения градовых туч.
Русская Православная Церковь поддерживает традицию купания верующих в праздник Крещения Господня. В Крещенский сочельник после службы совершаются торжественные процессии к прорубям на водоемах, они освящаются – и желающие могут искупаться. Жестких правил, как надо купаться на Крещение, нет. Но, как правило, купание представляет собой троекратное погружение в воду с головой. При этом верующий крестится и произносит «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!»
В больших городах поддерживать эту традицию сегодня довольно сложно, во многих местах купаться просто запрещено. В Москве для Крещенского купания определены 15 водоемов. Верующие в Крещение купаются в Царицынских, Останкинских прудах, в Серебряном бору и некоторых других водоемах.
На крещенских купаниях обычно присутствуют медики и спасатели, которые дежурят во всех местах традиционного массового купания по всей России.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Что на Руси во время Крещения называли «иордань»?
Да можно. Необходимо чтобы священник прочёл молитву о наречении имени и Причастил Вас с этим новым именем и тогда вы будете называться по-другому. Также новое имя можно получить при пострижении в монахи и схиму.
Цена крещения Руси миллионы жизней наших предков. Из каждых 10 млн осталось в лучшем случае 3 млн человек, а то и меньше. И то в основном детей не успевших ещё перенять культуру предков. В которой было истинное мироустройство. Так что введение двойных стандартов христианства ещё лишило мудрости и понимания устройства мира. И сделало выживших слугами или рабами церковных служителей. Привело к возникновению крепостного права и много других бед.
Так что цена неизмеримо высока. И всего не опишешь в коротком ответе.
Принятие христианста на Руси по большому счету дало сохранение государственности впоследствии.
Татаро-монголы были достаточно лояльны к Православию. Даже помогали строить храмы, лишь бы во время дань приносилась. В смутные времена XVII века только стараниями патриарха Гермогена удалось поднять Второе Ополчение и выбить польско-литовских интервентов из Москвы. Его заслуги наконец-то оценены по достоинству и ему воздвигнут памятник в Александровском саду в Москве.
Православие предопределило на долгие века культуру, традиции, праздники и бытовые привычки русского населения.
На благодатной почве Православия выросла национальная духовная культура, музыка, литература и искусство.
В древние времена в монастырях писались летописи, благодаря которым мы знаем свою историю.
Монастыри также являлись мощными оборонительными сооружениями, многие из которых не смогли взять поляки в смутные времена.
Вместе с тем Церковь являлась тормозом прогресса. В конце 19 начале 20 века она переживала внутренний кризис (вспомните, как Л.Н.Толстой обличал Русскую церковь и пытался придумать что-то новое). И страна пошла вразнос, что привело к революции.
Священная река Иордан: поездка к месту крещения Иисуса Христа
Река Иордан.
Почти две тысячи лет люди приходят к берегам библейской реки, с надеждой после омовения получить исцеление души и тела. За это время неоднократно изменялись русло реки и границы государств, по которым текут ее воды. Неизменными остались человеческая вера в Божию помощь и возможность чуда для каждого.
Раз в год, 19 января, в день Крещения Господнего, когда Иерусалимский Патриарх Феофил III служит праздничный молебен на Иордане, наступает мгновение, когда воды реки поворачивают вспять и текут в обратном направлении. Так очевидно и неоспоримо Господь являет людям Свою силу и Божественную благодать.
Поворот реки Иордан вспять на Крещение ВИДЕО
В реку Иордан окунаются семь раз, погружаясь с головой. («И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божьего, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. – 4 Цар., 5:14 ).
Все, кому когда-либо приходилось окунаться в Иордане, помнят, какое сильное течение имеет эта река, потому списать это чудо на какое-то природное явление, которое случается из года в год 19 января именно во время молебна Патриарха, – никому в голову не приходит. Да и десятки тысяч людей, которые приезжают на праздник, тому свидетели – все они видели это необычное явление своими глазами.
Как знать, может и две тысячи лет назад, река так же потекла вспять во время Крещения Иисуса Христа, когда «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь».
На мемориальной стене у входа в Ярденит на разных языках мира написано:«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1, 9-11).
Комплекс «Ярденит», Израиль. Место, где Иордан вытекает из Тивериадского озера.
Для омовения паломников в 1981 году Израиль выделил территорию в месте, где Иордан вытекает из Тивериадского озера. Там и был построен комплекс, который получил название «Ярденит». Эта территория, разумеется, не являлась историческим местом крещения Иисуса Христа, но вполне справлялась со своей символической функцией и была единственным местом, обеспечивающим свободный доступ к реке.
Старое русло реки Иордан, поселок Вади-эль-Харар, Иордания. Место крещения Иисуса Христа. По этим ступеням шел сам Спаситель.
Мозаичная карта древней Палестины VI века в церкви святого Георгия, в Мадабе.
К месту крещения ведет тропа. Кустарники когда-то росли здесь непроходимой стеной.
В зимнее время в купели старого русла реки собирается немного воды, но к лету озерцо полностью высыхает. Спуск закрыт для паломников в любое время года.
Неподалеку от места крещения находится пещера, где жил Иоанн Предтеча. Апостолы Матфей и Марк указали в Евангелиях, что Иоанн проповедовал в пустыне Иудейской, у Мертвого моря. Иоанн Богослов уточнил, что когда-то это место называлось Вифавар и находился за Иорданом. Именно сюда в 30-летнем возрасте пришёл Иисус Христос, чтобы принять крещение – об этом говорится в Евангелии от Луки.
В этих местах пророк Илия вознесся на небо.
Как известно, Иоанн жил в местах, где вознесся Илья-пророк. То есть именно отсюда ветхозаветного пророка унесла живым на небо огненная колесница. А до этого, согласно Ветхому Завету, пророки Илия и Елисей переходили реку Иордан посуху. Здесь же за 12 веков до крещения Господнего сформировались двенадцать племён Израиля, перешли Иордан и заселили Землю Обетованную. Первое чудо на реке произошло, когда израильтяне, следуя за Иисусом Навином с Ковчегом Завета посуху перешли Иордан.
В эти же места уже в раннехристианские времена ушла оплакивать свои грехи Мария Египетская – известная блудница и великая раскаявшаяся грешница, которая 47 лет молила Господа о прощении и питалась лишь листвой и травой.
Ежегодно к святому месту стекается множество паломников. Сегодня в районе раскопок проложены дорожки, оборудовано место для омовения, а неподалеку построен паломнический центр.
Место для омовения в водах реки Иордан. За невидимой границей со стороны Иордании следят несколько военных с автоматами. Со стороны Израиля солдатов заметно не было – возможно, велось скрытое наблюдение.
Вода в реке Иордан коричневая и очень мутная из-за быстрого течения, которое размывает глину и несет ил. Но если набрать воду в бутылку и дать немного постоять, примеси оседают, и вода становится прозрачной.
«Иордана тут нет». Где на самом деле крестили Иисуса Христа
МОСКВА, 8 авг — РИА Новости, Антон Скрипунов. О том, где крестили Христа, до сих пор спорят ученые, политики и верующие. Одни утверждают, что это важное для христиан событие произошло на западном берегу Иордана, другие — на восточном. У кого какие аргументы — в материале РИА Новости.
«До слез!»
Уже более четырех лет Нина Просветлюк, уроженка Хмельницкой области Украины, трудится в Русском странноприимном доме в Иордании, у священной для верующих реки, давшей название этому государству. «Я думала, что приеду сюда только на месяц. Но, оказавшись здесь, ощутила такую радость, что у меня аж слезы пошли! Представить не могла, что буду тут молиться Богу за себя и за весь мир», — признается она.
Ежедневно с раннего утра и до позднего вечера Нина выполняет различные послушания, которые отнимают много сил. Но ей все же удается по три раза в день с молитвой окунаться в библейской реке.
Но стоит заглянуть в путеводители, как начинается путаница. То же и в научных трудах. Причем, как утверждают ученые, проблема возникла еще в первые века христианства. Самые ранние грекоязычные списки Евангелия местом крещения Иисуса называют местечко «Вифара заиорданская», то есть находящаяся на восточном берегу (на территории современной Иордании). А христианский мыслитель III века Ориген, прекрасно знавший предание о Христе, напротив, говорит о западном береге (современный Израиль).
Поэтому сегодня паломники посещают два места: Каср Эль-Яхуд на западной стороне реки и Аль-Махтас на восточной.
Место пророков
Крещение Христа — один из первых эпизодов евангельской истории. Согласно Писанию, когда Иисус достиг тридцатилетия, в Иудейской пустыне проповедовал Иоанн Предтеча (Креститель). И весь «Иерусалим, и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская» приходили к нему исповедовать свои грехи и креститься в водах Иордана. Пришел и Иисус.
«Я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» — так, по словам евангелиста Иоанна, отреагировал Предтеча на приближение Христа.
По словам иорданского археолога Рустома Мджяна, Иоанн неспроста крестил Спасителя именно тут. «Как известно, неподалеку от Иордана находится холм, с которого, по преданию, Илия Пророк был вознесен на небо. И пещера, где жил Иоанн Предтеча. Местные жители даже думали, что это Илия вернулся к ним. К тому же Иоанн проповедовал точно там же, где Илия, — на восточном берегу Иордана. В его время эта местность считалась безопасной, ведь там не было римлян», — рассказывает исследователь.
Русский след
Библейское предание дало исследователям первую зацепку. А найти точное место вознесения пророка Илии — Джабаль Мар Ильяс — помог русский монах.
Первый русский паломник на Святой земле игумен Даниил составил в XII веке подробное описание мест, которые посетил. И вот что он сообщил про Джабаль Мар Ильяс: «К востоку от реки (Иордан. — Прим. ред.) на расстоянии двух полетов стрелы есть место, откуда Илья-пророк был восхищен на огненной колеснице на небо. Там же находится пещера Иоанна Крестителя. Здесь же протекает обильный водою поток, он красиво течет по камням в Иордан. Вода потока студеная и очень вкусна. Эту воду пил Иоанн Предтеча, когда жил в пещере».
В 1996 году археологи приступили к поискам. Спустя некоторое время они нашли развалины византийского храма с крестообразной купелью, а рядом вымощенное камнем русло «ручья Иоанна Крестителя».
«Оказывается, здесь был монастырский комплекс. Его разрушило землетрясение. На полу храма мы нашли мозаику с надписью на греческом: «Построен этот монастырь монахом Риторием в 592 году после Рождества Христова», — говорит Рустом Мджян.
Ответ на полу
Однако расстояние от Джабаль Мар Ильяса до Иордана приличное — больше километра. Как же найти точное место крещения? Помогла, как это нередко бывает, случайность.
Примерно в 20 километрах к востоку от Иордана находится город Мадаба. В нем есть православная церковь святого Георгия, возведенная в 1894 году. Так вот, при ее строительстве наткнулись на огромное мозаичное панно VI века. На нем изображены различные города, включая Иерусалим, Вифлеем и Газу. Картина оказалась частью огромной «мадабской карты» Святой земли. До наших дней дошел лишь ее фрагмент размером пять на семь метров. На нем есть и место крещения Господня.
Ученые это поняли благодаря изображенным рядом с «переправой пророков» двум рыбам — символам христианства. «На карте река впадает в большое озеро, а рыбы плывут в обратную от него сторону. Значит, это Иордан, впадающий в Мертвое море, соленую воду которого не выносит ни одна живность», — объясняет археолог.
Но на карте не обозначено, на какой стороне реки находится то самое место. Это и вызывает споры среди ученых.
Судя по карте, Вифара располагается на западном берегу. Отсюда версия о том, что Христа крестили в местечке Каср Эль-Яхуд («Крепость иудеев»). Сейчас там монастырь Иоанна Крестителя (Иерусалимской православной церкви).
«На праздник Крещения иерусалимский патриарх, прежде чем совершить обряд бросания креста в воду, заходит в этот маленький древний монастырь. Обитель находится где-то в полутора километрах от западного берега Иордана», — поясняет историк-востоковед Михаил Якушев.
Однако археологов смущают два обстоятельства. Во-первых, игумен Даниил в 1106 году писал, что на месте крещения находится часовня. А монастырь Иоанна Крестителя в Каср Эль-Яхуде тогда лежал в развалинах после землетрясения 1024 года.
Во-вторых, за последние две тысячи лет Иордан неоднократно менял русло, в основном из-за землетрясений.
Причудливый храм
После Шестидневной войны 1967 года граница между Израилем и Иорданией стала проходить как раз по реке. Причем оба государства заминировали берега. Лишь с подписанием мирного договора в 1994 году и последующим за ним разминированием восточного берега (западный начали полномасштабно очищать от мин только в 2018-м) ученые смогли исследовать святое место.
Археологи обращают внимание на то, как паломники описывали церковь на месте крещения. Например, аббат Антонин из Падуи, посетивший Святую землю в 570 году, отмечает, что она стояла вплотную к реке на восточном берегу. А вместо алтаря — крестообразная купель.
Церковь эту, по словам историков, построили на восточном берегу в IV веке по приказу святой Елены, матери императора Константина Великого. Точное место ей подсказали жившие в пещерах неподалеку монахи. А те, в свою очередь, опирались на свидетельства местных жителей.
Благодаря свидетельствам паломников VI-XII веков, а также фотографиям руин, сделанным в 1930-е годы французскими монахами, ученые определили примерное расположение этой церкви и приступили к раскопкам.
«В 1996 году мы начали исследовать всю зону между Иорданом и местом Джабаль Мар Ильяс. На каждом участке делали пробные замеры — раскапывали небольшие ямки. Если попадались какие-либо артефакты, кресты например, то ямку расширяли», — вспоминает Рустом Мджян.
И вот одна из проб дала результат. Археологи обнаружили остатки древней византийской церкви с крестообразной купелью — точь-в-точь как в описаниях средневековых паломников. А рядом с ней нашли следы русла реки.