Что во славном городе во черкасске
Что во славном городе во черкасске
ACAD К М 1 А 19 3 5
Заставки — гравюры на дереве Л. И. Усачева Переплет и суперобложка по его же рисункам
КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОССТАНИЯ XVII–XVIII вв.
В УСТНО-ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Разинщина явилась откликом на закрепощение крестьян в XVII веке; дальнейшее развитие крепостничества в XVIII веке вызывает пугачевщину. Хотя и то и другое движение отличается своей особой спецификой, но оба они выливаются в сходные формы. Это — активный протест против всей феодально-крепостнической системы, которая в России достигает наивысшего развития в XVIII веке. За период XVI–XVIII веков крестьянские революционные движения регулярно повторяются и в отдельных случаях колеблют до основания общественный порядок.
Энгельс, изучая историю крестьянской войны в Германии, пришел к выводу, что она должна многое объяснить во всем ходе новейшей истории Германии.
Изучение крестьянских восстаний феодально-крепостнической эпохи — разинщины и пугачевщины — также чрезвычайно важно для уяснения дальнейшей истории России. Устно-поэтические памятники, песни, рассказы, предания о разинщине и о пугачевщине являются ценнейшей, живой иллюстрацией и громадным дополнением к «чисто историческим» данным.
Оба крестьянских восстания разливаются могучим потоком, одно в продолжение четырех (1667–1671), другое— трех с лишним лет (1772–1775).
Основное ядро разинских отрядов сколачивается весною 1667 года и становится широко известным своими действиями. Разинцы плавают по Волге и Каспию, отбирают хлеб и товары у купцов, освобождают ссыльных и арестованных, проникают на Яик. Особую славу приобретают они походом в Персию, где за год разоряют Каспийское побережье до Баку, захватывают высланные против них персидские суда, богатую добычу и множество пленных. Военные успехи голытьбы признает и сама Москва. «Воровским казакам Стенке Разину оо товарищи» посылаются увещевательные милостивые грамоты, а после персидского похода торжественно прощаются все их вины и дается разрешение вернуться на Дон. Однако с самого начала действия разинцев классово ясны. Они искореняют воевод, бояр и богатых купцов, выпускают из тюрем колодников, в занятых городах вводят казацкое устройство, уничтожают документы и архивы прежней власти. Разин вербует себе помощников— Василия Уса, Сергея Кривого, Федора Шелудяка,
уже известных правительству своими «винами». Беглые крепостные, холопы, бедняцкое казачество, судовые рабочие, угнетенные народы Приволжья и Прикамья тысячами встают под знамена Разина. С весны 1670 года начинается победное продвижение восставших. Громадные районы охвачены возмущением. Царицын, Камышин, Астрахань, Саратов, Самара быстро взяты. Ведется осада Симбирска; поднимается население Тамбовской, Пензенской, Нижегородской, Казанской областей. В центре, почти под Москвой, и на севере — в Вологодском и Вятском крае — движение находит живой отклик.
С большими усилиями правительство борется с восставшими. Наконец Разин выдан властям и казнен. И лишь казнями и пытками десятков тысяч крестьян и казаков правительство побеждает мощное крестьянское восстание XYII века.
Но через сто лет с новой силой разгорается повстанческое движение среди крестьян.
«Блестящий век» Екатерины не раз омрачался крестьянскими восстаниями.
Главное богатство господствующего класса составляют крепостные. Крепостной труд создает изящные усадьбы с причудливо подстриженными парками, наполняет комнаты поместий изысканными вещицами, роскошной мебелью и фарфором. Напудренные парики, расшитый бархат камзолов, гремучие шелка робов, этикет чопорных поклонов — составляют внешнее обрамление жизни екатерининской знати. Между тем на окраинах, в далеком Заволжье, в занесенных снегом уметах, у степных костров, то там, то здесь шопотом передаются слухи, что Петр III, о смерти которого было объявлено правительством, — жив.
Пугачевщина вспыхивает в Уральских степях и быстро охватывает весь Урал, Поволжье и часть Сибири.
Крепостные крестьяне, рабочие уральских заводов, народы, обобранные самодержавием, присоединяются к пугачевским отрядам. Бросают свои деревни, жгут усадьбы, расправляются с помещиками. Идут против укрепившихся порядков, за мужицкого царя, который освобождает от пошлин и налогов, «жалует» пашнями и рыбными ловлями, искореняет помещиков и заводчиков.
Восставшими легко взята вся оренбургская линия крепостей. Краевой центр Оренбург девятимесячной осадой доведен до отчаяния. «Бунт» загорается то там, то здесь. Взята Казань, Уральские заводы; Самара, Пенза, Тамбов, Саратов и окружающие районы охвачены восстанием. Правительство концентрирует все силы на подавление его, назначает громадные деньги за голову Пугачева. Наконец, предводитель, выданный властям, казнен (январь 1775 г.), замучены и почти все его помощники.
Однако волнения прекращаются далеко не раз. Лишь большими военными силами и искусной тактикой крупнейших полководцев было потушено это крестьянское движение.
Конечно, оценка движений Разина и Пугачева была далеко не одинаковая в различных социальных слоях. Правительственные круги изощрялись в придумывании для восставших уничижительных эпитетов. Царские грамоты не скупятся на самые сильные выражения. «А если тот вор и богоотступник, церквам божиим враг, скверный пес Стенька Разин сЪ товарищи на погибель свою смертную с Дону от вас ушел на Волгу, и наш великого государя указ в городы поволжские к боярам и воеводы нашим послан, велено ратным людям на них посылать и за такие их богомерзкие дела яко отступников побивать без пощады». Когда в Петербурге становится известно, что Пугачев захвачен, дворяне поздравляют друг
С гравюры неизвестного мастера Гос. Музей изобразительных искусств
друга. Придворный поэт Сумароков пишет: «Станс городу Симбирску»: 1
Москва и град Петров, и все российски грады, Российско воинство и алтари, и трон Стремятся, чтоб он был караем без пощады..
Характеристика Пугачева должна внушать… ужас:
Сей варвар не щадил ни возраста, ни пола,
Нес тако бешеный, что встретит, — то грызет: Подобно так на луг из блатистого дола Дракон шипя ползет…
Екатерина II в ответ на вопросы Вольтера старается изобразить все движение ничего не стоящим инцидентом, а самого Пугачева — жалким бродягой, которого можно ликвидировать очень быстро. В насмешку императрица называет своего соперника по трону «маркиз Пугачев».
Такова оценка движений в официальных кругах. Если же передовые умы дореволюционной России и проявляли интерес к Разину или Пугачеву, они встречали подозрительность, опасения, строгости цензуры. Пушкина привлекает Разин как яркая историческая фигура, по его выражению, — «единственное поэтическое лицо русской истории». Внимательно изучая пугачевщину, он, в «Капитанской дочке», гениально нарисовал образ Пугачева, как он ему представлялся на основе документов и непосредственных воспоминаний современников. Но в изучении истории Пугачева Пушкин почти первый. До конца 50-х годов и разинщина и пугачевщина остаются совершенно неизученными.
Что во славном городе во черкасске
Былины. Исторические песни. Баллады
Составители А.Калугина, В.Ковпик
В книге, которую мы предлагаем читателю, публикуются лучшие образцы песенного эпоса русского народа: былины, исторические и балладные песни, а также скоморошины. В них в поэтической форме нашли отражение, с одной стороны, историческое сознание народа, идея служения Родине, любви к родной земле, к земледельческому труду, к близким людям, а с другой – обличение врагов, посягающих на Русь и разоряющих города и села, осуждение злодейств, осмеяние человеческих пороков и низменных поступков.
Былины – героический эпос русского народа, восходящий ко временам Киевской Руси, – до середины XX в. сохранялись преимущественно на Русском Севере (Архангельская область, Карелия) в устах сказителей, именовавших эти песни «старинами» или «старинками». Термин «былина» по отношению к ним был введен в употребление в 30-е гг. XIX в. собирателем и издателем фольклора И. П. Сахаровым, позаимствовавшим его из «Слова о полку Игореве» (автор которого ведет рассказ «по былинам сего времени», а не по старинным песням-«славам» в честь князей, созданным вещим певцом Бояном).
Сейчас это может показаться странным, но еще в середине XIX в. наша отечественная наука не располагала сведениями ни о бытовании былин, ни об их исполнителях – и это в то время, когда Богатырский эпос, как мы сейчас знаем, еще был широко распространен на территории России! Причину этого явления можно найти в петровских реформах, в результате проведения которых образованные слои русского общества приобщились к европейской культуре и в то же самое время отдалились от основной массы своего народа – крестьян – настолько, что о русском народном творчестве имели лишь самое приблизительное понятие (а подчас – ио самом языке: не случайно пушкинская Татьяна, «русская душою», «по-русски плохо знала» и «выражалася с трудом на языке своем родном»). Положение стало меняться лишь в эпоху романтизма, пробудившего внимание образованного русского общества к творениям «народного духа», передававшимся изустно в среде неграмотного в своей массе крестьянства. В 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808–1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири, однако эти записи увидели свет только в 1860–1874 гг., когда собрание народных песен Киреевского издавал П. А. Бессонов.
До середины XIX в. былины были известны русскому читателю лишь по сборнику Кирши Данилова, первое (сильно сокращенное) издание которого под заглавием «Древние русские стихотворения» увидело свет в Москве в 1804 г., второе (значительно более полное) – в 1818 г. («Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым»). Считалось, однако, что представленные в этой книге песни уже перестали бытовать в народе. Сама личность составителя этого собрания произведений народного песенного эпоса, равно как и место, время и обстоятельства его возникновения оставались тайной вплоть до недавнего времени, когда трудами ученых, предпринявших обширные историко-архивные разыскания, было установлено, что Кирилл Данилов был заводским мастером в демидовском Нижнем Тагиле. Владея обширным фольклорным репертуаром, он в середине XVIII в. записал его (или продиктовал для записи) по поручению хозяина заводов – Прокофия Акинфиевича Демидова, который, в свою очередь, хотел передать эти песни в качестве важного исторического источника известному историку, академику Герарду-Фридриху («Федору Ивановичу», как его звали по-русски) Миллеру.[1] Весьма вероятно, что Кирилл Данилов оказался за Уралом не по своей воле: в России за иную песню могли сослать «в места не столь отдаленные» и в XX, и в XVIII веке. Думать так заставляет фраза, оброненная П. А. Демидовым в письме Г.-Ф. Миллеру от 22 сентября 1768 г.: «Я достал [эту песню] от сибирских людей, понеже туды всех разумных дураков посылают, которыя прошедшую историю поют на голосу».
Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Служа в губернском статистическом комитете, Рыбников в 18591863 гг. совершал деловые поездки по губернии, в ходе которых обнаружил десятки знатоков эпоса – сказителей – и записал от них 165 текстов былин, которые опубликовал в 1861–1867 гг.[2] Вот как собиратель описывает свою первую встречу с былинами (во время ночлега на Шуй-наволоке, острове в 12 верстах от Петрозаводска):
Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого нашей страны и народа. Условием сохранности былин была полная вера сказителей в правдивость описываемых ими событий (это неоднократно отмечалось фольклористами), в реальность Богатырей, в одиночку побивавших вражеские войска, Соловья-Разбойника, свистом валившего с ног Богатырского коня, крылатого Змея Тугарина и прочих диковин художественного мира былинного эпоса. Потрясения XX в. в мире и обществе, распространение школьного образования, изменение в мировоззрении и быте русского крестьянина разрушили эту наивную веру, и былины были обречены на вымирание.
Особого внимания заслуживает вопрос о соотношении былинного эпоса с исторической действительностью (т. н. «проблема историзма русского эпоса»), вызывавший и в XIX, и в XX веках бурные споры (особенно между историками и филологами).
Основоположник русской исторической науки В. Н. Татищев так писал о былинах в 1730-х гг.: «Хотя оне не таким порядком складываны, чтоб за историю принять было можно, однако же много можно в недостатке истории из оных нечто к изъяснению и в дополнку употребить».[4] Однако в дальнейшем, пренебрегая предостережением Татищева, некоторые ученые-историки излишне прямолинейно и однозначно «привязывали» былинные тексты к данным письменных и археологических памятников, считая, как, например, советский историк академик Б. Д. Греков, что «былина – это история, рассказанная самим народом».[5] Однако надо понимать, что героический эпос в силу особенностей своего «складывания» не отражает исторических событий, а преображает их; песенно-эпическая память народа – не том летописного свода, стоящий на полке, она не хранит деяний прошлого в точности, а представляет собою народное осмысление истории, воссоздание образца устройства общества и государства, и, передаваясь столетиями из уст в уста, изменяется, скрывая историческую первооснову под позднейшими наслоениями. Вот какова, по наблюдениям ученого 1-й половины XX в. профессора Н. П. Андреева, может быть эта «многослойность»:
УЧЕБНИК НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
пятница, 30 июля 2021 г.
Степан Разин в Астрахани
Чтобы закрыть тему о Степане Разине, здесь о его пребывании в Астрахани.
Биографическая справка о Степане Разине и народных песнях о нём.
Разирн Степан Тимофеевич [около 1630, станица Зимовейская-на-Дону, — 1671, Москва], предводитель восставших в Крестьянской войне 1670—1671. Родился в семье зажиточного казака. В 1661 Разин от имени Войска донского вместе с атаманом Ф. Буданом вёл переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662—63 атаманом донских казаков совершил походы против крымских татар и турок. Идея восстания против феодально-крепостнических порядков в России возникла у Разина в связи с наступлением самодержавия на вольности донских казаков и, в частности, в связи с жестокой расправой князя Ю. А. Долгорукова над старшим братом Разина — Иваном.
Весной 1667 Разин организовал поход казацкой голытьбы на Волгу и Каспийское море. Весной 1670 он возглавил новый поход на Волгу, который превратился в мощную крестьянскую войну, охватившую Поволжье и ряд других районов России. После поражения основных сил восставших под Симбирском (4 октября 1670) Pазин, получивший ранение, ушёл на Дон и, укрепившись в Кагальницком городке, стал собирать силы для нового похода. Однако в апреле 1671 домовитые (богатые) казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок. Разин был взят в плен и привезён в Черкасск, затем в Москву, где был казнён на эшафоте возле Лобного места.
Бунчук — конский хвост, насаженный на древко; символ власти атамана.
Есаул гребенский — помощник атамана.
Что во славном городе во Черкасске.Черкасск — центр Донского казачьего войска.
Песни о Степане Разине были сложены разинцами, то есть его войском, состоявшим из «голутвенных» казаков и крестьянской бедноты. Тематика разинских песен делала их гораздо более близкими к песням о «добрых молодцах», «разбойничках», «атамановых работничках», о тех беглых «гулящих людях», которые, как и разинцы, находились в постоянной вражде с правительством.
Письменная литература почти не отозвалась на вспышку крестьянско-казацкой войны 1669—1671 годов. Казнь атамана и его церковное проклятие пресекли возможность печатного распространения всяких рассказов, не разделявших официальную точку зрения на Разина, как на «вора-изменника». В итоге сохранились лишь бесцветные, в старой летописной менере составленные сказания о взятии войсками Разина Астрахани, о нападении разинцев на монастырь Макария Желтоводского. Бытовая и правительственная цензура и в народных откликах на восстание сгладила «яркие черты социального пафоса, пережитых некогда и закрепленных в поэтическом слове повстанческих настроений».
В многочисленных сохранившихся вариантах песен о Разине изредка лишь мелькают отголоски этих настроений — в более или менее откровенных нападках на царских воевод.
Что во славном городе во черкасске лексическое значение
Запишите лексическое значение слов и фраз. Бунчук — Есаул гребенский
Запишите лексическое значение слов и фраз. Бунчук — Есаул гребенский — Что во славном городке во Черкасске —
Бунчук — конский хвост,насаженный на древко; символ власти атамана.
Есаул гребенский — ассистент атамана.
Что во замечательном городке во Черкасске — Центр Донского казачьего Войска
Значение словосочетания «славный город»
Значение слова «славный»
Значение слова «город»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова жердяной (прилагательное):
Ассоциации к слову «славный»
Ассоциации к слову «город»
Синонимы к словосочетанию «славный город»
Предложения со словосочетанием «славный город»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «славный город»
Сочетаемость слова «славный»
Сочетаемость слова «город»
Понятия, связанные со словосочетанием «славный город»
Афоризмы русских писателей со словом «славный»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «славный»
Значение слова «город»
Предложения со словосочетанием «славный город»
Что случится с остальными обитателями славного города – стариками, женщинами, с детьми?
Вот и поведал об истории славного города – в задней комнате караван-сарая, куда увёл шахзоде.
Иначе радостный крик, с неудержимой силой вырывавшийся наружу, перепугал бы половину славного города.
Синонимы к словосочетанию «славный город»
Ассоциации к слову «славный»
Ассоциации к слову «город»
Сочетаемость слова «славный»
Сочетаемость слова «город»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Что во славном городе во черкасске лексическое значение
Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
Тема. Исторические песни. Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне»
1.Прочитайте статьи учебника «Исторические песни и летописи», «Исторические песни и былины». Заполните третью часть таблицы «Отличия исторических песен от летописи и былины».
Летописная запись последовательна и строга в отборе фактов и их описаний. Поступки персонажей мотивированны, сюжет в летописи напряжённый, драматический
В былинах действует герой-богатырь, представить которого в жизни невозможно, многие его характеристики гиперболизированы.
2.Прочитайте статью учебника «Темы и герои. XVI век». Заполните вторую часть таблицы.
Особенности изображения персонажей
3.Запишите имя русского художника, автора картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» ____________
4.Запишите лексическое значение слов.
5.Исследовательская работа с текстом
В песне, изображающей переживания героя, его внутренний мир, присутствуют элементы лиризма, объединяющего лирические и исторические песни. Заполните вторую часть таблицы примерами.
Особенности поэтики песни
Принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека
Внутреннее состояние лирического героя передано через внешние формы
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Краткие и усечённые формы прилагательных
6.Каким предстаёт Иван Грозный в исторических песнях? Продолжите фразу.
В песнях XVI века центральным образом был Иван Грозный – мудрый правитель и военачальник.______________________________________
Тема. Исторические песни XVII века. «Плач Ксении», «Возвращение Филарета»
1.Прочитайте статью «Темы и герои. XVII век. Песня-плач». Заполните вторую часть таблицы.
Особенности изображения персонажей
2.Каковы особенности композиции песни «Плач Ксении»?
1 часть _____________________________________________
2 часть _____________________________________________
3.Выпишите из первой части слова, передающие беспомощность, чистоту и невинность поэтического образа перепёлки.
4.Запишите символическое значение образов песни.
Зажечь сырой дуб ____________________________________________
5.Выпишите из второй части песни слова и сочетания слов, передающие сочувственное отношение певцов к Ксении.
6.Какова художественная идея песни «Плач Ксении»? Продолжите фразу.
Трагедия Ксении – это лишь маленькая частичка трагедии в государственном масштабе, выразившейся в «гибели царства». И песня наделяет царевну не только личными переживаниями, но и гражданскими чувствами, пробудившимися в ней перед лицом опасности для всего государства. _____________________________________________
7.Составьте перечень событий встречи Филарета, нашедших отражение в песне «Возвращение Филарета».
8.Исследовательская работа с текстом.
Выпишите примеры художественных приёмов, свойственных фольклору, во вторую часть таблицы.
9.Укажите жанровые особенности песни «Возвращение Филарета». Продолжите фразу.
Песня о возвращении Филарета, посвящённая событию 1619 года и в том же году записанная, представляет собой сложный литературно-фольклорный комплекс: с одной стороны, это официозное документальное произведение, во многом созданное по законам книжной поэзии, с другой – ____________________________________________
Тема. Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII – начало XVIII века. Солдатские песни XVIII – XIX века.
1.Прочитайте статью «Песни о Степане Разине», «Солдатские песни XVIII – XIX века». Заполните вторую часть таблицы.
Урок литературы в 8 классе по теме «. Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII – начало XVIII века. Солдатские песни XVIII – XIX века.».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема. Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII – начало XVIII века. Солдатские песни XVIII – XIX века.
выявить исторические основысолдатских песен и песен о Степане Разине, особенности их поэтики;
формировать навыки работы с учебником, выразительного чтения, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
воспитывать интерес к русской истории и фольклору.
Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Песни более короткие, стремительные, лиричные
«Солдаты освобождают Смоленск»
Особенности изображения персонажей
Суворов и Потемкин, Кутузов и Платов – персонажи песен
Воссоздание многочисленных деталей, в которых передаются подробности быта, снаряжения и обмундирования, специфические характеристики боевого порядка
III. Изучение нового материала.
1.Выявление темы, цели, плана урока.
2. Работа над содержанием песен о Степане Разине. Заполнение таблицы (задание 4 рабочей тетради, с.12-13, ч.1).
2.1. Сообщение «историка» о восстании под предводительством Степана Разина.
Восста́ние под предводи́тельствомСтепа́наРа́зина, Крестья́нская война́ 1670−1671 или Восста́ниеСтепа́наРа́зина — война в России между войсками крестьян и казаков с царскими войсками. Окончилась поражением восставших.
В советской историографии причинами указывается то, что срок сыска беглых крестьян стал бессрочным, проявлялся чрезмерный феодальный гнет. Ещё одной причиной было усиление централизованной власти, введение соборного уложения 1649 г. Вполне возможно, что непосредственной причиной войны стало общее ослабление экономики страны в результате затяжной войны с Речью Посполитой и Османской империей за Украину. Увеличивается государственный налог. Начинается эпидемия моровой язвы и массовый голод.
К восстанию Степана Разина часто относят так называемый «Поход за зипунами» (1667—1669) — поход повстанцев «за добычей». Отряд Разина блокировал Волгу и тем самым перекрыл важнейшую хозяйственную артерию России. В этот период войска Разина захватывали русские и персидские купеческие корабли. Получив добычу и захватив Яицкий городок, летом 1669 года Разин двинулся к Кагальницкому городку, где стал собирать свои войска. Когда собралось достаточно людей, Разин заявил о походе на Москву.
Весной 1670 года начался второй период восстания, то есть собственно война. От этого момента, а не от 1667 года, обычно отсчитывают начало восстания. Разинцы захватили Царицын (Волгоград) и подошли к Астрахани, сдавшейся без боя. Там они казнили воеводу и дворян и организовали собственное правительство во главе с Василием Усом и Фёдором Шелудяком.
После этого на сторону Разина свободно перешло население Среднего Поволжья (Саратов, Самара, Пенза), а также чуваши, марийцы, мордва. Такому успеху способствовало то, что Разин объявлял каждого перешедшего на его сторону свободным человеком.
В сентябре 1670 года разинцы осадили Симбирск (Ульяновск), но не смогли взять его. На Разина двинулись правительственные войска во главе с князем Долгоруким. Царские войска спустя месяц после начала осады нанесли повстанцам поражение, а тяжело раненного Разина сподвижники вывезли на Дон. Опасаясь расправы, казачья верхушка во главе с войсковым атаманом Корнилом Яковлевым выдала Разина властям. В июне 1671 года он был четвертован в Москве; через несколько лет был также казнён его брат Фрол.
Несмотря на казнь предводителя, разинцы продолжали обороняться и смогли удержать Астрахань до ноября 1671 года.
Масштабы расправы над восставшими были огромны, в некоторых городах было казнено более 11 тысяч человек.
Разинцы не добились своей цели: уничтожения дворян и крепостного права. Но восстание Степана Разина показало, что русское общество было расколото.
2.2. Сообщение о Степане Разине.
Разин Степан Тимофеевич [около 1630, станица Зимовейская-на-Дону, — 1671, Москва], предводитель восставших в Крестьянской войне 1670—1671. Родился в семье зажиточного казака. В 1661 Разин от имени Войска донского вместе с атаманом Ф. Буданом вёл переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662—63 атаманом донских казаков совершил походы против крымских татар и турок. Идея восстания против феодально-крепостнических порядков в России возникла у Разина в связи с наступлением самодержавия на вольности донских казаков и, в частности, в связи с жестокой расправой князя Ю. А. Долгорукова над старшим братом Разина — Иваном.
Весной 1667 Разин организовал поход казацкой голытьбы на Волгу и Каспийское море. Весной 1670 он возглавил новый поход на Волгу, который превратился в мощную крестьянскую войну, охватившую Поволжье и ряд других районов России. После поражения основных сил восставших под Симбирском (4 октября 1670) Pазин, получивший ранение, ушёл на Дон и, укрепившись в Кагальницком городке, стал собирать силы для нового похода. Однако в апреле 1671 домовитые (богатые) казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок. Разин был взят в плен и привезён в Черкасск, затем в Москву, где был казнён на эшафоте возле Лобного места.
2.3.Обращение к учебнику. Фрагменты немецкой гравюры «Степан Разин» (1671) и гравюра из издания 1672 года (Англия) «Степана и Флора Разиных везут на казнь».
2.4. Выразительное чтение песни «Царь требует выдачи Разина».
2.5. Лексическая работа.
Бунчук — конский хвост, насаженный на древко; символ власти атамана.
Есаул гребенский — помощник атамана.
Что во славном городе во Черкасске.Черкасск — центр Донского казачьего войска.
Песни о Степане Разине были сложены разницами, то есть его войском, состоявшим из «голутвенных» казаков и крестьянской бедноты. Тематика разинских песен делала их гораздо более близкими к песням о «добрых молодцах», «разбойничках», «атамановых работничках», о тех беглых «гулящих людях», которые, как и разинцы, находились в постоянной вражде с правительством.
Письменная литература почти не отозвалась на вспышку крестьянско-казацкой войны 1669—1671 годов. Казнь атамана и его церковное проклятие пресекли возможность печатного распространения всяких рассказов, не разделявших официальную точку зрения на Разина, как на «вора-изменника». В итоге сохранились лишь бесцветные, в старой летописной менере составленные сказания о взятии войсками Разина Астрахани, о нападении разинцев на монастырь МакарияЖелтоводского. Бытовая и правительственная цензура и в народных откликах на восстание сгладила «яркие черты социального пафоса, пережитых некогда и закрепленных в поэтическом слове повстанческих настроений».
В многочисленных сохранившихся вариантах песен о Разине изредка лишь мелькают отголоски этих настроений — в более или менее откровенных нападках на царских воевод.
2.7. Обращение к учебнику. Статья «Для вас, любознательные!».
2.8. Выразительное чтение песен «Царь требует выдачи Разина» (1 вариант), «Разин и девка-астраханка» (2 вариант).
2.9. Обращение к домашнему заданию. Анализ песни «Царь требует выдачи Разина» (1 вариант), «Разин и девка-астраханка» (2 вариант). Заполнение таблицы(задание 4 рабочей тетради, с.12-13, ч.1)
«Разин и девка-астраханка»
Тема, историческая основа
Приезд царского дьяка Евдокимова с тайным поручением выдать Степана Разина
Романтический эпизод, проникший в разинский фольклор в более позднее время
Есаул гребенский, Степан Разин
Степен Разин – «заговоренный воин», обобщающий образ разбойника, девка Маша
Постоянные эпитеты («… на тихом Дону, во славном городе…»), параллелизм, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Усеченные формы прилагательных («легки ружья», «глуху полночь»).
Старославянские слова (стояти, ночевати, спати, заряжати).
Уменьшительно-ласкательные суффиксы, постоянные эпитеты («во железную клетку»).
«Дорогого вина, во кругу стоит…»
«Стеньку Разина прельщала // Стеньку Разина прельстила. // Три дня по Астрахани возили // Три дня голодом морили»
Характерные признаки жанра
Нравственная оценка происходящего. Действуют исторические персонажи и обыкновенные люди
Нравственная оценка происходящего. Действуют исторические персонажи и обыкновенные люди
Сочувственное отношение народа к своему героическому атаману
Разин – непобедимый герой
3.Работа над содержанием солдатских песен.
3.1. Понятие о солдатских песнях.
Солдатские бытовые и исторические песни становятся в крестьянском репертуаре одной из значительных форм поэзии вплоть до Отечественной войны 1812 года.
В период Отечественной войны 1812 года в военно-политическую жизнь государства активно вовлекаются широкие крестьянские массы. Это породило массовое творчество, обрисовывающее героический образ народа. В отличие от песен о предшествующих войнах, в песнях об Отечественной войне более отчетливо проявляется историзм. В них постоянно звучит мысль об оборонительном характере войны для России, ставится вопрос о социальных силах, обеспечивших победу. В песнях говорилось о неисчислимых бедствиях, которые принесла война, о кровопролитных сражениях и разорениях.
3.3. Сообщение «историка» о взятии крепости Орешек (Северная война).
Шведская крепость Нотебург была взята русскими войсками осенью 1702 года в ходе Северной войны. Сделано это было для того, чтобы завоевать выход к Балтийскому морю.
Первоначально Петр I планировал «достать Орешек (так называлась древняя русская крепость на месте шведского Нотебурга) по льду» зимой 1702 года. Позже (из-за неподготовленности операции, а также наступившей оттепели) он перенес осаду на осень того же года. Осада готовилась Петром I тщательно и в большой тайне. Лето 1702 года Петр провел в Архангельске будто бы в ожидании предполагаемого нападения шведов. В Архангельск он взял сына Алексея, большую свиту и оттуда вел активную дипломатическую переписку. Противник ни в коем случае не должен был предположить, что целью кампании 1702 года является Нотебург. В ходе тайных махинаций к Нотебургу были переброшены осадные войска.
Утром 26 сентября 1702 года передовой отряд Преображенского полка численностью 400 человек подошел к крепости и начал перестрелку. Еще засветло к ним присоединились 2 гвардейских батальона. 27 сентября вся осадная армия прибыла под Нотебург. Русские перетащили волоком 50 судов из Ладожского озера в Неву и взяли укрепление на другой стороне Невы. Попытка шведов отбить его осталась безуспешной. 12 октября была начата бомбардировка, которая частично повредила стены крепости. Однако к 22 октября почти все осадные орудия из-за плохой выучки артиллеристов вышли из строя. По приказу Петра I русские пошли на штурм, так и не пробив полноценных брешей. Кровопролитный штурм 22 октября продолжался с перерывами 13 часов. И шведы в этой битве потерпели поражение. Петр дал шведскому гарнизону самые почетные условия, они свободно могли присоединиться к своим войскам, стоявшим в Нарве. Такая же свобода уйти, куда пожелают, или оставаться была предоставлена всему населению.
3.4. Выразительное чтение песни «Солдаты готовятся штурмовать Орешек».
3.5. Сообщение «историка» о сражении под Красным и при Березине.
Обращение к иллюстрациям в учебнике.
Сражение под Красным (3 — 6 ноября 1812 года) — боевые действия между русской армией под командованием Кутузова и отступающей из России «Великой Армии» Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 года.
За четыре дня активных боевых действий французы понесли тяжёлые потери. Однако Наполеону всё же удалось избежать полного разгрома под Красным, вполне возможного по мнению критиков, если бы Кутузов действовал более решительно и наступательно.
БЕРЕЗИНА, река в Белоруссии, на которой вблизи города Борисов 14-17 ноября 1812 произошло сражение междуотступавшей из России армий Наполеона и русскими войсками, пытавшимися отрезать ей пути отхода.
Наполеон силами решил форсировать Березину у деревни Студенка (в 15 км от Борисова вверх по течению), а чтобы отвлечь внимание русских от места переправы, предпринял демонстративные действия ниже по течению реки.
3.6. Выразительное чтение песни «Солдаты освобождают Смоленск».
Характерной особенностью поэтической формы исторических песен об Отечественной войне 1812 года является включение в текст отдельныхформул, строк и даже целых эпизодов из военно-исторических песен о, прошлых войнах. Использовались уже готовые поэтические формы и даже произведения. Устное творчество не создало монументальных исторических песен с развернутыми новыми сюжетами, в которых могли бы отразиться значительные ситуации Отечественной войны. Песни отличаются схематизмом и шаблонностью в изображении батальных сцен, недостаточной мотивированностью переходов. Выросшее народное сознание уже не укладывалось в выработанные традицией художественные рамки жанра.
• Выпишите в третью часть таблицы (см. рабочую тетрадь задание 5, с.13-14, ч.1) формулыобразно-выразительные средства, встретившиеся в песне «Солдатыосвобождают Смоленск».
Формулы, образно-выразительные средства
«Солдаты освобождают Смоленск»
Постоянные эпитеты, повторы, параллелизм
«Овладели славным городом неприятельски полки».
«Мы пойдем ко к неприятелю гостить, //
К неприятелю гостить. ».
«Полонивши их, топили во Березоньке реке, // Потопивши, отдыхали на зеленом на лугу. »
«Как бы, братцы, нам приняться, //
Смоленск город свободить, //
Смоленск город свободить, //
«Уж и взговорит солдатам Волконский-князь:«Ох вы храбрые солдаты, государю верные, // государю верные, командиру послушные»
В период войны 1812 года появилось множество изображений казаков. Выполненные в лубочной манере, они символизировали удаль русского казака, его готовность и умение сражаться за Отечество. Множество карикатур на бегство Наполеона из России изображали казаков, которые легко и просто пленяли и разбивали противника: «Казак так петлей вокруг шей — французов удит как ершей», «Чем победил он врага своего? Нагайкою!» (раскрашенная гравюра И.И. Теребенева). Изображение казаков даже размерами превосходили французов, практически всегда противостояли в одиночку множеству врагов. Идеологическая подоплека этих карикатур очевидна: казак на службе Отечеству становится непобедимым, величественным и почитаемым соотечественниками. Этим как бы затемнялись периоды разгульной казачьей вольницы времен Пугачева, которые еще не совсем изгладились из памяти общества в первые годы нового столетия.
IV. Подведение итогов урока.
1.Чтение статьи учебника « Истории живые голоса», с.17-18, ч.1.
2.Письменно ответьте на вопрос: «Почему необходимо изучать исторические песни?»(Задание 6 рабочей тетради, с.14, ч.1)
1.Составить вопросы к статье учебника «Из древнерусской литературы», с.30. ч.1
2.Подготовить выразительное чтение (художественный пересказ) фрагментов «Жития Сергия Радонежского», с.39-46, ч.1.
3.Прочитать статью учебника, с.37-38, выполнить задание 5 рабочей тетради, с.15,ч.1.
4.Подготовить пересказ статьи учебника «Для вас, любознательные», с.50-51, ч.1.
5. Индивидуальные задания:
— подготовить сообщение «искусствоведа» о картине М.В.Нестерова «Видение отроку Вафоломею»;
— подготовить сообщение о фрагменте покрова со святых мощей;
— подготовить сообщение «историка» о Куликовской битве, Сергии Радонежском, Дмитрии Донском.