Что внутри танка после попадания

В сети опубликованы кадры испытаний американской амфибийской бронемашины EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) корпуса морской пехоты. Это бронемашина, которая до 2003 года носила номенклатурное название AAAV. Кадры уж точно не отнести к новым, однако сам факт демонстрации воздействия снарядов в ходе испытаний определённый интерес вызывает.

Сначала демонстрируется стрельба из 30-мм автоматической пушки Bushmaster II, которая входит в боекомплект экспедиционной бронемашины корпуса морской пехоты США. В ходе стрельбы EFV с помощью «Бушмастера» поражает различные виды цели, включая те, которые имитируют живую силу противника. На кадрах видно, как идёт поражение манекенов, установленных на полосе перед пушкой.

Далее показано, какое воздействие боеприпасы оказывают после выстрелов по различного рода укреплениям. В частности, проверяются пробивающая способность боеприпаса, выпущенного по укреплению, созданному из мешков с песком. Огонь из пушки ведётся и по стене из кирпича.

Основное внимание могут привлечь к себе кадры из внутреннего пространства бронетехники, когда в неё попадает боеприпас. Видно, что броня серьёзным препятствием для снаряда, выпущенного с дистанции около 3000 метров, не стала. Показано и попадание по танку с расстояния в 1500 м. Броня также оказывается пробитой, после чего внутри танка возникает возгорание.

EFV изначально планировалась как замена бронетранспортёру AAV. Пожалуй, основной отличительной способностью EFV является высокая скорость движения по воде. Она может превышать 45 км/ч. При этом внушительной остаётся и скорость хода по суши – около 72,5 км/ч. Запас хода амфибийной американской машины по суши составляет 523 км, по воде – 128 км. Экипаж – 3 человека, плюс десант – до 17 человек. При этом эксплуатация EFV в армии США отменена из-за того, что предпочтение отдано другому проекту. В связи с этим в американских СМИ заговорили о возможной коррупционной составляющей.

Кадры на канале YouTube btvtinfo:

Источник

Ещё один кумулятивный миф

Что внутри танка после попадания. 1351515450 01. Что внутри танка после попадания фото. Что внутри танка после попадания-1351515450 01. картинка Что внутри танка после попадания. картинка 1351515450 01. В сети опубликованы кадры испытаний американской амфибийской бронемашины EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) корпуса морской пехоты. Это бронемашина, которая до 2003 года носила номенклатурное название AAAV. Кадры уж точно не отнести к новым, однако сам факт демонстрации воздействия снарядов в ходе испытаний определённый интерес вызывает.

Что внутри танка после попадания. 1351515472 02. Что внутри танка после попадания фото. Что внутри танка после попадания-1351515472 02. картинка Что внутри танка после попадания. картинка 1351515472 02. В сети опубликованы кадры испытаний американской амфибийской бронемашины EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) корпуса морской пехоты. Это бронемашина, которая до 2003 года носила номенклатурное название AAAV. Кадры уж точно не отнести к новым, однако сам факт демонстрации воздействия снарядов в ходе испытаний определённый интерес вызывает.

На этот раз «на поток» было поставлено производство фантазий о действии кумулятивных боеприпасов по экипажам бронеобъектов. Основные постулаты фантазёров таковы:
• экипажи танков якобы убивает избыточным давлением, создаваемым внутри бронеобъекта кумулятивным боеприпасом после пробития брони;
• экипажи, которые держат люки открытыми, якобы остаются в живых благодаря «свободному выходу» для избыточного давления.
Вот образчики таких высказываний с разных форумов, сайтов «знатоков» и печатных изданий (орфография оригиналов сохранена, среди цитируемых есть весьма авторитетные печатные издания):

«- Вопрос знатокам. При поражении танка кумулятивным боеприпасом, какие поражающие факторы действуют на экипаж?
— Избыточное давление в первую очередь. Все остальные факторы сопутствующие»;

«Полагая, что сама по себе кумулятивная струя и фрагменты пробитой брони, редко поражают более чем одного члена экипажа, я бы сказал, что основным поражающим фактором было избыточное давление…, вызванное кумулятивной струей…»;

«…меньший объем наших танков не позволяет снизить воздействие ПОВЫШЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ (фактор ударной волны не рассматривается) на экипаж, и что именно повышение давления его убивает…»

«Люк открытый иногда спасает тем что через него может выкинуть танкиста взрывная волна. Кумулятивная струя может просто пролететь сквозь тело человека это во-первых, а во вторых когда за очень малое время давление очень сильно возрастает + нагревается все вокруг выжить очень маловероятно. Из рассказов очевидцев у танкистов рвет башню, глаза вылетают из глазниц»;

«При поражении бронеобъекта кумулятивной гранатой поражающими экипаж факторами являются избыточное давление, осколки брони и кумулятивная струя. Но с учётом принятия экипажами мер, исключающих образование избыточного давления внутри машины, таких, как приоткрытие люков и бойниц, поражающими личный состав факторами остаются осколки брони и кумулятивная струя».

Наверное, достаточно «ужасов войны» в изложении как граждан, интересующихся военным делом, так и самих военнослужащих. Переходим к делу – к опровержению этих заблуждений. Сначала рассмотрим, возможно ли в принципе появление якобы «убойного давления» внутри бронеобъектов от воздействия кумулятивных боеприпасов. Прошу извинения у знающих читателей за теоретическую часть, они могут её пропустить.

ФИЗИКА КУМУЛЯТИВНОГО ЭФФЕКТА

Что внутри танка после попадания. 1351515499 03. Что внутри танка после попадания фото. Что внутри танка после попадания-1351515499 03. картинка Что внутри танка после попадания. картинка 1351515499 03. В сети опубликованы кадры испытаний американской амфибийской бронемашины EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) корпуса морской пехоты. Это бронемашина, которая до 2003 года носила номенклатурное название AAAV. Кадры уж точно не отнести к новым, однако сам факт демонстрации воздействия снарядов в ходе испытаний определённый интерес вызывает.

Рис. 1. Тандемный кумулятивный боеприпас немецкого РПГ «Panzerfaust» 3-IT600. 1 – наконечник; 2 – предзаряд; 3 – головной взрыватель; 4 – телескопическая штанга; 5 – основной заряд с фокусирующей линзой; 6 – донный взрыватель.

Что внутри танка после попадания. 1351515469 04. Что внутри танка после попадания фото. Что внутри танка после попадания-1351515469 04. картинка Что внутри танка после попадания. картинка 1351515469 04. В сети опубликованы кадры испытаний американской амфибийской бронемашины EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) корпуса морской пехоты. Это бронемашина, которая до 2003 года носила номенклатурное название AAAV. Кадры уж точно не отнести к новым, однако сам факт демонстрации воздействия снарядов в ходе испытаний определённый интерес вызывает.

Рис. 2. Импульсный рентгеновский снимок детонации кумулятивного заряда. 1 – броневая преграда; 2 – кумулятивный заряд; 3 – кумулятивная выемка (воронка) с металлической облицовкой; 4 – продукты детонации заряда; 5 – пест; 6 – головная часть струи; 7 – вынос материала преграды.

Принцип действия кумулятивных боеприпасов основан на физическом эффекте накопления (кумуляции) энергии в сходящихся детонационных волнах, образующихся при подрыве заряда ВВ, имеющего выемку в форме воронки. В результате в направлении фокуса выемки образуется высокоскоростной поток продуктов взрыва – кумулятивная струя. Увеличение бронебойного действия снаряда при наличии выемки в разрывном заряде было отмечено ещё в XIX веке (эффект Монро, 1888 г.)[2], а в 1914 году получен первый патент на бронебойный кумулятивный снаряд[3].

Металлическая облицовка выемки в заряде ВВ позволяет сформировать из материала облицовки кумулятивную струю высокой плотности. Из наружных слоёв облицовки формируется так называемый пест (хвостовая часть кумулятивной струи). Внутренние слои облицовки образуют головную часть струи. Облицовка из тяжелых пластичных металлов (например, меди), образует сплошную кумулятивную струю с плотностью 85-90% от плотности материала, способную сохранять целостность при большом удлинении (до 10 диаметров воронки). Скорость металлической кумулятивной струи достигает в её головной части 10-12 км/с. При этом скорость движения частей кумулятивной струи вдоль оси симметрии неодинакова и составляет до 2 км/с в хвостовой части (т.н. градиент скорости). Под действием градиента скорости струя в свободном полете растягивается в осевом направлении с одновременным уменьшением поперечного сечения. На удалении более 10-12 диаметров воронки кумулятивного заряда струя начинает распадаться на фрагменты и её пробивное действие резко снижается.

При встрече с преградой (бронёй) кумулятивная струя тормозится и передает давление преграде. Материал струи растекается в направлении, обратном её вектору скорости. На границе материалов струи и преграды возникает давление, величина которого (до 12-15 т/кв.см) обычно на один-два порядка превосходит предел прочности материала преграды. Поэтому материал преграды выносится («вымывается») из зоны высокого давления в радиальном направлении.

Эти процессы на макроуровне описываются гидродинамической теорией, в частности для них справедливо уравнение Бернулли, а также полученное Лаврентьевым М.А. уравнение гидродинамики для кумулятивных зарядов[5]. Вместе с тем, расчётная глубина пробития преграды не всегда согласуется с экспериментальными данными. Поэтому в последние десятилетия физика взаимодействия кумулятивной струи с преградой изучается на субмикроуровне, на основе сравнения кинетической энергии удара с энергией разрыва межатомных и молекулярных связей вещества[6]. Полученные результаты используются в разработке новых типов как кумулятивных боеприпасов, так и броневых преград.

Заброневое действие кумулятивного боеприпаса обеспечивается высокоскоростной кумулятивной струей, проникшей сквозь преграду, и вторичными осколками брони. Температуры струи достаточно для воспламенения пороховых зарядов, паров ГСМ и гидравлических жидкостей. Поражающее действие кумулятивной струи, количество вторичных осколков уменьшаются с увеличением толщины брони.

ФУГАСНОЕ ДЕЙСТВИЕ КУМУЛЯТИВНОГО БОЕПРИПАСА

Что внутри танка после попадания. 1351515458 05. Что внутри танка после попадания фото. Что внутри танка после попадания-1351515458 05. картинка Что внутри танка после попадания. картинка 1351515458 05. В сети опубликованы кадры испытаний американской амфибийской бронемашины EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) корпуса морской пехоты. Это бронемашина, которая до 2003 года носила номенклатурное название AAAV. Кадры уж точно не отнести к новым, однако сам факт демонстрации воздействия снарядов в ходе испытаний определённый интерес вызывает.

Что внутри танка после попадания. 1351515492 06. Что внутри танка после попадания фото. Что внутри танка после попадания-1351515492 06. картинка Что внутри танка после попадания. картинка 1351515492 06. В сети опубликованы кадры испытаний американской амфибийской бронемашины EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) корпуса морской пехоты. Это бронемашина, которая до 2003 года носила номенклатурное название AAAV. Кадры уж точно не отнести к новым, однако сам факт демонстрации воздействия снарядов в ходе испытаний определённый интерес вызывает.

Рис. 3. Входные (А) и выходные (Б) отверстия, пробитые кумулятивной струёй в толстобронной преграде. Источник: [4]

Теперь подробнее по избыточному давлению и ударной волне. Сама по себе кумулятивная струя никакой значимой ударной волны не создаёт в силу своей небольшой массы. Ударную волну создаёт подрыв заряда ВВ боеприпаса (фугасное действие). Ударная волна НЕ МОЖЕТ проникнуть за толстобронную преграду через отверстие, пробитое кумулятивной струей, потому что диаметр такого отверстия ничтожен, какого-либо значимого импульса через него передать невозможно. Соответственно, не может создаваться избыточное давление внутри бронеобъекта.

Граница, отделяющая последний сжатый слой от обычной среды, называется фронтом ударной волны. На фронте ударной волны происходит резкое повышение давления. В начальный момент формирования ударной волны давление на её фронте достигает 800-900 атмосфер. Когда ударная волна отрывается от теряющих способность к расширению продуктов детонации, она продолжает самостоятельное распространение по среде. Обычно отрыв происходит на удалении 10-12 приведённых радиусов заряда[7].

Фугасное действие заряда по человеку обеспечивается давлением во фронте ударной волны и удельным импульсом. Удельный импульс равен количеству движения, которое несёт в себе ударная волна, отнесённому к единице площади фронта волны. Человеческое тело за краткое время действия ударной волны поражается давлением в её фронте и получает импульс движения, что приводит к контузиям, повреждениям наружных покровов, внутренних органов и скелета[8].

Механизм формирования ударной волны при подрыве заряда ВВ на поверхностях отличается тем, что дополнительно к основной ударной волне формируется отражённая от поверхности ударная волна, совмещающаяся с основной. При этом давление в совмещённом фронте ударной волны в некоторых случаях почти удваивается. Например, при подрыве на стальной поверхности давление на фронте ударной волны составит 1,8-1,9 по сравнению с детонацией такого же заряда в воздухе[9]. Именно такой эффект происходит при детонации кумулятивных зарядов противотанковых средств на броне танков и другой техники.

Что внутри танка после попадания. 1351517141 t01. Что внутри танка после попадания фото. Что внутри танка после попадания-1351517141 t01. картинка Что внутри танка после попадания. картинка 1351517141 t01. В сети опубликованы кадры испытаний американской амфибийской бронемашины EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) корпуса морской пехоты. Это бронемашина, которая до 2003 года носила номенклатурное название AAAV. Кадры уж точно не отнести к новым, однако сам факт демонстрации воздействия снарядов в ходе испытаний определённый интерес вызывает.

Что внутри танка после попадания. 1351517226 t02. Что внутри танка после попадания фото. Что внутри танка после попадания-1351517226 t02. картинка Что внутри танка после попадания. картинка 1351517226 t02. В сети опубликованы кадры испытаний американской амфибийской бронемашины EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) корпуса морской пехоты. Это бронемашина, которая до 2003 года носила номенклатурное название AAAV. Кадры уж точно не отнести к новым, однако сам факт демонстрации воздействия снарядов в ходе испытаний определённый интерес вызывает.

Что внутри танка после попадания. 1351515452 07. Что внутри танка после попадания фото. Что внутри танка после попадания-1351515452 07. картинка Что внутри танка после попадания. картинка 1351515452 07. В сети опубликованы кадры испытаний американской амфибийской бронемашины EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) корпуса морской пехоты. Это бронемашина, которая до 2003 года носила номенклатурное название AAAV. Кадры уж точно не отнести к новым, однако сам факт демонстрации воздействия снарядов в ходе испытаний определённый интерес вызывает.

Рис. 4. Пример зоны поражения фугасным действием кумулятивного боеприпаса приведённой массой 2 кг при попадании в центр правой боковой проекции башни. Красным цветом показана зона летального поражения, жёлтым – зона травматического поражения. Расчёт проведён согласно общепринятой методике[11] (без учёта эффектов затекания ударной волны в проёмы люков)

Что внутри танка после попадания. 1351515502 08. Что внутри танка после попадания фото. Что внутри танка после попадания-1351515502 08. картинка Что внутри танка после попадания. картинка 1351515502 08. В сети опубликованы кадры испытаний американской амфибийской бронемашины EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) корпуса морской пехоты. Это бронемашина, которая до 2003 года носила номенклатурное название AAAV. Кадры уж точно не отнести к новым, однако сам факт демонстрации воздействия снарядов в ходе испытаний определённый интерес вызывает.

Рис. 5. Показано взаимодействие фронта ударной волны с манекеном в каске при подрыве 1,5 кг заряда С4 на удалении трёх метров. Красным цветом отмечены зоны с избыточным давлением свыше 3,5 атмосфер. Источник: NRL’s Laboratory for Computational Physics and Fluid Dynamics

Что внутри танка после попадания. 1351517147 t03. Что внутри танка после попадания фото. Что внутри танка после попадания-1351517147 t03. картинка Что внутри танка после попадания. картинка 1351517147 t03. В сети опубликованы кадры испытаний американской амфибийской бронемашины EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) корпуса морской пехоты. Это бронемашина, которая до 2003 года носила номенклатурное название AAAV. Кадры уж точно не отнести к новым, однако сам факт демонстрации воздействия снарядов в ходе испытаний определённый интерес вызывает.

В силу небольших габаритов танков и других бронеобъектов, а также детонации кумулятивных зарядов на поверхности брони, фугасное действие на экипаж в случае ОТКРЫТЫХ ЛЮКОВ машины обеспечивается сравнительно небольшими зарядами кумулятивных боеприпасов. Например, при попадании в центр бортовой проекции башни танка путь ударной волны от точки детонации до проёма люка составит около метра, при попадании в лобовую часть башни менее 2 м, в кормовую часть – менее метра. В случае попадания кумулятивной струи в элементы динамической защиты возникают вторичные детонационные и ударные волны, способные нанести дополнительные повреждения экипажу через проёмы открытых люков.

Что внутри танка после попадания. 1351515432 09. Что внутри танка после попадания фото. Что внутри танка после попадания-1351515432 09. картинка Что внутри танка после попадания. картинка 1351515432 09. В сети опубликованы кадры испытаний американской амфибийской бронемашины EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) корпуса морской пехоты. Это бронемашина, которая до 2003 года носила номенклатурное название AAAV. Кадры уж точно не отнести к новым, однако сам факт демонстрации воздействия снарядов в ходе испытаний определённый интерес вызывает.

Рис. 6. Поражающее действие кумулятивного боеприпаса РПГ «Panzerfaust» 3-IT600 в многоцелевом варианте при стрельбе по зданиям (сооружениям). Источник: Dynamit Nobel GmbH

Что внутри танка после попадания. 1351515488 10. Что внутри танка после попадания фото. Что внутри танка после попадания-1351515488 10. картинка Что внутри танка после попадания. картинка 1351515488 10. В сети опубликованы кадры испытаний американской амфибийской бронемашины EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) корпуса морской пехоты. Это бронемашина, которая до 2003 года носила номенклатурное название AAAV. Кадры уж точно не отнести к новым, однако сам факт демонстрации воздействия снарядов в ходе испытаний определённый интерес вызывает.

Рис. 7. БТР М113, уничтоженный попаданием ПТУР «Хеллфайр»

Давление на фронте ударной волны в локальных точках может как снижаться, так и увеличиваться при взаимодействии с различными объектами. Взаимодействие ударной волны даже с объектами небольших размеров, например с головой человека в каске, приводит к кратным локальным изменениям давления[12]. Обычно такое явление отмечается при наличии преграды на пути ударной волны и проникновении (как говорят – «затекании») ударной волны внутрь объектов через открытые проёмы.

Таким образом, теория не подтверждает гипотезу об уничтожающем действии избыточного давления кумулятивного боеприпаса внутри танка. Ударная волна кумулятивного боеприпаса образуется при взрыве заряда ВВ и может проникнуть внутрь танка только через отверстия люков. Поэтому люки СЛЕДУЕТ ДЕРЖАТЬ ЗАКРЫТЫМИ. Кто этого не делает, рискует получить сильную контузию, а то и погибнуть от фугасного действия при подрыве кумулятивного заряда.

В каких обстоятельствах возможно опасное повышение давления внутри закрытых объектов? Только в тех случаях, когда кумулятивным и фугасным действием заряда ВВ в преграде пробивается отверстие, достаточное для затекания продуктов взрыва и создания внутри ударной волны. Синергетический эффект достигается сочетанием кумулятивной струи и фугасного действия заряда на тонкобронных и непрочных преградах, что приводит к конструкционному разрушению материала, обеспечивая затекание продуктов взрыва за преграду. Например, боеприпас немецкого гранатомёта «Panzerfaust» 3-IT600 в многоцелевом варианте при пробитии железобетонной стены создаёт в помещении избыточное давление 2-3 бар.

Тяжёлые ПТУР (типа 9М120, «Хеллфайр») при попадании в ББМ лёгкого класса с противопульной защитой своим синергетическим действием могут уничтожить не только экипаж, но и частично или полностью разрушить машины. С другой стороны, воздействие большинства носимых ПТС на ББМ не столь печально – здесь наблюдается обычный эффект заброневого действия кумулятивной струи, а поражения экипажа избыточным давлением не происходит.

Что внутри танка после попадания. 1351515423 11. Что внутри танка после попадания фото. Что внутри танка после попадания-1351515423 11. картинка Что внутри танка после попадания. картинка 1351515423 11. В сети опубликованы кадры испытаний американской амфибийской бронемашины EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) корпуса морской пехоты. Это бронемашина, которая до 2003 года носила номенклатурное название AAAV. Кадры уж точно не отнести к новым, однако сам факт демонстрации воздействия снарядов в ходе испытаний определённый интерес вызывает.

Рис. 8. Три попадания кумулятивных выстрелов РПГ в БМП. Несмотря на плотную группировку пробоин, проломов не наблюдается. Источник: [13]

Многочисленные свидетельства и факты периода кампаний в Чеченской республике о поражении танков, БТР и БМП кумулятивными боеприпасами РПГ и ПТУР не выявили влияния избыточного давления: все случаи гибели, ранений и контузий экипажей объясняются либо поражением кумулятивной струёй и фрагментами брони, либо фугасным действием кумулятивных боеприпасов[13].

Существуют официальные документы, описывающие характер повреждений танков и экипажей кумулятивными боеприпасами: «Танк Т-72Б1 … изготовлен ПО «Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил) в декабре 1985 г. Участвовал в действиях по наведению конституционного порядка в ЧР в 1996 году и получил боевые повреждения, приведшие к гибели командира танка… При осмотре объекта специалистами было выявлено 8 боевых повреждений. Из них:
• на корпусе – 5 повреждений (3 попадания кумулятивной гранатой в участки борта, защищенные ДЗ, 1 попадание кумулятивной гранатой в резинотканевый экран, не защищенный ДЗ, 1 попадание осколочной гранатой в кормовой лист);
• на башне – 3 повреждения (по 1 попаданию кумулятивной гранатой в лобовую, бортовую и кормовую части башни).

Обстрел танка велся кумулятивными гранатами из ручных гранатометов типа РПГ-7 (бронепробиваемость до 650 мм) или РПГ-26 «Муха» (бронепробиваемость до 450 мм) и осколочными гранатами типа ВОГ-17М из подствольных гранатометов или АГС-17 «Пламя». Анализ характера поражений и их взаимное расположение с достаточно большой долей вероятности позволяет сделать вывод, что в момент начала обстрела танка башня и пушка его находились в положении «по-походному», зенитная установка «Утес» была отвернута назад, а крышка люка командира была приоткрыта или открыта полностью. Последнее могло привести к поражению командира танка продуктами взрыва кумулятивной гранаты и ДЗ при попадании в правый борт башни без пробития брони. После полученных повреждений машина сохранила способность к передвижению своим ходом… Корпус машины, узлы ходовой части, моторно-трансмиссионная установка, боекомплект и внутренние топливные баки, в целом оборудование корпуса сохранили работоспособность. Несмотря на сквозное пробитие брони башни и некоторые повреждения элементов A3 и СТВ, пожар внутри машины не возник, сохранена возможность ведения огня в ручном режиме, а механик-водитель и наводчик остались живы (выделено автором)»[14].

Что внутри танка после попадания. 1351515487 12. Что внутри танка после попадания фото. Что внутри танка после попадания-1351515487 12. картинка Что внутри танка после попадания. картинка 1351515487 12. В сети опубликованы кадры испытаний американской амфибийской бронемашины EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) корпуса морской пехоты. Это бронемашина, которая до 2003 года носила номенклатурное название AAAV. Кадры уж точно не отнести к новым, однако сам факт демонстрации воздействия снарядов в ходе испытаний определённый интерес вызывает.

Рис. 9. Степень опасности поражающих факторов кумулятивного боеприпаса

Наконец – последний гвоздь в крышку гроба обсуждаемого мифа. Неопровержимые факты, полученные экспериментальным путём.

Оборонная исследовательская служба вооружённых сил Дании провела испытания эффективности кумулятивных суббоеприпасов для 155-мм снарядов, выбрав в качестве объекта танк «Центурион». Датчане использовали методику статических испытаний, разместив суббоеприпасы на башне и корпусе машины под различными углами. Внутри машины, на местах экипажа в обитаемом отделении, и по всему танку поместили датчики давления, температуры, ускорений. В процессе исследований на танке провели 32 подрыва суббоеприпасов. Мощность кумулятивных боеприпасов была такова, что кумулятивная струя зачастую пробивала танк сверху донизу, да ещё оставляла под днищем воронку в грунте. При этом установленные в танке датчики НЕ ЗАФИКСИРОВАЛИ ПОВЫШЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ И ТЕМПЕРАТУРЫ[15].

В 2008 году на 24-м международном симпозиуме по баллистике доктор Манфред Хельд из оборонного департамента Defence and Security Systems аэрокосмической корпорации EADS представил доклад «Behind Armour Effects at Shaped Charge Attacks» (Заброневое действие кумулятивных боеприпасов)[16]. В докладе обобщены результаты новейших экспериментов, с использованием современных измерительных средств и методик, по исследованию поражающих факторов кумулятивных боеприпасов. Здесь нет смысла приводить сотни цифр, полученных в ходе экспериментов. Достаточно общей картины заброневого действия кумулятивных боеприпасов, показанной на итоговом рисунке из доклада. Интересующий нас эффект избыточного давления (Blast) отмечен как НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ (согласно отечественной классификации – нулевая степень поражения, см. таблицу 1). Что, собственно, и не подлежало сомнению в кругах специалистов. А вот сама кумулятивная струя (Residual Jet Material) и осколки (Spalls) представляют серьёзную опасность. Отмечена также средняя степень опасности фугасного действия боеприпаса с наружной стороны брони, что лишний раз подчёркивает вредность обсуждаемого мифа.

Если кумулятивная струя и осколки брони не поражают людей и пожаро-/взрывоопасное оборудование танка, то экипаж благополучно выживает: при условии нахождения внутри бронетехники и закрытых люках!

Источник

Что чувствовали танкисты СС на танках «Пантера» после попаданий 122-мм бронебойных снарядов ИС-2? Воспоминания эсесовцев

К созданию настоящих тяжелых танков в Советском Союзе шли долго. Начали с допотопных и каких-то футуристических танков Т-35, а потом пришли к линейке КВ, из которой вышла линейка ИС.

Это был наш ответ на немецкие тяжелые танки с мощными орудиями, причем ответ более универсальный: если немцы создали буквально “истребителей” вражеских танков, то ИС-2 не только уничтожал технику, но и эффективно боролся с дотами и дзотами. Его 122-мм снаряды пробивали все немецкие танки, включая “Королевские Тигры”, с которыми, впрочем, танкисты на ИС-2 встречались крайне редко. Но вот если брать средне-тяжелые танки “Пантера”, то тут ситуация значительно лучше, исходя из общего количества “Пантер” выпущенных и направленных на Восточный фронт.

Есть конечно испытания немецкого танка, в 1944-ом году, которое показали слабость даже лобовой брони танка против 122-мм бронебойных снарядов, и все же чтобы до конца понять всю трагедию ситуации, надо обратиться к немецким танкистам, которые пережили всё это. Одним из таких был Петер Йордан, которые воевал в составе 1-го танкового батальона 5-й тд СС “Викинг”. И вот он пережил в осенних боях 44-го года рикошет от советского танка. Было ощущение, как вспоминал танкист, что в них какой-то момент угодил “молот Тора”. Вся аппаратура вышла из строя, башню от удара заклинило, пришлось как можно скорее выбираться.

Конечно в итоге не обошлось без последствий для организма, которые мы называем контузией, тем не менее этому экипажу повезло. Сами танкисты СС вспоминали о том, как советские танки с одного выстрела срывали башни танков, в таком случае и экипажу определялся билет в один конец. В книге Вилли Фея есть также воспоминания одного из танкистов СС, что пережил попадание от ИС-2. В итоге пол экипажа сразу все, не помнил как выбрался из танка, и потом только ночью проснулся, добравшись до своих.

В целом же, учитывая тот факт, что качество брони немецкого танка с каждым месяцем войны падало, и способности орудия ИС-2, а также качество советских снарядов, то можно сказать что советский тяжелый танк “Пантеру” в итоге не просто догнал, а значительно перегнал.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Военное дело

Страх и смерть: члены экипажей рассказывают об ужасах жизни в танке во время Второй мировой войны (АВС, Испания)

Жара, постоянный шум и страх быть уничтоженными были обычными попутчиками экипажей боевых танков

То утро 1944 года началось для Лафайета Пула (Lafayette G. Pool) с улыбки. Спустя три года на фронте это был его последний день в Европе. «Вы и ваш экипаж — герои, я хочу, чтобы вы вернулись домой к своим матерям живыми и здоровыми», — объяснил ему полковник Ричардсон (Richardson). И вместо того, чтобы возглавить атаку, как он обычно делал, американский танкист-ас (он уничтожил дюжину «Пантер» и более двух сотен машин) отправился на фланг соединения, позицию, казавшуюся спокойной.

Пул выжил, но никогда не смог забыть тот момент. Ему повезло больше, чем экипажам более четырех тысяч «Шерманов», основы американских танковых дивизий, погибшим за время Второй мировой войны. Многие из них погибли от выстрелов устрашающих 88-миллимитровых противотанковых орудий.

Командир танка Дуглас Амбридж (Douglas Ambridge) почувствовал такой же ужас, когда понял, что в них целится «Тигр 1», еще один ночной кошмар американских танкистов. Он приказал водителю спрятаться за домом, но это им не помогло. «Выстрел прошел через пять стен здания, пробил нашу броню и попал в топливный бак», — писал он после окончания войны. Он сумел выскочить из танка, прежде чем пламя объяло его.

Суть в том, что жизнь танкистов обеих сторон была намного сложнее, чем показывают в голливудских фильмах. В битве они были настолько же уязвимы, как и остальные. Как и в случае с неизвестными солдатами, которым приказывали с одними лишь винтовками занять то или иное место, всего один выстрел мог унести жизни танкистов.

Разница лишь в том, что пехота ощущала ужас, услышав звук немецких пулеметов MG-42 или британских «Виккерс», а те несчастные, сражавшиеся, сидя внутри танков Второй мировой войны, боялись грохота противотанковых орудий. Единственным спасением было стать маленькой семьей, где все основано на взаимном доверии. Это подтверждает и советский [танкист-]водитель Александр Сахаров: «Члены экипажа ближе друг другу, чем братья».

Клаустрофобия и метал

Такая семья состояла из пяти человек, выполнявших в танке определенные роли (хотя в начале войны русские экипажи состояли из четырех человек). Все они находились в замкнутом помещении размером меньше комнаты, именно так и было в случае с самыми распространенными танками: немецкими «Пантера IV», американскими «Шерман» и советскими Т-34/76.

Контекст

Что внутри танка после попадания. 239319318. Что внутри танка после попадания фото. Что внутри танка после попадания-239319318. картинка Что внутри танка после попадания. картинка 239319318. В сети опубликованы кадры испытаний американской амфибийской бронемашины EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) корпуса морской пехоты. Это бронемашина, которая до 2003 года носила номенклатурное название AAAV. Кадры уж точно не отнести к новым, однако сам факт демонстрации воздействия снарядов в ходе испытаний определённый интерес вызывает.

Forbes: это не танк, это российская гаубица! Как отличить танк от других броневиков

Al Arabiya: этот советский танк вселял в немцев ужас

АВС: странный подземный танк в битве за Сталинград

Обычно водитель и пулеметчик (он же радист) располагались сидя в передней части машины. Может показаться, что так удобней, но во время сражения они должны были всё время оставаться в этом положении, иначе бы бились головой о верх. Справа и слева от башни располагались артиллерист и заряжающий. Позади находился командир, он должен был сохранять бдительность и отвечать за благополучие подчиненных. «Мы должны были всt время быть внимательными, когда наблюдали за сражением во время позиционной войны», — вспоминает Отто Кариус, легендарный немецкий ас.

Хотя должность командира была наиболее ответственной, страдали больше всего водители. Джек Роллинсон (Jack Rollinson), сам служивший в этой должности, считает, что они стояли «на нижней ступени иерархии». По его словам, им приходилось вставать раньше всех, чтобы проверить танк, а остальной экипаж продолжал спать под брезентом, натянутым на манер палатки. Спать они ложились тоже позже всех, так как нужно было проверить гусеницы и двигатель. Во время перемещений поспать им также не удавалось. Кариус разделял такое мнение: «Для этой должности требовалось дополнительное мужество».

Несмотря на это перед смертью все были равны. «Когда броню пробивали, иногда взрывались головы и внутри все было в крови, мясе и мозгах», — вспоминал после битвы лейтенант Белтон Купер (Belton Cooper) из батальона обслуживания.

Каждый день вне лагеря был тяжелым. Во время долгих перемещений из одной области в другую, такие обычные вещи как опорожнение мочевого пузыря и прием пищи превращались в целое приключение. Проблему похода в туалет можно было решить с помощью гильзы снаряда (во время сражения нужно было быть осторожней, они горячие), пехотного шлема или пустой банки.

Для восстановления энергии у них были особые пайки, хотя, некоторые военные, например, немец Германн Хекардт (Hermann Heckardt), считали их «скучными». Этот сержант любил вступать в бой, потому что так мог достать британское консервированное мясо. Отсеки могли превращаться в кладовые, это было обычным делом. Хуже всего было месяцами не возвращаться на базу. «В такие периоды мы вели нищенскую жизнь, о мытье и подумать не могли. С такими бородами и друзей было сложно узнать», — вспоминал Ханс Беккер (Hans Becker).

Проверка чувств

Жестокость сражений шокировала. По воспоминаниям рядового Дж. В. Хоуса (J. W. Howes) были звуки и пострашнее грохота вражеских снарядов по броне — «услышать по радио щелчок выключения радио другой машины». «Ужас сражения» усиливался, ведь это значило, что товарищи, с которыми они месяцами жили в лагере, погибли. «Если кто-то сообщал, что в такую-то машину попали, все знали, кто это был. Лица погибших пролетали перед взором за несколько секунд».

Обоняние было еще одним чувством, подвергавшимся проверке внутри этих металлических глыб. Начать даже с запаха самих членов экипажа, которые могли помыться только в лагере или, если были достаточно прозорливы, из ведра воды. Самым грязным обычно был заряжающий, он потел больше остальных, загружая снаряды в пушку.

Страдало и зрение. Во время сражения только у командира был панорамный обзор происходящего снаружи. Обычно он вел бой наполовину высунувшись из люка, хотя мог и спрятаться, чтобы избежать пуль. Тут наиболее самоотверженными были немцы. Отто Кариус всегда настаивал на том, что эта опасная практика может помочь увидеть противника на несколько жизненно важных секунд раньше. «Те командиры танков, что хлопают люком в начале атаки и не открывают его до самого конца, никуда не годятся».

Остальным членам экипажа, однако, приходилось напрягать зрение, чтобы понять, что происходит вокруг, потому что для обзора у них было только маленькое окошко размером с почтовый ящик. Само собой, внутри этих металлических зверей рассмотреть что-либо было невозможно.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *