Что внутри покровского собора
Внутри Собора Василия Блаженного: потолок‑калейдоскоп и галереи с видом на Кремль
Визитная карточка столицы – Собор Василия Блаженного, или Покровский собор – в июне празднует 456-летие. Он был построен по приказу Ивана Грозного в честь покорения Казанского ханства. Сегодня «пряничный домик» с цветными куполами на Красной площади мелькает в фильмах, красуется на магнитах и открытках. Для российских туристов это бренд Москвы, а для иностранцев – чуть ли не главный символ России. Несмотря на популярность собора, внутреннее убранство мало кто видел. Многие москвичи думают, что собор функционирует как музей, а службы там не проводятся. Обозреватель РИАМО сходила в Собор Василия Блаженного и узнала, что обязательно нужно увидеть внутри.
Храм и музей
Попасть в собор сегодня можно двумя способами – по билету на экскурсию и на богослужение бесплатно. Правда, службы проводятся только по воскресеньям и большим церковным праздникам, и как правило, в нижней церкви, это не позволит увидеть знаменитые купола изнутри.
Внутри собора – десять церквей, при этом девять из них – на втором ярусе, они воздвигнуты на едином основании и накрыты теми самыми разноцветными куполами. Ради того, чтобы увидеть их своды и росписи на потолках, и стоит купить билет.
Экскурсии по собору водят уже почти 100 лет, с 1923 года, а богослужения возобновили только в 1991 году, когда собор перешел в совместное пользование Государственного исторического музея и РПЦ. Примерно в это же время, в 1990 году собор включили в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
За долгую историю собора его предназначение не раз менялось. Например, с 17 века это было надежное убежище от пожаров, которые в то время в Москве случались каждые 2-3 года. Хозяйственные помещения храма – подклеты сдавали в наем купцам, которые могли хранить здесь свои товары. Прочные кирпичные стены подклетов толщиной 3 метра привлекали и зажиточных москвичей, которые снимали их для хранения своего имущества. До конца 16 века во вместительной нише собора хранилась и царская казна – основное сокровище русского государства.
Кроме подклетов, которые можно увидеть и сегодня, среди знаковых экспонатов первого этажа – древние иконы, ровесницы храма, а также Церковь Василия Блаженного, где хранятся мощи Святого Василия и проходят воскресные службы.
Подкупольные храмы
Чтобы увидеть главные экспонаты – подкупольные храмы – нужно подняться наверх по узкой винтовой лестнице, которая ведет из подклета. Когда-то это лестница была тайной, а сегодня по ней поднимаются все туристы.
Поднявшись наверх, оказываешься в Церкви Покрова Богородицы. Это самая большая по площади и самая высокая в соборе церковь высотой почти 50 метров, которая и дала имя собору.
Венчает церковь восьмигранный шатер, что зрительно устремляет ввысь конструкцию. Конечно, его нельзя не сфотографировать. Экскурсовод рассказывает, что в нем скрыта главная тайна собора: под древней фресковой росписью шатра виден текст, который и является закладной летописью, где указана дата окончания строительства собора.
При желании под шатром можно увидеть и горлышки голосников – кувшинов, которые встроены в стены для хорошей акустики в церкви.
Здесь же можно увидеть рамочный иконостас с роскошной резьбой по дереву и позолотой, нехарактерной для 16 века. В 18 веке он был перенесен сюда из собора Черниговских чудотворцев Московского Кремля, который до нашего времени не сохранился.
Среди церквей, в которые также стоит зайти – Церковь Троицы с белым потолком. Хотя Троицкая церковь проще по конструкции, чем Покровская, вместо шатра здесь– восьмигранный барабан и свод, зато красная спиралевидная восьмиконечная звезда на фоне древней побелки привлекает внимание фотографов, любителей современного искусства и конспирологов.
Если смотреть на потолок долго, то возникает эффект калейдоскопа – иллюзорности движения изображения, так что начинает кружиться голова. Но экскурсовод отмечает, что скрытых смыслов в этой звезде нет, она нужна лишь для того, чтобы мы ощутили 20 метровую высоту, стоя внизу.
Еще один экспонат, который нельзя пропустить, – соборная икона Троицы, написанная в 17 веке. Эта копия «Троицы» Андрея Рублева находится в иконостасе церкви.
Один из самых маленьких храмов собора – Церковь Александра Свирского, площадью всего 8 квадратных метров. Как и в главной церкви собора – Покровской – конструкция представляет собой «четверик на восьмерик», а роспись имитирует кирпичную кладку и белый камень. Под сводами храма – все та же «калейдоскопная» восьмиконечная звезда.
Рассмотреть стоит и древний иконостас, в котором есть иконы старше собора.
Единственный минус маленького храма – теснота, из-за чего рассмотреть экспонаты в толпе посетителей довольно сложно. Что касается служб, то, по одной из версий, это были частные панихиды для родственников воинов, погибших под стенами Казани.
Видовые галереи
Всего в экспозиции музея более 400 икон и около 800 экспонатов. Но самое интересное – то, что здесь можно перемещаться во времени – увидеть интерьеры 16 и 17 века с кирпичным полом и кладкой того времени, а также более поздние – 18 и 19 века, имитацию кладки и белокаменные полы.
Особого внимания заслуживает главный парадный вход в собор, потолок которого плоский. Это одно из самых светлых мест, поэтому многие туристы здесь делают фото-паузу. Сейчас древняя кладка закрыта росписью под кирпич, а сама конструкция потолка для 16 века уникальна. В те время кирпичный плоский потолок был редкостью, что дает возможность предполагать, что Покровский собор все-таки построили итальянские зодчие. В те времена именно итальянцы были лучшими мастерами по работе с кирпичом.
Для посетителей на экскурсии интерес представляют не только церкви и древние иконы, но и обходные галереи и так называемые гульбища, из которых можно запечатлеть главные достопримечательности Москвы: Спасскую башню, Красную площадь и ГУМ. Эти проходы очень узкие, но это не мешает посетителям толпиться в них ради удачного кадра.
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»
Что скрывает Храм Василия Блаженного внутри
Обратите внимание на дерево «в кадке». Это маркер реального уровня земли у храма до реставрационных работ.
Икона на стене за деревом крупным планом.
Экскурсию для нас проводила директор музея Храма Василия Блаженного Татьяна Сарачева. Спасибо ей за это огромное!
Нам повезло подняться на верх!
Колокольню собора показывал нам главный звонарь Игорь Васильевич Коновалов. Конечно, мы услышали и мелодию колоколов, которые оживают здесь, в основном, только по праздникам.
Вот такие мощные балки для крепления.
Колокола сегодня здесь разные, привезенные из других церквей и даже стран. Ведь в советское время церковный металл шёл на нужды государства.
Гигант. Брат колокола со Спасской башни, голос которого все мы слышим в Новогоднюю ночь. Отлит в 18 веке.
Далее нас провели на открытую круговую галерею, расположенную на уровне куполов. Сюда вход для посетителей закрыт. В основном по условиями безопасности. Виды здесь потрясающие. Ооочень красиво и непривычно смотреть в таком ракурсе на Красную площадь.
Хотела сначала вставить сюда много видовых фото, но лучше сделаю отдельным постом.
Сейчас покажу только одно фото. С этого мостика раньше снимали все парады. С развитием техники появились разные «летающие» камеры и площадка для этих целей стала неактуальной.
Экскурсовод обратила наше внимание, что называть главы Храма куполами неверно.
Отреставрированная роспись на стенах.
Прорисовка кирпича. Собор сегодня весь кирпичный, но после реставрации был нанесён такой узор.
А это оригинальный фрагмент росписи 17 века, расположен он на нижней галереи, куда нас тоже пустили. Туристам вход закрыт. Там узко и сохранилась подлинная краска, которая может быть утеряна. Сейчас эти фрагменты помогают реставраторам подобрать цвета при восстановительных работах.
Заходим внутрь Храма.
Сразу поражают сказочные галереи-переходы между церквями.
Металлические скобы держат потолок. Наверху в «техническом» помещении огромные металлические крепления.
Мастерство архитекторов и строителей, конечно, восхищает. Кирпичный свод потолка.
Переходы первого яруса-подклета.
А этот портал специально открыли от штукатурки, что было видно сколько форм кирпича использовалось при строительстве.
Выносные фонари, которые раньше несли во время Крестных ходов.
А это уже алтарь Церкви Киприана и Иустины. Обратите внимание на хоругви, которые также раньше участвовали в Крестных ходах.
Алтари почти во всех церквях набраны при рестоврации из собранных из других храмов икон. Из оригинальных икон, сохранилось лишь 2, которые находятся в витринах музея.
Из-за того, один харугв весил очень много нёс его не 1 человек, а трое.
Церковь Великого образа Николая Чудотворца.
Церковь Входа Господня в Иерусалим.
В Церкви Александра Свирского ансамбль духовной музыки «Дорос» исполнил для нас а капелла несколько композиций. Певцы выступают ежедневно во время работы музея. Послушать может любой желающий.
Чистые голоса наполняли всё помещение и уносились далеко в высь. Во многих церквях Собора (кроме 2х) при строительстве были заложены голосники, которые дают отличное акустическое звучание.
Чтоб попасть в придел Василия Блаженного, надо спуститься со второго яруса по узенькой лестницы или зайти с улицы.
Здесь мы видим раку. Но сама могила находится где-то под полом церкви.
Невероятной красоты алтарь.
С 2011 года площадь первого яруса увеличилась в три раза. Открыты 6 новых помещений. Сегодня здесь можно увидеть постоянную экспозицию по истории Покровского собора, в которой находятся только подлинные предметы. Впервые представлены разделы: археологические исследования, история реставрации, Московские юродивые в истории Покровского собора.
Фрагмент покрытия с Церкви Варлаама Хутынского. Железо, ковка. Снято при реставрации в середине 20в.
Сегодня покрытие из меди толщиной в 1 мм.
Храм Василия Блаженного в Москве, а точнее Покровский собор из 11 церквей | Что интересного внутри?
Покровский собор или как ошибочно многие говорят Храм Василия Блаженного – расположен в самом сердце Москвы на Красной Площади. Думаю, что особо его не нужно представлять, так как все знают Покровский собор с самого детства не только в России, но и во всем мире. Многие Россию ассоциируют именно с этой красивой церковью с разноцветными куполами, а точнее комплексу из 11 церквей.
Я много раз был в Москве и к своему стыду никогда не был внутри Покровского собора. Настало время зайти и посмотреть на все своими глазами.
Немного истории
Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее со времен Ивана III начали возводить церкви вокруг в честь побед русского войска над Золотой Ордой. Когда столица Казанского ханства окончательно пала, Иван Грозный перестроил архитектурный ансамбль в камень. Он окружил центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы.
Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана.
Храм продолжал разрастаться и к 1722 году уже насчитывалось 18 церквей. К сожалению, во время Троицкого пожара в 1737 году #покровский собор практически полностью сгорел. Комплекс восстановили по указу Екатерины II к 1786 году. С тех пор облик незначительно менялся во время реставрационных работ, но сама концепция «несколько церквей в одной», заданная еще Иваном Грозным, продолжает существовать и в наши дни.
Перед входом в храм установлена миниатюрная модель в масштабе 1:100. Я бы предложил установить рядом модель образца 1722 года, чтобы наглядно можно было сравнить было / стало.
Режим работы
Покровский собор закрывается вечером. Это очень неудобно, если вы планируете посещение после рабочего дня. Режим работы меняется 4 раза в год:
Первая среда месяца – выходной
1 мая – 31 августа: с 10:00 до 18:00
Остальные месяцы лучше уточнить на сайте
Стоимость билета
Вход в #собор к разочарованию многих платный. Изначально я планировал купить билет онлайн, но сайт настолько сложный, что это сделать просто не смог. Пришлось ехать к кассам и брать билет офлайн.
Билет для иностранцев – 1000 рублей, для взрослых граждан РФ – 500 (от 17 лет) рублей. Дети от 7 до 17 лет – 250 рублей. Также есть массу льготных билетов, с которыми лучше ознакомиться на сайте музея.
Церковь Василия Блаженного
Первая небольшая церковь, в которой мы оказываемся – Храм Василия Блаженного. Ее пристроили к основному собору только в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного. Поэтому весь комплекс церквей называть именем Василия Блаженного некорректно. Хотя народное название уходит корнями в 1588 год, когда церковь Василия Блаженного отапливалась в зимнее время и народ предпочитал приходить сюда на службу, говоря: «Пойдем к Василию Блаженному».
В наше время сохраняется такая традиция народного названия. По статистике Яндекса люди в 10 раз чаще в поисковике вбивают «Храм Василия Блаженного», чем «Покровский собор».
Масляная роспись появилась в 1905 году к 350-летию начала строительства собора. Все очень красиво сделано.
Интерьеры нижнего яруса
Переходы между церквями расписаны в другой рисунок – это помогает понять, где заканчивается одна церковь и начинается вторая.
Переходы между церквами богаты на интересные экспонаты. Например, как выглядел собор в XVI веке
Василия Блаженного Храм
Собо́р Покрова́, что на Рву́, также называемый Храм Васи́лия Блаже́нного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха.
Содержание
Статус
Покровский собор — одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих жителей планеты Земля он является символом Москвы (таким же, как Эйфелева башня для Парижа). Перед храмом с 1931 года [1] размещается бронзовый Памятник Минину и Пожарскому (установлен на Красной площади в 1818 году).
В Санкт-Петербурге находится мемориальный храм, посвящённый Александру II, — Храм Воскресения Христова, более известный как Спас на Крови (завершён в 1907 году). Покровский собор послужил одним из прообразов при создании Спаса на Крови, поэтому оба сооружения имеют черты сходства.
Версии создания храма
Покровский собор был построен в 1555—60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством.
Существует несколько версий о создателях собора.
По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.
По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве, эта версия ныне устарела.
По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого четкого документального подтверждения.
Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля. [2]
Структура храма
Куполов всего 10. Девять куполов над храмом (По числу престолов: Покрова Богородицы (центр.), Св. Троицы (вост.), Входа в Иерусалим (зап.), Григория Армянского (сев.-зап.), Александра Свирского (юго-вост.), Варлаама Хутынского (юго-зап.), Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.), Николая Чудотворца Великорецкого (юж.), Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.)) плюс один купол над колокольней. (В старину Собор Василия Блаженного имел 25 куполов, обозначавших Господа и 24-х старцев, сидящих у престола Его). Собор состоит из восьми храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань: Троицы, в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки), Входа во Иерусалим, в честь мчч. Адриана и Наталии (первоначально — в честь свв. Киприана и Иустины — 2 октября), свт. Иоанна Милостивого (до XVIII — в честь свтт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — 6 ноября), Александра Свирского (17 апреля и 30 августа), Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста), Григория Армянского (30 сентября). Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.
В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469—1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, возведённый над местом погребения блж. Иоанна Московского (вначале был освящён в честь Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий), где покоятся мощи Иоанна Блаженного, обретенные в 1672 году.
В 1670-х годах построена шатровая колокольня.
Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).
В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев.
Последний (перед революцией) настоятель собора, протоиерей Иоанн Восторгов, был расстрелян 23 августа (5 сентября) 1919 год. Впоследствии храм был передан в распоряжение обновленческой общины.
Храм-музей
В 1929 году закрыт для богослужений, были сняты колокола. Вновь начал использоваться для богослужения с 14 октября (праздник Покрова) 1991 года. Богослужения совершаются клириками храмов в Зарядье и Китай-городе.
Раньше храм (как и многие другие допетровские памятники архитектуры) выглядел гораздо живописнее и наряднее чем сейчас: шатер храма опоясывал поясок из маленьких луковиц, ныне утраченный, а центральная (ныне просто позолоченная) главка имела такую же сложную рельефную форму, как и боковые главы, и роспись стен храма была более сложной.