Что внесли передвижники в русское искусство
Что нового «Передвижники» внесли в русское искусство
Художники передвижники. 9 часть
ПРОЧИТАВ ЭТУ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ ЧТО НОВОГО «Передвижники» ВНЕСЛИ В МИР ИСКУССТВА
Все основные завоевания передвижников в области бытовой и исторической живописи, портрета и пейзажа были совершены ими уже на протяжении 1870—1880-х годов. В этот период зритель увидел на передвижных выставках лучшие жанровые картины Максимова, Савицкого, В. Маковского, Ярошенко, Репина, три капитальные картины Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова»), исторические композиции В. Васнецова («Витязь», «После побоища», «Битва скифов со славянами») и Поленова («Грешница»), портреты работы Перова, Крамского, Репина, пейзажи Шишкина, Саврасова, Куинджи, Поленова и молодого Левитана (включая уже и его волжские шедевры). В течение этих же двух десятилетий передвижники очень многого достигли в области живописного мастерства, это с особым блеском сказалось в картине Репина «Не ждали», в его портретах, в произведениях Сурикова, Куинджи, Поленова, Левитана.
Что нового внесли последующие десятилетия в историю Товарищества? Как сложилась его деятельность в 1890-е, 1900-е, 1910-е годы?
На эти вопросы нельзя ответить, не уяснив себе основных явлений в общественно-культурной жизни России конца XIX—начала XX века. К этому времени Россия становится империалистической державой. Начинается эпоха, которая, с одной стороны, отмечена наступлением реакции по всей линии, а с другой — является началом пролетарского этапа в освободительном движении России. Это эпоха окончательного назревания и свершения революции 1905 года. Исключительное обострение социальных и идейных противоречий порождает усиление противоречий и в области искусства и литературы.
Представители буржуазно-дворянской культуры этого времени с повышенной активностью проповедовали «чистое искусство» и яростно нападали на передвижников. Причем, если в прошлом, в годы рождения и укрепления Товарищества, борьбу за национально-реалистическое искусство приходилось вести с уже потерявшими авторитет престарелыми профессорами Академии, то в конце XIX — начале XX века противниками передвижников оказались молодые, инициативные художники.
Они создали свое объединение — «Мир искусства», устраивали выставки. Располагая большими материальными ресурсами, издавали прекрасно оформленный, богато иллюстрированный журнал (под этим же названием — «Мир искусства»). В большинстве своем «мирискусники», как их называли, были выходцами из кругов столичной дворянской интеллигенции, из профессорских семей архитекторов, скульпторов, историков искусства (А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере и другие). С огромной энергией проводил в жизнь идеи нового объединения один из основных организаторов «Мира искусства», предприимчивый, очень способный и очень богатый молодой человек С. П. Дягилев.
В основе этих идей лежало стремление создать искусство для «избранных», основанное на культе «красоты», «формы», «свободное» от гражданственности и народности. Идеи эти были не новыми, они не раз возникали на протяжении многих веков, и, как правило, за ними стояли классы, исторически обреченные. Эти идеи, в сущности, отстаивала и Академия, но мирискусники делали это гораздо тоньше, современнее. Они были талантливы, много работали над обогащением художественных средств живописи и графики, их волновали проблемы колорита и ритма, они обладали большой культурой и тонким вкусом. На стороне мирискусников была еще и привлекательность новизны.
В годы, когда возник «Мир искусства» (1897—1899), в рядах передвижников уже не было Крамского, Ярошенко, Шишкина, Саврасова, Куинджи. Оставшийся в правлении Товарищества Мясоедов очень недоверчиво относился к привлечению свежих талантливых сил. Наряду с этим на передвижные выставки проникали поверхностные произведения с оттенком сентиментальности и салонности. Таковы были картины новых членов Товарищества, принятых в 1880— 1890-е годы: Бодаревского, Богданова-Бельского, Нилуса, Шанкс и других.
У Товарищества и у АХРР было много общего в идейной программе, и передвижники влились в новую организацию, соединившись со свежими молодыми силами. Ведущие представители старшего и младшего поколения передвижников предоктябрьской поры — Касаткин, Архипов, Моравов, Радимов и другие стали активными деятелями АХРР.
Стойкость и жизнеспособность традиций передвижничества, ставшего после Великой Октябрьской революции почвой для молодого советского искусства, прекрасно выразил старейший участник Товарищества К. Савицкий в письме к Стасову еще в 1902 году: «Знайте, что оно (передвижничество. — Э. Г.) живет и будет жить даже после смерти нашей, отдельных лиц. Трудно поддержать честную идею в наше расхлябанное время; но зерно пошло в рост и не заглохнет в плевелах».
Передвижники — одна из лучших страниц истории российского искусства
Передвижники — это сообщество молодых российских живописцев XIX века, которые сыграли исключительно важную роль в художественной жизни России. Создатели объединения Иван Крамской, Василий Перов, Алексей Саврасов обладали огромным талантом и вместе с менее одаренными живописцами успешно противостояли Академии художеств с ее устаревшими взглядами. Благодаря работе художников-передвижников новое реалистичное изобразительное искусство узнали и полюбили сотни тысяч жителей российской глубинки.
Передвижники опирались на прогрессивные общественные круги, демократически настроенную интеллигенцию. Благодаря взаимной поддержке, целой плеяде мастеров удалось добиться независимости от Академии и капризов меценатов, что давало им полную свободу в творчестве. Художники ставили цель создавать правдивые и жизненные произведения, способные пробудить сознание народных масс.
Передвижники в своем творчестве охватили все жанры живописи. Среди них немало мастеров портрета, бытовой и исторической картины. Художники «Товарищества передвижных выставок» подняли на невиданную до тех пор высоту искусство пейзажа. Архип Куинджи, Алексей Саврасов, Исаак Левитан, Константин Коровин — каждый из них имел свой уникальный стиль и манеру письма, но их объединяла любовь к России, которую они передавали в своих произведениях.
Как возникло «Товарищество передвижных художественных выставок»
В 1859 году петербургская Академия художеств ввела новый устав, который повысил возрастной ценз абитуриентов. По измененным правилам, в учебное заведение могли поступать молодые люди в возрасте 16-20 лет. В большинстве своем это были выходцы из разночинцев, что стало причиной широкого распространения демократических настроений среди студентов.
Реформы в Академии были довольно прогрессивными. Совет поощрял живопись бытовых сцен, но на конкурс за присуждение большой золотой медали традиционно выносил античные и мифологические сюжеты. Группа из четырнадцати талантливых живописцев обратилась к руководству учебного заведения с просьбой о свободном выборе темы конкурсной работы, в чем получила отказ. После этого художники решились на крайний шаг и покинули Академию. Возглавлял протестное движение Иван Николаевич Крамской.
Объединение бунтарей получило название «Артель». Со временем часть художников откололась, а оставшиеся были сосредоточены на ремесленных заказах. Поэтому изложенная в письме московских коллег идея создать общую передвижную выставку сначала была встречена петербургскими живописцами без энтузиазма. Проект устава нового объединения художников поддержало всего семь «артельщиков» во главе с Иваном Крамским. Документ был одобрен Министерством внутренних дел в ноябре 1870 года, а месяц спустя состоялось первое заседание «Товарищества передвижных художественных выставок».
Устав организации обязывал участников ежегодно представлять на суд правления новые произведения. Такое условие побуждало передвижников к творчеству и не давало возможности сосредоточиться только на коммерческих заказах. Академия на первых порах выступала с критикой энтузиастов, но затем согласилась предоставить помещение для экспозиции.
Выставки русских передвижников
Первая передвижная выставка открылась в залах Академии 28 ноября 1878 года, и в первые же дни о ней заговорила вся столица. Каждая работа поражала зрителей новизной подачи и становилось поводом для бурных обсуждений. Простые и жизненные сюжеты вызывали эмоциональные переживания, несмотря на то, что композиционные решения были лишены классических элементов, призванных придавать картине драматизм.
В общей сложности выставку посетило порядка тридцати тысяч человек. Мероприятие принесло Товариществу первый коммерческий успех — многие картины были проданы, восемь произведений приобрел для своего собрания Павел Третьяков. Благодаря восторженным рецензиям в газетах слава передвижников распространилась далеко за пределами Северной столицы.
Знаменитые художники-передвижники
Вдохновителем Товарищества оставался Иван Крамской. На первой выставке художник представил несколько портретов, которые слегка померкли на фоне работы Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея» и шедевра Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
Картина Ивана Крамского «Христос в пустыне» стала центром экспозиции второй выставки, открывшейся в декабре 1872 года. Полотно вызвало неоднозначную реакцию из-за необычной трактовки божественного образа, в котором художник видел современника, размышляющего о выборе жизненного пути.
С большим мастерством сюжеты из народной жизни передавал в своих произведениях Константин Савицкий. Его герои — вчерашние крестьяне в поисках заработка на железной дороге, равнодушные и циничные священники, солдаты перед отправкой на фронт. Живописец никогда не повторялся в мотивах и типах, его творчество питали искренний интерес к людям, непрерывное наблюдение и изучение жизни.
Яркий след в истории русского пейзажа оставил Иван Шишкин, входивший в Товарищество с момента его создания. Героем его произведений выступает русский «темный лес», нетронутая человеком северная природа. Художник тщательно передавал форму и цвет каждой детали, подмечал особенности зимнего или летнего освещения.
Творения Архипа Куинджи восхищали современников. Живописец упорно работал над техникой передачи света и постоянно искал новые выразительные приемы. Картины расценивались зрителями как откровение свыше, и на выставках их постоянно окружала толпа.
Закат передвижников
В конце XIX века на фоне растущего рабочего движения идеи народников стали менее актуальными, а в духовной жизни России произошли серьезные изменения. Цвет Товарищества постепенно стал выходить из строя — умер Иван Крамской, тяжело заболел Алексей Саврасов, а Архип Куинджи закрылся в своей мастерской и неохотно шел на контакты с внешним миром. Передвижники старшего поколения не чувствовали новых требований времени, их творения потеряли былую остроту.
Молодые художники тем не менее стремились вступить в организацию, но правление очень консервативно подходило к приему новых участников. Нередко при подготовке экспозиции руководство отклоняло талантливые и ставшие затем известными работы, отдавая предпочтение тривиальным и простым по исполнению произведениям.
Со временем противостояние в рядах передвижников достигло своего апогея, и в 1901 году организацию покинуло сразу одиннадцать художников. Но несмотря на все конфликты, творческая жизнь Товарищества не замирала.
Последние десятилетия работы объединения были продуктивными для целой плеяды живописцев, куда входили:
Через год после октябрьской революции новое руководство сделало попытку возродить былой интерес к выставкам, но усилия не увенчались успехом. В 1923 году объединение прекратило свое существование.
Картины и этюды передвижников украшают экспозиции музеев и служат предметом охоты коллекционеров. На сайте Very Important Lot регулярно появляются произведения художников прошлого, представляющих большую материальную и художественную ценность.
Бунтовщики с мольбертами. Как «передвижники» изменили русскую живопись
9 ноября 1863 года в петербургской Академии художеств произошло событие, получившее название «Бунт четырнадцати».
Молодые художники, недовольные устаревшими правилами, требовали свободы творчества для себя и своих коллег. Не получив желаемого, они покинули Академию и спустя семь лет основали «Товарищество передвижных художественных выставок». На протяжении следующих тридцати лет именно «передвижники» внесут решающий вклад в развитие русской живописи и создадут сотни выдающихся картин.
«Тесный кружок лучших художников и хороших людей»
К середине XIX столетия отечественная школа живописи переживала не лучшие времена. Студентов Академии художеств призывали писать картины на библейские или мифологические сюжеты, мало волновавшие современников. Новое поколение живописцев, в свою очередь, мечтало делиться реалистичными сюжетами, воплощать в своих полотнах актуальные и зачастую болезненные темы, указывать на общественные проблемы и пороки. Четырнадцать одаренных выпускников Академии, претендовавших на золотую медаль, выдвинули свои условия. Они попросили Совет учебного заведения дать им возможность написать конкурсные работы на свободную тему. Общий для всех сюжет – «Пир Одина в Валгалле» – не представлял для них интереса. Увы, художникам было отказано. Недолго думая, молодые люди в знак протеста покинули Академию художеств и создали собственное объединение. С 1870 года «Товарищество передвижных выставок», участники которого ратовали за критический реализм, стало самым ярким явлением в художественной среде.
Зачинщиком «Бунта четырнадцати» оказался художник Иван Крамской. Его путь к профессиональной живописи был нелегким. В детстве он трудился помощником иконописца, а будучи подростком, стал ретушером у бродячего фотографа – корректировал снимки. В зрелые годы Крамской позиционировал себя философом, старался впечатлить не кричащей пестротой картины, а ее глубоким смыслом. Свое самое известное полотно «Христос в пустыне» художник написал через два года после основания товарищества «передвижников». Соратники Крамского подготовили устав и даже утвердили его в министерстве внутренних дел. Согласно этому документу, «передвижники» обязались раз в год собираться полным составом для решения важных вопросов. Первая выставка открылась в Петербурге в 1871 году и произвела фурор среди представителей всех сословий. Интерес к труду «передвижников» превзошел все ожидания. За годы своего существования товарищество провело 48 выставок в разных городах. Свои картины художники показывали в провинции, переезжая из одного населенного пункта в другой. Павел Третьяков назвал товарищество «передвижников» тесным кружком лучших художников и хороших людей.
Новые пути творчества
Стараниями «передвижников» реализм постепенно вытеснял академическую живопись. Порой он даже носил несколько драматизированный характер, чтобы наверняка увлечь обывателя и заставить его поразмышлять о несправедливости. Несмотря на отмену крепостного права в 1861 году, крестьянский вопрос никуда не делся. Жизнь бывших крепостных по-прежнему оставалась несладкой. Художник Василий Перов посвятил крестьянскому быту цикл работ, самой пронзительной из которых стала «Тройка». Ее он написал спустя три года после «Бунта четырнадцати». Зритель видит на картине лица детей, изможденных трудом. Одеты они не по погоде –обувь прохудилась, а верхняя одежда слишком тонкая. Натурщиков для произведения Перов выбирал долго, особенно главного героя – мальчика, стоящего по центру. Настоящая судьба ребенка сложилась еще печальнее, чем у героев картины. Через год после того, как полотно было закончено, художник узнал, что мальчик умер. Остается лишь гадать, что стало причиной смерти – не по годам тяжкий ежедневный труд, голод или болезнь.
Работа «передвижника» Ильи Репина, тоже посвященная страданиям «маленького человека», вызвала ожесточенные споры. «Бурлаков на Волге» художник начал писать в те годы, когда на смену парусным лодкам пришли пароходы, и необходимость в живой тягловой силе пропала. Многие ставили в вину Репину запоздалость и неактуальность. Возмущение вызывал и тот факт, что картину отправили на всемирную выставку в Вену. «Ну скажите, ради бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!», – негодовал министр путей сообщения Алексей Бобринский, обращаясь к живописцу. В поддержку Репина, впрочем, выступил великий князь Владимир Александрович. Он не только приобрел «Бурлаков» для личной коллекции, но и охотно показывал картину всем своим гостям, подробно объясняя, в чем ее смысл и кто на ней изображен. В творчестве Илья Репин не изменял своим принципам и продолжил обращаться к спорным и «опасным» сюжетам. Правда, не все его шедевры дошли до зрителя в том виде, в каком они задумывались изначально. Например, первая версия произведения «Не ждали» написана в 1883 году, и там главная героиня – девушка, которую в доме встречают сестры. Видимо, этот вариант картины нужен был художнику для экспериментов с расстановкой персонажей и цветом, однако он стал отдельным, не менее интересным произведением. Итоговая версия картины «Не ждали» написана Репиным после проведения амнистии ссыльным. Стараниями художника главный герой выглядит неуверенным и растерянным – в сущности, таким же, как российское общество после рокового покушения на императора Александра II.
Остановившие время
«Передвижники» не обошли своим вниманием и исторические темы. В 1877 году Илья Репин, Василий Суриков, Виктор Васнецов и Василий Поленов приехали в Москву за вдохновением. Они принялись изучать центр города и окрестности. Итогом долгих прогулок стало несколько полотен, получивших всероссийскую известность. Поленов написал «Московский дворик», Васнецов – портрет Ивана Грозного, Суриков – «Утро стрелецкой казни», а Репин – портрет царевны Софьи. История жизни и борьбы за власть сестры Петра I увлекла художника после посещения Новодевичьего монастыря. Живописцу даже разрешили осмотреть келью, где содержалась царевна, поэтому воссоздать интерьеры ему было нетрудно. Другое дело – облик самой Софьи Алексеевны. Сведений о ее реальной внешности сохранилось мало. Современники лишь говорили, что царевна была скорее некрасива, зато ее взгляд выдавал волевую и властную личность. Один из иностранных дипломатов писал, что Софья выглядела значительно старше своих лет, при встрече посланник счел ее сорокалетней женщиной, хотя той было не более двадцати пяти. Илья Репин создал несколько этюдов головы Софьи с натурщиц. А вот взгляд у царевны получился по-настоящему «петровским» – достаточно сравнить ее портрет с многочисленными изображениями Петра Великого.
Мастер исторического жанра Василий Суриков обратился к смежной теме и показал Россию на очередном изломе, когда допетровская Московия с боем уходила в прошлое, уступая место новому, европеизированному и абсолютистскому государству. Над «Утром стрелецкой казни» художник работал долго и тяжело, страдал от ночных кошмаров и навязчивых видений. «Задумал я ее, когда в Петербург из Сибири ехал. Тогда еще красоту Москвы увидал. Памятники, площади – они мне дали ту обстановку, в которой я мог поместить свои сибирские впечатления. Памятники все сами видели: и царей в одеждах, и царевен – живые свидетели», – вспоминал живописец. Натурщиков для полотна Суриков искал по всему городу, внимательно вглядываясь в лица прохожих. Нужные ему типажи встречались в самых неожиданных местах – на рынках, площадях и даже на кладбищах. Многие отказывались позировать, узнав, какой «кровавый» сюжет задумал художник. По трагическому совпадению в год, когда картина была готова, произошло убийство Александра II, состоялся процесс «первомартовцев» и казнь пятерых революционеров.
Певцы русского пейзажа
Среди «передвижников» были выдающиеся пейзажисты, воспевавшие красоту родной природы. На первой выставке, организованной товариществом, представили картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели». «Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу», – отозвался о творчестве коллеги Исаак Левитан. Саврасов стал одним из первых художников, показавших, что восхищения заслуживают не только пышные южные пейзажи, полные ярких красок и спелых плодов, но и скромная природа средней полосы – причем даже в такие, казалось бы, неприглядные периоды, как робкий переход от зимы к весне. Картину «Грачи прилетели» сразу пожелал приобрести в свою коллекцию Павел Третьяков, причем предложил за нее серьезную по тем временам сумму. В разных источниках указывается, что Саврасов продал полотно за пятьсот или шестьсот рублей. В 1872 году императрица Мария Александровна попросила художника повторить картину для царской семьи.
Одним из самых известных полотен в жанре пейзажа стало «Утро в сосновом лесу» – во многом, благодаря гармоничному сотрудничеству «передвижников» Ивана Шишкина и Константина Савицкого (автора тех самых мишек). По одной версии, Савицкий сначала поставил на картине свой автограф рядом с Шишкиным, но затем сам отказался от авторства. Другая версия гласит, что подпись художника стер Третьяков, заявив, что произведение выполнено в типичном стиле Шишкина. «Утро в сосновом лесу» волею судьбы из полотна превратилось в рекламное изображение. Вскоре после того, как картину впервые показали публике, основателю товарищества «Эйнемъ» (фабрика производила сладости) Юлиусу Гейсу принесли на пробу конфету из вафли и шоколада. Когда пришло время дать новому продукту название, Гейс вспомнил о картине Шишкина. Так появился «Мишка косолапый», обертку для которого придумали в 1913 году. На выставке «передвижников» в 1891 году зрители впервые увидели другую выразительную картину художника – «Дождь в дубовом лесу». Она выполнена настолько филигранно, что напоминает фотографию. Возможно, на полотне живописец изобразил самого себя, идущего по тропинке впереди семейной пары. Иван Шишкин писал: «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. Художнику нужно избрать одно, что ему больше всего полюбилось… Разбрасываться никак нельзя».