Что внесла древнерусская литература в развитие литературы
Древнерусская литература
Древнерусская литература – характерные особенности
Древнерусская литература как феномен культуры Средневековья существенно отличается от литературы нового времени. Каковы же ее специфические особенности?
Прежде всего, это тесная связь древнерусской литературы со служебными функциями – церковными, деловыми, историографическими, правовыми. Сюжетность, занимательность, эстетическое начало не являлись приоритетными и лишь постепенно отвоевывали свое место в литературном творчестве. Важную роль играл жанровый канон. Находившаяся в постоянном развитии система жанров древнерусской литературы многообразна – это летописи и жития, апокрифы и повести, памятники публицистики и политической мысли, философские и богословские трактаты, естественнонаучные сочинения и путевые очерки, послания и личные письма, – и каждый жанр диктовал автору свои правила подачи материала. Ориентация на авторитетные образцы, соотнесение всего того, о чем говорится в произведении, с лицами и событиями Священной истории вынуждали автора постоянно цитировать Священное писание и святоотеческие поучения. Таким образом, в художественной структуре древнерусского литературного произведения оказывался прочно зашит традиционализм – а современный читатель, наоборот, ценит в литературном произведении оригинальность.
Компиляция как один из основных методов литературного творчества обуславливает другую существенную особенность литературы средневекового типа. Это анонимность творчества. Автор средневекового текста – это, скорее, автор-составитель, редактор, часто одновременно выступающий переписчиком, создателем рукописной книги. Этот автор не стремился зафиксировать свое имя, но, напротив, для придания большей значимости созданному тексту нередко мог указывать в его заглавии авторитетного иерарха – Иоанна Златоуста, Василия Великого и др. «Авторское право» в те времена не имело такого значения, как сегодня. Имен авторов подавляющего большинства произведений средневекового искусства мы не знаем, и только специальные источниковедческие исследования позволяют сделать более или менее убедительные предположения о том или ином лице как авторе того или иного произведения.
Со спецификой представления об авторстве в древнерусской литературе связаны и особенности самого существования текста произведения. Как правило, мы не имеем первоначального авторского текста. Автограф, то есть авторский текст, написанный самим же автором, что подтверждено научной атрибуцией, – это большая редкость в древнерусской книжности. Произведение существует в рукописной традиции, представлено в том или ином количестве списков разного времени. В процессе переписки текст приобретает изменения, порой значительные, влияющие на смысл или идеологию повествования. В таких случаях говорят о разных редакциях произведения. Исследования показывают, что даже канонические тексты Священного писания в определенные времена подвергались редактированию.
Текст произведения древнерусской литературы, некогда созданный анонимным автором, распространялся в списках, и любой писец мог изменять его в соответствии со своим вкусом или задачами: сокращать, распространять и т. п. Таким образом, бытование литературного произведения на Руси имеет черты, свойственные фольклору. «Коллективное» авторство приводит к особым формам проявления авторского личностного начала в повествовании, что также отличает древнерусскую литературу от литературы нового времени.
Книжность Древней Руси и русская литература XIX–XX вв. принадлежат разным типам культуры. Тем не менее, значение древнерусской традиции для послепетровской эпохи (и вплоть до сегодняшнего дня) огромно. Во многом именно это влияние определило своеобразие русской классики в ряду европейских литератур.
Древнерусская литература
Искусство словесности Древней Руси для современного человека настолько своеобразно и трудно для восприятия, что для полного его понимания требуется много знаний по истории и религии. А также понимание быта и особенностей культурных представлений людей того времени.
Появление первых книг
Древнерусская литература зародилась в Средние века. Период ее становления исчисляется концом Х и началом ХI века.
Первые книги были написаны на церковно-славянском языке и несли в себе повествование происходивших событий, а также церковные знания. Началом появления первых книг послужило принятие православия как религии Древнерусского государства. Оно пришло к нам из Византии через южные земли славян, в первую очередь через Болгарию. Люди приобщались к общеславянской и греческой письменности и культуре.
Основы литературы
Восприятия мира, в основе которого Бог — Творец всего сущего, послужило главным мотивом церковно-славянских произведений. Все книги основывались на религиозных представлениях людей.
Пушкин в произведении «Борис Годунов» воссоздал образ летописца Древней Руси, который в первую очередь, приступая к написанию, молитвами просил Бога оказать ему помощь в трудах.
Все повествования того времени полны высокого духовного начала. Всё внешнее уходит на задний план, а впереди остаются лишь душа человека, его воспитание, нравственность жизни и главные человеческие качества — скромность, милосердие и бескорыстие. Это сравнимо с иконой, где лик и глаза выделены ярче, отражая внутренний мир и душевный свет.
Даже описания исторических событий — походов и битв князей за престол, сражений с печенегами и половцами — были наполнены проявлением воли Божьей.
Характер литературы
Литературовед Д.С. Лихачёв назвал стиль древнерусской литературы — «стилем монументального историзма». Это связано с тем, что она носила только исторический подтекст, не допуская художественного вымысла.
Писатель того времени описывает события масштаба государственной величины, в его летописях участвуют князья, священнослужители высокого сана, бояре — там нет места обычным людям, с их мирскими делами и заботами. Причем описывая реальные исторические события, автор открыто выражает свою политическую и нравственную точку зрения.
Также по словам Лихачёва древнерусский писатель ясно понимал, «как должен был совершаться тот или иной ход событий», «как должно было вести себя действующее лицо» и «какими словами должен был описывать писатель совершающееся». То есть еще одной особенностью литературы того времени является соблюдение этикета жизненного порядка и поведения, а также этикета словесного.
Летописцы избегали всего случайного и непривычного, поэтому в книгах того времени так много цитат, что является свидетельством высокой культуры и образованности.
Литературные жанры
Все жанры древнерусской литературы были тесно связаны с жизнью и областью деятельности человека. Для государства было важно иметь свою историю, запечатлённую на бумаге.
Для отправления церковных служб и обрядов создавались богослужебные книги. Такие как Апостол и Часослов. Жизнь святых и князей была описана в жанре житие. Путешествия запечатлялись в хождениях, а подвиги ратных воинов — в повестях о них.
Для всех жанров литературы установлены свои строгие правила и иерархия.
Священное писание являлось самым главным жанром, после шли гимнография и «слова», которые толковали Писание, затем было житие святых.
Данная иерархия включала в себя следующие виды летописей:
В XVII веке появились стихотворные формы написания, сатира и драма. В это же время житие святых становится повестью бытового или мемуарно-биографического характера.
Периоды древнерусской литературы
Около семи веков занял путь развития древнерусской литературы.
Выделяют шесть периодов её развития.
Первый период (XI – первая часть XII века)
Главное отличие этого периода — единство литературы. Его также характеризуют как период ученичества. Центрами Древней Руси являются Киев и Новгород.
Преобладающая тема в литературе — тема победы христианской религии над язычеством.
К этому времени относятся «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати», «Житие Феодосия Печёрского», «Поучение Владимира Мономаха».
Второй период (вторая треть XII – первая треть XIII века)
В этот период появляются областные центры литературы — Владимир, Смоленск, Ростов, Галич, Полоцк, Туров. Именно в это время были созданы «Слово о полку Игореве», Моление» Даниила Заточника, а также Киево-Печерский патерик.
Третий период (вторая треть XIII – конец XIV века)
Тяжелый период нашествий на Русь и борьбы с монголо-татарами. Все темы литературы основаны на героических подвигах и на вере в национальное возрождение.
Четвёртый период (конец XIV – XV век)
Время создания Епифанием Премудрым жития святых, где отражается мысль формирования нравственного идеала. Возникает идея собирания земель, обоснованная подъемом национального самосознания.
Пятый период (конец XV – XVI век)
Образование Московского централизованного государства. Происходит объединение литературы всех областей и возникновение общерусской. Публицистика достигает своего расцвета. В это время создаются «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Домострой», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Шестой период (XVII век)
Появляются новые принципы написания, которые сталкиваются со старыми. До середины XVII века происходит обновление жанровой системы и разрушение старых методов изображения. А после 60-х годов до конца периода усиливается внимание к человеку и его биографии. Литература разделяется на демократическую и официальную.
Пишется «Повесть о Шемякином суде» и «Житие прототопа Аввакума».
В период формирования древнерусской литературы произошло слияние двух языков — старославянского и русского. Также через переводы византийских и южнославянских произведений, литература Древней Руси объединила лучшие их достижения и стала европейской.
В итоге она представляла собой развитую систему, которая дала начало этапу развития литературы нового века — светской и художественной.
Древнерусская литература. Литература и русская история
Древнерусская литература — «начало всех начал», истоки и корни русской классической литературы, национальной русской художественной культуры. Велики ее духовные, нравственные ценности и идеалы. Она наполнена патриотическим пафосом 1 служения русской земле, государству, родине.
Чтобы почувствовать духовные богатства древней русской литературы, необходимо взглянуть на нее глазами ее современников, ощутить себя участником той жизни и тех событий. Литература — часть действительности, она занимает в истории народа определенное место и выполняет огромные общественные обязанности.
Академик Д.С. Лихачев предлагает читателям древнерусской литературы мысленно перенестись в начальный период жизни Руси, в эпоху нераздельного существования восточно-славянских племен, в XI–XIII века.
Русская земля огромна, поселения в ней редки. Человек чувствует себя затерянным среди непроходимых лесов или, напротив, среди слишком легкодоступных его врагам бескрайних просторов степей: «земли незнаемой», «дикого поля», как называли их наши предки. Чтобы пересечь из конца в конец Русскую землю, надо много дней провести на коне или в ладье. Бездорожье весной и поздней осенью отнимает месяцы, затрудняет общение людей.
В беспредельных пространствах человек с особенной силой тянулся к общению, стремился отметить свое существование. Высокие светлые церкви на холмах или на крутых берегах рек издали обозначают места поселений. Эти сооружения отличаются удивительно лаконичной архитектурой — они рассчитаны на то, чтобы быть видными со многих точек, служить маяками на дорогах. Церкви словно вылеплены заботливой рукой, хранят в неровностях своих стен тепло и ласку человеческих пальцев. В таких условиях гостеприимство становится одной из основных человеческих добродетелей. Киевский князь Владимир Мономах призывает в своем «Поучении» «привечать» гостя. Частые переезды с места на место принадлежат к немалым добродетелям, а в иных случаях переходят даже в страсть к бродяжничеству. В танцах и песнях отражается то же стремление к покорению пространства. О русских протяжных песнях хорошо сказано в «Слове о полку Игореве»: «. дъвици поютъ на Дунаи, – вьются голоси чрезъ море до Киева». На Руси родилось даже обозначение для особого вида храбрости, связанного с пространством, движением, – «удаль».
На огромных просторах люди с особенной остротой ощущали и ценили свое единство — и в первую очередь единство языка, на котором они говорили, на котором пели, на котором рассказывали предания глубокой старины, опять-таки свидетельствовавшие об их целостности, неделимости. В тогдашних условиях даже само слово «язык» приобретает значение «народ», «нация». Роль литературы становится особенно значительной. Она служит той же цели объединения, выражает народное самосознание единства. Она является хранительницей истории, преданий, а эти последние были своего рода средствами освоения пространства, отмечали святость и значительность того или иного места: урочища, кургана, селения и проч. Предания сообщали и стране историческую глубину, были тем «четвертым измерением», в рамках которого воспринималась и становилась «обозримой» вся обширная Русская земля, ее история, ее национальная определенность. Ту же роль играли летописи и жития святых, исторические повести и рассказы об основании монастырей.
Вся древняя русская литература, вплоть до XVII века, отличалась глубоким историзмом, уходила корнями в ту землю, которую занимал и веками осваивал русский народ. Литература и Русская земля, литература и русская история были теснейшим образом связаны. Литература была одним из способов освоения окружающего мира. Недаром автор похвалы книгам и Ярославу Мудрому писал в летописи: «Се бо суть рекы, напояющие вселенную. «, князя Владимира сравнивал с земледельцем, вспахавшим землю, Ярослава же – с сеятелем, «насеявшим» землю «книжными словесы». Писание книг — это возделывание земли, и мы уже знаем какой — Русской, населенной русским «языком», т.е. русским народом. И, подобно труду земледельца, переписка книг извечно была на Руси святым делом. Тут и там бросались в землю ростки жизни, зерна, всходы которых предстояло пожинать будущим поколениям.
Поскольку переписывание книг — святое дело, книги могли быть только на самые важные темы. Все они в той или иной мере представляли «учение книжное». Литература не носила развлекательного характера, она была школой, а ее отдельные произведения в той или иной мере — поучениями.
Чему же учила древняя русская литература? Оставим в стороне те религиозные и церковные вопросы, которыми она была занята. Светская стихия древней русской литературы была глубоко патриотичной. Она учила деятельной любви к родине, воспитывала гражданственность, стремилась к исправлению недостатков общества.
Если в первые века русской литературы, в XI–XIII веках, она призывала князей прекратить раздоры и твердо выполнять свой долг защиты родины, то в последующие — в XV, XVI и XVII веках — она заботится уже не только о защите родины, но и о разумном государственном устройстве. Вместе с тем на протяжении всего своего развития литература была тесно связана с историей. И она не только сообщала исторические сведения, а стремилась определить место русской истории в мировой, открыть смысл существования человека и человечества, открыть назначение Русского государства.
Русская история и сама Русская земля объединяла все произведения отечественной литературы в единое целое. В сущности, все памятники русской литературы, благодаря своим историческим темам, были гораздо теснее связаны между собой, чем в новое время. Их можно было расположить в порядке хронологии, а все в целом они излагали одну историю — русскую и одновременно мировую. Теснее были связаны между собой произведения и в результате отсутствия в древней русской литературе сильного авторского начала. Литература была традиционна, новое создавалось как продолжение уже существовавшего и на основании тех же эстетических принципов. Произведения переписывались и переделывались. В них сильнее отражались читательские вкусы и читательские требования, чем в литературе нового времени. Книги и их читатели были ближе друг к другу, а в произведениях сильнее представлено коллективное начало. Древняя литература по характеру своего бытования и создания была ближе к фольклору, чем к личностному творчеству нового времени. Произведение, раз созданное автором, затем изменялось бесчисленными переписчиками, переделывалось, в различной среде приобретало разнообразные идеологические окраски, дополнялось, обрастало новыми эпизодами.
«Роль литературы огромна, и счастлив тот народ, который имеет великую литературу на своем родном языке… Чтобы воспринять культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память. Чтобы глубоко и точно воспринять художественное произведение, надо знать кем, как и при каких обстоятельствах оно создавалось. Так же точно и литературу в целом мы по-настоящему поймем, когда будем знать, как она создавалась, формировалась и участвовала в жизни народа.
Без древней русской литературы нет и не могло быть творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, нравственных исканий Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Русская средневековая литература является начальным этапом в развитии отечественной литературы. Она передала последующему искусству богатейший опыт наблюдений и открытий, литературный язык. В ней соединились идейные и национальные особенности, были созданы непреходящие ценности: летописи, произведения ораторского искусства, «Слово о полку Игореве», «Киево-Печерский патерик», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Горе-Злочастии», «Сочинения протопопа Аввакума» и многие другие памятники.
Русская литература – одна из самых древних литератур. Ее исторические корни относятся ко второй половине X века. Как отмечает Д.С. Лихачев, из этого великого тысячелетия более семисот лет принадлежит периоду, который принято называть древнерусской литературой.
«Перед нами литература, которая возвышается над своими семью веками, как единое грандиозное целое, как одно колоссальное произведение, поражающее нас подчиненностью одной теме, единым борением идей, контрастами, вступающими в неповторимое сочетание. Древнерусские писатели — не зодчие отдельно стоящих зданий. Это — градостроители. Они работали над одним общим грандиозным ансамблем. Они обладали замечательным «чувством плеча», создавали циклы, своды и ансамбли произведений, в свою очередь слагавшихся в единое здание литературы…
Древняя литература представляет собой собрание великих исторических памятников, созданных в большинстве своем безымянными мастерами слова. Сведения об авторах древней литературы весьма скупы. Вот имена некоторых из них: Нестор, Даниил Заточник, Сафоний Рязанец, Ермолай Еразм и др.
Имена действующих лиц произведений в основном исторические: Феодосий Печерский, Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский. Эти люди сыграли значительную роль в истории Руси.
Принятие языческой Русью христианства в конце Х столетия было актом величайшего прогрессивного значения. Благодаря христианству Русь приобщилась к передовой культуре Византии и вошла в качестве равноправной христианской суверенной державы в семью европейских народов, стала «знаемой и ведомою» во всех концах земли, как говорил первый известный нам древнерусский ритор 4 и публицист 5 митрополит Иларион в «Слове о Законе и Благодати» (памятник середины XI века).
Большую роль в распространении христианской культуры сыграли возникавшие и растущие монастыри. В них создавались первые школы, воспитывалось уважение и любовь к книге, «книжному учению и почитанию», создавались книгохранилища-библиотеки, велось летописание, переписывались переводные сборники нравоучительных, философских произведений. Здесь создавался и окружался ореолом благочестивой легенды идеал русского инока-подвижника, посвятившего себя служению Богу, нравственному совершенствованию, освобождению от низменных порочных страстей, служению высокой идее гражданского долга, добра, справедливости, общественного блага.
► Читайте также другие статьи раздела «Национальное своеобразие древней литературы, ее возникновение и развитие»:
Развитие древнерусской литературы
Создание азбуки Кириллом и Мефодием, ее влияние на рост культуры славян. Общий подъем Руси в XI веке, создание центров письменности, развитие летописания и литературы. Устное народное поэтическое творчество как первоисточник формирования литературы.
Рубрика | Литература |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.05.2013 |
Размер файла | 39,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Развитие древнерусской литературы
1.1 Исторические предпосылки
1.2 Основные источники
1.3 Специфические особенности древнерусской литературы
1.4 Периодизация древнерусской литературы
2. Анализ произведения А.А. Блока «Незнакомка»
Общий подъем Руси в XI веке, создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. Литература вызывалась к жизни также потребностями времени: нуждами церкви, заказами княжеской верхушки. На этом общем благоприятном культурном фоне появлялись оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековые публицисты, поэты.
1. Развитие древнерусской литературы
1.1 Исторические предпосылки
Литература зарождается в условиях развития классового общества и государственности. Необходимыми предпосылками ее возникновения являются образование государства, появление письменности, существование высокоразвитых форм устного народного творчества.
Возникновение древнерусской литературы неразрывно с процессом создания раннефеодального государства. Существовавшая на протяжении длительного времени призвания на русское княжение варягов опровергнута последними изысканиями, доказано, что Рюрик вместе с братьями не был варягом, а принадлежал к славянским племенам. Характерно, что восточнославянские племена пришли к образованию древнерусского государства, к феодализму, минуя стадию рабовладельческой формации.
Новая система общественных отношений, основанная на классовом господстве меньшинства над большинством трудового населения, нуждалась в идеологическом обосновании. Этого обоснования не могла дать ни племенная языческая религия, ни устное народное творчество, обслуживавшее ранее идеологически и художественно базис родового строя.
Развитие экономических, торговых и политических связей вызвало потребность в письменности, существование которой является одной из необходимейших предпосылок появления литературы.
Письменность на Руси появилась задолго до принятия официального христианства. О существовании каких-то форм письменности у славян уже во второй половине IX века свидетельствуют черноризец Храбр и «Паннонское житие Кирилла».
Создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием в 863 году явилось актом величайшего культурно-исторического значения, способствовавшим быстрому культурному росту как южных, так и восточных славян. К концу IX первой четверти Х века древняя Болгария переживает период расцвета своей культуры. В этот период здесь появляются выдающиеся писатели: Иоанн Экзарх болгарский, Климент, Константин и сам царь Симеон. Созданные ими произведения сыграли важную роль в развитии древнерусской культуры. Близость древнерусского языка древнеславянскому способствовала постепенному усвоению письменности восточными славянами. славяне азбука летопись литература
Мощный толчок широкому распространению и развитию письменности на Руси дало официальное принятие христианства в 988 году, которое помогло закрепить идеологически новые общественные отношения складывающегося феодального общества.
Для развития древнерусской культуры немаловажное значение имело то обстоятельство, что Русь приняла христианство из Византии, являвшейся в то время носителем самой высокой культуры. Византийская православная церковь, уже фактически к тому времени обособившаяся от западной римской католической, давала гораздо больший простор формированию национальных особенностей культуры. Если католическая церковь выдвинула в качестве литературного языка латинский, то греческая православная церковь допускала свободное развитие национальных литературных языков. Литературным церковным языком Древней Руси стал язык древнеславянский, близкий по своему характеру, грамматическому строю языку древнерусскому. Древнерусская литература способствовала развитию древнерусского языка, обогащающая его за счет устной народной речи.
В развитии книжной образованности, в то числе и литературы, большую роль играли монастыри, являвшиеся в первые годы своего существования очагом новой христианской культуры. Особенно велика была в этом отношении роль Киево-Печерского монастыря, созданного в середине XI столетия.
Итак, образование раннефеодального древнерусского государства и возникновение письменности явились необходимыми предпосылками появления литературы.
1.2 Основные источники
К этому периоду относится формирование народного эпоса, сыгравшего важнейшую роль в становлении оригинальной древнерусской литературы.
Героические песни дружинных певцов, эпические сказания о битвах, походах составляли своеобразную летопись, которая затем частично была закреплена письменностью.
Таким образом, фольклор основным источником, который давал образы, сюжеты формирующейся древнерусской литературе. Через фольклор в нее проникали не только художественная образность народной поэзии, отдельные элементы стиля, но и народная идеология.
Усваивая христианскую идеологию, народ приспосабливал ее к своим языческим понятиям и представлениям. Это и породило такую весьма характерную особенность русской жизни как «двоеверие», которое длительное время удерживалось в народном сознании, что получило отражение и в древнерусской литературе. На протяжении всей истории развития литературы устная народная поэзия была тем живительным источником, который содействовал ее обогащению.
Важную роль в формировании литературы сыграли также искусство устной речи и деловая письменность. Устные речи были широко распространены в жизненной практике раннефеодального общества.
Военачальники перед началом сражений обращались к своим воинам с речью, воодушевляя на ратный подвиг. Устная речь постоянно использовалась в дипломатических переговорах: отправлявшиеся выполнять свою дипломатическую миссию послы обычно заучивали слова, которые им приказывал передать тот или иной правитель. Эти речи содержали определенные устойчивые словосочетания, они отличались сжатостью, выразительностью. Словесные формулы вырабатывала также и деловая письменность. Лаконизм и точность выражений устной речи и деловой письменности способствовали развитию сжатого, афористического стиля изложения в литературных памятниках.
К ХI веку относится ряд дошедших до нас Служебных Миней, в том числе Новгородская 1095-1097 годов на сентябрь, октябрь и ноябрь. Такие сборники, как «Триодь постная» (содержала службы до наступления пасхи) и «Триодь цветная» (содержала службы на пасху и после пасхи), включали тексты молитв и песнопений, часть которых была создана талантливыми византийскими поэтами Романом Сладкопевцем, Иоанном Дамаскиным и другими.
Поэтические образы церковной гимнографии, входя постепенно в повседневный быт, становилась арсеналом художественных средств древнерусской письменности.
Сразу же по принятии христианства на древнерусский язык были переведены избранные отрывки из ветхозаветных библейских книг, составившие сборники так называемых Паремийников, предназначавшиеся для богослужебных чтений. Полностью текст пятидесяти ветхозаветных книг был переведен на древнерусский язык в 1499 году в Новгороде по инициативе архиепископа Геннадия.
Наибольшей популярностью из всех ветхозаветных книг пользовалась Псалтырь. По этой книге учили грамоте. Текст Псалмов заучивали наизусть.
Тексты канонических церковных книг почитались «священными» и пользовались непререкаемым авторитетом. Они считались источником «божественной мудрости», глубоко скрытый смысл которой нужно правильно истолковать и принять.
1.3 Специфические особенности древнерусской литературы
«Отдельные наблюдения над художественной спецификой древнерусской литературы имелись уже в работах Ф.И. Буслаева, И.С. Некрасова, И.С. Тихонравова, В.О. Ключевского». Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы, М., 1979, с. 5.
Но только в конце ХХ века появились работы, излагающие общие взгляды их авторов на художественную специфику и на художественные методы древнерусской литературы. «Эти взгляды прослеживаются в работах И.П. Еремина, В.П. Андриановой-Перетц, Д.С. Лихачева, С.Н. Азбелева». Кусков В.В. История древнерусской литературы, М., 1989, с. 9.
Д.С. Лихачев выдвинул положение о многообразии художественных методов не только во всей древнерусской литературе, но у того или иного автора, в том или ином произведении.
Характерным свойством средневекового мышления являлись ретроспективность и традиционализм. Так, древнерусский писатель постоянно ссылается на тексты «писания», которые он истолковывает не только исторически, но и аллегорически, тропологически и аналогически.
Древнерусский писатель творит свое произведение в рамках устоявшейся традиции: он взирает на образцы, каноны, не допускает «самомышления», т.е. художественного вымысла. Его задача передать «образ истины». Этой цели подчинен средневековый историзм древнерусской литературы. Все события, происходящие в жизни человека и общества, рассматриваются как проявление божественной воли.
Таким образом, символизм, историзм, ритуальность или этикетность и дидактизм являются ведущими принципами художественного метода древнерусской литературы, вбирающего в себя две стороны: строгую фактографичность и идеальное преображение действительности.
1.4 Периодизация древнерусской литературы
По установившейся традиции в развитии древнерусской литературы выделяют три основных этапа, связанных с периодами развития Русского государства.
3. Литература периода создания и развития централизованного Русского государства (XVI-XVII веков).
Однако при периодизации литературного процесса необходимо учитывать:
· Круг оригинальных и переводных памятников, появившихся в тот или иной период.
· Характер идей, тем, образов, отразившихся в литературе.
· Ведущие принципы отображения действительности и характер жанров, стилей, определяющих специфику литературного развития данного периода.
Первые дошедшие до нас памятники древнерусской письменности известны лишь со второй половины XI века:
— Остромирово Евангелие (1056-1057 гг.);
— «Изборник великого князя Святослава 1073 г.».
Большинство произведений, создававшихся в XI-XII веках, сохранились лишь в поздних списках XIV-XVII веков.
Центральной темой древнерусской литературы становится тема Русской земли, идея ее величия, целостности, суверенности.
В этот период развиваются различные стили: эпический, документально-исторический, дидактический, эмоционально-экспрессивный, автографический, которые подчас присутствуют в одном и том же произведении.
В этих областных центрах развиваются местное летописание, агиография, жанра путешествий, исторических повестей.
Вершиной литературы этого периода стало «Слово о полку Игореве», прочно связанное с уходящими традициями героического дружинного эпоса. Оригинальными яркими произведениями являются «Слово» Даниила Заточника и «Слово о погибели Русской земли».
Осознание необходимости борьбы с иноземными поработителями привело к сплочению народных сил, и эта борьба идет рука об руку с политическим объединением Руси вокруг единого центра, которым становится Москва.
Важной вехой в политической и культурной жизни Руси явилась победа, одержанная русским народом на поле Куликовом в сентябре 1380 года над полчищами Мамая. Она показала, что у Руси есть силы для решительной борьбы с поработителями, и эти сила способна сплотить и объединить централизованная власть великого князя Московского.
В XV веке достигает своего расцвета новгородская литература, ярко отразившая острую борьбу классов внутри феодальной городской республики. Новгородское летописание сыграло важную роль в развитии древнерусской литературы.
Развитие стиля «идеализирующего биографизма» намечается в литературе Твери. С демократической городской культурой связано «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
В литературе возрастает интерес к психологическим состояниям человеческой души, динамике чувств и эмоций.
Литература этого периода отразила основные черты характера складывающейся великорусской народности: стойкости, героизм, умение переносить невзгоды и трудности, воля к борьбе и победе, любовь к родине и ответственность за ее судьбу.
Официальным стилем эпохи становится репрезентативный, пышный, велеречивый стиль макарьевской литературной школы. Политическая публицистическая литература рождает более свободные, живые литературные формы, связанные с деловой письменностью, повседневным бытовым укладом.
Шестой период развития древнерусской литературы падает на XVII век. Характер литературного развития позволяет выделить в этом периоде два этапа:
1-й: от начала века до 60 годов;
Развитие древнерусской литературы XI-XII веков идет путем постепенного разрушения устойчивой системы церковных жанров, их трансформации. Жанры же мирской литературы подвергаются беллитризации. В них усиливается интерес к внутреннему миру человека, психологической мотивировке его поступков появляется занимательность, бытовые описания. На смену историческим героям приходят вымышленные. В XVII веке это приводит к коренным изменениям внутренней структуры и стиля исторических жанров. Каждый жанр древнерусской обладал устойчивой внутренней композиционной структурой, своим канонам и имел «свой стилистический шаблон».
Творчество Александра Александровича Блока уже давно стало частью нашей культуры и жизни. Определяющей темой в лирике великого русского поэта по праву можно считать тему любви. От первого цикла «Стихи о Прекрасной Даме» до «Кармен» поэт проносит это сложное и противоречивое чувство. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.
Находясь под влиянием теории В. Соловьёва о Вечной Женственности, нетленном и божественном начале, Блок создает свой первый сборник «Стихи о Прекрасной Даме», изданный в 1905 году. Образ Дамы здесь не имел ни одной реальной черты, это было неземное, возвышенное создание.
Стихотворение «Незнакомка» было написано в Озёрках 24 апреля 1906 года. Оно принадлежит к циклу «Город». В этот период творчество Блока вышло на новый этап. Перемена в миропонимании поэта привела его к типичной для романтизма теме двоемирия, которую до Блока активно разрабатывал Жуковский. В соответствии с постулатами двоемирия ткань обыденной жизни прозрачна и сквозь нее все равно прорывается иной мир, мир гармонии и красоты.
Образ Прекрасной Дамы в новом периоде творчества претерпевает серьезные изменения: теперь возлюбленная приобретает реальные черты. Этот образ является центральным в стихотворении «Незнакомка».
Во второй части стихотворения в этом дешевом образе герой внезапно начинает различать черты Прекрасной дамы:
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Вечная Женственность взглянула на него из-под этой темной вуали:
…И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
Незнакомка как образ несет в себе черты традиционной для Блока Прекрасной Дамы, некоего сказочного существа («древние поверья», «очарованная даль», «дыша духами и туманами») и черты реальной женщины («кольца», «шляпа с перьями», «шелка»).
Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени.
Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка.
Я считаю, что Древнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня.
1. История России. С древнейших времен до конца XVII века. Под ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. М., 1996.
2. М.Н. Тихомиров. Источниковедение истории СССР. Выпуск I. М., 1962.
3. Введение в культурологию. Часть II. Под ред. В.А. Сапрыкина. М., 1995.
1. Быстрова А. Мир культуры (основы культурологии). Учебное пособие М.: ЮКЭА, 2000г. 686с.
2. Водорезов Н. История древней русской литературы. Учебник для студентов. М.: Просвещение, 1972г. 383с.
3. Гриненко Г. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Юрайт, 1998г. 669с.
5. Емохонова Л. Мировая художественная культура. Учебное пособие. М.: Академия, 1994г. 448с.
6. Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры. Учебник для вузов. М.: «Nota bene», 1998г. 536с.
7. Кондалов И. Введение в историю русской культуры. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс,1997г. 687с.
8. Мячин А. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М.: Вече 2000г. 624с.
9. Смелкова З. Литература как вид искусства. М.: Флинте, Наука, 1997г. 280с.
10. Творогов О. Древнерусская литература и её роль. Ленинград, 1985г. 126с.
11. Шаталов С. Литература вид искусства. М.: Знание, 1981г. 160с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Возникновение древнерусской литературы. Периоды истории древней литературы. Героические страницы древнерусской литературы. Русская письменность и литература, образование школ. Летописание и исторические повести.
реферат [22,7 K], добавлен 20.11.2002
Литература как один из способов освоения окружающего мира. Историческая миссия древнерусской литературы. Появление летописей и литературы. Письменность и просвещение, фольклористика, краткая характеристика памятников древнерусской литературы.
реферат [27,4 K], добавлен 26.08.2009
Развитие литературы и культуры казахского народа. Творчество Абая Кунанбаева – классика казахской литературы, композитора, выдающегося общественного деятеля. Самобытность и оригинальность творчества Абая. Идейная близость поэта к русской литературе.
доклад [16,6 K], добавлен 06.05.2009
Возникновение и развитие литературы русского зарубежья. Характеристика трех волн в истории русской эмиграции. Социальные и культурные обстоятельства каждой волны, их непосредственное влияние на развитие литературы русского зарубежья и ее жанров.
презентация [991,4 K], добавлен 18.10.2015
Ступени исторического развития литературы. Стадии развития литературного процесса и мировые художественные системы XIX–XX веков. Региональная, национальная специфика литературы и мировых литературных связей. Сравнительное изучение литературы разных эпох.
реферат [26,0 K], добавлен 13.08.2009
Стили и жанры русской литературы XVII в., ее специфические черты, отличные от современной литературы. Развитие и трансформация традиционных исторических и агиографических жанров литературы в первой половине XVII в. Процесс демократизации литературы.
курсовая работа [60,4 K], добавлен 20.12.2010
Процесс становления сатирической литературы XVII в. Пословицы и поговорки в работе Аввакума «Житие». Особенности смеховой культуры Руси, развитие новой литературы. Татищев и его философские воззрения. Вклад М. Ломоносова в развитие отечественной культуры.
реферат [28,1 K], добавлен 23.04.2013