Что вместо кадастрового паспорта
Техплан или техпаспорт: что выбрать для государственной регистрации?
Как не запутаться в похожих названиях документов и выбрать необходимый для регистрационных действий, пояснили в кадастровой палате по Ярославкой области.
«Паспорт содержит ключевые параметры объекта недвижимости. В нем фиксируются планы этажей, расположение оконных и дверных проемов, схемы коммуникаций. К примеру, техпаспорт и его копии используют для согласования строительства и ремонта», – поясняет эксперт Ярославской кадастровой палаты Владимир Фомин.
С 2013 года основанием для постановки на кадастровый учет служит технический план.
В техническом плане воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости.
Технический план требуется в случае первичной постановки объекта на кадастровый учет, для учета изменений сведений об объекте, для учета изменений сведений о частях объекта (образование новой части), для ввода объекта в эксплуатацию.
Первичная постановка подразумевает собой учет вновь созданного объекта недвижимости. Учет изменений сведений осуществляется, когда меняется одна из уникальных характеристик объекта (площадь, планировка, назначение и т.п.).
Подготовкой документа занимается кадастровый инженер.
Он выезжает на ваш объект недвижимости, делая необходимые замеры. Далее формирует технический план, в который входит графическая и текстовая часть.
Технический план оформленный в соответствии с действующим законодательством передается заказчику на электронном носителе подписанный ЭЦП кадастрового инженера для сдачи в Росреестр.
Срок действия технического плана, как и срок действия технического паспорта не имеет ограничений. Документы актуальны до тех пор, пока не изменено техническое состояние объекта недвижимости.
Что вместо кадастрового паспорта
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 августа 2021 г. «Рубрика «Вопрос-ответ»: Для чего нужен технический план объекта недвижимости и как его оформить?»
В рамках рубрики «Вопрос-ответ» Росреестр еженедельно публикует материалы, посвященные разъяснению актуальных вопросов в сфере земли и недвижимости.
Необходимо помнить, что по законодательству любой объект недвижимости (неважно, это хозяйственная постройка, квартира или земельный участок), до введения его в гражданский оборот, должен быть внесен в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Это единственный источник актуальных данных о характеристиках объектов недвижимости и их правообладателях на территории нашей страны.
Оформление технического плана необходимо в том числе в следующих случаях.
— Для регистрации права собственности на помещения (квартиры, жилые и нежилые помещения, расположенные в зданиях, сооружениях и т.д.), если такие помещения не являются ранее учтенными объектами недвижимости и не были поставлены на государственный кадастровый учет одновременно с соответствующим зданием, сооружением;
— Для регистрации права собственности на дом с целью последующего совершения сделок с ним (например, купли-продажи, дарения и т.д.), если такой дом не является ранее учтенным объектом недвижимости;
— Для внесения в сведения ЕГРН изменений об объекте недвижимости, если в отношении него была осуществлена реконструкция, перепланировка (например, если была изменена площадь дома за счет пристройки, была осуществлена перепланировка помещения, в частности, объединение комнат в квартире).
— Для внесения в сведения ЕГРН изменений об объекте недвижимости, если сведения о таком объекте были внесены в ЕГРН как о ранее учтенном, т.е., например, в соответствии со сведениями технической инвентаризации, проведенной до 01.01.2013, и в ЕГРН необходимо внести сведения о нем, отсутствующие в сведениях технической инвентаризации (например, описание местоположения контура здания, сооружения на земельном участке);
— Если объект не достроен (строительство его не завершено), но нужно оформить на него право собственности.
Важно: Если у объекта недвижимости отсутствуют сведения об описании местоположения контура на местности, он не будет отображаться на Публичной кадастровой карте (ПКК). Если вы столкнулись с подобной ситуацией, в первую очередь стоит выяснить, определены ли у вашего объекта координаты контура или нет?
Как проверить наличие в ЕГРН координат контура?
Для этого нужно заказать выписку из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости. Получить выписку можно с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, на портале Госуслуг, а также на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра».
Если в особых отметках раздела 1 такой выписки указано на то, что сведения, необходимые для заполнения раздела, содержащего графическую информацию об объекте (отражение координат его контура), а также сведения о координатах (например, разделов 5, 5.1, если объектами недвижимости являются здание, сооружение, объект незавершенного строительства) отсутствуют, это означает, что указанные сведения отсутствуют в ЕГРН и необходима подготовка технического плана.
Для этого вам нужно обратиться к кадастровому инженеру. Он проведет измерения объекта недвижимости, определит координаты его контура с привязкой к конкретному земельному участку и подготовит технический план, в котором будет указан кадастровый номер земельного участка, на котором соответствующий объект расположен.
Готовый технический план вместе с заявлением о государственном кадастровом учете изменений необходимо предоставить в орган регистрации прав, обратившись в МФЦ или в отделения Федеральной кадастровой палаты. Подать документы можно не только на бумаге, но и в электронном виде (при этом технический план подается только в электронном виде на соответствующем носителе, если заявление представляется на бумаге). При отсутствии оснований для приостановления все данные будут внесены в ЕГРН, и такой объект недвижимости появится на Публичной кадастровой карте.
Обзор документа
— в каких случаях необходимо оформить техплан;
— чем отличается техплан от техпаспорта;
— как проверить наличие в ЕГРН координат контура.
Кадастровый паспорт: почему его отменили и какой документ его заменил?
Что такое кадастровый паспорт
Бумажный. Состоял из двух разделов. КП.1 – с общей информацией о квартире (адрес, площадь, уникальный кадастровый номер, кадастровая стоимость, назначение и др.) и КП.2 – с чертежным планом и иногда схемой расположения объекта на этаже. В 10 % случаев в документе был только раздел КП.1.
Отмена кадастрового паспорта стала логическим завершением реорганизации системы документооборота. Действовавшие ранее ЕГРП и ГКН объединились в единую структуру – ЕГРН, Единый государственный реестр недвижимости. В связи с этим сначала отменили выдачу Свидетельств о госрегистрации имущественного права, а правоустанавливающие характеристики перенесли в выписку из ЕГРН (раздел № 2). С 2017 г. исчезла необходимость и в кадастровом паспорте, поскольку информация из него, включая кадастровый план, также стала отображаться в выписке ЕГРН.
Введение закона ФЗ-218 преследовало и другие, кроме упрощения документооборота, цели. Ранее процедура оформления имущественного права была сложной, длительной и непрозрачной из-за многочисленных бюрократических преград. Приходилось дважды собирать одинаковый пакет документов и каждый раз ожидать около месяца. Это создавало почву для появления мошеннических схем при сделках с квартирами, домами, земельными участками. После упразднения процедуры риски попасть на удочку мошенников в разы сократились.
Объединение ЕГРП и ГКН преследовало цель устранить ошибки дублирования информации и упростить процедуру. Теперь сведения в новом реестре ЕГРН обновляются автоматически, поэтому владельцы недвижимости избавлены от изнурительного хождения по инстанциям в случае изменения фактических данных.
А что с кадастровыми паспортами, полученными до 2017 г.?
Паспорта старого образца, полученные до 2017 г., действительны, но при определенных условиях теряют юридическую силу и требуют замены на актуальную выписку ЕГРН (сроком не более 30 дней):
если изменились персональные данные владельца недвижимости или сведения в кадастровых документах;
если владелец обратился в суд в связи арестом, залогом, рентой или другими ограничениями на действия со своим имуществом;
при заключении новых сделок с объектом – продаже, дарении, передаче в наследство.
Как обстоит дело теперь
Сегодня все сведения из кадастрового паспорта перенесены в выписку ЕГРН. Она включает полную информацию по объекту, его кадастровый номер, физический адрес, стоимость, имена правовладельцев. В документе указывают ограничения по праву при их наличии. Также он содержит графический блок. Выписка из ЕГРН – это полноценный правоподтверждающий документ, который используется в том числе для проверки юридической чистоты квартиры, дома или земельного участка перед сделкой. Благодаря входящим в нее сведениям из ранее действующего кадастрового паспорта, она также предоставляет 100 % достоверные данные о технических характеристиках недвижимости.
Как получить выписку ЕГРН
Получить выписку ЕГРН можно в бумажном или электронном варианте – оба имеют одинаковую юридическую силу.
Бумажный вариант. Документ заказывают и получают в МФЦ или Регистрационной палате своего населенного пункта в течение 3 или 4 рабочих дней. Выписка имеет синюю печать и подпись регистратора. Забирают ее с паспортом и копией заявления. При заказе через интернет на сайте Росреестра получить ее можно на почте или в территориальном отделении (актуально для квартир в Санкт-Петербурге и Москве). Стоимость услуги – 400 руб. для физических лиц и 1100 руб. для юридических.
После нововведений в 2017 г. процедура постановки на учет в Госкадастр значительно упростилась. Теперь нет необходимости дважды подавать документы на получение Свидетельства о регистрации и кадастрового паспорта. Их заменила выписка ЕГРН, имеющая юридическую силу и в бумажном, и в электронном виде.
Содержание
Кадастровый паспорт: что это?
При отсутствии этого документа, объект недвижимости становился “невидимым” для госучреждений (налоговая инспекция, коммунальные службы, паспортный стол). Домовладелец не рассчитывал на поддержку от государства в спорных вопросах относительно своей собственности. В случае появления других претендентов на имущество, он никак не докажет свое право собственности.
Выписка ЕГРН из Росреестра представляет собой перечень данных об объекте недвижимости, выданных Государственным реестром.
Основные причины отмены кадастрового паспорта
До внесения изменения в законодательную базу собственники недвижимости для проведения манипуляций с ней (продажа, дарение, обмен) вынуждены были оформлять целый пакет документов:
Эти бумаги предоставлялись в день заключения сделки. На практике, данные, которые в них содержались, устаревают. Или же люди физически не успевали подготовить весь комплект бумаг.
Кадастровые паспорта отменили по следующим причинам:
С января 2017 года информация из кадастрового паспорта с дополнениями на объект перенесена в выписку ЕГРН. Она содержит такие разделы:
Стоит отметить, что данные о кадастровой стоимости объекта выдаются в обычном формате.
Справка из Единого реестра является полноценной заменой устаревшему кадастровому паспорту. Выписка ЕГРН содержит все сведения, которые были в нем, а также подробную информацию о собственнике и наличии обременений.
Заказать документ с информацией об объекте недвижимости может любое заинтересованное лицо. Справка бывает двух видов: стандартная и расширенная. Документ выдается в бумажном или электронном формате.
Электронная версия документа имеет равную юридическую силу с бумажным форматов. Виртуальная справка подписывается цифровой подписью приходит на электронную почту заявителя.
Бланк на бумаге подписывает уполномоченный специалист Росреестра и ставит печать. Справка в этом виде требуется в следующих случаях:
Выписка из ЕГРН нужна при изменениях в правах собственности. Справка используется:
Оформить справку в онлайн-режиме может любое заинтересованное лицо на сайте ЕГРНка.ру. Преимущества заказа документа в электронном формате:
А что с кадастровыми паспортами, полученными до 2017 года?
Вступившие в силу с января 2017 года изменения в законе № 218 не отменяют юридической силы кадастрового паспорта и Свидетельства о госрегистрации, выданных ранее. Он действителен в том случае, если сведения, которые в нем указаны, являются актуальными на момент заключения договора.
Это означает, что в день проведения юридических манипуляций с объектом недвижимости нужно предоставить информацию о нем, с учетом изменений за последние тридцать дней.
Информация из устаревшей версии справки имела юридический вес на момент его получения. Документ не теряет свою юридическую силу, хотя период его действия бессрочный.
Особенности выписки из ЕГРН
При совершении новых сделок с имуществом (покупка квартиры или дома, оформление наследства, дарение) используются выписка из Единого реестра. Кадастровые паспорта государственными учреждениями не рассматриваются.
При проведении юридических операций с недвижимым имуществов не достаточно устного утверждения собственника об отсутсвии изменений в юридической информации объекта. Даже если сведения об имуществе остались прежними, для проведения сделки нужно получить выписку ЕГРН.
Документ о переходе прав актуален только для рынка вторичного жилья. У новых зданий нет истории. В документах на них отсутствуют изменения в статусе, который подтверждается только актуальной информацией из достоверного источника.
Справка из Росреестра имеет юридическую силу в течение 30 дней с момента ее оформления. После истечения этого срока некоторые учреждения вправе затребовать документ с обновленными данными.
Оформляем справку на портале за 15 минут
Информация о недвижимом имуществе и его правообладателях содержится в базе Росреестра. Проверить юридическую чистоту объекта, характеристики и узнать ФИО собственников, можно двумя способами: посетив отделение Росреестра или воспользовавшись услугами по формированию онлайн отчета в PDF формате, сервисом EGRNka.online
Выдачей выписок ЕГРН занимается только Росреестр. Правила получения информации установлены в ФЗ РФ № 218, Статья 62. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Для оформления онлайн запроса на портале ЕГРНка и получения официальной справки заверенной ЭЦП госрегистратора из Государственного Реестра недвижимости, необходим:
1) На кадастровой карте или в строке поиска, укажите точное месторасположение или кадастровый номер объекта. Нажмите кнопку: «Найти».
2) Если данные по недвижимости занесены в базу Росреестра, система предложит выбрать нужный вам объект. Кликнете на кнопку: «Подробнее».
Если информация по объекту будет отсутствовать, необходимо обратиться в территориальное отделение Росреестра или МФЦ, для выяснения причин отсутствия данных в Едином госреестре недвижимости.
3) В блоке «Информация», изучите публичные сведения и выберите доступный вид выписки из ЕГРН. Укажите e-mail и нажмите кнопку: «Заказать документы».
Бесплатно получить расширенные сведения об объекте недвижимости из базы Росреестра — НЕЛЬЗЯ! Чтобы увидеть полную информацию, придется заплатить госпошлину, размер которой зависит от вида документа.
4) Оплатите справку любым удобным для вас способом.
После оплаты заказанных документов, запрос на получение выписки ЕГРН будет отправлен в Росреестр. Формирования справки, обычно происходит в течение часа, если на официальном сайте не проводятся технические работы, из за чего, срок может увеличиться до 48 часов. После обработки заявки на указанную электронную почту, придет отчет в PDF формате. Форма, структура и содержание документа регламентируется Приказом Минэкономразвития РФ № 975.
При обращении в отделение МФЦ или через сайт Госуслуг, ждать документы придется от 3 до 7 рабочих дней, а иногда и дольше. Быстрее всего, получить электронную версию документа для проверки юридической чистоты онлайн.
ФЗ №218 внес принципиальные изменения в законодательство, регламентирующее порядок регистрации прав и осуществления кадастрового учета. Основываясь на его положениях, учреждена единая система регистрации прав на недвижимость.
Если ранее для регистрации требовалась постановка объекта на кадастровый учет (оформление кадастрового паспорта) и обращение в Росреестр (оформление Свидетельства о праве собственности), то сегодня процедура упрощена.
Содержание и особенности кадастрового паспорта
Содержание кадастрового паспорта определяется объектом, данные о котором в него включены:
Ранее отсутствие кадастрового паспорта влекло за собой «невидимость» объекта недвижимого имущества для коммунальных служб, паспортного стола, налоговых органов. Собственник не мог рассчитывать на государственную поддержку, не мог доказать свои права на надел.
Без кадастрового паспорта нельзя было оформить участок или квартиру в собственность, возвести дом или гараж на территории, предоставить недвижимое имущество в качестве залога при оформлении займа или кредита.
Для оформления кадастрового паспорта установленной формы, который действовал ранее, граждане обращались в Кадастровую палату либо многофункциональный центр (МФЦ), заполняли заявление и оплачивали установленную пошлину.
Разделы выписки из ЕГРН
Выписка из ЕГРН — документ, содержащий информацию о главных характеристиках и правах на объект недвижимости, который располагается на территории Российской Федерации и был зарегистрирован в установленном порядке.
Содержание выписки из ЕГРН (всего 5 разделов):
Внимание! Выписку из ЕГРН о неприватизированной недвижимости оформить нельзя, поскольку сведения о ней не содержатся в базе.
Процедура получения
Получить выписку из ЕГРН можно на каждый объект недвижимого имущества, находящийся в вашей собственности или принадлежащий третьему лицу. Заказывать документы вправе не только граждане РФ, но и иностранцы.
Срок получения выписки через Росреестр или МФЦ — 3 суток, но в действительности она изготавливается дольше. Период действия документа не ограничивается, однако при совершении сделок используются выписки, полученные не более 30 дней назад.
Какие изменения произошли?
ФЗ №218 объединил две процедуры: кадастровый учет и регистрацию права собственности. Теперь заявитель, обращаясь в Росреестр, получает кадастровую выписку, содержащую уникальные параметры объекта.
Произошло изменение непосредственного формата кадастрового паспорта. Раньше он состоял из 6 разделов, но в новой выписке из ЕГРН вся информация расположена в 5 разделах. Дополнительно присутствует схематический блок (графики, чертежи и планы в зависимости от объекта недвижимости).
Причины отмены кадастрового паспорта:
Устранение бюрократических «преград» при государственной регистрации.
Исчезает необходимость для граждан собирать практически один и тот же перечень документов для совершения разных юридических действий.
Существенная экономия времени физических и юридических лиц.
Обобщенные сведения выдаются в форме одного документа в более сокращенные сроки: вместо 10-14 дней — 3 суток.
Значительное уменьшение расходов.
Отсутствует необходимость оплачивать сразу несколько госпошлин — на оформление кадастрового паспорта и изготовление выписки из ЕГРН.
Однако нотариусы, коммерческие банки, участники сделок, влекущих юридически значимые последствия, не согласятся принять его к рассмотрению. Они запросят от правообладателя новую выписку из ЕГРН.
Оформление выписки из ЕГРН через Интернет
Оформить электронную выписку из ЕГРН всего за 30 минут физические и юридические лица могут с использованием online-сервиса «КТОТАМ.ПРО». Документ выдается по запросу правообладателей и других заинтересованных лиц.
Оформление online — это отличный выбор для тех, кто:
Чтобы получить выписку из ЕГРН с использованием портала «КТОТАМ.ПРО», достаточно указать точный адрес объекта недвижимости либо присвоенный ему кадастровый номер. Отслеживать статус заказа вы можете через личный кабинет пользователя.
Для чего используется выписка из ЕГРН в 2020 году?
Выписка из ЕГРН используется в целях документального подтверждения наличия (отсутствия) права собственности на недвижимость (дом, квартиру, земельный участок и др.). Используется при совершении всех сделок, влекущих переход или изменение прав.
Выписка из ЕГРН требуется при оформлении кредита или займа в коммерческих банках, при нотариальном удостоверении действий, при сделках купли-продажи и др.
Преимущества и недостатки отмены кадастрового паспорта
Отмена кадастровых паспортов:
Является ли выписка из ЕГРН заменой кадастрового
Несмотря на то, что ранее полученные кадастровые паспорта не теряют своей действительности, их выдача более не производится, а использование при совершении сделок уже не встречается на практике.