Что влияет на запоминание информации
Как улучшить память?
Прежде чем говорить о забывании, обратимся к запоминанию. Что происходит в мозгу, когда мы учимся чему-то новому? – В нем образуются нейронные связи. Когда мы забываем что-то, эти связи разрушаются. Об этом онлайн-журналу Eva.ru рассказал основатель центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин.
Как качественно запоминать?
Главный секрет – использовать визуальные образы! Не стесняйтесь детально представлять то, что нужно запомнить. Это своего рода творчество – рисуйте в своей голове картинки, которые потом помогут быстро все вспомнить. Это вызывает эмоции.
Как вы думаете, почему художественная литература и яркие анекдоты запоминаются легко, а сухой и сложный текст проблематично? – Картинки, которые мы представляем, формируют эталонные нейронные связи. Однажды прочитавший “Войну и мир” прекрасно представляет, как выглядит Наташа Ростова, ведь Толстой детально описывал ее несколько страниц! А бывало ли у вас так, что при случайном просмотре канала, вы понимаете, что уже смотрели этот фильм пару лет назад? Происходит это на каком-то конкретном моменте – словно срабатывает переключатель внутри. Какая-то сцена когда-то вам так запомнилась, что нейронные связи все еще живы.
Это можно использовать и в обучении. Однако, чтобы не забыть ничего важного, мало просто создать крепкие связи – важно поддерживать их на должном уровне. Для этого есть целая система повторения.
Как правильно повторять?
Большую часть того, что услышали, мы забываем буквально в первые же минуты. Однако есть и хорошая новость – дальше эта скорость уменьшается. Такую закономерность отражает кривая Эббингауза. Зная это, нужно поменять принцип запоминания и повторения. Попробуйте дробить информацию на блоки по пять единиц (числа, слова, факты, имена, страны и т.д.) и сразу же повторять. Например, если вы хотите выучить 15 иностранных слов, то не пытайтесь осилить сразу все. Намного продуктивней учить по 5 слов за раз. Дело в том, что объем нашей памяти не резиновый – 15 слов разлетятся как мухи, и в голове ничего не останется. 5 – это минимальное количество единиц информации, которое мы можем удержать в оперативной памяти. Максимальное – 9. Сама формула выглядит так: “Семь плюс/минус два”.
Теперь самое время повторить информацию (в нашем случае, 5 новых слов). Чтобы знания не улетучились, сделать это нужно минимум три раза подряд, используя прием активного воспроизведения. Другими словами, вспоминать и обязательно проговаривать каждое слово, а не просто перечитывать. Первое повторение может быть медленным, а каждое следующее – все быстрее. Когда скорость предыдущего и следующего повторения сравняется, увеличивайте промежуток времени в 2-3 раза. Повторите слова через 20 минут, 2 часа, 6 часов и на следующее утро. Придерживайтесь этой схемы 7 дней, и точная информация останется с вами надолго.
На самом деле, вся эта схема уже нам знакома. Порой билеты, на которые отвечали во время экзамена, мы помним гораздо лучше и подробнее, чем весь остальной предмет. И дело тут не в системе образования или стрессе. Просто мы их активно воспроизводили!
Что влияет на запоминание?
функциональное состояние: важно быть не голодным, не переевшим, выспавшимся
кислород в помещении (особенно, если вы занимаетесь интеллектуальным трудом)
вода: пейте именно воду (не чай, кофе, или другие напитки) в чистом виде
Факторы, влияющие на запоминание.
Психология
Память – это сквозной психический процесс. Сквозной означает то, что он присутствует на всех уровнях психического отражения и без памяти невозможно существование другого процесса. Определение памяти дается через процессы памяти.
Память – это интегральная следовая форма психического отражения, заключающаяся запоминание, сохранение и последующим воспроизведение человеком своего опыта. В этом определении представлены все процессы памяти, но пропущено забывание.
1.Запоминание– это процесс ввода информации в память. Обычно оно присутствует в трех формах. Первое – это запечатление, которое представляет собой быстрое, прочное введение информации. Запечатление происходит в результате однократного предъявления. Обычно запечатлевается эмоционально значимая информация, окрашенная яркими переживаниями, нужная человеку для построения его жизни.
Непроизвольное запоминание – как вторая форма запоминания происходит автоматически и человеку не надо для этого прилагать никаких усилий. Экспериментально было установлено, что если человек занимается какой-либо деятельностью, то он автоматически фиксирует в памяти именно тот материал, который нужен для выполнения этой деятельности.
Третья форма – произвольное запоминание, которое часто заменяют термином мнемическая деятельность. Именно произвольное запоминание является высшей формой памяти. Для произвольного запоминания человек может использовать следующие приемы: Группировка, которая используется в связи с разделением запоминаемого материала на группы. Выделение опорных пунктов в запоминаемом тексте, которое чем-то напоминает маркировку содержания абзацев. Структурирование, которое помогает расположить части изучаемого материала в определенной последовательности. Мнемотехнические приемы. Например, метод мест. Перекодирование как прием непроизвольного запоминания заключается в представлении информации в образной форме. Достраивание позволяет связать фрагменты текста или информации со своим непосредственным опытом, и в этой связи прочнее его запомнить. Ассоциирование применяется для запоминания лиц и людей.
Произвольное запоминание наиболее продуктивно, так как это деятельность, преследующая определенную цель. Студенческая сессия – это марафон на произвольное запоминание.
Факторы, влияющие на запоминание.
1. Установка. Существуют разные варианты установок: запомнить надолго, запомнить до экзамена, запомнить в основном, запомнить буквально, запомнить основные мысли и так далее. Основная особенность установки – она должна быть четкой, позитивной, бодрящей. Вроде бы мелочь, но экспериментально установлено, что наличие установки очень облегчает процесс запоминания.
2. Объем материала. Как ни странно, но лучше запоминать материал большими объемами. Объемный материал запоминать трудно, но вспоминается больше. Учить нужно не абзацами, а параграфами. При воспроизведении выстраивать логически и прослеживать связующие формы.
3. Осмысленность запоминаемого материала. Для взрослого человека приоритетна логика и мышление, поэтому запоминается только осмысленный, понятый материал. Механическое запоминание совершенно не осмысленное и не характерно для взрослого человека.
4. Эффект «края», или «краевой эффект памяти. Суть в том, что начало и конец любого материала запоминается лучше. Часто этот эффект используют при написании учебников. В этом варианте информация будет повторена трижды. Это не для того, чтобы студент понял, а для того, чтобы запомнил.
«Краевой эффект» памяти состоит еще в том, что информация о незнакомом человеке лучше. О знакомом человеке мы лучше запоминаем последнюю информацию.
5. Распределение во времени. Суть в том, что материал лучше запоминается не концентрированно, а распределено. Сначала делаем первый подход к материалу информации, потом второй, а потом третий. Все подходы через промежуток в 24 часа.
6. Окружающая обстановка и местоположение. Человек устроен таким образом, что в какой ситуации он воспринимает информации, в той ему лучше и воспроизводить. Например. Если студент готовиться к экзамену лежа, то и сдавать ему лучше в такой же позиции.
7. Фактор повторения. Во время повторения важно оторваться от текста и не подглядывать. Иначе при воспроизведении материала будет требоваться «опора для глаз». Воспроизведение должно быть свободным. Прочитал, выделил опорные пункты и рассказал. Важно, чтобы глаза не искали текст, не упирались в него. Хорошо писать шпаргалки. Это дает возможность в маленьком ресурсе излагать большой объем информации.
8. Концентрация внимания. Когда мы вводим информацию – часто бываем, рассеяны, нам трудно сосредоточиться и удержать внимание на выбранной теме. Только при полной концентрации внимания можно получить при запоминании положительный результат. Для усиления концентрации также используются различные приемы.
Другой способ – это ассоциативная организация материала. Ассоциация означает связь, соединение. Она предполагает группировку. У нас бывают ассоциации по пространственной смежности. Или ассоциации по временной смежности. А так же по схожести признаков, причинно-следственные, по контрасту и так далее.
3.Забывание – как процесс памяти. Это очень необходимый процесс для работы памяти. Это процесс исключения информации. Человек в этом процессе начинает обобщать и уходить от мелких, незначительных деталей. Также забывание необходимо для того, чтобы справиться с травматическими ситуациями в своей жизни.
Итак, забывание необходимый процесс и на него так же влияют некоторые факторы. Первое – возраст. С возрастом человек прекращает впускать информацию, потому что голова уже достаточно перегружена. Человек как бы отграничивается от стимулов внешней среды. Есть исследования, которые доказывают, что когда человек перестает воспринимать информацию из внешнего мира и концентрируется на своем внутреннем мире, он начинает вырастать в мудрости. Внутри уже все есть для этого, надо только в это поверить.
Второе – характер информации. Человек забывает ту информацию, которая не используется. Очень сильно влияет на забывание характер предшествующих и последующих событий. Например. Если вас выбили из колеи, а вы пришли что-то учить, то это не получится. Или, если вы что-то выучили, но произошло какое-то экстремальное событие, то эта информация тоже может стереться.
Существует такая форма забывания – как активное забывание. Это явление исследует психоанализ, называя его вытеснением. Здесь речь идет о том, что забывание бывает мотивировано. В тех случаях, когда человек не может справиться с какой-то травматической ситуацией, психика убирает эту информацию из поля сознания, вытесняет.
4.Воспроизведение – последний процесс памяти, который предусматривает воссоздание сохраненного в памяти материала. Выделяют разные формы. Узнавание – это актуализация материала с опорой на предмет. ТО есть в поле зрения появляется какой-то предмет и человек начинает присматриваться к нему, пытаясь узнать. В узнавании обязательно присутствует объект.
Собственно воспроизведение – это тогда, когда от нас требуется дать ответ на основе собственной памяти.
5.Припоминание. В случае припоминания у человека есть уверенность, что он знает, но никак не может припомнить и воспользоваться этой информацией. Припоминание может быть мучительным и болезненным процессом, потому что есть информация, есть в ней потребность, но нет доступа к этой информации. Чтобы актуализировать припоминание, используют два приема. Во-первых, делается попытка выстроить ассоциативные связи и по ним осуществить припоминание. Во-вторых, можно просто прекратить процесс припоминания, и необходимая информация сама всплывет в памяти.
Подготовка на экзамене. После того, как вытащен билет, рекомендуется писать все, что приходит в голову по ассоциациям. Делаются наброски, а потом материал логически упорядочивается. Далее необходимо слушать то, что отвечают другие и вписывать это в свой ответ, взяв то, что необходимо. Именно то, что отвечают другие студенты, может стать опорой для припоминания, это освежает собственную память.
Факторы, влияющие на запоминание
Как объем памяти, так и прочность запоминания зависят от многих условий:
1. Осмысленность запоминания.Успех запоминания зависит от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании мыслительная переработка информации не осуществляется. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логическихсвязей между частями материала. Осмысленное запоминание значительно продуктивнее механического. Механическое запоминание требуетмногих повторений; механически заученное человек не всегда можетприпомнить к месту и ко времени. Осмысленное запоминание требует отчеловека значительно меньше усилий и времени, и является более действенным.
Осмысление материала достигается разными приемами. Один из способов— выделение в изучаемом материале главных мыслей. Переход от одной части кследующим частям — это логическая последовательность основных мыслейтекста. Основные мысли текста составляют его план. Воспроизведение происходит по плану.Другим приемом осмысления материала является сравнение, т.е.нахождение сходства и различия между изучаемым материалом и ужеизвестным. Осмыслению материала помогает также его конкретизация, пояснение общих положений примерами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т.п.
3. Характер запоминания.В психологии памяти описаны 3 способа запоминания: целостный, частичный и комбинированный. При целостном способе материал (стихотворение и др.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При частичном способе материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного способов. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком. Из указанных способов наиболее целесообразным является комбинированный способ. Он требует осмысления материала и обеспечивает равномерное запоминание.
4. Характер материала.Продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного; логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.
5. Систематизация материала.Приведенный в систему материал легче запоминается и дольше хранится в памяти. Систематизация может протекать в разных направлениях: путем группирования объектов запоминания по одному какому-либо признаку (например, по цвету, величине, форме предметов); путем объединения материала в хронологическом следовании событий; и т.п.
6. Прочность запоминаниязависит от важности для человека запоминаемой информации, от привычности материала, от контекста события, от мотивации и пр. Например, если какое-то событие повторяется много раз, то оно легче и на более длительный срок запоминается, чем случайное явление (привычность материала). То, что сохраняется в памяти, всегда связано с ситуацией, в которой оно запомнилось. Поэтому извлекать что-либо из памяти всегда легче в том контексте, в котором произошло запоминание. Роль мотивации проявляется в том, что мы всегда легче запоминаем то, что хотим выучить, чем то, что для нас неинтересно. Например, увлекаясь футболом, можно знать имена всех футболистов сборной, но не быть способным запомнить и трех имен знаменитых психологов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Как улучшить процесс запоминания и хранения информации в мозге?
Как улучшить память? В современном мире при стремительном развитии информационных технологий мы почти разучились удерживать в уме нужную информацию. Это обусловлено тем, что не вся информация качественная, и ее много, поэтому постоянно ее нужно сортировать, отсекая бесполезное. Также у каждого в кармане есть смартфон, куда можно вбить список продуктов, записать номер телефона, поставить напоминание в календаре или банально посчитать на калькуляторе.
Скорее всего, многие уже и не помнят, как умножать или делить в столбик, выйти в супермаркет без списка. Да и для продуктивной работы наш мозг и организм в целом требует качественной еды. Поэтому изначально следует задуматься о правильном питании, а потом переходить к методам улучшения запоминания информации.
Исследователи выяснили, что на процесс запоминания информации влияют гормоны, которые производит щитовидная железа. По этой причине нужно повысить содержание в рационе продуктов с большой концентрацией йода – морская капуста и морепродукты (сюда можно отнести тунец, камбалу, лосось, селедку, креветки). Также можно дополнительно пропить витаминные комплексы с высоким содержанием Омега-3.
Сколько информации способен запомнить мозг человека?
У каждого из нас, чтобы усваивать новую информацию, позволяющую гармонично развиваться, скорее всего, есть свои приемы, которые помогают запоминать значительный объем данных. Некоторые каждое утро повторяют пройденный материал, другие отдают предпочтение методике визуализации, а третьим помогает ассоциативный образ. На интуитивном уровне мы понимаем, что данные способы эффективны, но сам принцип их работы нам не понятен.
За счет применения небольших хитростей многие прекрасно выучивают иностранный язык, осваивают игру на музыкальном инструменте, легко запоминают новые рецепты.
Для каждого человека свойственен определенный объем данных, который он способен усвоить. Но постоянный тренинг будет способствовать расширению возможностей памяти. Есть несколько общих простых правил, которые помогут улучшать восприятие различного объема информации. Далее рассмотрим основные.
Визуализация – один из самых действенных способов усвоения информации
Попробуйте визуализировать данные для запоминания. В результате удастся заставить мозг анализировать и быстро запоминать то, что мы увидели.
В ходе исследований было выяснено, что порядка 50% ресурсов наш мозг отдает на обработку визуальных данных. Это касается текста, который понимается нами как комплекс разных буквенных изображений, а также образов, имеющих отличительный цвет. Стоит отметить, что на объекты в движении наш мозг реагирует активнее, нежели на статичные.
Вывод из данного опыта один: можно смело оставлять на полях тетрадей отметки разноцветными маркерами, рисовать диаграммы, графики, которые облегчат запоминание информации.
Общая картина намного проще запомнится, нежели конкретные детали
Мозг вполне может отказаться запоминать новые данные, которые переполнены многочисленными деталями. Ему проблематично не потерять функцию воспринимать постоянный поток информации: сознание перегружается.
Не стоит себя заставлять запоминать все подряд. Лучше акцентировать внимание на конкретных фактах, полезных для вас. Сосредоточьтесь на них, анализируйте, выделите причинно-следственную связь. Это даст возможность обострить восприятие и запомнить новое.
Помните про полноценный сон
Наш мозг намного лучше усвоит новые данные, если до этого своевременно лечь спать и прекрасно выспаться после продолжительного выучивания. Это относится и к дневному отдыху: перегрузив сознание новой информацией, стоит дать себе немного отдохнуть днем и поспать. Так следующий материал будет лучше запоминаться.
Делитесь полученными новостями с окружающими
Недавние исследования показали, что наш мозг намного лучше воспринимает и запоминает данные после того, как их обсудили с другим человеком. Данный прием позволяет более качественно структурировать знания в вашем «хранилище», а значимые моменты будут запоминаться намного проще и быстрее.
Комбинируйте несколько способов запоминания
Если применять только один метод запоминания, то спустя определенное время он утратит свою эффективность. Чтобы повысить действенность усвоения данных, стоит использовать сразу несколько техник. Это не только улучшит запоминание, но также позволит регулярно тренировать разные отделы мозга. Быстрее и лучше запоминать вы научитесь, регулярно используя развивающие память тренажёры Викиум.
Основные факторы запоминания информации и научения
При изучении нового материала или в рамках работы над долгосрочным проектом важно понимать основные принципы приобретения новых навыков. Результатом поиска закономерностей стала таблица, приведенная нами в конце статьи. Мы надеемся постепенно пополнять ее в зависимости от появления у нас новых данных. Если у вас есть информация, которой можно дополнить данную таблицу, присылайте ее в комментариях и на нашу почту, и мы обязательно дополним таблицу, указав ваше авторство и участие в написании статьи.
Практика и прямо пропорциональный эффект
Первый базовый принцип в отношении новых знаний – это необходимость использования их на практике. Новая информация должна иметь отношение к выживанию, иначе она игнорируется мозгом. Большая часть мышления человека протекает бессознательно. Вам не удастся объяснить или внушить бессознательной части себя самих идею о том, что вам что-то нужно выучить или узнать, если в действительности вам это может никогда не пригодиться.
Можно попытаться обмануть себя и использовать целевую установку, но этот метод подойдет не всем. Легче всего погрузиться в предмет изучения на практике и сразу начать применять полученные знания, решая важную (акцент) задачу. Условия, где вам действительно понадобится на практике заниматься предметом, который вы хотите изучать, стимулируют запоминание. Чем больше времени вы потратите на практическое применение навыков или новых знаний, тем больше вероятность успеха в научении.
Стресс будет влиять на эффективность приобретения новых знаний
В 2016 году ученые из университета Виттен-Хердеке (Германия) поставили эксперимент [2]. Они воздействовали на испытуемых «острым стрессом», а именно помещали их руку на три минуты в ледяную воду. В ходе эксперимента добровольцам предложили придумывать себе интересные занятия на четыре дня каникул и запомнить их. На людей из второй, контрольной группы воздействовали тем, что помещали их руку в теплую воду.
После того, как испытуемые сообщали о том, что они придумали себе занятия, у них забирали их записи (черновики) и оставляли в покое. Через сорок минут каждый испытуемый должен был вспомнить, какие дела он запланировал и в какой последовательности на каждый из четырех дней, и мысленно совершить их. Выяснилось, что дела, запланированные на первые два дня, хорошо помнили почти все испытуемые. Разница оказалась значительной на память о планах на третий и четвертый день. Люди, прошедшие через стресс с ледяной водой, помнили свои планы гораздо лучше, чем испытуемые из контрольной группы.
Можно предположить, что такой результат обусловлен так называемым «эффектом первичности», заключающимся в том, что информация, запомненная ранее, удерживается в памяти лучше, чем информация, запомненная в середине или в конце. Вероятно, данные, запоминаемые позже во времени, отчасти подвергаются перезаписи. Острый стресс каким-то образом отключает этот механизм и возможности по запоминанию увеличиваются.
Открытый и важный вопрос, на который каждый должен ответить для себя самостоятельно: как постоянно создавать новый и полезный стресс в своей ежедневной деятельности?
Закономерности работы памяти, обнаруженные Германом Эббингаузом [1]
Закономерности работы памяти, обнаруженные гештальтпсихологами
В своих экспериментах Б. В. Зейгарник обнаружила, что в два раза чаще испытуемый мог вспомнить незавершенные задания, чем завершенные. Вероятно, из своих экспериментов с памятью Зейгарник сформулировала идею о таком явлении, как незакрытый гештальт. Незакрытый гештальт – это событие в прошлом, которое не пришло к своему логическому завершению, острое желание, которое не сбылось и запечатлелось в бессознательной или сознательной памяти. Человека в связи с этим могут преследовать чувство незавершенности, неудачи, повторяющиеся негативные сценарии развития ситуаций, ощущение утраты контроля над происходящим и т.п.
Закономерности работы памяти, обнаруженные психоаналитиками
Представители психоанализа обратили внимание на то, что лучше всего запоминаются эмоционально позитивные события, а негативные «вытесняются» в «подсознание» и на сознательном уровне воспроизводятся хуже или вообще могут полностью забываться.
Закономерности работы памяти, обнаруженные бихевиористами
Представители бихевиоризма обратили внимание на важность подкрепления при запоминании. А также на то, что лучше запоминаются события, в которых принимал участие испытуемый, чем те, в которых он был сторонним наблюдателем.
Наиболее благоприятные факторы для приобретения новых навыков
Применение знаний на практике
Интенсивность формирования нейронных связей обусловлена вовлечением крупных мышц.
Публичные выступления или публикация этапов работы
Публичные выступления вызывают сильный стресс, по мнению многих, следующий по интенсивности за страхом смерти. Делая свою работу публичной, вы заставляете себя более старательно и эффективно учиться чему-то новому, если от этого зависит результат публичного выступления.
Тяжелые физические упражнения или экстремальные виды спорта
Тяжелые физические упражнения или экстремальные виды спорта параллельно с основным видом деятельности или целевым приобретением какого-либо навыка заставляют организм поддерживать высокий уровень нужных для обучения гормонов и стимулируют запоминание.
Литература:
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!