Что влияет на занятость населения
Что влияет на занятость населения
Библиографическая ссылка на статью:
Меренкова А.С., Новикова Н.В. Факторы и условия занятости населения в регионе // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/20582 (дата обращения: 24.12.2021).
Теория развития региональной экономики описана в каждом учебнике по профильной дисциплине. Однако, региональная экономика, как и любая другая, видоизменяется под влиянием многочисленных факторов и современных условий развития регионов. Занятость населения является одним из основных показателей регионального развития, который также подвержен изменениям деловой активности людей в той или иной хозяйственной системе региона с течением времени.
Выявление факторов, влияющих на занятость населения, является одной из важнейших проблем современной теории и практики управления региональным развитием. В зависимости от связи с внешней средой, факторы, влияющие на занятость трудоспособного населения региона, можно разделить на внешние и внутренние (рисунок 1).
Рисунок 1 – Факторы, влияющие на развитие занятости в регионе
К внешним основным факторам и условиям развития занятости населения региона относятся: политические, экономические, социальные, инновационные.
а) Политические факторы. Стабильность политической ситуации в стране и регионе, в том числе и международной политики страны и международных связей в регионе, эффективность законодательства, качество государственного регулирования социально-экономических процессов и другие, – всё это благоприятно влияет на рынок труда и занятость населения региона.
Государственная политика регулирования занятости населения в регионах Российской Федерации, прежде всего, направлена на достижение баланса в области решения социально-экономических проблем. Кризисные тенденции в экономике объективно влияют на рост социальной напряжённости на региональных рынках труда, поэтому современная политика занятости населения нуждается в более эффективных, обоснованных и системно реализуемых подходах.
Управление занятостью в регионах включает составление программ управления трудом и занятостью в рамках реализации государственной политики в сфере труда и занятости. Однако сегодня в сложных социально-экономических условиях реализация программ содействия занятости на региональном уровне затруднена по причине бюджетного дефицита, поэтому наиболее перспективным направлением повышения эффективности государственной политики в области занятости является реализация активных программ служб занятости совместно со всеми заинтересованными органами власти и предпринимателями по созданию новых рабочих мест и содействию самозанятости населения. При этом каждый регион должен самостоятельно разрабатывать программы по управлению занятостью населения, реализуя взвешенный комплексный подход и используя возможности взаимодействия государственных структур с предпринимателями по созданию новых рабочих мест.
Государственная программа «Содействие занятости населения» на 2013-2020 годы», разработанная Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации была принятая 27 ноября 2012 года Правительством Российской Федерации. Она определила пути совершенствования государственного управления в сфере занятости населения. В 2014 году вышла в свет новая редакция данной программы [2]. Ее реализация должна содействовать повышению уровня занятости населения и обеспечению защиты прав граждан в области труда, оптимизации процесса принятия государственных решений в рассматриваемой сфере и повышению эффективности деятельности в данной сфере общественных отношений.
б) Экономические факторы. В данную группу факторов можно включить эффективность рыночных механизмов, стабильность системы налогообложения, устойчивость банковской системы и другие. Экономические факторы могут оказывать существенное влияние путем:
— льготного налогообложения предприятий, создающих новые рабочие места;
— прямого финансирования предприятий малого и среднего бизнеса;
— финансирования любых проектов, связанных с поддержкой самозанятости населения региона в различных формах (индивидуальный предприниматель, фермер и т.д.);
— поддержки крупных инвестиционных проектов, реализация которых связана с созданием сразу большого количества рабочих мест;
— поддержки инновационных проектов, связанных с модернизацией и автоматизацией рабочих мест с внедрением передовых технологий и т.д.
в) Инновационные (технологические) факторы. Инновации оказывают огромное влияние на развитие занятости населения. Внедрение информационных технологий позволяет быстро осуществлять поиск работы, отправлять резюме на электронную почту, обучаться и повышать квалификацию онлайн в режиме реального времени или дистанционно. Уровень инновационной активности населения в регионе, использование новых технологий, мобильность способствуют эффективному развитию занятости в регионе.
В современных условиях вся информация центров занятости населения размещается на их официальных сайтах. Издаются информационные материалы (буклеты в печатном и электронном видах) по основным направлениям деятельности центров занятости, например, «Выпускнику школы (для старшеклассников, готовящихся к поступлению в учебное заведение)», «Выбор профессии», «Организация оплачиваемых общественных работ», «Трудоустройство подростков на временную работу», «Если Вам грозит увольнение» (работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников)», «Профессиональное обучение – это Ваш шанс найти работу», памятка безработному гражданину (извлечения из Закона РФ «О занятости населения в РФ» [1] и многая другая информация. Таким образом, центры занятости всё активнее внедряют информационные технологии.
г) Социальные факторы: уровень и качество жизни населения (заработная плата, размер прожиточного минимума, обеспечение населения необходимыми благами: здравоохранение, образование, защита прав человека, обеспечение жильём и т.д.) также оказывают большое влияние на развитие занятости населения в регионе.
Основными внутренними факторами являются:
— особенности системы органов управления занятостью населения в регионах;
— особенности спроса и предложения на региональном рынке туда;
— особенности системы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки трудовых ресурсов.
а) К особенностям системы органов управления занятостью населения в регионах можно отнести:
— относительная самостоятельность в реализации региональной политики в сфере занятости населения с учетом региональной специфики;
— передача многих полномочий и функций государства по управлению занятостью населения на региональный и местный уровни;
— развитие системы коммерческих участников в системе управления занятостью населения в регионах (появление коммерческих кадровых агентств, консалтинговых компаний и т.д.).
Важнейшую функцию в регулировании уровня занятости населения выполняют соответствующие службы занятости. В России функционируют специальные государственные учреждения – центры занятости населения, которые действуют на территории всех регионов Российской Федерации.
Для формирования банка вакансий специалисты центров занятости населения сотрудничают с руководителями и работниками кадровых служб предприятий. Специалистами центров оказывается населению государственная услуга информирования о положении на рынке труда определенному кругу лиц на основании личного обращения граждан с заявлением-анкетой. Наиболее востребованная информация – это спрос на рынке труда, возможностях трудоустройства либо получения профессии или переподготовки/повышения квалификации по востребованным профессиям. Специалисты центров занятости также содействуют в переподготовке и повышении квалификации кадров определенных специальностей.
В целях содействия трудоустройству безработных граждан центрами занятости населения организуются ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, включая организацию общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, включая инвалидов.
б) Особенности спроса и предложения на региональном рынке трудовых ресурсов. Если спрос выше, чем количество предложений вакансий в той или иной сфере деятельности, то возникает некоторая напряженность на рынке труда и занятости населения, последствия которой могут привести к:
— росту женской безработицы;
— преобладанию безработных граждан, не имеющих соответствующего профессионального образования и опыта;
— дефицит работников определенных профессий. В последние годы увеличилось количество молодых людей в возрасте от 18-29 лет, получивших услугу по профориентации. При этом учитывалась такая особенность, что третья часть из них имеет профессии, не востребованные на рынке труда региона (например, в Свердловской области много выпускников-юристов, тогда как региону нужны рабочие специальности для восстановления и развития промышленности), а остальные не имеют профессии вообще, поэтому им рекомендуются профессии (специальности), востребованные на рынке труда региона;
— сокращению работников вследствие ухудшения экономического положения предприятий и организаций региона.
в) Особенности системы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки трудовых ресурсов. Следует отметить, что любые формы обучения должны осуществляться с учетом не только потребностей граждан, но и потребностей регионального рынка туда. Необходимо предусмотреть наличие образовательных организаций по подготовке кадров различных сфер экономики региона.
В связи с тем, что в 2014-2015 гг. увеличилось количество одиноких и многодетных родителей, то в регионах практикуется дистанционная форма профориентации. Одинокие и многодетные родители и мамы, которые имеют детей до трех лет, не всегда могут выехать из дома с целью получения профессии (специальности) востребованной на рынке труда. Поэтому им рекомендуется дистанционное обучение с возможностью получения профессии (специальности), не выезжая за пределы постоянного места жительства.
Как правило, центры занятости успешно сотрудничают по вопросам профессиональной ориентации граждан с управлениями образованием администраций районов, входящих в субъект РФ, со школами, а также с существующими на территории региона профессиональными учебными заведениями.
В регионах в целях содействия занятости населения также предусматриваются программы профессионального обучения граждан. Профессиональное обучение ориентировано на овладение всеми делающими востребованными на рынке труда района и округа профессиями. При этом, учитываются гарантийные письма работодателей, ходатайства администраций поселений района на обучение под конкретные рабочие места или с целью дальнейшей самозанятости граждан. Профессиональное обучение безработных граждан в целях последующей организации предпринимательской деятельности и самозанятости является одним из приоритетных направлений профессиональной подготовки. При этом заключаются договора на проживание обучаемых в период прохождения профессионального обучения. Формирование учебных групп проводится в соответствии с потребностями рынка труда. Средняя продолжительность профессионального обучения в зависимости от региона может составлять 2,8 месяца, профессиональной переподготовки – 2,4 месяца, а повышения квалификации – 1,1 месяца.
Таким образом, на состояние занятости населения в регионе влияние многочисленные внешние (политический, экономический, инновационный, социальный) и внутренние (особенности системы органов управления занятостью населения в регионах, спроса и предложения на региональном рынке туда, системы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки трудовых ресурсов) факторы.
Классификация факторов, влияющих на уровень и строение занятости
Рубрика: Экономика и управление
Статья просмотрена: 5099 раз
Библиографическое описание:
Ровшан, Наджаф Чингиз оглу. Классификация факторов, влияющих на уровень и строение занятости / Наджаф Чингиз оглу Ровшан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 7 (7). — С. 113-117. — URL: https://moluch.ru/archive/7/508/ (дата обращения: 28.12.2021).
Обеспечение занятости населения это не только, актуальная задача устранения социального противоречия, но и приоритетное направление урегулирования доходов населения. Занятость населения и в развитых странах и в странах переходного периода зависит от структурных изменений в экономике, от типа и характера экономической политики, от уровня развития производственных сил и направления производственных отношений.
Изменения на рынке труда это главные тенденции масштаба и динамики занятости, социальное деление труда и безработицы. Под обеспечением занятости понимается эффективное использование трудовых ресурсов на микроэкономических условиях. А это, прежде всего, характеризируется эффективным использованием производственного потенциала и уровня развития экономики страны.
Занятость отражает в себе многосторонние и самые важные проявления общественно-социальной жизни. Обеспечение занятости охватывает рынок рабочей силы. Стоимость рабочей силы на рынке труда определяется условиями найма, а также объемом заработной платы, условиями труда, образованием, уровнем профессионализма и обеспечением занятости.
Уровень занятости связан с потребностью в рабочей силе страны. Потребность в рабочей силе имеют большое влияние на формирование многоукладной экономики, а изменения в отраслевой инфраструктуре экономики на развитие рыночной инфраструктуры. Изменения в трудовых отношениях в связи с переходом на рыночные отношения влияют на формирование индивидуальной и строение занятости. Индивидуальная занятость связана с развитием предпринимательской деятельности. Не смотря на то, что индивидуальная занятость характеризируется как критерий скрытой безработицы, приватизация государственного имущества новые формы собственности связаны с развитием рыночных процессов. Поэтому во всех обществах обеспечение эффективной занятости населения считаются важной социально-экономической и сложной политической задачей государственного уровня. На сегодня большое внимание уделяется разработке и претворению в жизнь ряда мероприятий политики занятости. Переход к рыночным отношениям объективной необходимостью формирование системы защиты населения, политику активного рынка труда.
Уровень занятости населения должна соответствовать изменениям, происходящим в обществе. Обеспечение занятости характеризируется как социально-экономический процесс, возникший из сплочения ведущих факторов, производственных факторов, производственных средств, рабочей силы и производственной силы отражающей в себе развитие.
Низкий уровень занятости, как острая социальная проблема занимает важное место в государственном урегулировании, в применении на рынке труда социальной политики. Государство определяет условия найма и коллективного договора. Государством подготавливается технически-профессиональная и последовательная подготовка работников. За счет государственных субсидий расширяется мобильность работников, стимулируется средний и малый бизнес, применяются льготы предпринимателям, предоставившим новые рабочие места.
Для правильного определения уровня занятости в Республике необходимо исследовать строение, изучить особенности и закономерности, а также происходящие изменения в структуре занятости. Строение занятости считается, самым важным показателем использования трудовых ресурсов в экономике.
Экономические реформы, структурные изменения, усовершенствование экономической среды имеют значительное влияние на занятость населения. Необходимость проведения структурных изменений в экономике основывается на влияние текущих требований общества.
На уровень и строение занятости населения влияют также демографические факторы. Демографическим факторам, прежде всего, относятся численность, возрастной и половой состав населения, соотношение между числом мужчин и женщин, уровень рождаемости, смертности и естественного роста населения, среднее долголетие, механическое движение ресурсов труда и населения. Влияние демографических факторов на состав занятости населения обусловливается активностью в производственном процессе работоспособного человека, доходами человека и его семьи, образованием, уровнем специальности и профессии. Кроме этого процесс также зависит от личных качеств и условий проживания.
В условиях рыночной экономики улучшение демографического положения составляет экономическую и социальную основу каждой страны. Потому что, последовательное проведение социально-экономических мероприятий без учета демографического положения очень трудно. С другой стороны качественные и количественные изменения структуры трудового запаса, потребность в рабочей силе и демографическое положение требует, что бы государство оказало помощь регулированию деятельности запасов труда, формированию рабочей силы и эффективному использованию этих ресурсов. С этой точки зрения изучение демографического положения, закономерное изменение трудового запаса имеет большое значение.
Надо отметить, что демографическая политика требует, формирования целенаправленного повторного производства. Так как, повторное производство рабочей силы не ограничивается повторным производством индивидуальной рабочей силы. Каждый индивид восполняет рабочее место, опустевшее естественной смертью или болезнью, и создает новую рабочую силу. Но повторное производство рабочей силы это не только количественное но и качественное перепроизводство. В процессе труда, люди-носители рабочей силы совершенствуются сами, набирают практику и знание, повышается специальность и профессиональность, а также совершенствуются навыки и трудовые методы.
И так, перепроизводство рабочей силы, состоит из 3 частей:
1. Производство индивидуальной рабочей силы.
2. Производство новой рабочей силы, заменяющей, естественной потери и обеспечивающей дополнительные потребности.
3. Производство квалифицированной рабочей силы.
Приходим к выводу, что перепроизводство рабочей силы тесно связано с обновлением населения, т.е. естественные условия перепроизводство рабочей силы определяются обновлением населения.
Характер естественного изменения роста населения определяет возрастное и половое строение населения, а это в свою очередь влияет на количество трудового запаса. Но, изменение численности населения совпадает с изменением количества запасов труда. Потому что, рост рождаемости действует на численность населения со дня рождаемости, а на трудовые ресурсы после 16 летнего возраста.
Как известно, все эти демографические процессы управляются не на одинаковом уровне. Например, если число смертности зависит от развития медицины, от проведения мероприятий против новых заболеваний, то процессы миграции связаны с социально-экономическим и правовым управлением страны.
На уровень и строение занятости влияют также социально-экономические факторы. Социальным факторам влияющим, на занятость населения относятся уровень образования и специализации, заработная плата, льготы, текущее состояние социальной инфраструктуры и др.
В развитых Европейских странах развитие индивидуальных способностей человека основывается на всеобщую систему образования и профессиональную подготовку. В этих странах с развитием личных способностей и профессиональных навыков человека ему предлагается более высокооплачиваемая работа. Одновременно, согласно с требованиями научно-технического прогресса учредители рынка труда систематически проводят общую повторную аттестацию рабочих мест и кадров. Очень важно, изучение и внедрение этой практики в нашей стране, так как без этого будет трудно создать эффективную систему занятости. Эта система на самом деле усиливает социальную защиту населения. Одновременно, по трудовому договору, требующему более высокой специализации, ведется более высокая оплата, а также работники со временем меняют место работы, согласно итогам индивидуального тестирования выбирают более сложные и высокооплачиваемые рабочие места.
Понижение заработной платы, в условиях инфляции и экономического кризиса может стать причиной безработицы, которая в свою очередь является фактором, влияющим на уровень и строение занятости населения.
Как известно, повышение доходов население является важным фактором, экономического прогресса. Не случайно, что оптимальный вес заработной платы, составляющий 60-70% внутренней продукции, отражает уровень и эффективность занятости населения. Эффективная занятость, прежде всего, отражает баланс между рабочими местами и потребностей населения в работе, а это создает выгодные условия для социального и экономического прогресса, учитывает интерес общества в целом. Это отражается в потребностях государства и социальной политике. Так как, неполноценная деятельность предприятий, несоответствие заработной платы с рыночными ценами, приводит в обществе открытой и скрытой безработице. Обеспечение занятости населения имеет своеобразные закономерности и особенности. Естественно, что переходной период резко отличается от развитой экономики и, конечно же, проблемы занятости в условиях трансформации носят своеобразный характер.
Свобода рабочей силы обусловливает ее свободное движение в системе рыночной экономики. А это связано с тем, что рабочая сила предпочтение отдает областям с лучшими условиями труда и с высокой заработной платой.
К экономическим факторам, влияющим на занятость населения в первую очередь, относятся областное строение экономики, инвестиция и ее структура. Если анализировать существующие тенденции в общей структуре занятости населения в странах переходного периода, в том числе и в республике, можно прийти к выводу, что население склонно к высоко инвестированным областям. А это объясняется тем, что конкурентоспособность продукций этих областей и во внешнем и во внутреннем рынке обеспечивает высокую заработную плату.
Надо отметить, что формирование рынка труда на основе предложений и требований, основывается на социально-экономические отношения между запасами труда и владельцами рабочих мест.
Влияние миграционных процессов на уровень и строение занятости является одним из важных факторов. Так как процессы миграции влияют на динамику рабочей силы и появлению дисбаланса между регионами. В последние годы в Азербайджане эта тенденция наблюдается более открытой форме.
Запасами труда, как важной составляющей частью экономических ресурсов пользуются более эффективно в субъекте хозяйства основанного на частной собственности. По этому особенности предпринимательской деятельности связано с экономическими запасами, а также с развитием плодотворной силы. В развитых странах реализация занятости трудоспособного населения ведется с помощью рынка труда.
На уровень и строение занятости населения оказывает влияние безработица, доходы населения, оценочная политика, уровень инфляции и др. факторы. Безработица создает своеобразные проблемы на рынке труда. Безработица является характерной чертой для рыночной экономики. На самом деле исторический опыт доказывает, что в странах, перешедших на рыночную экономику явление определенного числа безработных людей, считается нормой. Безработица – социально-экономическое явление, появляющееся в результате незанятости определенной части рабочей силы (экономически потенциального населения) в производстве товара. Безработные появляются в результате перевеса между предложением и потребностью в рабочей силе. К безработным относятся люди выше 16 летнего возраста:
— не находящие работу (люди с прибылью);
— занимающиеся поисками работы, обратившиеся к государственным и коммерческим центрам занятости, давшие объявление в газеты и в другие органы СМИ, использовавшие личные и другие связи с этой целью;
— люди готовые поступить на работу.
В странах с переходной экономикой, особенно в постсоветских странах в результате реформ развивается предпринимательская деятельность, создаются корпорации, холдинги, ассоциации и другие хозяйственные ведомства. Этот процесс сопровождается приватизацией собственности и становлением корпоративного управления в условиях свободной конкуренции в приватизированных предприятиях. Эти структуры, действующие в условиях отсутствия совершенной государственной программы, выступают с точки зрения существующих условий и рыночных реалий расширяют круг своей деятельности, пользуются пропусками законодательства для достижения эффективной деятельности своего производственного капитала. В обеспечении занятости населения, на данном процессе трансформации, большую роль играет развитие малого и среднего предпринимательства. Надо отметить, что текущее состояние занятости запасов имеет важное значение в эффективном использовании пустующих (свободных) рабочих мест и создании новых рабочих мест в предприятиях, организациях и хозяйственных ведомствах. В формировании стабильной занятости развитие малых предприятий как организационной структуры предпринимательства обусловливает существование во внутреннем рынке многочисленных производителей товара. А это создает благоприятные условия для обеспечения занятости и повышении уровня жизни населения. В обеспечении населения, имеющие своеобразное превосходство малые и средние предприятия в сравнении с другими хозяйственными субъектами обусловливаются возможностями производить товар, эффективно используя запасы труда и местные товары с минимальными инвестициями.
Исследования показали, что в каждой экономической системе существует определенная взаимная связь между населением и его участием в общественном производстве, и занятость воплощается на фоне этого аспекта и социально-экономических отношений. На уровень занятости влияет также форма собственности над производственными средствами в системе рыночного хозяйства и сохранение прежних, а также создание новых рабочих мест с определением характера ведущих производственных отношений.
Главная цель государственной политики по занятости населения – создать первоначальные условия, обеспечить социальную защиту от безработицы для того, что бы добиться максимальной занятости запасов труда оставшихся на стороне от производственного процесса.
В условиях переходной экономики во всех сферах хозяйства эффективная организация занятости населения встает как важная проблема. По этому, использование трудового потенциала и повышение уровня занятости населения находятся в центре внимания не только научных учреждений, а также хозяйств республики и соответствующих организаций. Уровень эффективного использования трудового потенциала оценивается как важная примета сохранения национально-государственных интересов и как самое главное достижение независимости.
Разделение занятой части население по разным областям экономики отражает направления по социально-экономическому развитию. В Азербайджане долгое время превосходство имели производственные интересы. Развитие материально-производственных областей носил в основном экстенсивный характер. До распада СССР работающих в этих областях составляло 70%, а в непроизводственных областях 30% общего количества занятого населения. До получения независимости строение занятости в Азербайджане выглядела именно так. Кардинальные изменения после распада СССР и создания независимых государств нашли свое отражение областях структуры занятости населения.
Как известно, не обеспечение требуемого уровня занятости приводит к ограничению доходов населения, повышению уровня бедности и социально-экономического давления в обществе. Будучи приоритетным направлением экономической политики, развитие негосударственного сектора в условиях рыночных отношений, играет важную роль в обеспечении занятости и повышении уровни жизни. Но, не смотря на это, в этой области еще остались проблемы, требующие немедленного решения.
Именно с этой точки зрения качественный состав плодотворных сил являющихся толчком для экономического развития и их эффективное использование в целях общества играет немаловажную роль. И так, необходимые элементы – материальные ценности, участвуя только в процессах труда, в интеграции производственными средствами создают новый продукт. В это время занятая часть населения превращается в производителя и создателя материальных богатств. Другими словами, реальные носители занятости трудовых запасов, участвуя только в процессах труда, занимающиеся определенным полезным трудом в целях обеспечения потребностей общества, оказывают влияние на социально-экономическую реформу страны.
В экономике уровень занятости зависит от динамики экономического роста. Повышение уровня занятости населения, в конечном счете, обусловливается уничтожением психологии зависимости у населения. Занятость населения в каждой стране обусловливается, привлечением к труду трудоспособной части населения не нарушая законодательные акты, обеспечением потребностей членов общества и широким перепроизводством рабочей силы.