Что влияет на возрастание возможности возникновения техногенных аварий
4 причины техногенных аварий
Катастрофа с тяжелыми последствиями для окружающей среды и здоровья человека, вызванная частичным или полным выходом из строя или разрушением технических средств называется техногенной катастрофой. Она может возникать практически в любой сфере жизнедеятельности человека под влиянием негативных факторов окружающей среды. Далее более подробно рассмотрим основные причины возникновения техногенных аварий и катастроф.
Причины техногенных аварий
1. Отказ технических систем или оборудования из-за дефектов комплектующих элементов и нарушения основных правил эксплуатации. Сюда также относится несоблюдение техники безопасности. Потенциально опасные производства спроектированы так, что вероятность техногенной аварии очень высока. Например, к взрыву может привести неправильное хранение или транспортировка химических веществ, повреждение оборудования высокого давления, выброс газовых смесей при эксплуатации систем.
2. Еще одной причиной катастрофы любого характера, в том числе техногенного, является человеческий фактор. Каждый человек может ошибиться из-за плохого настроения или общего самочувствия. Согласно статистическим данным более 60% все техногенных аварий происходит именно из-за ошибки оператора.
3. Повышенный энергетический уровень технических систем может привести к техногенной аварии.
4. Стихийные бедствия. Это могут быть землетрясения, наводнения, пожары, ураганы. Природные явления негативно влияют на производственные объекты, приводя к техногенным катастрофам.
Риск возникновения техногенных катастроф и аварий
В России проблема обеспечения безопасности промышленного комплекса особенно обострилась к концу XX века в результате децентрализации государственного управления промышленностью, ликвидации отраслевых структур управления в промышленности и возникновения предприятий различных форм собственности, а также необходимости поддержания в рабочем состоянии большого числа изношенного оборудования, выход из строя которого может привести к авариям и несчастным случаям.
Объективным фактором, отражающим состояние промышленной безопасности опасных производственных объектов, являются показатели аварийности и травматизма. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России), являясь федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, осуществляет государственный надзор за опасными производственными объектами в различных отраслях экономики Российской Федерации1. В ежегодных докладах Госгортехнадзора России Правительству Российской Федерации «О состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов, рационального использования и охраны недр Российской Федерации» дается оценка состояния промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
Материальный ущерб от произошедших в 2003 году 213 аварий составил (без учета ущерба для окружающей природной среды, затрат на ликвидацию последствий аварий, упущенной выгоды) более 900 млн. руб. В 2003 году общее число погибших при осуществлении производственной деятельности на опасных производственных объектах составило 379 человек, произошло 63 групповых несчастных случая, в которых пострадало 203 человека, погибло 77 человек [2]. Динамика аварийности и смертельного травматизма за последние 10 лет представлена на рис.1.
1 Указами Президента Российской Федерации от 9.03.2004 года № 000 и от 01.01.2001 года № 000 Госгортехнадзор России преобразован в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. В настоящей работе используется старое наименование.
I Смертельно травмировано, чел Ф Число аварий
на предприятиях, поднадзорных Госгортехнадзору
Причины аварийности и травматизма можно разделить на две группы: технические и организационные. К техническим причинам относятся неудовлетворительное техническое состояние зданий и сооружений, неисправность технических устройств, а также средств противоавариинои защиты и сигнализации, недостаточная изученность технологических процессов, несоответствие проектных решений условиям производства работ, конструктивное несовершенство технических устройств, отсутствие противоавариинои защиты и сигнализации, в том числе автоматизации опасных операций, механизации трудоемких работ. К организационным причинам относятся отступление при ведении работ от проектной (технологической) документации, нарушение регламентов обслуживания технических устройств и ремонтных работ, неэффективность организации и осуществления производственного контроля, неправильная организация производства работ, низкий уровень знаний требований промышленной безопасности, нарушение производственной дисциплины, неосторожные (несанкционированные) действия исполнителей работ, умышленное отключение средств защиты и сигнализации. По данным Государственного доклада о состоянии промышленной безопасности в 2003 году в структуре обобщенных причин
аварий и травматизма на опасных производственных объектах на долю технических причин приходится 29% (аварии) и 23,5% (смертельный травматизм). Соответственно, на долю организационных причин аварий и смертельного травматизма приходится 71% и 76,5%.
Системы газораспределения и газопотребления в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относятся к опасным производственным объектам по признакам использования на них горючих веществ и оборудования, работающего под давлением свыше 0,07 МПа и при температуре нагрева воды свыше 115 С. Разработке рекомендаций по повышению уровня промышленной безопасности на них за счет повышения качества услуг в этой области посвящено настоящее исследование.
В системе газораспределения и газопотребления Российской Федерации протяженность наружных газопроводов составляет около 400 тыс. км, в том числе свыше 330 тыс. км подземных газопроводов. Число поднадзорных Госгортехнадзору России организаций составляет около 45 тыс., в том числе 20 тыс. промышленных предприятий, около 400 тепловых электростанций, свыше 40 тыс. газовых отопительных и производственных котельных.
Всего производственных газифицированных объектов около 600 тыс. Большая часть из них представляет газовое оборудование газорегуляторных пунктов и установок, а также теплогенерирующее газоиспользующее оборудование.
В 2003 году при эксплуатации систем газораспределения и газопотребления произошло 33 аварии и 9 несчастных случаев со смертельным исходом. Экономический ущерб (в виде прямых потерь) от аварий в 2003 году составил более 17 млн. руб. По характеру происшедших аварий они распределились по следующим факторам: механическое повреждение наружных газопроводов при производстве земляных работ в зоне прокладки подземных газопроводов; повреждения подземных газопроводов, вызванные потерей прочности сварных стыков; взрывы при розжиге котлов; коррозионные
повреждения газопроводов; природные явления. Причинами смертельного травматизма при эксплуатации систем газораспределения и газопотребления являются: отравления продуктами неполного сгорания газа, вследствие отсутствия или несрабатывания сигнализаторов загазованности по окиси углерода, а также несоблюдение мер безопасности при производстве газоопасных работ.
Расследование причин аварий и смертельного травматизма на опасных производственных объектах газораспределения и газопотребления, также, как и на других опасных производственных объектах, показало, что основными причинами являются организационные: производство несанкционированных работ в охранной зоне наружных газопроводов, слабая проработка планов производства работ, низкий уровень производственной и технологической дисциплины, нарушения требований производственных инструкций из-за незнания персоналом этих документов, отсутствие практических навыков, халатность. Динамика аварийности и травматизма на производстве со смертельным исходом на объектах газораспределения и газопотребления представлена на рис.2.
Причины техногенных аварий и катастроф
Основными причинами крупных техногенных аварий и катастроф являются:
2) человеческий фактор: ошибочные действия операторов технических систем. Статистические данные показывают, что более 60% аварий произошло в результате ошибок обслуживающего персонала;
3) высокий энергетический уровень технических систем;
4) внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др. (ударная волна и (или) взрывы приводят к разрушению конструкций).
Так, одной из распространенных причин пожаров и взрывов, особенно на объектах нефтегазового и химического производства и при эксплуатации средств транспорта, являются разряды статического электричества (совокупность явлений, связанных с образованием и сохранением свободного электрического заряда на поверхности и в объеме диэлектрических и полупроводниковых веществ), причиной возникновения которого являются процессы электризации.
Анализ совокупности негативных факторов, действующих в настоящее время в техносфере, показывает, что основное влияние имеют антропогенные негативные воздействия, среди которых преобладают техногенные, сформировавшиеся в результате преобразующей деятельности человека и изменений в биосферных процессах, обусловленных этой деятельностью. При этом большинство факторов носит характер прямого воздействия (яды, шум, вибрация и т.п.). Но в последние годы широкое распространение получают вторичные факторы (фотохимический смог, кислотные дожди и др.), которые возникают в среде обитания в результате химических и энергетических взаимодействий первичных факторов между собой или с компонентами биосферы.
Уровни и масштабы воздействий негативных факторов постоянно нарастают и в ряде регионов техносферы достигли таких значений, когда человеку и природной среде угрожает опасность необратимых деструктивных изменений.
Земля существует более 4 млрд лет. За этот промежуток времени на ней происходили различные процессы: зародилась жизнь, образовалась атмосфера, появились флора и фауна. На фоне эволюционных изменений происходили и катастрофические явления, вызванные силами Земли и космоса. С прогрессом появился термин «техногенная катастрофа». Это относительно новое понятие неотъемлемо связано с развитием всего человечества.
Виды происшествий
Само слово «катастрофа» очень широко применяется в последние годы. Его употребляют в случае полного вымирания какого-нибудь биологического вида, крупной аварии на производстве, столкновения поездов, взрыва нефти, газа, ядерного топлива, человеческих жертв в автомобильной аварии и др.
Выделяют 4 типа катастроф:
Бедствия техногенного характера
Природные и техногенные катастрофы
Любая развитая цивилизация может быть разрушена в результате катастрофы глобального масштаба. Человек не способен противостоять таким явлениям, как извержение вулкана, наводнение, цунами, землетрясение. Даже нашествие саранчи способно ему навредить. Кроме этого, многочисленные несчастные случаи и катастрофы вселенского масштаба происходят и внутри цивилизации, которая чем больше развивается и растет, тем больше превращается в некую губительную силу для всего живого. Природные и техногенные катастрофы сопровождают развитие Земли и человечества во всех периодах становления.
Почему возникают бедствия техногенного характера?
Человек так устроен, что ему необходимы все новые и новые блага цивилизации. Он хочет быстрее передвигаться, выше подниматься в небо, глубже нырять в морские глубины или погружаться в недра Земли. Человеку свойственно окружать себя еще большим комфортом и удобством, и ничто не может его остановить, даже такая страшная плата, как техногенные аварии и катастрофы. Зачастую они происходят из-за нелепого стечения обстоятельств и приводят к необратимым последствиям.
Классификация
Чрезвычайные ситуации классифицируются по разным показателям. Виды техногенных катастроф:
Возникновение техногенных катастроф в России
Такие происшествия стали в последнее время чуть ли не обыденным делом. Техногенные катастрофы в России напрямую связаны с деятельностью человека. Они протекают непосредственно с загрязнением окружающей среды или без него. Каждый год техническое наследие СССР стареет и изнашивается, а это чревато новыми техногенными опасностями. Заставляют задуматься и готовиться к худшему такие крупнейшие техногенные катастрофы, как:
Техногенные катастрофы в России также вызваны изношенностью инфраструктуры, технологической отсталостью производств, низкой активностью внедрения безопасных технологий, низким уровнем профессиональной подготовки специалистов.
Причины техногенных катастроф
Различные аварии и катастрофы могут сопровождаться взрывами, выбросом всяческих веществ, в том числе радиоактивных, возникновением пожаров и так далее. В большинстве случаев техногенная катастрофа возникает вследствие умышленных или неумышленных действий человека. Основные причины аварий:
Влияние происшествий техногенного характера на природу
Объекты потенциальной опасности:
Все вышеперечисленные объекты в случае непредвиденных ситуаций могут негативно повлиять на окружающую среду. И последствия техногенных катастроф могут стать просто губительными для природы. Также аварии на указанных выше объектах могут быть вызваны природными катаклизмами: землетрясениями, наводнениями, штормами, ураганами и тому подобным. Но и сами техногенные катастрофы часто сопровождаются взрывами, радиационными и химическими выбросами, ведущими к поражениям и заражениям, пожарам, обрушениям. Все это негативно сказывается на экологической обстановке в целом и в будущем может привести к необратимым процессам.
Защита от техногенных аварий
Для предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера проводят целый комплекс мероприятий организационного, технического и правового контроля. Это и есть своего рода защита от техногенных катастроф. Основные меры по предупреждению происшествий такого рода:
Правил и различных мероприятий по защите и предупреждению техногенных катастроф существует достаточно много. Для каждой сферы деятельности, кроме общих мер, предписаны сугубо индивидуальные.
Катастрофы техногенного характера за рубежом
На протяжении нескольких десятков лет Международный центр исследований эпидемий и катастроф составляет базу данных различных чрезвычайных ситуаций. Любое событие характеризуется как техногенная катастрофа, если:
По статистике число техногенных явлений резко возросло с 1970 года. Увеличилось количество аварий в транспортной сфере, прежде всего на морях и реках. Наибольшее количество жертв имеют Азия и Африка. По данным Международного центра исследований эпидемий и катастроф уровень смертности от техногенных аварий в индустриально развитых государствах в период с 1994 года по наше время составляет около одного процента в расчете на один миллион человек. Для остальных стран это число увеличивается почти втрое.
Глобальная катастрофа
Современный мир таков, что научный прогресс достиг уже уровня, когда человечество иногда может предсказать природные катастрофы. Возможно, в скором времени мы научимся и предупреждать их. Тогда техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций станет меньше!
Общие сведения о техногенных авариях и катастрофах, причины их возникновения, классификация
Сведения о чрезвычайных ситуациях в России в зависимости от источника возникновения. Техногенные катастрофы на предприятиях ядерного комплекса. Причины крупных техногенных аварий и катастроф. Классификация аварий и катастроф по характеру проявления.
Рубрика | Безопасность жизнедеятельности и охрана труда |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 20.12.2015 |
Размер файла | 27,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РФ
ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Институт государства и права
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности
Выполнила: студентка Группы 26Ю155, ОДО
Бострикова Екатерина Максимовна
каф. МБД и БЖ, доцент Сазанова Татьяна Винальевна
1. Общие сведения о техногенных авариях и катастрофах
2. Причины возникновения техногенных аварий и катастроф
3. Классификация техногенных аварий и катастроф
В техногенной сфере сохраняется высокий уровень аварийности, а по отдельным видам производств наблюдается ее рост, в том числе на системах жизнеобеспечения, магистральных трубопроводах. Это происходит в связи с ростом масштабов и сложности производства и сопутствующим ему наличием большого количества неблагоприятных факторов. Наибольшую опасность в техногенной сфере представляют радиационные и транспортные аварии, аварии с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывы и пожары, гидродинамические аварии, аварии на электроэнергетических системах и очистных сооружениях, количество которых остается достаточно большим.
На всем историческом пути развития человек создавал условия для возникновения техногенных аварий и катастроф. Изобретение колеса. создание машин, покорение атома, открытие электромагнитных колебаний и многое другое, наряду с благом, приносило человеку беды и страдания. Ежеминутно в мире гремят взрывы, возникают пожары, выбрасываются в окружающую природную среду сотни тонн вредных и опасных продуктов, происходят аварии в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, что приводит к травмированию, заболеванию и гибели людей, уничтожению материальных ценностей, огромным экономическим и экологическим потерям. Человечество вынуждено платить очень высокую цену за технический прогресс общества. Чернобыльская катастрофа и авария в Бхопале. последствия ядерных испытаний и покорение космоса, бесчисленные транспортные ЧС и аварии на производстве, массовые отравления и радиационные поражения это далеко не полный перечень потенциальных и реальных опасностей техногенного характера.
1. Общие сведения о техногенных авариях и катастрофах
Сведения о чрезвычайных ситуациях в России в зависимости от источника возникновения (2005 г.)
Природные (стихийные бедствия)
По данной таблице можно сделать вывод о том,что техногенные аварии являются самыми распространенными с большим количеством погибших людей.
Самой масштабной по числу жертв считается Бхопальская катастрофа, произошедшая в Индии в результате выброса паров метилизоцианата на химическом заводе Union Carbide. В результате трагедии непосредственно в день аварии погибло 3 тысячи человек, 15 тысяч умерло в последующие годы. Общее количество пострадавших оценивается в 200—600 тысяч человек.
Техногенные катастрофы на предприятиях ядерного комплекса
2. Причины возникновения техногенных аварий и катастроф
Основными причинами крупных техногенных аварий и катастроф являются:
1) отказ технических систем из_за дефектов изготовления и нарушения режимов эксплуатации. Многие современные потенциально опасные производства спроектированы так, что вероятность крупной аварии на них весьма высока и оценивается величиной риска 10_4 и более (нерегламентированное хранение и транспортирование опасных химических веществ приводит к взрывам, разрушению систем повышенного давления, пожарам, проливам химически активных жидкостей и т. п.);
2) человеческий фактор: ошибочные действия операторов технических систем (более 60 % аварий произошло в результате ошибок обслуживающего персонала);
3) высокий энергетический уровень технических систем;
4) внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др. (ударная волна и (или) взрывы приводят к разрушению конструкций).
Так, одной из распространенных причин пожаров и взрывов, особенно на объектах нефтегазового и химического производства и при эксплуатации средств транспорта, являются разряды статического электричества (совокупность явлений, связанных с образованием и сохранением свободного электрического заряда на поверхности и в объеме диэлектрических и полупроводниковых веществ), причиной возникновения которого являются процессы электризации. Анализ совокупности негативных факторов, действующих в настоящее время в техносфере, показывает, что основное влияние имеют антропогенные негативные воздействия, среди которых преобладают техногенные, сформировавшиеся в результате преобразующей деятельности человека и изменений в биосферных процессах, обусловленных этой деятельностью. При этом большинство факторов носит характер прямого воздействия (яды, шум, вибрация и т. п.). Но в последние годы широкое распространение получают вторичные факторы (фотохимический смог, кислотные дожди и др.), которые возникают в среде обитания в результате химических и энергетических взаимодействий первичных факторов между собой или с компонентами биосферы. Уровни и масштабы воздействий негативных факторов постоянно нарастают и в ряде регионов техносферы достигли таких значений, когда человеку и природной среде угрожает опасность необратимых деструктивных изменений.
3. Классификация техногенных аварий и катастроф
Государственный стандарт РФ определяет аварию как опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, а также нанесению ущерба окружающей среде.
Производственная или транспортная катастрофа крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб. техногенный авария катастрофа чрезвычайный
Аварии и катастрофы по характеру их проявления подразделяются на несколько групп.
Транспортные аварии (катастрофы) могут быть двух видов: происходящие на производственных объектах, не связанных непосредственно с перемещением транспортных средств (депо, станции, порты, аэровокзалы), и случающиеся во время их движения. Особенностью этих происшествий является удаление катастрофы от крупных населенных пунктов, трудность доставки туда спасательных формирований и большое число пострадавших, нуждающихся в срочной медицинской помощи.
Пожары и взрывы самые распространенные чрезвычайные события в современном индустриальном обществе. Наиболее часто они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах. Это прежде всего промышленные предприятия, в производстве которых используются взрывчатые и легковозгораемые вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, несущий наибольшую нагрузку при перемещении пожаро- и взрывоопасных грузов.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ (АХОВ).
Это происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки и транспортировки. Аварии с выбросом АХОВ носят обычно комбинированный характер. Кроме того, некоторые вещества в определенных условиях (скажем, при пожарах) в результате химических реакций могут образовывать ядовитые соединения.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ. Возникновение их возможно на радиационно опасных объектах, среди которых атомные станции, предприятия по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов.
Внезапное обрушение зданий, сооружений. Подобного типа происшествия чаще всего происходят не сами по себе, а инициируются побочными факторами, как то: большое скопление людей на ограниченной площади, сильная вибрация, вызванная проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями, чрезмерная нагрузка на верхние этажи зданий и т.п. Последствия обрушений трудно предсказуемы. Обычно они приводят к большим человеческим жертвам.
Аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения редко сопровождаются гибелью людей. Однако они создают существенные затруднения в жизнедеятельности населения, особенно в холодное время года, могут служить причиной серьёзных нарушений и даже остановки работы объектов различных сфер производства и обслуживания.
Аварии на промышленных очистных сооружениях связаны не только с резким отрицательным их воздействием на обслуживающий персонал объектов и жителей близлежащих населенных пунктов, но и с залповыми выбросами отравляющих и просто вредных веществ в окружающую среду.
Гидродинамические аварии возникают, в основном, при разрушении (прорыве) гидротехнических сооружений, чаще всего плотин. Их последствия повреждение и разрушение гидроузлов, других сооружений, поражение людей, затопление обширных территорий.
Причины технологических катастроф требуется исследовать и изучать, это поможет свести к минимуму последствия этих катастроф. Учитывая, что вся техносфера это творение рук человека, можно полагать, что эта созданная им сфера не должна причинять вред или таить в себе опасность, но это, увы, не так.
Технологические катастрофы становятся все более масштабными, их количество и ущерб от них растет.
Мировой опыт свидетельствует, что причины техногенных катастроф коренятся не в технических параметрах, а в социальных. Наиболее опасные события происходят из-за того, что принимаются ошибочные решения, и люди неправильно действуют в сложных ситуациях. Так было и в Чернобыле, где, как известно, неоправданное экспериментаторство вылилось в неуправляемую ядерную реакцию, и на заводе в индийском городе Бхопале, где была нарушена элементарная техника безопасности, и т. д.
Таким образом, я думаю, что кроме изучения и рассмотрения технологической стороны катастроф стоить обратить внимание именно на человеческий фактор.
1. Порфирьев В. Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. М.: Наука, 1991. 136 с.
2. Григоренко М.М. Безопасность жизнедеятельности. 2008. С. 49-53.
3. С.Н. Вангородский., М. И. Кузнецов. Основы безопасности жизнидеятельности.8 класс.
4. Хван Т. А., Хван П. А. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
5. ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (в ред. от 8.10.02 г.).
1. Техногенная катастрофа https://ru.wikipedia.org/wiki.
2. Классификация ЧС. http://studopedia.ru/.
3. Основы безопасности жизнедеятельности человека. http://interdetal.com/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-cheloveka.
4. Безопасность и жизнедеятельность. http://articles.excelion.ru/science/lifesecurity/44435933.html.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Причины техногенных аварий. Аварии на гидротехнических сооружениях, на транспорте. Краткая характеристика крупных аварий и катастроф. Спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы при ликвидации крупных аварий и катастроф.
реферат [19,5 K], добавлен 05.10.2006
Виды техногенных катастроф и их причины. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС как пример крупной техногенной катастрофы в России. Техногенные катастрофы за рубежом. Проблема атомной энергетики в США.
реферат [50,5 K], добавлен 25.06.2013
Понятие и определение техногенных чрезвычайных ситуаций, основные принципы их классификации. Факторы возникновения, плачевные последствия аварий и катастроф. Хроника событий Бхопальской катастрофы в Индии, ее основные причины и трагические последствия.
реферат [18,6 K], добавлен 11.05.2016
Сущность и классификация чрезвычайных ситуаций по источникам их возникновения и опасным явлениям. Источники природных, техногенных, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Характеристика очагов поражения, возникающих в результате аварий, катастроф.
курсовая работа [833,0 K], добавлен 17.02.2015
Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера, причины их возникновения. Характер проявления аварий и катастроф. Минимизация вероятности возникновения последствий ЧС на промышленных объектах. Мероприятия по прогнозированию ЧС.
реферат [26,4 K], добавлен 03.10.2014