Что влияет на воспитание человека как личности как гражданина
Какую роль в становлении личности играет воспитание
Всю сознательную жизнь человек находится под воздействием воспитания. Вначале его воспитывают родители, потом воспитатели в детском саду и учителя в школе. По мере взросления он превращается из воспитуемого в воспитателя, используя различные методы и приемы для развития лучших природных качеств собственных детей.
Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем его специфика, как правильно его использовать? На эти и другие вопросы попробуем найти ответы в данной статье.
Что такое воспитание?
Существует множество определений данного понятия. Однако суть каждого из них сводится к тому, что воспитание – это определенное, обязательно целенаправленное и систематическое воздействие на личность. С его помощью общество воздействует на человека, используя весь имеющийся у него арсенал средств: литературу, произведения искусства, средства массовой информации, учреждения образования и общественные организации.
Воспитание должно обеспечить теми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы в жизни, одобряются обществом и помогают взаимодействовать с другими людьми.
Основная цель воспитания – помочь сформироваться и развиться лучшим природным задаткам человека, проявить индивидуальность и самостоятельность суждений, привить трудовые навыки, необходимые для полноценной жизнедеятельности.
Безусловно, влияние социальной среды на процесс воспитания велик. То, в каком социальном окружении находится человек, существенно влияет на его мировоззрение и развитие.
Нельзя отрицать и влияние наследственности на становление личности. Воспитание сможет развить только те качества, которые заложены природой. Невозможно изменить генетическую предрасположенность, ее можно только попытаться откорректировать.
Итак, воспитание должно принимать во внимание особенности социального окружения и наследственные факторы, по возможности устраняя или ослабляя их негативное влияние.
Важная особенность воспитания заключается в том, что оно осуществляется людьми, которые имеют специальную профессиональную подготовку в этой области (воспитатели, преподаватели) или уполномочены обществом (семья).
Влияние воспитания на личность
Роль воспитания в формировании личности современным обществом воспринимается неоднозначно. Многие отрицают воздействие воспитания, предписывая развитие личностных качеств исключительно социуму и природным задаткам. Однако нельзя согласиться с таким утверждением.
Как показала педагогическая практика, с помощью воспитательных методов можно откорректировать даже особенности темперамента. Конечно, сделать это можно только в том случае, если человек сам этого хочет, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.
Особенности нервной системы личности являются определяющими при выборе методов и средств воспитательного воздействия. Ведь скорость психических процессов влияет на поведение человека и его способности.
Говоря о воздействии воспитания на личность, нельзя не отметить влияние семьи на развитие человека.
Семейное воспитание закладывает основы поведения, восприятия и мировоззрения. Воспитательное воздействие определит в дальнейшем судьбу ребенка, ведь родители, исходя из своего понятия о правильности тех или иных понятий, прививают их ребенку.
Воспитание личностных качеств будет возможным только в том случае, если человек вовлечен в определенную сферу деятельности. Так, например, если в семье увлекаются музыкой, то занятия в этом направлении смогут развить музыкальный слух, голосовые связки.
Стремление к здоровому образу жизни приблизит всех членов семьи к регулярным занятиям спортом. Они, в свою очередь, будут содействовать развитию мышц и общей подвижности суставов, укреплению защитных сил организма.
Отношение взрослых к воспитанию детей должно базироваться на собственном развитии, стремлении развить свои лучшие качества, чтобы на наглядном примере продемонстрировать молодому поколению правильность жизненных установок.
Можно долго рассказывать о пользе чтения, но если родители последний раз брали в руки книгу еще до рождения ребенка, то вряд ли отпрыск поймет, зачем ему нужно такое скучное времяпровождение.
Увлеченность взрослых каким-либо видом деятельности обязательно передастся детям. Важно, чтобы малыши чувствовали заинтересованность родителей в том, чему они их учат.
Коллективное воздействие
Семья, в которой растет и развивается маленький ребенок, является первым коллективом, влияющим на становление личности малыша. Более того, постоянно взаимодействуя друг с другом, члены «семейного клана» дополняют и углубляют воспитательные процессы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что хорошо организованный воспитательный процесс всегда имеет двустороннюю направленность: родители воспитывают детей, а дети воспитывают родителей.
По мере взросления ребенка увеличивается влияние воспитательного воздействие других коллективов: друзей на детской площадке, группы в детском саду, класса в школе.
Роль коллектива в воспитании личности сложно переоценить, так как социальное окружение диктует те законы, которые приняты в обществе. И их соблюдение является обязательным условием для полноценной жизнедеятельности человека.
Однако определяющим моментом является то, какое воздействие оказывает коллектив на формирование личности. Не нужно забывать, что оно может быть и отрицательным. В этом случае целенаправленное воспитание будет призвано скорректировать или устранить это отрицательное влияние. Правда, сделать это не так просто.
Маленький ребенок еще не имеет правильных жизненных ориентиров, поэтому все, что его окружает, становится предметом подражания.
Подросток, пытаясь самоутвердиться и доказать свое право на самостоятельные решения, часто оказывается под сильным влиянием «плохих компаний». Попадает под воздействие коллектива, из которого выйти ему впоследствии будет не так уж просто.
Взрослые люди ведут привычный образ жизни в сложившемся коллективе. Даже если их что-то не устраивает, им сложно найти душевные силы, чтобы выйти из-под влияния общественного мнения.
Следовательно, коллективное воздействие на развитие личности, как ребенка, так и родителей, очень велико. Поэтому и ребенку, и взрослому необходимо воспитывать желание самосовершенствоваться, ставить перед собой определенные воспитательные цели, чтобы в случае необходимости иметь желание и возможность противодействовать негативному влиянию общественного мнения.
Что такое воспитание человека с точки зрения общества и саморазвития
Развитие лучших человеческих качеств, умений невозможно без воспитания. Существует множество определений и концепций этого понятия. И это неудивительно, ведь общество, в котором формируется личность, отличается полиэтническим характером. Помимо этого актуальность различных общественных проявлений меняется и развивается в течение времени.
Так что такое воспитание человека? На чем оно базируется, какие составляющие определяют его содержание? Попытаемся разобраться с этим в нашей статье.
В современном обществе воспитание человека не только не потеряло своей актуальности, но и приобрело непреходящую ценность и значение.
Содержание воспитательного процесса постоянно меняется так же, как меняется педагогическая наука и общество. В связи с этим специфика воспитания рассматривается с разных позиций.
Главной особенностью воспитательного воздействия представляется стремление воспитателя оказать соответствующее влияние на воспитуемого. Таким образом, можно изменять сознание и поведение людей. Данная деятельность направлена на преобразование мировоззренческих взглядов, изменение психического состояния и создание ценностных ориентиров воспитуемого.
Специфичность данного процесса обусловлена определением соответствующих целей и грамотно подобранных методов воздействия. При их реализации воспитатель должен учитывать врожденные, психические, генетические особенности. Не менее важен уровень социального развития, а также возраст и условия, в которых личность существует.
Воспитание может проводиться в различных направлениях и множественных уровнях, имея разнообразные цели.
Так, человек может оказывать воспитательное воздействие на себя самостоятельно, выбирая средства, которые подходят ему для саморазвития. В этом случае можно говорить о самовоспитании.
Последнее время гуманистическая педагогика использует аксиологический подход к воспитанию. Человек как предмет воспитания рассматривается при таком подходе с двух точек зрения:
При этом учитывается их тесная взаимосвязь, ведь главным аргументом аксиологического подхода является общественное развитие, которое происходит только благодаря личности.
Что такое воспитательный процесс
Чтобы понять и разрешить проблемы воспитания, нужно четко понимать, что собой представляет воспитательный процесс.
Он имеет свою структуру, которая состоит из целей, содержания, методов и средств. Туда также относятся результаты, которых удалось достигнуть в процессе воспитательного воздействия.
Так как работа по воспитанию предусматривает множество факторов (жизненные ценности, профессиональная сфера, общественные интересы и другое), то их необходимо учитывать при воздействии на личность.
Мы уже освещали ранее объективные и субъективные факторы, которые влияют на становление человеческой личности. Их воздействие бесспорно, однако не менее важно уточнение целей и уровней их реализации.
Так как человек – единственное создание, подлежащее воспитанию, то и цели, поставленные перед воспитателем, должны содействовать всему спектру возможностей этого направления воздействия.
Формулируя цели воспитания, важно понимать реальность их достижения и гуманистическую направленность.
Воспитательные задачи основываются на инициировании активности личности. То есть задача воспитателя состоит в том, чтобы показать воспитаннику важность и необходимость тех или иных действий, подвести его к принятию самостоятельного решения по их выполнению.
Успех воспитательной деятельности базируется на постепенном переходе из совместной деятельности к самостоятельной. При этом воспитанник всегда может рассчитывать на помощь и поддержку воспитателя. Весь воспитательный процесс базируется на том, что под его воздействием должен «родиться» воспитанный человек.
Что значит быть воспитанным? Существует множество мнений на этот счет. Мы приведем лишь те критерии, которые, на наш взгляд, наиболее точно раскрывают это понятие.
Итак, воспитанные люди развивают в себе такие качества:
Конечно, перечисленные качества воспитанного человека могут быть дополнены или изменены. Однако они отражают суть человека, который стремится развить в себе лучшие способности и возможности.
Воспитание гражданина через нравственность
Известный психолог Л. С. Выготский считает, что целью воспитания является создание условий для развития положительных интересов и максимальное устранение негативных. А вот Б. П. Битинас утверждает, что воспитание обязано служить социальному заказу, так как личность должна служить обществу.
Современная педагогика придерживается мнения, что эти цели нужно осуществлять комплексно. То есть обществу нужно воспитание в качестве возрождения гражданина, человека культуры и нравственности.
В современной школе происходят не только изменения в образовании, но и актуализация ценностей морали и нравственности.
Возрождение этих качеств связано с изменением общей ситуации в стране.
С одной стороны, среди детей и подростков часто наблюдается безразличное отношение к учебе, стремление к бунту и анархии. С другой стороны, прогрессивные родители проводят работу с детьми по поводу выживания в условиях современного общества. А условия эти обязывают не только иметь хорошее образование и прочную базу знаний, но и уметь общаться, подчиняясь законам общества.
Такие качества делового человека, как порядочность, умение контролировать свои эмоции, занятия саморазвитием, общая культура поведения смогут помочь достигнуть успеха на любом профессиональном поприще.
Педагог-новатор Е. В. Бондаревская считает, что концептуальная основа воспитания гражданина должна базироваться на таких положениях:
Главная задача педагога состоит в направлении всего педагогического процесса в русло культуры, народных традиций, нравственных идеалов. То есть необходимо внедрение образования в культуру и искусство.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, основы которого были заложены в детстве, способствуют гармоничному развитию личности, ее стремлению к самосовершенствованию.
Таким образом, культура и воспитание человека – понятия, которые должны быть неразрывно связаны.
Образование призвано помочь развивающейся личности стать частью культурных традиций, истории своего народа. Гражданственность не может существовать без нравственности.
Идеология воспитания должна быть направлена на гуманизацию всего процесса.
Следовательно, все отношения между учащимся и педагогом должны быть естественными, «человечными». Время тоталитарного и диктаторского отношения к учащимся прошло. В современных школах педагог направляет свою деятельность на развитие личности ребенка, а также на признание за этой личностью права выбора и собственного мнения.
Воспитание в гармонии с природой
Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде является важной частью развития личности, которая находится в гармонии с миром и самим собой.
Современная экологическая обстановка представляет собой плачевную картину. В связи с этим воспитательный процесс должен уделять большое внимание работе с этим направлением.
Выделяют следующие задачи экологического воспитания:
Осознание ценности природы и ее богатств начинается в семье. Только семья способна привить бережное отношение к окружающему миру, показать, что благодаря природным ресурсам продолжается жизнь на земле.
Вопрос экологического воспитания не менее тщательно должен решаться в учреждениях образования. На специальных занятиях, а также на обычных уроках преподаватель способствует комплексному рассмотрению аспектов экологических проблем.
Воспитание в семье
Воспитание начинается в семье. Этот бесспорный факт невозможно опровергнуть. Все, что малыш чувствует, видит и слышит, формирует его самосознание, внутренние потребности и желания.
От того, какие основы будут заложены в семье, зависит вся дальнейшая жизнь человека.
Как правило, человек любит место своего рождения и воспитания. Ведь там начинался его жизненный путь, там его учили основам жизнедеятельности.
Жизнь взрослого человека является отображением его детских впечатлений, правил и установок, которые привили ему родители. На примере взрослых происходит становление личности ребенка.
Общение с родителями позволяет развиться всем качествам ребенка, как отрицательным, так и положительным.
В семье закладываются основы воспитания ценностного отношения к природе и окружающей среде, нормы морали и нравственные идеалы, отношение к трудовой деятельности и физической культуре.
Известный психолог Джон Боулби в своей книге «Теория привязанности и воспитание счастливых людей» рассказывает о том, как влияют на развитие и поведение малыша взаимоотношения со взрослыми. Он детально описывает методы, с помощью которых эта теория помогает сделать детей счастливыми и успешными.
«Теория привязанности и воспитание счастливых людей» — путеводитель в мире взаимоотношений родителей и детей.
Автор дает советы, как правильно разграничивать личное пространство малыша и семейные традиции, как нужно расставаться, на какое время это делать, чем это расставание может быть полезно. Учит безболезненному переходу от одной стадии развития ребенка к другой.
Теория немецкого психолога позволяет использовать родительскую любовь с максимальной пользой для ребенка. Помогает научиться чувствовать счастье каждый день, находя его в обычных бытовых вещах.
«Двойное» воспитание
Человечество всегда искало пути воспитания совершенного человека. Вряд ли это возможно. Однако стремиться к идеалу необходимо каждому. Достичь этого можно через самостоятельное стремление к совершенству.
Дело в том, что у всякого человека бывает два воспитания. Первое обеспечивают ему родители, педагоги и общество. Второе он дает себе сам.
2 воспитание не уступает по значимости тому, что давали в детстве взрослые. Более того, именно с его помощью человек может приблизиться к тому идеалу, к которому стремится все человечество.
В чем суть воспитания самого себя?
Представим основные правила работы над собой, с помощью которых возможно приблизиться к идеалу:
Осознанное развитие личности поможет найти свою нишу в этом непростом мире и не потерять индивидуальность.
Воспитание и развитие личности гражданина общества
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность и цели воспитания и развития личности гражданина общества
Ведущей целью всей воспитательной и образовательной системы выступает правильно и эффективно организованный процесс формирования личности гражданина свободного демократического государства, для которой характерны:
Это глобальные, стратегические цели образования и воспитания. Существуют также тактические цели, которые определяются с помощью индивидуального учета существующих условий и задач воспитательного и образовательного процесса.
Основные направления гражданского воспитания личности
Определяя развитие личности гражданина общества как основную цель воспитания, следует выделить центральные направления этой работы.
Воспитание ценностного отношения к собственной жизни в молодежной среде, формирование мировоззрения и определение смысла жизни. Процесс гражданского воспитания основывается на четко выстроенной совокупности идеалов и ценностей человеческой личности. Именно общечеловеческие ценности и являются центральным фактором воспитания гражданской личности.
Готовые работы на аналогичную тему
В процессе обучения и воспитания необходимо донести, что человек и человеческая жизнь являются абсолютной ценностью. Общие понятия «жизнь» и «человек» должны стать основным жизненным ориентиром каждого индивида и общества в целом.
Важнейшим направлением в процессе воспитания гражданина является трактовка и приобщение к законам государства, полное и понятное раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской позиции и ответственности. Благодаря осуществлению данного направления активизируется процесс развития потребностей личности в гражданских действиях.
Трансляция и приобщение индивида к культурному наследию своего отечества и народа. Именно благодаря знанию своей истории и своих корней происходит воспитание патриотизма и активной гражданской позиции. Уважение и память к своим предкам, их жизни, их деятельности формирует у человека потребность самому влиять на ход истории, совершать гражданские и общественно полезные действия.
Воспитание стремления к познанию и приобретению высоких культурных и духовных ценностей, осознания, что существование общества в целом и личности, как отдельной его единицы невозможно без знаний культуры.
Исходя из этого совершенно определенно можно говорить о том, что формирование гражданской личности и должно соответствовать принципу культуросообразности, сущность которого заключается в учете в процессе воспитания и образования тех условий, в которых находится человек и культуры данного общества. Развитие культуры, ее состояние выступает в качестве основополагающего фактора, основы развития нового поколения любого народа. В процессе соблюдения принципа культуросообразности в человек становится носителем существующих культурно-исторических ценностей данного общества. Данные ценности становятся неотъемлемой частью личности и впоследствии транслируются человеком во внешний мир.
Необходимым направлением в гражданском воспитании является организация процесса формирования общечеловеческих норм морали, которые включают в себя вечные ценности доброты, взаимопонимания, терпимости, толерантности, уважения. В процессе осуществления данного направления воспитания ярко выражена необходимость формирования тех качеств, без которых не может существовать истинный гражданин и гражданская личность.
Данное направление, помимо непосредственного влияния на воспитание гражданской личности, оказывает влияние и на процесс развития гармонично развитой личности и общества в целом. Каждая отдельно взятая личность представляет собой структурную единицу общества и тем самым от наличия или отсутствия общечеловеческих качеств личности зависит и характер отношений в обществе в целом.
Следующее направление главной своей задачей видит развитие внутренней свободы личности, её способность к объективной самооценке и регуляции поведения, воспитание чувства собственного достоинства и самоуважения.
Не менее важным направлением выступает воспитание трудолюбия, которое выступает как основная ценность жизни человека. При этом труд понимается не просто как механическое воспроизведение действий, а как творческий процесс, направленный на достижение лучшего результата. Именно такие характеристики труда обеспечивают развитие личности, ее самоуважения и самодостаточности, осознания своего вклада в развитие общества в целом.
Что влияет на воспитание человека как на личность, как на гражданина?
Что влияет на воспитание человека как на личность, как на гражданина?
Влияет воспинание на гражданина общесто.
Человека должны воспитывать с детства, чтобы он или она хорошо вили себя в общественных местах и был окуратным.
Как зависть способна изменить личность человека?
Как зависть способна изменить личность человека.
Нужно выписать советы Стародума по воспитанию истинного гражданина?
Нужно выписать советы Стародума по воспитанию истинного гражданина.
И. Фонвизин «Недоросль».
Как школа влияет на характер человека?
Как школа влияет на характер человека?
Как раскрывается проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д?
Как раскрывается проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.
И. Фонвизина «Недоросль»?
Помогите Плизззз?
Кто дурно влиял на воспитание Алеши и как в произведении Горького «Детство».
Влияние поэзии на нравственное воспитание человека?
Влияние поэзии на нравственное воспитание человека.
Как взаимоотношение влияет на формирование характера человека?
Как взаимоотношение влияет на формирование характера человека?
Напиши пословицы, определяющие человека как гражданина (срочно надо)?
Напиши пословицы, определяющие человека как гражданина (срочно надо).
Живая и мертвая вода, волшебный платок, волшебный конь.
Это спектакль? Современный.
1)40. 6 2)7. 7 3)10. 5 4)9. 9.
Грибоедов в комедии «Горе от ума» поднимает проблемы : противостояния старых и новых взглядов общества (закостенелое фамусовское общество и «новый» человек) ; формального отношения к службе (на примере Фамусова, который трудится исключительно ради чи..