Что влияет на увеличение потребительских расходов
Тест с ответами по экономике для 11 класса
1. Рыночная система хозяйствования функционирует при обязательном условии:
а) частной собственности на средства производства +
б) внедрения достижений науки в производство
в) высокого потребительского спроса
2. К ценным бумагам не относится:
а) облигация
б) налоговая декларация +
в) вексель
3. Рыночные цены на товары в экономике:
а) увеличивают издержки производства
б) определяют налоги на производителя
в) рационально соизмеряют производство с потреблением +
4. Экономика изучает проблему использования ограниченных ресурсов в целях:
а) удовлетворения общественных потребностей +
б) снижения загрязнения окружающей среды
в) достижения стабильного развития экономики
5. Признаком рыночной экономики является:
а) централизованное распределение ресурсов
б) господство государственной формы собственности
в) свобода предпринимательской деятельности +
6. Составление расходной части государственного бюджета иллюстрирует экономическую деятельность в сфере:
а) производства
б) распределения +
в) потребления
7. Прибыль создается в процессе:
а) распределения
б) сбора налогов
в) производства +
8. Перепроизводство бытовой техники привело к снижению цен на нее. Этот пример иллюстрирует функционирование рынка:
а) товаров +
б) средств производства
в) сырья и материалов
9. Исполнение бюджета в нашей стране обеспечивается:
а) судебными органами
б) парламентом
в) правительством +
10. Основу традиционной экономической системы составляет:
а) директивное ценообразование
б) использование ресурсов в соответствии с обычаями +
в) свободное распределение ресурсов
11. Установленный государством налог в виде надбавки к цене на определенные товары:
а) косвенный налог +
б) прямой налог
в) натуральный налог
12. Рост спроса на компьютеры, отличающиеся более мощными процессорами, сотовые телефоны, аудио- и видеоаппаратуру отражает ситуацию, сложившуюся на рынке:
а) капиталов
б) товаров и услуг +
в) сырья и материалов
13. К ценным бумагам не относится:
а) налоговая декларация +
б) вексель
в) облигация
14. Изменение котировок акций нефтяных компаний в связи со снижением цен на энергоносители характеризует ситуацию на рынке:
а) труда
б) капиталов
в) фондовом +
15. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право собственника:
а) распоряжаться имуществом +
б) владеть имуществом
в) пользоваться имуществом
16. Русский промышленник и меценат А.П. Бахрушин подарил собранную им коллекцию предметов русской старины и книг Историческому музею. Какое право собственника иллюстрируется этим примером:
а) наследовать
б) распоряжаться +
в) владеть
17. На увеличение потребительских расходов влияет:
а) снижение социальных выплат
б) увеличение подоходного налога
в) увеличение потребительских доходов +
18. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год, отражает следующий экономический показатель:
а) соблюдение трудовой этики
б) валовой внутренний продукт +
в) стремление повышать квалификацию
19. К прямым (непосредственным) методам государственного регулирования в современной экономике относят:
а) денежно-кредитную политику
б) бюджетно-налоговую (фискальную) политику
в) формирование государственного заказа оборонным предприятиям +
20. В структуру бюджетно-налоговой политики входит:
а) кредитование социально значимых производств
б) установление налога на прибыль +
в) купля-продажа ценных бумаг на фондовых рынках
21. К причинам неравенства доходов потребителей в рыночной экономике относится:
а) уровень образования +
б) ограничение ресурсов в экономике
в) тип избирательной системы
22. К причинам неравенства доходов потребителей в рыночной экономике относится:
а) ограничение ресурсов в экономике
б) уровень квалификации +
в) установление минимального размера оплаты труда
23. Термин «экономика» подразумевает под собой:
а) закон о регулировании прав и свобод
б) свод правил защиты домашних хозяйств
в) закон о рациональном распределении средств +
24. Тип экономической системы определяется:
а) источниками налоговых выплат
б) собственностью и способами управления +
в) органом местного самоуправления
25. Натуральное хозяйство свойственно для:
а) демократической общности
б) феодального строя
в) традиционного общества +
26. Что не относится к признакам плановой экономической системы:
а) частная собственность на расходы промышленности
б) свободное ценообразование +
в) упорядоченное распределение финансовых средств
27. Каким признаком характеризуется рыночная экономика:
а) целью производства является получение прибыли +
б) ограничения роста заработной платы
в) обмен продуктами на прямую без посредников
28. Смешанная экономическая система:
а) не существует
б) закончила развитие в период индустриализации
в) возникла в ХХ веке в развитых странах +
29. Часть прибыли, которая ежегодно распределяется между акционерами, – это:
а) дивиденды +
б) проценты
в) профит
30. Добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов, – это:
а) унитарное предприятие
б) производственный кооператив +
в) товарищество
Почему постоянно растут цены, и как мы можем на это влиять
Почему постоянно растут цены, и как влияет ценообразование на их уровень. В статье рассмотрим этапы и факторы, влияющие на это, и какие стратегии ценообразования выбирает в связи с этим бизнес.
Вы заметили, что за последний год повседневные расходы выросли? Если каждый раз, когда идете в магазин, вы тратите больше, хотя список продуктов не изменился, то почти наверняка на это повлияла инфляция.
Небольшая инфляция – признак здоровой экономики, но после спада (например, после глобальной пандемии) цены растут быстрее обычного. Люди тратят, когда у них появляются деньги (появляется работа, растут объемы продаж), а корпорации повышают ставки, когда люди покупают больше – замкнутый круг.
Колебания цен связаны и с государственным регулированием: во время пандемии Центробанк России сдерживал уровень инфляции, но с марта 2021 года ЦБ повысил ставки, и расходы стали расти. Увеличение расходов зависит от множества факторов – погода, политика и пандемия, а также уровень оплаты труда в конкретном регионе.
Что такое ценообразование
Ценообразование – метод определения стоимости, которую производитель получит при продаже товаров и услуг, устраивающей продавца и потребителя.
Основная цель бизнеса – получение прибыли. При грамотном подходе продавец предлагает продукцию по цене, которую целевой рынок готов заплатить, – и такой, которая приносит прибыль компании.
Совкомбанк предлагает выгодный кредит на сумму до 5 000 000 рублей сроком до 5 лет с возможностью вернуть проценты. Владельцев карты «Халва» ждет специальное предложение. Заполните заявку на нашем сайте, воспользуйтесь кредитным калькулятором, чтобы рассчитать процент кредита, и получайте максимальную выгоду от Совкомбанка.
Факторы, влияющие на уровень цен
Уровень цен – средняя величина текущих тарифов на товары, производимые в экономике. Этот ведущий индикатор указывает на более высокий спрос, ведущий к инфляции, или падение спроса, дефляцию.
На уровень цен влияют:
Внешние
Рыночный запрос оказывает большое влияние на уровень цен. Если на предложение нет покупателя, то его нельзя продать, а высокая потребность, наоборот, позволяет устанавливать высокие тарифы.
Открытость рынка приводит к необходимости учитывать стоимость аналогичных товаров у конкурентов со всего мира. Число на ценнике, которое написали конкуренты, играет важную роль в принятии решения о ценообразовании. Если продукция не уникальна, фирма не может установить тарифы выше, чем у конкурентов.
Решение о том, как устанавливать тарифы, зависит от характера и предпочтений целевой аудитории.
Тарифы на сырье определяют себестоимость. Продавать дешево можно, если снизить себестоимость, в противном случае приходится взимать с потребителя сумму, не связанную с затратами на производство.
Повышение тарифов на бензин или дизельное топливо автоматически приведет к росту расходов на овощи, фрукты, но это не будет связано с их производством.
Экономические условия – в условиях депрессии деловая активность будет значительно меньше, а в условиях экономического бума наступает лихорадочная деловая активность. Как экономические условия порождают колебания доходов с продаж:
Правительство имеет право регулировать работу коммерческих фирм, требовать, чтобы они сдерживали рост ставок, не шли на прямой обман или сговор.
Nestle объявила, что подарит один батончик KitKat вместе с напитком MILO. Фактически компания продавала MILO дороже, добавив к цене расходы на KitKat. Это привлекло внимание следственной комиссии MRTP. Компанию попросили отменить предложение, а также наказали за незаконную торговую практику.
Это термин, используемый для описания роста средних цен, когда деньги теряют свою ценность. Ускорение роста тарифов во многом связано с повышением мировых ставок на базовые сырьевые товары, прежде всего, продукцию сельского хозяйства и металлы. Погода также влияет на тарифы.
Так, высокие ставки на пшеницу сохраняются на фоне неблагоприятной погоды в Северной и Южной Америке, а это влияет на стоимость производства хлебобулочных, кондитерских изделий, макарон.
Внутренние
Внутренние факторы, определяющие уровень цен:
Этапы ценообразования
Важный шаг на пути к запуску продукта – формирование адекватной цены, что требует гораздо большего, чем просто приклеить ценник и надеяться на лучшее. Продавая слишком дешево, вы упустите прибыль, слишком дорого – не получите продаж.
Целевая аудитория – это те люди, которые с наибольшей вероятностью купят новинку. Следует учитывать экономическое положение будущих клиентов, их возраст, предпочтения и ценности.
Создайте портреты (собирательные образы) будущих клиентов, чтобы лучше понимать людей, которые будут покупать вашу продукцию.
По каким параметрам создается портрет целевой аудитории:
Запуск новой позиции должен встраиваться в общие цели бизнеса: увеличение рентабельности, денежного потока, проникновение на рынок, использование существующих ресурсов и удовлетворение потребностей клиентов, охват новой демографической группы.
Если вы удовлетворяете существующую потребность клиента, можно установить тариф, исходя из производственных затрат, и продать новинку как дополнительную позицию.
Изучите аналоги, проанализируйте стратегию работы с тарифами, сравните сходство целевой аудитории, чтобы получить полное представление о конкурентной среде, это поможет принять окончательное решение.
Чтобы получать прибыль, обеспечить дальнейшую работу, примите во внимание все материальные затраты, связанные с производством.
Учтите затраченное время, любые маркетинговые расходы, разделите затраты на количество товара при первом запуске, чтобы определить сумму затрат для каждой единицы.
Стратегии ценообразования для влияния на основные факторы
Стратегия ценообразования – комплекс методов, который использует бизнес, чтобы определить, за сколько продавать товары. Это один из наиболее часто упускаемых из виду и недооцененных рычагов дохода в бизнесе.
Тщательный выбор ценовой политики требует глубокого понимания продукции, рынка и клиентов.
Топ-3 стратегии ценообразования
Название
Преимущества
Недостатки
«Затраты плюс» – самый простой способ: вы что-то производите, продаете дороже, чтобы покрыть затраты на производство, прибавляя желаемую норму прибыли
Простой способ, не требует исследований, покрывает полную стоимость
Такой способ расчетов бывает неэффективным, создает в компании культуру изоляционизма, не требует изучения клиентов.
Компаниям, занимающимся разработкой программного обеспечения, невыгодно использовать метод «Расходы плюс», потому что ценность, которую они производят, намного больше, чем затраты на ведение бизнеса
На основе конкуренции – включает изучение тарифов, установленных другими предприятиями в том же секторе
Простой способ с низкими рисками для быстрого анализа с учетом доли рынка и проч., может быть довольно точным
Выбирая конкурентный подход, предприниматель упускает возможности, потому что компании оказываются вовлеченными в гонку, основанную на возможностях крупных отраслевых групп.
Ведущие производители могут продавать отдельные позиции без опоры на цифры производства
Способ расчетов на основе ценности опирается на готовность целевых клиентов платить за конкретную вещь/услугу. Цифры базируются на анализе данных о клиентах
Подход помогает разрабатывать более качественные вещи/услуги, повышает лояльность клиентов
Потребуются существенные маркетинговые расходы, чтобы донести до целевой аудитории, в чем состоит «ценность» товара.
Например, продавать напиток на основе цикория, запустив рекламу с разъяснением пользы и уникальности именно этой марки, благодаря полезным добавкам
Есть много других широко используемых способов, позволяющих выделить компанию среди конкурентов.
«Проникновение» используется предприятиями для привлечения клиентов к новому продукту – компании продают очень дешево во время первоначального запуска. Снижение тарифов помогает продукции быстро «проникать» на рынок, привлекать широкую базу клиентов, а затем продавец постепенно повышает ставки.
Подписка на стриминговую платформу для новых клиентов стоит 290 рублей в месяц, а через три месяца сумма вырастет до 490 рублей.
Снижение цен (скимминг-ценообразование) – компании устанавливают очень высокий ценник на новые позиции в момент запуска, а затем медленно снижают цифры, когда покупательская активность падает.
Этот прием помогает компаниям окупить невозвратные затраты, временно продавать с более высокой маржой.
Скимминг (не путать с преступным скиммингом) применяют при продаже технологических новинок:
Дорогая техника постепенно дешевеет по мере того, как со временем устаревает.
Технологию скимминга применяют при продаже iPhone.
Психологическое ценообразование применяет приемы нейромаркетинга, побуждает к покупке, делая ее более привлекательной для потребителей.
«Психологические» приемы магазины отрабатывают на нас ежедневно:
Captive pricing – объединение главного продукта и нескольких дополнительных, чаще всего приборы и расходники (кофемашина + капсулы).
Динамическое ценообразование – ценник постоянно корректируется, зависит от текущего рыночного, потребительского спроса, обычно используется для поддержания конкурентоспособности, здоровой нормы прибыли, удовлетворения запроса.
Пакетная покупка – маркетинговый прием, который помогает увеличить средний чек. Компания предлагает покупателям два или более связанных товара, дополняющих первоначальную покупку. Перекрестные продажи приносят пользу как предприятиям, так и клиентам, для эффективности дополнительные позиции действительно должны дополнять покупку.
Турфирмы предлагают клиентам пакет услуг: авиабилеты, трансфер, проживание в отеле, экскурсии, сопровождение гида, страховку и др.
Географический принцип – продукты оцениваются по-разному, в зависимости от географического положения бизнеса. Увеличение ставок в другом регионе помогает получить более высокую маржу, сгладить рентабельность.
Так, томатная паста, произведенная ставропольской компанией, в Центральном федеральном округе будет стоить на 20% дороже, а в Уральском и Сибирском – на 50% дороже, чем в Южном.
Географический принцип применяется крупными торговыми сетями: магазины в районах с низкой покупательской способностью предлагают товары с меньшей наценкой, чем магазины этой же компании в районах с более высоким доходом населения или более высокой проходимостью.
Знание существующих способов работы с тарифами и их восприятием покупателями позволяет установить такой ценник, который покроет издержки на производство, логистику, маркетинг и позволит остаться в плюсе.
Умелое использование этих механизмов позволяет играть на цене, хотя всегда останутся внешнеэкономические моменты, на которые повлиять невозможно.
Что такое инфляция
Это общий прирост цен в стране в течение длительного периода. Когда говорят об инфляции, часто подразумевают обесценивание денег: за одну и ту же сумму спустя какое-то время можно купить меньше товаров. При инфляции не обязательно повышается стоимость всех товаров, некоторые могут даже подешеветь, но в целом уровень цен в стране растет.
В зависимости от роли, которую играет государство в экономике, выделяют два вида инфляции.
Открытая инфляция бывает в странах с рыночной экономикой. Деньги обесцениваются, цены растут, а уровень жизни падает. Государство регулирует инфляцию и снижает доступность денег для экономики — повышает налоги, ключевую ставку и т. д.
Скрытая инфляция возникает, когда государство жестко регулирует цены. Такие запреты приводят к дефициту товаров, так как издержки производителей растут и они вынуждены снижать объемы производства. Из-за увеличения себестоимости и невозможности компенсировать растущие затраты страдает качество товаров.
Существует классификация, которая привязана к темпу прироста стоимости.
Умеренная инфляция — до 10% в год. Низкие темпы прироста благотворно сказываются на экономике: растет оборот денежной массы, дешевеют кредиты, инвесторы вкладывают в новые производства. Деньги быстро обесцениваются, их выгоднее тратить, а не копить.
Например, в 2020 году инфляция в США составила 1,36%. Американская экономика считается в этом плане одной из самых стабильных в мире: правительство жестко контролирует бюджетные расходы, цены практически не растут, а производство ориентировано не только на покупателей внутри страны, но и на экспорт.
Галопирующая инфляция — до 50% в год. Кризисная ситуация для экономики: деньги обесцениваются быстро, банкам становится невыгодно выдавать кредиты. Хранить деньги на депозитах и вовсе нет смысла, поэтому население предпочитает тратить накопления. Спрос растет, а это снова приводит к повышению цен.
С инфляцией в десятки процентов столкнулись россияне после кризиса 1998 года. В 1999 цены выросли на 36,5%, в 2000 — на 20,2%, в 2001 — на 18,5%. В то время производство практически не развивалось: сырье и оборудование резко подорожали, а банки давали кредиты бизнесу в лучшем случае под 40—50% годовых.
Гиперинфляция — до десятков тысяч процентов в год. Такое происходит, когда объем импорта превышает объем экспорта и государство печатает все новые деньги, пытаясь остановить отток капитала. Население и предприятия переходят к натуральному обмену, так как цены даже за один день могут вырасти в разы.
Причины
Большинство причин так или иначе связано с количеством и доступностью денег для экономики. Такие факторы называют монетарными. Инфляция ускоряется, когда свободных денег в экономике становится больше.
Вот почему это может происходить:
На обесценивание денег влияют и немонетарные факторы — не связанные с их количеством в обороте:
Таких немонетарных факторов тоже много.
Цены зависят даже от того, как сами граждане оценивают инфляцию. Экономисты используют термин инфляционные ожидания — когда покупатели постоянно ждут роста цен, закупаются впрок и создают ажиотажный спрос, из-за которого действительно увеличивается стоимость товаров. Тогда производители прогнозируют высокую инфляцию, начинают заранее поднимать цены, чтобы компенсировать будущие издержки.
Составляющие
Обесценивание денег происходит по двум причинам: из-за инфляции спроса и издержек.
Инфляция спроса появляется, когда объем зарабатываемых населением денег выше стоимости произведенных всеми этими людьми товаров и услуг. Доходы растут, но тратить заработанное не на что, так как товаров попросту не хватает. В результате цены начинают расти, чтобы сбалансировать спрос и предложение.
Инфляция предложения начинается, когда увеличивается себестоимость товаров и услуг — например, из-за роста тарифов. Чтобы сохранить рентабельность, производители повышают цены.
Измерение
В России инфляцию считает Росстат. Для этого каждый месяц статистики смотрят, как меняются цены на товары и услуги, которые входят в потребительскую корзину. Потребительская корзина — это набор из примерно 700 товаров и услуг, начиная от продуктов питания и заканчивая смартфонами и автомобилями.
Методология расчета инфляции РосстатаDOCX, 307 КБ
Структура потребительской корзины россиян, РосстатPDF, 6,54 МБ
Изменение цен наблюдают во всех регионах, а потом высчитывают средний показатель инфляции по стране. Похожую методику расчета используют и статистики в других странах.
Последствия
Умеренная инфляция нужна для развития экономики: если цены не растут или даже падают, производить новые товары становится невыгодно.
Инфляция в России
СССР был государством с административной экономикой, инфляция в стране проявлялась в дефиците товаров, в том числе и первой необходимости. Официально данные об инфляции власти не публиковали, а независимых оценок не было. Например, величину прироста цен в конце восьмидесятых в СССР разные исследователи оценивают от 0,9 до 13%. Официальную информацию о динамике цен в России начали публиковать с 1991 года.
Какой уровень инфляции в России
Сильнее всего цены росли в начале девяностых. Пикового значения инфляция достигла в 1992 году — 2600%. В 2009 году, впервые в истории современной России статистики зафиксировали инфляцию в стране ниже 10% — она составила 8,8%. Самый низкий показатель за последние 30 лет наблюдался в 2017 году — 2,5%. В 2020 году, по данным Росстата, цены выросли на 4,9%.
Какой должна быть инфляция в России
В Центробанке ставят цель достигнуть уровня инфляции 4% в год. Экономисты считают, что это позволит промышленности развиваться, не будет мешать банкам выдавать дешевые кредиты, а людям и предприятиям — брать их.
Чем опасна высокая инфляция
Высокая инфляция мешает планировать расходы: проще сразу все тратить, чем копить. Государство не может обеспечивать малоимущих и пенсионеров достойными социальными выплатами, потому что индексация пособий не успевает за ростом цен. Усиливается социальное расслоение общества.
Владельцы предприятий не могут прогнозировать продажи, поэтому объемы производства падают. Растут процентные ставки по кредитам. Торговать становится выгоднее, чем производить: оборот капитала в посредничестве выше, а значит, и прибыль тоже. Экономика не развивается.
Можно ли заморозить цены, чтобы они не росли
Если заставить предприятия и магазины не повышать цены, но разрешить расти массе денег в стране, возникнет скрытая инфляция. Население начнет активно тратить, а это приведет к дефициту. Снизится качество товаров: чтобы удерживать невыгодные для себя цены, производители будут жертвовать качеством.
Кто и как сдерживает цены
Государство пытается регулировать инфляцию. Если нужно ее ускорить, Гознак печатает больше денег. Одновременно с этим Центробанк снижает ключевую ставку — процент, под который государство дает займы коммерческим банкам. Они, в свою очередь, могут кредитовать по низкой ставке население и предпринимателей.
Доклад о денежно-кредитной политике в России, ЦентробанкPDF, 3,7 МБ
В это же время снижаются и ставки по вкладам: банкам выгоднее занимать у государства, чем привлекать вклады у населения. Люди перестают копить и начинают тратить. Оборот денег растет, а вместе с ним — спрос и цены на товары.
Если нужно замедлить инфляцию, Гознак печатает меньше денег, а ЦБ повышает ключевую ставку. Банки занимают не у государства, а привлекают граждан открывать вклады. Люди перестают тратить и несут деньги на депозиты. Ставки по кредитам растут. Оборот денег снижается, падают цены и спрос на товары.