Что влияет на утомляемость учащихся

Что влияет на утомляемость учащихся

Прием обращений граждан

Обращение к руководителю

Инструкции для пользователей

Особенности развития утомления у детей и подростков

К здоровью ребёнка школьного возраста нужно относиться очень внимательно. В этом возрасте легко пропустить какое-то заболевание или проблему, которая может дать о себе знать в будущем. Огромные нагрузки в школе, когда необходимо освоить большой объем учебной информации, дополнительные занятия в кружках, факультативные занятия могу привести к возникновению утомления. Под утомлением подразумевается временное понижение работоспособности организма, которое появляется вслед на напряженной работой на протяжении определенного времени.

Обучение и воспитание детей и подростков всегда сопряжены с умственной деятельностью, активацией многих функциональных систем, обеспечивающих интегративную работу головного мозга. Установлено, что в возрасте 5-7 лет дети могут сохранять активное внимание в течение 15 минут, в 8-10 лет – 20 минут, в 11-12 лет – 25 минут, в 12-15 лет- 30 минут.

При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников развивается утомление. Его биологическое значение двойное: с одной стороны, оно является защитной, охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма, а с другой – стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей.

О начале утомления школьника свидетельствуют следующие признаки:

Признаки утомления школьника нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.

Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.

Утомление не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха.

Если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанавливаются, у ребенка развивается переутомление. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. В этом случае для полного восстановления работоспособности необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.

Чтобы в процессе обучения и воспитания деятельность детей не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное влияние на рост и развитие ребенка, умственная и физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей организма. При этом необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка, ориентируясь не только на паспортный возраст, но и на биологический возраст детей.

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна

Источник

Особенности развития утомления у детей

Учебная работа детей и подростков в основном представляет умственный труд, связанный главным образом с деятельностью коры головного мозга и органов чувств. В результате деятельности того или иного органа по прошествии некоторого времени наступает утомление. Кора головного мозга, по сравнению с другими органами, наиболее поддаётся утомлению. Но при учебной работе имеет место нервно-мышечная деятельность, связанная с напряжением и движениями тех или иных мышечных групп (уроки по физической культуре, работа с физическими приборами, сидение за партой, требующее напряжения мускулатуры, особенно задних шейных и спинных мышц, процесс письма и т. п.).

Более быстрое развитие утомления у детей при повышающейся интенсивности мышечной работы может быть объяснено тем, что дети меньше, чем взрослые способны к мышечной работе, требующей особенно большого напряжения системы дыхания и кровообращения, а также несовершенная регуляция углеводного обмена вызывают снижение содержания сахара в крови уже при средней интенсивности нагрузки, что не может не уменьшать работоспособность детского организма.

Обычно утомлению сопутствует субъективное чувство усталости. Однако, они не всегда совпадают во времени. Если работа интересная и сопровождается положительными эмоциями, дети долго не чувствуют усталости, хотя объективное утомление уже наступило. Наоборот, при скучной, однообразной, неинтересной работе усталость наступает гораздо раньше, чем происходит снижение уровня функций.

О начале утомления школьника говорят следующие признаки:

— снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время исполнения рабочих операций);

— ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);

— ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);

— появление чувства усталости.

У школьников признаки утомления нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.

Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.

Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное воздействие на рост и развитие ребенка, она должна быть нормирована, т.е.:

— должно быть обеспечено оптимальное состояние организма ребенка в процессе обучения и воспитания;

— умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей;

Источник

Профилактика переутомления у школьников

Чем вызваны школьные перегрузки?

Как определить, что ребенок перегружен?

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными.

На что нужно обратить внимание?

Для сохранения здоровья ребёнка и обеспечения максимально возможной работоспособности детей в течение всего дня необходимо соблюдать несложные правила:

-Режим дня. У каждого школьника должен быть четкий распорядок дня, чтобы он имел возможность не только все успевать, но и приучать свой организм к правильной работе и восстановлению. Для каждого школьника этот режим индивидуален и зависит от особенностей организма и общей загруженности. Необходимо обеспечить ребенку двигательную активность в течение учебных и выходных дней, находя способ вместе заниматься спортом, ходить в походы или хотя бы просто гулять.

-Питание. В школьный период у подростков происходит гормональная перестройка организма и ускоряется процесс роста. Поэтому рацион питания школьника должен покрывать все энергетические потребности организма. У школьника не должно возникать проблем по причине неправильного питания. Необходимо следить за качеством питания Вашего ребёнка. Важно употреблять пищу, которая содержит и жиры, и белки, и углеводы. Кроме того, нельзя забывать и о приеме витаминов для укрепления иммунитета.

-Физическая активность. Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями. Необходимо поддерживать стремление ребенка быть здоровым, в том числе и на собственном примере. Личным примером приучите ребёнка к закаливанию.

-Отсутствие вредных привычек. Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на много лет. Именно вредные привычки оказывают наиболее негативное влияние на здоровье современных школьников и в будущем могут привести к большим проблемам.

Не допускайте травмирования ребёнка словом и несправедливым отношением. Разговаривайте с детьми спокойным тоном. Не применяйте телесных наказаний (а к ним относится и «обычный» подзатыльник). Осуществляйте контроль за время препровождением ребёнка за компьютером, регулируйте время (а по возможности и качество) просмотра телепередач. Не запугивайте ребёнка. Не подавляйте его инициативу.

Не забывайте, что эмоциональный комфорт, то есть доброжелательное, теплое отношение близких людей, для детей не менее важен, чем хорошее питание, новые игрушки и модная одежда. Желание родителей, чтобы ребенок все знал, везде успел, был лучшим, в первую очередь ведет к переутомлению.

Любите своего ребенка таким, какой он есть!

Источник

Что влияет на утомляемость учащихся

Государственная символика

Что влияет на утомляемость учащихся. simvol. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-simvol. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка simvol. Прием обращений граждан

Что влияет на утомляемость учащихся. scholaktiv24032020. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-scholaktiv24032020. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка scholaktiv24032020. Прием обращений граждан

Что влияет на утомляемость учащихся. covid 19. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-covid 19. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка covid 19. Прием обращений граждан

Что влияет на утомляемость учащихся. %D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B0. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B0. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка %D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B0. Прием обращений граждан

Что влияет на утомляемость учащихся. 1396390453 3. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-1396390453 3. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка 1396390453 3. Прием обращений граждан

Что влияет на утомляемость учащихся. lentochka 1. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-lentochka 1. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка lentochka 1. Прием обращений граждан

Что влияет на утомляемость учащихся. belarus pomnit. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-belarus pomnit. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка belarus pomnit. Прием обращений граждан

Что влияет на утомляемость учащихся. doveriya2. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-doveriya2. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка doveriya2. Прием обращений граждан

Что влияет на утомляемость учащихся. beznark. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-beznark. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка beznark. Прием обращений граждан

Что влияет на утомляемость учащихся. mpn ban min. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-mpn ban min. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка mpn ban min. Прием обращений граждан

Что влияет на утомляемость учащихся. nasvaj 200. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-nasvaj 200. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка nasvaj 200. Прием обращений граждан

Что влияет на утомляемость учащихся. %D0%BC%D1%87%D1%81 %D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%83%D0%B5%D1%82. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-%D0%BC%D1%87%D1%81 %D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%83%D0%B5%D1%82. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка %D0%BC%D1%87%D1%81 %D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%83%D0%B5%D1%82. Прием обращений граждан

Что влияет на утомляемость учащихся. mvd BAN. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-mvd BAN. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка mvd BAN. Прием обращений граждан

Что влияет на утомляемость учащихся. 123. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-123. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка 123. Прием обращений граждан Что влияет на утомляемость учащихся. 1234. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-1234. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка 1234. Прием обращений граждан

Что влияет на утомляемость учащихся. god edinstva 2021. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-god edinstva 2021. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка god edinstva 2021. Прием обращений граждан

Что влияет на утомляемость учащихся. header family. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-header family. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка header family. Прием обращений граждан

Что влияет на утомляемость учащихся. 1mv47ovbi8o. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-1mv47ovbi8o. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка 1mv47ovbi8o. Прием обращений граждан

Что влияет на утомляемость учащихся. belbibl. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-belbibl. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка belbibl. Прием обращений граждан

Что влияет на утомляемость учащихся. Timchenko2. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-Timchenko2. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка Timchenko2. Прием обращений граждан

Что влияет на утомляемость учащихся. %D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%20%D0%B0%D1%80%D1%82 %D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BB. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%20%D0%B0%D1%80%D1%82 %D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BB. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка %D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%20%D0%B0%D1%80%D1%82 %D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BB. Прием обращений граждан

Утомление и переутомление у детей школьного возраста.

К здоровью ребёнка школьного возраста нужно относиться очень внимательно. В этом возрасте легко пропустить какое-то заболевание или проблему, которая может дать о себе знать в будущем. Огромные нагрузки в школе, когда необходимо освоить большой объем учебной информации, дополнительные занятия в кружках, факультативные занятия могу привести к возникновению утомления. Под утомлением подразумевается временное понижение работоспособности организма, которое появляется вслед на напряженной работой на протяжении определенного времени.

О начале утомления школьника говорят следующие признаки:

— снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время исполнения рабочих операций);

-· ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);

— ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);

— появление чувства усталости.

Утомление, само по себе, не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха. В этой связи необходимо остановиться на вопросах профилактики утомления.

У школьников признаки утомления нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.

Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.

Учитывая физиологическую сущность утомления, гигиенисты ищут пути, отдаляющие его наступление и предупреждающие развитие утомления.

Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное воздействие на рост и развитие ребенка, она должна быть нормирована. Гигиеническое нормирование деятельности должно основываться:

— на обеспечении оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания;

— умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей;

— деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.

Организация обучения детей и подростков в школах должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими требованиями (принципами), соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления.

Но если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанавливаются, у ребенка развивается переутомление, которое является патологическим процессом.

Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражи-тельность, нервные тики и др.). При переутомлении могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно сердечно-сосудистой системы.

Выраженными признаками переутомления является:

— резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;

— нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность);

— стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония).

Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственного труда и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

— свободное время, возможность обеспечить двигательную активность школьника по собственному выбору;

— продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома.

гигиены детей и подростков Л. В. Михалевская

Источник

Научный проект«Исследование степени утомляемости учащихся и ее влияние на изменение показателей внимания»

Целью данной работы является изучение влияния утомляемости учащихся 9-го класса школы на изменение показателей внимания, а также выработка мер по увеличению работоспособности и снижению утомляемости школьников.

Просмотр содержимого документа
«Научный проект«Исследование степени утомляемости учащихся и ее влияние на изменение показателей внимания»»

Глава 1. Теоретические основы изучения влияния утомления организма на степень концентрации внимания подростков 4

1.1 Сущность утомления и его виды 4

1.2. Функции и виды внимания. 8

1.3 Особенности внимания подростков 10

1.4 Методика исследования умственной работоспособности Э. Крепелина………………………………………………………………………12.

1.5 Методика определения избирательности и концентрации внимания Г. Мюнстерберга………………………………………………………………….13.

Глава 2. Экспериментальные исследования влияния утомляемости учащихся 9-го класса на изменение показателей внимания …15

2.1 Выявление умственной работоспособности учащихся 9 класса по методике Э. Крепелина……………………………………………………………………….15

2.2 Определение избирательности и концентрации внимания по методике Г. Мюнстерберга……………………………………………………………………..16

2.3 Рекомендации по снижению уровня утомляемости у учащихся………….17

Список источников и литературы 21

Поэтому мы заинтересовались вопросом исследования работоспособности и утомляемости школьников, так как именно в этот период происходит закладка всех основных жизненных функций, которые в дальнейшем будут влиять на человека в течение всей его жизни.

Целью данной работы является изучение влияния утомляемости учащихся 9-го класса школы на изменение показателей внимания, а также выработка мер по увеличению работоспособности и снижению утомляемости школьников.

В ходе работы над проектом были решены следующие задачи:

изучение особенности понятий «утомляемость» и «внимание» в подростковом возрасте в психологической теории;

проведение экспериментальных исследований влияния утомляемости учащихся 9-го класса на изменение показателей внимания;

выработка мер по снижению утомляемости и повышению работоспособности обучающихся

Среди учащихся 9-го класса были проведены психологические измерения с целью выявления устойчивости и концентрации, переключения, избирательности внимания, а так же степени утомляемости по следующим методикам:

1.Методика выявления умственной работоспособности Э. Крепелина

2.Методика определения избирательности и концентрации внимания Г. Мюнстерберга

Данное исследование имеет большое практическое значение, так как показатель работоспособности и утомляемости напрямую влияет на здоровье школьников. В данной работе приведен расчет показателя работоспособности для группы, но может использоваться и для индивидуального исследования, а также для сравнения индивидуального показателя со среднегрупповым. Мы планируем в дальнейшем продолжить исследование работоспособности и утомляемости школьников и других возрастных групп с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Основной объективный признак утомления  снижение работоспособности. Однако не каждый случай снижения работоспособности может рассматриваться как утомление. Работоспособность организма может понизиться в результате голода, болезненного состояния, но эти случаи не могут считаться утомлением, так как не являются следствием активной деятельности  работы[ 1 ]. Под утомлением понимают такое состояние организма, которое возникает как следствие работы и проявляется в понижении работоспособности.

Утомление организма, прежде всего, связано с утомлением центральной нервной системы. Нервная система наиболее чувствительна к изменениям вну­тренней среды. Такие факторы утомления, как накопление в крови продуктов работы клеток, уменьшение содержания в крови сахара, недостаток при некоторых условиях кислорода в крови, понижают работоспособность организма не прямо, а глав­ным образом опосредствованно — через центральную нервную систему

Эти возможности коры больших полушарий и других отделов мозга, осуществляемые через посредство интрацентральных пу­тей и вегетативных нервов, реализуются с помощью регулирую­щих влияний на все органы и ткани, в том числе также и на центральную нервную систему. В активизации этих влияний ведущая роль принадлежит условнорефлекторным реакциям, возникающим при действии самых разнообразных сигнальных раздражителей.

Среди условных раз­дражителей для человека огромное значение имеет словесный раздражитель, оказывающий свое влияние через вторую сигнальную систему коры больших полу­шарий, взаимодействующую с первой сигнальной системой. Механизм влияния различных эмоциональных факторов на рабо­тоспособность организма при утомлении должен рассматриваться в свете взаимодействия двух сигнальных систем. Различные ре­чевые воздействия (словесные поощрения, призывы и т. д.) могут существенно влиять на течение явлений утомления.

В физиологии принято различать по­нятия утомление и усталость. Утомление — состояние организма, возникающее вследствие работы и объективно характеризую­щееся снижением работоспособности, усталость— это субъективная сторона проявления утомления, психическое пережива­ние, связанное с утомлением, чувство утомления.

Степень усталости большей частью соответствует степени действительного снижения работоспособности, что в свою очередь связано с количеством и качеством проделанной работы. Однако нередки случаи, когда усталость и другие признаки утомления по своей выраженности друг другу не соответствуют, например, когда усталость чувствуется большая, а объективных данных для резкого снижения работоспособности нет, так как работа про­делана незначительная. Это наблюдается, если работа совер­шается без интереса и желания, без ясного представления цели данной работы или ближайших ее результатов. Могут быть дру­гие случаи, когда налицо все данные для выраженного утомле­ния, так как работа произведена большая, а усталость, тем не менее, не чувствуется. Это бывает тогда, когда выполнение работы сопровождается эмоциональным подъемом, обусловли­ваемым заинтересованностью в работе, сознанием высокой цели и т. п. Утомление – это состояние организма, характеризующееся нарушением течения физиологических процессов и возникающие в результате очень интенсивной или очень длительной работы. Степень развития утомления в процессе умственного труда можно определить по некоторым внешним признакам. Что влияет на утомляемость учащихся. nauchnyi proiekt issliedovaniie stiepieni utomliaiemosti uchashchikhsia i ieie v 1. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-nauchnyi proiekt issliedovaniie stiepieni utomliaiemosti uchashchikhsia i ieie v 1. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка nauchnyi proiekt issliedovaniie stiepieni utomliaiemosti uchashchikhsia i ieie v 1. Прием обращений граждан

Условия, в которых выполнялась утомительная работа (фак­торы внешней среды, обстановка, коллектив, время суток и т. д.), могут по механизмам временных связей приобрести сигнальное значение, способствуя в дальнейшем развитию утомления и уста­лости. Эти же условия могут стать и сигналами, противодей­ствующими развитию утомления и усталости, если сама работа на первых порах не была утомительной. Значение условнорефлекторных механизмов в развитии утомления исключительно велико[ 4 ].

Существенное значение для развития явлений утомления имеют трофические воздействия центральной нервной системы через вегетативные нервы. Симпатические и парасимпатические нервы, как показал впервые Павлов на примере сердечной мышцы, осуществляют часть трофических влияний центральной нервной системы на органы. При раздражении симпатических нер­вов изменяются функциональные свойства, и повышается работо­способность утомленных скелетных мышц. Последующие исследования вскрыли периферические меха­низмы, с помощью которых реализуются адаптационно-трофиче­ские влияния нервной системы на мышцу при ее утомлении.

1.2. Функции и виды внимания.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной бдительности – словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элемент информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль. [5]

1.3 Особенности внимания подростков

Внимание учащихся старшего возраста характеризу­ется дальнейшим его развитием на основе общего интел­лектуального роста школьника, формирования волевых и эмоциональных черт личности.

Ес­ли у детей младшего школьного возраста, а отчасти и у подростков внимание, прежде всего, привлекается тем, что ярко, красочно, интересно своей занимательностью, то у старших учащихся наиболь­шую сосредоточенность часто вызывают предметы, яв­ления и виды деятельности, не отличающиеся внешней впечатляемостью. Иногда старшие школьники бывают более вни­мательны тогда, когда учитель объясняет сложный материал, и плохо его слушают, когда им кажется, что все просто и ясно. Благодаря значительному развитию и интеллекту­альной и волевой основы внимания старшие школьники сравнительно легко сосредоточиваются на неинтересном, но нужном материале.

Произвольное внимание получает особенно сильное развитие у детей в старшем школьном возрасте, потому что в это время большинство юношей и девушек, за очень не­многими исключениями, ставят перед собой большие за­дачи подготовить себя к жизни. Многие свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, распределение и др.) в юношеском возрасте бывают, развиты даже лучше, чем у взрослых. Однако внимание юноши в большей степени, чем внимание взрослого человека, зависит от общей направ­ленности личности.

Наблюдательность в юношеском возрасте находится на значительно более высоком уровне, чем у младших школьников и подростков. Старшеклассник может не обратить внимания на какую-нибудь мелочь, которую заметят де­ти, но зато он увидит главное, существенное и будет наблюдать настойчиво, систематически, пока не удовлетворит своей любознательности. Вместе с тем благодаря лучшему пониманию людей и эмоциональной зрелости у старших учащихся внимание как психический процесс перерастает во внима­тельность как свойство личности, ста­новится своего рода чер­той характера. Внимательность, особенно по отношению к внутреннему миру человека, к его психическому состо­янию, возникает благодаря тому, что юноша способен стать на точку зрения других людей, поставить себя на их место.

Важным качеством юношеского возраста является внимание не только к другим людям, но и к самому се­бе, к своему внутреннему миру. Эта направлен­ность внимания обусловливает критическую самооценку человека, который стремится работать над собой.

Следует учитывать, что в пределах лю­бого возраста есть индивидуальные различия в свойствах внимания. У некоторых младших школьников хорошо развито произвольное внимание. Есть старшеклассники, которые плохо сосредоточиваются на трудном и неинте­ресном материале.

Продолжительность активного внимания у школьников:
7-8 лет – 15 мин.;
9-10 лет – 20 мин.;
13-14 лет – 30 мин.;
15-16 лет – 40 мин.;
у взрослых – 55-60 мин.
1.4 Методика исследования умственной работоспособности Э. Крепелина

В 1895 г. Э. Крепелин предложил методику, представляющую собой таблицу, на которой в две строки напечатаны цифр подлежащие сложению. [8]

Методика предназначалась для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости.

В настоящее время она приобрела более широкое применение: ее можно использовать для изучения внимания (устойчивость и переключаемость), умственной работоспособности и психического темпа, для выявления утомляемости.

Цель занятия: Определение умственной работоспособности н выявление утомляемости.

Оснащение. Бланк методики (таблица Крепелина) (Приложение 1), карандаш и секундомер.

Порядок работы. Испытуемому дают бланк таблицы Крепелина со следующей инструкцией: «Складывайте пары однозначных цифр, напечатанных одна под другой, и под ними записывайте результат сложения. Работайте быстро, старайтесь не допускать ошибок. Необходимо производить сложения в каждой строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет: «Стоп! Переходите к следующей строчке». Экспериментатор дает такой сигнал через каждые 20 с.

Методика позволяет получить коэффициент работоспособности как отношение суммы правильно выполненных сложений последних четырех строк к сумме правильно выполненных сложений первых четырех строк:

Что влияет на утомляемость учащихся. nauchnyi proiekt issliedovaniie stiepieni utomliaiemosti uchashchikhsia i ieie v 2. Что влияет на утомляемость учащихся фото. Что влияет на утомляемость учащихся-nauchnyi proiekt issliedovaniie stiepieni utomliaiemosti uchashchikhsia i ieie v 2. картинка Что влияет на утомляемость учащихся. картинка nauchnyi proiekt issliedovaniie stiepieni utomliaiemosti uchashchikhsia i ieie v 2. Прием обращений граждан

Если отношение приближается к единице, то это означает, что утомления практически не происходит.

При исследовании темпа интеллектуальной работоспособности увеличение количества выполненных сложений или вычитаний за единицу времени свидетельствует о врабатываемости, автоматизации интеллектуального навыка, отсутствии истощаемости внимания. Сокращение количества выполненных заданий, увеличение временных пауз говорит о явлениях неустойчивости активного внимания, его колебаниях, склонности к психической истощаемости.

1.5 Методика определения избирательности и концентрации внимания Г. Мюнстерберга

Методика направлена на определение избирательности и концентрации внимания. Тест разработан немецко-американским психологом Гуго Мюнстербергом (Hugo Munsterberg, 1863–1916). [8]

В тексте содержится 25 слов.

Цель – изучение особенностей избирательности внимания.

Стимульный материал: буквенный текст (приложение 2), среди которого имеются слова, секундомер.

Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

Ход выполнения работы.

Экспериментатор предлагает испытуемому буквенный текст,

среди которого имеются 25 слов. Испытуемый должен считывать построчно текст, его задача – найти среди букв слова и подчеркнуть их. Время выполнения задания — 2 минуты.

Обработка и анализ результатов.

1. Сравнивая с ключом, необходимо определить количество правильно выделенных слов испытуемым.

2. Определить количество ошибок (ошибками считаются пропущенные и неправильно выделенные слова).

3. На основании количества правильно найденных слов и количества ошибок сделать вывод об особенностях избирательности внимания

4. Оценить успешность внимания по следующей формуле:

В=с–m/(c+n); с – общее количество выделенных слов;

m – количество ошибочно выделенных слов; n – количество пропущенных слов

Хорошими показателями считаются значения близкие к единице

Глава 2. Экспериментальные исследования влияния утомляемости учащихся 9-х классов на изменение показателей внимания

В период с апреля по май 2016 года, и в течение сентября 2016 года среди 20 учеников 9-го класса КГУ Новоишимской средней школы №2 были проведены психологические измерения с целью выявления устойчивости и концентрации внимания, переключения внимания, избирательности внимания, а так же степени утомляемости по следующим методикам:

2.1 Выявление умственной работоспособности учащихся 9 класса по методике Э. Крепелина

С целью выявления показателей работоспособности и утомляемости исследование проводилось несколько раз в неделю:

в начале учебной недели (в понедельник)

в середине учебной недели (среда)

и в конце учебной недели (суббота)

А также 2 раза в течение учебного дня: на первом и на пятом уроке

В ходе исследования были получены следующие данные: был рассчитан среднегрупповой коэффициент работоспособности на основании анализа данных анкет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *