Что влияет на семейное потребление обществознание
Потребление
Каковы основные потребности человека? Как формируется бюджет в семье? Из чего складывается совокупный бюджет в семье?
Что влияет на то, какие товары мы покупаем? Постоянен ли список предметов роскоши? Можно ли замерить благосостояние?
Потребление — использование благ (товаров и услуг) в целях удовлетворения потребностей. Потребление является конечной целью всякого производства. Производство подчиняется интересам потребителей, ориентируется на удовлетворение их потребностей. Основными потребителями в экономике выступают отдельный человек, семья, фирма, государство. Экономисты различают производственное потребление — расходование, использование ресурсов в процессе производства — и непроизводственное, конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей.
Семейное потребление
Потребности людей в разнообразных товарах и услугах постоянно растут и изменяются. То, что ещё не так давно считалось предметом роскоши, сегодня стало предметом первой необходимости. Если расспросить бабушек и дедушек, они расскажут, что 45—50 лет назад телевизор был только у некоторых людей. Сегодня без телевизора трудно представить себе жизнь человека. Твои родители помнят, как в дома людей входили компьютеры, превращаясь на глазах из предмета роскоши в предмет необходимости. Правда, то, что для одного человека является уже предметом необходимости, для другого ещё долго может оставаться предметом роскоши.
Но не только потребности влияют на семейное потребление. Предметы потребления и разнообразные услуги необходимо оплачивать. Стоимость потребительских расходов ограничена размером дохода человека, семьи. Чем больше доход, тем больше товаров и услуг может приобрести человек или семья. Можно, например, не только удовлетворять потребности в тех или иных вещах, но и ходить в театры, на концерты, в кино. Да и материальные потребности по мере роста благосостояния людей меняются. Например, возникает потребность покупать модную одежду, несмотря на то что та, которая есть, ещё не износилась.
В связи с увеличением дохода происходит увеличение потребления, и наоборот, чем меньше доход человека или семьи, тем меньше средств можно тратить на покупку товаров и услуг.
Часть потребительских расходов люди могут производить за счёт сбережений — средств, накопленных для будущего потребления. Сбережения помогают приобрести дорогостоящие товары или услуги, например квартиру, автомобиль, произвести оплату за учёбу в вузе. Помогают сбережения и людям, потерявшим работу или вышедшим на пенсию.
Все люди независимо от их материального положения ограничены в средствах, которые могут тратить на удовлетворение своих потребностей. И каждый человек, даже самый богатый, может оказаться в ситуации, когда не хватает денег на ту или иную покупку. Но для одного это может быть пара сапог, а для другого — острова в океане.
Вы уже знаете, что все расходы делятся на обязательные и произвольные. Напомним, что к обязательным расходам (без которых нельзя обойтись) относятся расходы на питание, одежду, обувь, хозяйственные товары, лекарства, а также транспорт, квартплату, оплату электричества, газа, отопления, других коммунальных услуг. Кроме того, в обязательные расходы входят налоги и платежи по заключённым договорам (например, договорам страхования, о котором речь пойдёт дальше). Расходы, без которых можно обойтись, называют произвольными.
Приведи примеры таких расходов.
Некоторые из вас могут сказать, что деление расходов на обязательные и произвольные условно. Ведь для какого- то конкретного человека, скажем, покупка книги или билета в филармонию важнее, чем покупка килограмма мяса. И именно эти товары будут для него удовлетворением личных потребностей. Рассуждая так, они будут правы, только эта оценка будет социально-психологической, а не экономической. Экономисты изучают общие тенденции, проявляющиеся в процессе потребления.
Рассмотрим одну из закономерностей в сфере семейного потребления, сформулированную ещё в XIX столетии немецким статистиком Эрнстом Энгелем. В результате многолетних наблюдений учёный установил, что с ростом семейных доходов доля расходов на питание снижается, расходы на одежду, жильё, коммунальные услуги меняются незначительно, а доля расходов на культурные потребности заметно возрастает. Опираясь на эти выводы, экономисты стали оценивать степень благосостояния граждан по доле их расходов на питание. Чем большую часть средств население тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния в той или иной стране.
Помимо размеров доходов семьи, на специфику её потребительских расходов влияют:
— состав и возраст членов семьи;
— вкусы, привычки, интересы;
— культурный уровень семьи.
Подумай, какие расходы типичны, например, для молодёжи и несвойственны пожилым людям; приведи примеры расходов, связанных с разными интересами людей; предположи, какие расходы будут у семей с высоким уровнем культуры, в то время как у семей с другим уровнем культуры они могут отсутствовать.
Значительно расширяют семейное потребление школьники. К их расходам относятся расходы на книги, школьнописьменные принадлежности, ранцы, возможно, на школьную и спортивную форму, питание вне дома, увлечения, культурно-спортивные мероприятия. У многих есть мобильные телефоны, содержание которых представляет особую статью расходов. Значительная часть средств идёт на не всегда фиксируемые карманные расходы школьников.
Говоря о школьниках как потребителях, можно условно выделить среди них две группы. Первые расходуют часть совокупного семейного дохода, не внося в него никакого собственного вклада. Вторые вносят свой личный вклад в семейный доход, они работают (например, осуществляют мелкий ремонт компьютеров и радиоаппаратуры, присматривают за детьми, покупают продукты пенсионерам, доставляют подписчикам газеты и журналы). Многие из них задумываются над продолжением своего образования после школы. Понятно, что если в школе учиться вполсилы, то в дальнейшем, возможно, придётся тратить значительные средства на оплату дополнительных занятий с преподавателями. Хорошая учёба в школе, таким образом, отражает рациональный подход к семейным средствам и собственным потребностям.
Конспект и презентация к уроку обществознанию «Потребление. Семейное потребление»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ 23_Потребление.docx
Обществознание 8 класс
Тема: Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Раскрыть сущность понятия «потребление» и охарактеризовать его связь с другими сферами экономической жизни общества и отдельных граждан.
Дать начальное представление о страховых услугах и экономических основах прав потребителя.
Способствовать развитию правовой культуры и сознательного поведения человека как потребителя.
План изучения нового материала
Потребление как сфера экономической жизни.
Личное и семейное потребление.
Экономические основы прав потребителя.
Актуализация опорных знаний
В качестве опорных знаний при изучении темы выступают знания о потребностях человека и расходах граждан. В начале урока полезно заслушать ответы на вопросы рубрики «Вспомни» к данному параграфу, которые требуют применения этих знаний.
Потребление как сфера экономической жизни.
В целях овладения учащимися данным понятием важно не только раскрыть его значение, но и осмыслить контекст, в котором оно используется. Такому осмыслению помогут вопросы:
1) Почему на схеме присутствует производство?
2) Как связаны производство и потребление?
3) Что называют производственным, а что личным потреблением? (Ответы можно найти в первом абзаце учебного текста.)
II Личное и семейное потребление.
Следующий вопрос плана является основным при изучении подтемы. Возможна самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа с последующими ответами на вопросы:
Что влияет на личное и семейное потребление?
Какие вам известны виды потребностей? О каких из них идет речь в первых двух абзацах фрагмента «Семейное потребление»?
(Можно попросить, опираясь на текст учебника, привести примеры потребностей, а затем и отнести их к соответствующему виду. В хорошо подготовленном классе можно попросить привести два своих, не названных в тексте примера и отнести каждый из них к конкретному виду потребностей.)
3) Как потребление связано с размером дохода?
(Термин «сбережения» требует пояснения. Это средства, накопленные для будущего потребления и помогающие приобрести дорогостоящие товары или услуги. Примеры таких товаров и услуг учащиеся могут по просьбе учителя привести самостоятельно.)
Как на семейное потребление влияет состав и возраст членов семьи?
Чем расходы восемнадцатилетних людей отличаются от расходов шестидесятилетних?
6) Как связано семейное потребление со вкусами, привычками, интересами, культурным уровнем членов семьи?
Можно попросить сравнить семью, в которой у родителей высшее образование и дети учатся в вузах, с семьей, в которой и родители, и дети являются представителями рабочих профессий. В чем будет выражаться специфика расходов в первом и втором случаях?
Далее, следуя логике учебника, следует попросить учащихся вспомнить, что расходы делятся на обязательные и произвольные, и. пояснить, чем первые отличаются от вторых. Как вариант учащимся можно предложить конкретизировать обязательные и произвольные расходы с помощью примеров. В случае затруднения возможно обращение к абзацу учебника, начинающемуся словами: «Вы уже знаете, что все расходы
Другой вариант: учитель предлагает ряд примеров семейных расходов, а учащиеся дают блиц-ответы, относя каждый из примеров к обязательным или произвольным расходам. Примерный список расходов может быть таким: одежда, обувь, лекарства, транспорт, путешествия, развлечения, продукты, квартплата, оплата налогов, плата за коммунальные услуги, посещение платной дискотеки. Ученики отвечают, что из перечисленного можно отнести к обязательным расходам, а что — к произвольным.
В результате важно акцентировать внимание на то, что в число обязательных входят расходы на питание, одежду, лекарства, транспорт, жилье, коммунальные услуги, налоги, платежи по договорам. Расходы на удовлетворение духовных (или культурных) потребностей относятся к произвольным. Такое деление носит условный характер, но экономистам оно необходимо для установления закономерностей экономического развития. Об одной из таких закономерностей следует поговорить на уроке.
В хорошо подготовленном классе можно организовать, например, такую работу. Предложите учащимся в виде записи на доске следующее утверждение (или обратите их внимание на текст учебника, последние три строки на с. 149): «Чем большую часть средств население тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния в той или иной стране». Далее следует вопрос: чем можно объяснить данную установленную экономистами закономерность? При обсуждении ответов важно подчеркнуть, что при высоком уровне благосостояния значительна доля произвольных расходов.
В классах с менее сильным составом учащихся учитель объясняет данную закономерность сам с помощью обращения к отдельным примерам, которые могут предложить учащиеся.
Излагая материал второго пункта плана, важно ввести такие экономические характеристики, как объем и структура потребительских расходов. Учащиеся без труда смогут соотнести размер доходов и наличие сбережений с объемом, а потребности, возраст, привычки и интересы членов семьи со структурой расходов.
В воспитательных целях полезно, опираясь на текст учебника, остановиться на специфике потребления школьников и обратиться к заданию 4 из рубрики «Проверь себя». Можно также попросить учащихся предложить свои идеи о возможностях внести собственный вклад в увеличение доходов семьи. Завершить проработку вопроса о потреблении школьника может решение следующей обществоведческой задачи:
Летом семья В. вырастила много овощей и собрала хороший урожай фруктов. Дочка-восьмиклассница помогла маме делать заготовки на зиму. Можно ли утверждать, что семья В. таким образом уменьшила свои расходы? Имеет ли место в данной ситуации личный вклад восьмиклассницы в доходы семьи? Поясните свои ответы.
Затем учителю целесообразно рассказать о видах добровольного и обязательного страхования, подчеркнув, что страхование направлено на защиту имущественных интересов граждан.
Далее, обращаясь к полученным на уроке знаниям, можно попросить учащихся объяснить, как связаны величина доходов граждан и спрос на страховые услуги.
Закреплению изученного послужит проработка вопросов: 1) Каков уровень благосостояния граждан в тех странах мира, где существует развитый рынок страховых услуг? 2) О чем говорит расширение рынка страховых услуг в России?
Экономические основы прав потребителя.
Одним из наиболее существенных в этой связи является вопрос о суверенитете потребителя. Чтобы понятие «суверенитет потребителя» стало доступным учащимся, целесообразно обратить внимание на известное им значение более общего понятия — «суверенитет», основной смысл которого заключается в независимости и свободе выбора. Сильные учащиеся могут вспомнить, что им известно о суверенитете государства (государственном, или политическом, суверенитете). После установления сущности понятия «суверенитет» можно, проведя аналогию, изложить содержание понятия «суверенитет потребителя», подчеркнув, что суверенитет потребителя проявляется в свободе его экономического поведения (в частности, в поисках способов получения и увеличения доходов, выборе товара или услуги для своего потребления).
К Закону РФ «О защите прав потребителей» целесообразно обратиться как к примеру правового регулирования государством экономических отношений между потребителем, с одной стороны, и производителем или продавцом — с другой. Иными словами, закон иллюстрирует связь таких сфер экономической жизни, как производство, обмен и потребление.
Рекомендуем изучение отдельных положений закона организовать творчески-поисковым методом, ведя учащихся от конкретных ситуаций, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни, к установлению правовых основ их разрешения. В частности, такой может стать ситуация, изложенная на с. 153 учебника (рубрика «Ситуация»). Одному из учащихся может быть предложено прочитать ее вслух. После знакомства с ситуацией полезно определить, какие участники экономических отношений в ней действовали и какой сферы экономической жизни ситуация непосредственно коснулась. Далее важно вычленить правовой аспект — найти в описании ситуации положение, носящее характер правовой нормы. Затем можно обратиться к фрагменту закона и перечислить иные аспекты, определяющие права потребителей (см. документ на с. 153 учебника).
Для более продуктивного изучения вопроса о защите прав потребителей учитель может подготовить две-три ситуации, взятые из СМИ или реальной жизни, опирающиеся на специфику состава класса, особенности региона проживания учащихся, проведения ими свободного времени и т. п. К примеру, может быть предложен следующий текст, поступивший в редакцию одной из местных газет: «Поехали в автобусный тур. Наши вещи, которые находились в багажном отделении автобуса, испачкались моторным маслом, поскольку водитель хранил его в этом же отделении. В результате у нас не было возможности переодеться. Водитель отказывается признавать свою вину, так как туристическая фирма наняла его только на этот рейс. Автобус принадлежит турфирме. Что можно сделать?» После того как учащиеся предложат свои варианты решения проблемной ситуации, учитель должен объяснить следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки был безопасен для здоровья потребителя, а также не причинял вред его имуществу. Согласно статье 14 этого же закона вред, причиненный жизни, здоровью или
имуществу потребителя вследствие недостатков выполненной работы (услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Значит, необходимо предъявить туристической фирме письменную претензию с требованием компенсировать ущерб, нанесенный имуществу. Туристическая фирма обязана в десятидневный срок рассмотреть претензию и удовлетворить требования в добровольном порядке. В случае если она отказывается от удовлетворения претензий или никак на них не реагирует, то спор должен рассматриваться в судебном порядке. Важно отметить при этом, что в соответствии со статьей 17 можно предъявить иск в суд по своему месту жительства, по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, по месту заключения или исполнения договора. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав. Кроме того, в соответствии со статьей 15 потребитель вправе потребовать компенсацию морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В завершение урока при наличии времени полезно обратиться к высказываниям рубрики «Говорят мудрые». Можно предложить учащимся высказать свои соображения относительно того, с какими идеями урока связано каждое из высказываний.
Современное российское общество, направления политики
Обращаясь к материалам данного раздела, важно довести до понимания учащихся важный аспект государственной политики — изменение структуры потребительских расходов и стимулирование инвестиций в развитие человеческого капитала. Инвестиции в человека — это долгосрочный национальный приоритет, как неоднократно подчеркивали в своих выступлениях руководители страны.
На текущем витке истории определяющие факторы успеха развития страны — это поведение каждого отдельного человека, стиль жизни каждой семьи, свобода самовыражения людей. Во всех сферах социального развития необходимо создать мощные стимулы для частных инвестиций, в том числе за счет применения активных мер налогового стимулирования. Значительное увеличение государственных и частных инвестиций в социальное развитие позволит создать предпосылки для раскрытия потенциала граждан и развития нового общества, в котором каждый человек, будь то рабочий или студент, учитель или врач, чиновник или предприниматель, мотивирован на создание и потребление товаров и услуг самых высо-
ких, самых передовых стандартов. По существу, это общество с новой культурой (см. выступление Д. А. Медведева в г. Красноярске).
Проработать текст параграфа, ответить на вопросы из рубрики «Проверь себя», выполнить задания из рубрики «В классе и дома».
Можно предложить учащимся (по желанию) поинтересоваться у родителей, заключены ли ими какие-либо страховые договоры и приобретены ли какие-либо страховые полисы, и, если таковые имеются, познакомиться с их содержанием и подготовить небольшое выступление о своей семье как потребителе страховых услуг.
Возможно и опережающее задание к следующему уроку: узнать у родителей, знакомых, какими банковскими услугами они пользуются, или посетить ближайшее отделение Сберегательного банка РФ (или другого банка) с целью получения информации (источники ее получения — информационные стенды, рекламные буклеты, сотрудники банка) о банковских услугах, предоставляемых населению.
1. Запиши определение понятия.
Потребление — использование продукта в процессе удовлетворения потребностей.
2. Используя содержание учебника, выпиши факторы, влияющие на семейное потребление. Приведи примеры действия каждого фактора. Заполни таблицу.
Факторы | Пример |
Количество членов семьи | Чем больше членов семьи, тем больше потребление. |
Культурный уровень семьи | Чем выше культурный уровень, тем выше расходы семьи. |
Доходы | Чем больше доходов, тем самым и увеличиваются расходы. |
Привычки семьи | Например, если семья привыкла заниматься спортом, то на оборудование нужны дополнительные доходы. |
Сбережения | Если все члены семьи откладывают деньги, то со временем можно купить дорогостоящую вещь. |
3. Заполни пропуски в схеме. Соотнеси приведённые примеры в следующем перечне с видами потребления (запиши номер примера).
1) Использование в офисе ксерокса для копирования служебных документов; 2) сервисное обслуживание рейсового автобуса; 3) использование домохозяйкой мясорубки для приготовления мясного фарша; 4) отдых семьи по туристической путёвке; 5) употребление учителем обеда в школьной столовой; 6) наём фирмой такси для встречи в аэропорту делового партнёра.
Различают два вида потребления: производительное — использование в процессе производства машин, инструментов, топлива, сырья, материалов и других средств производства и личное — использование человеком разнообразных материальных благ (продукты питания, одежда, обувь, культурно-бытовые товары и т. п.) для удовлетворения своих личных потребностей.
Личное потребление: 3) использование домохозяйкой мясорубки для приготовления мясного фарша; 4) отдых семьи по туристической путёвке; 5) употребление учителем обеда в школьной столовой.
Производительное потребление: 1) Использование в офисе ксерокса для копирования служебных документов; 2) сервисное обслуживание рейсового автобуса; 6) наём фирмой такси для встречи в аэропорту делового партнёра.
Укажи, чем различаются виды потребления.
Если производительное потребление входит в непосредственный процесс производства, то личное потребление осуществляется за пределами его. Будучи зависимым от производства (его объема, темпов роста, качества продукции и т. д.), потребление в свою очередь оказывает воздействие на производство.
4. Прочитай текст и выполни задания.
Ещё в XIX в. прусский статистик Эрнст Энгель обнаружил закономерность: с ростом личных доходов удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется незначительно, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает. Эта зависимость получила название закона Энгеля.
Различные жизненные блага обладают неодинаковой ценностью, вследствие чего потребности людей существенно различаются по своим масштабам. Быстрее всего человечество достигает удовлетворения своих потребностей в продовольствии, в результате при росте доходов доля затрат на питание начинает снижаться первой. Затем наступает очередь затрат на одежду и обувь.
Значительно труднее удовлетворить запросы в жилье. Чем в стране ниже затраты на питание и одежду, тем выше доля затрат на оплату жилья, что объясняется повышенным качеством жилья и высокой степенью обеспеченности им. Жильё является товаром престижного спроса, поэтому люди стремятся приобрести комфортабельные дома и квартиры не только ради удобства, но и ради общественного положения.
Энгель утверждал (и сегодня это общепризнанно), что если личное потребление во всех странах развивается по сходной модели, то анализ структуры семейных расходов позволяет сравнивать уровень благосостояния различных групп населения как в одной, отдельно взятой стране, так и в разных государствах.
1) Какова суть закона Энгеля (подчеркни соответствующий фрагмент текста)?
С ростом личных доходов удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется незначительно, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает. Эта зависимость получила название закона Энгеля.
2) Как ты понимаешь фразу: «Различные жизненные блага обладают неодинаковой ценностью»?
3) Поясни смысл терминов.
Престиж — известность кого-либо или чего-либо, основанная на высокой оценке и уважении в обществе. Значимость, привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам деятельности людей: социальному положению, профессии, действиям людей, их психологическим качествам (инициативность, интеллектуализм), физическим достоинствам (красота), различным благам, а также социальным группам, институтам, организациям.
Товары престижного спроса — это товары, с помощью которых люди демонстрируют свой успех в жизни.
Приведи несколько примеров товаров престижного спроса.
Пример престижных товаров – это дорогие автомобили иностранного производства (Роллс-ройс, Мерседес, Бентли, Феррари), загородные особняки и коттеджи. Эти товары имеют высокую цену и предлагаются на рынок в небольшом количестве.
4) Предположи, как может быть использована сравнительная информация: а) об уровне жизни населения России и других стран; б) об уровне жизни различных групп россиян.
а) Уровень жизни населения Росси и других стран показывает ВВП России по сравнению с другими странами, помогает изучить, сравнить общество страны с другими странами, то есть более обширно.
б) Помогает для социальной сертификации, при социальной дифференциации общества на различные социальные группы. Можно изучить тенденции общества и составить образ «человека массы».
5. Страхование — особый вид коммерческой деятельности, связанный с накоплением финансовых средств для возмещения материальных и других потерь, которые могут наступить в будущем. Клиенты, желающие получить страховые услуги, заключают с компанией договор и платят страховые взносы. За счёт страховых взносов компания накапливает фонд для выплаты страховок. Какие виды страхования являются обязательными в нашей стране?
Обязательное страхование — форма страхования, при которой страховые отношения между страховщиком и страхователем возникают в силу закона.
• личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов)
• государственному страхованию работников налоговых органов
• государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц
• страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств
• страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна
• обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта (ОПО).
Ознакомься с предложением страховой компании и выполни задания.
Выход на пенсию для большинства людей означает гораздо более скромные доходы, а значит, и отказ от привычного образа жизни. Чтобы спокойно наслаждаться заслуженным отдыхом после завершения карьеры, рекомендуем воспользоваться таким инструментом, как пенсионное накопительное страхование, например, программой «Моя пенсия», которую предлагает компания «Z». Как действует программа?
Программа рассчитывается в зависимости от желаемого размера пенсионных выплат или размера взносов, которые вы готовы уплачивать для накоплений.
На ваш выбор предоставляются варианты уплаты страховых взносов: единовременно или в рассрочку (ежегодно, раз в полгода, ежеквартально, ежемесячно).
Гарантированная доходность составляет 3,5% годовых. Кроме того, ежегодно по результатам инвестиционной деятельности по вашему полису страхования будет начисляться дополнительный инвестиционный доход.
Произведи расчёты и выясни:
1) какой ежегодный взнос должен уплачивать 30-летний мужчина, планирующий обеспечить себя пожизненной ежемесячной пенсией 15 000 рублей к 60 годам
2) на какую пенсию к 55 годам гарантированно может рассчитывать 30-летняя женщина, готовая инвестировать ежемесячно 5000 рублей
2100*12 (месяцев) = 60000 в год. 60000*3,5%=2100. 2100 /12 (месяцев) = 175. 175+5000=5175 руб.
2) на какую пенсию к 55 годам гарантированно может рассчитывать 30-летняя женщина, готовая инвестировать ежемесячно 5000 рублей
3) Объясни, как страхование связано
1) с семейным потреблением: чем выше уровень потребления – тем вероятнее то, что данная семья воспользуется услугами страхования.
7. Кого закон признаёт потребителем?
Потребитель — гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула к Закону РФ «О защите прав потребителей»).
8. Резолюция Генеральной ассамблеи, ООН № 39/248 от 9 апреля 1985 г. закрепила 8 прав потребителей:
1) право на безопасность товара;
2) право на информацию;
3) право на выбор товара;
4) право на выражение своих интересов;
5) право на удовлетворение основных потребностей;
6) право на возмещение ущерба;
7) право на потребительское образование;
8) право на здоровую окружающую среду.
8. Прочитай информацию о некоторых товарах, продающихся в России, и определи, в чём в каждом случае состоит нарушение права потребителя на информацию. При необходимости воспользуйся текстом Закона о защите прав потребителей.
Страна Россия, поэтому описание продукции должно быть на русском.
Правительство РФ Постановлением от 27 декабря 1996 года № 1575 утвердило Правила, обеспечивающие наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке, и запретило с 1 мая 1997 года продажу на территории Российской Федерации импортных продуктов питания без информации о них на русском языке. Причем, согласно разъяснениям Государственного антимонопольного комитета от 20 мая 1998 года, недостоверный перевод информации об импортных товарах на русский язык следует рассматривать как предоставление недостоверной информации.
Нет срока годности.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.
Нет даты изготовления.