Что влияет на себестоимость
Что подразумевает себестоимость продукции
Себестоимость является показателем качества производственного процесса. Дает представление о сильных и слабых сторонах компании. Себестоимость формируется на основе множества факторов: качество товара, объемы производства, оборудование, входящее в состав активов компании.
Что собой представляет себестоимость?
Себестоимость — это совокупность всех затрат на производство и реализацию товаров.
Показатель необходим менеджерам для полноценного управления компанией. Является обязательной составляющей управленческого учета. На основании размера себестоимости принимаются решения, касающиеся ценообразования. Показатель влияет на следующие моменты:
ВАЖНО! Небольшая себестоимость с высокой наценкой – гарант прибыли компании, ее успешного развития. Но не все так просто. Если наценка будет слишком большой, спрос на товар будет стремительно падать. Организация не может конкурировать с другими компаниями, так как последние предлагают привлекательные цены. Еще одна проблема – снижение затрат при производстве товаров. Уменьшение расходов часто сопровождается снижением качества продукции, что неприемлемо.
Виды себестоимости
Виды себестоимости классифицируются в зависимости от источников расходов:
Цеховая себестоимость, как очевидно, будет наименьшей. Желательно определять все виды, так как они дают представление о затратах на всех этапов изготовления товара.
Что входит в состав постоянных затрат и как они относятся на себестоимость готовой продукции?
Составляющие себестоимости
Себестоимость образуется из следующих затрат:
Вопрос: Как отразить в учете организации сумму отклонения, возникшую в результате превышения нормативной (плановой) себестоимости продукции над фактической, если учет продукции ведется с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»?
Посмотреть ответ
Траты могут классифицироваться в зависимости от назначения издержек и их источников. Перечень включает в себя:
Источники формирования себестоимости могут различаться в зависимости от типа производства.
Расчет себестоимости
Рассмотрим основные составляющие расчетов:
Составляющие можно взять из отчетов о прибылях и расходах, сметы трат на изготовление товара, приложения к бухгалтерскому отчету. Рассмотрим инструменты, используемые при исчислении:
Расчет будет зависеть от используемого инструмента.
Пример расчета полной себестоимости
Для расчета полной себестоимости требуется
На основании этих расчетов можно получить данные о средней себестоимости единицы товара.
ПРИМЕР. На открытие организации потрачен миллион рублей. Полный период окупаемости составляет 60 месяцев. Месячные траты составляют 16 667 рублей. Ежемесячные общие траты, в которые включены зарплаты, аренда, юридическая поддержка, равны 150 тысячам рублей. В месяц компания производит 1 000 штук продукции. Среднемесячные производственные траты равны 500 000 рублей. Расчеты будут следующими:
16 667 + 150 тысяч + 500 тысяч / количество продукции в единицах. Результат расчетов составляет 667 на одну единицу продукции.
Для чего нужно планировать себестоимость?
Планирование и изучение себестоимости необходимо для следующих целей:
К примеру, компания нуждается в услугах юриста. Специалист работал в штате компании, что влекло большие издержки. Однако было принято решение о заключении договора на юридическое сопровождение с компанией.
Имеет смысл анализировать показатели себестоимости за разные периоды. Показатели следует рассматривать в контексте качества продукции. Не всегда снижение себестоимости – это хорошо. Если данный процесс сопровождается снижением качества товаров, то это негативный признак.
Что требуется для самостоятельного расчета себестоимости?
При проведении расчетов нужно помнить о следующих нюансах:
Что даст правильное ведение расчетов? Это позволит найти показатели реальной прибыльности предприятия.
Связаны ли показатели себестоимости и объем производства
На данный вопрос сложно дать однозначный ответ. Связь будет определяться от показателей удельного веса. Это издержки, которые не имеют прямого отношения к производству. Рассмотрим бытовой пример. Человек выращивает огурцы, применяя личное подсобное хозяйство. Платить налогов не требуется. Показатели общехозяйственных издержек минимальны, а потому объемы товаров и себестоимость не будут влиять друг на друга.
Подводя итог
Себестоимость – крайне важный показатель, напрямую влияющий на качество управления бизнесом. Данный показатель влияет на ценообразование, рентабельность. Себестоимость определяется исходя из учетной документации. Поэтому так важно вести учет. Нужно это не для налоговой и контролирующих органов, а для управленцев. Объективные показатели позволяют определить объективную рентабельность, прибыльность. Задача менеджера – снизить себестоимость, но не уменьшать качество товара.
Себестоимость
Затраты бизнеса на создание и реализацию продукта
Себестоимость — важный показатель для бизнеса. С ее помощью можно оценить рентабельность компании, определить ценовую политику и понять, где работает неэффективно.
Оценивать себестоимость нужно производителю, и тому, кто занимается перепродажей товаров, оказывает услуги или выполняет работы.
Как рассчитать себестоимость — зависит от особенностей бизнеса. У разных компаний разные сферы деятельности, индивидуальные затраты и так далее. Но чем больше бизнес, тем больше переменных, а значит — сложнее рассчитать себестоимость. Поэтому в статье разберем базовые детали, которые важно знать бизнесу про себестоимость.
Что включают в себестоимость
При расчете себестоимости можно учитывать только прямые затраты или прямые и косвенные.
Прямые затраты — все, что бизнес расходует, когда производит изделие, перепродает товар, оказывает услугу или выполняет работы. К примеру, швея создает свадебные платья на заказ. В стоимости одного изделия она учитывает ткань, бусины, нитки, электричество — она тратит его, чтобы сшить платье, и так далее. А для продавца товаров из Китая прямыми затратами станут деньги, потраченные на закупку товара, его доставку и продажу на маркетплейсе. Чтобы не запутаться, важно помнить: прямые затраты — это все, что бизнес потратил непосредственно на производство своего продукта.
Косвенные затраты — расходы, которые не идут напрямую на производство продукта, но участвуют в «жизнедеятельности» бизнеса. Например, для швеи это может быть упаковка для платьев, траты на доставку, налоги ИП. А для продавца товаров из Китая — реклама в социальных сетях, хранение на складе и другие.
Себестоимость с учетом косвенных затрат всегда выше, чем только с прямыми. Об этом нужно помнить при расчетах и оценке бизнеса. Прямые и косвенные затраты каждый производитель определяет для себя самостоятельно.
Что еще важно помнить: себестоимость — величина непостоянная. На нее многое влияет, например изменение цены на материалы, рост затрат на рекламу или тарифов на электричество. Поэтому стоит регулярно пересчитывать себестоимость: раз в месяц, квартал или полгода — в зависимости от вида бизнеса. Например, швея может оценивать себестоимость раз в месяц, а большое трубопрокатное производство — раз в квартал, в момент, когда закупает сырье.
Как посчитать себестоимость
Есть много методов расчета себестоимости со сложными названиями и еще более сложными формулами: например, позаказный и попередельный. Такие методы чаще всего используют крупные производства. Объемные расчеты лучше поручить бухгалтеру — их в статье рассматривать не будем.
Вместо этого собрали несколько упрощенных формул, которые помогут небольшому бизнесу оценить свою эффективность: рассчитать сокращенную и полную себестоимость.
Сокращенная себестоимость. Самая простая формула — сумма с учетом только прямых затрат:
Она подойдет для первоначальной оценки совсем небольшого бизнеса. Давайте посмотрим на примере производства товара:
Швея потратила на закупку тканей, стекляруса и других составляющих 50 000 ₽, а сшила 10 платьев.
50 000 ₽ / 10 шт. = 5000 ₽ — сокращенная себестоимость одного свадебного платья.
Эту сумму можно считать приблизительной. Для того чтобы понять более реалистичную картину, можно рассчитать полную себестоимость.
Полная себестоимость. Ее считают по формуле:
В подсчете учитывают прямые и косвенные затраты. По этой формуле суммируют:
Не обязательно, что у каждого бизнеса будут все эти расходы. Постоянные и косвенные затраты у каждого производителя свои.
Давайте представим, какие расходы могут быть у швеи из примера:
В итоге получается такая сумма: (45 000 ₽ + 5000 ₽ + 700 ₽ + 10 000 ₽ + 20 000 ₽) / 10 платьев = 8070 ₽ — полная себестоимость одного свадебного платья.
Полная себестоимость достаточно сильно отличается от сокращенной — 5000 ₽ против 8070 ₽. В случае швеи это не так критично: наценка на свадебные платья довольно высока. Но в случае производства, где наценка небольшая, это может плохо отразиться на выручке и бизнес уйдет в минус.
Как снизить себестоимость
Для этого можно попробовать уменьшить затраты на одном или нескольких этапах производства. Что может сделать швея:
Это основные способы, которые может использовать небольшой бизнес, чтобы попробовать снизить себестоимость.
Что включает в себя себестоимость продукции, из чего она складывается и от чего зависит: определение термина в экономике
Для предпринимателей важно знать определение понятия себестоимость (с/с) продукции в экономике, что это, что она включает в себя и что характеризует, так как это один из самых важных показателей на производстве. Этим термином оперируют не только бухгалтера, но и руководители компаний, выстраивая всю политику ценообразования. Без осознания того, в какую сумму обходится изготовление партии или единичного изделия, невозможно оценить эффективность предприятия в целом, а также принять взвешенные решения в сфере управления ресурсами (материальными, человеческими и даже информационными). Поэтому в этой статье мы проведем краткий ликбез по данной теме и расскажем в целом о понятии, а также о его составляющих, подвидах и задачах.
Что понимается под себестоимостью продукции, и что она характеризует
При любом производственном процессе появляются расходы – энергетические, трудовые, земельные, финансовые, транспортные и пр. Говоря простым языком, все они и определяют начальную цену продукта.
С/с товара, работ или услуг – это все затраты предприятия, выраженные в денежном эквиваленте, направленные на изготовление партий, деятельность завода (фирмы) и реализацию.
Данный показатель объединяет и производственную, и хозяйственную, и коммерческую деятельность компании. Два основных параметра, которые напрямую зависят него, – это розничная/оптовая цена изделия, а также рентабельность всего бизнеса.
Издержки бывают разных видов, этим и определяется и способ расчета с/с. Себестоимость товара включает в себя затраты на:
В зависимости от того, из чего складывается себестоимость при конкретном расчете, зависит вид данного показателя. Наиболее часто используют понятие полных издержек, то есть берется во внимание все возможные затраченные финансовые ресурсы на производство и реализацию. Но если нужно выделить какой-либо отдельный компонент понятия, то приведенный выше список может быть включен при калькуляции не полностью.
С/с может быть определена не только у товаров, но и у услуг. Однако для последних точный расчет будет более сложным, поскольку тяжело адекватно дать финансовый эквивалент труду. Можно ориентироваться только на конкурентов и ситуацию на рынке. С материальными вещами все намного проще – есть конкретная цена сырья, стоимость электроэнергии и киловатты потребления, накладные и сметы.
Как определяется себестоимость производства продукции
Есть несколько методов расчета с конкретными формулами. Подробнее о них мы поговорим позже. Сейчас хочется сказать о базовых принципах вычислений, которые может использовать каждый бизнесмен. Это будет актуально для тех, кто ведет упрощенную систему бухгалтерии.
Чтобы определить полную с/с, нужно сложить все затраты на производство и реализацию (и прямые, и косвенные) за временной промежуток (предположим, месяц), а затем поделить полученное значение на количество товаров в штуках. Самое сложное – правильно учесть все выплаты, особенно трудно включать нематериальные, например, амортизацию зданий или недвижимости, станков, инструментов и пр. Но это тема для отдельной статьи. В рамках данной мы приведем пример простого подсчета.
Мастерская изготавливает табуреты. Вот что входит в понятие себестоимость его продукции – прямые и косвенные затраты.
К первым относятся все траты, величина которых зависит от количества произведенных стульев:
К косвенным причисляются все те, что будут выплачиваться вне зависимости от изготовления, каждый расчетный период:
Если фирма делает только табуреты, то можно не делить издержки на две группы, а просто сложить их все (за месяц) и поделить на количество сделанных предметов. Но если в мастерской изготавливается несколько мебельных изделий, например, еще и столы, то в смету на табуретки входят прямые расходы + процент от косвенных (их придется разделить соответственно объему на весь производимый ассортимент).
Себестоимость — виды, методы расчета, формула + как ее снизить
Основная суть термина
Себестоимость — это затраты предприятия на изготовления или приобретения продукции для дальнейшей реализации и получения прибыли. Ее рассчитывают за штуку или партию товаров за определенный срок. Иначе говоря это сумма издержек за единицу товара для продавца. Расчет производится исключительно в денежном эквиваленте.
Она представляет собой сумму всех затрат понесенных предприятием на изготовление товаров для реализации.
В зависимости от бизнеса и ситуации в экономике государства, ее высчитывают регулярно, через определенный временной отрезок (раз в месяц, квартал полугодие или год).
При открытии собственного бизнеса, невозможно понимать рентабельность, размеры и успешность развития, без данных о себестоимости. Так же этот показатель играет огромную роль в ценообразовании.
Одной из главных задач руководства является снижение издержек без ущерба качества товаров и обслуживания. Что увеличит прибыль компании, спрос и быстрое развитие.
Виды себестоимости
Единственно верной классификации себестоимости нет. Принцип расчета зависит от целей, типа производства, применяемого оборудования и разрабатывается каждым предприятием самостоятельно. Разумеется, на крупном предприятии с большим количеством выпускаемой продукции, наличием множества производственных линий с многочисленным персоналом, этим занимаются специалисты. Естественно их методы будут отличаться от небольших предприятий.
Но в большинстве случаев можно разделить на виды от используемых данных, давайте рассмотрим их:
Плановая
Рассчитывается из заранее известных данных от заключенных контрактов и прогнозируемых затратах на заработную плату. Благодаря долгосрочным договорам поставки с фиксированной ценой на материалы и комплектующие. Рассчитывается заранее, на долгий срок, как правило, от полугода.
Фактическая
Данный вид рассчитывают исходя из прошедшего периода времени. В состав ее входят точные расходы, которые были произведены за учетный период. Фактические параметры могут отличаться от плановых расчетов в большую или меньшую сторону. Разница между запланированной и фактической себестоимостью анализируют и принимают решения о результативности принятых решений или действий.
Нормативная
Рассчитывается на основании принятых норм на использование всех ресурсов требующихся для производства. В том числе учитывается энергетика, оплата труда. Применяется на госпредприятиях. Позволяет оперативно реагировать на несоответствия с фактическими расходами.
Сметная
Используется при изготовлении единичного товара под заказ (например: встроенный шкаф с различными дополнительными пожеланиями заказчика). Основное применение такого вида расчета, это строительство и ремонтные работы.
Также она разделяется в зависимости от классификации затрат:
На формирование ее существенно влияет специфика предприятия. Способ расчета для мини-пекарни будет различаться с крупной сетью продуктовых магазинов.
Расчет себестоимости
Для подсчета необходимо определиться с видом себестоимости. В зависимости от него используются различные составляющие формулы.
Для производственной в формуле суммируются следующие затраты:
Для фактической себестоимости учитываются дополнительные издержки:
Составляющие полной себестоимости единицы товара
Ниже представлены основные составляющие для расчета за единицу производимой продукции. Дополнительно могут добавляться другие затраты, они зависят от особенностей производства.
Предлагаю рассмотреть основные из них:
Вариант расчета себестоимости, выбранный фирмой, фиксируется и заносится в политику учета организации.
Расходы не относящиеся к процессу производства, такие как коммерческие (реализация), хозяйственные (содержания офиса) и расходы на управленческий персонал. Их на свое усмотрение компания может учитывать по-разному.
Составляющие себестоимости
Разные виды и методы подсчета влияют на составляющие, которые учитываются при расчете. Соответственно в зависимости от вида себестоимости предполагается использование абсолютно разных составляющих. Для определение эффективности и точности данных, необходимо получить показатель, отражающий реальную деятельность предприятия. А для этого нужно использовать в расчетах только нужные составляющие.
Себестоимость производства
При расчете цеховой себестоимости производства, мы рассчитываем сумму затрат на изготовление продукции вышедшей с конвейера. В нее не будут входить издержки на хранение, реализацию и другие коммерческие и хозяйственно-управленческие расходы.
В торговле
Тут учитывается стоимость закупки, логистические издержки, и все затраты связанные с процессом перепродажи (коммерческие), процент по кредитам, предпродажная подготовка.
Основные составляющие образующие себестоимость:
Пример расчета себестоимости
Следуя примеру, но используя собственные данные, вам будет легче разобраться из чего и как складывается вычисление. Не столь важно используете ли вы реальные цифры из существующего бизнеса или только хотите стать предпринимателем и используете примерные данные из задуманного плана. Для понимания теории важен принцип действия, а не точность данных.
Приступим. Для начала нам необходимо проделать следующее:
В примере я буду рассчитывать себестоимость одной тысячи брелоков для ключей. Они будут простыми, без гравировки и аппликации. В дальнейшем они будут реализованы компаниям для нанесения своего логотипа в рекламных целях.
Мои входные данные представлены ниже:
Отталкиваясь от исходных условий, столь не большого бизнеса, пошагово произведем калькуляцию и узнаем во что нам обходится партия брелоков готовых к отправке заказчику:
5000+500+5000+(5000*0,31)+300+100+(5000*0,01)
Получается затраты на изготовление 1000 брелоков составили 12500 рублей или 12,5 за штуку.
Что влияет на себестоимость
Себестоимость совершенно непостоянная величина, на ее постоянное изменение воздействует множество факторов. Они делятся на два вида:
Рассмотрим оба пункта по отдельности, какие факторы входят в них.
Внешние факторы
Государственная политика
Изменения в политике и экономике внутри страны оказывает воздействие даже на микро бизнес. Множество факторов влияет на изменение себестоимости, с которыми приходится просто смериться, подстраиваясь под них, ведь воздействовать на них мы не можем (исключение конечно огромные корпорации).
Так каким образом государство влияет на бизнес? Изменение налоговой ставки, увеличение пошлин, акцизов, волатильность валюты, субсидии. Все это сказывается на ценообразование в целом и на себестоимость в частности.
Инфляция
Не секрет что бизнес в России сильно зависит от валюты и импорта, а все расчеты внутри страны производятся в рублях. При высоком уровне инфляции все предприятия даже минимально связанные с импортом товаров или сырья обесценивают свои активы. Параметр рентабельности становится не точным, так как на момент расчета курс для пересчета в национальную валюты был один, а на момент повторной закупки он значительно изменится в большую сторону.
Разница в курсе между двумя закупками за валюту может обесценить прибыль от реализации первой партии полностью.
Географическое расположение
Для отдаленных регионов этот фактор имеет большое влияние на себестоимость за счет транспортных издержек. Ведь неоспоримо, что доставка до Магадана из Краснодара отличается в разы до такой же доставки до Сочи.
Внутренние факторы
Ими мы можем управлять и изменять в лучшую сторону. Их огромное количество, остановимся на основных, имеющих наибольший вес.
Объем и ассортимент продукции
Изменение в объеме и ассортименте товаров позволяет контролировать себестоимость. К примеру, увеличение объема производства снизит долю постоянных издержек в себестоимости. Изменение ассортимента, исключая не востребованную группу товаров и введя новую пользующуюся повышенным спросом. Для таких изменений нужен постоянный анализ продаж и спроса.
Техническое оснащение
Современное оборудование и технологии оказывают огромное влияние, как на себестоимость продукции, так и на конкурентоспособность предприятия. Объясняется это сокращением персонала, сбережением ресурсов и повышением качества продукции.
Качество персонала
Квалифицированный и мотивированный персонал так же влияет на нее. Заинтересованный и ответственный сотрудник не допустит простой в работе, не допускает перерасход материалов по халатности или обычной лени, что увеличивает затраты на производство. Мотивация и обучение сотрудников в конечном итоге приносит экономию в долгосрочной перспективе.
Методы снижения себестоимости
Процесс снижения себестоимости и повышения конкурентных преимуществ достаточно долгая процедура. В него включаются все сотрудники либо под угрозой штрафных санкций, либо мотивируя премиями и карьерным ростом. При эффективном снижении качество продукции и обслуживания не страдает. Иначе это обернется негативными последствиями для бизнеса.
Из многочисленных методов, я постарался выбрать для вас самые действенные и поэтому популярные. Остановимся на них более подробно:
Что дает показатель себестоимости бизнесмену
Он помогает бизнесмену в следующих ситуациях:
Заключение
Отталкиваясь от выше приведенной информации, возьму на себя смелость и подведу итог. Себестоимость имеет огромное значение в бизнесе. Она показывает рентабельность, участвует в ценообразовании, помогает анализировать успешность развития бизнеса в целом и в отдельных сегментах, держать под контролем расходы.
При правильном вычислении играет значимую роль во всех бизнес-процессах и дает возможность всегда контролировать любые инновации и держать руку на пульсе.
Не секрет что в конкурентной борьбе на рынке с ограниченным спросом и не утихающим финансовым кризисом, как в настоящий момент. Победителем становится тот, кто снижает расходы, и высвобождает средства для усовершенствования производства и маркетинга.
Себестоимость — что это такое, как рассчитывать
Себестоимость — совокупность всех расходов компании, которые возникают при разработке продукции или оказании услуг.
Этот показатель — один из основных, поэтому его нужно контролировать в любой организации. Он — индикатор рентабельности производства. Кроме того, себестоимость прямо воздействует на ценообразование, поэтому его расчет является обязательным для компании.
Общее понятие себестоимости и что она показывает
Себестоимость — это сумма всех издержек. Под ними понимают все расходы на сырье, материалы, доставку, хранение и продаже товаров, а также оплату труда работников.
Может показаться, что расчет себестоимости — задача простая. Однако это сложнее, чем кажется, поэтому лучше поручить расчеты бухгалтерам.
Расчет себестоимости нужно выполнять регулярно. Периодичность зависит от особенностей предприятия, но стандартными являются расчеты себестоимости каждый квартал, каждые полгода или год.
Без расчета себестоимости не удастся понять, будет ли окупаться бизнес, стоит ли расширять производство, насколько прибыльно предприятие.
Виды себестоимости
Прежде, чем начинать расчет себестоимости, стоит узнать, на какие типы и виды она делится. Существует 2 типа себестоимости:
Теперь о видах себестоимости. Она бывает:
Также различают фактическую и нормативную себестоимость. При расчете первой во внимание принимаются издержки, из которых складывается цена товара. Это не самый удобный для расчета показатель: трудности связаны с тем, что данные по себестоимости изделия предстоит получить раньше, чем его будут продавать. Это влияет на рентабельности бизнеса.
Расчет нормативной себестоимости основан на данных производственных норм. Это позволяет контролировать расход материалов и не допускать лишнего расхода средств.
Структура себестоимости
Каждое предприятие уникально. Даже работающие в одной сфере компании имеют различаются. Что уж говорить о полярно разных предприятиях, например, производящих мягкие игрушки и пельмени. Поэтому расчет себестоимости продукции нужно рассчитывать индивидуально, на основании производственных характеристик компании. И сделать это легко — этому способствует гибкость структуры себестоимости.
Как говорилось выше, себестоимость = сумма всех расходов предприятия. При этом расходы делятся на:
Все расходы определяются в процентах. Это позволяет быстро определить слабые стороны компании. Стоит подчеркнуть, что себестоимость постоянно меняется. На ее размер влияют разные моменты, например, инфляция, число конкурентов, ставки по кредитам и т.д. Своевременный расчет себестоимости позволяет не допустить банкротства компании и скорректировать производственные стратегии.
Как рассчитать себестоимость по формуле?
Есть два способа расчета себестоимости — упрощенная и более сложная. Мы рассмотрим оба из них.
Себестоимость = Стоимость производства изделия + Расходы на его реализацию.
Упрощенная формула позволяет рассчитать себестоимость даже тем, кто далек от экономики.
Более сложная же формула предоставляет более точные данные и позволяет оценить реальную стоимость производства товаров.
Себестоимость = РПФ + РОМ + РСМ + ТР + АР + ЗП + НР + НР + ЗР + СО + ЦР
За аббревиатурами скрываются расходы на:
Способы расчета себестоимости — калькуляция себестоимости
Сначала разберемся, что значит калькуляция себестоимости. Это метод определения себестоимости производимого товара, который подразумевает группировку затрат по объектам и статьям калькуляции. Виды калькуляции зависят от времени ее составления и назначении.
Расчеты всех видов калькуляции могут применяться в сочетании друг с другом. Например, хорошо сочетаются способы расчета калькуляции, отличающиеся по объекту учета и методы, характеризующиеся полноту затрат.
Если расчеты выполняются для предприятия, изготавливающего продукцию способом последовательных переделов, то можно использовать попередельный учет затрат. В таком случае расчет ведется по каждой стадии, а конечным значением будет совокупность себестоимостей за вычетом незавершенного производства.
Если производство индивидуальное, то калькуляция себестоимости выполняется показным методом. Ее суть в том, что расчеты выполняются по каждому заказу: учитываются расходы от момента его производства до передачи заказчику.
Для организаций, связанных с массовым производством одного продукта, существует попроцессный метод калькуляции. Расчет проводится на основании усредненных единиц готовых товаров. При этом:
Средняя стоимость 1 ед. товара = Объем продукции / Все расходы
Как найти себестоимость единицы продукции
Способ расчета зависит от вида продукции. Если товары являются серийными, то прежде всего выполняется расчет себестоимости всей серии, а затем полученная цифра делится на весь объем. Если предприятие занимается выпуском штучного товара, то показатель рассчитывается индивидуально для каждого из них.
Приведем примеры расчетов для обоих случаев с реальными цифрами:
Если произведено 320 единиц оборудования с себестоимостью 2 750 000 руб., то себестоимость 1 единицы составит: 2 750 000 / 320 = 8 593, 75 руб.
Допустим, было выпущено 3 кухонных гарнитуров с разным набором мебели и характеристиками. В таком случае оценка затрат будет выполняться на основании каждого отдельного комплекта — только такой способ позволит высчитать себестоимость. Предположим, расчеты показали, что себестоимость одного из них равна 350 тыс. руб., второго — 420 тыс. руб., третьего — 210 тыс. руб. Тогда общая себестоимость составит: 350 000 + 420 000 + 210 000 = 980 тыс. руб.
Как рассчитать себестоимость товара
Теперь рассмотрим варианты расчета себестоимости товара. Главные из них два — с помощью Excel или по формулам. Каждое предприятие выбирает свой вариант — это вопрос личных предпочтений и удобства.
Пример расчета по формуле
Это трудоемкий и менее точный способ, так как есть человеческий фактор, а значит и место ошибке. Однако если предприятие небольшое, то расчет себестоимости этим способом возможен.
Набор вводных данных для каждого предприятия будет свой. Мы же для примера выделим следующие:
Тогда себестоимость всей партии составит:
15 тыс. руб. + 41 тыс. руб. + 5 тыс. руб. + 50 тыс. руб = 111 тыс. руб.
Пример расчета в Excel
Преимуществом расчетов в этой программе является легкое редактирование данных и точность вычислений. Минус в том, что нужно делать много вычислений.
В рамках Excel можно дать 2 рекомендации по расчетам:
Методы снижения себестоимости
Причин, по которым нужно прибегнуть к сокращению себестоимости, много. Например, это необходимость:
Величина себестоимости может колебаться под воздействием самых разных причин, как внутрипроизводственных, так и внешних. К первым — относится качество работы сотрудников и их количество, уровень автоматизации процессов и т.д. Ко вторым — налоги, стоимость топлива и др.
Стоит учесть, что процесс сокращения себестоимости довольно медленный и трудный. Однако при комплексном воздействии на факторы его можно ускорить.
Можно использовать следующие методы сокращения себестоимости:
Конечно, это далеко не все способы снижения себестоимости, однако лучшие из них мы перечислили. Волшебных методов не существует — каждая компания должна понимать это и проводить комплексную работу над достижением желаемых показателей. Только так удастся найти оптимальный способ оптимизации производственных расходов.
Себестоимость — это показатель, которым не стоит пренебрегать. Это индикатор эффективности работы предприятия. Себестоимость — величина непостоянная, она изменяется под воздействием разных факторов, поэтому время от времени ее нужно пересчитывать.
Это позволит оценивать ситуацию и своевременно корректировать рыночную стоимость, не допуская работы производства в убыток.