Что влияет на рост потребностей
Рост человеческих потребностей и ограниченность ресурсов
Особенность создания новых потребительских благ. Влияние современных коммуникаций и рекламы на рост и распространение потребностей. Анализ принципа ограниченности ресурсов. Возникновение вторичных резервов в виде отходов производства и потребления.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | доклад |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.10.2017 |
Размер файла | 14,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Рост человеческих потребностей и ограниченность ресурсов
Бесконечность потребностей обусловлена как развитием производства, в условиях конкуренции постоянно совершенствуется, создает новые потребительские блага, а следовательно и новые потребности, так и фантазией. Росту и распространению потребностей способствуют современные коммуникации, развитая реклама, которая пытается убедить потребителя в том, что мы нуждаемся в те или иные вещи, которых без рекламы не покупали бы.
Итак, если рассматривать систему потребностей в целом, анализировать изменения, происходящие в ней в течение длительного времени, то мы убедимся, что их рост является закономерным процессом.
Потребности людей меняются и развиваются с развитием самого человека и материального производства. Рост потребностей является объективным законом. Суть данного закона заключается в том, что с развитием общественного производства и самого человека растет и развивается круг потребностей, изменяется соотношение между различными потребностями и формами их удовлетворения. Практически это проявляется в том, что люди нуждаются все большего количества и более широкого круга предметов потребления, повышаются их требования к жизни и труда, к расширению и улучшению круга услуг и изменения их структуры.
Рост потребностей, расширение их круга стимулирует развитие производства, а развитие порождает новые потребности. Закон возрастания потребностей выражает связь между производством и потребностями, показывает, как развитие и изменения социально-экономических и природных условий ведут к изменению потребностей, которые уже существуют, и появления новых, а иногда и к отмиранию первых.
Рост общественных потребностей и изменение их структуры определяются многими факторами. Важнейшими из них являются развитие материального производства, повышение культурно-образовательного уровня населения, урбанизация.
Материальным потребностям свойственен высокий коэффициент воспроизводства. Быстрое появление новых изделий разжигает наши аппетиты, а реклама стремится убедить нас в том, что нам требуется значительное количество новых вещей. Еще не так давно у нас не было возможности покупать персональные компьютеры, видеомагнитофоны, электронные часы, микроволновые печи, мобильные телефоны и другие новые товары. А сейчас они вошли в быт многих людей. Таким образом, рост потребностей является объективным следствием развития производства, технического прогресса и роста культурно-образовательного уровня человека.
Закон роста потребностей является законом общественного прогресса. Он выражает не просто рост, то есть появление все новых потребностей, ай изменение их структуры, свидетельствует о движении общества к прогрессу, разностороннего развития человека и высшего уровня.
С одной стороны потребности связаны с производством, с другой они непосредственно связаны с потреблением. Потребление является процесс удовлетворения потребностей. И тенденции, происходящие в потреблении, в определенной степени отражают изменения потребностей. Но это не значит, что по структуре потребления можно определять структуру потребностей. Потребности часто остаются недовольными за низкого уровня доходов населения, или из-за отсутствия на рынке некоторых товаров или услуг. Это значит, что структура потребления не всегда отражает структуру потребностей. потребительский благо коммуникация ресурс
Дело в том, что все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов.
Труд людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться, трудовой отдачей, количеством рабочего времени.
Средства производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, материалов обладают явно заданными пределами, обусловленными возможностями их создания, характером и эффективностью применения, выбытием по мере износа, использования. Возникновение вторичных ресурсов в виде отходов производства и потребления лишь частично позволяет восстановить затрачиваемые ресурсы.
Хотя возможности познания беспредельны, но реальный объем накопленных знаний, сведений, данных, то есть информационных ресурсов, практически всегда оказывается количественно недостаточным и качественно несовершенным для решения экономических проблем, возникающих перед людьми.
Если же рассматривать денежные ресурсы как средство приобретения других видов ресурсов, то и они, будучи денежным эквивалентом натуральных ресурсов, также обладают ограниченностью.
Таким образом, принцип ограниченности экономических ресурсов носит всеобъемлющий характер, в связи с чем в зарубежной экономической литературе его именуют фундаментальным, а проблему ограниченности ресурсов относят к числу определяющих. Некоторые авторы, как уже упоминалось, определяют экономику (науку) как предмет, изучающий, каким образом общество, обладающее ограниченными, дефицитными ресурсами, решает, что, как и для кого производить. Главную задачу и проблему экономической науки эти авторы видят в нахождении способов максимизации потребительского эффекта, полезности с учетом ограниченности ресурсов, которые могут быть использованы для получения желаемого результата.
При всей важности, значимости принципа ограниченности ресурсов его не следует абсолютизировать. По отношению к ряду ресурсов во многих ситуациях условие ограниченности не является жестким, возможна взаимозаменяемость ресурсов. В подобных ситуациях задача заключается в том, как лучше, эффективнее использовать имеющиеся, в принципе достаточные, ресурсы. К примеру, в российской экономике многие природные ресурсы становятся недостаточными не вследствие их естественной ограниченности, а в связи с удручающе неэффективным использованием.
В научной экономической литературе изложенные выше положения повсеместно именуются принципом ограниченности ресурсов. Однако если понимать этот принцип как превышение запросов людей по отношению к их реальным ресурсным возможностям, то его вполне можно считать законом. Люди практически всегда хотят иметь больше, чем могут реально дать им располагаемые ресурсы экономики.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Потребность и потребительские блага. Сущность и классификация экономических потребностей и благ. Ограниченность производственных ресурсов и поиск рациональных способов их использования. Проблема ограниченности водных ресурсов в условиях Украины.
курсовая работа [56,2 K], добавлен 03.03.2010
Анализ вопроса ограниченности ресурсов и благ в современном мире. Классификация человеческих потребностей. Структура и источники пополнения трудовых ресурсов. Обзор ресурсов, которые влияют на получение прибыли и на объем работ, выполняемых ООО «Росток».
контрольная работа [22,5 K], добавлен 15.01.2015
Рассмотрение сути экономического закона о возвышении человеческих потребностей. Определение потребности и их классификация. Понятие экономических ресурсов и их ограниченности. Исследование применяемых ресурсов предприятия на примере ООО «Росток».
реферат [22,5 K], добавлен 27.08.2014
Потребность как движущая сила человеческого общества. Классификация потребностей согласно ряду экономических теорий. Экономика как единство производства, распределения, обмена и потребления ресурсов. Ограниченность благ и проблема экономического выбора.
контрольная работа [2,6 M], добавлен 10.04.2010
Понятие экономических ресурсов, их ограниченность и взаимосвязь с факторами производства. Исследование сочетания в хозяйственной деятельности человека проблем безграничных потребностей и ограниченных ресурсов для производства благ; проблема выбора.
курсовая работа [306,7 K], добавлен 09.09.2011
Основные факторы формирования потребностей
— основные аспекты формирования потребностей;
— закономерности формирования потребностей;
— классификация факторов формирования потребностей;
— объектиные и субъективные факторы формирования потребностей;
— экономические, социальные, демографические, национально-культурные, физиологические, политические, географические факторы формирования потребностей;
— средства формирования потребностей;
— цели и средства распространения рекламы.
Для того, чтобы грамотно формировать и развивать потребительский спрос, основанный в первую очередь, на потребностях населения, необходимо подробно изучить факторы, методы и средства формирования данных потребностей.
Понятие «формирование потребностей» населения рассматривается в двух аспектах:
— как объективный процесс формирования потребностей. Это условия и обстоятельства, под влиянием которых складываются и развиваются потребности населения;
— как целенаправленное воздействие общества и государства на процессы развития потребностей (методы, инструменты и средства формирования потребностей).
Процесс формирования и развития личных потребностей характеризуются определенными закономерностями.
Различают:
— общие закономерности формирования потребностей. Данные закономерности присущи любому общественному строю и проявляются на всех этапах развития человеческого общества, (наприме: рост общих размеров потребностей, качественное их возвышение и совершенствование);
— специфические закономерности формирования потребностей. Это отдельные стороны развития личных потребностей, в том числе те, которые присущи определенным общественно-экономическим формациям.
В зависимости от воли и сознания индивида факторы формирования потребностей подразделяют на:
К объективным факторам относятся те, которые действуют независимо от воли и сознания людей и являются внешними по отношению к самому человеку как носителю или субъекту потребностей.
Из всего многообразия существующих классификаций можно выделить основные виды данных факторов формирования потребностей:
Экономические факторы формирования и удовлетворения потребностей обусловлены уровнем развития производительных сил и производственных отношений, определяющий условия жизни населения, отношениями собственности, их вещественным содержанием.
К данной группе факторов относятся:
— производство, накопление, распределение и перераспределение благ;
— собственность на средства производства;
— сосредоточение земли, капитала и рабочей силы у различных категорий населения.
Классовая имущественное расслоение общества на собственников земли, рабочей силы и капитала повлекло дифференциацию уровня благосостояния людей. Каждая из категорий собственников имеет различные доходы, разный уровень удовлетворения неодинаковых по своей структуре потребностей, формирование которых определяется их положением в обществе, прежде всего в отношении средств производства.
Денежные доходы являются существенным фактором, влияющим на потребности людей. Для богатых людей более существенными являются потребности в самоутверждении, а для бедных — экономические потребности. Богатые люди предпочтение отдают качеству, престижности, эстетическим свойствам товаров, а бедные — цене и надежности товаров
Экономические факторы влияют на уровень инфляции, уровень и соотношение цен, размер и прирост сбережений, уровень занятости или безработицы и т.д.
В группе экономических факторов можно выделить:
— торгово-экономические (емкость и насыщенность рынка, потребительские свойства товаров, их иерархия и взаимозаменяемость (субституция), процесс морального старения товаров, организация и эффективность маркетинга, наличие и эффективность системы стимулирования покупок, реклама);
— инфраструктурные факторы (развитие сети предприятий сферы сервиса, методы и формы торговли и т.д.);
— производственные (объем, структура и ассортимент производства товаров, качество и уровень конкурентоспособности товара, проявления научно-технического прогресса, политика импортирования, доля нетоварного потребления, уровень научно-технического прогресса) и т.д.
К социальным факторам формирования потребностей относятся: распределение населения по социальным группам (классам), социальный статус, стиль и образ жизни, уровень образования и профессиональная принадлежность и т.д.
Все факторы формирования потребностей взаимодействуют между собой и образуют взаимосвязанные группы. Например пенсионное и социальное обеспечение относится к социально-экономическим факторам.
Существенное влияние на структуру потребностей оказывают демографические факторы. К ним относятся: численность и половозрастная структура населения, размер, состав и жизненный цикл семей, уровень урбанизации, региональное распределение населения, миграция, типы и размер городских и сельских поселений и т.д. Потребности женщин несколько отличаются от потребностей мужчин. У женщин более развит вкус, они более требовательны к товару, у них более выражены потребности в экономии средств. С возрастом у людей менее выражена потребность в модных изделиях, более выражены материальные потребности, например, приобретение удобных изделий.
Некоторые авторы в рамках демографических факторов рассматривают национальность, расу, гражданство. Однако, большинство ученых рассматривают национально-культурные факторы как отдельную группу факторов, определяющих специфику потребительской корзины населения. Национальный состав населения, исторически сложившиеся обычаи и система моральных ценностей, образ жизни, религиозные традиции, господствующее мировоззрение и стереотипы, потребительская культура, отношение к моде проявляются в структуре потребностей тех или иных национально-этнических групп.
Например, в ряде мусульманских стран не принята трудовая деятельность женщин вне домашнего хозяйства. По-разному в различных странах будут удовлетворяться потребности в жилье, одежде, продуктах питания. В каждой национальной хозяйственной системе есть, безусловно, свои особенности, продиктованные ее социально-культурной средой и традициями. Пожалуй, самым наглядным примером в данной связи являются традиции национальной кухни, демонстрирующие специфику материального воплощения потребностей в пище рассматриваемого социума.
Физиологические факторы – это естественные (физические) свойства человека, обусловленные его биологической природой и определяющие естественные границы потребления и потребительские привычки. К ним относятся характеристики физического состояния, антропологические особенности и т.д.
Политические факторы обусловлены существующими социальными и политическими системами, демократическими преобразованиями, наличием социальнх институтов по защите прав потребителей и выравниванию уровней благосостояния членов общества и т.д. Данные факторы значительно влияют на «общественный выбор» (насильственным или ненасильственных путем).
Георгафические факторы, в первую очередь, связаны с природно-климатической средой проживания. Климатические условия, запасы природных ископаемых, энергетических ресурсов, плодородие земельных угодий и т.д. в значительной мере определяют группы потребностей жителей тех или иных географических регионов. Так, природно-климатические условия России требуют значительно больших затрат электроэнергии для поддержания жизнеобеспечения населения и реального сектора экономики, соответственно потребности в электроэнергии будут больше, чем во многих других странах, расположенных в других климатических зонах.
Субъективные факторы зависят от самого индивида, психофизиологических особенностей личности (типа личности, степени внушаемости, темперамента, особенностей мыслительных процессов и памяти). Это мнения, предпочтения и вкусы человека, его наклонности, привычки, внутренняя субъективная оценка ситуации, субъективное ощущение проблемы, отношение к престижу, подверженность влиянию извне и т. п. Однако, как известно из социологии, и они формируются в определенной социальной среде, которая существенно на них влияет.
Рычаги с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействует на процессы развития потребностей – это средства формирования потребностей.
К ним относятся:
— рекламные мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать потребность в конкретном товаре и услуге.
Типичные цели рекламы определяют характер и особенности рекламного обращения и представлены в таблице.
Вид рекламы | Цели рекламы |
Информативная | Формирование имиджа фирмы Формирование имиджа продукта Предоставление информации о продукте Корректировка представлений о деятельности фирмы |
Убеждающая | Изменение отношения к продукту Побуждение к приобретению продукта Увеличение продаж Противодействие конкуренции |
Напоминающая | Подтверждение имиджа Поддержание осведомленности и спроса |
Реклама имеет множество видов, и ее можно классифицировать по разным признакам.
По объекту рекламирования можно выделить:
— товарную (продуктовую) рекламу;
Последнюю группу целесообразно выделять только в туристской рекламе.
Товарная (продуктовая) реклама имеет основной целью формирование и стимулирование спроса на определенные виды товаров и услуг. Имидж-реклама направлена на создание привлекательного образа фирмы. Реклама дестинаций в туризме представляет собой рекламу как отдельно взятой страны в качестве объекта путешествия, так и рекламу областей, регионов, районов и т.п.
В зависимости от источника рекламного сообщения выделяют рекламу от имени:
— производителей товаров и услуг;
— розничных и оптовых продавцов;
— правительства, общественных институтов и групп.
В зависимости от адресата рекламы можно выделить два класса рекламы:
— реклама, предназначенная для конечных пользователей;
— реклама, предназначенная для специалистов.
Среди всех рекламных каналов (средств распространения рекламы) одним из самых распространенных является реклама в прессе. Это хорошо иллюстрирует таблица, составленная по данным исследований, проведенных в Москве (июль 2008 г.) компанией «Потенциал».
Назовите причины, вызывающие рост потребностей людей. Что означает в данном случае «рост», только ли количественные изменения потребностей?
Есть ряд причин, которые вызывают рост потребностей у людей. Потребности человека безграничны и они беспрерывно растут. Нам постоянно чего-то не хватает. Скорее всего, такова психология человека. А задача экономики как раз удовлетворить наши потребности при ограниченности ресурсов. Их необходимо оптимально использовать для решения этой непростой задачи.
Наши потребности растут из-за нашего роста. Чем старше мы становимся, тем больше нам необходимо. Наш рост никак не остановить, мы постоянно будем требовать еще и больше. Необязательно рост связан с организмом, можно взять рост социального статуса. Чем больше наш доход, тем больше товаров и услуг мы можем приобрести и, скорее всего, приобретем. Из-за технического и технологического прогресса, нам будут необходимы новые качественные товары. Мы заменяем несколько устаревших приборов на новые, нам постоянно хочется более продвинутый смартфон или компьютер. И как только появляется новая модель какого-нибудь популярного гаджета, нам сразу необходимо его приобрести. Потребности в этом плане безграничны.
Делаем вывод, что рост необязательно заключается в количестве товаров (нам нужно больше еды), но и в качестве (нам нужно современное оборудование).
Узнавайте ответы на интересующие Вас вопросы! Делитесь своими знаниями в комментариях, обсуждайте интересные темы и расширяйте свой кругозор! В случае обнаружения неточностей в тексте обязательно сообщайте нам об этом в комментариях.
Потребности по Маслоу: разбор концепции и обзор критики
Потребности по Маслоу – это известнейшая теория мотивации, о которой слышали, наверное, все. Знаменитая пирамида, где нужды идут в иерархическом порядке, стала основой для практического применения в различных сферах и для построения новых теорий. Но актуальна ли она сейчас, или же место данной теории только в учебниках?
Несмотря на то, что ряд положений теории Маслоу подвергается критике, все же подход можно использовать как в бизнесе, так и в целях карьеры или саморазвития. В нашей статье мы расскажем, как на практике применить выводы Маслоу, а также разберем его концепцию в целом, ее сильные и слабые стороны.
Суть концепции потребностей по Маслоу
В чем же заключается теория потребностей Маслоу? В середине прошлого века американский психолог Абрахам Маслоу изложил свою теорию потребностей. Впервые упомянутая в 1943 и более подробно изложенная в 1954, теория психолога является классификацией человеческих потребностей.
Суть концепции потребностей по Маслоу
Маслоу разделил потребности человека на несколько уровней по их важности. Более того, психолог предположил, что человек не «переходит» на следующий уровень, пока не достиг целей текущего. Впрочем, не всегда необходимо полностью удовлетворить все нужды одной ступени, чтобы подняться по пирамиде. Изначально Маслоу выделил 5 уровней потребностей, от самых базовых – в пище, например, — до таких, как самореализация:
Принципы Маслоу, характеризующие природу человека
В своих теориях Маслоу изложил свое понимание того, как функционируют механизмы поведения человека. Маслоу исследовал мотивацию, и выдвинул мнение, что она свойственна человеку в любом состоянии, она может меняться, но оставаться двигателем деятельности человека.
Ваш Путь в IT начинается здесь
Так, изучая мотивацию, Маслоу выдвинул основные принципы:
Высшие потребности человека
Из изложенной выше иерархии потребностей Маслоу следует, что высшие потребности коррелирует с такой стороной человека, как его личность и разум. Они связаны с культурой и представляют из себя, как уже было сказано, потребности в познании мира и своей личности, развитии этой личности и самореализации. По данным самого Маслоу, процент людей, действительно удовлетворяющих высшую потребность – в самореализации – составляет всего 1-2 %.
В ходе изучения мотивации и потребностей человека, психолог отдельно исследовал людей, работающих над удовлетворением высших потребностей. Он охарактеризовал их образ и описал 15 их качеств:
Мы в GeekBrains каждый день обучаем людей новым профессиям и точно знаем, с какими трудностями они сталкиваются. Вместе с экспертами по построению карьеры поможем определиться с новой профессией, узнать, с чего начать, и преодолеть страх изменений.
Карьерная мастерская это:
Уже 50 000 человек прошли мастерскую и сделали шаг к новой профессии!
Запишитесь на бесплатный курс и станьте ближе к новой карьере:
Зарегистрироваться и получить подарки
Практическое применение теории потребностей по Маслоу
Где и как применяется теория потребностей Маслоу? На самом деле, психологическая теория применима ко многим вопросам, связанным с потребностями и мотивацией человека, или основывающихся на них. Она реализуется в маркетинге, менеджменте, психологии, в процессе самоанализа, например.
Примеры можно привести касательно разных уровней потребностей. Базовые потребности – в пище и воде – реализуются в рекламе доступных продуктов или заведения, когда акцент делается на питательности и цене. В маркетинге, связанном с товарами премиум-класса, анализ явно затрагивает потребности в признании, и так далее.
Более того, теория Маслоу позволяет планировать изменение мышления и, соответственно, целей и потребностей аудитории, которая остается с брендом. Механизм и природа потребностей, а также само распределение в иерархии является отличным инструментом для проведения анализа потребностей аудитории и динамики их изменения в определенный период времени.
Психологическая теория, очевидно, нашла применение и непосредственно в психологии. Так, при определении карьерных целей можно воспользоваться принципами Маслоу, чтобы определить свои цели. Опираясь на теорию потребностей, можно определить:
Чтобы работа приносила удовольствие, нужно сначала найти правильную профессию.
Мы подготовили документы, которые помогут не ошибиться с выбором и определить, какая профессия в IT подходит именно тебе.
Благодаря этим гайдам 76% наших студентов смогли найти востребованную профессию своей мечты.
Обычно эти документы доступны только нашим студентам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого доступа.
Скачивай и используй уже сегодня:
Гайд по профессиям в IT
5 профессий с данными о навыках и средней заработной плате
Чек-лист эффективного обучения от Geekbrains
6 правил, которым необходимо следовать для облегчения обучения
Все профессии, которые есть в IT-сфере
63 профессии и необходимые для них навыки
Рекомендации по книгам для востребованных специалистов
6 направлений деятельности и полезная литература по каждому из них
Работа над собой и психоанализ часто требует оценки своих целей, нужд и потребностей. Конечно, теория потребностей Маслоу может стать полезным ресурсом, на который стоит опираться. Концепция американского психолога может помочь определиться с уровнем потребностей, на котором находиться человек, и разобраться с мотивацией.
Критика концепции потребностей по Маслоу
Впрочем, несмотря на теоретическую применимость концепции Маслоу, на деле она не стала универсальным инструментом, который можно применить в любой ситуации. Основной причиной этого, в свою очередь, является отсутствие точной и объективной оценки уровня удовлетворенности потребностей. Из этого же следует, что не всегда ясен и закономерен момент перехода с одного уровня на другой.
Также теория не учитывает и не объясняет тот факт, что многие потребности остаются мотиватором после их удовлетворения. Таким образом, человек нередко нуждается в удовлетворении потребностей сразу нескольких уровней.
Критика концепции потребностей по Маслоу
Каждая личность уникальна, и часто один человек может не нуждаться в удовлетворении социальных потребностей так, как ему хотелось бы реализовать познавательные, а другой – наоборот. Не говоря о том, что кто-то вообще не всегда заходит выше потребностей в признании или социальных, а кто-то может резко оказаться на уровне самореализации.
Сам психолог, изучая мотивацию и потребности, выдвинул теорию лишь как свое предположение, подтверждение которого не успел найти. Он не раз менял свою концепцию: еще через несколько лет после добавления двух уровней, Маслоу вообще просто разделил потребности на две группы: высшие и низшие.
Эти поиски и изменения теории Маслоу самим ее автором говорят о том, что теория не объективна и не универсальна. Некоторые ее принципы, конечно, соответствуют действительности. Так, тот факт, что базовые потребности свойственны всем людям в силу их биологической природы, – неоспорим.
Стремление к целям выше следует только после хотя бы частичного удовлетворения физиологических, и это тоже правда. Однако иерархия в целом является очень примерной, и динамика потребностей и мотивации многих людей не соответствует концепции Маслоу.
Исследование мотивации извне требует детального анализа личности человека и многих условий и факторов, влияющих на него. В процессе самоанализа же теория далеко не всегда может стать полезным инструментом. Человеку стоит самому искать свои цели и достигать их, развиваясь гармонично, а не следовать распределению потребностей в теории Маслоу.