Что влияет на рельеф дна
Презентация по географии для 6 класса на тему «Рельеф суши и дна океана»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Выполнила учитель географии МБОУ «СОШ № 77» г.Кемерово Ломиворотова Дарина Игоревна
Рельеф суши и дна океана
Описание слайда:
Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности
Описание слайда:
Причины разнообразия рельефа
Внутренние
быстрые и
медленные
движения
земной коры,
вулканизм
Описание слайда:
Описание слайда:
Причины разнообразия рельефа
Внутренние Внешние
быстрые и работа
медленные ветра,
движения текучих вод,
земной коры, техногенные
вулканизм
Описание слайда:
Внутренние силы создают неровности, а внешние сглаживают
Описание слайда:
Основные формы рельефа
горы равнины
Описание слайда:
Горы –высоко приподнятые участки поверхности Земли, на которых наблюдаются значительные перепады высот.
Описание слайда:
Высота гор
Высокие
2000-5000м
и выше
Средние
1000-2000м
Низкие
до 1000м
Описание слайда:
Равнины – обширные участки земной поверхности Земли с перепадами высот не более 200м.
Описание слайда:
Равнины по высоте
плоскогорья
выше 500м
возвышенности
от 200 до 500м
низменности
до 200м
Описание слайда:
Описание слайда:
Основные формы рельефа дна океана
Описание слайда:
Описание слайда:
Географические объекты.
1. Гималаи
2. Высота горы Эверест.
3. Протяженность гор Анды –составляет …
4. Амазонская низменность.
5. В какой стране расположена Валдайская возвышенность?
6. Перуанский желоб.
7. Среднесибирское плоскогорье.
8. Гавайские острова.
Описание слайда:
По горизонтали
3. Крупное линейно вытянутое поднятие рельефа с чётко выраженными склонами, пересекающимися в верхней части
4. Назовите один из внешних процессов формирования рельефа, создающий такую эоловую форму рельефа как дюны и барханы
6. Как называется геологичекая эра развития Земли, начавшаяся 1, 7 млн. л.н. и продолжающаяся по сей день
8. Ветра образующие дюны и барханы? это?
10. Обширный учаток горного рельефа с абсолютной высотой до 1000 м и более
12. Питание рек в Костанайской области в основном
13. Самая высокая горная вершина Кавказа
15. Величайшая по протяженности горная система земного шара, простирающаяся вдоль западных окраин Северной и Южной Америки
17. Назовите щит, располагающийся в северной части восточно-европейской платформы
18. Челябинская область и Уральские горы являются территорией именно этой области складчатости. Назовите её
19. Высочайшие горы высотой более 5000 м над уровнем моря
20. Обширный пологий участок земной поверхностей с колебаниями относительных высот на них примерно 200 м
22. Для юго-запада, севера и центральных районов характерен какой рельеф?
23. Относительно устойчивый блок континентальной коры
24. Высочайшая горная вершина в Гималаях
25. Участки поверхности суши, дна морей и океанов, для которых характерны: небольшое колебание высот.
По вертикали
1. Как называются близко расположенные к друг другу месторождения полезных ископаемых
2. Участок земной поверхности приподнятый относительно окружающих пространств
5. Назовите щит, находящийся рядом с одноименным городом, располагающийся на территории восточно-европейской платформы
7. Горная система на востоке Северной Америки, сша и Канаде
9. Один из внешних процессов формирования рельефа
11. Внутренние факторы развития рельефа это?
14. Одна из 3 крупнейших платформ России, на территории которой раположены Анабарский и Алданский щиты
16. Выступающий участок дна или склона ледниковой долины
21. Процессы разрушения берега под действием волн и морского прибоя
Описание слайда:
Описание слайда:
Параграф 17
1. Как влияют внутренние и внешние силы на формирование рельефа нашей планеты?
2. Почему рельеф дна океана отличается от рельефа поверхности суши?
3. Посмотрите на рис. 102. Чем срединно-океанический хребет отличается от гор суши?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация по географии для 6 класса на тему «Рельеф суши и дна океана» состоит из 18 слайдов. На слайдах представлены такие задания, как кроссворд, работа по учебнику, изучение новой информации и домашняя работа.
Презентация к уроку
Тип урока: изучение нового материала.
Средства обучения: учебник географии 6 класса, автор Герасимова, Т.П, атлас по географии, настенная физическая карта полушарий, презентация мультимедиа «Рельеф дна Мирового океана»
ХОД УРОКА
Организационный момент
Создание учебной ситуации. Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания
Проверка выполнения сравнительной характеристики равнин по плану, данному в учебнике на стр.62 Учащиеся (выборочно) зачитывают выполнение задания
Изучение нового материала
Учитель о целеполагании и мотивации умственной деятельности:
— Чтобы изучить тему необходимо использовать опорные, ранее полученные знания и помощники.
— Постарайтесь назвать помощников (карты, рисунки, макеты, мультимедиа и др.)
— Какие вопросы надо раскрыть, чтобы дать полную характеристику рельефа дна Мирового океана?
Актуализация знаний
Для подготовки к усвоению нового материала проводится беседа
В беседе повторяются ранее изученные знания и умения:
Рельеф (равнины, горы, впадины), горизонталь, абсолютная и относительная высота, отметка высоты, направления сторон горизонта на карте, определение высот рельефа по шкале высот физической карты.
Постановка цели урока:
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на оформление доски, на экран. Что вы видите?
— Что бы вы хотели узнать по данному вопросу?
— А с помощью чего мы это можем сделать так, чтобы было интересно, наглядно и легко?
(Формулируем тему урока и цели урока, исходя из ответов учащихся) (слайды 1,2,3)
Записали в тетради число и тему урока «Рельеф дна Мирового океана».
Формирование новых понятий
Учитель рассказывает о кораблекрушениях в океанах и морях на протяжении истории мореплавания. Приводит примеры из исторических хроник. (Слайд 4)
— Прежде чем отправиться в путь к новым познаниям тайн нашей планеты, мы должны убедиться, что готовы изучать и постигать новое. А как это сделать? (повторить, что мы уже знаем). Верно.
— Чем отличается материковая земная кора от океанической?
— Назовите основные формы рельефа суши.
— Как по физической карте можно определить глубины океана?
О рельефе дна Мирового океана:
Рассказ учителя вначале об исследованиях Магеллана, который попытался измерить дно океана веревкой в 370 м, (слайды 5,6)
Современные исследования дна океана.
Прибор эхолот. Измерение глубин океана с помощью эхолота.
Рассматриваем рис. 44, учебник стр.63.
Объяснение принципа работы данного прибора. (слайд 9)
Большой вклад в изучение дна Мирового океана внесли и вносят русские ученые.
Вопрос: каков же рельеф дна океана?
По рисунку учебника 45 «Схематический разрез дна океана» на стр. 64 и (слайд 11)
Учащимся даётся задание:
1. Определить, у берегов, каких материков и их частей наиболее широкий и наиболее узкий шельф;
2. Запишите данные в тетрадь их надо запомнить
3. Какие процессы влияют на рельеф дна Мирового океана?
После ответов на заданные 1 и 2 вопросы, переходят к объяснению причин, влияющих на формирование рельефа дна океана:
— Вначале назовем и объясним внутренние процессы: движение земной коры, землетрясения и извержения вулканов, результат их деятельности- поднятия и опускания дна, разломы в земной коре, образование вулканических островов.
Поговорим о внешних процессах.
В океане дуют ветры? Часто ученики отвечают «да», нужно им объяснить, что имеем в виду дно океана. И они отвечают отрицательно.
Есть резкие перепады температур? Нет. Животные и растения могут сильно изменять рельеф дна океана? Нет.
— Ребята, а из чего в океане образуются органические осадочные породы?
— Останки раковин моллюсков, скелетов животных, отмершие остатки водорослей, подходят к пониманию сложности процессов, происходящих в океане при формировании рельефа.(слайды 16,17)
Образование: океанических хребтов, «чёрных курильщиков», о происхождении островов. (слайды18.19 )
Закреплений знаний.
Тренировочная работа с картой по нахождению отдельных глубоководных впадин и определению их глубин.
Ответим на наши вопросы урока (слайд 21)
Рефлексия
Предложение учителя оценить свою работу, определить уровень достижения цели. Учитель дает учащимся ощутить значимость своей работы в перспективе на будущее.
Рельеф дна океанов
Рельеф дна океанов — структура поверхности дна морской оболочки Земли. На дне океанов находятся огромные горные хребты, глубокие раcщелины с обрывистыми стенками, протяженные гряды и глубокие рифтовые долины. Фактически морское дно не менее изрезано, чем поверхность суши. Океанический рельеф весьма сложен и разнообразен.
Содержание
Шельф, материковый склон и материковое подножье
Платформа, окаймляющая континенты и называемая материковой отмелью, или шельфом, довольно неровная. На внешней стороне шельфа обычны скальные выступы; средняя глубина внешнего края (бровки) шельфа составляет около 130 метров. У берегов, подвергавшихся оледенению, на шельфе часто встречаются ложбины и впадины. Говоря о материковом склоне, можно отметить следующие особенности: во-первых, он обычно образует четкую и хорошо выраженную границу с шельфом, во-вторых, почти всегда его пересекают глубокие подводные каньоны. У нижней границы склона в Атлантическом и Индийском океанах располагается поверхность, получившая название материкового подножья. По периферии Тихого океана материковое подножье обычно отсутствует.
Подводные каньоны
Эти каньоны, врезанные в морское дно на 300 метров и более, обычно отличаются крутыми бортами, узким днищем и извилистостью. Самый глубокий из известных подводных каньонов — Большой Багамский — врезан почти на 5 км. Несмотря на схожесть с одноименными образованиями на суше, подводные каньоны в своем большинстве не являются древними речными долинами, погруженными ниже уровня океана.
Глубоководные желоба
Многое стало известно о рельефе глубоководных частей океанического дна в результате широкомасштабных исследований, развернувшихся после Второй мировой войны. Наибольшие глубины приурочены к глубоководным желобам Тихого океана. Самая глубокая точка — пучина Челленджера — находится в пределах Марианской впадины на юго-западе Тихого океана.
Срединно-океанические хребты
Так называют величественные горные образования шириной в несколько сотен километров и высотой около 2—3 км. Они состоят из нескольких параллельных горных гряд. Их склоны опускаются к ложу океана широкими ступенями. В самой высокой центральной части вдоль гребней тело хребта прорезают так называемые рифтовые ущелья. Рифтовые ущелья и рифтовые зоны в геологическом отношении необычайно интересны: здесь высока сейсмическая активность и каждый день бывает до 100 землетрясений. Также сильно развита и вулканическая активность. В стенках рифтового ущелья и на гребнях прилегающих к нему рифтовых гряд обнажаются глубинные породы Земли. Ещё одна разновидность подводных хребтов — вулканические хребты. Они состоят из цепочек подводных вулканов. На ложе океанов встречаются и так называемые валы — широкие массивные поднятия с сильно пологими склонами. Система валов делит ложе Тихого океана на несколько крупных котловин: Северо-Западную, Северо-Восточную, Марианскую, Центральную, Южную, Беллинсгаузена, Чилийскую, Панамскую. Есть ещё одна особенность строения океанского ложа — так называемые зоны разломов. Это узкие и необычайно длинные полосы сложно раздробленного дна; то крутые сбросовые уступы, то гребни и желоба, то просто сложный расчлененный рельеф.
Презентация к уроку
Цель:
Тип урока: комбинированный
I Введение
II Проверка домашнего задания по теме “Равнины и горы суши” (Слайды 1-10)
1. Индивидуально письменное задание (слабым ученикам).
Карточка №1
1 Чем гора отличается от холма?
2 Как называется самая высокая вершина Земли?
Карточка №2
1 Пользуясь физической картой России, приведите примеры горных хребтов и горных систем.
2 Какое значение имеют равнины в жизни человека?
Карточка №3
1 Все неровности земной поверхности образуют:
а) горы; б) равнины; в) рельеф; г) впадины.
2 Если на Кавказе это гора Эльбрус, то на Урале – это:
а) Белуха; б) Победа; в) Народная; г) Казбек.
3 Горы, расположенные в ряд, образуют:
а) горную долину; б) горную систему; в) горную вершину; г) горный хребет.
Карточка №4
1 К высоким горам не относится:
а) Уральские; б) Гималаи; в) Анды; г) Кавказские; д) Тянь-Шань.
2 Горы, расположенные в ряд, образуют:
а) горную долину; б) горную систему; в) горную вершину; г) горный хребет.
а) Верхоянский; б)Кавказ; в)Уральские горы; г)Тянь-Шань.
Карточка №5
1 Выберите из перечисленных географических объектов три возвышенности :
а) Среднерусская; б) Прикаспийская; в) Амазонская;
г) Приволжская; д) Тянь-Шань;
е) Валдайская; ж) Сахара.
Толчки и колебания земной поверхности, вызванные разрывами и смещениями в литосфере, называются.
3 Выберите из перечисленных географических объектов три низменности:
а) Среднерусская; б) Прикаспийская; в) Амазонская;
г) Приволжская; д)Барабинская; е) Валдайская.
2 Индивидуально письменное задание (сильному ученику).
Карточка №6
1 Высота высочайшей горы Марса более чем в 2 раза превосходит высоту Джомолунгмы. Почему?
2 Определите на каких равнинах располагаются точки земной поверхности с географическими координатами: а) 55°с.ш; 83°в.д., б) 15°ю. ш.; 48° з.д.
III. Фронтальный опрос
1 Что такое рельеф?
2 Назовите формы рельефа суши?
3 Послушайте описание и определите, о какой форме рельефа повествует отрывок.
“Высоко в небе взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами. ”
(Горы –обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие большие перепады высот)
5 Какие горы бывают по высоте?
6 Послушайте описание и определите, о какой форме рельефа повествует отрывок А.Майкова.
“В телеге еду по холмам;
Порой для взора нет границ.
И всё поля по сторонам,
И над полями стаи птиц.
Я еду день, я еду два —
И всё поля кругом, поля!”
(Равнина)
7 Что такое равнины? Какие виды равнин по характеру поверхности вы знаете?
8 Определите описание какой равнины дается в стихах:
“А там поля, опять поля.
Порой ручей, порой овраг,
А там поля, опять поля,
И в золотых опять волнах
С холма на холм взлетаю я”.
(холмистая равнина)
9 Какие равнины бывают по высоте.
IV Изучение нового материала
Объявление темы и постановка задач
1 На слайде загадан ребус. (Слайд 11) Учащиеся разгадывают ребус и записывают тему в тетради. (Слайд 12)
3 История изучения рельефа дна Мирового океана
а) Первые сведения об океаническом дне были получены в результате промера глубин вблизи известных островов, который производился с помощью ЛОТА (старинный прибор, состоящий из троса с грузилом на конце). Ф.Магеллан попытался- и конечно, потерпел неудачу- достать дно Тихого океана, используя канат длиной 370 м. (Слайд 14)
б) Современные ученые для измерения глубин используют прибор ЭХОЛОТ. Этот прибор действует используя эффект обычного эхо. Если крикнуть в лесу, то можно услышать как крик возвращается обратно. Так же и эхолот. Эхолот состоит из излучателя и приемника. Излучатель испускает звуковые волны. Звуковая волна доходит до препятствия и возвращается обратно. Эту звуковую волну и улавливает приемник. Эту звуковую волну и улавливает приемник. Зная время пути сигнала до дна и скорость звука в воде можно определить глубину океана в данной точке. Зная как изменяются глубины по маршруту корабля, можно сделать вывод об изменении рельефа дна. (Слайд 15)
в) Первая карта дна океанов появилась после кругосветной экспедиции британского корабля “Челленджер” в 1872-1876 гг. Экспедиция “Челленджера” опровергла представление о том, что океаническое дно- это ровное песчаное пространство, усеянное островами. (Слайд 16)
Исследование океанов с помощью современных методов исследования позволили получить полное представление о рельефе дна Мирового океана и его строении. (Слайд 17)
4 Формы рельефа дна Мирового океана
а) Мы с вами говорили, что разделение земной поверхности на материки и океаны не случайно, оно зависит от строения земной коры. Материковая земная кора состоит из 3 слоев. Океаническая земная кора состоит из 2 слоев. (Слайд 18)
Граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами и называется подводной окраиной материков. В основании океанической земной коры находится ложе океана. Место соприкосновение материковой и океанической земной коры называется переходной зоной.(работа с схемой)
Материковый склон.- часть океанического дна, переходная от шельфа к ложу океана. Средние глубины от 200 до 3600 м. Имеет крутые склоны, ступенчатый, рассечен каньонами (являющиеся продолжением речных долин- Гудзон, Инд, Конго и др.) Для материковых склонов характерна повышенная сейсмичность, активны оползни.
На подводной окраине материков расположены острова, которые называются материковыми островами.
Задание: работа с картой полушарий стр.14-15 атласа.
2. Виден ли на картах крутой материковый склон? Как вы его нашли?
В переходной зоне часто происходят землетрясения, именно здесь расположены многие действующие вулканы нашей планеты.
г) Ложе океана занимает глубоководную часть дна Мирового океана, то есть более 70% его площади. Здесь распространена океаническая земная кора. На ложе океана, как и на суше есть горы и равнины. Равнины ложа океана называют котловинами. Котловины отделяются друг от друга подводными хребтами и возвышенностями. (Слайд 26)
Важнейшим открытием в конце 50-х гг. ХХв. стали срединно-океанические хребты. Они образуют на дне Мирового океана единую горную систему общей длиной свыше 60 тыс. км, шириной около 2000 км и относительной высотой 3-4 км. Это например: Срединно-Атлантический хребет, Аравийско-Индийским, Восточно-Тихоокеанское поднятие.
Наиболее высокие части срединно-океанических хребтов поднимаются над уровнем океана в виде вулканических островов (Исландия, Тристан-да-Кунья, острова Св. Елены, Пасхи и др.). В центральной части СОХ находится разлом (расхождение литосферных плит), который представляет собой ущелье с крутыми склонами. (Слайд 27)
Черные курильщики (Слайды 28-30)
(Одним из сюрпризов оказалось открытие в 70 г. ХХ в. «черных курильщиков». На дне ущелья где изливается магма, высокая температура. Поэтому растворенные в ней вещества начинают взаимодействовать друг с другом, образуя сернистую кислоту. Эта кислота взаимодействует с излившейся магмой, в результате чего возникает довольно высокие конусообразные постройки, внутри которых реакции взаимодействия продолжается. Над конусами образуются черные облака, поднимающиеся на высоту до 150 м
Вулканы (Слайды 31,32)
Есть на дне океанов и отдельные горные хребты, и одиночно расположенные горы-конусы вулканов. Вулканы, поднявшиеся над водой, образуют вулканические острова. Такими островами являются Курильские, Канарские, Азорские (Найдите их на карте полушарий).
Потухшие подводные вулканы, имеют плоские вершины. В теплых водах на вершинах поселяются колонии кораллов, образуя атоллы.
Атоллы (Слайды 33-35)
Рельеф дна Мирового океана представлен тремя зонами: подводная окраина материков, переходная зона, ложе океана. (Слайд 36)
5 Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана. (Слайд 37)
V Закрепление
Кроссворд “Рельеф дна Мирового океана”. (Слайды 39-53)
1- как назывался корабль, который исследовал дно Мирового океана и нанес его на карту (Челленджер)
2– прибор для изучения рельефа дна Мирового океана. В основе действия- принцип измерения времени, которое требуется звуку, чтобы дойти с борта корабля до дна и вернуться назад.
3- подводная окраина материка, на которой можно видеть русла рек, обломочные горные породы, принесенные с суши. (шельф)
5- как называется равнина ложа океана (котловина)
6- конусообразные постройки на дне ущелья (черные курильщики)
7-старинный прибор, состоящий из троса с грузилом на конце (лот)
8-совокупность неровностей земной поверхности (рельеф)
9- наибольшая по площади и самая глубокая часть океана ( ложе океана)
10- какой путешественник, попытался достать дно Тихого океана, используя лот (Магеллан)
11- коралловый остров кольцеобразной формы (атолл)
12- океан, в котором располагается самый глубокий желоб (Тихий)
13- какое название имеет самый глубокий желоб Мирового океана (Марианский).
VI Вывод (Слайд 54)
1 Ранее недоступное для изучения дно океана теперь исследуются с помощью специальных судов, подводных и космических аппаратов.
4 Самым сложным и расчлененным рельефом отличается переходные области между материками и океанами.
5 Срединно-океанические хребты- самое грандиозное горное сооружение на планете.
VII Рефлексия “Ромашка”
VIII Домашнее задание: Параграф 22, ответить на вопросы 1-7. (Слайд 55)
Рельеф дна в экологии моря
Современное распределение морских рыб у атлантического побережья Северной Америки и Европы определяется главным образом влиянием климата и системой течений.
Однако в сложной взаимосвязи природных факторов, влияющих на среду обитания морских животных, достаточно важным компонентом выступают рельеф и донные отложения. Рельеф дна, воздействуя на океанологические факторы внешней среды, в определенной мере влияет на географическое распределение и миграционные пути донных и отчасти пелагических рыб.
В целом же в экологических исследованиях геоморфология дна океана может рассматриваться с двух сторон. С одной стороны, которая нам обычно хорошо знакома, рельеф и донные отложения представляются как составная часть среды обитания живых организмов. Другая, менее известная нам сторона — рассмотрение морского дна как поля деятельности тралового рыбного флота, который периодически бороздит и видоизменяет внешний облик геоморфологических ландшафтов. Этот техногенный процесс на поверхности дна, естественно, нарушает условия обитания донных растений и животных. Следовательно, изучая экосистемы, в особенности их структурную организацию и функционирование, нужно с указанных сторон учитывать геоморфологические факторы.
На континентальных шельфах Севера повсеместно встречаются формы рельефа, связанные с материковым оледенением в четвертичный период. Именно эти формы определяют геоморфологический облик морского дна. Поэтому, для того чтобы наиболее полно раскрыть в пространстве экологические особенности и закономерности шельфа, необходимо различать и учитывать краевые ледниковые образования, краевые и поперечные желоба, которые по отношению к движущимся водным массам выполняют разнообразные функции. В целом формы рельефа дна оказывают большое влияние на локальные экосистемы шельфов северных морей. Скажем, троговые желоба или моренная гряда со своей флорой и фауной могут служить примером морской экосистемы.
Сейчас совершенно ясно, что донные рыбы в течение жизненного цикла совершают закономерные миграции к местам нереста и нагула, находящимся в различных геоморфологических районах морского дна. Так, нерест лабрадорской трески происходит в пограничной между шельфом и материковым склоном зоне Северного Лабрадора. Нерестовые миграции треска совершает вдоль края лабрадорского шельфа. Кормовые миграционные пути трески пролегают вдоль склонов поперечных отрогов внешнего шельфа, а места ее откорма находятся на прибрежных скалистых равнинах. В целом же густая расчлененность материковых склонов каньонами и ущельями, а инициальных шельфов — системой глубоких поперечных и продольных желобов создает благоприятные геоморфологические предпосылки для проникновения теплых атлантических вод в пределы шельфа. Все это создает условия для высокой биологической продуктивности.
За многие годы гидробиологических наблюдений и рыбного промысла в Баренцевом море стало вполне очевидным, что пикша, камбала, мойва обычно распределяются на вершинах мелководных банок, треска же чаще держится на склонах банок и возвышенностей, тогда как палтус и зубатка предпочитают днища глубоких желобов шельфа. К примеру, в пределах Медвежинской банки наиболее плотные скопления трески, окуня и зубатки образуются в ледниковых трогах Квейтхола, Булля, Лейрдьюпта, Фингердьюпта. В желобе Квейтхола, кроме того, известны промысловые скопления креветки, которая часто зарывается в жидкие глинистые осадки. Во все желоба проникают мелкие струи теплого Нордкапского течения, благодаря которым создаются условия для обитания рыб.
На обширных банках и шельфовых равнинах со сравнительно однородным гидрологическим режимом наиболее устойчивые скопления донных рыб (трески, пикши) располагаются вдоль вытянутых моренных гряд, уступов, зон холмисто-грядового рельефа. Возникает фактор экспозиции склонов, обращенных к струям теплых течений. Характерен при этом заход трески и пикши в глубоководные желоба между банками, представляющими собой своеобразные водоводы теплых атлантических вод в юго-восточной части Баренцева моря. Чем интенсивнее Нордкапское течение, тем дальше по желобам проходит рыба и чаще заходит в те из них, которых избегает в холодные гидрологические годы. Таким образом возникают своего рода температурные инверсии.
Уже в течение полувека северные шельфы подвержены воздействию донного тралового промысла во всех районах и на всех глубинах. Разумеется, самое большое влияние тралового рыболовства ощутилось в наиболее продуктивных областях Баренцева, Норвежского и других морей. Сейчас все хорошо знают, как геоморфологические особенности гляциальных шельфов определяют характер движения орудий лова по поверхности дна, сказываются на степени износа трала. Эти знания, как правило, учитываются при определении техники и тактики траловых работ.
Таким образом, изложенный выше геоморфологический материал наглядно свидетельствует о важности и необходимости самого тщательного учета в экологических исследованиях геоморфологического фактора, в той или иной мере влияющего на распространение, жизнедеятельность и условия обитания морских растений и животных. Особенно очевидна такая связь для организмов, которые живут на дне и в осадках шельфа, материкового склона, срединно-океанических хребтов океана.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.