Что влияет на развитие самосознания
Формирование самосознания
Самосознание — это осознание человеком самого себя, своей психики, потребностей, мотивов, чувств, мыслей, действий и инстинктов. Оно не появляется сразу, а формируется в процессе приобретения жизненного опыта. Тем не менее, это заложено внутри нас и каждый проходит примерно одни и те же этапы.
Наиболее важная функция правильно сформированного самосознания в том, что оно определяет качество жизни, ведь человек будет лучше справляться со многими своими проблемами и будет меньше подвержен разным психологическим расстройствам.
Стадии развития самосознания
О количестве стадий идет множество споров, выделяют четыре основных.
Первая стадия. Открытие собственного «Я» (в возрасте одного года).
Вторая стадия. Отделение результата своих действий от действий других (2-3 года). В это время ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами.
Третья стадия. Формирование способности оценивать себя, появление самооценки (около 7 лет). Крайне важная стадия, во время которой закладываются психические элементы, которые повлияют в дальнейшем на всю жизнь человека.
Четвертая стадия. Поиск себя, своего стиля, этап активного самопознания (подростковый и юношеский возраст). В это время идет осознание своих психических качеств, а самооценка приобретает ключевое знание. Если третья стадия было пройдена безболезненно, есть большая вероятность, что на данном этапе человек будет избавлен от большого количества комплексов.
Существуют такие основные направления становления и формирования самосознания:
Все эти направления настолько сложны, что дать несколько правильных советов родителям не представляется возможным. Однако можно помочь ребенку сформировать правильную самооценку, привить способность не бояться ошибок и научиться правильно оценивать других людей.
Самосознание и самооценка
Самосознание так или иначе формирует самооценку. Отсюда делаем крайне важный вывод — правильно сформированное самосознание влияет на качество жизни и оценку самого себя. В процессе развития ребенок или подросток пытается осознать свои психические качества. В этом ему помогают:
Самооценка ребенка заложена в этих трех аспектах. Необходимо беседовать с ним, вовремя выявлять неверные представления о себе и формировать правильное мнение о себе. Помните, что несформировавшейся личности легко внушить все, что угодно. А избавиться от этого потом будет крайне сложно. Поэтому помогайте ребенку в формировании самооценки, ведь сам он не в состоянии это сделать правильно и впитывает как губка все, что о нем скажут.
С правильно сформированным самосознанием человек становится самодостаточным, уверенным в себе, а также независимым от окружающих, свободным в своем поведении с одновременным осознанием ограниченности такой свободы. Задаваться подобными вопросами следует не только родителям, но и педагогам. Советуем пройти курс по педагогике, где представлены как традиционные, так и современные педагогические методы, которые с успехом применяются по всему миру.
Также всем заинтересованным тематикой полезным будет курс по самопознанию, который поможет лучше понять себя и оценить свои способности.
Чтобы узнать о курсе больше и начать заниматься, перейдите по этой ссылке
Человек – это не только физиология, но еще и личность. Именно осознанием своей сущности люди отличаются от других представителей животного мира.
Что такое самосознание
Особенность самосознания состоит в том, что человек образно раздваивается:
При помощи самосознания мы видим свои эмоции, чувства и потребности, понимаем мотивацию совершаемых действий и то, какую роль играем в обществе. Мы осознаем себя как отдельную единицу, личность, но в то же время, встроенную в окружающий предметный мир.
Человек может сказать о себе: «Я Евгений Иванов, мне 47 лет, я слесарь. У меня есть родители, жена и двое детей. У меня удовлетворены потребности в крыше над головой, пище. У меня есть друзья, с которыми я провожу время на рыбалке и удовлетворяю свою нуждаемость в общении. Но еще я хочу иметь автомобиль и заниматься теннисом, сейчас я работаю, чтобы достичь этих целей».
Конечно, представленное описание очень примитивно, но оно отражает суть самосознания человека, который понимает свои характерные черты и особенности, отличающие его от остальных людей.
Самосознание личности в психологии
Понятие самосознания настолько сложно и многогранно, что в психологии до настоящего времени нет единой концепции его понимания. Синонимами слова являются: «Я самость», «Я-концепция», «самоидентичность».
Основы понятия сформулированы С.Л. Рубинштейном, который указал на возможность самосознания понимать себя, личное окружение и существующую структуру взаимоотношений с людьми.
По мнению С.В. Выготского, сознание себя оформляется у человека к концу подросткового возраста. Он связывает этот процесс с умением рефлексировать (размышлять, раздумывать), которое формируется к семи годам.
Согласно теории В.С. Мерлина понимание себя состоит из следующих составляющих:
В качестве критериев самосознания в психологи выделены:
Обособленность личности от окружающей среды (материальной и социальной).
Понимание возможности управления самим собой – поступками и мыслями.
Примерка на себя видимых качеств других людей.
Способность видеть свои потребности и глубинные мотивы поступков.
Осознание собственных черт характера и признаков личности, как имеющихся, так и желаемых.
Кроме того, в рамках самосознания в психологии выделяется такой фактор, как отношение к другим людям, оно тоже может быть различным.
Эгоцентрический слой предполагает, что индивид формирует отношение к окружающим сообразно их отношению к себе. То есть, если меня любят, то и я люблю, если уважают, то и я буду уважать.
Группоцентрическая стадия отношений базируется на принципе: «Если человек относится к определенной группе, то он правильный». Предполагается, что в эту же группу входит сама личность.
Просоциальным подходом обеспечивается понимание ценности любого человека, его принятие со всеми недостатками.
На высшем, эстохолическом уровне другие люди рассматриваются как часть духовного мира, позиционируется гуманность и терпение в отношении к любой личности.
Структура и функции самосознания
Относительно структуры понятия в психологии также нет единого подхода, рассматривается несколько альтернатив.
Так, в работах В.С. Мухиной в составе самосознания просматриваются: идентификация человека с собственным имением и физическим телом, половая принадлежность, самооценка и притязания на оценку со стороны социума.
В.С. Мерлин несколько иначе видит структуру понятия и включает в него:
В.В. Столин определяет следующие части самопонимания: самооценка, создаваемый образ самого себя (тело, эмоции, чувства), конфликтная сущность своего «Я».
Обобщая имеющиеся концепции, структуру самопознания можно представить следующим образом:
познавательная часть – осознание человеком всех сторон собственной личности;
самооценка – отношение человека к своим характеристикам, как физическим, так и духовным, эмоциональным;
саморегуляция – способность человека на основе знаний о себе, контролировать, регулировать и корректировать свое поведение и поступки.
Дополнительно к разным периодам жизни в структуру самопонимания также входят:
Все перечисленные компоненты самосознания связаны между собой и влияют друг на друга.
Функции
Самой важной функцией самосознания является саморегуляция. Поскольку мы себя полностью идентифицировали, осознали ресурсы (положительные и отрицательные характеристики, потенциал, возможности), понимаем потребности и желания, он может действовать в направлении к созданию своего идеального образа.
Когда личность заблуждается относительно собственных нужд или неадекватно оценивает имеющиеся возможности, то удовлетворения от своей деятельности она не получит. Либо устремится в неверном направлении, либо для исполнения желания не хватит сил и потенциала. В том и другом случае неизбежны разочарования и возникновение фрустраций (сильные переживания из-за несбывшихся надежд, ожиданий).
Саморегуляция убережет человека от бессмысленной траты сил и времени на ненужные цели.
Следующая функция самопонимание – это формирование индивидуальности. Личность всегда уникальна, каждый из нас неповторим. Только мы сами знаем, какие чувства проживаем, как реагируем на трудности и препятствия, наша боль – это только наша боль.
Мы имеем право на собственное восприятие жизни, личное мнение и хотим нести ответственность за поступки. Индивидуальность, уникальность приходится отстаивать в течение всей жизни.
К примеру, если человек любит свое тело, он не станет гнаться за навязанными стандартами красоты, если считает аморальным делать подлости, не будет делать карьеру, «подставляя» коллег, даже если так принято в коллективе и т.д.
В психологии есть такой прием. Если вы уверенны в своей правоте, живете согласно выработанным принципам, то в случае нападок представьте себя резиновым шариком, который никто не сможет ущипнуть. Лучше потерять токсичное окружение, чем самого себя.
Формы и уровни самосознания человека
Самосознание проявляется в четырех формах, рассмотрим каждую из них.
Самопознание
Это понятие означает идентификацию себя среди других людей и окружающего мира, распознавание личных качества, физического тела, потенциала.
Самосознание приходит путем:
Итогом самопознания является формирование системы представлений о себе самом.
Самоконтроль
Человек имеет возможность после проведения анализа своей сущности и поведения, провести их корректировку. Любые действия и психологические состояния поддаются изменению, если по мнению самого человека они противоречат его установкам, не дают должных результатов или вступают в противодействие с внешним миром.
Самооценка
Самооценка выражает степень принятия человеком своих качеств, особенностей и характеристик. В самом восприятии проявляется уровень любви и уважения к себе.
Адекватная самооценка характеризует уверенного в себе человека, способного на принятие решения, целенаправленных действий. При низкой, мы наблюдаем человека, зависящего от мнения других, с выраженным чувством вины и массой комплексов. Завышенная оценка личностных качеств выдает человека самоуверенного, надменного, не принимающего никакой критики.
Для достижения жизненных целей самооценку следует развивать до нормального уровня, в психологии существует много упражнений для повышения степени любви к себе.
Самопринятие
Эта форма самосознания предполагает:
Самоуважение происходит в результате достижения поставленных целей и удовлетворения притязаний. Человек ставит рекорды в спорте, бросает курить, заканчивает писать роман – его самоуважение повышается, что хорошо влияет на самооценку.
Помимо форм, в психологии рассматривается 4 уровня самовосприятия:
Прохождение всех четырех уровней самосознания говорит о зрелости личности, застревание на одном их них требует дальнейшего развития.
Как формируется самосознание
Процесс становления самосознания точно описан в работах В.С. Мухиной в корреляции со становлением психики ребенка.
На первом этапе формируется представление человека о своем имени. Сначала он слышит его из уст родителей, начинает идентифицировать себя соответственно. Благодаря имени ребенок осознает себя как персону, личность. Затем происходит добавление фамилии и отчества, конкретизация усиливается.
В раннем школьном периоде имя может видоизменяться, появляются другие его интерпретации, прозвища товарищей. В юношестве многие придумывают себе другие имена, ассоциируя свою личность именно с ними. В этот период есть случаи изменения своих паспортных данных.
Следующей потребностью самосознания являются представления о теле, формируемые сначала через отношение близкого окружения (родителей, бабушек и дедушек), а затем – с использованием бытующих в семье традиций и культурных ориентаций.
Нуждаемость в признании происходит также в раннем детстве. Малыш познает, что такое хорошо и плохо, дозволено и не дозволено. Поощрение добрых дел и хорошего поведения приводит к стремлению совершения одобряемых действий.
В пубертатный период у подростка появляется половая идентификация. Конечно принадлежность к мальчикам или девочкам определяется уже к трем годам, чуть позже появляются стереотипы мужского или женского поведения.
В процессе самопонимания у человека происходит представление о социальном пространстве, т.е. условиях, в который происходит рост и развитие:
В юношеском возрасте человек стремится овладеть как можно более широким социальным пространством (от группы товарищей во дворе до сферы политики). В этот же период углубляется рефлексия на внутренний мир для осознания своих потребностей и места в социуме.
Основными признаками становления самосознания являются: наличие целостного представления о себе, самоуважение, принятие себя, осознание любви, открытие внутреннего мира.
Развитие самосознания
Самосознание появляется у ребенка в раннем младенческом возрасте, к подростковому периоду оно формируется окончательно. Однако, это не значит, что в течение жизни не нужно заниматься восприятием себя.
Происходят изменения объективного мира и субъективных характеристик. Эти изменения требуют наблюдения и самопознания.
Первым делом необходимо проводить анализ текущей внешней и внутренней ситуаций и заново узнавать себя и свое отношение к изменениям. К примеру, с возрастом, тело начинает стареть и наше отношение к нему, сформированное в ранние периоды тоже будет меняться. С одной стороны, требуется усилить заботу о физическом здоровье, с другой – уметь принять возрастные изменения без излишних переживаний, с достоинством.
Также важно приводить самооценку к адекватному (нормальному) состоянию. В течение жизни уровень любви и уважения к себе может меняться из-за внешних причин или отношения близких людей. Нельзя позволять обстоятельствам посеять сомнения в уверенности в себе.
И последнее – необходимо своевременно проводить корректировку потребностей и действий соответственно жизненным изменениям. Останавливаться на знаниях о себе самом нельзя, предпринимать одни и те же действия, которые не приводят к успеху, не конструктивно. Поэтому процесс самосознания является перманентным и заканчивается только после физической смерти человека.
Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания
В психологии
В психологии самосознание
понимается как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».
Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. |
Основы общей психологии. — М., 1946.
Развитие самосознания
Основная статья: Развитие самосознания
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
(или этапы) развития самосознания:
На формирование самосознания влияют:
Компоненты самосознания
Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.
Функции самосознания
Значение самосознания
Становление и развитие самосознания личности (стр. 1 из 9)
Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
Актуальность данного исследования заключается в попытке рассмотреть q1 особенности формирования самосознания в юношеском возрасте, как важном периоде личностного и профессионального самоопределения.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных в исследовании данных в практической деятельности педагогов.
Теоретической основой работы послужили исследования как отечественных авторов – Л.И.Божович, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина, И.С.Кона, В.В.Столина, М.И.Лисиной и др., так и зарубежных – У.Джемса, Э.Эриксона, К.Роджерса, Р.Бернса и др.
В указанных работах рассматриваются такие вопросы как структура самосознания, динамика его развития в онтогенезе, социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, с самосознанием и познанием других людей, и др.
Предметом исследования стали особенности становления профессионального самосознания в юношеском возрасте.
Объектом исследования выступили 30 студенток первого курса и 30 студенток третьего курса отделения «Лечебное дело» Муромского медицинского колледжа в возрасте 17-19 лет.
В качестве гипотезы выступает предположение о том, что такие личности образования в структуре самосознания как самооценка и самоотношение влияют на процесс формирования профессионального самосознания.
1) Анализ литературы по проблеме формирования самосознания в юношеском возрасте.
2) Проведение сравнительного анализа результатов исследования студентов I и III курсов.
Исследование проводилось в период 2001-2002 учебного года на базе Муромского медицинского колледжа.
Для решения поставленных задач был использован следующий диагностический блок:
1. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан. [38].
2. Методика исследования самоотношения Р.С.Пантилеева [38].
3. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной [39].
4. Опросник Мегробяна по изучению эмпатии [30].
5. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко [39].
7. Сочинение «Я в профессии через 10 лет».
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы становления самосознания в юношеском возрасте.
1.1. Теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры.
Проблеме самосознания посвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии эти исследования сконцентрированы в основном вокруг трех групп вопросов:
философско-методологические историко-культурные аспекты самосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием [И.С.Кон,1978, А.Г.Спиркин 1972, А.И.Титаренко 1974] и др; общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности [Л.И.Божович, 1968; И.И.Чеснокова, 1977; С.Л.Рубинштейн, 1989] и др.;
социально-перцептивные аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности [ Л.И.Божович, 1968; И.И. Чеснокова, 1977г., С.Л.Рубенштейн, 1989г.] ;
социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей [ А.В.Захарова, 1980г.; А.И. Липкина, 1976г.; В.В.Столин, 1983г.] и др.
В литературе используется множество самых разнообразных терминов: «самсознание», «я», «я-концепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», «образ Я» и т.п. Авторы ряда работ пытались соотнести понятия, упорядочить терминологическое поле проблемы. (М.И.Лисина, 1980г.; В.В.Столин, 1983г.).
Понятие «самосознание» используется, как родовое, для обозначения всей области в целом, включая, как процессуальные, так и структурные характеристики. Термины «самосознание», «представление о себе» применяются для описания когнитивной стороны самосознания, знание человека о себе. Эмоциональная сторона самосознания описывается с помощью терминов «отношение к себе» и «самооценка». «Образ Я» рассматривается, как структурное образование самосознания, своего рода «итоговый продукт» неразрывной деятельности трех его сторон – когнитивной, эмоциональной и регуляторной. [В.В.Столин, 1983г.].
Наибольший интерес у отечественных психологов вызывает проблема возникновения самосознания, его структура и уровневая организация. И.И.Чеснокова (1977г.) предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сапостовления «Я» и «другого человека». Сначала некое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самосознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесения знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными уже в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфического внутреннего приема самосознания указывается самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей. Своей общественной ценности, собственного достоинства. [И.М.Чеснокова, №49]
И.С. Кон несколько иначе формулирует уровневую концепцию образа «Я». Образ «Я» понимается, как установочная система; установки обладают тремя компонентами когнитивным, аффективным и производным от первых двух поведенческим. Нижний уровень образа «Я» составляют «неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и сам этот образ «Я» вписывается в общую систему ценностных ориентацией личности, связанных с осознанием его целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей [И.С.Кон, 1978г., №16, с.72-73].
По мнению В.В.Столина (1983г.) самосознание осуществляется на трех уровнях: это отражение субъекта в системе его органической активности, в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношениях и в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей. [В.В.Столин №43].
С.Л.Рубенштейн считает, что «развитие самосознания проходит через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой.» [С.Л.Рубенштейн, 1989г., № 40, с.245]
Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата.
У.Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я, он рассматривал, как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознание и Я, как объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая – содержание этого опыта (Я, как объект). По мысли Джемса, Я, как объект,- это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.[Р.Берис №2]
Интеракционная школа (Кули, Мид и др.) полагают, что человеческое «Я» изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия. Интеракционисты указывают на то, что самосознание и ценностная ориентация личности, как бы зеркально отражают реакции на нее окружающих людей. Под действием механизма взаимного обогащения происходит становление Я-концепции индивида. [Р.Бенс, №2].
В теории Э. Эриксона проблематика Я-концепции рассматривается сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Формирование идентичности Я-процесс, который служит основой постоянного расширения самосознания и самопознания. Эриксон рассматривает развитие личности, её самосознания как последовательную смену стадий, имеющих свои особенности. [Г.А.Цукерман, Б.М.Мастеров № 48].
К.Роджерс понимает под Я-концепцией восприятие человеком самого себя, механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида. К.Роджерс рассматривает самосознание с точки зрения развития у человека позитивного самовосприятия. [Р.Бернс № 2 с. 58, с. 367].
Как мы имели возможность убедиться, во многих психологических теориях проблема самосознания является одной из центральных. Большинство исследователей проблемы самосознания считают, что самосознание – это прежде всего процесс, с помощью которого человек познаёт себя и относится к самому себе. “Самосознание в психической деятельности личности выступает как особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование – в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов. Многоступенчатый и сложный процесс самопознания сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем также обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе.” [И.И.Чеснокова № 49, с. 122].
В философии
В философии самосознание
есть сознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание выступает условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь, единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в этом значении оно понимается как непосредственно само
условие конституирования
мира, как сам
способ
бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.
Уровни самосознания и их характеристики
Основными функциями самосознания являются::
Чтобы понять, понимаете ли вы себя вообще, чтобы оценить свой уровень, уже давно есть несколько критериев для самосознания:
Уровень осознания делиться на четыре этапа:
Уровни самосознания делятся на:
Понятие самосознания. Самосознание как процесс самосознания. Идентичность — как изображение самого себя (я — консепция). В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и социальных событий. Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно поднимается до уровня теоретического мышления. Очень важно уметь понимать себя и оценивать себя, потому что именно это формирует нас.
Этапы становления сознания. Самосознание
Сознание и самосознание формируется у человека не сразу. Процесс формирования происходит в несколько этапов.
На первом этапе, примерно до трех лет, ребенок вполне овладевает местоимением «я» и начинает активно самовыражаться в речи.
Главную роль в процессе формирования внутреннего мира играют подражание и представление. Они разворачиваются в двух различных планах: первое — в двигательном, второе — в плане образов и символов, но имеют нечто общее, обусловленное сходством их роли. Подражание и представления позволяют осуществлять возведение впечатлений ребенка в единую вневременную структуру, не зависит от темпа развития событий во внешней среде, так называемую модель внешнего мира.
Одним из источников формирования сознания являются детские игры. К 3-4 годам это игры чаще — подражание, со стремлением копировать действия взрослого. Затем появляются ролевые игры — по правилам. Здесь ребенок начинает выполнять определенную, взятую на себя роль. В этих играх осваиваются отношения между людьми. Ребенок играет в «дочки-матери», в «магазин», принимая на себя ограничения конкретной роли. До возникновения ролевых игр дети играют рядом, но не вместе. Таким образом, в игровой действия деятельность ребенка становится самоспрямованою и сознательной, то есть приобретает характеристики собственно человеческой предметной деятельности. Ролевые игры уже представляют собой воспроизведение отношений между окружающими, которые известны ребенку и доступны его восприятию. Их можно рассматривать как упрощенную модель разнообразных социальных отношений.
Лишь в подростковом возрасте происходит становление личности, осознающей себя. Овладевая продуктивной деятельностью, человек осваивает реальные семейные, профессиональные, общественные роли. Именно они определяют дальнейший путь развития его сознания и самосознания. Побуждением к образованию «Я», стержнем которого есть совесть, служит влияние критики родителей, чаще всего она ближе к слуховых ощущений. Ребенок как бы «слышит», что сказала мама в этом случае. Затем в слуховые образы этих, погруженных в собственную психику родительских оценок включаются и оценки других значимых людей — общественное мнение. Так, совесть сначала отражает родительскую критику и порождает процесс, затем вытесняется. Поэтому человек не осознает сходства своих установок с родительскими.
В развитии самосознания в подростковом возрасте значительную роль играют суждения других людей, и прежде всего оценка родителями, педагогами, сверстниками.
Самосознания младшего подростку свойственно чувство взрослости, под которым понимается его отношение к самому себе уже как к взрослому, его представление или ощущение себя полностью взрослым. Чувство взрослости в этом возрасте не является обязательно осознанным. Однако оно является специфической для подросткового возраста формой самосознания, социальной по своему содержанию.
Первым основным ее показателем является возникновение у младших подростков потребности, чтобы окружающие относились к ним не как к детям, а как к взрослым. В случае неучитывание этой потребности воспитателем, подростки проявляют образа, различные формы протеста: непослушание, грубость, упрямство, противопоставление себя взрослым или товарищам, столкновения и конфликты.
Другим показателем чувства взрослости является наличие у подростков стремление к самостоятельности и желание защитить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых. К таким сферам относятся: взаимоотношения с товарищами, девушками или парнями, занятия в свободное время, учебные обязанности и т.д. Так, школьники протестуют против попыток родителей ограничить их общение с друзьями, противодействовать их субкультуре, новым стремлением по популярной музыки, развлечений с компьютером. Стремление подростков к самостоятельности в обучении и различных занятиях наиболее ярко проявляется в отказе от помощи и в неудовлетворении при попытках контролировать качество работы.
В подростковом возрасте происходит интенсивное формирование самосознания, самооценки, появляется острый интерес к самому себе. Стремление самостоятельности видно во всем: в учении, в труде, в выборе друзей. Подросток стремится сам принимать важные решения, начинает активно отстаивать свои взгляды, мнения, суждения.
У подростка существует две системы взаимоотношений: с ровесниками и со взрослыми, в которых он по-разному проявляет себя. Да, дома подросток бывает тихим, послушным, а в кругу ровесников — лидер, инициатор и т.д.. На это следует учитывать в выработке воспитательного подхода к ребенку.
Развитие подростка — это всегда уравнение на взрослого. Подросток стремится вести и выглядеть, как взрослый, обладать теми же, что и взрослый, правами и возможностями. Это уравнение на взрослого может оказаться не непосредственно, а через подражание сверстнику, который уже усвоил какие-то стороны взрослости, или более старшему товарищу. Но есть и такой путь усвоения взрослости — в непосредственном контакте со взрослыми, в совместных с ним делах и занятиях, труда.
В старшем подростковом возрасте у человека формируется самосознание — самый высокоорганизованный психический процесс. Она формируется при взаимодействии с другими людьми, главным образом с теми, с кем возникают особо значимые контакты. Однако содержание самосознания зависит не только от влияния этих контактов, но и от уровня знания о себе и отношения к себе — самооцинкы, т.е. от соотношения успехов и притязаний, от успешности деятельности человека. Сущность самосознания состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное образование — представление собственного «Я».
Главная функция самосознания — сделать доступными для человека проблемы и результаты ее собственных поступков, дать понять, какая она есть на самом деле оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, человек может либо заняться самосовершенствованием, или, включив защитные механизмы, трансформировать эти неприятные сведения в более удобные для самоуважения. Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция самосознания — защитная — стремление защищать свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.
Наиболее значимые для человека в этот и весь последующий период задачи — это: стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (несмотря на воздействия, мешающих) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, необходимо мужество. По словам Грановской «Надо осмелиться полностью отдаться чему-либо, погрузиться во что-то без остатка, забыв свои позы, и, преодолев желание защиты и свою застенчивость, переживать свои порывы без самокритики. Прислушиваться к себе самому (а не только к папе, маме, учителю и авторитету). Дать возможность проявиться своей индивидуальности, то есть реализовывать свои возможности полностью в каждый данный момент».
Одним из характерных проявлений самосознания является рефлексия. Рефлективные рассуждения сопровождаются имитацией мыслей другого человека по такой схеме: «Я думаю, что он думает, будто я думаю, что …» Рефлексия позволяет не только предвидеть поведение другого человека и соответственно подстраивать собственное, но и влиять на ход его рассуждений, регулируя репликами течение беседы в желательном направлении. Все представления относительно самого себя, что взрослый человек принимает как нечто само собой разумеющееся, организуются в систему, делает ее поведение последовательным. При этом взаимодействие сознания и самосознания образует фундамент произвольности и целесообразности управления своим поведением.
Итак, процесс становления сознания не является одномоментным, а происходит несколько этапов. Определяющее влияние на формирование сознания выступают социальные связи личности. Именно их осложнения в подростковом возрасте позволяет сформироваться сознания в высшей форме — самосознания.
Как развивается самосознание.
Развитие самосознания — это важный этап в процессе развития ребенка. У него появляется представление о том, какие у него особенности и навыки, как видят его другие люди и, почему именно таким образом относятся к нему. Более ярко самосознание выражается в анализировании ребенком своих сильных и слабых сторон, особенностей характера и различных умений.
Строение самосознания
Этапы развития самосознания
1. От 1 года до 3 лет:
Введение
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых психология.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание психологов и философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания.
С точки зрения психологии, сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически — преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.
Для философии эта проблема важна потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью.