Что влияет на работоспособность человека
— Работоспособность человека.
Работоспособность человека — это способность поддержания организма в оптимальном рабочем состоянии для максимизации вносимого вклада в результат рабочей системы благодаря физическому или информационному труду. Этот вклад отдельного работника в общий результат группы согласовывается при этом с требованиями к работоспособности, которые направляют эту группу и окружение, например, семью на его достижение.
Требования к работоспособности человека имеют не только временное и количественное измерение; они охватывают также и блага поставленных результатов. При этом требования к работоспособности не всегда направлены на человека как часть рабочей системы, а на рабочую систему, в общем, с её биологическими, организаторскими, техническими и социальными компонентами.
Работоспособность представляет производительную мощность человека, которой он может располагать. Эта формулировка не описывает в полной мере человеческое предложение работоспособности, поскольку это зависит от того, готов ли человек при данных условиях находится в состоянии применять эти способности полностью или частично. Готовность к труду обозначается как возможность или также готовность реализации этой производительной мощности.
— Факторы, влияющие на трудовую деятельность человека.
1) Продолжительность светового дня.
При коротком световом дне (зима, осень) в вечернее время человек чувствует естественную усталость. Это фактор, на который мы не в состоянии повлиять. Надо организовывать свой рабочий день таким образом, чтобы самые ответственные дела выполнялись в первой половине дня. В отличие от этого летом надо ложиться спать позже, а вставать раньше.
2) Эмоции в течение дня.
Не важно, что с нами происходит важно, как мы к этому относимся. Это высказывание имеет самое прямое отношение к работоспособности во второй половине дня. Мы придаём сильную эмоциональную окраску событиям, о которых забываем через несколько дней. Поэтому так важно научиться управлять эмоциями. Конечно, поддерживать положительный умственный настрой — задача очень сложная. Кому-то помогает хобби, чтение интересных книг, медитация или просто самоконтроль — не важно как, но надо научиться контролировать эмоции. Если не мы контролируем эмоции, тогда эмоции контролируют нас, а под таким руководством тяжело добиться успеха.
3) Питание.
Если упростить, то организм человека можно сравнить с двигателем. Двигатель не может развить всю мощность на бензине разбавленным водой, так и организм не может быть работоспособным, получая плохое питание. Запас энергии, который накопился за ночь, расходуется в первой половине дня, а вечером чувствуется усталость. Чтобы этого избежать должны быть полноценные завтрак и обед (между 13 и 15 часами) состоящие из углеводной пищи (сок, фрукты, овощи, каши и картофель). Эти продукты как раз полноценно переварятся и начнут отдавать свою энергию во второй половине дня, что поможет избежать усталости вечером. В качестве краткосрочного источника энергии можно использовать – яблоко, изюм, курагу, банан, травяной чай с мёдом. Также важно включить в рацион продукты для правильного питания.
4) Нарушение движения энергии в организме.
Согласно восточной медицине энергия, полученная с дыханием и пищей, циркулирует по энергетическим каналам (меридианам). Нарушения в циркуляции этой энергии и приводит к различным проблемам – в частности к повышенной утомляемости. В первую очередь застой энергии наблюдается в суставах. Чтобы нормализовать движение энергии и увеличить работоспособность надо после возращения с работы домой выполнить упражнения, разминающие основные суставы. Наибольшее внимание надо уделять ногам и позвоночнику. Самое простое и проверенное упражнение — потягивание. Поднимаем руки вверх и стараемся дотянуться до потолка, сначала вертикально вверх, а затем немного левее и правее.
5) Плохой отдых ночью.
Наше самочувствие и работоспособность сегодня, напрямую зависит от того, как мы спали ночью. Ошибка многих людей заключается в попытке увеличить рабочий день за счёт сна. Эту хитрость природа может недолго потерпеть, а потом это воплотиться в постоянное полусонное состояние днём. Если мы сегодня украдём у сна 2 часа, то через два дня организм украдёт у нас как минимум 2 часа рабочего времени.
— Как повысить производительность труда?
Вот лишь несколько способов повысить работоспособность.
1) Мотивация.
Для плодотворной работы чрезвычайно важна мотивация. Она исходит от самого себя. Мотивация побуждает действовать. Чтобы начать действовать, необходимо сформулировать глобальную цель. Цель должна быть реальной, измеримой и достижимой. Желая ее достичь, вы будете формулировать микро цели. Важно определить для цели и каждой микро целей свои дедлайны. Тогда вы четко сможете понять, когда глобальная цель будет достигнута.
2) Стимуляция.
Важным фактором, повышающим работоспособность, является стимуляция сотрудника эффективно работать. В большинстве случаев это выражается в получении бонуса, повышении заработной платы, росте по карьерной лестнице.
3) Полноценный сон.
Для эффективной работы необходимо отдыхать и хорошо высыпаться. Полноценный сон в течение 7-8 часов – это залог высокой трудоспособности. Нужно выработать режим дня и ложиться спать примерно в 22-23 часа. При четком графике организм лучше настраивается на сон и извлекает из него больше пользы.
4) Гаджеты в сторону.
Ничто не отнимает много времени, как различные гаджеты и Интернет. Стоит отключить на телефоне, планшете и компьютере уведомления, которые заставляют часто отвлекаться от работы, перестать проверять обновления статусов в соц. сетях и количество поставленных лайков. Это поможет сосредоточиться над выполнением работы.
5) Проветривание кабинета.
Продуктивность человека напрямую зависит от насыщения мозга кислородом. Свежий воздух в рабочем помещении поможет получить дополнительные ресурсы работоспособности. Нужно регулярно проветривать кабинет, чтобы организм мог получать с кислородом заряд бодрости.
6) Дорога от дома до работы.
Когда дорога до работы занимает больше часа, то она слишком утомляет. Стоит выбирать место работы, которое находится в часовой доступности и ближе. Идеально иметь работу, на которую можно добраться пешком минут за 20-40. Такая прогулка станет прекрасным зарядом бодрости перед работой.
8) Нет — многозадачности.
Фактор, влияющий на работоспособность – отсутствие многозадачности. Многозадачность снижает качество работы, не дает концентрироваться на одном деле. Это приводит к плохим результатам. Избегайте работодателей, которые заставляют делать много дел одновременно. С такой работой вы не достигните своей цели. ( Вас может заинтересовать тема умственная работоспособность).
9) Питание.
Наша работоспособность зависит от состояния организма и, в первую очередь, мозга. Он должен получать максимум полезных веществ, которые мы извлекаем из пищи, воды и воздуха. Поэтому стоит увеличить потребление овощей и фруктов, а также пить больше воды. Сколько жидкости необходимо организму в день вы можете узнать из видео в статье «Что будет если пить много воды?»
Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru
Видео:
Статья по теме «Работоспособность человека»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Статья по дисциплине: «Основы безопасности труда»
Тема: «Работоспособность человека и ее связь с безопасностью труда»
Всё нарастающие темпы современной жизни требуют от каждого активно живущего человека повышения устойчивости к действию стрессовых факторов. Выносливость нужна не только спортсменам, но и любому современному человеку для того, чтобы выдерживать ежедневные нагрузки и стрессы и поддерживать свою физическую и умственную работоспособность на должном уровне. Неслучайно вопрос о том, как поддерживать высокую работоспособность, волнует большинство людей.
Тема актуальна, т.к. профилактика и восстановление организма при усталости, утомлении и переутомлении являются необходимыми процедурами. Как управляющему, так и сотруднику необходимо знать о факторах влияющих на состояние организма. Полученные данные будут способствовать повышению работоспособности, улучшению производительности и снижению утомления.
Для начала определим понятие работоспособности.
Итак, работоспособность – это функциональная способность субъекта выполнять трудовую деятельность эффективно в установленный период времени, характеризуется количественным и качественным показателями.
Перечислим несколько вариантов толкования понятия работоспособности, как способности людей:
— Делать конкретную работу, сохраняя надежность и качество определенного уровня ;
— Выполнять работу добросовестно, свойственно состоянию самого организма ;
— Обеспечить достойный уровень труда и эффективность ;
Следовательно, понятие работоспособности можно понимать, как естественный потенциал трудового человека, который можно измерить только функциональными нагрузочными пробами.
Задача общества, руководителя с научной точки зрения выдавать такой объем задания для человека, чтобы он не переутомился и не лишался здоровья из-за производственного истощения, переходящего в недомогание. Психофизиологическое нормирование ставит перед собой миссию проверять оборудование и состояние субъекта, обеспечить надежность, трудовые действия до начала рабочей смены и в процессе работы.
Физиологами установлено, что это значение не может быть постоянной. Она переменная, объединена с изменением характера, психических и физиологических функций каждого человеческого организма.
Существуют следующие фазы работоспособности (см. рис. 1).
Рис. 1. Фазы работоспособности
Рассмотрим данные фазы подробнее.
1. Перед началом работы :
— боевое : уверенность в результате, наивысшая мотивацию;
— лихорадочное : тревога, нетерпение, суетливость, неуверенность;
— апатия : нет желания, сонливость, вялость.
2. Возрастание продуктивности
— исходная реакция : понижение производственных пропорций;
— гипер компенсация : изменение на рабочий лад, адаптация к условиям, обстановке, преодоление напряжения. Производительность труда может колебаться, но постепенно увеличиваться.
Совпадает ритм труда с суточным ритмом физиологических действий организма. Устанавливается в организме индивида стабильность, снижается физиологическая напряженность. В таком положении достигается возвышенных трудовых показателей (увеличивается процент выработки, отсутствует брак, сокращается простои оборудования). Устойчивая работа длится 4- 5 часов.
Организм человека ощущает начальные признаки усталости, расходуются вспомогательные ресурсы из организма, но продуктивность остается на прежнем уровне.
Снижается качество продукции, истощены все ресурсы, появляется желание прекратить работу, работоспособность и продуктивность снижается. Необходима постоянная проверка со стороны руководящего состава за рабочим.
Резко снижается отдача продукции, увеличивается утомление, продуктивность и работоспособность подходит к нулю. Продолжать работать не целесообразно, срочно прекратить работу, пока истощение у человека не наступило.
Мобилизация резервных сил, продуктивность произвольно возрастает. Повышается настроение и желание закончить работу, не оставляя начатое на следующий день.
Основные факторы, влияющие на работоспособность человека: экология, курение, качество питьевой воды, сбалансированное питание, применение БАДов, физические нагрузки.
Для оценки работоспособности используются следующие показатели: производственные (производительность труда, трудоемкость работы, качество работы, потери рабочего времени и простои оборудования по вине работника), физиологические показатели ( величина энергозатрат, частота пульса, мышечная сила, мышечная выносливость, время сенсомоторных реакций, частота дыхания, тремор, температура кожи), психологические (внимание, мышление, память, восприятие, эмоционально-волевое напряжение).
Проблема профессионального утомления является полифакторной. Она вызывает огромный экономический и социальный ущерб, прогноз которого на ближайшую перспективу при сохранении существующего подхода к регулированию трудовых отношений, остается неутешительным. Можно с уверенностью говорить о том, что при отсутствии должного внимания работников, работодателей и государства к проблеме профессионального утомления, состояние здоровья работающего населения и экономические показатели эффективности труда будут только ухудшаться.
Профессиональное переутомление является наиболее ранней естественной физиологической защитной реакцией организма на трудовую нагрузку. Оно проявляется в тот момент, когда способности организма адекватно реагировать на трудовую ситуацию начинают истощаться и возникает риск нарушения здоровья. Системы организма начинают перестраиваться в восстановительный режим, поэтому включается процесс торможения, блокирующий господствующий рабочий акт. Продолжение работы с тем же качеством в состоянии утомления требует значительных волевых усилий. В разумных пределах это способствует тренировке работоспособности (эффект закаливания), но если систематически игнорировать потребности организма в восстановлении, возможно развитие патологических состояний, которые могут отразиться на последующей работоспособности, а также на физическом и психическом здоровье.
По результатам исследований Гольцевой Т.П. состояние эмоционального напряжения, утомления и стресса, возникающее в процессе труда, негативно сказывается на эффективности профессиональной деятельности [3].
Профессиональное утомление далеко не всегда сопряжено с чувством усталости, особенно когда работа очень интересна. В данном случае усердного работника подстерегает опасность переутомиться, даже не заметив этого. В этом состоянии организм наиболее подвержен риску инфекционных и других заболеваний, психические возможности также быстро истощаются.
Систематический труд в состоянии утомления может приводить к серьезным последствиям, вплоть до тяжелых форм общих, профессиональных, психосоматических («от головы»), заболеваний, апатии, депрессии и пр. Во многих организациях, проводивших исследования работоспособности, принято считать, что нездоровый «трудоголизм» сотрудников в среднесрочной перспективе приводит к негативным экономическим последствиям.
Монотонность – однообразное повторение рабочих операций. Опасность монотонности заключается в снижении внимания к процессу производства, быстрой утомляемости и снижении интереса к трудовому процессу, что влияет на безопасность труда в целом. Одной из форм, предрасполагающей к формированию монотонности, является автоматизм – деятельность, осуществляемая без непосредственного участия сознания.
Монотонность сопровождается скукой, апатией к выполнению трудовой деятельности.
Самым лучшим способом борьбы со скукой является расширение круга обязанностей, усложнение работы или обогащение ее такими функциями и обязанностями, которые способны сыграть роль стимулов для того или иного сотрудника.
Для повышения работоспособности необходима настройка правильного режима дня, полноценного сна, здоровое питание, регулярные занятия физическими упражнениями, правильный питьевой режим, прием витаминов, избавление от психологического груза и старых проблем.
Беспорядок в рабочей зоне также может стать причиной проблем с трудоспособностью, поскольку негативно действует на подсознание.
Вялость и сонливость связаны с дефицитом кислорода. Если в офисе отсутствует кондиционер, уровень кислорода снижается, у работников появляется сонливость и вялость. Взбодриться поможет проветривание помещения.
Список используемой литературы.
4. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2003. – 224с.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Факторы влияющие на работоспособность
Факторы влияющие на работоспособность
В статье описаны понятия физической и умственной работоспособности студентов, объективные и субъективные факторы, влияющие на изменение состояния организма, а также признаки утомления в процессе умственного труда.
Работоспособность характеризуется как способность человека совершать некую работу в рамках определенного времени и параметров производительности. Понятие работоспособности можно изучить в двух аспектах. В первом случае, работоспособность раскрывает возможности биологической природы человека, т.е. является одним из показателей работоспособности, в другом случае, отражает социальный фактор будучи одним из показателей успешности освоения условий определенной деятельности [1].
Работоспособность заключается в определенных знаниях, навыках, умениях, а также психологических, физических и физиологических особенностей человека. Существуют еще такие критерии работоспособности, как смышленость, внимательность и обязательность, которые также оказывают влияние на успех в осуществлении определенной деятельности. В целом, можно отменить, что уровень работоспособности находится в зависимости от уровня мотивации, поставленной цели, возможности человека.
Существует ряд факторов, которые влияют на уровень работоспособности по отдельности и в сочетании. Данные факторы принято делить на три основные группы:
Одним из важнейших факторов, влияющие на работоспособность студентов, можно считать соотнесение жизненного ритма и естественно-биологического ритма студента. Таким образом, студенты, которые относятся к «утреннему» типу («жаворонки») наиболее работоспособны с 9 утра до 14 часов дня. Т.е. можно сделать вывод, что данная группа студентов показывает более хорошие результаты, т.к. их биологический ритм и социальный ритм совпадают. Студенты «вечернего» типа («совы») работоспособны с 18.00 до 00.00, в связи с этим обучаясь на дневном отделении вуза данная группа показывает не лучшие результаты.
Еще одним из факторов, влияющих на работоспособность является возраст. Ученными был сделан вывод, что люди в юном возрасте показывают более высокие физиологические и интеллектуальные результаты.
Способности студентов в интеллектуальной деятельности во многом зависят от их индивидуальных возможностей, но данные показатели можно улучшить с помощью занятий спортом. Ученными была доказана прямая зависимость интеллектуального уровня человека и физической подготовленности. Таким образом, студенты с лучшей физической подготовкой, показывают более высокие результаты в интеллектуальной деятельности. Т.е. всем известно, что занятия спортом создают благоприятные условия для умственного развития как студентов, так и людей любого возраста в целом. Но это далеко не значит, что все спортсмены обязаны быть интеллектуалами. Возможности для умственного развития у спортсменов и правда выше, чем у людей, которые не имеют ничего общего с занятиями спортом, но для достижения отличных результатов в учебе, следует уделять достаточное количество времени не только спорту, но и учебной деятельность. Второй причиной, по которой не все спортсмены хороши в интеллектуальной деятельности, являются высокие нагрузки и напряжение при занятиях спортом, которые плохо влияют на работу нервной системы.
Еще одним явным преимуществом занятия физической культурой можно выделить то, что занятия физической культурой помогает снизить стресс и повышает настроение, т.е. повышаются показатели психического характера, которые были упомянуты выше. Повышая данные показатели также можно увидеть явные улучшения в развитии умственных способностей.
Физическую и умственную работоспособность студента можно выразить в скорости утомления, как следствия напряженной или длительной работы студента. Обычно именно из-за утомления заметно снижается уровень работоспособности. Физическое утопление связанного с высокими нагрузками при занятии спортом. Умственное утопление обычно связано с продолжительностью учебного процесса. Т.е. для нормальной работы вашего организма и мозга следует найти некий баланс, которого стоит придерживаться. Учитывая ранее сказанное, можно сделать вывод, что для продуктивной работы вашего организма, нужно придерживаться нормального для вас ритма жизни [2].
Но бывают ситуации, при которых придерживаться нормального ритма становится сложно. Одной из такого рода ситуаций в жизни студента является экзаменационная сессия. В данной период у студентов часто нарушается режим сна, питания и другое. Все это частично сказывается на работе организма, но следует заметить, что студенты с высокой работоспособностью, намного лучше справляются с данной ситуацией. Т.е. студенты с более высоким уровнем физической подготовки показывают хорошую устойчивость организма в эмоционально напряженный период. [3]
Следует отметить, что сочетание учебного процесса и занятий спортом создаст оптимальный баланс. Т.е. постоянные занятия спортом позитивно влияют на формирование интеллекта и эмоциональную стабильность к напряженной деятельности человека.
Работоспособность и влияние на нее различных факторов
Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.
С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности.
В процессе учебной деятельности работоспособность студента определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.
Эти факторы можно разделить на следующие группы: 1) физиологического характера — состояние здоровья студента, состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем; 2) физического характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3) психического характера — самочувствие, настроение, мотивация и др.; 4) социального характера — условия мест занятий, условия проживания, питания и др.
Существуют общие закономерности изменения работоспособности на протяжении учебного дня, в начале которого студент не сразу «входит в учебу», когда даже самая привычная учебная деятельность выполняется с некоторым затруднением, а работоспособность повышается постепенно.
Первый период динамики работоспособности получил наименование периода врабатывания.
В течение этого периода наблюдается некоторое рассогласование между учебными требованиями и функциональным состоянием организма студента. Чем рассогласование больше, тем длительнее период врабатывания.
Второй период — оптимальной (устойчивой) работоспособности — характеризуется полной мобилизацией (физиологической, психической, организационной) организма на выполнение учебной деятельности.
Этот период в норме должен быть самым длительным.
Третий период — полной компенсации — характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевыми усилиями или положительной мотивацией к выполнению учебных заданий.
Четвертый период — неустойчивой компенсации — характеризуется нарастанием утомления; волевые усилия уже не могут обеспечить поддержание работоспособности.
Требуется отдых и восстановление.
Снижение работоспособности в результате учебной деятельности и закономерно наступающее утомление является нормальной реакцией человека.
С физиологической точки зрения утомление — это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой. Состояние утомления усиливается во время работы и уменьшается в процессе отдыха (активного, пассивного и сна).
При утомлении деятельность внешних органов чувств или заметно повышается, или до крайности ослабевает; снижается сила памяти — быстро исчезает из памяти то, что незадолго до этого было усвоено. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности.
В связи с этим условно различают местное и общее утомление. Так, снижение эффективности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде.
Например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором необходим отдых, сон.
Процесс утомления может характеризоваться субъективным симптомом — усталостью. Ощущение усталости считается одним из наиболее чувствительных показателей утомления.
Усталость характеризуется тяжестью в голове и конечностях, общей слабостью, разбитостью, вялостью и недомоганием.
Однако выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления. То есть, она не может служить объективным показателем работоспособности.
В основе этого несоответствия, в первую очередь, лежит разная эмоциональная настройка работающего на выполняемую работу. Например, при высокой мотивации работающего, выполняющего приятную и социально-значимую работу, усталость не возникает у него в течение длительного времени.
И, наоборот, при бесцельной, неинтересной работе усталость может возникнуть, когда объективно утомление или вовсе еще не наступило, или выраженность его далеко не соответствует степени усталости.
Наряду с основным фактором (учебной нагрузкой), существует ряд дополнительных причин способствующих наступлению утомления. Эти причины сами по себе не вызывают утомление, однако, сочетаясь с действием основного фактора, вызывают более раннее и выраженное его проявление.
К числу дополнительных причин можно отнести:
В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности студента, особенностей нервной системы, темперамента.
Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм молодого человека правильно согласуется с естественными биологическими ритмами. Чем точнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее будет учебный труд.
Различают студентов с устойчивой стереотипностью изменения работоспособности. Студенты, отнесенные к «утреннему» типу, так называемые жаворонки.
Для них характерно то, что они встают рано, с утра бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утренние и дневные часы. Наиболее работоспособны с 9 до 14 ч. Вечером их работоспособность заметно снижается. Студенты «вечернего» типа — «совы» — наиболее работоспособны с 18 до 24 ч. Они поздно ложатся спать, часто не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня заторможены.
Очевидно, период снижения работоспособности студентов обоих типов целесообразно использовать для отдыха, обеда, если же необходимо заниматься, то наименее трудными дисциплинами. Для «сов» целесообразно с 18 ч устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программы.
Наблюдения показали, что у студентов, которые по оптимуму работоспособности относятся к группе утренних, в 1,5 раза чаще возникает гипертония, чем в группе вечерних.
Объясняется это тем, что у «жаворонков» утром организм быстрее и активнее перестраивается с отдыха на работу — уже в 6 ч у этих студентов больше выбрасывается в кровь адреналина, норадреналина, которые поднимают артериальное давление. У студентов вечерней группы внутренние механизмы, влияющие на повышение давления, работают медленнее.
Есть еще и третья группа студентов — аритмики, они занимают промежуточное положение между «жаворонками» и «совами», но все же они ближе к «жаворонкам».
Основные факторы определяют общую работоспособность.
Работоспособность – это эффективное выполнение определенной работы на протяжении какого-то времени при совокупности функциональной деятельности разнообразных внешних и внутренних факторов:
1) физиологический – состояние сердечнососудистой системы, органов дыхательных механизмов, мышечной, эндокринной систем;
2) физический – уровень функциональной двигательной активности и физического развития;
3) психический – самочувствие, темперамент, мотивация, здоровье, состояние ЦНС.
Дополнительные факторы, определяющие работоспособность.
Работоспособность в учебный период студентов характеризуется еще и дополнительными факторами:
1) повышенный интерес к учебной деятельности, познанию нового информационного учебного материала;
2) стремление к достижению поставленной конкретной задачи (стать отличником, получить красный диплом, участвовать в научной работе, поступить в аспирантуру и т.д.);
3) прилежность, аккуратность в выполнении учебной работы, умение организовать систематичность и последовательность в выполняемой работе;
4) стремление к гармоничному развитию организма и здоровья, как символу прекрасного и красивого в человеке.
Работоспособность в учебной деятельности подразделяется на различные типы умственной работоспособности:
1) усиливающий (с сильным уровнем ЦНС);
2) неровный (со слабой нервной системой);
3) ослабевающий (со слабой нервной системой);
4) ровный (с устойчивой нервной системой).
Все типы умственной работоспособности характеризуются различным качеством, объемом и интенсивностью выполненной работы.
Влияние ритмических процессов на работоспособность.
Работоспособность тесно взаимосвязана с периодичностью ритмических процессов.
От умения человека достичь гармонии с бесконечными силами Природы зависят его работоспособность, здоровье и, в конечном итоге, его долголетие.
Различают студентов «утренних», называемых «жаворонками», и «вечерних», называемых «совами».
«Жаворонки» встают рано, с утра и днем работоспособны на повышенной тональности.
Их биологический ритм совпадает с ритмом дневного вуза.
Студенты – «совы» наиболее работоспособны с 18 до 24 часов, в первой половине дня заторможены, просыпают занятия.
Согласно научным исследованиям установлено, что у «жаворонков» в 1,5 раза чаще возникает гипертония, чем у «сов».
Суточным ритмом охвачен весь организм человека, представляющий собой единую систему взаимодействия всех органов, тканей и клеток.
Ритмичность физиологических процессов, отражающая единство организма и среды, проявляется в определенные часы суток, когда происходят минимумы и максимумы проявления физиологических реакций организма.
1) внутренние – ритмы сердцебиения, пульса, дыхания, АД, глубина сна и умственная активность;
2) внешние – ритмы, связанные с биохимическими процессами, которые зависят от изменения внешней среды;
3) промежуточные – затухающие мышечные сокращения под действием одиночного внешнего раздражителя.
16.Влияние занятий физической культурой и спортом на улучшение психофизиологического состояния в организме студента.
Потенциальные возможности в области двигательной деятельности, которыми человек наделен от природы и которые он в течение жизни использует недостаточно, физическая культура и спорт позволяют раскрыть и развить в полной мере.
Именно движения, как основа физической активности, позволяют осуществить морфологическое и функциональное развитие и совершенствование организма человека, формирование и улучшение его жизненно важных физических качеств, двигательных навыков, умений, знаний, психического и физиологического равновесия.
Для поддержания оптимальных физических качеств необходима постоянная физическая активность, которая воздействует на обменные процессы в организме.
Гипокинезия.
Гипокинезия – недостаток движения, который приводит к ожирению, влияет отрицательно на нервную ткань.
Снижаются выносливость, физические качества и работоспособность.
Гипокинезия – распространенное явление у людей, ведущих малоподвижный образ жизни, проводящих большую часть деятельности в «сидячей» позе. К ним относится и студенческая молодежь.
Последствия умственного перенапряжения.
Напряженная умственная работа в учебный период у студентов создает предпосылки нарушения нормальных нервных процессов в коре головного мозга, что негативно отражается на работоспособности организма.
Чтобы мозг функционировал в нормальном рабочем состоянии, к нему должно поступать необходимое количество нервных импульсов, создающихся движением мышц различных систем организма.
Поэтому умственная работоспособность неразрывно связана с двигательными действиями, которые обеспечивают его успешное физическое и психическое функциональное развитие и выражают физиологическую и психологическую комфортность внутреннего состояния.
19.Средства физической культуры, использующиеся для улучшения психофизиологического состояния организма у студентов.
Физическая культура и спорт является необходимым условием поддержания человеческой жизни, здоровья, общего тонуса, работоспособности и общего гармоничного физического развития всех функциональных систем организма человека. Основной формой занятий физической культурой являются физические упражнения.
В студенческой учебной деятельности используются:
1) учебные занятия по физической культуре согласно общему вузовскому расписанию;
2) внеучебные занятия по физической культуре в виде самостоятельных или спортивно-секционных занятий;
3) различные виды пассивного и активного отдыха (ежедневный, еженедельный, каникулярный).
Все виды занятий и отдыха должны быть подчинены одному принципу – восстановлению оптимального потенциала основных нервных процессов в коре головного мозга, стабилизации умственной работоспособности в учебный и, особенно, экзаменационный период.
Основные средства физической культуры и спорта.
В качестве основных средств физической культуры, улучшающих психофизиологическое состояние студенческой молодежи в учебный период, теория и методика физического воспитания рекомендует использовать:
1) физические упражнения различных видов спорта и различных целевых направленностей (улучшение общей физической подготовленности, снятие стресса, повышение спортивного мастерства, стабилизация уровня работоспособности и др.);
2) природные факторы окружающей среды (вода, воздух, солнечная энергия), позволяющие оказывать закаливающее воздействие на организм человека и стимулирующие обмен веществ, улучшающие работу сердечнососудистой системы;
3) физические упражнения реабилитационно-восстановительного характера (лечебная физическая культура – ЛФК).
ЛФК посредством целенаправленных упражнений направлена на восстановление функциональной деятельности различных органов и систем после болезней, травм, хронического утомления и др.;
4) физические упражнения гигиенического характера (утренняя гимнастика, терренкур-дозированная ходьба, производственная гимнастика в режиме рабочего или учебного дня, физкультпаузы по 10 мин, через каждые 4 часа занятий;
5) физические упражнения восстановительно-эмоционального характера, являющиеся средствами активного отдыха (туризм, спортивно-развлекательные мероприятия, ЗОЖ, походы выходного дня, прогулки и др.);
6) физические упражнения в системе спортивно-тренировочной работы, позволяющие, кроме повышения спортивного результата, наилучшим способом повысить работоспособность и двигательную активность.
Все перечисленные средства физической культуры и систематическая деятельность повышают психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма.
Производство
Факторы, влияющие на работоспособность
Работоспособность человека зависит от уровня его тренированности, степени закрепленности рабочих навыков и опыта͵ его психического и физического состояния и других факторов. На протяжении рабочей смены работоспособность меняется в широких пределах. Это связано с влияние как внутренних, так и внешних факторов.
Среди внешних факторов ведущее значение имеют условия окружающей среды (температура и влажность воздуха, освещенность, барометрическое давление, шум, вибрация, загрязненность воздуха и т.
д.). Внешними факторами, влияющими на работоспособность являются, характер производительной деятельности, психическая нагрузка, гигиенические условия, квалификация работающего, его возраст, пол, стаж и физическое состояние, направленное использование физической культуры (производственная гимнастика) [ТиМФВ, 2001, 285].
Из внутренних факторов выделяют такие, как мотивация и эмоциональная сторона труда, уровень функциональной активности в момент работы, физическая подготовленность человека, особенности его личности и др.[физиология, с. 286].
Комплексное отрицательное воздействие перечисленных факторов приводит к возникновению отрицательных эмоций, неуверенности в своих силах, чрезмерному волнению, страху и т. д.
Во многом работоспособность зависит от индивидуальных психофизических возможностей человека. В первую очередь от типа высшей нервной деятельности. Люди с сильным, уравновешенным типом нервной системы (сангвиники), как правило, обладают большими резервами повышенной работоспособности при действии стимуляторов.
У них развитие торможения наступает позднее, чем, у людей слабого (меланхолики) и возбудимого (холерики) типов
Основные положения биоритмологии свидетельствуют, что работоспособность человека зависти от типа суточного биоритма. Как утверждают специалисты, существуют три типа суточных ритмов: утренний, вечерний и средний (аритмик), которые в свою очередь имеют свои различия.
У представителей первого типа «жаворонков», основная активность и высокий уровень физиологических процессов прослеживаются в первой половине дня.
Οʜᴎ рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня, а вечером испытывают сонливость и рано ложатся спать.
У представителей второго типа «сов», высокий уровень активности и физиологических процессов во второй половине дня. Οʜᴎ засыпают далеко за полночь, просыпаются поздно и встают с трудом, так как наиболее глубокий период сна у них утром. «Совы» работают лучше во второй половине дня и вечером. У представителей самого распространенного среднего типа «голубей», главный период высокой активности и физиологических процессов приходится на середину дня и охватывает два периода времени 10—12 и 16—18 часов.
В соответствии с этим их работоспособность изменяется по М-образной кривой.
История сохранила много примеров разных ритмов работоспособности: Бальзак часто работал ночи напролет, Моцарт творил днем и ночью, а знаменитую увертюру к опере «Дон Жуан» написал в одну ночь не ложась спать.
Ночью работал великий химик Менделеев. Наполеон начинал свой рабочий день в 3—4 часа утра. В утренние часы предпочитал работать Бах. Л Толстой обычно работал с 9—10 до 14—14.30 и 1—1,5 часа вечером.
Основными стимуляторами для повышения работоспособности как при умственных, так и при физических нагрузках служат: врабатываемость, труд и отдых, чередование видов деятельности, ритмичность. Оптимальная физическая тренированность является одним из необходимых условий сохранения работоспособности человека.