Что влияет на продуктивность памяти

Факторы влияющие на процесс запоминания

Внешние факторы влияющие на продуктивность запоминания

Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

В психологии немаловажными считаются как внешние условия, так и внутренние факторы, влияющие на запоминание, их еще называют факторы непроизвольного запоминания.

Проветренное помещение

Что влияет на продуктивность памяти. provetrivanie dlya zapominaniya. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-provetrivanie dlya zapominaniya. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка provetrivanie dlya zapominaniya. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Проветривание помещения создает условия, которые позволяют поддерживать работоспособность организма на максимальном уровне. Здесь ключевую роль играет насыщение крови кислородом, а соответственно улучшение функционирования всех органов и систем.

Хорошее освещение

Что влияет на продуктивность памяти. osanka dlya zapominaniya. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-osanka dlya zapominaniya. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка osanka dlya zapominaniya. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Во избежание переутомления, и снижения работоспособности, следите, чтобы свет в комнате был дневной, рассеянный, и не слишком яркий (но не менее 75 кВт) не светил в глаза, а падал на изучаемый материал. Если вы используете настольную лампу, то расположите ее слева спереди (для правшей) или справа спереди (для левшей соответственно). Она должна сочетаться со сбалансированным освещением в комнате. Подстраивайтесь под собственные ощущения, чтобы при соблюдении правил не перенапрягались глаза.

Отсутствие шумов и причин рассеянности

Что влияет на продуктивность памяти. diagramma. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-diagramma. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка diagramma. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Наличие различных гаджетов в наше время существенно ухудшает процесс запоминания, да и обучения в целом. Оповещения различных приложений, звонки, сообщения постоянно отвлекают, нарушают концентрацию, рассеивают внимание, вследствие чего по возвращении к материалу приходится настраиваться заново, вспоминать что уже усвоено. Данные процессы повышают утомляемость и значительно снижают работоспособность.

В данном случае можно воспользоваться очень простым и действенным правилом: установите определенный интервал времени, комфортный для вас, на протяжении которого вы будете сконцентрированы только на процессе запоминания, а потом перерыв, во время которого вы можете попить чай, посмотреть сообщения и т.д. И так чередуйте эти два периода.

Что касается шумов и тишины, то здесь тоже важно найти золотую середину. Громкие звуковые эффекты мешают сосредоточиться, но в то же время и полная тишина, действует угнетающе, вызывает сонливость. Тиканье часов, тихая музыка или др. незаметный шумовой фон нужны для повышения эффективности процесса запоминания.

Правильная организация рабочего места

Ваше рабочее место должно способствовать повышению эффективности запоминания, а не рассеивать внимание наличием ненужных гаджетов или элементов интерьера.

Комфортный диван и чашечка чая с шоколадкой, скорее вызовут сонливость, чем помогут выучить требуемый материал. Поэтому для продуктивной работы воспользуйтесь столом и стулом, которые подходят по вашим эргономическим параметрам и другим характеристикам:

Что влияет на продуктивность памяти. ergonomika. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-ergonomika. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка ergonomika. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Расположение рабочего места

Кроме этого, обратите внимание, где стоят стол и стул, комфортно ли вам. Например, если стол стоит у стены, а стул спинкой к выходу, то вы подсознательно можете ощущать тревожность и беспокойство, что мешает сосредоточиться и продуктивно поработать. Самое удачное расположение, когда за спиной нет большого открытого пространства, а входная дверь находится в поле зрения.

Расположение предметов на столе

Что влияет на продуктивность памяти. raspolozhenie predmetov. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-raspolozhenie predmetov. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка raspolozhenie predmetov. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Здесь важно учесть два условия:

Не стоит использовать яркие, отвлекающие гаджеты. Поместите их в зоне доступа, но так, чтобы они не мешали правильному размещению носителя информации (книги, тетради, планшета) – 35-40 см от глаз с наклоном под углом 15-17 градусов.

Оформление помещения

В домашних условиях не всегда можно добиться оптимального оформления помещения, в котором приходится заниматься, потому что чаще всего это комната, которая совмещает в себе несколько функций. Но тем не менее, стоит обратить внимание на следующие параметры:

Внутренние факторы влияющие на процесс запоминания

Уверенность в себе, в успехе

Что влияет на продуктивность памяти. uverennost v sebe. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-uverennost v sebe. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка uverennost v sebe. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Бодрое состояние

Что влияет на продуктивность памяти. nebodroe sostoyanie. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-nebodroe sostoyanie. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка nebodroe sostoyanie. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Еще один немаловажный фактор влияющие на эффективность запоминания – физическое состояние на данный момент. В бодром состоянии активность мозга выше, запоминается проще, следовательно процесс идет быстрее и качественнее.

Так вот бодрое состояние зависит от ряда условий:

Прямая осанка

Что влияет на продуктивность памяти. osanka dlya zapominaniya za stolom. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-osanka dlya zapominaniya za stolom. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка osanka dlya zapominaniya za stolom. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Прямая осанка влияет на ваше состояние:

Далеко не секрет, что со школьной скамьи детей приучают сидеть прямо, и даже читать в таком же положении, потому что ровный позвоночник – залог правильного функционирования всех органов, систем, насыщения крови кислородом. Пережатые сосуды ведут к ухудшению кровотока, что препятствует снабжению мозга нужными компонентами, вызывает сонливость, замедляет процессы запоминания.

Умение поддержать максимальный уровень работоспособности

Что влияет на продуктивность памяти. rabotosposobnost. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-rabotosposobnost. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка rabotosposobnost. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Работоспособность так же зависит от множества факторов: питания, состояния здоровья, сна и др. Но как ее сохранить максимально в процессе занятий?

Вот несколько приемов, которые помогут вам:

Высокая работоспособность является одним из самых важных факторов продуктивности запоминания.

Наличие базовых знаний

Что влияет на продуктивность памяти. rol bazovyh znanij. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-rol bazovyh znanij. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка rol bazovyh znanij. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Из школьного курса или студенческой поры мы все помним, что учить совершенно новый материал, с неизвестными определениями достаточно сложно. Поэтому, прежде чем приступить к «заучиванию», ознакомьтесь с терминологией, если для вас это совершенно неизвестные понятия. Попробуйте выстроить соответствия между новыми знаниями и теми, что у вас уже есть. В результате вы убьете сразу двух зайцев, вам будет проще освоить новое, и перенести его в долговременную память, где уже хранятся данные по старому материалу.

Самоконтроль

Контролируйте время работы и отдыха, темп процесса заучивания, качество запоминания. Не отвлекайтесь на посторонние дела, шумовые эффекты. Следите за своим состоянием, если чувствуете, что уже полчаса не можете выучить одно предложение или клонит в сон, то пора сделать перерыв.

Остается вопрос, какой фактор оказывает решающее влияние на запоминание, внешняя среда или внутреннее самоощущение? Внешние факторы сказываются на внутреннем состоянии, но как бы идеальны они не были, если вы не в форме, продуктивность процесса запоминания будет снижена.

Источник

СХЕМА ПРИЧИН, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ ПАМЯТИ

Что влияет на продуктивность памяти. image363. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-image363. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка image363. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

мяти могут быть двух видов. С одной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности — зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться и по уровню своей организации.

Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т. п.

При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т.п.

При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.

Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно силь-

ной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.

Индивидуальные особенности памяти иногда приводят к изменениям в структуре всей личности человека. А. Р. Лурия описал один из таких случаев с известным мнемонистом Шерешевским. Этот человек отличался исключительно развитой образной памятью. Он без особого труда удерживал огромные таблицы чисел, слов, легко вспоминая задание шестнадцатилетней давности, обстановку, в которой производился опыт, и т. д. Механизм его запоминания сводился к тому, что он либо продолжал «видеть» предлагаемые ему ряды слов и цифр, либо превращал диктуемые ему слова или цифры в свои, хорошо знакомые ему образы.

В зависимости от длительности сохранения различают:

Что влияет на продуктивность памяти. image365. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-image365. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка image365. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Рис. Х.4. Запомните возможно подробнее, что здесь нарисовано

Что влияет на продуктивность памяти. image367. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-image367. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка image367. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Рис. Х.5. Закрыв бумагой рис. Х.4, скажите по памяти, чего здесь недостает и что лишнее по сравнению с предыдущим рисунком

кратковременную память (запоминание на короткий срок, иногда после однократного и очень краткого восприятия);

долговременную память (длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения);

оперативную память (запоминание, проявляющееся в процессе конкретной деятельности и включающее элементы кратковременной и долговременной памяти).

В соответствии с целями деятельности, в которую включено запоминание, оно может быть:

произвольным, когда определяется сложной целенаправленной умственной деятельностью, подчиненной определенной мнемической задаче;

непроизвольным, когда отсутствует специальная мнемическая задача и запоминание просто сопровождает другую деятельность.

Исследования П. И. Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может быть более эффективным, чем произвольное, в тех случаях, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мыслительной деятельности.

Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности, с различной глубиной понимания. Но мышление всегда является существенной опорой памяти, необходимым условием успешного запоминания. В соответствии с этим обычно различают механическое и логическое (смысловое) запоминание.

Успешность запоминания в значительной мере зависит от смысловых связей между элементами запоминаемого материала. В этом несложно убедиться с помощью предлагаемой низке таблицы слов (рис. Х.6). Экспериментатор внача-

ле читает каждую пару слов, а испытуемые фиксируют в уме связи между этими словами. Затем экспериментатор называет только первое слово пары, а испытуемые должны воспроизвести второе.

Осмысленное запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов. Механическое запоминание основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений. Этим объясняются преимущества осмысленного запоминания.

Запоминание текстов, предполагает ориентировку во всем материале, выделение смысловых групп, установление внутригрупповых отношений и межгрупповых связей.

Процесс осмысленного запоминания включает ряд логических операций:

выделение смысловых опорных пунктов;

составление плана и т. п.

Существенной опорой смыслового запоминания служат различные схемы, диаграммы, таблицы.

Успех запоминания определяется правильной организацией повторений. Повторение должно быть осознанным, осмысленным и активным. В противном случае оно ведет к механическому запоминанию. Поэтому лучший вид повторения — это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания и в новых связях.

Запоминание, опирающееся на содержательные и активные способы работы с материалом, оказывается более продуктивным.

Важнейшим условием эффективности заучивания является пра-

Рис. Х.6. Таблица слов

вильное распределение повторении во времени. Установлено, что концентрированное, сгущенное повторение всегда дает значительно меньший эффект, в то время как при распределении повторений во времени запоминание оказывается более продуктивным. Наиболее благоприятные результаты при распределенном повторении получаются тогда,

когда перерывы в заучивании не очень длительны. Очень краткие интервалы также неблагоприятны. Педагогический опыт показывает, что поспешная подготовка к экзамену не приводит к прочному закреплению знаний. Повторения перед экзаменами должны быть лишь последним звеном в общей цепи систематического повторения учеб-

Что влияет на продуктивность памяти. image369. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-image369. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка image369. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

ОСОЗНАНИЕ ЦЕЛИ ЗАПОМИНАНИЯ

ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЗАПОМИНАЕМОГО

______________ 1 Ломов Б. Ф. Человек и автоматы. М., 1984, с. 59.

В другом эксперименте тем же учащимся примерно через 15 мин предложили придумать пять аналогичных задач. После этого от них потребовалось воспроизвести числа из условий всех десяти задач.

В каком эксперименте испытуемые лучше запомнят числа, содержащиеся в задачах, и почему?

5. Используя материал на с. 167, объясните часто наблюдаемые в школьной практике факты: почему материал быстрее забывается, если сразу же не проведена работа по закреплению? Почему при концентрированной подготовке накануне экзамена быстрее наступает забывание?

6. Чем отличается ретроактивное торможение от проактивного? Что нужно помнить и практически делать для того, чтобы предупредить забывание важного материала?

7. Из школьной практики известны случаи, когда ученики, хорошо знавшие стихотворение, при ответе на уроке от волнения сбиваются и забывают отдельные его части. Как физиологически объяснить такое забывание?

8. Ученик, отвечая на уроке, воспроизводил материал очень неполно. Ему была поставлена неудовлетворительная оценка и сделано замечание, что он дома мало занимается. Ученик ответил, что он много занимается дома (это подтвердили и родители). Какими недостатками в изучении материала можно объяснить то, что, во-первых, ученик плохо запомнил материал, во-вторых, то, что он был уверен, что запомнил его хорошо?

9. В чем заключается основное отличие образов представлений от образов восприятий и от понятий? Объясните, почему представления считают более высокой ступенью познания, чем восприятия.

10. В чем конкретно проявляется учет индивидуальных различий памяти учащихся в процессе вашей практической деятельности?

11. Закономерности запоминания сложны и многообразны. По данным психологической литературы и собственным наблюдениям определите:

Почему необходимым условием успешного запоминания является активность мыслительной деятельности учащихся? Как влияет на запоминание отношение к запоминаемому материалу (целевая установка, понимание значимости, интерес и т. д.)? Чем объяснить, что примеры, придуманные самостоятельно, запоминаются лучше?

Какие ошибки часто допускают учителя при повторении материала и как надо правильно его организовывать? Как предупреждать забывание важного материала?

Как с точки зрения требований психологии следует проводить опрос учащихся и формировать у них готовность к ответу?

XI. МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ

Узловые вопросы темы

1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи.

2. Логические формы мышления.

3. Мышление как деятельность и решение мыслительных задач.

4. Мыслительные операции как основные механизмы мышления.

6. Понятие о воображении как специфически человеческом виде деятельности.

7. Возникновение образов воображения.

8. Виды воображения. Мечта как особый вид воображения. Этапы творческого воображения.

Основные психологические понятия по теме «Мышление»

Абстракция (отвлечение) — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Анализ — мыслительная опера-

ция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

Гипотеза — предположение, проект решения задачи.

Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Задача — цель, заданная в определенных условиях.

Интеллект — общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Инсайт — мгновенное осознание решения некоторой проблемы.

Конкретно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Опосредствование — познание с использованием вспомогательных средств.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Проблемная ситуация — ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью.

Разум (ум) — высшая форма теоретического освоения действительности, проявляющаяся в способности человека мыслить.

Сериация — логический прием последовательного расположения материала по порядку на основании определенных признаков.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Синтез — мыслительная операция, позволяющая в едином ана-литико-синтетическом процессе

мышления переходить от частей к целому.

Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают у. индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

Эвристика — наука, изучающая продуктивное творческое мышление.

Агглютинация — создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений.

Акцентирование — создание новых образов путем подчеркивания тех или иных черт. Может проявляться как уменьшение, или увеличение, или как изменение пропорций отдельных сторон изображаемого, или как многократное их повторение.

Воображение — форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Различают непроизвольное и произвольное, репродуктивное и творческое в.

Творчество — деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.

Творческое воображение — вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляющего основу творчества.

Проблема мышлениядолгое время не была предметом изучения психологии, а изучалась философией и логикой. В изучении мышления особенно отчетливо проявилась борьба между материализмом и идеализмом.

Существуют разные психологические теории мышления.

Согласно ассоцианизму само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту).

Представители вюрцбургской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи.

Согласно гештальтпсихологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания.

Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые формы, и приобретает характер внутренних «умственных» действий.

Исследование мышления занимает одно из центральных мест во всех философских учениях как прошлого, так и настоящего. Мышление в настоящее время исследуется не только психологией, но и различными другими науками — философией, логикой, физиологией, кибернетикой, лингвистикой.

Современная наука идет ко все более глубокому раскрытию сущности мышления разными путями:

через исследование мышления и его законов путем логического анализа;

через его исследование с точки зрения психических функций человека, процессов, протекающих в нервной системе;

через его исследование с помощью средств и методов кибернетики.

Источник

СХЕМА ПРИЧИН, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ ПАМЯТИ

Что влияет на продуктивность памяти. image215. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-image215. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка image215. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов, с одной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности – зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться и по уровню своей организации.

Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т. п.

При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п.

При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.

Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.

Индивидуальные особенности памяти иногда приводят к изменениям в структуре всей личности человека. А.Р. Лурия описал один из таких случаев с известным мнемонистом Ше-решевским. Этот человек отличался исключительно развитой образной памятью. Он без особого труда удерживал огромные таблицы чисел, слов, легко вспоминая задание шестнадцатилетней давности, обстановку, в которой производился опыт, и т. д. Механизм его запоминания сводился к тому, что он либо продолжал «видеть» предлагаемые ему ряды слов и цифр, либо превращал диктуемые ему слова или цифры в свои, хорошо знакомые ему образы.

Что влияет на продуктивность памяти. image216. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-image216. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка image216. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Рис. Х.4. Запомните возможно подробнее, что здесь нарисовано

Что влияет на продуктивность памяти. image217. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-image217. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка image217. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Рис. Х.5. Закрыв бумагой рис. Х.4, скажите по памяти, чего здесь недостает и что лишнее по сравнению с предыдущим рисунком

В зависимости от длительности сохранения различают:

кратковременную память (запоминание на короткий срок, иногда после однократного и очень краткого восприятия);

долговременную память (длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения);

оперативную память (запоминание, проявляющееся в процессе конкретной деятельности и включающее элементы кратковременной и долговременной памяти).

В соответствии с целями деятельности, в которую включено запоминание, оно может быть:

произвольным, когда определяется сложной целенаправленной умственной деятельностью, подчиненной определенной мнемической задаче;

непроизвольным, когда отсутствует специальная мнемическая задача и запоминание просто сопровождает другую деятельность.

Исследования П.И. Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может быть более эффективным, чем произвольное, в тех случаях, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мыслительной деятельности.

Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности, с различной глубиной понимания. Но мышление всегда является существенной опорой памяти, необходимым условием успешного запоминания. В соответствии с этим обычно различают механическое и логическое (смысловое) запоминание.

Успешность запоминания в значительной мере зависит от смысловых связей между элементами запоминаемого материала. В этом несложно убедиться с помощью предлагаемой ниже таблицы слов (рис. Х.6). Экспериментатор вначале читает каждую пару слов, а испытуемые фиксируют

в уме связи между этими словами Затем экспериментатор называет только первое слово пары, а испытуе. мые должны воспроизвести второе.

Осмысленное запоминание основы, вается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов. Механическое запоминание основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений. Этим объясняются преимущества осмысленного запоминания.

Запоминание текстов предполагает ориентировку во всем материале, выделение смысловых групп, установление внутригрупповых отношений и межгрупповых связей.

Процесс осмысленного запоминания включает ряд логических операций:

выделение смысловых опорных пунктов;

составление плана и т. п.

Существенной опорой смыслового запоминания служат различные схемы, диаграммы, таблицы.

Успех запоминания определяется правильной организацией повторений. Повторение должно быть осознанным, осмысленным и активным. В противном случае оно ведет к механическому запоминанию. Поэтому лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем, чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания и в новых связях.

Запоминание, опирающееся на содержательные и активные способы работы с материалом, оказывается более продуктивным.

Важнейшим условием эффективности заучивания является правильное распределение повторений во времени. Установлено, что концентриро-

ПАРЫ СЛОВ БЕЗ ЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИПАРЫ СЛОВ С ЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗЬЮ
КНИГАОКНОПОЧТАПИСЬМО
РУКАТУЧАБУКВАслово
ВИЛКАДЕЛОКАССАДЕНЬГИ
ЧАШКАГРУШАСТАКАНКОФЕ
КОШКАСВЕЧАНЕБОЗВЕЗДА
ГОРАКРАСКАТЕАТРДРАМА
ЯКОРЬКИНОСАНИЗИМА
СОСНАЛОЖКАГНЕЗДОПТИЦА
БРИТВАВОЛНАРЫБАВОДА
ЯЩИКПАЛЕЦБУЛКАМУКА
ТАНЕЦРЕКАВЕСЛОЛОДКА
СПИНАЛАМПАТРАКТОРПОЛЕ
ПЕРОЯЗЫКСАПОГНОГА
ЧИСЛОКРЫШАДОКТОРБОЛЕЗНЬ
НОЖИКЛЕТОПУЛЯРУЖЬЕ
САХАРШЛЯПАВОКЗАЛПОЕЗД

Рис. Х.б. Таблица слов

ванное, сгущенное повторение всегда дает значительно меньший эффект, в то время как при распределении повторений во времени запоминание оказывается более продуктивным. Наиболее благоприятные результаты при распределенном повторении получаются тогда, когда перерывы в заучивании

не очень длительны. Очень краткие интервалы также неблагоприятны. Педагогический опыт показывает, что поспешная подготовка к экзамену не приводит к прочному закреплению знаний. Повторения перед экзаменами должны быть лишь последним звеном в общей цепи систематического повто-

ОСОЗНАНИЕ ЦЕЛИ ЗАПОМИНАНИЯ
ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЗАПОМИНАЕМОГО
1 Г
АНАЛИЗ МАТЕРИАЛА
i
ВЫЯВЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫХ МЫСЛЕЙ
ОБОБЩЕНИЕ
«
ЗАПОМИНАНИЕ ЭТОГО ОБОБЩЕНИЯ

Что влияет на продуктивность памяти. image218. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-image218. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка image218. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Рис. Х.7. Этапы логического запоминания

Рис. Х.9. Темп развития запоминания словесного и наглядного материала: А – абстрактные слова, В – конкретные слова, В – картинки (по данным ЭЛ. Фарапоновой)

Что влияет на продуктивность памяти. image219. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-image219. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка image219. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Рис. Х.8. Заучивание концентрированным и распределенным способами: верхняя линия при концентрированном, нижняя – при распределенном заучивании

рения учебного материала на протяжении всего учебного года.

Продуктивность запоминания зависит от характера материала. Под влиянием систематического обучения память развивается. При этом наблюдается не только количественное увеличение объема и скорости запоминания и воспроизведения, но и ряд качественных изменений памяти. Значительно возрастает преднамеренное запоминание, что связано с быстрым развитием отвлеченной, словесно-логической памяти. Исследования показали, что учащиеся младших классов при осмысливании материала опираются в основном на наглядно воспринимаемые связи и отношения предметов, в старших классах учащиеся лучше используют для запоминания логические связи и понятия.

Эффективность непосредственного и опосредованного произвольного запоминания (по данным А.Н. Леонтьева)

Возраст детейКоличество воспроизведенных слов
Без использования картинокС использованием картинок
4—5 лет 6—7 лет2,2 4,72,92 8,1

Эффективность непроизвольного запоминания знакомых картинок без наименования и при

использовании наименований (поданным Е.Д. Кежерадзе)

Характер действийВозраст детей
4 года5 лет6 лет7 лет
Расположение в пространстве Группировка без наименования Группировка с наименованием2,8 3,2 5,83 3,4 5,83,8 8,25,8 8,2 10,0

Эффективность запоминания предметов в зависимости от трудности их наименования (по даннымЕ.Д. Кежерадзе)

Характер материалаВозраст детей
4 года5 лет6 лет7 лет
Легкий для наименования Более трудный для наименования Совсем трудный для наименования3,2 0,43,4 1,46,0 3,4 0,68,2 3,8 1,4

Эффективность запоминания различного по степени осмысленности материала (по данным Н.А. Корниенко)

Возраст детейКоличество воспроизведенных
Хорошо знакомых игрушек, легко обозначаемых словомХорошо знакомых словНазваний незнакомых деревьев
3—4 года 4—5 лет 5—6 лет 6—7 лет3,9 4,4 5,1 5,61,8 3,6 4,6 4,80 0,3 0,4 1,2

Сохранение заученного материала обеспечивается:

осмысленностью и прочностью запоминания,

Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первые и последние элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется фактором края.

Запоминаемый материал в результате активной работы мышления перестраивается. Процессом, противоположным сохранению, является забывание (см.).

Что влияет на продуктивность памяти. image220. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-image220. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка image220. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Что влияет на продуктивность памяти. image222. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-image222. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка image222. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Рис. Х.10. Кривая запоминания Эббингау-за. Однофазовые кривые учения

Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем; причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.

Забывание биологически целесообразно для организма. Оно обусловлено угасанием временных нервных связей, утративших свое значение и поэтому неподкрепляемых. Забывается прежде всего то, что перестает быть для личности существенным, важным, необходимым.

В психологии существуют различные теории, объясняющие причины забывания. Одна из них называется теорией угасания следов, другая – теорией интерферирующего торможения следов. Согласно первой теории, следы постепенно угасают, стираются. Поэтому забывание рассматривается как естественный, протекающий пасзивно процесс. Согласно второй теории, забывание есть продукт влияния побочных воздействий, взаимного торможения следов.

Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.

Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название преактивного (вперед направленного) торможения (см.). Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности получило название ретроактивного (назад направленного) торможения. Оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта последующая деятельность требует значительных усилий.

Явления проактивного и ретроактивного торможения объясняют многие закономерности памяти: преимущества распределенного повторения по сравнению с концентрированным; лучшее сохранение начала и конца, более прочное запоминание того, что заучено непосредственно перед сном, и т. д.

Воспроизведение представляет собой актуализацию, оживление ранее образовавшихся в мозгу связей. Оно может протекать преднамеренно и непреднамеренно.

узнавание (см.), которое возникает при повторном восприятии объекта;

воспоминание, которое осуществляется в отсутствие восприятия объекта;

припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач;

реминисценцию (см.) – как бы непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

Воспроизведение ранее воспринятого происходит, как правило, в от-

сутствие непосредственных раздражителей, оно осуществляется на основе оживления старых связей и поэтому имеет место только при наличии более прочно закрепленных связей. Узнавание происходит в условиях непосредственного воздействия внешних раздражителей, активизирующих старые связи.

Для установления различий в трудности между процессами узнавания и воспроизведения могут быть использованы рис. Х.11 и 12.

Американский психолог Дж. Миллер свою статью под названием «Магическое число семь плюс или минус два» начинает словами: «Это число буквально следует за мной по пятам, я непрерывно сталкиваюсь с ним в своих делах, оно встает передо мной со страниц самых распространенных наших журналов. Оно принимает множество обличий, иногда оно немного больше, иногда меньше, но оно никогда не меняется настолько, чтобы его нельзя было узнать».

Число семь следует по пятам не за одними психологами. Семерками полны наши пословицы и поговорки: «Семь раз отмерь, один отрежь», «Семь бед – один ответ», «Семеро одного не ждут», «Семь пятниц на неделе», «Семь пядей во лбу», «Седьмая вода на киселе» и т. д.

О семи днях творения мира рассказывают библейские мифы. Семь мудрецов было у древних греков, и семь чудес света знал эллинский мир. Если одно из чудес разрушалось (падал Колосс Родосский или сгорала библиотека в Александрии), его тотчас заменяли другим. Семерку почи-|тали все племена, и, чем дальше в глубь веков, тем больше. Б.Ф. Ломов объясняет это так: «Психологи и историки культуры думают, что в процессе эволюции наряду со многими психофизиологическими константа-

Что влияет на продуктивность памяти. image223. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-image223. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка image223. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Рис. Х.11. Запомните, а затем воспроизведите по памяти изображенные на рисунке фигуры

Что влияет на продуктивность памяти. image224. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-image224. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка image224. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Рис. Х.12. Закрыв бумагой предыдущий рисунок, узнайте здесь фигуры из него

Что влияет на продуктивность памяти. image225. Что влияет на продуктивность памяти фото. Что влияет на продуктивность памяти-image225. картинка Что влияет на продуктивность памяти. картинка image225. Не будем вдаваться в подробности из курса психологии, нейробиологии и т.п. или оперировать научными терминами, а усвоим несколько советов о том, как улучшить процесс запоминания. Чтобы освоение материала происходило продуктивнее и легче, обратите внимание не только на способности и возможности своей памяти, но и факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Рис. Х.13. Синтез сенсорного сообщения

Представление – это образ предмета, основанный на прошлом восприятии. У разных людей в зависимости от их индивидуальных особенностей представления отличаются по степени яркости, отчетливости, устойчивости, полноты ит. д.

Исследования показывают, что образы представлений значительно богаче по содержанию наглядных образов восприятий, так как они:

предполагают интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков, отнесение его к определенной категории;

являются следами не одного лишь восприятия, а результатом сложной практической деятельности.

Вопросы и задания по теме

1. Определите важнейшие особенности памяти как познавательного психического процесса. Сопоставьте психологические, биохимические и физиологические подходы к определению механизмов памяти.

2. Ш., обладавшему феноменальной памятью, в многолюдной аудитории прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился безукоризненно. Затем ему предложили назвать из всего списка слов одно, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие люди с самой обыкновенной памятью мгновенно вспомнили это слово («тиф»), а Ш. потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение всего этого временя он перебирал в уме по порядку все заученные слова. Какой тип запоминания проявился в этом случае?

3. Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию материала?

4. В одном эксперименте группе испытуемых было предложено решить пять арифметических задач.

В другом эксперименте тем же учащимся примерно через 15 мин предложили придумать пять аналогичных задач. После этого от них потребовалось воспроизвести числа из условий всех десяти задач.

В каком эксперименте испытуемые лучше запомнят числа, содержащиеся в задачах, и почему?

5. Используя материал на с. 167, объясните часто наблюдаемые в школьной практике факты: почему материал быстрее забывается, если сразу же не проведена работа по закреплению? Почему при концентрированной подготовке накануне экзамена быстрее наступает забывание?

6. Чем отличается ретроактивное торможение от проактивного? Что нужно помнить и практически делать для того, чтобы предупредить забывание важного материала?

7. Из школьной практики известны случаи, когда ученики, хорошо знавшие стихотворение, при ответе на уроке от волнения сбиваются и забывают отдельные его части. Как физиологически объяснить такое забывание?

8. Ученик, отвечая на уроке, воспроизводил материал очень неполно. Ему была поставлена неудовлетворительная оценка и сделано замечание, что он дома мало занимается. Ученик ответил, что он много занимается дома (это подтвердили и родители). Какими недостатками в изучении материала можно объяснить то, что, во-первых, ученик плохо запомнил материал, во-вторых, то, что он был уверен, что запомнил его хорошо?

9. В чем заключается основное отличие образов представлений от образов восприятий и от понятий? Объясните, почему представления считают более высокой ступенью познания, чем восприятия.

10. В чем конкретно проявляется учет индивидуальных различий памяти учащихся в процессе вашей практической деятельности?

11. Закономерности запоминания сложны и многообразны. По данным психологической литературы и собственным наблюдениям определите:

Почему необходимым условием успешного запоминания является активность мыслительной деятельности учащихся? Как влияет на запоминание отношение к запоминаемому материалу (целевая установка, понимание значимости, интерес и т. д.)? Чем объяснить, что примеры, придуманные самостоятельно, запоминаются лучше?

Какие ошибки часто допускают учителя при повторении материала и как надо правильно его организовывать? Как предупреждать забывание важного материала?

Как с точки зрения требований психологии следует проводить опрос учащихся и формировать у них готовность к ответу?

Узловые вопросы темы

1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи.

2. Логические формы мышления.

3. Мышление как деятельность и решение мыслительных задач.

4. Мыслительные операции как основные механизмы мышления.

6. Понятие о воображении как специфически человеческом виде деятельности.

7. Возникновение образов воображения.

8. Виды воображения. Мечта как особый вид воображения. Этапы творческого воображения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *