Что влияет на предложение в экономике
Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Изменение предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ.
Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага.
Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода.
Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.
Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.
Закон предложения имеет две формы выражения: а) шкала предложения; б) кривая предложения.
Шкала предложения – это табличное выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.
Кривая предложения – это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.
КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ отражает взаимосвязь между количеством предложенного блага и его ценой. Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т. е. предложено на рынок. Для большинства благ кривая предложения имеет «восходящее» и «вогнутое» очертание (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Кривая предложения
Восходящая кривая предложения выражает сущность закона предложения, который заключается в том, что для значительного объема благ чем выше цена на них, тем больший объем этих благ предлагается производителями на рынке.
«Вогнутость» кривой предложения объясняется следующим образом: с повышением цены блага в его выпуске участвует все большее количество фирм, вызывая тем самым значительный прирост объема предложенного блага. По мере роста цены блага на определенном этапе рынок окажется перенасыщен им и расширение выпуска блага прекратится, в результате объем выпуска благ стабилизируется независимо от уровня цен. Если же цена будет продолжать расти, кривая предложения станет вертикальной.
Что лежит в основе кривой предложения?
ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Фирмы постоянно меняют набор предлагаемых ими благ. Что побуждает вносить эти изменения?
Предложение меняется, когда изменяется любой из факторов, влияющих на него, кроме цены блага. По отношению к кривой предложения при каждой рыночной цене предложение увеличивается (или уменьшается), когда увеличивается (или уменьшается) объем предложения.
Не следует путать понятия «движение вдоль кривой предложения» и «сдвиг кривой предложения».
ДВИЖЕНИЕ ВДОЛЬ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – реакция продавцов на изменение цены блага при прочих равных условиях; отражает изменение объема блага, которое производители желают и могут продать. Изменение объема предложения изображается движением вдоль кривой предложения (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Движение вдоль кривой предложения
Из рис. 3.2 видно, что происходит перемещение от одной точки (А) кривой предложения к другой точке этой кривой (В).
Движение вдоль кривой предложения означает, что происходит изменение величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется.
СДВИГ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – реакция продавцов на изменение неценовых факторов; отражает изменение предложения (характера предложения). Изменение предложения – это изменение того объема благ, которое производители желают и могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения (рис. 3.3).
Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага, смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага.
Рис. 3.3. Сдвиг кривой предложения
Итак, когда изменяются цены на неценовые факторы – это сдвиг кривой предложения, т. е. изменение предложения. Когда происходит изменение объема предложения в ответ на изменение цены данного блага – это движение вдоль кривой предложения.
Спрос и предложение
Спрос – это потребность в покупке какого-либо товара или услуги, на удовлетворение которой, потребители готовы потратить необходимые средства. Предложение – это желание и возможность производителей предоставить для продажи те или иные товары и услуги, по определенным ценам, в определённый период времени.
Определение понятий величина спроса и предложения
Величина (объем) спроса – это количество товаров, которые потребители готовы приобрести в данный момент времени по данным ценам.
Величина (объем) предложения – это количество товаров, которое продавцы желают продать в данный момент, в данном месте, при данном уровне цен.
Сегодня почти в каждой развитой стране функционирует рыночная экономика, при которой вмешательство государства либо минимально, либо же вовсе отсутствует. Объемы производства и цены на товары определяются стихийно в результате работы рыночных механизмов. Для того, чтобы понять как эти механизмы работают, нужно изучить главные понятия рынка – спрос и предложение.
Нужна помощь в написании работы?
Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.
Спрос
Спрос (англ. «Demand») – это потребность покупателей в некотором товаре или услуге, обеспеченная их платежеспособностью, а величина спроса – количество товаров, которое покупатели хотят и могут купить.
Факторы спроса
На спрос влияет множество факторов (детерминант). Все факторы условно делят на два вида: ценовые и неценовые.
Ценовой фактор – это цена на данный товар. Ценовой фактор, хоть и не является единственным фактором, оказывающем влияние на выбор потребителей, но является самым существенным.
Среди неценовых факторов (детерминантов), которые оказывают воздействие на поведение покупателей особенно выделяют:
Закон спроса
Закон спроса: если цены на какой-либо товар или услугу увеличиваются, при том, что все прочие параметры остаются неизменными, спрос будет уменьшаться. Закон спроса имеет теоретическое обоснование. Его функционирование объясняется действием трёх механизмов: эффекта дохода, эффекта замещения и закона убывающей предельной полезности.
Кривая спроса
Зависимость между величиной спроса и ценовыми и неценовыми факторами можно графически выразить в виде кривой спроса.
Кривая спроса – это график, показывающий связь между ценой товара и количеством этого товара, которое может и хочет купить потребитель по установленной цене.
На графике изображены две оси: горизонтальная ось Q (от англ. quantity) обозначает количество товара, вертикальная ось P (от англ. price), обозначает цену товара. В этой системе координат, спрос D изображается кривой с отрицательным наклоном.
Снижение величины спроса означает сдвиг кривой влево, увеличение – сдвиг вправо. При этом сдвиги кривой спроса происходят под воздействием внешних факторов при неизменной цене.
Для анализа рынка необходимо проводить четкое различие между изменениями величины спроса на товары или услуги и изменениями в самом спросе:
Изменение величины спроса происходит при изменении цены рассматриваемого продукта при том, что все прочие параметры (вкусы потребителей, их доходы, уровень доступности и прочее) остаются прежними;
Изменение спроса наблюдается под воздействием каких-либо неценовых факторов, при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар.
Предложение
Предложение (англ. «Supply») – это способность и готовность продавцов продать товар или услугу по данной цене. Величина предложения (объем предложения) – это количественное выражение предложения.
Факторы предложения
На предложение, также как и на спрос, влияет два вида факторов – ценовые и неценовые. Несмотря на то, что ценовые факторы и для спроса и для предложения одинаковы, их неценовые факторы довольно сильно отличаются.
Неценовые факторы:
Кривая предложения
Зависимость между величиной предложения и его факторами можно графически выражается в виде кривой предложения. Таким образом, кривая предложения – графическое выражение зависимости величины предложения на некоторый товар от его цены.
При более высокой цене P продавец стремится продать большее количество товара, поэтому кривая предложения S имеет положительный наклон.
Снижение предложения S означает сдвиг кривой влево, увеличение – сдвиг вправо.
Закон предложения
Закон предложения состоит в следующем:
Математически закон предложения сводится к тому, что между величиной предложения и ценой существует прямая зависимость. Продавцам выгодно продавать товары по высокой цене, так как это увеличивает их доход.
Поэтому, когда уровень цен P на рынке повышается – продавцы стараются продавать как можно больше товаров, что приводит к изменению величины предложения.
Изменение предложения легко спутать с изменением его объёма (величины). Чтобы этого избежать, нужно помнить о том, что:
Факторы, влияющие на изменение предложения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Предложение – это желание и возможность продавца предлагать свою продукцию на рынке по заранее установленной цене.
Закон предложения
Согласно закону предложения, цена и величина предложения находятся в прямой зависимости.
Предложение можно представить в виде графика, отражающего различные количества товара, которые продавец (производитель) желает и имеет возможность произвести и реализовать на рынке по определенной цене из нескольких возможных цен за конкретный промежуток времени.
Ключевая особенность закона предложения состоит в следующем: повышение цен ведет к увеличению предложения, и наоборот. По закону предложения все производители хотели бы изготавливать и продавать на рынке большее количество товаров по высокой цене, чем делать это по низкой цене.
Основные показатели предложения – это величина и цена предложения. Под величиной предложения понимается то количество продукции, которое готовы реализовать продавца. А под ценой предложения следует понимать минимальную цену, по которой продавцы готовы продавать конкретное количество продукции.
Именно закон предложения показывает зависимость величины предложения от цены. Такая зависимость цены и предложения связана с двумя причинами:
Кривая предложения
На рисунке 1 представлен график кривой предложения.
Готовые работы на аналогичную тему
Возрастающая линия с положительным наклоном – это кривая предложения. Такой вид кривой свойственен любой функции, в которой существует прямая зависимость между определяющими переменными.
Смещение кривых, которое означает изменение предложения, может происходить под воздействием как ценовых, так и неценовых факторов. Цена является основной детерминантой величины предложения. Между тем, существуют неценовые факторы, оказывающие влияние на изменение предложения.
Неценовые факторы, оказывающие влияние на предложение
К неценовым факторам, влияющим на предложение, относятся:
Зависимость величины предложения от факторов, его определяющих, называется функцией предложения. Чтобы проанализировать предложение используется показатель эластичности.
Эластичность предложения показывает степень изменения предложения в зависимости от повышения цены. Чтобы вычислить коэффициент эластичности, необходимо изменение объема предложения данной продукции разделить на изменение ее цены.
Эластичность предложения также зависит от множества факторов: от величины резервов производственных мощностей, от уровня товарных запасов, от количества времени у производителе для реакции на изменение цен.
Поскольку предложение связано с изменением процесса производства, то оно медленнее адаптируется к изменению цен, по сравнению со спросом. Именно поэтому фактор времени – важнейший в расчете показателя эластичности.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФАКТОРЫ НА НЕГО ВЛИЯЮЩИЕ
Предложение – это желание и способность производителей (продавцов) поставлять на рынок определенное количество товаров или услуг по данной цене.
Предложение является результатом производства и отражает желания и возможности производителя (продавца) произвести и реализовать свой товар.
Величина предложения – это максимальное количество товаров и услуг, которое производители готовы и способны продать по определенной цене в определенном месте и в определенное время. Величина предложения должна определяться за какой-то конкретный промежуток времени.
На величину предложения влияют факторы:
1) ценовые – цена самого товара, цены ресурсов используемых в производстве товаров.
2) неценовой – это уровни технологий, цели фирмы, величина налогов и субсидий, цены на сопряженный товар, ожидание производителей, количество производителей товаров.
Таким образом, предложение является многофакторным.
Факторы, определяющие величину предложения одновременно являются мотивацией предпринимательской деятельности:
Взаимосвязь между предложением и ценой находит отражение в законе предложения, суть которого состоит в том, что величина предложения при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены.
Прямая реакции – предложении на цену объясняется тем, что производство достаточно быстро откликается на любые изменения происходящие на рынке. При повышении цены товаропроизводителей используют резервные мощности или вводят новые. Что приводит к увеличению предложения. Кроме того наличие тенденции спроса цен привлекает в данную отрасль других производителей что увеличивает спрос и предложение. В краткосрочном периоде увеличение предложение наступает немедленно за повышением цены. Все зависит от имеющихся производственных резервов. Поскольку расширение мощностей и перелив капиталов из других отраслей обычно не могут быть осуществлены в короткие сроки. Но в долгосрочном периоде увеличение предложения практически всегда следует за повышением цен.
S – кривая предложения.
Кривая предложения определяет прямую зависимость объема предложения от цены и показывает стремление производителей продать большего товара по высокой цене. Важнейший фактор влияющий на величину предложения это цена данного товара. От уровня рыночных цен зависят доходы продавцов, производителей, и таким образом чем выше цена данного товара, тем больше величина предложения и наоборот,
Цена предложения– это минимальная цена, по которой продавцы согласны поставлять на рынок данный товар, чем ниже цена предложения, тем меньше товаров поступит на рынок. Вместе с тем количество производителей не может быть бесконечно большим, т к происходит насыщение рынка товаром. Главной причиной сокращения предложения является: 1) ограниченность ресурсов – следовательно, кривая рыночного предложения – это кривая цены и предложения, которая отражает величину издержек производства. Чем больше объем производства, тем больше его издержки. Таким образом, кривая предложения показывает более выгодные условия производства и реализации продуктов.
Изменение предложения.
При изменении цены товара, соответствующая точка рыночной конъюнктуры перемещается вдоль кривой предложения, т е происходит изменение величины предложения. Неценовой фактор влияет на изменение всей функции предложения.
При увеличении предложения кривая S1 будет сдвигаться в S2, а при его снижении в кривую S3.
Факторы:
1) Издержки производства или производственные затраты.
Если производственные затраты низкие по сравнению с рыночными ценами, то для производителей выгодно поставлять товары в больших количествах. Если же они высоки по сравнению с ценой, то фирма производит товар в небольших количествах, переключает на другие продукты или даже покидают рынок. Затраты на производство в первую очередь определяются ценами на экономические ресурсы. Очевидно что рост цен на ресурсы оказывает большое влияние на производственные затраты и уровень выпуска.
2) Технология производства – объединяет все, начиная с подлинных технических открытий и лучшего применения существующих технологий и заканчивая обычной реорганизацией рабочего процесса. Совершенствование технологий позволяет производить большее количество продукции с меньшими затратами ресурсов. Технический прогресс также позволяет снижать количество ресурсов требующихся для одного и того же объема товара. Прогресс технологий позволяет производителям чего-либо получать прибыль от производства большего числа машин, оборудования по той же цене.
3) Налоги и субсидии. Действия налогов и субсидий проявляются в разных направлениях. Повышение налогов приводит к росту издержек производства, увеличивая цену производства и снижая спрос. Субсидии – дотации, позволяют сокращать издержки производства за счет государства, способствую тем самым росту предложения.
5) Ожидание производителей. Ожидание изменения цены продуктов в будущем также могут повлиять на желание производителей поставлять продукт на рынке. Например, если производитель ожидает рост цен на свою продукцию, он может начинать увеличивать производственные мощности уже сегодня в надежде на последующее получение прибыли и придерживать товар до повышения цен. Информация о предполагаемом снижении цен может привести к росту предложения в настоящий момент и сокращению предложения в дальнейшем.
6) Число товаропроизводителей. Увеличение числа производителей данного товара приведет к росту предложения и наоборот.
7) Особый фактор на определенные виды продукции. Большое влияние оказывают особые факторы.
Предложение в экономике
Чтобы разобраться в сущности любой экономической модели развития, следует изучить базовые понятия курса микро и макроэкономики. Владение данными терминами поможет отнести существующую экономическую модель к определенному типу, углубит знания о рыночной модели экономического развития.
Для рыночной модели экономики характерной целью деятельности любого из производителей является получение прибыли. Прибыль возможна в том случае, когда производитель уверен в том, что товар будет продан по стоимости, покрывающей издержки для производства данного продукта. Модель рыночной экономики предполагает доступность ресурсов для производства.
В первую очередь, на величину предложения прямо влияет фактор цены. Чем больше стоимость продукта, тем большее его количество готов предложить производитель. Т.е. по цене 50 руб. за 1 шт. предложение, к примеру, составит 8 шт., а при цене 100 руб. предложено уже 12 шт.
Ценовые факторы предполагают движение по кривой предложения, не меняя ее текущего положения на графике. Зависимость между количеством и ценой не предполагает прямо пропорциональной зависимости (зависимость прямая – кривая имеет соответствующий наклон), она говорит о том, что в данный момент времени при данных условиях можно приобрести определенное количество товара по данной цене. Данный термин носит название величина предложения (точка на графике кривой предложения), и определяет количество товара, доступное по определённой цене. Чем выше цена, тем больше предложено товара покупателю.
Существует закон предложения, который говорит о прямой зависимости между стоимостью и величиной предложения: при отсутствии неценовых факторов, увеличение (уменьшение) предложения зависит от увеличения (уменьшения) цены на данный товар.
Закон предложения обосновывается тем, что:
Подводя итог, мы говорили о ценовых факторах предложения, влияние которых можно определить при движении от точки А до точки В на графике (снизу вверх по кривой предложения).
В современных реалиях не существует эталонных моделей развития, и изменение величины предложения на рынке происходит не только под влиянием стоимостных факторов. Существуют также неценовые факторы предложения, вызывающие смещение самой кривой на графике.
Данными факторами могут являться: