Что влияет на позиции сайта
От чего зависит позиция сайта на поисковой странице?
Когда сайт уже запущен и продает товары или услуги, оценить его успешность можно: достаточно проанализировать позицию, которую он занимает в поисковой системе, продажи, рентабельность инвестиций в разработку сайта и т.д.
Но как быть, если сайт только создан и продаж еще нет? Можно ли спрогнозировать, на какую позицию на поисковой странице можно рассчитывать при введении запроса?
Наша цель – создать инструмент для количественного анализа нового сайта, проведения сравнения с другими сайтами и оценки шансов на попадание в топ поисковой системы.
Мы провели эксперимент – взяли 18 новых сайтов, созданных студентами 4-го курса, и протестировали их на предмет наличия параметров, влияющих на позицию сайта внутри поисковой системы.
Для проведения нашего анализа мы опирались на исследование, проведенное «Ашманов и партнеры», в котором приведены результаты анализа «силы» параметров, влияющих на попадание сайта в топ выдачи поисковой системы. В нашем исследовании мы рассматривали результаты, применимые к поисковой системе Яндекс.
Т.к. в нашем эксперименте мы используем результаты исследования, проведенного «Ашманов и Партнеры», приведем их собственное описание проделанной работы.
«Мы ежемесячно оцениваем одну и ту же «исследовательскую» выборку из 160 запросов. Мы постарались сделать ее сбалансированной по тематикам и частотам запросов. Это не вполне получилось, и, наверное, было бы лучше, если бы она была немного больше. Но важнее другое: выборка не меняется с марта 2015 года, и по ней мы можем отследить изменения в ранжировании, накапливавшиеся от месяца к месяцу».
Поисковые системы учитывают многие параметры, которые сводятся при помощи специальной формулы ранжирования. Некоторые параметры влияют сильно, некоторые — незначительно или только в специальных случаях (для отдельных групп запросов или сайтов). Формула ранжирования может настраиваться и корректироваться автоматически — в Яндексе это делает Матрикснет.
Точно определить, какие параметры непосредственно влияют на ранжирование сайтов в поисковой системе, конечно, нельзя. Даже сами сотрудники Яндекса уверяют, что они сами до конца не знают, какие факторы в какой степени учитываются, т.к. формула ранжирования настраивается Матрикснетом. Но, к счастью, для проведения SEO-аналитики достаточно результатов, рассчитанных при помощи математики.
В исследовании, проведенном «Ашманов и партнеры», было применено несколько методов математической статистики для ранжирования факторов. Для оценки корреляции параметра с позицией в результатах поиска был использован ранговый критерий Спирмена («коэффициент корреляции»).
«Коэффициент корреляции между рангами величин показывает, насколько правдоподобно утверждение, что чем больше значение признака, тем выше (или ниже) позиция. Принимает значения от −1 до 1; чем дальше от 0, тем проверяемое утверждение правдоподобнее. Не использует никакой информации о точном значении признака, только порядок, поэтому его особенно удобно использовать для средних из бинарных величин (есть / нет).»
Ниже в таблице указаны параметры и их коэффициент корреляции, влияющий на позицию сайта в поисковой системе Яндекс (в отдельных случаях корреляции параметра с позицией сайта нет, а в отдельных случаях корреляция будет обратной).
Еще раз отметим: когда мы говорим о важности или силе параметра, имеется в виду лишь наличие статистически значимой корреляции. Возможна ситуация, когда прямого влияния нет.
Параметр | Коэффициент корреляции |
---|---|
Локализация в Москве | Корреляции нет |
Основная локализация в Москве | Корреляции нет |
Несколько регионов | 0.10 |
Много регионов | 0.12 |
Локализация в СПБ | 0.10 |
Несколько адресов | 0.10 |
Много адресов | 0.13 |
Адрес на сайте | 0.03 |
Адрес на странице | 0.01 |
Много телефонов | 0.11 |
Более одного телефона | 0.03 |
Телефон на сайте | 0.03 |
Телефон на странице | Корреляции нет |
Телефон 8-800 | 0.08 |
Многоканальный телефон | Корреляции нет |
Только мобильные номера | Корреляции нет |
Обратный звонок | 0.06 |
Онлайн-консультант | — 0.03 (обратная корреляция) |
Широкий ассортимент | 0.05 |
Огромный ассортимент | 0.08 |
Один бренд | 0.02 |
Много брендов | 0.03 |
Кнопка заказа | 0.05 |
Кнопка заказа на странице | 0.04 |
Цена на сайте | 0.05 |
Цена на странице | 0.07 |
Характеристики товаров | Корреляции нет |
Подбор по параметрам | 0.10 |
Сравнение товаров | 0.04 |
Фото товаров | Корреляции нет |
Несколько фото на товар | 0.10 |
Информация об оплате | 0.04 |
Оплата на странице | 0.06 |
Оплата в интерфейсе | 0.04 |
Упоминание об оплате | 0.06 |
Оплата картой | 0.07 |
Яндекс-деньги | 0.07 |
Web-money | 0.09 |
Информация о доставке | 0.05 |
Доставка на странице | 0.06 |
Курьер | 0.11 |
Самовывоз | 0.08 |
Почта или транспортные компании | 0.04 |
Информация о гарантии | 0.03 |
Постпродажное обслуживание | 0.06 |
Упоминание гарантии | Корреляции нет |
Скидки и спецпредложения | 0.06 |
Скидки и спецпредложения на странице | 0.07 |
Отзывы | 0.07 |
Отзывы на странице | 0.03 |
Упоминание отзывов | 0.05 |
Отзывы в интерфейсе | 0.05 |
Сертификаты, лицензии, награды | 0,05 |
Сертификаты на странице | Корреляции нет |
Рекомендации по выбору | 0,04 |
Рекомендации по выбору на странице | Корреляции нет |
Информация о специалистах | 0.05 |
Информация о специалистах на странице | Корреляции нет |
Видео на сайте | 0.11 |
Видео на странице | 0.08 |
Публикации, статьи, обзоры | 0.09 |
Справочные материалы | 0.05 |
Новости | 0.03 |
Группы в соц.сетях | 0.09 |
0.10 | |
VKONTAKTE | 0.10 |
0.12 | |
YOUTUBE | 0.09 |
0.09 | |
GOOGLE+ | 0.07 |
ОДНОКЛАССНИКИ | 0.05 |
ПРОЧИЕ | 0.08 |
Ссылки «Поделиться» | 0.06 |
«Поделиться»: FACEBOOK | 0.06 |
«Поделиться»: VKONTAKTE | 0.06 |
«Поделиться»: TWITTER | 0.07 |
Количество шеров | 0.10 |
Шеры: FACEBOOK | 0.09 |
Шеры: VKONTAKTE | 0.11 |
Тематический индекс цитирования* | 0.18 |
Linkrank ссылок на сайт | 0.16 |
Ссылающиеся на сайте домены | 0.17 |
Уникальные ссылки на сайт | 0.17 |
Ссылающиеся на URL домены | 0.10 |
Уникальные ссылки на URL | 0.10 |
Доля ссылок на главную страницу | — 0.05 (обратная корреляция) |
Ссылки на сайт: точный запрос | 0.06 |
Ссылки на сайт: Запрос + словоформы | 0.07 |
Ссылки на сайт: все слова запроса | 0.06 |
Ссылки на сайт: все слова запроса или синонимы | 0.07 |
Ссылки на сайт: слова запроса | 0.15 |
Ссылки на сайт: слова запроса и дополнения | 0.16 |
Ссылки на URL: слова запроса | 0.09 |
SEO-ссылки на сайт: слова запроса | 0.09 |
Белые ссылки на сайт: слова запроса | 0.16 |
Точные запросы | Корреляции нет |
Запросы в любой форме | Корреляции нет |
Неточные запросы | Корреляции нет |
Слова запроса | 0.05 |
Все слова | 0.01 |
Синонимы | Корреляции нет |
Неточные запросы + синонимы | Корреляции нет |
Слова запроса + синонимы | Корреляции нет |
Дополнения | 0.04 |
Слова запроса + дополнения | 0.04 |
Слова запроса в title | 0.03 |
Cлова запроса + синонимы в title | 0.04 |
Неточный запрос в title | Корреляции нет |
Неточный запрос + синонимы в title | Корреляции нет |
Точный запрос в title | Корреляции нет |
Все слова запроса в title | 0.04 |
Все слова запроса + синонимы в title | 0.06 |
Дополнения к запросу в title | 0.04 |
Слова запроса в URL | Корреляции нет |
Cлова запроса в домене | Корреляции нет |
Слова запроса в description | 0.04 |
Слова запроса в keywords | Корреляции нет |
Слова запроса в h1 | Корреляции нет |
Слова запроса в h2-h4 | Корреляции нет |
Слова запроса в strong | Корреляции нет |
Слова запроса в Li | 0.07 |
Слова запроса в ссылках | 0.09 |
Слова запроса в атрибуте title | Корреляции нет |
Слова запроса в атрибуте alt | 0.07 |
Риск «баден-бадена»** | — 0.04 (обратная корреляция) |
Слова запроса в текстовом блоке | Корреляции нет |
* Тематический индекс цитирования», который рассчитывается для сайтов Яндекс, —оценивает авторитетность сайта на основе ссылок на него с других сайтов, в зависимости от их количества, авторитетности и тематики.
** Баллы риска «Баден-Бадена» ставятся за неестественные повторы слов, за штампованный или неграмотный текст и другие стилистические проблемы, за большое покрытие текста запросами, излишнее количество «воды» и др. Чем больше баллов — тем страшнее.
Проанализировав таблицу, можно сделать огромное количество выводов, вот несколько из них:
Вернемся к нашему эксперименту. Мы протестировали 18 новых сайтов – оценили наличие параметров, коррелирующих с позицией сайта в поисковой системе, и постарались выявить лидера – сайт, обладающий наибольшими шансами на попадание в топ выдачи.
Понятно, что сайту, продающему услуги, не нужна информация о доставке. Поэтому мы отобрали несколько бинарных параметров (есть / нет), применимых ко всем сайтам, вне зависимости от сферы деятельности.
На основании уже проведенного ранжирования параметров, мы провели сравнение сайтов, применяя следующую систему:
Если параметр присутствует на сайте – сайту присваивается 1, если параметр отсутствует – присваивается 0.
Т.к. для каждого параметра уже рассчитан коэффициент корреляции, при умножении оценки (1 или 0) на коэффициент корреляции, мы получаем средневзвешенную оценку. Остается сложить оценки параметров для каждого сайта. Сайт, получивший наивысший балл по сумме всех средневзвешенных оценок и будет обладать наибольшими шансами на попадание в топ выдачи поисковой системы по сравнению с остальными.
В качестве примера мы не тестировали сайты по всем применимым параметрам. Для демонстрации принципа работы алгоритма мы ограничились 16 основными параметрами.
Из проведенного анализа видно, что наиболее высокую оценку получил сайт http://englishschoolonline-easyeng.tilda.ws/.
На данном сайте приведены цены, указаны скидки и спецпредложения, приведены отзывы, наглядно сравниваются пакеты услуг. Проведенный анализ означает, что данный сайт обладает наибольшими шансами на попадание в топ выдачи поисковой системы (в данном случае Яндекс).
Вывод: Применяя описанный метод, можно оценить сайт по наличию параметров с учетом коэффициента корреляции. Проведенный подобным образом анализ позволит наглядно продемонстрировать, каких важных параметров (имеющих высокий коэффициент корреляции с позицией) на сайте недостаточно, и на что следует обратить внимание при доработке сайта.
И наоборот — есть параметры, которые могут дать обратный эффект (отрицательный коэффициент корреляции), следовательно, стоит подумать, а нужен ли этот параметр на сайте?
Что влияет на позиции сайта?
Позиция сайта в поисковиках зависит от многих факторов, но есть основные. Самые важные — это контент: исчерпывающий ответ на поисковый запрос пользователя и четкая структура документа.
1. Качество контента
Качественный контент — основной фактор, влияющий на позицию сайта в поисковиках. Хороший контент способствует удержанию внимания пользователей, добавление сайта в закладки.
2. Заголовок и сниппет
Заголовок должен содержать ключевое слово и быть заметным в результатах поиска.
Хорошо написанный сниппет содержит точное вхождение ключевого слова, не обрезан и отвечает на вопрос, поставленный пользователем. Если сниппет, не соответствует контенту страницы, это приведёт к тому, что посетители, зайдя на сайт не найдут нужной информации будут очень быстро возвращаться обратно в поиск, тем самым показывая Яндексу, что страница нерелевантна.
Привлекательный сниппет в поиске более кликабелен
Данные о содержимом сайта можно отправить в Яндекс.Вебмастер. Тогда, кроме поиска, они смогут появиться на других сервисах Яндекса.
3. HTML-код
Кроссбраузерная семантическая верстка, валидный HTML-код в настоящее время очень важный фактор, сильно влияющий на позиции сайта. Естественно, что сайт должен отображаться в правильной кодировке.
4. Обратные ссылки
Количество и качество обратных ссылок. Хорошо, когда ссылки находятся на постоянной основе и не мигают. Учитывается также, есть ли переходы по ссылкам. Множество ссылок с некачественных сайтов не дает никакого положительного эффекта. Тем более после введения нового алгоритма «Минусинск».
Для получения качественных ссылок понадобятся хорошие биржи, где можно купить вечные ссылки с трастовых ресурсов и практически моментальной индексацией. Доступ оптимизаторам в GoGetLinks свободен, а вот в PR.Sape — нужен инвайт. У меня еще осталась парочка — кому нужен инвайт — обращайтесь.
5. Поведенческие факторы
Пользовательские факторы (ПФ) относятся к важной группе факторов ранжирования алгоритма Яндекса. Информация о них берется из выдачи (это — клики по сниппетам, возвраты в выдачу и другие факторы), cookies, Яндекс.Бара и других источников. К ним относятся:
Кликабельность сайта
Кликабельность сайта или страницы по данному запросу в результатах поиска — чем лучше сниппет, тем выше CTR, тем лучше поведенческие факторы.
Посещаемость сайта
При ранжировании сайтов, Яндекс учитывает посещаемость сайта или отдельной страницы не только из поисковых систем. Важно, чтобы трафик был из разных источников. Это и прямые заходы на сайт из закладок, путем набора имени в адресной строке (type-in), переходы по ссылкам с других сайтов, из социальных сетей, с тематических форумов и блогов, из контекстной и баннерной рекламы.
Нецелевые посетители
Но следует учитывать, что не всякий трафик будет полезен сайту, который должен занять высокую позицию в поисковиках. Например, нецелевые посетители быстро покинут страницу, так как предоставленный материал на сайте не представляет для них интререса. Соответственно они не проведут на сайте достаточно времени и это ухудшит поведенческие факторы.
При разработке контекстной рекламы следует составлять такие тексты, чтобы сразу исключить нецелевые переходы. Нецелевой трафик практически не конвертируется в покупателей, бессмысленно расточая рекламный бюджет, но и негативно влияет на ранжирование по группе пользовательских факторов.
Целевые посетители
Кстати, для молодого сайта, грамотно построенная рекламная кампания для привлечения целевых посетителей (за счет контекстной рекламы, социальных сетей, баннеров, других источников) может хорошо повлиять на позиции сайта, улучшив пользовательские факторы.
Отслеживать нецелевых посетителей можно по количеству отказов в статистике Google Analytics или Яндекс.Метрике.
Поведение пользователей на сайте
Поведение пользователей на сайте, глубина (количество страниц) и длительность просмотров, добавление в закладки и другие действия.
6. Юзабилити
Юзабилити сайта — удобство пользования сайтом. Структура сайта должна быть четкой и понятной. На сайте должен быть порядок, чтобы пользователь мог чувствовать себя комфортно и легко ориентироваться на сайте.
Общее восприятие сайта формируется из каждой мелочи, даже если это происходит на подсознательном уровне, это:
Как повысить позиции сайта в поиске: 18 кейсов и 10 рекомендаций
Когда сайт уже запущен и продает товары или услуги, оценить его успешность можно: достаточно проанализировать позицию, которую он занимает в поисковой системе, продажи, рентабельность инвестиций в разработку сайта и т.д.
Но как быть, если сайт только создан и продаж еще нет? Можно ли спрогнозировать, на какую позицию на поисковой странице можно рассчитывать при введении запроса?
Наша цель — создать инструмент для количественного анализа нового сайта, проведения сравнения с другими сайтами и оценки шансов на попадание в топ поисковой системы.
Мы провели эксперимент — взяли 18 новых сайтов, созданных студентами 4-го курса, и протестировали их на предмет наличия параметров, влияющих на позицию сайта внутри поисковой системы.
Для проведения нашего анализа мы опирались на исследование, проведенное «Ашманов и партнеры», в котором приведены результаты анализа «силы» параметров, влияющих на попадание сайта в топ выдачи поисковой системы. В нашем исследовании мы рассматривали результаты, применимые к поисковой системе Яндекс.
Т.к. в нашем эксперименте мы используем результаты исследования, проведенного «Ашманов и Партнеры», приведем их собственное описание проделанной работы.
«Мы ежемесячно оцениваем одну и ту же „исследовательскую“ выборку из 160 запросов. Мы постарались сделать ее сбалансированной по тематикам и частотам запросов. Это не вполне получилось, и, наверное, было бы лучше, если бы она была немного больше. Но важнее другое: выборка не меняется с марта 2015 года, и по ней мы можем отследить изменения в ранжировании, накапливавшиеся от месяца к месяцу».
Поисковые системы учитывают многие параметры, которые сводятся при помощи специальной формулы ранжирования. Некоторые параметры влияют сильно, некоторые — незначительно или только в специальных случаях (для отдельных групп запросов или сайтов). Формула ранжирования может настраиваться и корректироваться автоматически — в Яндексе это делает Матрикснет.
Точно определить, какие параметры непосредственно влияют на ранжирование сайтов в поисковой системе, конечно, нельзя. Даже сами сотрудники Яндекса уверяют, что они сами до конца не знают, какие факторы в какой степени учитываются, т.к. формула ранжирования настраивается Матрикснетом. Но, к счастью, для проведения SEO-аналитики достаточно результатов, рассчитанных при помощи математики.
В исследовании, проведенном «Ашманов и партнеры», было применено несколько методов математической статистики для ранжирования факторов. Для оценки корреляции параметра с позицией в результатах поиска был использован ранговый критерий Спирмена («коэффициент корреляции»).
«Коэффициент корреляции между рангами величин показывает, насколько правдоподобно утверждение, что чем больше значение признака, тем выше (или ниже) позиция. Принимает значения от −1 до 1; чем дальше от 0, тем проверяемое утверждение правдоподобнее. Не использует никакой информации о точном значении признака, только порядок, поэтому его особенно удобно использовать для средних из бинарных величин (есть / нет).»
Ниже в таблице указаны параметры и их коэффициент корреляции, влияющий на позицию сайта в поисковой системе Яндекс (в отдельных случаях корреляции параметра с позицией сайта нет, а в отдельных случаях корреляция будет обратной).
Еще раз отметим: когда мы говорим о важности или силе параметра, имеется в виду лишь наличие статистически значимой корреляции. Возможна ситуация, когда прямого влияния нет.
* Тематический индекс цитирования, который рассчитывается для сайтов Яндекс, —оценивает авторитетность сайта на основе ссылок на него с других сайтов, в зависимости от их количества, авторитетности и тематики.
** Баллы риска «Баден-Бадена» ставятся за неестественные повторы слов, за штампованный или неграмотный текст и другие стилистические проблемы, за большое покрытие текста запросами, излишнее количество «воды» и др. Чем больше баллов — тем страшнее.
Подобные выводы можно сделать в отношении каждого параметра, мы привели лишь несколько из них.
Вернемся к нашему эксперименту. Мы протестировали 18 новых сайтов — оценили наличие параметров, коррелирующих с позицией сайта в поисковой системе, и постарались выявить лидера — сайт, обладающий наибольшими шансами на попадание в топ выдачи.
Понятно, что сайту, продающему услуги, не нужна информация о доставке. Поэтому мы отобрали несколько бинарных параметров (есть/нет), применимых ко всем сайтам, вне зависимости от сферы деятельности.
На основании уже проведенного ранжирования параметров, мы провели сравнение сайтов, применяя следующую систему:
Если параметр присутствует на сайте — сайту присваивается 1, если параметр отсутствует — присваивается 0.
Т.к. для каждого параметра уже рассчитан коэффициент корреляции, при умножении оценки (1 или 0) на коэффициент корреляции, мы получаем средневзвешенную оценку. Остается сложить оценки параметров для каждого сайта. Сайт, получивший наивысший балл по сумме всех средневзвешенных оценок и будет обладать наибольшими шансами на попадание в топ выдачи поисковой системы по сравнению с остальными.
В качестве примера мы не тестировали сайты по всем применимым параметрам. Для демонстрации принципа работы алгоритма мы ограничились 16 основными параметрами:
Из проведенного анализа видно, что наиболее высокую оценку получил сайт http://englishschoolonline-easyeng.tilda.ws/.
На данном сайте приведены цены, указаны скидки и спецпредложения, приведены отзывы, наглядно сравниваются пакеты услуг. Проведенный анализ означает, что данный сайт обладает наибольшими шансами на попадание в топ выдачи поисковой системы (в данном случае Яндекс).
Вывод: Применяя описанный метод, можно оценить сайт по наличию параметров с учетом коэффициента корреляции. Проведенный подобным образом анализ позволит наглядно продемонстрировать, каких важных параметров (имеющих высокий коэффициент корреляции с позицией) на сайте недостаточно, и на что следует обратить внимание при доработке сайта.
И наоборот — есть параметры, которые могут дать обратный эффект (отрицательный коэффициент корреляции), следовательно, стоит подумать, а нужен ли этот параметр на сайте?
Рекомендации:
В заключение хотелось бы отметить, что для достижения успеха необходимо тщательно тестировать свой сайт. Причём начинать можно и нужно еще до запуска продаж. Успехов в ваших начинаниях!