Что влияет на общение
Сложности коммуникации: какие причины и факторы препятствуют легкому общению с людьми? (2 фото)
Конечно, не все современные люди испытывают трудности в общении. Но в той или иной мере с этой проблемой однажды или периодически сталкиваются многие. Какие факторы препятствуют легкому взаимодействию?
Причины сложностей в общении
1. Излишняя погруженность в себя и свои проблемы. Это довольно распространенная ситуация. Логично, что с собеседником, постоянно, что называется, перетягивающим на себя одеяло и говорящим только о своих делах, достижениях, успехах, проблемах никто не будет хотеть общаться.
2. Категоричность. Излишняя жесткость и нежелание принять точку зрения собеседника возможны. Но только в отдельных важных случаях. В остальном спор ради спора – это путь в никуда.
3. Неуверенность. Комплексы могут быть даже у самых уверенных в себе людей. Излишняя стеснительность, ограниченный словарный запас, проблемы с дикцией и другие факторы способны вызывать сложности при общении с малознакомыми и посторонними людьми.
4. Непонимание. Отсутствие желания понять причину разговора, его суть, проблему – это один из часто встречающихся факторов, препятствующих диалогу. При этом собеседники чаще игнорируют проблему, нежели пытаются ее решить. К конфликту может привести языковой барьер, неприятие иерархических отношений, нежелание или неумение понимать вербальные знаки – язык тела, жесты, мимику.
5. Страх. Если человека однажды прервали во время диалога, он может осознанно или подсознательно опасаться повторения ситуации и испытывать из-за этого сложности в общении.
6. Неприятие. Случается и так, что у человека, собственно, и нет никаких проблем, комплексов или блоков. Просто собеседник вызывает отвращение из-за внешнего вида, особенностей поведения или сложившейся репутации.
7. Отсутствие интереса. Как и его переизбыток, могут представлять собой серьезное препятствие в разговоре. Излишний интерес к человеку может вызвать у того подозрение, что его хотят использовать. А отсутствие интереса приведет к его взаимному затуханию и с другой стороны.
8. Проблемы самооценки. Причины как завышенной, так и заниженной самооценки следует искать в детстве. У людей с низкой самооценкой отсутствует четкое понимание собственного образа, сильных и слабых сторон. Это порождает массу противоречий и сомнений в себе. Это мешает в отстаивании своего мнения и защите интересов. Даже нацеливаясь на успех, люди с низкой самооценкой заведомо готовы к неудаче и ждут ее. В попытке защитить себя они стараются быть незаметными, зачастую упуская массу возможностей и перспектив. Вторая сторона медали – завышенная самооценка. Такие люди считают себя центром мироздания, идеалом, эталоном. И в общении с другими у них проскальзывает пренебрежение. Они словно сообщают собеседнику и миру, что если что-то кого-то не устраивает, то все могут быть свободны, напрягаться он не станет. Индивиды с завышенной самооценкой при общении всячески возвышают собственные достоинства и принижают достоинства других. И это тоже порождает сложности при взаимодействии с социумом.
Для чего нужно общение
Далеко не все признаются, что зависимы от общения. Для человека находиться в социуме — жизненная необходимость. Зачем человеку общение, в чем его смысл и польза. Почему потребность взаимодействовать с другими людьми так важна для личности. Какие проблемы могут возникнуть при недостатке общения и как их избежать. На все эти вопросы вы найдете ответы в статье.
Зачем нужно общение
Малоизвестный факт: если человека надолго изолировать от общества, он начнёт деградировать. Появятся изменения в психике. Человек — существо стадное, и мы не можем нормально жить и развиваться без общения и взаимодействия.
Психологи под общением понимают взаимодействие при помощи слов, жестов, положения тела, мимики, выражения лица. Человеку очень важно, чтобы вокруг были такие же люди, как он
Почему так важно общение?
Вот почему общение важно для человека. Благодаря ему он не теряет себя. Он ориентируется на других людей, сравнивает себя с ними. Так создаются общества людей, в которых не принято убивать, унижать. Люди строят мирную жизнь, удобную для большинства. Асоциальные личности есть и были всегда, но они являются, скорее, исключением, которое только подтверждает правило. Для них в нашем обществе есть специальные исправительные учреждения: кабинеты психологов, психиатров, тюрьмы.
Взаимопонимание в общении
Это, пожалуй, основа, лежащая на поверхности. Именно взаимопонимание люди считают главной пользой общения. Вот зачем человеку общение: он чувствует, что другие его понимают. Он осознает, что если другие поступают и чувствуют также, значит, он прав.
Не с каждым человеком получится достигнуть взаимопонимания. На это влияет множество факторов.
Например, разные темпераменты: если меланхолик рыдает в три ручья, холерик только рассердится и осудит такую реакцию.
Другой пример: разные условия жизни. Когда бедняк теряет кошелёк, это воспринимается гораздо тяжелее, чем если это случится у богача.
Говорят: «Сытый голодному не товарищ». И это верно. Если одинокая девушка опоздает на свидание и расскажет об этом своей замужней подруге, та не поймет всю глубину ее разочарования.
Также влияет интеллект. Люди, которые любят порассуждать о глубинных вещах, мироздании, обсудить какие-то высокие темы, не смогут сделать это с людьми иного умственного строя. Так, кандидату наук по философии будет не о чем разговаривать со своей одноклассницей, которую интересуют только модные сумочки и последние новости. Многие чувствовали это на себе: не со всеми одноклассниками удавалось найти общий язык. Просто все разные. А без взаимопонимания отношений не получится.
Если муж мечтает о крутой тачке и путешествиях в весёлой компании, а жена хочет много детей и свой дом, такая пара просуществует недолго. Взаимопонимание — это совпадение взглядов, мыслей, предпочтений. Вот для чего нужно общение. Установившийся на этой базе контакт. Такие люди становятся друзьями.
Польза общения
Не у каждого человека есть друзья. Так случается: есть люди, которые тяжело привыкают к другим, сильно отличаются от окружающих. Есть и те, кто просто не жаждет общения или не находит времени, чтобы сблизиться с другими. Для таких людей в ситуации стресса рекомендованы кабинеты психотерапевтов. Вот для чего нужно общение человеку: оно исцеляет.
Даже если у вас нет друга, которому вы могли бы довериться, поговорить о своих проблемах и получить поддержку, общение необходимо для психики. Когда человек не доверяет окружающим, всё держит в себе, проблемы накапливаются. Так возникают мышечные зажимы в теле, которые могут спровоцировать любое заболевание, кроме, пожалуй, сифилиса. Как писал один сатирик: «Все болезни от нервов, только сифилис от удовольствия».
Знание и опыт
Зачем человеку общение? Краткий ответ — для обмена информацией. Это даёт знания и опыт. Помимо собственного опыта мы перенимаем опыт других людей. Причём, вопреки расхожему мнению, учиться можно и у детей, не только у старшего поколения. Посредством контактов с другими людьми мы получаем новые знания обо всём. Это способствует личностному развитию. Наше окружение сильно влияет на нас, формирует нас, как личность. Поэтому родители часто беспокоятся за своих детей, которые выбирают себе друзей из разряда хулиганов. Чему они могут научить чадо?
Но это мнение спорное. Любой человек обладает определённым набором качеств. И даже у психов есть чему поучиться. Всё зависит от человека: мы сами решаем, что «брать» от окружающих. Ведь и образованные люди с хорошей репутацией могут научиться плохому. Например, высокомерию. А хулиганы могут научить, как постоять за себя. Они могут объяснить, что нельзя бросать друга в беде, покажут, что такое смелость. Все люди без исключения равны в этом плане. И в каждом есть добродетель и негативная сторона. Вот почему человеку необходимо общение: контактируя с разными людьми, мы сами выбираем, какие черты перенимать. Но мы в любом случае получаем знания и жизненный опыт.
Взгляд на вещи
Зачем нужно общение? Люди не всегда точно знают, как следует поступить в той или иной ситуации. Часто мы принимаем желаемое за действительное и действуем, исходя из неверных побуждений. Общение помогает рассмотреть проблему под другим углом. Человек начинает лучше понимать ситуацию, когда поговорит о ней с кем-то. Опыт других людей позволяет нам корректировать свои действия и не совершать ошибок. Это то, что даёт общение человеку. Если, конечно, человек достаточно умён, чтобы прислушиваться к другим.
Помощь и поддержка
Общение позволяет нам оказывать не только моральную помощь близким. Расскажите о своей беде по-настоящему близким людям, они помогут решить вопрос. Так, посредством общения, человек обретает помощников. Старая русская поговорка гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Люди помогают своим друзьям и в ответ они рассчитывают на такую же помощь. Это называется взаимностью. Она свойственна дружеским отношениям, ибо родственников мы не выбираем и они не всегда оказываются похожими на нас во взглядах на жизнь. Конечно, негласный закон предписывает и родственникам всегда помогать друг другу, но так поступают далеко не все. А друзья — это люди, которые ничем друг другу не обязаны. Как правило, именно на них и можно рассчитывать.
Способность сопереживать: эмпатия
Эмпатия — термин, означающий способность к сопереживанию. Эмпаты — люди, которые принимают чужую беду близко к сердцу, как свою. В сущности, это тяжёлая ноша, но здесь мы не выбираем. Эмпатия — не выработанная привычка, а врождённая черта, как темперамент и характер.
Как отличить эмпата.
Такие люди — глубоко восприимчивы. Они замечательные друзья. И это ещё одна причина для общения: вам посочувствуют, вы почувствуете облегчение, когда кто-то испытает идентичные чувства, услышав о вашей проблеме. Эмпатия свойственна каждому человеку, но в разной степени. Как правило, друзья проявляют эмпатию по отношению друг к другу.
Рефлексия в общении
Очень важное свойство общения — через него мы занимаемся, в том числе, самопознанием. Собеседник может обратить внимание на то, как вы думаете, как воспринимаете определённые ситуации. Это позволяет вам лучше познать себя, понять, как вы мыслите. Это и называется рефлексией. Без общения рефлексия получается односторонней. А так сложнее быть объективным.
Общение с позиции психологии
Психологи давно установили, что замкнутые люди, которые не имеют друзей и мало общаются, становятся асоциальными. Это грозит возникновением психологических проблем. Одни зацикливаются на себе и своих состояниях. Так появляется ипохондрия. Сегодня эта проблема очень распространена. Другие люди не делятся переживаниями, держат всё в себе. Они испытывают тяжесть ноши одиночества и становятся грубыми, черствыми.
Роль общения
Подытожим вышесказанное и перечислим основные позиции общения в жизни человека.
Всё это человек получает посредством общения.
Условия общения
Существует некий устав взаимодействий индивидуумов. Для коллег бывает характерно здороваться с помощью кивка, обмениваться улыбками, жестами выражать одобрение. Это виды невербального общения. Взгляд, положение тела, выражение лица. Влюблённые могут общаться, не открывая рта. Близкие люди давно научились понимать друг друга без слов.
Есть и другие условия. У друзей и близких принято звонить друг другу по телефону. Условие для общения с посторонними людьми — уважение. К старшим мы обращаемся на «вы». К старшему по должности — по имени и отчеству. Это условие называется субординация. У молодёжи бывает принято обмениваться специальными рукопожатиями, запрыгивать друг другу на спину. Даже подзатыльник может служить формой общения. А форма зависит от условий: насколько люди близки, как принято у них взаимодействовать. Здесь влияние оказывает и воспитание, и культура, и социализация.
Этапы общения
На этом разговор может завершиться фразой, сигнализирующей о желании прекратить взаимодействие. «Ладно, мне пора», «Увидимся, привет жене». Если у людей есть общие темы, они обсуждаются, после чего разговор переходит к заключительному этапу.
Структура общения
Условно выделяют три категории общения:
Коммуникация является способом передачи информации посредством слов. Это диалог. Интерактивное общение — совместные действия. Перцептивное — взаимное восприятие. Все три составляющие являются единым целым и не существуют по отдельности.
Функции общения
Взаимодействие индивидуумов имеет ряд функций.
Виды общения
Существует подразделение на разновидности общения.
Что помогает людям общаться
Общение строится на вербальных и невербальных сигналах. Люди всегда улавливают недосказанное на подсознательном уровне. Например, если человек раздражен, но никак этого не показывает, оппонент может распознать это по жестам: скрещенные руки, взгляд в сторону, раздутые ноздри. Но это происходит на подсознательном уровне, человек не анализирует поведение и жесты собеседника — это делает его мозг, отправляя сигналы в подсознание. Люди называют это шестым чувством, когда сотрудник вдруг понимает, что сейчас не стоит просить отпуск, хотя начальник не подавал повода так думать. Мозг уже просканировал его поведение и отправил сигнал.
Заключение
Общение является важнейшей потребностью человека. Это необходимо ему на психологическом, сознательном и подсознательном уровне. Таково устройство нашей психики: без коммуникации человек теряет связь с миром, теряет себя, дичает. Именно по этой причине психологи называют душевный разговор — лучшим средством от стресса и депрессии. Общайтесь, контактируйте с близкими, заводите новые знакомства — это нужно каждому для психологического здоровья.
Влияние общения на человека
Личность человека развивается под непрерывным вмешательством внешней среды, общению в котором отводится одно из главенствующих мест. Общение помогает людям решать множество задач: обмениваться информацией и опытом, организовывать совместную деятельность, познавать друг друга и мир, оказывать воздействие, выражать мысли, эмоции, идеи, удовлетворять потребности и прочее. Общение решает как практические задачи, так и оказывает влияние на внутреннее состояние личности, ее настроение и эмоции.
В отдельных ситуациях влияние от общения наблюдается в аффектах, как негативных (злость), так и позитивных (радость).
Влияние общения на формирование личности человека огромно. В нем можно обнаружить некоторые закономерности. Если родители со своим ребенком рассуждают взвешено и спокойно, то и ребенок у них вырастет спокойным и рассудительным. Если родителям сложно говорить спокойно, речь наполнена истерическими нотками, то и их чадо вырастет неуравновешенным. Связывают это с тем, что у малыша перевозбужденные инстинкты и в каждой ситуации он распознает что-то эмоционально для себя важное. Эту черту относят к эмоциональной лабильности. Она зачастую приводит к износу нервной системы. Эмоциональную лабильность считают расстройством, характеризующимся неустойчивым настроением. Тем, кому свойственна эта черта, эмоционально отреагируют на всякие события, даже не подразумевающие такой явной реакции.
Негативное влияние от общения отражается на психике личности, оставляя там глубокие «следы». Общение влияет на личностные качества человека и принимаемые им решения. Сказанное слово способно принести пользу, а может оказать непоправимый урон (психологическую травму), поэтому важно уметь не просто коммуницировать, а делать это правильно.
Методы влияния при общении
Нередко человек попадает в ситуацию, когда собеседник своим поведением выводит из себя, и приходится «изводить нервы», пытаясь как-то повлиять на него, изменив его отношение или поступки.
Зачастую сталкиваясь с глухой стеной отпора, человека настигает отчаяние от неосуществимости воздействовать на происходящее. Психологи рекомендуют расслабиться. Выход прост и он не там, где ищет его человек.
Совет 1.
Следует перестать делать то, что не дает нужный результат. Безусловно, никто не предлагает смириться с ситуацией, но настаивая на бессмысленных попытках убеждения, 100 % ухудшатся отношения.
В нашем случае утверждение «вода камень точит» работает в другом направлении. И партнер по коммуникации будет избегать контактов, не меняя свое поведение.
Поэтому будет эффективнее делать что-нибудь иное, чего человек не делал ранее. Его поведение должно стать неожиданностью, кардинально противоположным привычным ранее действиям, чтобы воздействовать на собеседника так, как ему нужно.
Это необходимо сделать потому, что человек зачастую каждый день делает повторяющиеся действия, которые не приносят результата. Двигаться на автопилоте куда более приятно, поскольку привычные реакции и экономичное поведение нуждается в минимальных затратах.
Психологами установлено, что любой человек в конкретном месте или в определенное время суток в присутствии некоторых людей может больше быть подвержен конфликтам, чем в другом месте, компании или времени суток. Из этого следует, что есть факторы запускающие механизм шаблонного поведения. И у собеседника, которого хочется изменить, также отмечаются подобные стимул-реакции модели поведения. И продолжая быть настойчивым на нерезультативных способах влияния в общении, только закрепляется негативная реакция у собеседника. Следует это помнить, и если человек заинтересован разорвать порочный круг, требуется сказать или сделать то, чего ранее никогда он не делал. Любое изменение в действиях, времени, обстановке, свидетелях разговора или, наоборот, их отсутствии, способно привнести значимый сдвиг в отношениях.
Совет 2.
Разворот на 180 градусов.
Нередко, большинство людей отрицательно воспринимают, когда их учат, такое они могут стерпеть только от начальника, но совсем не означает, что так и сделают. Наставления и поучения провоцируют сопротивление и внутренний протест. Поэтому следует поступить кардинально противоположно тому, как обычно поступает человек: одобрить, согласиться, подбодрить. Главное не перегнуть палку, чтобы не подумали на издёвку, сохраняя интонацию и серьезность выражения лица.
Совет 3.
Проблемы во взаимоотношениях довольно-таки часто возникают из-за того, что люди воображают, что способны предвидеть будущее. Прогнозируя отрицательные последствия, человек ведёт себя так, что провоцирует собеседника отреагировать на сказанные слова определённым образом. Еле уловимые, посылаемые сигналы приводят к тем результатам, которых личность зачастую опасается.
Совет 4.
Лучше сделать, чем сказать. Эта стратегия предусматривает отказ от слов, в пользу конкретных действий. Нужно представить, что слова закончились и послать собеседнику сообщение через действие. Пока человек говорит – его слова это пустой звук, поэтому стоит перейти к активному воздействию через поведение. Необходимо подумать, как донести свою позицию без слов.
Совет 5.
Отношения близки к «качелям», особенно это обнаруживается в отношениях мужчины и женщины, например, когда больше активен один, то больше пассивен другой в действиях. Если есть желание, чтобы партнер делал что-либо больше, то следует меньше уделять этому внимание. Своим не вмешательством, человек передает активное начало в руки партнера и дает возможность другому действовать. Таким образом, отойдя в сторону можно добиться результата. Партнеру приходится поразмыслить над сложившейся ситуацией, взять инициативу и искать выход.
Совет 6.
Люди воспринимают информацию ушами, глазами, через движения и прикосновения. Пользоваться одними способами в донесении информации недостаточно, требуется сменить средства передачи, проявив творчество. Можно оставить записку на видном месте, сообщение на телефоне или отправить сообщение по почте.
Влияние общения проявляется не только, с глазу на глаз, словесно. Вероятно, что удастся достучаться до собеседника непредвиденным, необычным способом. Поэтому важно наблюдать ответную реакцию собеседника на свои действия. Если тактика какое-то время не дает эффекта, нужно вернуться к совету 1.
Умение оказывать влияние во время общения приходит в процессе опыта, только практикуясь, можно осознать правильность своего поведения в любой ситуации.
Влияние индивидуальных особенностей
Позитивное общение между людьми – это искусство. Одним личностям дано владеть этим искусством, притягивая к себе окружающих, и даря им позитив, а другим, нет, и они тем самым отталкивают от себя.
Визуальный контакт
Во время коммуникации имеет значение, как слова, так и направленность глаз. Взгляд должен быть открытым и прямым. Скучающий взгляд способен заставить усомниться собеседника в искренности слов. Пряча от собеседника глаза, у последнего создастся впечатление в неискренности.
Важно также не забывать, что энергичное рукопожатие поможет в создании благоприятного впечатления, а улыбка расположит любого собеседника.
Жесты
Следует избегать эмоциональных, резких движений головой, а также руками во время коммуникации, поскольку это выглядит смешно.
Общение это диалог
Поэтому важно давать высказаться собеседнику и задавая вопрос, выслушать на него ответ.
Не жаловаться
Не нужно жаловаться и злоупотреблять упрёками. Общение должно быть приятным и позитивным, важно научиться дарить хорошие эмоции. Если в жизни тяжёлая полоса, то от того, чтобы «грузить» своими проблемами следует воздержаться, дабы не потерять в будущем собеседника, не желающего слушать нытьё.
Лучше промолчать
Бестактными зачастую оказываются те личности, которые предпочитают говорить правду в глаза. Поэтому чем сказать свою правду, важно подумать, готов ли собеседник её воспринять.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Свойства личности, влияющие на эффективность общения
Некоторые свойства личности существенно влияют как на цели и процесс общения, так и на его эффективность. Одни из них способствуют успешному общению (экстравертированность, эмпатийность, толерантность, мобильность), другие его затрудняют (интровертированность, властность, конфликтность, агрессивность, застенчивость, ригидность).
1. Экстравертированность — интровертированность
Экстраверсия — интроверсия — характеристика типических различий между людьми, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности человека либо на мир внешних объектов (у экстравертов), либо на собственный субъективный мир (у интровертов). У каждого человека имеются черты как экстравертированного, так и интровертированного типа. Различие же между людьми состоит в соотношении этих черт: у экстраверта преобладают одни, а у интроверта — другие.
Ганс Айзенк (H. Eysenсk, 1967) выдвинул предположение о том, что люди делятся на тех, кто обладает высокой активацией (интроверты), и тех, кто имеет низкую активацию (экстраверты). Первые склонны сохранять имеющийся уровень активации, поэтому избегают социальных контактов, чтобы не допустить его повышения. У вторых, наоборот, имеется стремление повышать свой уровень активации, поэтому им требуется стимуляция извне; они охотно идут на внешние контакты.
Деление людей на типы экстравертов и интровертов осуществляется с учетом таких качеств, как коммуникабельность, разговорчивость, честолюбие, напористость, активность и ряд других.
Интроверты скромны, застенчивы, склонны к уединению. Они сдержанны, сближаются только с немногими, поэтому имеют мало друзей, но преданы им. Экстраверты, наоборот, открыты, обходительны, приветливы, общительны, находчивы в разговоре, имеют много друзей, склонны к вербальному общению. Они коммуникабельны, разговорчивы, честолюбивы, напористы и активны. Даже если экстраверты спорят, они допускают влияние на себя. Экстраверты внушаемы, доступны влиянию других лиц.
Интроверты медленно устанавливают связи и трудно входят в чуждый им мир эмоций других людей. Они с трудом усваивают адекватные поведенческие формы и поэтому часто кажутся «неловкими». Их субъективная точка зрения может оказаться сильнее объективной ситуации.
Из-за более тщательного обдумывания своей речи интровертами у них по сравнению с экстравертами речь замедленна, с длительными паузами.
О. П. Санникова (1982) изучала соотношение общительности с эмоциональностью человека. Она показала, что широкий круг общения, большая активность последнего в сочетании с ее недолговременностью характерны для лиц с положительными эмоциональными установками (доминированием эмоции радости), а узкий круг и малая активность общения на фоне устойчивости отношений — для лиц, склонных переживать отрицательные эмоции (страх, печаль). Первые более инициативны в общении. Есть основание полагать, что экстраверсия — интроверсия в значительной степени зависит от врожденных особенностей человека, таких как свойства нервной системы. В лаборатории В. С. Мерлина выявлена связь высокой общительности со слабой нервной системой. А. К. Дроздовский (2008) на большой выборке подтвердил это.
2. Эмпатийность
Эмпатия — такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, сопереживает ему.
Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении между людьми, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания. Эмпатия может проявляться в двух формах — сопереживания и сочувствия. Сопереживание — это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой. Сочувствие — это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (выражение сожаления, соболезнования и т. п.). Первое основано в большей мере на своем прошлом опыте и связано с потребностью в собственном благополучии, с собственными интересами. Второе основано на понимании неблагополучия другого человека и связано с его потребностями и интересами. Отсюда сопереживание более импульсивно, более интенсивно, чем сочувствие.
Как показано Л. Мерфи (L. Murphy, 1937), проявление эмпатии детьми зависит от степени близости с объектом (чужой или близкий человек), частоты общения с ним (знакомый или незнакомый), интенсивности стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы), ее предыдущего опыта. Развитие эмпатии у ребенка связано с возрастным изменением его темперамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием тех социальных групп, в которых он воспитывается.
Как бы он ни расценивал вас, положительно или отрицательно, он особенно остро схватывает те приметы вашего облика, из которых можно заключить: поддадитесь или не поддадитесь вы его влиянию. А он настроен непременно повлиять: если он силен физически — вызвать у вас робость, если умен — оставить впечатление превосходящего ума… Это у него получается непроизвольно, однако такую его настроенность вы, разумеется, отлично чувствуете по его осанке, мимике, взгляду.
Ему очень нелегко признать свою неправоту, даже если она очевидна. И он говорит: «Что ж… Это надо как следует обдумать…» Он решителен. Ему легко свернуть разговор на полуслове. Если надо, он проявит при этом изысканную вежливость, но вы хорошо почувствуете: точка поставлена…
Констатация «этот человек доминантен» не должна содержать заведомо отрицательной оценки. Конечно, неумный и самовлюбленный «доминант» подчас невыносим. Но при известных оговорках люди данного склада весьма ценны: они умеют принимать решения и брать на себя ответственность за происходящее. Если же они наделены благородством и великодушием, то становятся любимцами в своей среде.
Как строить общение с доминантным человеком? Ему надо дать возможность выявления своей доминантности. Спокойно держитесь независимой точки зрения, но избегайте пресекать или высмеивать используемые им «силовые приемы». И тогда он постепенно умерит свой непроизвольный натиск. Если же вы активно осаживаете его, беседа переходит в ссору.
Проявление «мотива власти» как личностной диспозиции заключается также в склонности обращать на себя внимание других, выделяться, привлекать сторонников, сравнительно легко поддающихся влиянию властолюбца и признающих его своим лидером. Такие люди стремятся занимать руководящие посты, но неважно чувствуют себя в групповой деятельности, когда вынуждены следовать одинаковым для всех правилам поведения и тем более подчиняться другим.
4. Конфликтность и агрессивность
Конфликтность является сложным личностным качеством, включающим в себя обидчивость, вспыльчивость (гневливость), подозрительность. Обидчивость как эмоциональное свойство личности определяет легкость возникновения эмоции обиды. У гордых, тщеславных, самолюбивых людей отмечается своего рода гиперестезия (повышенная чувствительность) осознания собственного достоинства, поэтому они расценивают самые обычные слова, сказанные в их адрес, как обидные, подозревают окружающих в том, что их намеренно обижают, хотя те даже и не думали об этом. Отдельный человек может быть особенно чувствителен в тех или иных вопросах, провоцирующих его обидчивость, с ними он обычно связывает наибольшую ущемленность собственного достоинства. Когда эти стороны оказываются задетыми, бурного ответного аффекта не избежать.
Вспыльчивость (гневливость) имеет несколько характеристик:
С. В. Афиногеновой (2007) показано, что вспыльчивость и обидчивость больше выражены у лиц женского пола и у фемининных по сравнению с андрогинными и маскулинными независимо от их биологического пола. Из этих данных следует, что конфликтность, включающая вспыльчивость и обидчивость, в среднем выше у фемининных лиц мужского и женского пола, чем у андрогинных и маскулинных. Положительная связь обидчивости с фемининностью выявлена у женщин и Н. Ю. Жарновецкой (2007).
5. Толерантность
В психологии толерантность — это терпимость, снисходительность к кому- или чему-либо. Это установка на уважительное отношение и принятие (понимание) поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, отличающихся от собственных. Толерантность способствует предупреждению конфликтов и установлению взаимопонимания между людьми. Коммуникативная толерантность — это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.
В. В. Бойко (1996) выделяет следующие виды коммуникативной толерантности:
Толерантность формируется путем воспитания.
Застенчивость — явление распространенное. Согласно Ф. Зимбардо, 80% опрошенных им американцев ответили, что в какой-либо период своей жизни были застенчивыми. Примерно четверть респондентов назвала себя хронически застенчивыми. Как полагает В. Н. Куницына (1995), значительная часть взрослого населения нашей страны попадает в категорию застенчивых (30% женщин и 23% мужчин).
Раймонд Кэттелл (R. Cattell, 1946) рассматривал застенчивость как биологически обусловленную черту, связанную с возбудимостью нервной системы. По мнению автора, застенчивые люди (черта Н) обладают высокой возбудимостью нервной системы и чувствительностью и потому особенно уязвимы для социального стресса. У робких имеется определенная биологическая предрасположенность симпатической нервной системы, которая заключается в излишней чувствительности к конфликтам и угрозе.
У застенчивых людей часто бывает самосознание, сконцентрированное на производимом впечатлении и на социальных оценках. П. Пилконис и Ф. Зимбардо (Р. Pilkonis, Рh. Zimbardo, 1979) нашли, что застенчивые люди обладают меньшей экстравертированностью, слабее контролируют свое поведение в ситуациях социального взаимодействия и более озабочены взаимоотношениями с окружающими, чем не испытывающие застенчивости. У мужчин такая личностная особенность, по данным авторов, коррелирует с нейротизмом. Среди застенчивых женщин подобная связь отмечается только у тех, кто склонен к самокопанию. И. С. Кон (1989) полагает, что застенчивость обусловлена интроверсией, пониженным самоуважением и неудачным опытом межличностных контактов.
В группе людей застенчивый человек обычно держится обособленно, редко вступает в разговор, еще реже начинает его сам. В беседе ведет себя неловко, пытается уйти из центра внимания, меньше и тише говорит. Такой человек всегда скорее слушает, чем говорит сам, не решается задавать лишние вопросы, спорить, свое мнение обычно высказывает робко и нерешительно. Затруднения в общении, испытываемые застенчивым человеком, часто приводят к тому, что он замыкается в себе. Напряжение, испытываемое застенчивым при общении с людьми, может вызвать неврозы.
Ригидному собеседнику требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу с вами, даже если он вполне решительный, уверенный в себе человек. Дело в том, что он основателен, и если непосредственно перед контактом думал о чем-то, то должен как бы поставить отметину — где остановился в своих размышлениях. Но и после этого он не сразу погружается в стихию обсуждения: глядит на вас изучающе и, подобно тяжелому маховику, «раскручивается» постепенно. Зато, «раскрутившись», основателен в общении, как и во всем, что он делает.
Если вы слишком спешите с развитием мысли, отвлекаетесь на побочные темы, выдвигаете и тут же сами отменяете приблизительные версии, он морщится: вы кажетесь ему несерьезным человеком. Когда, по-вашему, главное уже обсуждено и совместные выводы сделаны, он продолжает вдаваться в детали.
В исследовании Г. В. Залевского (1976) обнаружена положительная и статистически значимая связь ригидности с внушаемостью, а П. Лич (P. Leach, 1967) выявил негативную связь ригидности с творческим потенциалом личности. Люди, у которых он высокий, отличаются гибкостью мышления, независимостью в суждениях, отрицанием социальных стереотипов и склонностью к сложным формам выражения своих эстетических предпочтений.
8. Психологический портрет субъекта затрудненного общения
Как отмечает В. А. Лабунская (2003), субъект затрудненного общения — это многовариантный феномен. Действительно, разными исследователями выделяются разные характеристики человека, затрудняющие процесс общения.
Так, на основе параметров субъективности — объективности трудностей общения В. Н. Куницына (1991, 1995) выделила три вида затруднений в общении (трудности, барьеры и нарушения).
В одном случае человек стремится к общению, имеет такую возможность, но не умеет это делать, так как он невоспитан, беззастенчив, проявляет эгоцентризм, и это приводит к его отвержению. В другом случае субъектом затрудненного общения выступает человек, который умеет общаться, имеет такую возможность, но не хочет этого вследствие своей глубокой интровертированности, самодостаточности, отсутствия потребности в общении. Человек, создающий барьеры в общении, имеет другой набор характеристик: предубежденность, ригидность восприятия другого, следование предрассудкам и стереотипам. Субъект затрудненного общения, привносящий нарушения в процесс общения, отличается подозрительностью, завистливостью, эгоцентризмом, тщеславностью, себялюбием, ревностью, высоким уровнем фрустрации межличностных потребностей.
Нарушения общения связывают с установкой человека на унижение другого, ущемление его интересов, подавление и властвование над ним. У такого субъекта затрудненного общения проявляется агрессивно-обесценивающий стиль общения, выражающийся в запугивании и покорении другого, в бесконечной насильственной конкуренции с ним по типу «ты или я».
Соотнесение субъективных показателей затрудненного общения со структурными компонентами общения представлено в табл. 1.
Таблица 1. Затруднения в реализации структурных компонентов общения
Компонент общения | Затруднения в общении |
Перцептивный | Неумение вникать в процессы и состояния окружающих. Невозможность видеть мир глазами другого человека. Неадекватность воссоздания представлений и содержания воздействий. Стереотипизация восприятия окружающих и искажение качеств личности партнера общения, «эскалация атрибуции». Преобладание в понимании другого человека оценочного компонента, недифференцированность оценок |
Эмоциональный | Преобладание эгоцентрической направленности эмоционального отклика. Свернутость сочувствия и содействия. Неадекватность восприятия эмоционального состояния других. Неприязненное, враждебное, высокомерное, подозрительное отношение к другим. Стремление получать в процессе общения только положительные эмоции |
Коммуникативный | Неумение выбрать адекватную форму сообщения. Невыразительность и длительность пауз в речи. Застывшая поза и несоответствие экспрессии речевому поведению. Низкий потенциал коммуникативного воздействия. Использование свернутых форм обращения |
Интерактивный | Неумение поддерживать контакт и выходить из него. Стремление больше говорить, чем слушать. Навязывание собственной точки зрения, слепое доказывание своей правоты. Неумение аргументировать свои замечания. Симулирование несогласия в целях дезинформации партнера |
В вашей почте раз в неделю. А еще: новости, акции и мероприятия для HR.