Что влияет на объем потребительских расходов

Почему постоянно растут цены, и как мы можем на это влиять

Почему постоянно растут цены, и как влияет ценообразование на их уровень. В статье рассмотрим этапы и факторы, влияющие на это, и какие стратегии ценообразования выбирает в связи с этим бизнес.

Вы заметили, что за последний год повседневные расходы выросли? Если каждый раз, когда идете в магазин, вы тратите больше, хотя список продуктов не изменился, то почти наверняка на это повлияла инфляция.

Небольшая инфляция – признак здоровой экономики, но после спада (например, после глобальной пандемии) цены растут быстрее обычного. Люди тратят, когда у них появляются деньги (появляется работа, растут объемы продаж), а корпорации повышают ставки, когда люди покупают больше – замкнутый круг.

Колебания цен связаны и с государственным регулированием: во время пандемии Центробанк России сдерживал уровень инфляции, но с марта 2021 года ЦБ повысил ставки, и расходы стали расти. Увеличение расходов зависит от множества факторов – погода, политика и пандемия, а также уровень оплаты труда в конкретном регионе.

Что такое ценообразование

Ценообразование – метод определения стоимости, которую производитель получит при продаже товаров и услуг, устраивающей продавца и потребителя.

Основная цель бизнеса – получение прибыли. При грамотном подходе продавец предлагает продукцию по цене, которую целевой рынок готов заплатить, – и такой, которая приносит прибыль компании.

Совкомбанк предлагает выгодный кредит на сумму до 5 000 000 рублей сроком до 5 лет с возможностью вернуть проценты. Владельцев карты «Халва» ждет специальное предложение. Заполните заявку на нашем сайте, воспользуйтесь кредитным калькулятором, чтобы рассчитать процент кредита, и получайте максимальную выгоду от Совкомбанка.

Факторы, влияющие на уровень цен

Уровень цен – средняя величина текущих тарифов на товары, производимые в экономике. Этот ведущий индикатор указывает на более высокий спрос, ведущий к инфляции, или падение спроса, дефляцию.

На уровень цен влияют:

Внешние

Рыночный запрос оказывает большое влияние на уровень цен. Если на предложение нет покупателя, то его нельзя продать, а высокая потребность, наоборот, позволяет устанавливать высокие тарифы.

Открытость рынка приводит к необходимости учитывать стоимость аналогичных товаров у конкурентов со всего мира. Число на ценнике, которое написали конкуренты, играет важную роль в принятии решения о ценообразовании. Если продукция не уникальна, фирма не может установить тарифы выше, чем у конкурентов.

Решение о том, как устанавливать тарифы, зависит от характера и предпочтений целевой аудитории.

Тарифы на сырье определяют себестоимость. Продавать дешево можно, если снизить себестоимость, в противном случае приходится взимать с потребителя сумму, не связанную с затратами на производство.

Повышение тарифов на бензин или дизельное топливо автоматически приведет к росту расходов на овощи, фрукты, но это не будет связано с их производством.

Экономические условия – в условиях депрессии деловая активность будет значительно меньше, а в условиях экономического бума наступает лихорадочная деловая активность. Как экономические условия порождают колебания доходов с продаж:

Правительство имеет право регулировать работу коммерческих фирм, требовать, чтобы они сдерживали рост ставок, не шли на прямой обман или сговор.

Nestle объявила, что подарит один батончик KitKat вместе с напитком MILO. Фактически компания продавала MILO дороже, добавив к цене расходы на KitKat. Это привлекло внимание следственной комиссии MRTP. Компанию попросили отменить предложение, а также наказали за незаконную торговую практику.

Это термин, используемый для описания роста средних цен, когда деньги теряют свою ценность. Ускорение роста тарифов во многом связано с повышением мировых ставок на базовые сырьевые товары, прежде всего, продукцию сельского хозяйства и металлы. Погода также влияет на тарифы.

Так, высокие ставки на пшеницу сохраняются на фоне неблагоприятной погоды в Северной и Южной Америке, а это влияет на стоимость производства хлебобулочных, кондитерских изделий, макарон.

Внутренние

Внутренние факторы, определяющие уровень цен:

Этапы ценообразования

Важный шаг на пути к запуску продукта – формирование адекватной цены, что требует гораздо большего, чем просто приклеить ценник и надеяться на лучшее. Продавая слишком дешево, вы упустите прибыль, слишком дорого – не получите продаж.

Целевая аудитория – это те люди, которые с наибольшей вероятностью купят новинку. Следует учитывать экономическое положение будущих клиентов, их возраст, предпочтения и ценности.

Создайте портреты (собирательные образы) будущих клиентов, чтобы лучше понимать людей, которые будут покупать вашу продукцию.

По каким параметрам создается портрет целевой аудитории:

Запуск новой позиции должен встраиваться в общие цели бизнеса: увеличение рентабельности, денежного потока, проникновение на рынок, использование существующих ресурсов и удовлетворение потребностей клиентов, охват новой демографической группы.

Если вы удовлетворяете существующую потребность клиента, можно установить тариф, исходя из производственных затрат, и продать новинку как дополнительную позицию.

Изучите аналоги, проанализируйте стратегию работы с тарифами, сравните сходство целевой аудитории, чтобы получить полное представление о конкурентной среде, это поможет принять окончательное решение.

Чтобы получать прибыль, обеспечить дальнейшую работу, примите во внимание все материальные затраты, связанные с производством.

Учтите затраченное время, любые маркетинговые расходы, разделите затраты на количество товара при первом запуске, чтобы определить сумму затрат для каждой единицы.

Стратегии ценообразования для влияния на основные факторы

Стратегия ценообразования – комплекс методов, который использует бизнес, чтобы определить, за сколько продавать товары. Это один из наиболее часто упускаемых из виду и недооцененных рычагов дохода в бизнесе.

Тщательный выбор ценовой политики требует глубокого понимания продукции, рынка и клиентов.

Топ-3 стратегии ценообразования

Название

Преимущества

Недостатки

«Затраты плюс» – самый простой способ: вы что-то производите, продаете дороже, чтобы покрыть затраты на производство, прибавляя желаемую норму прибыли

Простой способ, не требует исследований, покрывает полную стоимость

Такой способ расчетов бывает неэффективным, создает в компании культуру изоляционизма, не требует изучения клиентов.

Компаниям, занимающимся разработкой программного обеспечения, невыгодно использовать метод «Расходы плюс», потому что ценность, которую они производят, намного больше, чем затраты на ведение бизнеса

На основе конкуренции – включает изучение тарифов, установленных другими предприятиями в том же секторе

Простой способ с низкими рисками для быстрого анализа с учетом доли рынка и проч., может быть довольно точным

Выбирая конкурентный подход, предприниматель упускает возможности, потому что компании оказываются вовлеченными в гонку, основанную на возможностях крупных отраслевых групп.

Ведущие производители могут продавать отдельные позиции без опоры на цифры производства

Способ расчетов на основе ценности опирается на готовность целевых клиентов платить за конкретную вещь/услугу. Цифры базируются на анализе данных о клиентах

Подход помогает разрабатывать более качественные вещи/услуги, повышает лояльность клиентов

Потребуются существенные маркетинговые расходы, чтобы донести до целевой аудитории, в чем состоит «ценность» товара.

Например, продавать напиток на основе цикория, запустив рекламу с разъяснением пользы и уникальности именно этой марки, благодаря полезным добавкам

Есть много других широко используемых способов, позволяющих выделить компанию среди конкурентов.

«Проникновение» используется предприятиями для привлечения клиентов к новому продукту – компании продают очень дешево во время первоначального запуска. Снижение тарифов помогает продукции быстро «проникать» на рынок, привлекать широкую базу клиентов, а затем продавец постепенно повышает ставки.

Подписка на стриминговую платформу для новых клиентов стоит 290 рублей в месяц, а через три месяца сумма вырастет до 490 рублей.

Снижение цен (скимминг-ценообразование) – компании устанавливают очень высокий ценник на новые позиции в момент запуска, а затем медленно снижают цифры, когда покупательская активность падает.

Этот прием помогает компаниям окупить невозвратные затраты, временно продавать с более высокой маржой.

Скимминг (не путать с преступным скиммингом) применяют при продаже технологических новинок:

Дорогая техника постепенно дешевеет по мере того, как со временем устаревает.

Технологию скимминга применяют при продаже iPhone.

Психологическое ценообразование применяет приемы нейромаркетинга, побуждает к покупке, делая ее более привлекательной для потребителей.

«Психологические» приемы магазины отрабатывают на нас ежедневно:

Captive pricing – объединение главного продукта и нескольких дополнительных, чаще всего приборы и расходники (кофемашина + капсулы).

Динамическое ценообразование – ценник постоянно корректируется, зависит от текущего рыночного, потребительского спроса, обычно используется для поддержания конкурентоспособности, здоровой нормы прибыли, удовлетворения запроса.

Пакетная покупка – маркетинговый прием, который помогает увеличить средний чек. Компания предлагает покупателям два или более связанных товара, дополняющих первоначальную покупку. Перекрестные продажи приносят пользу как предприятиям, так и клиентам, для эффективности дополнительные позиции действительно должны дополнять покупку.

Турфирмы предлагают клиентам пакет услуг: авиабилеты, трансфер, проживание в отеле, экскурсии, сопровождение гида, страховку и др.

Географический принцип – продукты оцениваются по-разному, в зависимости от географического положения бизнеса. Увеличение ставок в другом регионе помогает получить более высокую маржу, сгладить рентабельность.

Так, томатная паста, произведенная ставропольской компанией, в Центральном федеральном округе будет стоить на 20% дороже, а в Уральском и Сибирском – на 50% дороже, чем в Южном.

Географический принцип применяется крупными торговыми сетями: магазины в районах с низкой покупательской способностью предлагают товары с меньшей наценкой, чем магазины этой же компании в районах с более высоким доходом населения или более высокой проходимостью.

Знание существующих способов работы с тарифами и их восприятием покупателями позволяет установить такой ценник, который покроет издержки на производство, логистику, маркетинг и позволит остаться в плюсе.

Умелое использование этих механизмов позволяет играть на цене, хотя всегда останутся внешнеэкономические моменты, на которые повлиять невозможно.

Источник

Макроэкономическое равновесие

2.3. Анализ потребления, сбережений и инвестиций как составных частей совокупного спроса

В предыдущем параграфе мы отмечали, что совокупный спрос (Y), стимулировать который предлагается в рамках кейнсианского подхода, состоит из спроса на потребительские товары (С), на инвестиции (I), правительственных расходов (G) и чистого экспорта (Хn):

Согласно классической концепции уровень совокупных расходов, определяемый совокупным доходом, всегда достаточен для закупки продукции, произведенной в условиях полной занятости. Кейнсианский подход, поставив под сомнение данное утверждение, исходит из того, что объем спроса отдельных экономических субъектов формируется под воздействием разных побудительных мотивов, включая психологические факторы. Со времен Кейнса в инструментарий экономической науки вошли понятия «склонность», «ожидания», «предпочтения» и т.п. Данные понятия уже в виде конкретных экономических показателей позволяют не просто учитывать психологические факторы, но и измерять их влияние при анализе макроэкономического равновесия.

Потребление как составная часть AD

Структура потребления как отдельного человека, так и семьи достаточно индивидуальна. Люди тратят деньги в соответствии со своим доходом и укладом жизни. Однако есть и некоторые общие приоритеты. Так, нетрудно представить расходы любой семьи по степени их значимости, на питание, одежду, жилье, транспорт, медицину, образование. При этом расходы малоимущих семей приходятся в основном на питание и самые необходимые повседневные нужды. При росте доходов семей увеличиваются расходы на одежду, предметы длительного пользования, отдых, развлечения, сбережения и т.п.

Модели потребительского поведения

Существуют некие усредненные модели поведения потребителей, например такие, как схемы Энгеля, по имени открывшего их статистика XIX в. Эрнеста Энгеля. Их называют также «качественными схемами поведения». В соответствии с ними по мере роста доходов общее потребление благ нарастает, но в разных пропорциях. Так, по мере роста доходов сокращается удельный вес расходов на питание, зато увеличиваются расходы на отдых, развлечения, путешествия, растут также и сбережения.

Интерес к потребительскому поведению постоянно присутствует в экономической науке. Можно отметить вклад в разработку этой проблемы С. Кузнеца, проверявшего на основе статистических материалов концепцию Кейнса. Среди наиболее известных моделей потребительского поведения:

Итак, потребительское поведение изменяется под воздействием многих факторов, главным из которых является личный располагаемый доход. Определим потребление как часть дохода, которая используется для приобретения товаров и услуг.

Сбережения как составная часть дохода

Непотребляемую часть дохода или часть, остающуюся после осуществления всех потребительских расходов, составляют сбережения, т.е. сберегаемая часть дохода.

Правительства практически всех развитых стран стараются стимулировать население к сбережению, освобождая процентный доход от налога, как в Японии, или выплачивая дополнительные премии по сберегательным счетам на длительный срок, как в Германии. Тем самым государства пытаются способствовать росту инвестиций и в целом экономическому росту.

Из российской практики: Склонность российского населения к сбережениям

Функции потребления и сбережения

Общий уровень и динамику потребления и сбережений исследуют с помощью таких инструментов, как функция потребления и функция сбережения:

Что влияет на объем потребительских расходов. image010. Что влияет на объем потребительских расходов фото. Что влияет на объем потребительских расходов-image010. картинка Что влияет на объем потребительских расходов. картинка image010. Почему постоянно растут цены, и как влияет ценообразование на их уровень. В статье рассмотрим этапы и факторы, влияющие на это, и какие стратегии ценообразования выбирает в связи с этим бизнес.

Рост дохода за пределы указанной величины позволит не только увеличить потребление, но и сберегать часть дохода (S). Уменьшение дохода ведет к тому, что приходится расходовать сбережения предыдущих периодов (отрицательные сбережения).

Что влияет на объем потребительских расходов. image011. Что влияет на объем потребительских расходов фото. Что влияет на объем потребительских расходов-image011. картинка Что влияет на объем потребительских расходов. картинка image011. Почему постоянно растут цены, и как влияет ценообразование на их уровень. В статье рассмотрим этапы и факторы, влияющие на это, и какие стратегии ценообразования выбирает в связи с этим бизнес.

Склонность к потреблению и сбережению

Для того чтобы выяснить, от чего зависит угол наклона функций потребления и сбережения, необходимо ознакомиться с показателями, характеризующими тенденции изменения потребления и сбережения по мере роста доходов. Это так называемые склонность к потреблению и к сбережению. Названные понятия введены Дж. М. Кейнсом, который писал по поводу одного из них: «Основной психологический закон, на который мы можем положиться не только «apriori», исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход».

Итак, показатели, отражающие психологический фактор и характеризующие склонность населения к потреблению и сбережению, можно выразить следующим образом.

Средняя склонность к потреблению и сбережению:

Что влияет на объем потребительских расходов. image004. Что влияет на объем потребительских расходов фото. Что влияет на объем потребительских расходов-image004. картинка Что влияет на объем потребительских расходов. картинка image004. Почему постоянно растут цены, и как влияет ценообразование на их уровень. В статье рассмотрим этапы и факторы, влияющие на это, и какие стратегии ценообразования выбирает в связи с этим бизнес.

показывает, какая часть располагаемого дохода используется на потребление;

Что влияет на объем потребительских расходов. image005. Что влияет на объем потребительских расходов фото. Что влияет на объем потребительских расходов-image005. картинка Что влияет на объем потребительских расходов. картинка image005. Почему постоянно растут цены, и как влияет ценообразование на их уровень. В статье рассмотрим этапы и факторы, влияющие на это, и какие стратегии ценообразования выбирает в связи с этим бизнес.

показывает, какая часть располагаемого дохода используется на сбережения.

Предельная склонность к потреблению и сбережению

Но возникает вопрос, что происходит с потреблением и сбережением, когда изменяется доход. Для ответа на него используются показатели, характеризующие реакцию потребителя на изменение дохода.

Предельная склонность к потреблению и сбережению:

Что влияет на объем потребительских расходов. image006. Что влияет на объем потребительских расходов фото. Что влияет на объем потребительских расходов-image006. картинка Что влияет на объем потребительских расходов. картинка image006. Почему постоянно растут цены, и как влияет ценообразование на их уровень. В статье рассмотрим этапы и факторы, влияющие на это, и какие стратегии ценообразования выбирает в связи с этим бизнес.

показывает, какая часть прироста дохода (DY) используется на прирост потребления (DС) или какова доля прироста расходов на потребление при любом изменении располагаемого дохода;

Что влияет на объем потребительских расходов. image007. Что влияет на объем потребительских расходов фото. Что влияет на объем потребительских расходов-image007. картинка Что влияет на объем потребительских расходов. картинка image007. Почему постоянно растут цены, и как влияет ценообразование на их уровень. В статье рассмотрим этапы и факторы, влияющие на это, и какие стратегии ценообразования выбирает в связи с этим бизнес.

показывает, какая часть прироста дохода (DY) используется на прирост сбережения (DS) или какова доля прироста расходов на сбережения при любом изменении располагаемого дохода.

Сумма предельной склонности к потреблению (МРС) и предельной склонности к сбережению ( MPS ) для любого изменения дохода всегда равна единице:

Что влияет на объем потребительских расходов. image008. Что влияет на объем потребительских расходов фото. Что влияет на объем потребительских расходов-image008. картинка Что влияет на объем потребительских расходов. картинка image008. Почему постоянно растут цены, и как влияет ценообразование на их уровень. В статье рассмотрим этапы и факторы, влияющие на это, и какие стратегии ценообразования выбирает в связи с этим бизнес.

Это дает возможность выражать один показатель посредством другого:

Показатели предельной склонности к сбережению ( MPS ) и предельной склонности к потреблению ( MPC ) не менее значимы при анализе макроэкономического равновесия, чем предельные величины в микроэкономике, в которой маржинализм стал основным методом анализа.

Так, функции потребления и сбережения с использованием показателей MPC и MPS могут быть представлены в следующем виде.

гдесавтономное потребление, величина которого не зависит от размеров дохода;
MPCпредельная склонность к потреблению;
Yдоход;
Tналоговые отчисления.
гдеsавтономные сбережения;
MPSпредельная склонность к сбережению.

Если рассматривать функции потребления и сбережения как непрерывно дифференцируемые, то MPC и MPS есть не что иное, как производные этих функций (DС/DY; DS/DY). Данные показатели и будут определять крутизну (tg угла наклона) функций потребления и сбережения (cм. рис. 2.7, 2.8).

Инвестиции как составная часть совокупных расходов (AD)

Различают следующие направления вложений инвестиционных средств:

Зависимость инвестиций от совокупного дохода можно представить графически (рис. 2.9).

Что влияет на объем потребительских расходов. image012. Что влияет на объем потребительских расходов фото. Что влияет на объем потребительских расходов-image012. картинка Что влияет на объем потребительских расходов. картинка image012. Почему постоянно растут цены, и как влияет ценообразование на их уровень. В статье рассмотрим этапы и факторы, влияющие на это, и какие стратегии ценообразования выбирает в связи с этим бизнес.

Объясняется такая зависимость тем, что рост ВВП ведет к увеличению предпринимательской прибыли и появлению стимулируемых инвестиций.

Факторы, влияющие на инвестиции

Функция инвестиционного спроса отражает зависимость объема инвестиций от ставки процента (рис. 2.10), которую инвестор сопоставляет с ожидаемой нормой прибыли. Кривая показывает динамику объема инвестиций при изменении ставки процента.

Что влияет на объем потребительских расходов. image013. Что влияет на объем потребительских расходов фото. Что влияет на объем потребительских расходов-image013. картинка Что влияет на объем потребительских расходов. картинка image013. Почему постоянно растут цены, и как влияет ценообразование на их уровень. В статье рассмотрим этапы и факторы, влияющие на это, и какие стратегии ценообразования выбирает в связи с этим бизнес.

Среди факторов, влияющих на динамику инвестиций (сдвигающих кривую инвестиционного спроса вправо и влево), можно выделить следующие:

Государственные расходы и чистый экспорт как составная часть AD

Источник

Раздел 1. Важнейшие модели макроэкономики

Цель данной темы – разобраться в сути кейнсианского подхода к макроэкономическому равновесию.

Оглавление

Совокупный спрос складывается из четырех основных компонентов: потребление населения, инвестиции, государственные расходы и чистый экспорт. Главными являются два первых компонента. Так, на долю потребления приходится около 2/3 всей суммы совокупных расходов. Поэтому потребительские планы домашних хозяйств – одна из важнейших детерминант состояния в экономике.

3.1. Потребление и сбережения

Потребление С – (consumption) – это расходы располагаемого дохода DI – (disposable income) на конечные блага и услуги.

Часть располагаемого дохода расходуется на потребление, оставшаяся часть – сберегается (сбережения S – saving).

Основными элементами потребления являются:

Все семьи даже с одинаковыми доходами потребляют по-разному в соответствии со своими вкусами и предпочтениями. Однако существуют некоторые общие закономерности. Их установил прусский экономист XIX в. Э. Энгель, поэтому они получили название «законы Энгеля» или «качественные модели поведения». Они выражаются в следующем:

Функция потребления характеризует соотношение между уровнем располагаемого дохода и уровнем потребительских расходов. Функция сбережений отражает зависимость сбережений от располагаемого дохода. Поскольку DI = C + S, то эти функции тесно взаимосвязаны (см. рис. 1).

Что влияет на объем потребительских расходов. g3 1. Что влияет на объем потребительских расходов фото. Что влияет на объем потребительских расходов-g3 1. картинка Что влияет на объем потребительских расходов. картинка g3 1. Почему постоянно растут цены, и как влияет ценообразование на их уровень. В статье рассмотрим этапы и факторы, влияющие на это, и какие стратегии ценообразования выбирает в связи с этим бизнес.

Рис. 1. Функция потребления и функция сбережений.
Линия OF под углом 45 градусов показывает равенство потребления и DI

Средняя склонность: к сбережениям APS (average propensity to save) – доля дохода, идущая на сбережения; к потреблению АРС – доля дохода, идущая на потребление. Предельная склонность: к сбережениям MPS – доля прироста дохода, идущего на сбережения, к потреблению – MPC.

3.2. Инвестиции и их роль в экономике

Сбережения или их часть используются в качестве инвестиций. Инвестиции – это вторая важнейшая составляющая совокупного спроса.

В экономическом анализе термин «инвестиции» означает использование сбережений для расширения старых или создания новых производственных мощностей и других физических (реальных) активов. Вложение средств в ценные бумаги, такие как акции и облигации, называется финансовыми или портфельными инвестициями. В отличие от физических инвестиций, которые создают новые активы и тем самым увеличивают производственные мощности страны, финансовые инвестиции только перераспределяют права собственности на существующие активы.

Инвестиции разграничивают по следующим видам. Если исключить затраты, идущие на возмещение основного капитала (т. е. амортизацию), оставшиеся инвестиции (накопление) могут носить либо автономный характер (Inva), либо индуцированный (Invi).

Роль инвестиций в развитии макроэкономики выражается в следующем:

На размеры и динамику инвестиций наиболее существенно влияют следующие факторы:

Итак, инвестиции являются исключительно подвижной величиной, ведут себя весьма непредсказуемо, т. к. зависят от таких случайностей, как успех или неудача новых неиспытанных видов продуктов, изменений в налоговых ставках, ставках по инвестиционным займам, политических событий, подходов к проблемам экономической стабилизации, победа на выборах той или иной партии.

Инвестиционный спрос считается одним из важных динамических элементов в экономической системе. Большое внимание в моделях циклов и роста отводится инвестиционной деятельности. Основная задача таких моделей – вывести экономику на путь устойчивого роста. Улучшение инвестиционной обстановки может осуществляться государством через финансовую, налоговую политику, а также через государственные программы национализации, приватизации и др.

3.3. Взаимосвязь потребления, сбережений и инвестиций: макроэкономическое равновесие в кейнсианской модели. Стабилизационная политика

Для описания равновесия в экономике в данной модели используется 2 метода: 1) зависимость потребления, инвестиций и ВНП; 2) зависимость инвестиций, сбережений и ВНП.

3.3.1. Зависимость потребления, инвестиций и ВНП

На оси ординат отложим расходы населения С и инвестиции Inv. Для простоты предположим, что инвестиции постоянны и независимы от величины ВНП. На оси абсцисс – объем общественного производства. Линия OF характеризует равенство спроса и предложения.

Что влияет на объем потребительских расходов. g3 2. Что влияет на объем потребительских расходов фото. Что влияет на объем потребительских расходов-g3 2. картинка Что влияет на объем потребительских расходов. картинка g3 2. Почему постоянно растут цены, и как влияет ценообразование на их уровень. В статье рассмотрим этапы и факторы, влияющие на это, и какие стратегии ценообразования выбирает в связи с этим бизнес.

Рис. 2. Макроэкономическое равновесие:
взаимосвязь потребления, инвестиций и ВНП

В точке А доходы населения равны его потреблению (расходам). В результате инвестиций совокупный спрос увеличивается, становится равным С+Inv1. В точке Е1 достигается макроэкономическое равновесие: на весь произведенный продукт Ye1 предъявлен спрос со стороны населения и фирм, осуществляющих инвестиции.

Но, предположим, что при таком объеме общественного производства не обеспечивается полная занятость. Она возможна лишь при объеме производства, равном Ye2. Тогда правительство может стимулировать инвестиции, осуществляя инвестиционные кредиты, способствуя снижению процентной ставки, снижая налоги. Инвестиции вырастут до Inv2, точка равновесия переместится в точке Е2, величина ВНП вырастет до Ye2.

Процесс установления макроэкономического равновесия можно рассмотреть и с другой стороны ( 2-й метод ), анализируя взаимосвязь сбережений, инвестиций и объема выпуска.

3.3.2. Зависимость сбережений, инвестиций и ВНП

Основу инвестиций составляют сбережения. Поэтому в идеале инвестиции, осуществляемые предприятиями за счет собственных и заемных средств, должны быть равны сбережениям в масштабе общества. Но в действительности такой сбалансированности нет, т. к. сбережения и инвестиции осуществляются разными лицами по разным причинам.

Для выявления равновесного состояния в экономике используется следующий график (для простоты Inv = const ) (рис. 3).

Что влияет на объем потребительских расходов. 5 R1 T3 1. Что влияет на объем потребительских расходов фото. Что влияет на объем потребительских расходов-5 R1 T3 1. картинка Что влияет на объем потребительских расходов. картинка 5 R1 T3 1. Почему постоянно растут цены, и как влияет ценообразование на их уровень. В статье рассмотрим этапы и факторы, влияющие на это, и какие стратегии ценообразования выбирает в связи с этим бизнес.

Рис. 3. Макроэкономическое равновесие:
взаимосвязь сбережений, инвестиций и ВНП

В точке Е – макроэкономическое равновесие: S = YeE и Inv = YeE. Если сбережения населения будут больше, переместятся в точку А и составят YaA, то часть товарной продукции перестанет находить сбыт, поскольку при DI = const сбережения увеличиваются за счет потребления. Возникает избыток товарной продукции ЕАС и фирмы начнут сокращать производство. Если сбережения уменьшатся, переместятся в точку В и составят YbB, возникает избыток спроса BDE (уменьшая сбережения, население увеличит потребление). Это стимулирует фирмы расширять производство. Так действует «невидимая рука рынка».

Но, предположим, что при Ye не обеспечивается полная занятость. Она возможна при ВНП = Ya. Тогда ЕАС – разрыв безработицы. В таком случае правительство может стимулировать рост инвестиций до Inv2, а рост общественного производства увеличит DI, возрастут и сбережения. Таким образом, равновесие перемещается в точку А.

Величина ВНП по обоим методам одинакова.

Приведенный анализ важен для осуществления государственного регулирования. Это может быть, с одной стороны, стимулирование совокупного спроса через стимулирование инвестиций и рост потребления на основе выплат из госбюджета. Или, наоборот, стимулирование сокращения инвестиций и потребления населения.

3.4. Теории мультипликатора и акселератора инвестиционного процесса

Понятие «мультипликатор» (multiplication – умножение) введено в экономическую теорию в 1931 г. английским экономистом Р. Каном. Рассматривая влияние общественных работ, которые организовывались для борьбы с кризисом и безработицей администрацией Ф. Рузвельта, Р. Кан отмечал, что государственные затраты на общественные работы приводят к мультипликационному эффекту занятости – возникала не только первичная занятость, но и производные от нее: вторичная, третичная и т. д. В результате первоначальные затраты приводили к мультипликации покупательной способности и занятости населения.

Мультипликатор – это коэффициент, показывающий зависимость изменения величины общественного производства от изменения инвестиций

Что влияет на объем потребительских расходов. 5 R1 T3 2. Что влияет на объем потребительских расходов фото. Что влияет на объем потребительских расходов-5 R1 T3 2. картинка Что влияет на объем потребительских расходов. картинка 5 R1 T3 2. Почему постоянно растут цены, и как влияет ценообразование на их уровень. В статье рассмотрим этапы и факторы, влияющие на это, и какие стратегии ценообразования выбирает в связи с этим бизнес.или Что влияет на объем потребительских расходов. 5 R1 T3 3. Что влияет на объем потребительских расходов фото. Что влияет на объем потребительских расходов-5 R1 T3 3. картинка Что влияет на объем потребительских расходов. картинка 5 R1 T3 3. Почему постоянно растут цены, и как влияет ценообразование на их уровень. В статье рассмотрим этапы и факторы, влияющие на это, и какие стратегии ценообразования выбирает в связи с этим бизнес.

При росте инвестиций рост ВНП будет происходить в гораздо большем размере. И наоборот: незначительное сокращение инвестиций приводит к значительному уменьшению ВНП.

Действие мультипликатора основывается на двух фактах:

При этом величины MPS и Km обратно пропорциональны: чем меньше доля любого дохода, идущего на сбережения, тем больше расходование в каждом цикле и соответственно выше Km.

Коэффициент акселерации (Кa) – это мера акселеративного воздействия изменения потребительского спроса на инвестиционный спрос:

Что влияет на объем потребительских расходов. 5 R1 T3 4. Что влияет на объем потребительских расходов фото. Что влияет на объем потребительских расходов-5 R1 T3 4. картинка Что влияет на объем потребительских расходов. картинка 5 R1 T3 4. Почему постоянно растут цены, и как влияет ценообразование на их уровень. В статье рассмотрим этапы и факторы, влияющие на это, и какие стратегии ценообразования выбирает в связи с этим бизнес.или Что влияет на объем потребительских расходов. 5 R1 T3 5. Что влияет на объем потребительских расходов фото. Что влияет на объем потребительских расходов-5 R1 T3 5. картинка Что влияет на объем потребительских расходов. картинка 5 R1 T3 5. Почему постоянно растут цены, и как влияет ценообразование на их уровень. В статье рассмотрим этапы и факторы, влияющие на это, и какие стратегии ценообразования выбирает в связи с этим бизнес.

Мультипликатор и акселератор обусловливают друг друга. Сочетание их действия объясняет процесс расширения и сокращения деловой активности. П. Самуэльсон считает, что это сочетание порождает кумулятивную (суммируемую) инфляционную или дефляционную спираль, усиливая экономические колебания:

Что влияет на объем потребительских расходов. 5 R1 T3 6. Что влияет на объем потребительских расходов фото. Что влияет на объем потребительских расходов-5 R1 T3 6. картинка Что влияет на объем потребительских расходов. картинка 5 R1 T3 6. Почему постоянно растут цены, и как влияет ценообразование на их уровень. В статье рассмотрим этапы и факторы, влияющие на это, и какие стратегии ценообразования выбирает в связи с этим бизнес.

А поскольку рост инвестиций, как и рост спроса на потребительские товары, зависит в том числе и от государственных ассигнований, то, следовательно, в руках государства находится в значительной степени решение проблемы бескризисного развития экономики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *