Что влияет на личность и лирику поэта

Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов посвятил значительную часть своего творчества теме поэта и поэзии. Мотив этой темы понятен — поэт одинок и гоним. Его не понимают, из-за этого Лермонтов рисует лирического героя в своих стихотворениях замкнутым, лирический герой отдаляется от общества.

Стоит отметить, что Александр Сергеевич Пушкин был кумиром у юного Лермонтова. Существуют даже догадки, что Лермонтов, писав свои произведения словно разговаривал с Пушкиным. Конечно, критики восприняли это как подражательство, но на самом деле это был односторонний диалог одного поэта с другим. Михаил Юрьевич Лермонтов мечтал познакомиться с Пушкиным, но не хотел идти с «пустыми руками», он хотел принести ему стихотворение достойное пера Пушкина, но Лермонтов был очень самокритичным человеком, из-за этого знакомство не состоялось.

У Лермонтова самыми актуальными в современное время являются стихотворения «Пророк» и «Поэт». Стихотворение «Пророк» было продолжено поэтом, а название произведения, начало, тема и смысл были взяты у Александра Сергеевича Пушкина. Однако есть различия у этих стихотворений. Если у Пушкина пророк видит улучшение будущего, он жизнерадостен, ему присуща вера в лучшее, то у второго поэта всё наоборот: пророк — разочаровавшийся романтик, символизирующий жизнь Лермонтова. Ставши изгоем, пророк уходит в пустыню, ведь только природа принимает его.

Таким образом, тема поэта и поэзии в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова нашла своё отражение, которое возводит поэта как гения творческого духа.

Источник

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина

Знакомясь с лирикой великого поэта, мы задумываемся над многими проблемами пушкинского времени, и один из вопросов таков: «В чём проявляется избранничество поэта, как видел и понимал предназначение поэзии А.С.Пушкин?»
Тема поэта и поэзии в его лирике освещается всесторонне, так как это серьёзный и важный для творческой личности вопрос.

В стихотворении «Пророк», написанном на основе библейской легенды, Пушкин говорит о великой и священной миссии настоящего поэта – нести людям Божественную истину. И такую роль может выполнить только избранный человек. Создавая образ поэта-пророка, автор показывает, как непросто, мучительно рождается творческая личность. Будущий поэт уже в самом начале пути должен испытывать духовную жажду. Без жизненного опыта и наблюдательности, без стремления познавать мир не получится хорошего мастера в любой сфере деятельности. Поэт тем более не имеет права на «слепоту» и «глухоту», то есть он просто обязан видеть страдания, слёзы и горе, слышать мольбы о помощи, чтобы поэтическое слово становилось и мечом в борьбе за человека, и спасительным бальзамом для его души.

«Вещим» поэт становится при условии, если избавится от празднословия и лукавства, а «грешный язык» будет заменён на «жало мудрыя змеи». Это значит, что в творениях своих поэт должен отражать гражданскую позицию такого человека, который способен произносить истину всем без исключения, не страшась царей или других «сильных мира сего». Ему необходимо стать мужественным и самоотверженным, чтобы исполнять свою миссию. А для этого и «трепетное» сердце будет заменено на «угль, пылающий огнём». В таком случае поэт способен «глаголом жечь сердца людей», то есть влиять на разум, волю, сердце человека и его дела. Это и является великой миссией пророка.

По мнению Пушкина, божественный дар даётся тому, кто свободен в выборе: что писать, о чём и для кого. Подчиниться он может разве что «воле божией» – «ниспосланному вдохновению». «Веленью божию, о муза, будь послушна», – пишет Пушкин в стихотворении «Памятник». Слугой при государевом дворе, исполнителем чужой воли он быть не желает, поэтому советует и другим не дорожить «любовию народной». Эта особенность творчества Пушкина отражена в стихотворениях «Поэту», «Поэт», «Поэт и толпа».

Что же имел в виду лирический герой стихотворения «Поэту», призывая «не дорожить любовию народной»?
В данном случае это означает «не искать признания, лестных оценок и похвал». Автор прав, так как добиться искренности в оценке творчества от современников трудно, а угождать «толпе» вовсе негоже человеку с чувством собственного достоинства. Действительно, разве можно сохранить своё право на свободу выражения мысли в соответствии со своими убеждениями, если прислушиваться к тому, что скажут по этому поводу критики или представители власти? Тем более, если поэт является образованным человеком, творческой личностью, он не сможет «писать по заказу», угождая определённым лицам. При наличии таких качеств, как самокритичность и взыскательность, он сам себе судья. Поэтому бранью толпы поэту следует пренебрегать, если в душе его горит «волшебный дар», который позволяет дарить плоды своего труда истинным ценителям поэзии.

Образ поэта в лирике Пушкина многогранен: это и пророк, и гражданин, и увлечённый человек, подчиняющийся вдохновению, и величественная фигура, как монумент, который «вознёсся выше. главою непокорной Александрийского столпа». Муза поэта соответствует его собственным духовным потребностям, запросам общества, требованиям времени. Недаром Пушкин в некоторых произведениях говорит от лица своих друзей или обращается к ним, как в стихотворении «К Чаадаеву»:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

«Вещим» поэт становится потому, что он о чём-либо «вещает», сообщает миру. Но «вещим» его называют и за дар предвидения (от слова «вещун», предсказатель), поскольку является он пророком и должен направлять свою мудрость на благо человечеству. Если же поэт отступит от главных заповедей, то среди «детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Душа поэта, как и его лира, не имеет права на лень или равнодушие. Поэтому, едва

. божественный глагол
До слуха чуткого коснётся,
Душа поэта встрепенётся.

Сам процесс творчества для настоящего мастера как священный ритуал, наслаждение и призвание:

Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем.

Для творческой личности необходимо, чтобы мысли в голове «волновались в отваге», тогда написание стихов будет плодотворным:

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

Творчество – это корабль, отправляющийся в плаванье. Такой образ-символ Пушкин создал в «Осени», где писал о любимом времени года, наилучшем для творческого процесса (в его понимании). И когда паруса поэзии наполняются ветром, то «. громада двинулась и рассекает волны».

Задача поэта – зажигать ответным огнём сердца людей. Если стихи находят отклик в душах читателей, значит, они заслуживают высокой оценки. Тогда поэт имеет право с гордостью предположить:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Можно с уверенностью сказать, что в образе поэта, нарисованном во многих стихах Пушкина, легко узнаётся сам Александр Сергеевич.

Источник

Исследовательская работа по теме «Влияние поэзии на человека»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Исследовательская работа по литературе: «Влияние поэзии на человека».

1.Углубить представление о поэзии (лирике ) как о роде литературы;

2.Познакомиться с классификацией жанров лирики. Выделить особенности лирики гражданской, любовной, патриотической.

3.Исследовать влияние поэтических произведений на различные слои населения.

1. Лирика как род литературы.

2. Классификация жанров лирики.

3. Влияние поэзии на людей.

Поэзия – моя держава,

Я вечный подданный ее,-написал

Поэты — счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому: обостренно, всеми чувствами, они способны увидеть и показать прекрасное в повседневном, обыденном. Вот как описывает рождение поэтического произведения великая русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова :

Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах все быть должно некстати,

Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене.

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Первое – как противопоставление обыденному, серому в жизни и в искусстве. Поэзия – понятие, которое относится прежде всего к литературе. Но поэтичность понимают более широко, как «особый характер мышления» [8; 13]. Нет ни одного вида искусства, не пронизанного поэтическим мышлением. Слово «поэзия» употребляется в метафорическом значении, а именно: «прекрасный», «изящный», «романтичный», отражая субъективную оценку вещи или явления.

Второе – как художественная литература при еѐ разделении с научной. Так трактовали термин, в частности, Н. Карамзин, В. Белинский, Н. Чернышевский, А. Григорьев.

Третье – как произведения в стихах в отличие от произведений в прозе. Нередко считается синонимом лирики. Последнее значение наиболее часто употребляется в филологической науке.

Первоначально стихотворная форма решительно преобладала как в ритуальных и сакральных, так и в художественных текстах. Ритмически упорядоченные высказывания, отмечает М.Л. Гаспаров, ощущались и мыслились как повышенно значимые и «более других способствующие сплочению общества»: «Из-за своей повышенной значимости они подлежат частому и точному повторению. Это заставляет придать им форму, удобную

» для его анализа и определения эстетического своеобразия.

Согласимся с классиком отечественной литературы в том, что «поэты – руководители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения, мы приучаемся отвращаться от всего пошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить всѐ благородное; читая их, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее» [13; 312].

Эстетическая сущность поэзии очевидна. Цель искусства, и поэзии в том числе, –служить человеку, способствовать его счастью, совершенствованию, содействовать сплочению людей. Это давно известная истина, но сейчас еѐ нужно повторять, ибо современное обилие стихотворной продукции не имеет отношения к литературе и искусству. Потрясает и поэтическая безграмотность. Актуальна мысль О.Мандельштама: «Если литературная неграмотность в России велика, то поэтическая неграмотность чудовищна, и тем хуже, что еѐ смешивают с общей, и всякий, умеющий читать, считается поэтически грамотным» [7; 46]. Это было сказано примерно 100 лет назад. Часто люди говорят, что любят читать, но не стихи. В этой мысли «кроется неправда, – писал Е. Евтушенко в 1975 году, – человек, не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу, воспитание поэзией – это воспитание вкуса к литературе вообще» [3; 166]. Поэтический дар рождается с человеком, а поэтический слух и художественный вкус вполне поддаются развитию и воспитанию. На это должно быть нацелено чтение книг детям, изучение литературы в средних и высших учебных заведениях. Тогда есть надежда, что русская поэзия станет созвучной душе современного человека и еѐ чтение займѐт прежние прочные позиции в нашей стране.

В. А. Богданов определяет лирику таким образом: «Лирика (от греч. (греческий) lýга — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.), один из трёх родов художеств. литературы (наряду с эпосом и драмой), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр». В лирическом образе, считает Богданов, через крупицу живого чувства (мысли, переживания) поэта выражает себя, всё извечное бытие, глубинные социально-политические и духовно-исторические конфликты, напряжённые философские и гражданские искания. [45, C.78]

Сравнив определения различных ученых, можно выделить следующие жанрово-видовые особенности лирики как рода художественной литературы: субъективность, стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, способность передавать единичное как всеобщее, отражение отдельных состояний характера в определенные моменты жизни, прямое выражение авторских чувств и переживаний, наличие лирического героя.

Каждый литературный род дифференцируется на виды. Под видом в теоретической поэтике понимают устойчивый тип поэтической структуры в пределах литературного рода.

Лирическое переживание предстает как принадлежащее говорящему. Оно не столько обозначается словами, сколько с максимальной энергией выражается. В лирике (и только в ней) система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души.

Лирическая эмоция — это своего рода сгусток душевного опыта человека.

Лирическая поэзия оказывается художественным освоением не только сознания, но и бытия. Таковы философские, пейзажные и гражданские стихотворения. Лирика способна связывать выражаемые чувства с фактами быта и природы, истории и современности, с планетарной жизнью, вселенной, мирозданием. Лирическое творчество может обретать и религиозный характер.

Лирика в большей мере, чем другие роды литературы, тяготеет к запечатлению всего позитивно значимого и обладающего ценностью.

Лирика тяготеет главным образом к малой форме. «Как можно короче и как можно полнее». Хотя и существует жанр лирической поэмы.

Состояния человеческого сознания выражаются в лирике по-разному: либо прямо и открыто, либо по преимуществу косвенно, в форме изображения внешней реальности (описательная лирика, прежде всего пейзажная) или компактного рассказа о каком-то событии (повествовательная лирика).

Лирика несовместима с нейтральностью и беспристрастностью тона, широко бытующего в эпических повествованиях. Речь лирического произведения исполнена экспрессии, которая здесь становится организующим и доминирующим началом. Лирическая экспрессия дает о себе знать и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и в иносказаниях, и, главное, в фонетико-ритмическом построении текста.

На первый план в лирике выдвигаются «семантико-фонетические эффекты» в их неразрывной связи с ритмикой, как правило, напряженно-динамичной. При этом лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму, тогда как эпос и драма обращаются преимущественно к прозе.

Много роднит лирику с музыкой. Однако последняя, постигая сферы человеческого сознания, недоступные другим видам искусства, вместе с тем ограничивается тем, что передает общий характер переживания. Не то в лирической поэзии. Чувства и волевые импульсы даются здесь в их обусловленности чем-то и в прямой направленности на конкретные явления. Носителя переживания, выраженного в лирике, принято называть лирическим героем. Этот термин, введенный Ю.Н. Тыняновым в статье 1921 года «Блок», укоренен в литературоведении и критике (наряду с синонимичными ему словосочетаниями «лирическое я», «лирический субъект»).

Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, с его мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но оказывается(едва ли не в большинстве случаев) от него неотличимым. Лирика в основном ее «массиве» автопсихологична.

Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют ролевой.

Каждый литературный род дифференцируется на виды. Под видом в теоретической поэтике понимают устойчивый тип поэтической структуры в пределах литературного рода.

Лирический тип поэтической структуры характеризуют стихотворение, поэма, песня. Под жанром понимают некие содержательные формы, на которые подразделяется каждый литературный вид. Часто термины «вид» и «жанр» употребляются как синонимы, а более дробное деление жанра называется жанровой разновидностью. В литературоведении выделяют следующие жанры лирики как рода художественной словесности: ода, гимн, элегия, идиллия, сонет, песня, романс, дифирамб, мадригал, дума, послание, эпиграмма, баллада.

В древности термин «ода» (греч. ōdē, латин. ode, oda) не определял собой какого-либо поэтического жанра, обозначая вообще «песню», «стихотворение». Античные филологи применяли этот термин по отношению к различного рода лирическим стихотворениям и подразделяли оду на «хвалебную», «плачевную», «плясовую» и т. п. Из античных лирических образований наибольшее значение для оды как жанра европейских литератур имеют оды Пиндара и Горация.

Лирическая эмоция — это своего рода сгусток душевного опыта человека.

Лирическая поэзия оказывается художественным освоением не только сознания, но и бытия. Таковы философские, пейзажные и гражданские стихотворения. Лирика способна связывать выражаемые чувства с фактами быта и природы, истории и современности, с планетарной жизнью, вселенной, мирозданием. Лирическое творчество может обретать и религиозный характер.

Лирика в большей мере, чем другие роды литературы, тяготеет к запечатлению всего позитивно значимого и обладающего ценностью.

Лирика тяготеет главным образом к малой форме. «Как можно короче и как можно полнее». Хотя и существует жанр лирической поэмы.

3.Влияние поэзии на человека.

В глубокой древности поэт, принадлежал не самому себе, но племени, общине или роду, был безличным выразителем общественного сознания. Прошли века, и роль поэта в обществе существенно изменилась. Яркий тому пример — русская гражданственная поэзия, время расцвета и упадка которой пришлось на конец XVIII — середину XIX века. Первым гражданственным стихотворением в России можно считать оду Василия Петрова “Должности общежития” (1769) — переложение оды французского просветителя А.-Л. Тома, где между прочими есть и такая строфа:

О срам и стыд Европы всей,

Плачевна наших дней судьбина!

Любезна должность гражданина

Забвенна ныне у людей!

Источник общих благ и сила,

Священна титла! что родила

Великих свету душ, увы!

У нас презреннее плевы.

В начале XIX века с появлением общественно-политических журналов ситуация резко переменилась, и разрыв между поэзией и гражданственностью стал для поэтов очевиден. Стих Рылеева “Я не поэт, а гражданин” (1824), тридцатилетие спустя вызвал к жизни “Поэта и Гражданина” Некрасова.

Гражданская поэзия — не что иное, как рифмованная публицистика.. Она процветает только тогда, когда в обществе что-то не так. Она оказывает огромное влияние на современное ей сознание и почти полностью забывается в потомстве. Политическая тирания, общественные неустройства, социальное неравенство порождают гражданскую поэзию, становятся основными ее темами, а по своем исчезновении грозят исчезновением и ей.

Таким образом, воистину “гражданская” поэзия — Муза сопротивления — в своем роде обязана тоталитарным тискам. Как писал непревзойденный в стихотворстве историк-философ Борис Слуцкий:

Покуда над стихами плачут,

Пока в газетах их порочат,

Пока их в дальний ящик прячут,

Покуда в лагеря их прочат,

До той поры не оскудело,

Не отзвенело наше дело.

Оно, как Польша, не згинело,

Хоть выдержало три раздела…

Гражданственность была присуща русской поэзии — во всяком случае, весьма значительной ее части, — начиная со “Слова о полку Игореве” и до второй трети XX века включительно. Гражданские стихи пишут и сегодня. Это связано с нестабильностью мира, несправедливостью, которая царит в нашем обществе. Взорванные дома, погибающие дети, продажность чиновников –все это отзывается болью в душе каждого, а человек с поэтической душой пишет стихи.

Все лучшие поэты России писали гражданские стихи — Державин, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский, Ахматова, Цветаева… Истинная большая поэзия не может быть пресной, а непресность ее каким-то образом связана с наличием гражданской ноты.

«Жди меня, и я вернусь.

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Не понять не ждавшим им,

Простые, казалось бы, слова вселяли такую безграничную надежду, что, как рассказывал сам автор, «вся армия таскала в левых карманах гимнастерок газетные вырезки со стихотворением. И когда писали письма домой, то вкладывали эти вырезки». Оно стало поистине всенародно известным.

Тема родины — одна из важнейших в поэзии. К теме родной земли так или иначе обращались многие поэты, но каждый по-своему понимал знакомую для всех нас Россию.

Образ Родины в русской литературе обычно ассоциировался с образом матери, поэтому тема любви к ней была одной из ключевых в поэзии и советских авторов –участников Великой Отечественной войны.. И, конечно, тосковали по родному дому, вспоминали родные места, любили тропинку в лесу, речушку на которой стоит родная деревенька, березку под окном – то, о чем помнили вдали от родных мест, то, что при воспоминании одновременно греет душу и о чем она болит…

«Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать».

«Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною

На слова этой песни–гимна, песни–призыва, песни–приказа, написанной Василием Лебедевым–Кумачом 24 июня 1941 года и исполненной Краснознаменным ансамблем под руководством Александрова уже спустя три дня, откликнулись тысячи людей.

Среди них был ярославский поэт Марк Лисянский, ушедший на фронт добровольцем в первые дни войны. Он служил командиром саперной роты, участвовал в Смоленском сражении, битве за Москву, а затем работал корреспондентом и редактором в нескольких фронтовых и армейских газетах. Войну закончил под Данцигом. Но еще в 1941 году, во время битвы за Москву он написал:

«И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!»

Это стихотворение сейчас является гимном столицы, но уже тогда, в самые тяжелые для Москвы дни, в нем ясно звучит уверенность в том, что «мы победим».

Многие строки, написанные во время войны становились песнями. Алексей Сурков, которому Симонов посвятил проникновенное «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», вовсе не хотел публиковать строки, ставшие потом знаменитой «Землянкой». Они были адресованы жене поэта, которая находилась в эвакуации. История создания этих строк широко известна – в 1941 году Сурков попал в окружение под Истрой, а когда смог выбраться из своей землянки, вся шинель оказалась посечена осколками…

Но эти же лирические и очень сокровенные строки рождали одновременно и огромную ненависть к врагу. Композитор Василий Соловьев–Седой однажды заметил: «Оказалось, что душевность и даже иногда грусть и печаль могут быть не менее мобилизующими…»

Познакомившись с творчеством многих великих писателей, литературных критиков, я пришла к выводу, что поэзия – это «вселенная» чувств, способная передать широкий спектр человеческих переживаний: грусть, ликование, надежду, разочарование.

Поэзия – это неиссякаемый родник, который питает своей живительной энергией душу человека. Она одна из ключевых инструментов формирования ценностных ориентиров. У человека, увлеченного поэзией, развито воображение, критическое мышление, он способен мыслить нестандартно. Поэтические образы помогают лучше понять мир человеческих чувств и взаимоотношений. Значит, человек-лирик более открыт и толерантен, ему легче обрести внутренне равновесие. Также стихотворения учат мудрости: соотнося свое поведение с поведением лирического героя, человек может выстроить свою модель поведения и образ мыслей и научиться действовать, избежав ошибок из-за неопытности. Поэзия, строясь на принципах гуманизма, влияет и на психологическое состояние человека: знакомясь со стихотворениями мы становимся добрее.

Научный эксперимент, проведенный в Бангорском университете подтвердил, что головной мозг человека запрограммирован на любовь к поэзии. Ученые заметили, что людям приятно слушать стихи даже в том случае, если они вовсе ничего не смыслят в поэзии. Из всего этого следует, что детей нужно воспитывать в любви к поэзии, в мире поэзии, а взрослым

Необходимо почаще читать стихи, чтобы сохранить молодость души.

Источник

Лирика как литературный род деятельности

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления14.03.2013
Размер файла27,0 K

Что влияет на личность и лирику поэта. ba. Что влияет на личность и лирику поэта фото. Что влияет на личность и лирику поэта-ba. картинка Что влияет на личность и лирику поэта. картинка ba. Михаил Юрьевич Лермонтов посвятил значительную часть своего творчества теме поэта и поэзии. Мотив этой темы понятен — поэт одинок и гоним. Его не понимают, из-за этого Лермонтов рисует лирического героя в своих стихотворениях замкнутым, лирический герой отдаляется от общества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лирика как литературный род деятельности

лирика жанр литература

1.Предмет и содержание лирики

3.История возникновения лирики

4. Характеристика лирических жанров

Список используемой литературы

1. Предмет и содержание лирики

Деление поэзии на три основных рода является в теории литературы традиционным. Эпос, лирика и драма представляются основными формами всякого поэтического творчества.

Под эпосом подразумевается поэзия, объективно повествующая о фактах и явлениях.

Слово «лирика» образовано от древнегреческого названия музыкального инструмента лиры, под аккомпанемент которой исполнялись (пелись) словесные произведения. Лирика отличается от эпоса и драмы прежде всего предметом изображения. Развернутое и детализированное воспроизведение событий, поступков, взаимоотношений людей в ней отсутствует. Лирика художественно осваивает преимущественно внутренний мир человека как таковой: его мысли, чувства, впечатления. В ней максимально воплощается субъективное начало человеческой жизни. Однако ощущение полной, «абсолютной» субъективности лирики, возникающее порой при ее чтении, является иллюзорным: лирическое творчество содержит глубокие познавательные обобщения.

Герой стихотворного поэтического произведения называется лирическим. Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, с его мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но оказывается (едва ли не в большинстве случаев) от него неотличимым. Лирика в основном ее «массиве» автопсихологична, т.е. когда, лирический субъект стихотворения тождественна или, по крайней мере, близка поэту.

Внутренний мир лирического героя создается особыми художественными средствами: стихотворной организацией речи, размером стиха и построением отдельных предложений, музыкальным ритмом, расширением лексического значения слов за счет необычного языкового окружения, новых связей. Лирический герой выражает не только личные переживания поэта, но и, как всякий образ, содержит в себе обобщение.

Отчего ты печально, вечернее небо?

Оттого ли, что жаль мне земли,

Что туманно синеет безбрежное море,

И скрывается солнце вдали?

Отчего ты прекрасно, вечернее небо?

Оттого ль, что далеко земля,

Что с прощальною грустью закат угасает

На косых парусах корабля

И шумят тихим шумом вечерние волны

И баюкают песней своей

Одинокое сердце и грустные думы

В беспредельном просторе морей?

В лирическом творчестве «объект» и «субъект» художественного изображения близки друг другу и в большинстве случаев как бы сливаются: тем и другим является внутренний мир автора. Познание жизни здесь выступает прежде всего как самопознание. В этом одна из причин особого обаяния лирики. Читатель вступает с поэтом в такой прямой и тесный душевный контакт, который невозможен при восприятии эпических или драматических произведений.

Лирическое самовыражение может быть разным. Чаще всего автор воплощает мысли и чувства, присущие ему как индивидуальности, и в его произведениях присутствует некое лирическое «я». Но порой поэт-лирик выступает как прямой выразитель взглядов, настроений и стремлений группы людей, иногда целого класса, всего народа и даже человечества.

Переживание, запечатленное в лирике, обладает необычной емкостью. Оно оказывается близким и созвучным безгранично широкому кругу людей. Читатель легко отождествляет себя с лирическим героем и воспринимает выраженные поэтом мысли и чувства как свои собственные. Чувства поэта-лирика властно «заряжают» читателя, становясь его душевным достоянием.

2. Особенности лирики

В лирическом творчестве «объект» и «субъект» художественного изображения близки друг другу и в большинстве случаев как бы сливаются: тем и другим является внутренний мир автора. Познание жизни здесь выступает, прежде всего, как самопознание. В этом одна из причин особого обаяния лирики. Читатель вступает с поэтом в тесный душевный контакт, который невозможен при восприятии эпических или драматических произведений.

Самовыражение в лирике заметно отличается от выражения человеком своих мыслей в повседневности. Лирический поэт воплощает в стихах далеко не все пережитое. В сферу его творчества попадают наиболее значительные эмоции. Лирика не просто воспроизводит чувства поэта, но в значительной мере их активизирует, облагораживает, создает заново. Лирическое переживание поэтому обретает особую интенсивность и насыщенность. Эмоции, запечатленные в лирике, обладают необычной емкостью. Они оказываются близкими и созвучными безгранично широкому кругу людей.

В некоторых стихотворениях прямое излияние души, рассуждение, описание и повествование составляют нерасторжимое единство. Особенно это характерно для поэзии двадцатого века, начиная с Блока.

Речь лирического произведения экспрессивна. Это проявляется и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и в иносказаниях и в фонетико-ритмическом построении текста. На первый план в лирике выдвигаются «семантико-фонетические эффекты» в их неразрывной связи с ритмикой, как правило, напряженно-динамичной. При этом лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму, тогда как эпос и драма обращаются преимущественно к прозе. Лирика в прозе встречается нечасто.

Речевая экспрессия в лирическом роде поэзии нередко доводится как бы до максимального предела. Такого количества смелых и неожиданных иносказаний, такого гибкого и насыщенного соединения интонаций и ритмов, таких проникновенных и впечатляющих звуковых повторов и подобий, к которым охотно прибегают поэты-лирики, не знают ни «обычная» речь, ни высказывания героев в эпосе и драме, ни повествовательная проза, ни даже стихотворный эпос.

В понятие стиховой композиции входит много компонентов. Это стихотворный размер, длина стиха, наличие или отсутствие стихотворного переноса, строфика, рифма, способы рифмовки. Это интонационно-ритмическая организация речи, специфический стиховой синтаксис (повторы, рефрены, анафоры и др.), звуковая инструментовка стиха.

3. История возникновения лирики

Появление произведений лирического жанра относят к VII-VI вв. до н.э. и обуславливают, прежде всего, значительными переменами, произошедшими в жизни большинства греческих общин. В связи с идеологической борьбой обострились противоречия между коллективом и личностью. Именно они привели к появлению такого жанра, который предоставлял возможность самовыражению личности. Такую возможность древнегреческим авторам дала лирика.

Своеобразие лирики в том, что в ней выдвигаются на первый план внутренний мир лирического героя, его переживания. Это ясно видно не только в произведениях, в которых отсутствуют сколько-нибудь наглядные образы внешнего мира («И скучно и грустно. » Лермонтова), но и в описательной, повествовательной лирике; здесь переживание передано через эмоциональную экспрессию речи, характер тропов и др. («Утес», «Три пальмы» Лермонтова). Поэтому основой содержательного жанрового деления в лирике оказывается сам характер переживаний (пафос).

От античной литературы идет традиция, по которой лирические жанры выражают различные чувства, часто достигающие силы пафоса. Таковы ода, сатира, элегия. Первоначально в них выражалось чувство поэта, вызванное каким-то внешним предметом, событием, обстоятельствами жизни. Отсюда описательно-медитативная композиция и сравнительно большой объем текста многих произведений. К традиционным жанрам малой формы относятся эпиграмма, эпитафия и мадригал (последний возник в итальянской поэзии).

Греческую лирику принято делить на три жанра: элегию, ямб и мелику (песенную лирику). Не все эти жанры исполнялись под звуки лиры: для элегии и ямбов музыкальное сопровождение было не обязательно; иногда ямбы сопровождались звуками флейты, а мелические произведения могли исполняться под звуки, как лиры, так и флейты.

В основе лирики лежит преимущественно культовая и обрядовая фольклорная песня. За каждым видом лирики, как и за всяким жанром греческой поэзии, был закреплен определенный стихотворный размер; только мелические поэты могли пользоваться различными размерами даже внутри одного стиха.

Второй лирический жанр, ямбы, коренным образом отличается от элегии, носившей преимущественно наставительный характер, содержащей патриотический призыв или иного рода размышление автора.

Главной особенностью третьего лирического жанра, мелики, является ее связь с музыкальным сопровождением, которая просматривалась ярче, чем в элегии и ямбах. Но постепенно мелика утратила органическую связь с музыкой и стала чисто литературным жанром. Ее главное отличие от ямбов и элегии, где чередовались стихи или двустишия одного размера, заключается в том, что мелические стихотворения были построены в основном на чередовании строф сложных и разнообразных по размерам.

Лирика, появившаяся много тысячелетий назад, пережила века, прошла все эпохи и продолжает жить и развиваться. Несомненно, форма ее неоднократно менялась и будет меняться. Но, о чем бы ни писали поэты, содержание оставалось и останется неизменным. В этом роде литературы всегда будет хорошо слышен голос автора, передающего в своих произведениях чувства и мысли.

4. Характеристика лирических жанров

Согласно принятой классификации лирику можно разделить на: басню, балладу, сонет, отрывок, сатиру, эпиграмму и эпитафию, дифирамб (симпатия к одному лицу), послание (обращение к лицу в форме письма).

Отрывок представляет собой фрагмент произведения или же намеренно незавершенное стихотворение философского содержания.

Сатира, как жанр, представляет собой лиро-эпическое произведение, призванное высмеять какое-либо явление действительности, либо общественные пороки, по сути своей это злая критика общественной жизни.

Эпитафия представляет собой надгробную надпись, посвященную усопшему, часто эпитафия пишется в стихотворной форме.

В Италии между многими другими баллады сочиняли также Петрарка и Данте. Этой формой небольшого эпического стихотворения любили пользоваться провансальские трубадуры. При Карле V баллады вошли в употребление и в северной Франции. При Карле VI сочинением баллад прославились Ален Шартье и герцог Карл Орлеанский

Расцвет лиро-эпического жанра происходит в литературе сентиментализма и романтизма, когда возрастает интерес к личности рассказчика и ниспровергаются жанрово-родовые каноны. Наиболее характерным для лиро-эпического жанра в 19—20 вв. является жанр поэмы.

Расцвет жанра происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию поэмы. «Вершинные» в эволюции жанра романтической поэма произведения приобретают социально-философский или символико-философский характер («Медный всадник» А.С. Пушкина, «Демон» М.Ю. Лермонтова, «Германия, зимняя сказка» Г. Гейне). Во 2-й половине XIX в. очевиден спад жанра, что не исключает появления отдельных выдающихся произведений («Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло). В поэмах Н.А. Некрасова («Мороз Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо») проявляются жанровые тенденции, характерные для развития поэмы в реалистической литературе (синтез нравоописательного и героического начал). В поэме XX в. душевные переживания соотносятся с великими историческими потрясениями, проникаются ими как бы изнутри («Облако в штанах» В.В. Маяковского, «Двенадцать» А.А. Блока, «Первое свидание» А. Белого).

По отношению к прозаическим произведениям лиро-эпического жанра чаще употребляется термин «лирическая проза», она широко представлена современными автобиографическими произведениями, эссе, очерками, путевыми дневниками (А. Сент-Экзюпери, М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский).

Лирическая речь (в противоположность музыкальным звукам) неизменно опирается на значения слов, на познавательные и изобразительные возможности языка. В отличие от экспрессивных искусств лирика воссоздает не только сами по себе настроения (грусть и печаль, оживленность и веселье, задумчивость и созерцательность, решительность и действенность), но также мысли и чувства, вызванные предметным миром и на него направленные.

Лирика ближе к природе, чем какой-либо иной род поэзии. В. Гюго полагал, что литература начиналась с лирики и выражала восторг перед мирозданием в гимнах, одах, а ранее всего в псалмах. В защиту приоритета лирики говорят и новейшие открытия древних памятников.

лирика жанр литература

1. Поспелов Г.Н., Николаев П.А. и др. «Введение в литературоведение» М.: Высшая школа, 1983;

2. Абрамович Г.Л. «Введение в литературоведение» Учебник для студентов педагогических институтов по специальности №2101 «русский язык и литература» М., Просвещение, 1979;

3. Гинзбург Л.Я. «О лирике» М.: «Интрада», 1997;

4. Томашевский Б.В.«Теория литературы. Поэтика» М.: Аспект-Пресс,1996;

5. Хализев В.Е. « Теория литературы» М.: Высшая школа, 1999.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *