Что влияет на культуру речи

Способы влияния на культуру речи

. даже владея одним и тем же языком,
люди не всегда могут правильно понять друг друга,
и причиной часто является именно расхождение культур.

Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров
«Язык и культура»

1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Источник Обобщённая Вид речи Влияние
информации оценка на сознание
влияния

1. Живое Зависит Смешанная Сильное
общение от круга
общения

2. Телевидение Более Устная Сильное
положительная

3. Интернет Более Письменная Сильное
отрицательная

4. Радио Более Устная Слабое
отрицательная

5. Печатные Более Письменная Очень
источники положительная сильное

Такая таблица не только доходчиво отображает источники и силу их влияния, но и высвечивает (подсказывает) способы регулирования и дозирования такого внешнего воздействия.

Работая с книгами, которые достались мне по наследству, я часто замечаю, что не только приобщаюсь к образцам искусства в поэтическом мире классиков, но и к духовному наследию своих родителей, замечая и расшифровывая те или иные их пометки и подчёркивания. Такие книги для меня дороже сокровищ.

2. ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

Обозначив способы влияния на развитие языка и культуры речи, а также предназначение русской литературы и поэзии в частности, мы можем чётко сформулировать направления, в которых целесообразно продвигаться, совершенствуя свой интеллект и интеллектуальный потенциал нации.
Общая задача развития современной русской литературы состоит из трёх частей:
— создание литературного шедевра,
— его выявление,
— доведение до массового читателя.

Возьмут ли?
Вот ведь в чём загвоздка!
Поймут ли
откровенье слёз?
Просыпана
на Землю
горстка
горящих
путеводных
звёзд.

И две самые яркие путеводные звезды в русской литературе есть:
Александр Сергеевич Пушкин и Лев Николаевич Толстой.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Владимир Юденко. Интеллект. Рига, «Клуб интеллектуалов»,
2004.
2. Владимир Юденко. Ошибся ли Пушкин? Рига, «Настоящее время»
№ 6, 2006.
3. Владимир Юденко. Пути повышения интеллектуального потенциала
нации, «Проза.ру», 2009.
4. Альманах «Академия поэзии 2008». Москва. Общероссийская
общественная организация писателей «Литературный фонд
России», 2008.

Источник

Основные способы влияния на культуру речи

. даже владея одним и тем же языком,
люди не всегда могут правильно понять друг друга,
и причиной часто является именно расхождение культур.

Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров
«Язык и культура»

I. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Как создать самый эффективный и плодотворный круг общения? Как избежать засорения своей памяти и речи бесполезными сведениями? Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим основные источники информации и их непосредственное влияние на сознание человека. Получится следующая таблица.

Источники информации. Обобщённая оценка результатов их влияния.
Виды речи. Их влияние на сознание человека.

1. Живое общение. Зависит от круга общения. Смешанная. Сильное.
2. Телевидение. Более положительная. Устная. Сильное.
3. Интернет. Более отрицательная. Письменная. Сильное.
4. Радио. Более отрицательная. Устная. Слабое.
5. Печатные источники. Более положительная оценка. Письменная.Очень сильное.

Такая таблица доходчиво отображает источники и силу их влияния, высвечивает (подсказывает) способы регулирования и дозирования такого внешнего воздействия.

II. ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

Стратегия и тактика развития России наряду с техническими вопросами должна предусматривать:
— развитие творческого начала в подростковом возрасте,
— выявление и поддержку молодых дарований и талантов,
— замену ЕГЭ тестированием показателя интеллекта,
— привлечение к разрешению этих проблем интеллектуальных
специалистов самого высокого уровня.
— составление и утверждение ОБЯЗАТЕЛЬНОГО списка учебной,
методической и художественной литературы и обеспечение её
издания и рассылки по библиотекам всех городов России
районного масштаба. С дублированием в Интернете.

Обозначив способы влияния на развитие языка и культуры речи, а также предназначение русской литературы и поэзии в частности, мы можем чётко сформулировать направления, в которых целесообразно продвигаться, совершенствуя свой интеллект и интеллектуальный потенциал нации.
Общая задача развития современной русской литературы состоит из трёх частей:
— создание литературного шедевра (таковым является не каждое
произведение даже у классика),
— его выявление,
— доведение до массового читателя.

Возьмут ли?
Вот ведь в чём загвоздка!
Поймут ли
откровенье слёз?
Просыпана
на Землю
горстка
горящих
путеводных
звёзд.

И две самые яркие путеводные звезды в русской литературе есть:
Александр Сергеевич Пушкин и Лев Николаевич Толстой.

Коррупция и протекция сегодня тоже не ограничивается кабинетами министерств, главков, и управлений. Она равно «осчастливила» всех своим присутствием: и науку, и культуру, и литературу. И не каждый богатый и влиятельный человек устоит перед соблазном получить медаль, а то и орден за «вклад в развитие литературы». Уже не говорю об академиях, пекущих академиков, как пирожки. Когда я впервые прочёл словосочетание «Академия поэзии», то не поверил своим глазам, а сейчас привык, даже недавно в альманахе под таким же громким названием отыскал несколько своих стихотворений.

Источник

Культура речи и факторы, влияющие на её формирование

>. Слова А. И. Куприна кажутся особенно актуальными сегодня, когда речевая культура находится на низком уровне. Действительно, возникла необходимость сбережения, > национального языка, потому что бранные слова, неоправданное употребление грубой, сниженной лексики прочно вошли в лексикон русского человека. Массовое распространение получили отрицательные тенденции: бесчисленное количество нововведений, множество необоснованных заимствований; следование речевой моде, чрезмерное употребление просторечий, жаргонов, вульгаризмов, обесцененной лексики; снижение уровня общей культуры и культуры речи. В связи с этим особенно остро встаёт вопрос о сохранении русского языка и культурных традиций.

В среде школьников особенно усилилось использование слов сниженной стилистической окраски (жаргонизмов, вульгаризмов, просторечий), что ведёт к снижению уровня языковой компетенции носителей русского языка, к обеднению индивидуального словаря, к расшатыванию литературных норм языка.

Сегодня речь наших современников привлекает все большее внимание журналистов, ученых разных специальностей, писателей, педагогов, она становится предметом острых дискуссий рядовых носителей русского языка. Ощущая речевое неблагополучие, они пытаются ответить на вопрос, с чем связано тревожащее многих состояние речевой культуры. Извечные русские вопросы > и > вполне закономерны по отношению к русскому языку и к русской речи.

Известно, что источником формирования речевой культуры школьника являются семья, школа, книги, общение со сверстниками, СМИ (телевидение, радио, газеты). Причем телевидение является самым массовым и доступным средством информации, активно влияющим на формирование ценностных установок учащихся, в том числе и языка.

Исходя из вышеизложенного целью данной работы является:

выявить стилистически сниженную лексику в мультфильмах отечественного и зарубежного производства; установить влияние данной лексики на речь младших школьников.

Гипотеза: в лексическом составе мультфильмов (зарубежных, отечественных) присутствует ненормированная лексика (стилистически сниженная, ограниченная в употреблении); данная лексика > словарный запас школьников и негативно влияет на культуру их речи.

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Определить, есть ли в лексическом составе мультфильмов стилистически сниженная лексика

3. Выявить, какие стилистически ограниченные лексические единицы, заимствуют младшие школьники из мультипликационных фильмов.

> социологические: анализ документов, анкетирование;

> культурологические: сравнительный анализ, контент-анализ.

0. 1. Языковая норма. Культура речи и факторы, влияющие на её формирование.

Чтобы речь была надёжным средством общения, она должна отвечать определённым правилам. Эти правила можно разделить на две группы.

Ко второй группе относятся те качества речи, благодаря которым она без искажения доходит до сознания слушателей. Сюда относятся содержательность, ясность, выразительность, образность, понятность, эмоциональность, убедительность.

Речь культурного, образованного человека должна быть правильной, точной, красивой. Чем правильнее и точнее речь, тем она доступнее для понимания, чем она красочней и выразительней, тем сильнее она воздействует на слушателя. Чтобы говорить правильно и красиво, нужно соблюдать законы логики и нормы литературного языка.

Современные ученые под нормой понимают следующее.

Свой взгляд на понятие нормы имели известные ученые-лингвисты. Так, например, А. М. Пешковский считал, что >.

Пешковский Александр Матвеев

С. И. Ожегов дает следующее определение: >, >) для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов. из числа сосуществующих>>.

Ожегов Сергей Иванович

В школьной практике нормой считается общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Литературная норма отличается рядом важнейших свойств: она едина и общеобязательна для всех говорящих на данном языке, она консервативна и направлена на сохранение средств и правил их использования.

Владение нормой предполагает умение человека не только говорить правильно и отличать правильные в языковом отношении выражения от неправильных, но и использовать языковые средства уместно применительно к контексту и ситуации общения. Необходимо уметь выбрать из всего языкового богатства необходимое по смыслу слово или его форму, нужно соблюдать единство стиля, избегать повторений, заботиться о чистоте и благополучии речи.

Таким образом, под культурой речи понимают соблюдение законов логики и норм литературного языка.

К факторам, влияющим на развитие речи школьников, можно отнести:

:: речевое общение с взрослыми;

:: речевое общение со сверстниками;

:: образцовая речь учителя;

:: чтение художественной литературы;

:: уроки грамматики и правописания, вырабатывающие у детей навыки литературной речи;

:: занятия по развитию речи;

:: просмотр телепередач, в том числе мультфильмов.

Формирование представлений о языковой норме и речевой культуре происходит на основе устной речи, образцом которой становится язык СМИ.

1. 2. Стилистические особенности лексики, ограниченной в употреблении, в русском языке.

Основным пластом лексики русского языка являются слова общеупотребительные, межстилевые, например: осень, лето, школа, сад, огород, газета, книга; новый, старый, молодой; учиться, работать, идти, читать, рисовать; хорошо, плохо, интересно и т. д. Такие слова употребляются во всех стилях, называют предметы, действия, признаки и не заключают в себе оценки соответствующих понятий.

На фоне межстилевой лексики, стилистически нейтральной, выделяются слова с повышенной стилистической окраской.

Основные пласты лексики можно представить следующим образом:

Лексика разговорная свойственна преимущественно бытовой, непринуждённой речи; употребление её в речи книжной, например, в научном докладе, является не всегда уместным. Слова разговорной лексики имеют добавочные оттенки фамильярности, грубоватости, презрительности, неодобрительности, шутливости, иронии, устарелости: столовка (ср. столовая), браслетка (ср. браслет), докторша, генеральша (ср. жена доктора, генерала), ровнёхонько, близёхонько (ср. ровно, очень ровно, очень близко), писанина, писака (с оттенком пренебрежения), бахвал, пройдоха, бестия, архаровец (с оттенком неодобрительности, близко к бранным словам), губастый, зубастый (с оттенком грубоватости), байбак (о неповоротливом, ленивом человеке), медведь (о неуклюжем человеке с оттенком неодобрительности, а иногда шутливости и фамильярности), артачиться, набедокурить, балагурить, безалаберный (ср. беспорядочный), белобрысый (ср. блондин), нынче (ср. сегодня), бедняжка (с оттенком фамильярного сочувствия), басурман (бранное устарелое слово) и др. Слова разговорной речи, являющиеся бранными, очень близки к просторечной лексике.

Ещё большую сниженность, по сравнению с разговорной лексикой, имеют слова просторечные, характеризующиеся упрощённостью, грубоватостью и служащие обычно для выражения резких, отрицательных оценок. Просторечные слова выходят за рамки литературного языка, часто нежелательны даже в обычной беседе.

Обычно выделяют три пласта жаргонной лексики:

1. 3. О некоторых словообразовательных особенностях.

1. 4. Употребление стилистически ограниченной лексики в произведениях художественной литературы.

Ещё большую сниженность по сравнению с разговорной лексикой имеют слова просторечные, характеризующиеся упрощённостью, грубоватостью и служащие обычно для выражения резких, отрицательных оценок, например: втемяшиться (укрепиться в сознании), муторный (неприятный, башка (голова).

Таким образом, при выборе слова необходимо учитывать не только его лексическое значение, но и возможную стилистическую закреплённость и экспрессивную окрашенность. Например, неудачно использованное разговорное слово картошка в предложении: Уборку картошки крестьяне закончили в срок (следовало употребить общелитературное слово картофель). В художественном стиле писатели и поэты используют всё богатство лексических средств нашего языка.

В художественной литературе просторечная лексика употребляется главным образом для речевой характеристики персонажей, а также в некоторых формах авторской речи (когда повествование ведется как бы от лица героя), сравните так называемый сказ, широко использовавшийся, например, в произведениях М. Зощенко: Недавно в нашей коммунальной квартире драка произошла. И не то что драка, а ц е л ь н ы й бой. Дрались, конечно, от чистого сердца. Инвалиду Гаврилову последнюю башку чуть не о т т я п а л и.

В произведениях художественной литературы может встретиться жаргонная или арготическая лексика. Жаргонные и арготические слова являются вторым наименованием явлений, уже имеющих общепринятое литературное название, например: буза вместо беспорядок, шамать вместо есть. Жаргонные и арготические слова находятся за пределами литературного языка. Они используются в произведения художественной литературы с целью речевой характеристики персонажа или создания нужного колорита.

Материалом для исследования являлись теоретические источники по теме, мультипликационные фильмы зарубежного и отечественного производства, ответы респондентов, которые были получены в ходе анкетирования.

На первоначальном этапе исследования были изучены вопросы теории.

Для выделения слов со сниженной стилистической окраской был использован метод контент-анализа. В ходе исследования было просмотрено 36 зарубежных и 12 отечественных мультипликационных фильмов.

Для того чтобы выяснить, как влияют мультфильмы на формирование словарного запаса младших школьников и культуру их речи, было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие 45 респондентов. Обобщенные результаты обработки ответов респондентов сведены в диаграммы.

Анализ лексики просмотренных мультфильмов показал, что наряду с нейтральной (межстилевой) употребляется стилистически сниженная лексика, ограниченная в употреблении. В мультфильмах >, >, >, >, Свиноферма>> и другие используются слова, такие, как: чуваки, идиотка, очуметь, офигительно, обалденно, тупоголовый, заткнись, хлюпик, малявка, балбес и прочие.

Исследовав мультфильмы, мы пришли к выводу, что стилистически сниженная лексика изобилует в зарубежных и российских мультфильмах, постсоветского периода. В мультфильмах советского периода таких слов не выявлено.

Предпочтения учащихся в выборе отечественных или зарубежных мультфильмов представлены следующими цифрами.

Следует отметить, что учащиеся младших классов свое предпочтение отдают мультфильмам отечественного производства (49%).

В числе любимых ребята назвали такие мультфильмы: >, >, >, >, >, >, >, >, >, >, >, >, >, >, >, >. Заметим, что в проанализированных нами мультфильмах ( >, >, >, >, >, >) звучит стилистически сниженная лексика.

Исследовав вопрос использования стилистически сниженной лексики в мультипликационных фильмах, мы пришла к выводу, что употребление слов, услышанных в > очень сильно влияет на культуру речи, личностные отношения и поступки школьников, особенно младшего возраста, ведь именно они больше всех смотрят мультфильмы и именно младшие школьники очень уязвимы и восприимчивы.

Изучив литературу, просмотрев мультфильмы отечественного и зарубежного производства, мы выявили, что в отечественных мультфильмах, созданных чуть менее 10 лет назад, бранных слов, обзывательств и вообще стилистически сниженной лексики не встречается, в современных отечественных мультфильмах такие слова есть, но они не настолько грубы и даже пошлы, как в зарубежных мультфильмах.

Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза подтвердилась.

Не секрет, что главное в человеке закладывается в детстве, а потом, с годами, это всё шлифуется, совершенствуется. Именно поэтому, мы считаем, у самых главных зрителей мультипликационных фильмов должен быть шанс научиться у любимых героев правильным словам, хорошим и честным поступкам, справедливому отношению. Ведь всё это можно сделать и, не используя слова, которые детям, да и взрослым тоже, произносить не обязательно.

Источник

Проблема культуры речи в современном обществе

Что влияет на культуру речи. 66af3cf4f783d7fa6d6e7f2cc4de5564. Что влияет на культуру речи фото. Что влияет на культуру речи-66af3cf4f783d7fa6d6e7f2cc4de5564. картинка Что влияет на культуру речи. картинка 66af3cf4f783d7fa6d6e7f2cc4de5564. . даже владея одним и тем же языком, люди не всегда могут правильно понять друг друга, и причиной часто является именно расхождение культур.

Дата публикации: 16.06.2016 2016-06-16

Статья просмотрена: 50900 раз

Библиографическое описание:

Петровская, Л. Ю. Проблема культуры речи в современном обществе / Л. Ю. Петровская, Георгий Никифор. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.2 (116.2). — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31501/ (дата обращения: 28.12.2021).

В каждый конкретный исторический момент наша речь как живой организм откликается на все значимые события, происходящие в обществе.

В настоящее время огромное беспокойство вызывает состояние современного языка, снижение культуры речи россиян, разных слоёв населения нашей страны. В первую очередь, это касается молодёжи, которая начинает воспринимать ненормативную лексику как должное. Всё реже в речах молодых людей звучат такие «волшебные» слова как «пожалуйста», «будьте добры», «простите» и т. д.Состояние современного языка вызывает беспокойство у филологов, педагогов и представителей той части молодёжи, которая стремится быть востребованной в будущем и достичь успеха в жизни. Именно молодые люди чувствительно откликаются на те перемены, которые происходят в нашем обществе. Грамотность населения падает, и на смену ей приходит молодёжный сленг. В связи с бурным ростом массовых коммуникаций в лексикон были добавлены тысячи новых слов, отразивших перемены, происходившие в российском обществе за последние двадцать пять лет. Они отражаются в средствах массовой информации и, естественно, находят свое выражение и в жаргоне, который представляет собой вызов культурной жизни. Жаргон теснит культурную речь и благодаря массовой культуре накладывает свой отпечаток на язык всей нации. Но нельзя забывать о том, что «культура речи — это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» [1].

В наше время под влиянием «вульгаризации» общественной жизни пропасть между правильной, грамотной речью и сленгом с каждым днем всё больше углубляется [2].

Емкие, звучные, красивые слова родного языка заменяются словесной «шелухой», за которой нет содержания. Что же привлекает подростка в сленге? (это языковая игра, отход от языковой нормы; «вторая жизнь»). Потребность подростка в ненормативной лексике объясняется психологией возраста. Ему хочется казаться взрослым, независимым от социального контроля. В результате возникает особый тип общения, недопустимый в обычной жизни. Здесь вырабатываются и особые формы сленговой речи, которые способствуют стиранию межиндивидуальных дистанции между общающимися, а также в краткой форме выражают философию жизни молодёжи.

Ни для кого не секрет, что культура речи всегда являлась показателем общей культуры человека. Но как можно воспринимать тех молодых людей, которые утверждают, что нецензурная речь является частью российского менталитета?! Ведь, как ни странно, но даже представители таких, казалось бы, несовместимых с ненормативной лексикой профессий как писатели, артисты, режиссёры предлагают признать на официальном уровне именно эту лексику. «Ругательства, «непечатное слово» сегодня можно встретить на страницах независимых газет, свободных изданий, в текстах художественных произведений, и, что самое страшное, с экрана телевизора, со сцены театра. Появились словари, содержащие не только жаргонные, но и нецензурные слова. Это объясняется тем, что язык сленга пользуется спросом. Его использование в печатных изданиях повышает спрос на них» [3].

Но без знания языка, знания риторики невозможно грамотное и полноправное общение. Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми. А ведь именно речевая культура человека играет одну из главных ролей в межличностных отношениях.

Мне кажется, что сегодня все те составные социологизации, которые участвуют в формировании молодёжи как достойной части российского народа, должны принимать активное участие в борьбе за чистоту речи. И должен этот процесс начинаться в семье: если ребёнок с детства будет приучаться к уважительному отношению членов семьи друг к другу, то впоследствии ему вряд ли придёт желание выражать свои чувства с помощью нецензурщины.

Ещё один немаловажный социальный институт, который должен помочь избавиться от сленгов, жаргонов — это образовательные учреждения. Ведь мы поневоле, но берём во многом пример со своих педагогов: если замечаем уважение к нам как к личности, то стараемся вести себя должным образом. Если же чувствуем пренебрежительное к себе отношение, то возникает внутренний протест, который может вылиться в агрессивную речь.

Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что некоторые подростки в силу определённых личностных факторов, страдают психическими отклонениями. Состояние речевой культуры тесно связано с мыслительным процессом, который по-разному протекает у разных людей. Поэтому следует быть очень внимательными друг к другу, относиться не только с уважением, но и с пониманием к той или иной ситуации.

Очень хочется надеяться, что наступит время, когда хамство и грубость исчезнут из нашего словаря, когда молодые люди не будут изощряться друг перед другом в виртуозности использования сленга и ненормативной лексики. Мы должны гордиться своим родным языком, который является непременной составляющей национального самосознания личности. Ведь культура речи воплощает в себе культурные и исторические традиции народа.

Источник

Культура речи в современном обществе

Что влияет на культуру речи. d81c20d00f4b028ea788d9817757d66e. Что влияет на культуру речи фото. Что влияет на культуру речи-d81c20d00f4b028ea788d9817757d66e. картинка Что влияет на культуру речи. картинка d81c20d00f4b028ea788d9817757d66e. . даже владея одним и тем же языком, люди не всегда могут правильно понять друг друга, и причиной часто является именно расхождение культур.

Многие пожилые и зрелые люди все чаще замечают деградацию молодежи. С особым знанием дела могут говорить жильцы домов, во дворе которых слышно общение подростков. Если прислушаться к представителям будущего поколения, то можно прийти в ужас от количества сленга, ненормативной брани и манеры общения. Поэтому основной проблемой статьи является культура речи в современном обществе.

Под культурой речи следует понимать совокупность правил и общепринятых норм письменных и устных основ языка конкретной страны. Правильное понимание и соблюдение культурных норм прививается с детства. Ребенок не знает правил, он наблюдает и воспроизводит окружающую обстановку. Если родители между собой не используют литературную речь, то и малыш не видит смысла воспроизвести ее.

Чтобы развивать культуру необходимо прививать малышам любовь к чтению, читая Пушкина, Агнию Барто, Корнея Чуковского и других детских писателей.

Признаки нарушения культуры речи

Очень мало людей, которые разговаривают правильной речью. Технический прогресс часто приводит к регрессу в общении. Люди начинают искажать родной язык даже при переписке в социальных сетях, допуская типичные оплошности.
Основные ошибки, коверкающие правильную речь:

Увы, взрослые люди смогут улучшить культуру своей речи, осознав существование проблемы. Для этого им придется ознакомиться с правилами русского языка, этикета, культуры делового общения. Чтение классической литературы поможет обогатить словарный запас.

Таким образом, искоренить проблему отсутствия культуры в речи можно только начать с себя и детей. Единомышленники обязательно найдутся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *