Что влияет на имидж страны
ВУЗРУ
«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»
Факторы формирования международного имиджа страны
Для нашего исследования, важно понимать составляющие имиджа, то есть на чем основывается имидж страны. Рассмотрим структуру имиджа страны, по разным основаниям. Основное деление имиджа страны – это внешний и внутренний имидж.
Внешний имидж – это представление о стране, которое складывается у населения других государств. Основными проводниками имиджа страны за рубежом выступают субъекты международных сфер: дипломатии, внешнеэкономической деятельности (включая финансовую сферу), туризма, транспорта, гостиничного дела и другие.
Государство на международной арене одновременно позиционировано в трех различных сферах. Во-первых, оно характеризуется уникальным географическим положением, особенностями организации политической и экономической жизни, военной мощью, культурой и историей, этническим и религиозным составом населения, разделяемыми ценностями и убеждениями. В научной литературе подобный набор характеристик обозначается при помощи понятия национальная идентичность. Во-вторых, государство отличается особым положением в системе международных отношений, членством в международных организациях, дружественными или враждебными отношениями с теми или иными странами. Иначе говоря, государство характеризуется особым статусом. В-третьих, каждое государство реализует на международной арене определенный перечень ролей[1].
Внутренний имидж — это представление страны о себе, которые включают: национальную идентичность, статус государства в международной среде, ситуативные образы, привносимые правящей элитой, которые транслируются широкой общественности.
Основное различие внешнего и внутреннего имиджа аудитория, с которой осуществляются коммуникации. Внешний имидж страны формируется в общественном мнении жителей других государств, а внутренний имидж страны формируется в общественном мнении ее собственных граждан.
Кроме того, в структуру имиджа государства могут включаться первичный и вторичный имиджи страны. Первичный имидж – это комплексное представление о стране как о некой цельной данности (субъекте политической, экономической и прочей деятельности), которое формируется и фиксируется в сознании общественности в результате первичного знакомства с государством. При этом внешний имидж государства в ходе политической деятельности насыщается некоторыми признаками, новыми реалиями. Это приводит к образованию вторичного имиджа страны, который возникает только в процессе конкурентной (политической, экономической, информационной и т.п.) борьбы с другими странами.
Помимо внутреннего и внешнего, первичного и вторичного имиджа, существует разделение имиджа страны на объективный, субъективный и моделируемый[2]:
1. имидж объективный, или реальный, то есть тот образ, который возникает у внутренней или внешней общественности по отношению к данному государству;
2. имидж субъективный, то есть представление правящей элиты или жителей страны о том, как проявляется их государство на международной арене;
3. моделируемый имидж, или тот имидж, который создают политтехнологи, имиджмейкеры или команда руководителя государства.
Проведем классификацию характеристик имиджа России по группам следующих факторов[3]:
1. Условно статичные факторы, включают в себя: природный ресурсный потенциал России, национальное и культурное наследие российского общества, нерегулируемые (постоянные) геополитические факторы (географическое положение, площадь занимаемой территории, протяженность границ государства, выход к морям и другие.), исторически свершившиеся события, повлиявшие на развитие российской государственности (завоевания, великие научные и географические открытия и др.), а также вклад выдающихся россиян, облик которых вплетен в историю развития страны, базовая форма государственного устройства и структура управления.
2. Корректируемые условно динамичные социологические факторы: социально-психологические настроения в российском обществе, формы общественно-политической интеграции россиян, структура, характер и принципы деятельности общественно-политических объединений России, морально-нравственные аспекты развития российского общества.
3. Корректируемые условно динамичные институциональные факторы: устойчивость российской экономики, оцениваемая комплексом показателей динамики ВВП, уровня доходов на душу населения, объемом привлекаемых инвестиций, финансовая обеспеченность бюджетов всех уровней, гарантий прав и свобод, хозяйствующих на российском рынке субъектов реального сектора экономики, правовое пространство России и соответствие правовых норм стандартам международного права, функции, полномочия и механизмы государственного регулирования различных областей и сфер деятельности в российском государстве (эффективность властной конструкции).
В каждой из групп факторов, как принято считать, имеет место как позитив, так и негатив. Мы, изучив разные источники информации, сформулировали основные направления, на которых должен формироваться позитивный имидж России[4].
1. Стабильность Российской Федерации во всех сферах общественной жизни, устойчивость внутригосударственной системы власти и управления, предсказуемость России и ее идеологическая открытость, способствующая формированию о России только тех представлений, которые соответствуют действительности.
2. Высокая образованность, нравственность российского общества, несопоставимая с его характеристикой как очень криминализированного, высокий культурный и духовный потенциал российского сообщества народов.
3. Влиятельность информационно-политического потенциала России, обеспечивающая надежность и устойчивость коммуникативных связей России со странами мира и являющаяся надежным проводником идеологии демократизации общества.
Таким образом, для формирования позитивного имиджа России, нужно синтетически создать на международной арене уверенность в стабильности и устойчивости системы власти и общественной жизни, также открытую идеологию страны. Также важен уровень криминала в стране и уровень культуры ее граждан. На наш взгляд, для формирования этих условий, очень важно, какие представления имеются, прежде всего, о первых лицах страны и регионов. Изучение имиджа страны является актуальным для продвижения национальных интересов, для межкультурной коммуникации. Имидж страны является одним из наиболее эффективных социокультурных и психологических регуляторов, что еще больше актуализирует вопрос о необходимости глубокого теоретического осмысления и изучения процессов проявления данного феномена в целях его эффективного использования как социального ресурса.
[1] Панкрухин А.П. Имидж страны: смена парадигмы / А. П. Панкрухин, С. Ю. Игнатьев // Корпоративная имиджелогия. – 2014. – № 02 (03). – С. 8- 14.
[2] Гаджиев К. С. Имидж государства как инструмент культурной гегемонии / К. С. Гаджиев // Мировая экономика и международные отношения. – 2017. – № 12. – С. 11.
[3] Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов / А. И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 112 с.
[4] Володина Л. В. PR-технологии формирования имиджа страны / Л. В. Володина // Российская школа связей с общественностью. – 2014. – Том 1. – №1. – С. 107.
Международный имидж страны: теоретические аспекты.
Именно усиливающееся влияние культуры на общемировые социально-экономические процессы, на характер межгосударственных отношений, превратило ее в действенный инструмент внешней политики. Бывший министр иностранных дел Франции отмечал, что американцы влиятельны потому, что могут вдохновлять мечты и желания благодаря искусству создания глобальных имиджей через фильмы и телевидение, и, по этим же причинам, студенты со всего мира стремятся получить образование в США[1].
Однако механизм формирования имиджа раскрывается не только в теории «мягкой силы» Дж. Ная, но и в концепции символического капитала французского философа и социолога Пьера Бурдье. В современном информационном пространстве сталкиваются теперь не только модели общественного устройства, но и мировоззрения, картины мира целых народов, а имидж государства становится главным объектом информационной агрессии. Именно поэтому символический капитал культуры, представляющий собой коллективную память, культурные символы, образы, духовную сферу социума и обладающий реальной властью над умами, приобретает все большее значение.
Символический капитал основывается на вере людей, считающих этот капитал ценным для себя, в силу чего обладает символической властью над ними. Символическую власть П. Бурдье определяет как «власть конструировать реальность, устанавливая гносеологический порядок: непосредственное мироощущение»[3]. При условии признания символической власти, она позволяет получить то, что обычно достигается физической или экономической силой. Символический капитал – капитал чести и престижа, может конвертироваться в экономический капитал и быть институционализирован в различных формах, в т.ч. – в виде имиджа государства[4].
В условиях глобализации страны становятся все больше похожими друг на друга, что объективно влечет растущий спрос на национальную идентичность. Страны, не уделяющие должного внимания имиджу, переживают не лучшие времена. В информационном обществе значение имиджа резко возрастает, поскольку имидж – продукт обработки больших массивов информации. Имидж в переводе с английского – репутация, изображение, представление, мысленный образ. В имидже страны причудливо сочетаются целенаправленно формируемые мифы и установки со стихийно возникающими представлениями, основанными, в том числе, на личном опыте.
Э.А.Галумов полагает, что имидж выступает в качестве базы, которая определяет, какую репутацию приобретает страна в сознании мировой общественности в результате акций ее субъектов. Галумов определяет имидж страны как «комплекс объективных, взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы сформировавшихся в процессе эволюционного развития государственности, как сложной подсистемы мирового устройства, эффективность взаимодействия звеньев которой определяет тенденции социально-экономических и иных процессов в стране»[5].
В рамках имиджелогии имидж определяют как формируемое посредством целенаправленных профессиональных усилий с целью повышения успешности определенной деятельности клиента (человека или организации) или достижения субъективного психологического эффекта символическое представление о клиенте у составляющей аудиторию имиджа социальной группы[6].
Имидж страны – понятие многосоставное. Так, например, следует различать имидж внешний и имидж внутренний. Внутренний имидж страны – представления граждан о себе и своем месте в мире, тогда как внешний имидж ориентирован на представления о стране, сложившиеся за пределами национального культурного поля и определяет ее репутацию. Внутренний имидж строится на самооценке, но дополняется проекцией внутреннего восприятия за пределы национально-государственной общности (что «мы» хотим и считаем нужным рассказать о себе «другим»)[8]. Стоит отметить, что конструируемый имидж должен быть целостным, однако иерархию характеристик следуют менять в зависимости от группы целевой аудитории. Имиджевое сообщение должно быть адресным, причем акценты будут изменяться не только по географическому вектору – США, постсоветское пространство, ЕС, но будут различными для зарубежных партнеров, иностранных СМИ, потребителей товаров, инвесторов и т.д.
В современной политической науке выделяют ряд обобщенных характеристик международного имиджа государства, среди которых:
а) простота и схематичность, которые достигаются путем отсечения ненужных с точки зрения его создателей граней и признаков, в то же время выпячивания тех характеристик, которые способны или, во всяком случае, призваны оттенить специфичность и уникальность;
б) насыщенность информацией, несущей большую эмоциональную нагрузку посредством ограниченного набора символов;
в) динамичность, предполагающая способность быстро и оперативно переваривать и подавать в соответствии с предназначением имиджа постоянно изменяющиеся внутренние и внешние реалии;
г) закамуфлированная идеализация, предусматривающая подачу с помощью определенного комплекса качеств, выдаваемых в выгодном обрамлении, но не противоречащим установкам и меняющимся ожиданиям целевой аудитории;
Расширяя перечень компонентов, предложенных Э.А. Галумовым[10] и дополняя классификацию Н.Н.Извекова[11], Т.Э.Гринберг выделяет следующие элементы имиджа государства[12]:
А. Условно-статичные (их можно отнести к объективным), включающие:
— природный ресурсный потенциал;
— национальное и культурное наследие;
— геополитические параметры (ЭГП, площадь территории, выход к морям и т. д.);
— исторические события, повлиявшие на развитие государственности;
— базовая форма государственного устройства и структура управления.
Б. Условно-динамичные (их можно отнести к субъективным):
— социально-психологические настроения в обществе;
— характер и принципы деятельности общественно-политических объединений;
— морально-нравственные аспекты развития общества;
— устойчивость экономики (показатели динамики ВВП, уровень доходов на душу населения, объем инвестиций и др.);
— правовое пространство и соответствие правовых норм международным требованиям;
— функции, полномочия и механизмы государственного регулирования различных сфер деятельности в государстве (эффективность властной конструкции).
Нации богаты в символическом плане: у каждой есть своя уникальная система символов. В этом смысле неотъемлемой частью имиджа являются национально-государственные символы и идеалы: эмблемы, гербы, флаги[15]. Важно, чтобы эти и другие компоненты национальной идентичности были приняты во внимание при разработке имиджевой стратегии, которая должна быть не просто рекламной кампанией, а отражать сущность нации.
Продвижение позитивного имиджа страны – далеко не новое явление, однако в последние годы условия для создания «мягкой силы» резко изменились[13]. Мы живем в глобальном обществе, осознавшем силу и могущество информации. Важно подчеркнуть, что в таких условиях имидж государства не может быть оставлен без внимания: чтобы пользоваться успехом в виртуальном мире символов и имиджей, необходима целенаправленная реализация долгосрочной имиджевой стратегии. Имиджевая стратегия государства – это рассчитанная на длительный исторический период (25-30 лет) долгосрочная программа системного воздействия на мировое общественное мнение через все каналы массовых коммуникаций и публичной дипломатии с целью формирования устойчивого положительного внутри- и внешнеполитического имиджа страны[14].
Реализация долговременной имиджевой стратегии – довольно новое явление, однако в условиях растущей глобальной конкуренции, как во внутренней, так и во внешней среде, страны все чаще осуществляют планомерную работу над имиджем, чтобы:
— стимулировать инвестиции и резко увеличить экспорт;
— привлечь таланты: креативность – мотор наукоемких экономик;
— повысить стабильность национальной валюты;
— восстановить международное доверие и повысить интерес инвесторов;
— избежать понижения международного рейтинга;
— усилить влияние на международной арене;
— активизировать международное партнерство и поддерживать процесс национально-государственного строительства[15].
[1]Nye, Jr., Joseph S. Public Diplomacy and Soft Power // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2008. № 616. P. 95.
[2]Nye, Jr., Joseph S. Soft power: the means to success in world politics. New York: PublicAffairs, 2004. P. 5.
[3]Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии, 2008. С. 89.
[4]Василенко И.А. Имидж России: концепция национального брендинга // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. № 4. С. 67.
[5]Галумов Э.А. Имидж против имиджа. М.: Известия, 2005. С. 371.
[6]Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. М.: Аспект-Пресс, 2002. С 21.
[7]Суворова И.С. Государственная политика как инструмент формирования имиджа страны // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 40. С. 154.
[8]Семененко И.С. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности // Полис. Политические исследования. 2008. № 5. С. 10.
[9]Гаджиев К.С. Имидж государства в контексте идеологий. М.: Андалус, 2007. С 40.
[10]Галумов Э.А., Кашлев Ю.Б. Информация и PR в международных отношениях. М.: Известия, 2003. С. 200.
[11]Извеков Н.Н. Факторы, формирующие образ страны в окружающем мире // Обозреватель. 2010. № 1. С. 55.
[12]Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели // Медиаскоп. 2008. № 2.
[13]Василенко И.А. Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта. М.: Международные отношения, 2013. С. 10.
[14]Nye, Jr., Joseph S. Public Diplomacy and Soft Power // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2008. № 616. P. 99.
[15]Василенко И.А. Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта. М.: Международные отношения, 2013. С. 9.
[16]Dinnie K. Nation branding: concepts, issues, practice. Oxford: Butterworth-Heinemann, 2008. P. 17.
Брендирование страны: роль имидж и символики в репутации государства
Понятие имидж страны
Имидж страны — это комплекс характеристик и ассоциаций, связанных с ней. По большому счету это выраженная символически информация о государстве, которую оно передает по различным каналам:
Бренд-имидж страны представлен ее образом, который сложился в сознании общественности. Этот образ должен быть положительным, неповторимым и хорошо узнаваемым не только внутри государства, но и за его пределами.
Имидж государства — это выражение его ценностей, поэтому он должен иметь значимость для населения.
Формируется бренд-имидж под влиянием набора факторов:
Страновой брендинг
Построение бренда — сложный и довольно долгий процесс, особенно если речь идет о государстве. Нельзя сказать, что здесь на 100 % работают стандартные технологии и инструменты маркетинга. В данном случае следует учесть довольно специфические цели создания бренда, и для того, чтобы их понять, нужно ответить на вопросы:
Работа по созданию имиджа страны будет эффективной только в том случае, если в этом процессе будут задействованы представители разных сфер: органы власти, предприниматели и общество в целом.
После того, как цель определена, можно приступать к формированию брендовой стратегии. Очень важный шаг — выбрать платформы для размещения: история, наука, искусство, спорт.
Затем следует разработка инструментария, то есть способов, посредством которых будут реализованы цели. Очень часто в качестве инструмента бывают использованы представители флоры, фауны и мифические существа, символически отражающие государство.
Слоганы также служат инструментами для достижения целей государства. Страна также может иметь свой логотип, сопровождающийся неким высказыванием.
Достижения страны в той или иной сфере являются отличным инструментом. Успех в сфере культуры и искусства, а также в науке и спорте очень способствует реализации желаемого результата. Это подогревает интерес к государству и создает приток туристов.
И все-таки самым главным на пути к цели является сложившийся имидж государства, именно он в конечном счете и формирует его бренд.
Значение символики страны
Каждое государство имеет свой набор символов. Это объекты и образы, а также идеи, в которых заключено некоторое важное для страны содержание.
Страновой маркетинг часто обращается к символике государства, как к значимой составляющей его имиджа.
Проблема улучшения имиджа страны
Общее понятие об имидже государства и элементы его формирования. Анализ международного образа РФ, государственные проекты по его улучшению. Критерии рейтинга конкурентоспособности стран мира. Роль политической стабильности в создании позитивного статуса.
Рубрика | Международные отношения и мировая экономика |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.06.2014 |
Размер файла | 1,2 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Глава 1. Имидж страны: понятие и элементы его формирования
1.1 Общее понятие об имидже страны
1.2 Элементы формирования имиджа страны
Глава 2. Оценка современного имиджа Российской Федерации
2.1 Особенности исторического процесса формирования имиджа России
2.2 Маркетинг имиджа России
Глава 3. Государственные и общественные проекты, способствующие улучшению имиджа Российской Федерации
3.1 Политическое и экономическое направление улучшения имиджа России
3.2 Спортивные и культурные направления улучшения имиджа России
Список использованных источников и литературы
Несмотря на то, что государства во все времена стремились как можно лучше представить себя миру, за последние десятилетия имидж государства приобрел еще большее значение. Для этого наибольшее влияние имели экономические и культурные аспекты глобализации: в настоящее время государствам приходится конкурировать в отношении таких серьезных, выражаемых количественно вопросов, как привлечение иностранных инвестиций, рынки экспорта, туризм, в то время как возвышение глобальной культуры определяет желание сохранить культурное разнообразие и подчеркнуть своеобразие.
Положительный имидж страны, воспринимаемый в качестве ценного нематериального актива, средства «мягкого воздействия» на мировую общественность осуществляется в интересах роста международного влияния государства, его веса и авторитета на мировой арене. Имидж страны, свидетельствует о его экономической силе, мощи, богатстве, уровне развития культуры. В данной курсовой работе, мы проанализируем основные направления улучшения имиджа страны на примере Российской Федерации. Так как, Россия всегда привлекала внимание, как на политической мировой сцене, так и в среде международной культурной общественности. Богатая природными ресурсами, подземными ископаемыми, она всегда была притягательным лакомым кусочком в смысле обогащения для транснациональных корпораций, а своим богатейшим культурным наследием превосходила многие страны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие имиджа страны;
2. Проанализировать современное состояние имиджа Российской Федерации;
3. Рассмотреть государственные и общественные проекты, способствующие улучшению имиджа Российской Федерации.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, список используемой литературы и приложение. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования. Вопросы истории и теории имиджелогии всестороннее раскрыты в трудах Л.Г. Лаптева, Е.А. Петровой, А.А. Деркача, Е.Б. Перелыгиной, А.Ю. Панасюка и др. Проблемы формирования имиджа страны, территориального маркетинга и брендинга рассматриваются в работах А. Панкрухина, Г.Г. Почепцова, Э.А. Галумова, А. Касенова, А.Е. Кирюнина, И.Я. Рожкова и др., в кандидатских диссертациях О.В. Прониной, А.А. Чумаковой и др. Вопросы, связанные с опытом дипломатической службы в деле представления России за рубежом, затронуты в трудах И.Н. Семенова, А.В. Гаврюшкина, К.М. Долгова, А. Яшлавского и др.
Глава 1. Имидж: понятие и особенности его формирования
1.1 Общее понятие об имидже страны
Имидж как вариант свернутого текста, как символ присутствовал всегда, но в наше время его значение резко возрастает. Это можно объяснить тем, что имидж является естественным продуктом обработки больших массивов информации. Поскольку мы не в состоянии хранить весь этот объем, мы начинаем пользоваться ярлычками, отсылающими к стоящим за ними ситуациям. Удачно выбранные ярлычки закрепляются. В любой ситуации мы обладаем такими ярлычками-имиджами. Изначально понятие «имидж» не было научной категорией, а носило практически-прикладной характер. Впервые этот термин начал использоваться в коммерческой рекламе для дифференциации однородных товаров в Америке. Затем в начале 60-х годов XX века он вошел в политический лексикон в связи с появлением новых методов проведения и организации избирательных кампаний. В политике термин «имидж» отражал публичную сторону деятельности кандидата, обращенную к избирателям. Позднее в американской литературе публикуется ряд изданий об «имидже», использующих это понятие как определенную технологию для влияния и создания целенаправленного образа в индивидуальном, массовом и групповом сознании. До сих пор рядом авторов понятие «имидж» рассматривается как прикладное, практическое понятие, способствующее достижению определенных целей (например, продвижение бренда, торговой марки, узнаваемости политика и т.д.).
Многие западные, в частности, немецкие исследователи, связанные с имиджем, разрабатываются в рамках социальной психологии (В. Линкер). Но, как и в американских исследованиях, «имидж» чаще играет роль прикладной, практической категории, используемой в деятельности имиджмейкеров по созданию и продвижению «искусственной внешней формы какого-либо объекта». Такой подход к изучению имиджа существенно отличается от принятого в российской научной школе, который расширяет понимание данной категории, принося в нее глубинные процессы человеческой психики и выделяя в отдельную область знаний.
В настоящий момент вопрос об улучшении имиджа России руководством нашего государства поставлен на первое место. Формирование позитивного имиджа страны необходимо осуществлять, опираясь на научно-обоснованные представления о предпосылках, факторах, условиях и механизмах этого формирования, определение специфики их действия у различных социальных групп населения.
Имиджу страны присущи следующие общие характеристики Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: Стратегия, психотехники, психотехнологии. М., 2007. С. 66. :
2. эффективный имидж должен быть целостным и непротиворечивым, соответствующим однозначным обобщенным представлениям;
3. как идеальное образование имидж неустойчив, его постоянно надо «подкреплять» рекламой или разнообразными целевыми РR-акциями;
4. как стереотип имидж должен содержать ограниченное число компонентов, сложность конструкции будет только мешать его восприятию, а следовательно, сделает отношение к нему неоднозначным;
5. имидж, хотя он и иллюзорный образ, должен все же быть в какой-то мере реалистичным, явное приукрашивание достоинств приведет к снижению доверия;
6. эффективный имидж должен обладать свойством вариабельности, абсолютно «жесткая и неизменная конструкция» неприемлема, ситуация трансляции имиджа всегда динамична, может возникнуть необходимость внесения корректив;
7. имидж должен вызывать сильный эмоциональный отклик, это следует из самого определения.
Таким образом, имидж можно рассматривать как набор определенных качеств, которые ассоциируют с определенным объектом, и как образ, способный придавать явлению свойства и характеристики, ему не присущие, превращать эти свойства и характеристики в главные, радикально изменяя представления о нём. Современный мир переживает периоды трансформации. В этой связи система конструирования образа страны, складывающегося на протяжении десятилетий во многих регионах мира, становится неэффективной и мало продуктивной.
1.2 Элементы формирования имиджа страны
Э. Галумов объединяет элементы, из которых складывается имидж страны, в две группы:
2. Национальное и культурное наследие;
3. Исторические события;
4. Базовая форма государственного устройства и структура управления.
2. институциональные и экономические факторы (устойчивость экономики: правовое пространство страны и соответствие ее правовых норм международным требованиям: функции, полномочия и механизмы государственного регулирования различных областей и сфер деятельности в государстве).
Структуру имиджа государства можно определить в виде взаимовлияния двух основных компонентов: того представления о стране, которое сложилось у мировой общественности, то есть внешнеполитической составляющей; и представления граждан о своей стране, то есть внутриполитической составляющей имиджа государства. Помимо этого существует ряд факторов, непосредственно влияющих на имидж государства. К этим факторам можно отнести имидж правителя государства и тот исторический контекст, в котором страна находится.
В свою очередь имидж государства складывается из следующих компонентов:
· Имидж оппозиции, политических партий и движений;
· Социально-экономический имидж страны;
· Деловой имидж страны;
· Имидж правительственных организаций внутри и вне страны;
· Имидж вооруженных сил государства;
· Имидж столицы государства;
· Имидж товаров, производимых в данной стране;
· Исторический имидж государства;
· Имидж актуальных для государства событий, происходящих в настоящий момент;
· Культурный имидж государства;
· Имидж преступности в стране, к сожалению, с большей силой актуализируется в настоящее время.
Конечно, данный список не претендует на абсолютность, но отражает основные составляющие имиджа государства.
Глава 2. Оценка современного имиджа Российской Федерации
2.1 Особенности исторического процесса формирования имиджа России
Нет сомнений в том, что современный международный имидж России формируется под влиянием исторического прошлого. Многие авторы считают, что именно исторический ресурс играет огромную роль в формировании имиджа современной России. По мнению исследователя А.П. Федотова, можно выделить шесть периодов, когда судьба России тесно переплеталась с судьбой всего мира, влияя на нее и являя окружению новый образ:
I. Монголо-татарское нашествие.
II. Петровские преобразования.
III. Отечественная война 1812 года.
V. Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
Указанные исторические события оказали влияние на процесс становления и изменения образов России. В начале XIII века под властью Чингисхана (1155-1227 гг.) сложилось сильное Монгольское государство, которое было типичной варварской державой. Пользуясь раздробленностью Руси на отдельные княжества, монгольские завоеватели на два с половиной столетия (XIII-XV вв.) установили иго над Россией.
С точки зрения исследователей, например Э.А. Галумова, к этому времени можно отнести зарождение представления о русских, как о народе долготерпеливом и покорном. В XIII веке монголо-татары, истощенные кровопролитной борьбой с Русью, начали отступать. А.С. Пушкин в письме П. Я. Чаадаеву следующим образом охарактеризовал ту эпоху: «. у нас было свое особое предназначение.
Стратегия Петра Великого была направлена на то, чтобы при вхождении России в западное сообщество в качестве равноправного члена сохранить ее политическую независимость и культурную автономию в обстановке, когда западный образ жизни уже получил преимущественное признание.
Отечественную войну 1812 года также можно считать особым этапом в становлении имиджа Российского государства. К 1811 году войска императора Франции Наполеона Бонапарта успели оккупировать Западную и Центральную Европу. Границы завоеванных территорий вплотную приблизились к России, выступавшей главным препятствием на пути Наполеона к мировому господству.
Немаловажно было и то, что многие простые русские люди в ходе освободительной кампании побывали в странах Европы. Благодаря разнообразным неформальным контактам с населением вызволенных территорий европейское представление о русских, как о злых и мстительных казаках-варварах, существенно изменяется.
В подавляющем большинстве наши соотечественники предстали перед народами Франции и Австрии в виде искренних, щедрых, добродушных, неприхотливых и обладающих чувством собственного достоинства тружеников. После разгрома Наполеона Россия оказалась на вершине успеха. Но он был кратковременным, ибо череда войн 1792-1815 годов завершала период, который можно назвать доиндустриальным.
Важнейшим следствием разгрома фашистской коалиции явилось бурное развертывание национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах, что привело к распаду колониальной системы. И в этой связи образ СССР в глазах мировой общественности стал отождествляться со страной-победительницей фашизма и страной-освободительницей народов.
Распад СССР, бесспорно, является особым историческим событием, которое оказало влияние на становление нынешнего имиджа России. За происходившим в России, в тот переломный период пристально следили не только политические элиты, но и рядовые граждане.
Падение Берлинской стены было воспринято европейским общественным сознанием как одно из ключевых событий XX века, символизирующее окончание «холодной войны». К середине 1990-х годов Россия в мире, в частности на Западе, стала восприниматься как нечто «инородное», так как у Запада обнаружилась «усталость» от длительного ожидания позитивных (с точки зрения западных стандартов) реформ, а также от непредсказуемости политической эволюции нашей страны.
Таким образом, исторический процесс формирования международного имиджа России носит динамический характер. И, я думаю, нельзя не согласиться с точкой зрения известного российского специалиста Э.А. Галумова, согласно которой роль нашей страны в мировой истории является важнейшим фактором формирования имиджа страны и при исследовании проблемы создания и управления имиджем необходимо опираться на конкретные исторические условия развития государства.
Все перечисленные нами исторические периоды имели существенное влияние на развитие современного имиджа Российской Федерации. При анализе имиджа Российского государства необходимо учитывать тот исторический контекст, в котором существует страна.
Для России последние двадцать лет стали очень насыщенными на кардинальные перемены в политическом, экономическом и социальном плане.
После распада СССР и утверждении рыночных принципов экономики на территории России произошли фундаментальные сдвиги в мировоззрении и взаимоотношениях россиян. Интериоризация новых принципов жизни начала происходить со значительными трудностями. Она стала особенно «болезненным» процессом для людей среднего и старшего возраста, которые большую часть своей жизни прожили в государстве совсем иной формации.
У более молодого поколения случился некоторый перегиб в принятии новых ценностей и принципов жизни. Все ярче в повседневной жизни стали проявляться такие качества, как эгоизм, потребительство, культурная ограниченность и неуважение к моральным устоям.
В последние годы в стране произошло множество положительных изменений и сдвигов в экономике, политической и социальной структуре. Но несмотря на эти изменения в стране до сих пор существует целый ряд проблем, таящих в себе большую угрозу для внутреннего и внешнего имиджа государства. На протяжении первых десяти лет в постсоветской России не было даже ощущения наличия силы и воли у власти и российского общества к устранению этих проблем.
2.2 Маркетинг имиджа Российской Федерации
По сравнению с другими направлениями эта стратегия является недорогой, хотя и требует определенных затрат, которые, как и эффективность стратегии в целом, зависят от уже сложившегося имиджа и действительного положения дел в стране.
Применительно к стране маркетинг ориентирован на повышение (поддержание) ее имиджа, притягательности для других стран, их хозяйствующих субъектов, других социальных институтов и населения, престижа в международных организациях.
Проблема создания имиджа стран актуальна давно, и в последнее время самые разные страны всерьез задумались об укреплении своей репутации.
Так, например, Израиль намерен изменить свой имидж одного из самых проблемных мест на планете и планирует запустить крупномасштабную рекламную и PR-кампанию, чтобы привлечь туристов. В России сейчас нет специального органа, который занимался бы имиджем страны.
Пока этим занимаются чиновники разного уровня, а бизнесмены скорее выступают в роли пассивных потребителей. На самом деле компании могут также участвовать в этом процессе с выгодой для себя. В США, например, действует специальная группа, которая предлагает идеи для улучшения имиджа Америки за рубежом.
В нее входят руководители крупнейших рекламных фирм, печатных изданий, а также имиджмейкеры American Airlines, McDonald’s и др.
Рис. 1. Рейтинг конкурентоспособности стран мира 2012 года
Основные критерии отбора данного рейтинга носят как объективный, так и субъективный характер. К примеру, к объективным можно отнести показатели экономической деятельности, эффективности внешней и внутренней политики, экологии.
Вместо образа сверхдержавы Россия приобрела имидж непредсказуемой и противоречивой страны. Существует серьезное разногласие в представлении общественности о реальном значении Российского государства в мировом масштабе. Такое положение дел не лучшим образом сказывается на привлекательности России для иностранных инвесторов.
Очевидно, что несмотря на проводимые кампании, текущий имидж России на мировой арене не соответствует идеальному имиджу, который правительство государства стремится реализовать. На наш взгляд, можно выделить несколько основных причин отсутствия эффективности в текущих имиджевых кампаниях России:
· Отсутствие единой коммуникационной и имиджевой политики;
· Отсутствие общей идеологии кампаний.
Отличным отражением данного факта стали кампании, направленные на создание на Западе имиджа Москвы как крупного, делового, финансового центра. Из прошедших кампаний можно выделить «Русскую зиму» на Трафальгарской площади трудно найти явную связь между заявленными стратегическими целями по созданию имиджа Москвы и реализованными целями проведенного мероприятия.
Относительно внешнего имиджа России можно выделить потенциальные области изменений, а также определить конкретные шаги по коррекции текущего образа на мировой арене.
Существует ряд объективных причин, создавших в свое время определенное отношение граждан к России. Зачастую это отношение характеризуется недоверием, потерей уважения к собственному государству. Можно привести следующие причины:
Проблемы с обеспечением конституционных гарантий (право на жильё, охрану здоровья, образования и прочее). Реальная ситуация не позволяет говорить о России, как о стране с высоким уровнем социального благополучия. В государстве наблюдается сильный разрыв между бедным и богатым населением;
Отсутствие реальной работы по снижению уровня напряженности между представителями различных социальных классов. Такое положение дел раскалывает российскую общественность и подрывает социальную безопасность;
Несоответствие проводимой «сверху» общественной модернизации социальным ожиданиям населения страны;
Ориентация государства на создание положительного международного имиджа, а не на внутренний имидж и реальную работу с населением.
И. Рожков отмечает, что уровень развития паблик рилейшнз в России пока не оставляет желать лучшего.
Рис. 2. «В какой стране мы живем, на Ваш взгляд?», опрос «ФОМ», 25 марта 2012 года
Рис. 3. «Какой в мире считают Россию?» опрос «ФОМ», 25 марта 2012 года
В этом может заключаться глубинное противоречие. Население воспринимает свою страну как отсталую, но в то же время верит, что на международной арене Россия выступает как развитая держава. Хотя такое положение дел отражает ту причину недоверия населения своему правительству и стране в целом, которую мы описывали ранее. Вместе с тем, имидж России в мире в основном формируется иностранными журналистами, работающими в нашей стране. Очевидно, что для этих целей не хватает и необходимых ресурсов.
Итак, имидж России на международной арене носит противоречивый характер. Причиной этому служит ряд факторов. Во-первых, российское государство до сих пор ощущает на себе влияние советского прошлого. Во-вторых, существующая внешняя коммуникационная политика государства, а также различные попытки коррекции текущего имиджа не имеют комплексного подхода, единого концептуального, идейного ядра, вокруг которого бы можно было выстроить сильную и эффективную имиджевую политику.
У России существует ряд конкурентных преимуществ, опираясь на которые возможно скорректировать текущий имидж в положительную сторону. Но для этого необходимо учесть следующее: внутренний имидж России напрямую влияет на внешний. Поэтому реальное решение социальных проблем и действия, направленные на повышение уровня жизни в России, поспособствуют не только улучшению имиджа России внутри страны, но и его коррекции на международной арене. Применение ПР-технологий при освещении подобной деятельности государства даст максимальный эффект. Качественным ресурсом для России может стать выставочная деятельность, космический туризм, развитие оборонного комплекса.
Глава 3. Государственные и общественные проекты, способствующие улучшению имиджа Российской Федерации
3.1 Политическое и экономическое направление улучшения имиджа России
Международный имидж оказывает воздействие и на политические процессы, протекающие в самом государстве: негативный образ страны может использоваться оппозиционными силами как один из аргументов в критике правительства и проводимой им политики. Интеграция России в мировое экономическое пространство происходит в условиях жесткой глобальной конкуренции, которая сегодня приобрела территориальное выражение. Страны, регионы, города ведут борьбу за экспорт, инвестиции, туризм, влияние. И конкурентное преимущество получат наиболее привлекательные территории, которые предложат оптимальные условия для жизни, работы, бизнеса, как человеку, так и предприятиям.
1. политическая стабильность в государстве;
2. региональная политическая стабильность;
3. налоговая стабильность;
4. защита частной собственности;
5. законопослушание как ведущий принцип организации общества.
Итак, почему важна политическая стабильность? Если она имеет место в данной стране, то страна становится более привлекательной для инвесторов.
Особенно важны наиболее динамичные прямые иностранные инвестиции (ПИИ). А они, как известно, влияют на экономический рост, прежде всего в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Крупные инвестиции подразумевают общий рост и спрос в экономике. Но чтобы иностранные инвестиции пришли в отрасль, им требуются определенные гарантии: политическая стабильность, сбалансированные риски, приемлемая доходность.
Что касается социально-политической стабильности отдельных регионов, то она проявляется в способности государственной власти при помощи имеющихся в ее распоряжении материальных ресурсов, политической системы контролировать и регулировать внутреннюю социально-политическую ситуацию, определять курс по отношению к федеральному центру и другим субъектам федерации в критических условиях. Если конкретные регионы характеризуются высокой политической стабильностью, естественно, что они будут пользоваться большей популярностью у иностранных инвесторов.
— оживление торговли между данной и другими странами;
— усиление инвестиционной деятельности в данной стране;
— всемерное содействие развитию конкуренции отечественных производителей.
Все это в совокупности стимулирует рост экономики данного государства. Формирование политического имиджа государства происходит постоянно и по многим направлениям. Важнейшие аспекты данного процесса:
— эволюционные и революционные периоды формирования ПИГ;
— связь законотворчества и ПИГ;
— политическая деятельность госструктур и должностных лиц государства;
— деятельность средств массовой информации.
В сознании людей как внутри страны, так и за рубежом перечисленные выше и другие составляющие формируют ПИГ, а вместе с ним выстраивают их личное отношение к товарам, услугам и гражданам страны, а значит, содействуют экономическому росту государства или тормозят его.
Если имидж государства формируется революционно, то последующие изменения в экономике всегда проходят медленно и только ухудшают ситуацию. Эволюционные изменения имиджа происходят непрерывно. Их выигрышность состоит в том, что с происходящими изменениями аудитория успевает познакомиться, составить свое мнение о них. При положительной оценке происходящих в стране реформ и других эволюционных изменений у мирового бизнес-сообщества создается позитивный настрой, который определенным образом проявляется в контактах субъектов внешнеэкономической деятельности. Внутри страны мы тоже можем наблюдать подобное внимательное отношение к изменениям ПИГ и оперативную реакцию на них.
В зависимости от того, повышается или падает доверие к государству, предприниматели внутри страны могут вывозить свои капиталы за рубеж или наоборот углублять инвестиционную деятельность внутри страны. Вследствие этого экономический рост государства увеличивается или сокращается. Как известно, одним из путей повышения экономического имиджа России стало вступление в ВТО 22 августа 2012 года.
К экономическим выгодам можно отнести: применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот.
В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, ведь, в конечном счете, от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты, замедляется экономический рост и падает общее благосостояние.
Присоединение к системе ВТО помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды.
Система свободной торговли также создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что, в конечном счете, способствует притоку инвестиций в страну.
Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана.
3.2 Спортивные и культурные направления улучшения имиджа России
Одно из перспективных направлений улучшения имиджа России является поднятие спорта высоких достижений на конкурентоспособный уровень, тем более учитывая предпосылки, сложившиеся как исторически, так и в результате последних громких и неожиданных побед нашей страны.
Например, Чемпионат мира по фигурному катанию в 2011 году. Москве было доверено право провести Чемпионат мира 2011 года по фигурному катанию, который должен был пройти в Японии. Об этом говорится в письме Международного союза конькобежцев, направленном в адрес Федерации фигурного катания. На турнир претендовали также Канада, Финляндия, США, Австрия и Хорватия. Решение в пользу Москвы было принято абсолютным большинством голосов. Одним из направлений улучшения спортивного имиджа России является проведение Зимних Олимпийских игр «Сочи-2014».
В настоящее время Олимпийские игры стали очередным средством возвышения страны в глазах мирового сообщества. Это спровоцировало ожесточенную борьбу между странами за право проводить Игры на своей территории. Причина такой борьбы очевидна с различных точек зрения.
Пример российской заявки «Сочи-2014» на право проведения Зимних Олимпийских игр в 2014 году по праву стал крупнейшим имиджевым проектом России за всю ее историю, ориентированным на зарубежную аудиторию. Международная информационная кампания стартовала только 2-го октября 2006 года, за 9 месяцев до объявления победителя гонки, что соответствует правилам Международного Олимпийского Комитета. Перед заявочным комитетом стояла очень тяжелая задача. По словам генерального директора заявки Дмитрия Чернышенко, в начале комитету пришлось в буквальном смысле «наносить город Сочи на карты мира» и повышать простую осведомленность о существовании такого города. Это была наиболее глобальная задача помимо пропаганды позитивного образа России среди зарубежной аудитории, проделанной на несколько целевых групп: Члены МОК, Спортивные международные федерации, Иностранные и общественно-политические СМИ. Мировая общественность, прежде всего в странах, представители которых находятся в МОК и влияют на выбор страны-хозяйки Игр.