Что влияет на государство
Воздействие государства на общество
Общество и государство, их соотношение – это фундаментальная проблема для науки теории государства и права, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не проводила различия между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали (хотя сначала только терминологически) разделять политическое государство и общество, гражданское общество и верховенство закона, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия.
В паре взаимосвязанных явлений – понятий «общество» и «государство», ведущую роль по-прежнему играет общество. Именно оно порождает государство с самого начала, становясь его содержанием и тем самым отдавая ему место только одной политической формы существования общества.
Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство заменило устаревшую родовую организацию как новую форму организации измененного и сложного общества. Процесс возникновения государства был, по-видимому, полусознательными, полустихийным. Государство является социальным институтом всего общества, выполняет множество функций, обеспечивающих жизнь общества. Его основная цель – решение социальных вопросов, обеспечение порядка и общественной безопасности.
В наше время государство является лишь частью гражданского общества, которое, среди прочего, определяет демократический характер такого общества (правовое государство). Принцип преобладания института общества над государством остается ясным даже тогда, когда речь идет о тоталитарной политической системе.
В постсоветский период отношения между обществом и государством обострились как в практическом, так и теоретическом плане. Они стали политически острыми. В первый период перестройки преобладало мнение о том, что государство является своего рода злом и поэтому должно быть оставлено как можно меньше места. Но негативные последствия неоправданного возвеличивания неподготовленного к такой миссии российского общества привели к откату общества в другую сторону, где государство является благодетелем общества, его опекуном и высшим уровнем развития.[10]
Е. Н. Трубецкой изучал проблемы взаимоотношений между обществом и государством, а также социальными нормами и правом. По его мнению, каждая форма человеческого общества предполагает наличие социальной цели, которая не может быть достигнута индивидуальными усилиями. Общество всегда преследовало постоянную цель, для достижения которой людям нужно объединится, образовать кооперацию.[11]
Итак, рассмотрев вопрос о взаимосвязи понятий «общество» и «государство», можно сделать вывод, что общество во всех случаях определяет природу государства. Государство, политическая власть – это лишь форма социального (общественного) содержания.
2.2. Воздействие общества на государство
Поскольку научная мысль стала отличать государство от общества, возникла проблема определения их реальных взаимоотношений друг с другом. Проблемы соотношения общества и государства довольно сложны и очень актуальны.
В.М. Корельский, например, называет их кардинальными для науки теории государства и права. Наиболее важные аспекты этих проблем можно кратко осветить в следующих тезисах:
1. С точки зрения временного показателя соотношения государства и общества можно утверждать, что общество как продукт человеческого взаимодействия возникло раньше государства и долгое время обходилось без него;
2. Из первого тезиса следует второй, признанный современной отечественной теорией государства и права – государство является естественным и объективно необходимым результатом общественного развития, продуктом общества, а общество есть социально- экономическая основа государства;
3. Государство является организационной формой структурно сложного общества, действующего как организованное государством, т. е. государство и общество могут быть условно соотнесены как форма и содержание;
4. Поскольку государство не совпадает с обществом, оно относительно независимо от общества, а степень такой снезависимости государства, ее необходимая и разумная мера определяются объективными потребностями каждого исторически конкретного общества;
5. Существующая независимость государства сбалансирована и ограничена контролем общества над его деятельностью и оценкой этой деятельности, что не позволяет государству подняться над обществом, т. е. государство контролируется обществом;
6. Государство – социальный институт всего общества, выполняющий многие жизненно важные для общества функции, противостоящий антисоциальным и деструктивным силам, т. е. государство является социально-конструктивным средством жизнеобеспечения общества;
7. Государство является важнейшей частью политической системы общества – как системы взаимосвязанных и взаимодействующих объединений людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю определенных социальных сообществ, осуществляющих политическую власть или борющихся за нее в рамках закона через государство;
8. государство и общество постоянно воздействуют, влияют друг на друга, но ведущая роль в этом принадлежит обществу как социально-экономической основе государства, а результат этого влияния выражается в формуле: каждому конкретному обществу соответствует свой тип государства.
Наши политические и общественные деятели, теоретики и практики все еще занимаются поиском оптимального сочетания и баланса государственно-правовых механизмов, с одной стороны, рыночных и иных негосударственных социальных регуляторов общественной жизни, с другой стороны. Важно учитывать как собственные ошибки, так и исторический опыт других государств, которые являются примерами как позитивного влияния государства на социальное развитие, так и негативного.
ГЛАВА3.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Классификация внешних факторов, влияющих на политику
Государственная политика формируется из внешней и внутренней политики государства. Внешняя политика представляет собой деятельность государства и других политических институтов общества по реализации национальных интересов страны в системе международных отношений.
Внешняя политика государства является одной из главных составляющих при формировании государственной политики. Она достаточно важна для развития военных, экономических, дипломатических и межгосударственных отношений, а также способствует международному обмену в сфере науки, образования, культуры и других важных сферах. Немаловажно это при процессе глобализации, который наблюдается последние 10 лет.
Факторы, влияющими на выстраивание внешней политики государства, делятся на:
— объективные факторы (внешние и внутренние)
К внешним объективным факторам относятся:
— состояние международных отношений;
— стабильность или нестабильность связей государства с другими государствами (особенно с теми, которые имеют наибольшее влияние на международной арене);
— общее положение страны на международной арене (ее постоянство, авторитет, точность в выполнении обязанностей по подписанным международно-правовым документам, предсказуемость внешней политики).
Среди внутренних объективных факторов, влияющих на формирование внешней политики, выделяют:
— экономическую составляющую (экономический потенциал страны, уровень ВВП, самообеспеченность основными материальными ресурсами, быстрая адаптация к изменяющейся экономической ситуации);
— уровень технологического и инновационного развития
— состояние социально-политических и национальных отношений в стране;
— состояние науки, культуры, образования, здравоохранения и других сфер.
Субъективными факторами принято считать деятельность политических институтов, которые разрабатывают основные направления внешней политики государства на международной арене.
Российский политолог Елена Пономарева в своей статье «Внутренние и внешние факторы развития российской государственности» трактует понятие фактора как аналитической единицы, под которым понимаются материальные и нематериальные структуры, институты и процессы, обуславливающие формирование государственности.[10] Достаточно интересно посмотреть на внешние факторы, которые выделяет политолог:
— внешняя долговая зависимость (краткосрочная задолженность, текущая стоимость внешнего долга и др.);
— доля иностранных инвестиций и внешней помощи;
— режим привязки национальной валюты;
— наличие на территории страны иностранных военных контингентов;
— признание и включенность страны в наднациональные структуры;
— наличие (региональных) территориальных проблем;
Далее предложена оценка вышеперечисленных факторов от 1 до 4, где 4 подразумевает полное отсутствие зависимости и говорит о достаточно стабильной ситуации по определенному фактору, а 1 отражает большую зависимость страны от внешних факторов и межгосударственных связей, а также показывает внутреннюю стагнацию.
Акцентирую внимание, что Пономарева исследовала с практической стороны сложившуюся ситуацию в Российской Федерации, подчеркивая в самом начале статьи, что универсального деления факторов, влияющих на государственную политику, не существует и ссылаться можно только на точки зрения различных политологов, как зарубежных, так и российских. Но она также считает выделенные ею факторы базовыми для анализа развития государственности. При формировании факторов влияния на внешнюю политику политолог использовала «воронку причинности», которая применяется в политологии для исследования поведения избирателей и электоральных исследованиях.
Воронка причинности была разработана американскими политологами в середине 20-го века и описана в 1960 году в книге «Американский избиратель». Первостепенно данный метод использовался для моделирования исходов голосования, в зависимости от различных факторов, которые были достаточно разномасштабными, и анализа причин стратегических исходов. Факторы, которые применялись для прогнозирования, ранжировались по своей «влиятельности» вдоль темпоральной оси. Американские политологи, разрабатывавшие модель воронки причинности, совершили неожиданное для них самих открытие, совместив внутри одновременное и последовательное действие разномасштабных и разнородных причин.
Воронка причинности, показанная ниже на рисунке 1, дала развитие и вариацию другим воронкам, которые составлялись политологами для каждого государства и являются уникальными. Единственным сходством, которым обладают все воронки, является отсутствие ранжирования факторов по масштабности и глубине воздействия (отдаленности или близости) либо прослеживаются вскользь или косвенно.
В современное время воронка причинности продолжает применяться как в мировой, так и в российской науке, но уже в других масштабах, не сопоставимых с началом её формирования и развития как метода и основы для создания более сложных политических инструментов.
Рисунок 1 – Модель воронки причинности[12]
Мгалоблишвили в статье «Объективные и субъективные факторы внешней политики в условиях биполярного мира» классифицирует внешние факторы, влияющие на политику государства исходя из его (государства) местонахождения относительно главного актора международных отношений. Классификация, приведенная ниже в таблице 1, была сформирована исходя из изучения политологических школ, изучающих поведение государства на международной арене – неомарксизма, неореализма и конструктивизма, которые рассмотрены после таблицы.
Факторы внешней политики, влияющие на государственную политику[13]
Неомарксисты уделяли большое внимание экономическим характеристикам внешней среды, а не политической составляющей, как внешнего фактора, оказывающего существенное влияние на государство. Иными словами, главным показателем для них являлось экономическое неравенство между государствами. На основе неомарксизма, истоки которого можно проследить в работах Маркса, была разработана мир-системная теория, основателями которой являются Иммануил Валлерстайн и Андре Франк и теория зависимости, которая является по своей сущности противоположной мир-системной.
Представители школы неореализма пытаются понять, почему государства имеют схожие характеристики, но при этом ведут себя по-разному на международной арене. Кандидат политологических наук и ведущий сотрудник НИУ ВШЭ Татьяна Романова в статье «О неоклассическом реализме и современной России» выделяет три составные части, которые считаются базовыми в неоклассическом реализме:
— «Независимая переменная» (внешняя среда, система).
— «Вмешивающаяся переменная» (весь комплекс внутри государства – институты, взаимоотношения власти и общества, восприятие и идеология).
— «Зависимая переменная» (внешняя политика).[14]
При этом она отмечает, что интересует неореалистов процесс перехода от вмешивающейся переменной к зависимой и как последняя приобретает данный статус.
Далее Романова объясняет наличие взаимосвязи между вмешивающейся переменной и зависимой переменной двумя факторами.
«Во-первых, лица, принимающие решения, не всегда действуют рационально, хотя большинство реалистичных парадигм исходит именно из этого предположения. Никто никогда не обладает всей полнотой информации, следовательно, действует, основываясь на доступных данных и домысливании остального. При этом представления о правильном и реальном, о связи известного и секретного, да и о мире вообще, обусловлены личным опытом политиков и чиновников, знаниями, парадигмами, в которых они сформировались и существуют. И это делает конструктивизм важным для неоклассического реализма.
Во-вторых, неоклассический реализм отталкивается от идей Макса Вебера и его последователей о том, что государство – не единый и априори слаженный механизм. Здесь прежде всего мы говорим о наличии систем институтов (главным образом в лице исполнительной власти) и (гражданского) общества. Силу государства в мире, уровень доверия к его заявлениям и действиям определяют ладно функционирующие институты и тесное взаимодействие государства и общества».[15]
Конструктивисты рассматривают поведение государства исходя из его характеристик. Они убеждены, что государства уникальны по своей сущности и имеют определенный набор переменных, которые определяют их социальные, экономические, культурные и другие характеристики, оказывающие влияние на построение внешней политики. Также государства индивидуальны и это отражается в их поведении на международной арене.
Александр Вендт, политолог и последователь конструктивизма, создал социальную теорию международной политики, в которой исследовал проблему «агент-структура», доказав, что международные структуры формируются благодаря гуманитарным факторам, которые глубже и длиннее (во временном отрезке) влияют на их формирование, в отличии от материальных факторов. В его теории основной упор был на социальную природу каждого игрока, которая формировала стиль его политического поведения. По мнению Вендта, «при осмыслении исторического опыта важно понять внутренние мотивы поведения игроков, соотношение между внешними интересами и их идентичностью».[16]
Изучив теоретические подходы к рассмотрению политических институтов и труды ученых, изучающих данную тематику, а также политологические школы, на базе которых были выделены факторы, влияющие на внешнюю политику государства, можно выделить собственные факторы, которые оказывают существенное влияние на разработку внешней политики и развития государства на международной арене. Основой служит социологический и исторический подходы.
— Экономический аспект (объём внешнего долга страны; кредитная политика государства; надежность национальной валюты; уровень экономической независимости от других стран; объем добычи природных ресурсов (нефть, газ, уголь и др.); соотношение экспорта и импорта; объем иностранных инвестиций; наличие экономических соглашений с другими государствами; темпы экономического роста);
— Миграционный аспект (уровень миграционной безопасности; коэффициент эффективности миграции; коэффициент интенсивности миграционных потоков; миграционный оборот);
— Международно-правовой аспект (статус государства в международных организациях и сообществах (член или наблюдатель); наличие посольств и консульств в иностранных государствах; заключение двусторонних и многосторонних международных договоров и других документов; участие в международных конференциях, съездах, переговорах с другими лидерами глав-государств (G7, G20); участие в развитии системы международных отношений);
— Военный аспект (уровень развития военной промышленности; объём проведенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР); военно-политическая обстановка в стране; геополитический потенциал);
— Экологический аспект (мировая экологическая обстановка; уровень экологической безопасности; взаимодействие с государствами в области по вопросам охраны окружающей природной среды).
Выделенные аспекты имеют как прямое (экономический, военный), так и косвенное (миграционный, экологический) влияние на формирование внешней политики государства. Международно-правовой аспект является особенным фактором влияния в связи с его масштабностью и значимостью. Главной целью международно-правового аспекта является установление отношений между субъектами мирового сообщества в экономической, военной, научно-технической, дипломатической и других сферах взаимодействия.
Подводя итог, важно отметить, что многообразие теоретических подходов к изучению политических институтов даёт большой пласт для развития: во-первых, новых теорий в результате совмещения различных теоретических подходов; во-вторых, дает возможность для развития новых политических институтов или новой интерпретации устаревшей информации о уже действующих институтах. Внешние факторы, которые оказывают влияние на построение и развитие внешней политики и, в частности, политических институтов, дают возможность определять: грамотность построения политического вектора на международной арене; насколько сильно внешние факторы влияют на политические институты и если давление с их стороны достаточно сильное, то как изменяется тот или иной политический институт или внутренняя политика государства в целом.
В современном мире существует большое многообразие сценариев развития политических, экономических, демографических и других ситуаций, которые затрагивают большинство государств на международной арене. Однако, при разработке сценариев невозможно учесть все факторы, которые будут влиять в ситуации как на внешнюю политику каждого государства, так и на мировое сообщество в целом. Исходя из этого, анализ факторов носит основополагающий характер для выстраивания внешнеполитической стратегии государства.
Воздействие права на государство
В специальной литературе проблеме влияния права на государство удалено
мало внимание. Между тем государство нуждается в праве не меньше, чем
право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1) во
внутренней организации государства и 2) в его деятельности.
Исторический опыт доказывает, что для своего существования государства,
как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру
государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном
механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством
права закрепляются форма государства, устройство государственного
аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право
создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из
ветвей власти. Таким образом, отношение между государственными
структурами получают правовое регулирование, превращаются в
правоотношения.
С помощь права определяются место, роль, функции частей
государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и
населением. Упорядочивая внутри организованные связи государства, право
позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства.
Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют
государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым
право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех
звеньев государственной машины.
Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою
19
волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и
цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового
инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым
демократическим режимом. Следовательно, современное демократическое
государство не может вне права осуществлять свою деятельность.
Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной
деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как
обще-социальный регулятор и его использование обусловлено объективными
факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству
в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь
правовой формой. Государство без ущерба для общества не может
манипулировать правом или освободить от него.
Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую
роль права в отношении к государству:
Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением,
отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в
границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на
государство с помощью права. Ценность права измеряется главным образом
тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное
и прогрессивное развитие личности и расширение ее свободы. С этой точки
зрения ценность права если и обусловлена связью с государством, то лишь
в той мере, в какой само государство поставлено на службу.
Право легализует государственную деятельность, обеспечивает
дозволенность охранительных и принудительных мер государства.
Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки
юридических требований, приобретает юридическую форму.
Посредством права определяются границы деятельности государства,
обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.
Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым
20
воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и
народностями.
Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного
контроля над деятельностью государственного аппарата и тем самым создает
юридические гарантии ответственного поведения государства перед
населением.
Право выступает в современных условиях языком общения государства не
только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в
целом.
Право (и только оно) является основным средством легитимации
государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и
формы государственного принуждения.
Итак, государство как суверенная власть не может существовать и
функционировать вне права. Концепция господства права (правового
государства) как раз исходит из того, что право в интересах личности,
общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает
мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле
право выступает как сила, способная подчинить государство. Образно
говоря, право выступает над государством для того, чтобы господство не
встало над обществом.
В современных условиях связывающая роль права в отношении государства
усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее
право отражает объективные потребности общественного развития, тем в
большой мере оно связывает государство. Активность государства в этом
случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и
исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи
связанным с правом, государство может действовать свободно, а значит,
соответствует своему историческому предназначению.
21
Правовое государство: основные признаки
Идея правового государства основывается на необходимости достижения
гармонии, справедливости в обществе. Вековой опыт государственного
правового развития вырабатывал основные признаки, позволяющие при их
реализации в жизни общества оградить личность от произвола государства,
достичь оптимального соотношения интересов государства и личности.
Теория правового государства изначально закладывалась такими мыслителями
как Платон, Аристотель, Э.Кант, Д.Локк, Г.В. Гегель, Ш.А. Монтескье и
др. Эта идея, как противовес абсолютизму разрабатывалась известными в
России: Н.М.Корпуновым, Б.А.Кристяковским, П.И.Новгородцевым и др.
Реализация основных признаков правового государства является одним из
условий его формирования, и они отражают направление движения к
цивилизованному обществу. Можно выделить различные признаки правового
государства, которые будут ему свойственны, и отражать его различные
стороны. Основными отличительными признаками правового государства, как
представляется, его сущностными характеристиками можно выделить
следующее:
-организация и функционирование суверенной власти на принципе разделения
законодательной, исполнительной и судебных функций;
-обеспечение взаимной ответственности государства и граждан.
Иные черты, которые встречаются в литературе, являются как частные
случаи выражения этих трех основных признаков правового государства.
Верховенство закона связано с анализом его содержательной стороны, т.е.
что закрепляется в законах, поскольку законы могут быть справедливыми и
несправедливыми. В фашистской Германии, в сталинский период тоже были
законы. Суть вопроса здесь стоит в том, чтобы закон соответствовал идее
справедливости, приоритету общечеловеческих ценностей и таким образом
22
соответствовал своей правовой природе. Закон может быть правовым и
соответствовать воле большинства народа. Для реального выявления воли
большинства народа есть механизм – это наиболее полное отражение
общественного мнения, гласность, свобода слова. В государственной
практике используются такие формы, как выборы, референдумы. Таким
образом, государственная власть должна в своих законах закреплять волю
народа, и только такой закон является правовым.
Верховенство закона отражает не только содержание законов, но и не в
меньшей степени связанность государства и его органов и должностных лиц,
а также требования ко всем гражданам соблюдения и исполнения законов.
Верховенство закона означает и определенную иерархию нормативных актов,
исключающую противоречие между ними. В государстве законы должны
соответствовать нормам международного права. Основной закон
(Конституция) является главенствующей в этой иерархической лестнице и
все остальные нормативные акты должны ей соответствовать и не
противоречить. Цивилизованное существование государственной власти может
быть только не принципе четкого разграничения законодательной,
исполнительной и судебных функций и отлаженного механизма сдержек и
противовесов между ними. Ни одна власть не должна присвоить
несвойственные ей функции и четко руководствоваться законом. Конституции
устанавливают систему разделения властей и осуществления полномочий
парламентом, правительствами, президентом и разграничивает полномочия
федеральных органов и органов субъектов федерации. Действенное
разделение функций властей может быть при взаимных сдержках и
противовесах. Таким механизмом можно считать выборность органов,
депутатский контроль над деятельностью органов и должностных лиц
исполнительной власти формирование, избрание, утверждение должностных
лиц в отдельных случаях, принятие решения об отрешение от должности
президента Российской Федерации, объявления референдума, право созыва
сессии парламента и др. Важнейшим механизмом в системе сдержек и
противовесов является деятельность Конституционного Суда по разрешению
дел о конституционности законов и иных нормативных актов, разрешению
Рассматривая основные признаки правового государства, следует отметить,
что мерой каждому признаку должен быть человек. Реализация указанных
признаков в жизни отражает движение к правовому государству.
Правовое государство не следует понимать как законченную, совершенную
формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство
одновременно является категорией сущего и должного, идеалом,
преобразующим действительность.
Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства
обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и
государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются.
Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с
этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое
определение судеб права и государства будет удовлетворять научному
подходу и служить практике государственного правового строительства.
Еще два – три десятилетия назад политическая система России развивалась
в русле марксистско-ленинской теории отмирания права и государства. Ее
основной вывод состоит в том, что государство и право существуют не
извечно, они опять исчезнут с построением бесклассового
коммунистического общества.
Не было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного
строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных
теоретических положений (догм), забегание вперед, прожектерство,
огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие
властвующих структур. В любом случае в постперестроечный период теория
отмирания государства и права не находит своих сторонников. Единственной
теорией, которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в
России является теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на
базе реального социализма открылась возможность формирования
неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность и в целом
движения к более высокой ступени прогрессе свободы.
Негативное отношение к государству и неправовым законам, от него
исходящим, может иметь место только там, где законодательство и
государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя
распространять на государство и право вообще. Уместно в это связи
вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле
25
стали придавать общеобязательное значение. И если среди этих
обстоятельств видеть некие общесоциальные (общечеловеческие)
потребности, но именно с ними и следует связывать судьбу права и
государства. Хорошо сравнение изобретения права с изобретением колеса.
Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей
(колесование), но куда в большей степени оно используется для
обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права
и государства должна моделировать прогрессивную роль
государственно-правового механизма.
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – М.
Юрист, 1996 – 472 с.
Основы государства и права: Учебное пособие /Под общей ред. С.А.
Камарова – М. Манускрипт, Русь-90, 1996-312с.
Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред.
Профессора М.Н. Марченко – М. Юридический колледж МГУ, 1995г.- 228с.
Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк – М., 1992г.
Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. Профессора
Г.Н.Манова – М. БЕК, 1996- 336с.
Конституция Российской Федерации – М. «Издательсво Новая Волна». 1997 –
63с.. 1997 – 63с.
Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму – М.1992г.-
320с.
См. об этом: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М.
1978г.
Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М. 1976. С.13.
1 Емельянов С.А. Право: определение понятия. М. 1992. С.3-4.
1 Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М., 1992.
С.320.