Что влияет на форму государства

Понятие формы государства и факторы, влияющие на многообразие форм государства

Что влияет на форму государства. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Что влияет на форму государства фото. Что влияет на форму государства-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Что влияет на форму государства. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Формы государства. Что влияет на форму государства. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Что влияет на форму государства фото. Что влияет на форму государства-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Что влияет на форму государства. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Формы государства. Что влияет на форму государства. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Что влияет на форму государства фото. Что влияет на форму государства-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Что влияет на форму государства. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Формы государства. Что влияет на форму государства. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Что влияет на форму государства фото. Что влияет на форму государства-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Что влияет на форму государства. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Формы государства.

Что влияет на форму государства. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Что влияет на форму государства фото. Что влияет на форму государства-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Что влияет на форму государства. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Формы государства.

Что влияет на форму государства. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Что влияет на форму государства фото. Что влияет на форму государства-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Что влияет на форму государства. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Формы государства.

Формы государства.

1. Понятие формы государства и факторы, влияющие на многообразие форм государства;

2. Проблемы определения формы правления России;

3. Проблемы определения формы государственного устройства России;

4. Проблемы выделения типов политико-правового режима.

Единого подхода к пониманию формы государства не существует. В западной науке нет разграничения между формой правления и типом режима правления. Одни авторы берут за основу структурный подход. И определяют форму государства посредством перечисления её элементов. Традиционно говорят о 3-х элементах (форма правления, государственный режим, территориальное устройство). Некоторые авторы говорят о том, что наряду с этими тремя элементами и в дополнение к режиму, необходимо выделять и четвертый самостоятельный элемент формы государства – политическую динамику (характер политического развития власти и общества).

В современной литературе как правило определение формы государства происходит через содержательную характеристику этого явления. При таком подходе форму государства определяют как совокупность способов организации, распределения и осуществления государственной власти, определяющих степень участия народа в формировании и реализации государственной власти. Форма государства также показывает какими способами, какими методами, в чьих интересах осуществляется государственная власть, на сколько народ допущен к участию в формировании органов государственной власти и какова степень участия народа в осуществлении государственной власти, на сколько народ допущен к реализации власти.

От чего зависит форма конкретного государства? Что будет предопределять форму конкретного государства и её эволюцию?

Факторы:

1. Территориально-географические факторы:

— Размер территории государства;

— Наличие крупных географических объектов (например, крупных горных хребтов). Влияние на форму устройства. Например, Швейцария;

— Климатические условия предопределяемые географическим расположением государства. Еще Макиавелли связывал форму правления и географическим расположением государства. Сверенные государства – монархия, южные народы – республика;

— Расположение государства (наличие выхода к морю, наличие полезных ископаемых, островное/континентальное). Оказывает влияние на экономическое развитие государства и форма государства.

2. Внутренние факторы (находят своё проявление на территории самого государства):

— Внутриэкономические факторы (тип экономики – распределительная или обменная; степень укладности экономики – одноукладная или многоукладная; уровень экономического развития общества; тип и характер производственных отношений – производящая экономика или ресурсная; степень экономической стабильности общества);

— Социально-духовные факторы:

— Отношение государства к религии;

— Национальный состав населения;

— Историческое развитие, формирование ментальности общества (традиции, обычаи, культура);

— Характер и степень социальной стратификации общества (степень совместимости социальных интересов, состав групп и т.д.).

Внутриполитические факторы:

— Расстановка политических сил – какие существуют политические силы в обществе, чьи интересы эти политические силы выражают, как эти политические силы организованы, какое влияние они имеют на формирование и осуществление государственной власти;

— Уровень политического сознания и политической культуры общества;

— Степень политической активности населения;

— Степень политической стабильности общества (последовательное, поступательное развитие политических процессов).

3. Внешние факторы:

— Политическое окружение государства. Либо государство находится во враждебном окружении либо в дружественном. Это влияет на режим государственного устройства;

— Внешнеполитическое заимствование. Ни одно государство не может быть изолированным. Они взаимодействуют и воспринимают какие-либо элементы формы государства;

— Фактор внешнеполитического давления (фактор внешнеполитического навязывания). Одно государство (группа государств) путём экономического, политического, прямого военного давления навязывает другому государству какие-либо выгодные для себя элементы формы.

Источник

Теория государства и права. Учебник для бакалавриата

Что влияет на форму государства. cover. Что влияет на форму государства фото. Что влияет на форму государства-cover. картинка Что влияет на форму государства. картинка cover. Формы государства.

Настоящий учебник по теории государства и права представляет изучаемый предмет во всем объеме, однако форма подачи материала лаконична, учебная информация в нем предельно сжата. Издание включает в себя элементы как собственно учебника, так и хрестоматии и практикума. После изложения основного учебного материала читателю предлагаются выдержки из работ классических и современных авторов для самостоятельного их анализа, формулирования собственных суждений в целях формирования самостоятельного мышления, а также Вопросы и задания для проверки понимания и поиска дополнительной информации. В основу изложения материала положены принципы реалистичности и инструментализма, показано, как теоретические выводы должны использоваться для решения конкретных практических задач профессиональной деятельности юриста. В рекомендуемую литературу включены источники, которые студенты могут найти в свободном доступе в сети Интернет. Кроме того, в книге предложен материал по проблемам, которые нечасто освещаются в учебной литературе. Адресовано студентам юридических вузов и факультетов, обучающимся по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат). Учебник может быть полезен и магистрантам, а также всем интересующимся проблемами теории государства и права.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Учебник для бакалавриата предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Форма, механизм и содержание государства

Понятие формы государства и ее элементы (параметры). Факторы, влияющие на форму государства. Формы государственного правления. Формы государственного (национально-государственного и административно-территориального) устройства. Политические (государственные) режимы: понятие и виды. Механизм государства: понятие и структура. Органы государства и государственные служащие: понятие и виды. Местное самоуправление. Типы государственного аппарата, принципы его организации и деятельности. Содержание государства

§ 1. Понятие формы государства и ее элементы (параметры). Факторы, влияющие на форму государства

Форма государства — это научная категория, которая отражает способ организации и осуществления государственной власти и включает форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» — на вопрос, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень общества и т. п.

Форму государства составляют:

1) форма правления — характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

2) форма государственного устройства — отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический (государственный) режим — представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти, характеризующих реальную степень свободы человека в государстве; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

Форму государственного правления и форму государственного устройства иногда именуют внешней формой государства, а политический режим — внутренней его формой.

В теории государства и права высказана точка зрения о том, что за «формой» всегда стоит какое-либо целостное явление, а за «формой государства» никакого целостного явления нет (В. Н. Протасов).

«То, что обозначается как «форма государства», представляет собой, по существу, лишь набор основных параметров, позиций, которые издавна для характеристики государства представляются главными: исходя из них, государство может быть охарактеризовано как бы наиболее полно. Доказательством этого является тот факт, что применительно к форме государства не могут быть выделены ее виды, ибо о таковых можно вести речь лишь применительно к целостным образованиям. И действительно, если обратиться к литературе, то можно заметить, что в ней ведется речь о видах формы правления, о видах формы государственного устройства, о видах политического режима, но никогда о видах формы государства. В этой связи форму правления, форму государственного устройства и политический режим нет оснований именовать «элементами» формы государства. Ибо элемент — это всегда часть (функциональная единица) какого-либо целого. Перечисленные же явления представляют собой хотя и основные, но весьма разнородные характеристики такой сложной системы, как государство. Не случайно в теории государства существует позиция, по которой политический режим выносится за пределы формы государства.

В государствоведении предложено также различать следующие три основные государственные формы (В. Е. Чиркин):

— монократическую («единовластную») государственную форму, которая имеет высокоцентрализованный характер. Институты государства и отношения между ними обеспечивают сосредоточение власти в руках одного центра (лица, органа). Не допускаются разделение властей, автономия в территориально-политическом устройстве, реальное местное самоуправление. Демократические методы осуществления государственной власти либо не допускаются, либо имеют показной характер. Такая государственная форма существовала при фашизме, в условиях тоталитарного социализма, существует в полуабсолютных монархиях Саудовской Аравии, Катаре и др.;

— поликратическую («многовластную») государственную форму, которая характеризуется разделением властей, размежеванием ролей по управлению государством (развитием местного самоуправления, демократическими методами государственного режима), определенной автономией административно-территориальных и иных политико-территориальных единиц, если последние существуют в данном государстве. Такая форма складывается при демократическом строе, существует в развитых (например, Франция), и складывается в отдельных развивающихся странах (например, Индия);

Рассмотрение в качестве основных государственных форм монократической, поликратической и сегментарной представляет собой явную попытку выхода за формальные характеристики, которые традиционно отражаются в понятиях «форма правления» и «форма государственного устройства».

Нетрудно заметить, что основанием этой классификации форм государства выступает, по сути, такой параметр современного понимания формы государства, как политический режим, поскольку он указывает на реальные, а не декларируемые (записанные в конституциях и законах) процессы осуществления государственной власти.

Это не случайно, поскольку выделение политического (государственного) режима в отдельный элемент (параметры) формы государства отличает современное (со второй половины XX века) понимание формы государства от его трактовок в политико-правовых учениях прошлого, когда для обозначения одного и того же явления — организации и реальной деятельности государства — использовали как тождественные различные термины («государственный строй», «устройство государства», «форма правления», «форма государства» и др.). Политический режим все же больше тяготеет к содержанию государства, нежели к его форме.

Следует отметить, что между элементами (параметрами, признаками), объединенных общим понятием «форма государства», нет жесткой привязки, в реальности возможны самые разнообразные сочетания формы государственного правления, формы государственного устройства, политического режима в конкретных государствах.

В любом случае рассмотрение государств с позиций формы правления, формы государственного устройства и политического режима, воспринимаемых как элементы формы государства или как общепринятые параметры, по которым характеризуются государства, несмотря на дискуссионность, сохраняют познавательное значение.

Конкретные черты формы того или иного государства в различные периоды их развития зависят от многих факторов, причем достаточно сложно назвать какой-либо определяющий фактор применительно ко всем государствам.

Такими условиями могут быть особенности геополитического положения, площадь и протяженность территории государства, особенности национального состава населения страны и сложившееся взаимодействие между нациями, демографическая ситуация, государственная идеология, уровень экономического развития общества, политической культуры, религиозные факторы, специфика социальной структуры общества, заимствование опыта других государств, международная обстановка (например, навязывание другими государствами определенного устройства власти), сложившийся консенсус политических элит и иные особенности исторического развития конкретного государства.

1. Форма государственного правления, форма государственного устройства и политический режим — это элементы или параметры формы государства? Ответ обоснуйте теоретическими аргументами и конкретными примерами.

2. На примере нескольких (не менее трех) государств прошлого и современности определите тип государства и его влияние на их форму.

3. Какой тип государства свойственен современной России и как он влияет на форму современного Российского государства?

1. Автономов А. С. Государство как элемент политической системы общества. Определение. Форма государства. Форма правления. Форма государственного устройства. Политический режим // Автономов А. С. Правовая онтология политики. К построению системы категорий. М.: Инфограф, 1999. 384 c. (С. 196–220.)

2. Авдеев Д. А. Форма и содержание государства как политико-правовая гармония // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 4. С. 8—13.

3. Кульков М. О. Теоретические проблемы типологии форм государства. Автореф. дисс.… канд. юрид. наук. Саратов, 2008. 40 с.

4. Любашиц В. Я. Проблемы типологии эволюционных форм государства и государственной власти // Юристъ-Правоведъ. 2012. № 1. С. 68–73.

5. Проценко Е. Д., Бредихин А. Л. Форма государства и государственный режим // Академический юридический журнал. 2015. № 2. С. 4—10.

Источник

Понятие формы государства. Факторы, влияющие на выбор формы государства

Понятие формы государства

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Признаки монархии:

Виды монархий:

Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.

Признаки республики:

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные.

По мнению других авторов, понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Политический режим обеспечивает

Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

Признаки политического режима:

Основные характеристики демократического режима:

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.

К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогает четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на Конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.

К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.

Основные характеристики тоталитарного политического режима:

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Авторитарный режим

Основные характеристики авторитарного политического режима:

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.

Отличие авторитарных режимов от тоталитарных:

Факторы, влияющие на выбор формы государства

На выбор новых и изменение существующих форм государства оказывают влияние разные факторы, включая :

1) внутренние:

2) внешние:

Влияние внешних факторов на формы государства может ослабевать или возрастать в конкретных исторических условиях.

Важность выбора конкретной формы государства объясняет то, что в некоторых случаях решение этого вопроса протекает в обстановке острых конфликтов (кратковременных или продолжительных), борьбы, которая может проходить как в мирных, так и немирных формах.

Источник

Формы государства

Понятие и значение формы государства

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел – именно „так“ – организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как делого с его составными частями;
в) методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам.

На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. «Многонациональный состав населения, – писал И.А. Ильин, – предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам». События в Югославии, сложная ситуация в бывщих республиках СССР, межнациональные распри подтверждают слова И.А. Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным».

Форма правления

Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.

При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон; по Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика – это форма правления, в которой высшаягосударственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.

В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Она возникала в тех средневековых городах, которые имели право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.).

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.

В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент.

Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы.

Форма государственного устройства

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местных представительных органов.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.

Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою “самостоятельность” и в чем они ее утратят.»

Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения).

Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными являются два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов.

В литературе нередко отмечается, что федерация бывшего Советского Союза носила искусственный характер, что фактически СССР был унитарным государством. Некоторые основания для таких утверждений есть: в Союзе, особенно в период расцвета тоталитаризма, степень централизации государственной власти была очень высока. Тем не менее СССР обладал всеми признаками союзного (федеративного) государства.

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства – США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.

Мы считаем, что у данной формы все же есть будущее: в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии, Северная и Южная Корея.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него – и к федеративному всеевропейскому государству.

Политический режим

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного феномена.

1. Политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.

2. В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *