Что влияет на формирование почерка
Можно ли исправить почерк? или Чудеса в нашей жизни
Вы никогда не задумывались, что такое почерк? Почему одни люди пишут разборчиво и красиво, а другие так, что потом сами не могут прочитать написанное? А о почерке врачей вообще ходят анекдоты.
От чего же зависит почерк? Некоторые утверждают, что от навыков каллиграфии. Вспоминают культовый фильм «Первоклассница», снятый в 1948 году по повести Евгения Шварца, и вздыхают, что с таким-то подходом к чистописанию просто не могло быть плохого почерка!
Мои родители учились в школе в одно и то же время, в начале 50-х, и тоже писали перьевыми ручками, используя чернильницу и тщательно промакивая страницу промокашками (кстати, вы еще застали в тетрадях эти пористые розовые листочки-вкладыши? Мне довелось, хотя писали мы уже самыми обыкновенными шариковыми ручками). Так вот, у мамы до сих пор крупный аккуратный почерк, а папин почерк – мелкий, напоминающий бусины, и гораздо менее понятный. А родители моей школьной подруги писали совсем уж неразборчиво. Выходит, дело не в пере и чернильнице.
Согласно Википедии, почерк — это фиксируемая в рукописи, характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки. На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних условий, в которых протекает процесс письма.
Итак, на почерк влияют факторы субъективные и объективные. Например, в одном классе, при одинаковых объективных (внешних) условиях – общей программе, одной на всех учительнице, одинаковых заданиях – почерк у детей будет различаться в силу субъективных факторов. Иначе говоря, личных особенностей. Так я считала, отдавая сына в первый класс.
В силу этого я не особенно переживала из-за того, что ему не удавалось писать красиво. Во-первых, я надеялась, что постепенно, с опытом, все наладится. Во-вторых, если уж он так пишет, значит, таковы его способности, и с этим ничего не поделаешь. Все люди пишут по-разному, не всем дано писать красиво.
Когда мне случалось заглянуть в тетрадку одноклассника-отличника, я вздыхала и удивлялась: как только удается некоторым детям так писать! Но что поделать, не все рождаются живописцами или музыкантами, не всем дано, думала я.
Однажды мне довелось общаться с пожилой учительницей, пять десятков лет отработавшей в школе. Она показала мне стопку сочинений своих первоклашек. Эти работы меня глубоко поразили. Казалось, их написал один человек! Десяток идеальных почерков, десяток стройных, аккуратных буковок, построившихся в шеренгу, подобно солдатикам! Ни единой ошибки, почти ни одного исправления!
Погодите, а как же индивидуальные особенности, личность пишущего? Ну, скажем, если присмотреться внимательнее, то некоторые минимальные отклонения в этих работах можно было найти. У кого-то буквы чуточку острее, у кого-то на полмиллиметра шире… И все-таки это было невероятно. Моему ребенку, закончившему на тот момент второй класс, подобное было не под силу.
Буквы на его строчках танцевали какой-то безумный свистопляс. Они скакали, падали, валились друг на друга, кривлялись, пачкались и временами совсем исчезали со своих мест.
Мы пробовали заниматься по прописям. Последний летний месяц мы с ним выводили палочки и крючочки, как в первом классе. Мы заново учились писать элементы и собирать их в буквы. Сын старательно занимался, и мне хотелось верить, что он станет писать хоть немного лучше.
Но начался сентябрь, сын перешел в третий класс, и все пошло по-прежнему, будто и не было усердных летних занятий. Буквы все так же бесстыдно кривлялись, и все мои уговоры: «Пиши аккуратнее! Старайся!» – не давали ни малейшего эффекта. А бонусом к ужасному почерку добавлялись пропуски букв и грубейшие орфографические ошибки на прекрасно знакомые орфограммы.
Закончилась первая четверть, мой третьеклассник заработал очередной «трояк» по русскому, и я решила побольше позаниматься с ним на каникулах, чтобы хоть немного поправить грамотность. Наверное, эти усилия опять принесли бы очень малозаметную пользу, но я должна была хоть что-то делать.
И тут возникла совершенно неожиданная возможность – получить во время каникул несколько занятий у очень опытного педагога начальной школы, попытаться поправить почерк.
Откровенно говоря, мне сложно было решиться. Во-первых, все каникулы ежедневно нужно было куда-то ездить. Я боялась переутомить ребенка и не обеспечить ему полноценного отдыха в короткую каникулярную неделю. Во-вторых, я вообще сомневалась, что за пять дней можно хоть что-то сделать. Все-таки выработка почерка – задача длительная, многолетняя, что тут могут решить несколько часов, пусть даже с самым опытным и знающим педагогом?
И все же я решилась попробовать. Несмотря на все сомнения, я поняла, что если я сейчас упущу этот шанс, то это лишит моего сына каких-то преимуществ в будущем, и я себе этого не прощу. Я должна испробовать все возможности.
Собственно, учительница не делала ничего особенного. Она просто говорила ему: «Веди вниз, тяни, закругляй, верхнее соединение, в конце предложения ставлю точку» и т.д. Она не позволяла ему сгибаться, класть голову на руку и дергать ногами под столом: «Успокой ноги, поставь их на подставку». На первом занятии она, взяв его руку в свою, вместе с ним написала несколько строк. На втором это была лишь одна строчка, а дальше он писал самостоятельно, под внимательным контролем педагога, которая ни на минуту не отворачивалась, следя за движением его руки. И рука вдруг перестала дергаться и прыгать, и вместо неуклюжих каракулей на странице, как по волшебству, стали появляться пусть пока несовершенные, но довольно аккуратные буквы! Все они сидели точно на рабочей строке и не выпрыгивали за верхнюю линейку, а по ширине каждая из них умещалась ровнехонько между узкими косыми линиями.
Я не могла поверить своим глазам, я не представляла, что мой ребенок может так писать! Оказывается, дело не в личных способностях и особенностях характера, а в грамотном, толковом объяснении. Стоило лишь показать и объяснить ему, что нужно делать, и дело пошло, как по маслу.
Был еще один немаловажный момент: учительница настойчиво добивалась от мальчика, чтобы он проговаривал вслух все, что пишет. Я еще летом этого добивалась, но безрезультатно, да и теперь он стал что-то бубнить себе под нос лишь к концу каникул. Наши занятия подошли к концу, и больше всего меня заботило то, сохранит ли мой мальчик приобретенные навыки, или все растеряет с первого же школьного дня.
После каникул минуло лишь две недели, и пока рано делать выводы. Почерк еще не устоялся, но сын старается изо всех сил, и говорит, что ему удобно так писать! И одновременно в работах стало на порядок меньше орфографических ошибок. Правда, в классе ему приходится непросто: старательно выводя буквы, он не успевает вслед за классом выполнять задания к тексту. Но учительница, видя произошедшую в нем перемену и его старания, относится к этому с пониманием.
Особенно порадовало меня сочинение, написанное в тетради без наклонной линовки – ребенку удалось сохранить правильные пропорции букв!
К сожалению, я не могу поделиться контактами волшебницы-учительницы, не имею на это полномочий. Для чего же я написала эту заметку? Мне хотелось показать, что вещи, которые так ясны и понятны нам, родителям, совсем не обязательно понятны детям. Мои просьбы: «Пиши аккуратнее», – были для ребенка чем-то абстрактным, потому что его никто не научил, как это сделать. Видимо, в первом классе эти элементарные азы не были достаточно объяснены и отработаны, чтобы войти в руку ребенка твердым навыком. К счастью, ситуация оказалась еще не полностью запущенной, и достаточно было просто показать и доступно объяснить, чтобы мой сын начал писать так, как следует писать каждому ученику.
«Что за каракули!» Эксперты рассказали, нужно ли исправлять детский почерк
Детский почерк еще до конца не оформился, поэтому требовать совершенства исполнения было бы странно. Но стоит учителю начинать снижать оценки, мы тут же усаживаем ребенка за прописи. Какая же из тактик верная?
© damircudic/Getty Images/E+ детский почерк как тренировать
Сегодня мы учимся работать с данными в совершенно ином формате и абсолютно новым способом. Вместо любимой книги в кожаном переплете у нас на полке лежит планшет, вмещающий библиотеку. Шариковые ручки, не говоря о карандашах, и вовсе впали в немилость: смотрятся старомодно, пишут коряво. Благодаря смартфонам нужда в них почти отпала: сейчас для того, чтобы написать письмо, нам вполне хватает одного пальца. Принимая в расчет все эти перемены, многие родители уверены, что очень скоро дети в школе будут сочинения и диктанты не писать, а печатать. Нет, серьезно: в Италии, например, ученикам, которым трудно освоить письмо, уже разрешают не мучиться и перейти на клавиатуру. Правда, психологическую теорию деятельности Выготского никто не отменял: если мы тренируем руку, то навык письма формируется. А если нет, то писать ребенок просто не научится.
Универсальный инструмент
Письмо, которое в нашей культуре неразрывно связано с чтением, выступает в роли универсального тренажера. Ведь рука — это продолжение мозга. Письмо способствует развитию сразу нескольких его отделов и напрямую влияет на формирование такой высшей психической функции, как абстрактное мышление. А параллельно задействует процессы синтеза и анализа. Это означает, что обучение письму закладывает фундамент для восприятия и гуманитарных, и точных наук, ведь буквы и цифры — это высшие абстракции. Механизм простой. В основе высших психических функций лежит произвольная регуляция деятельности — наша способность прикладывать волевые усилия для достижения поставленной цели. Как раз этот навык и тренирует письмо. Ведь для того, чтобы что-то написать, нашему мозгу приходится изрядно постараться. Сначала мы перекодируем звуки в буквенные символы, потом приказываем своей руке сделать определенные движения, чтобы отобразить их на бумаге. А если мы переписываем текст, печатные символы необходимо параллельно преобразовывать в рукописные. Если сокращать нагрузку на руку, мозг станет работать иначе. Никому не известно, к каким последствиям это приведет в масштабе следующего этапа развития человеческой цивилизации.
До школы
До школы руку тоже нужно и можно готовить к письму. Но не с помощью прописей, а во время освоения разных графических навыков. Например, с малышом очень полезно заниматься штриховкой в разных направлениях, обводить всевозможные предметы, работать с трафаретами. Главное — давать ему не фломастеры, а карандаш, но не обычный, а трехгранный. Так у него сформируется правильный нажим и ему будет легче почувствовать руку и бумагу. Еще полезно предлагать ребенку дорисовывать вторую половинку симметричного изображения. Только запомните: если вы выберете слишком сложную картинку, мотивация у него быстро пропадет.
Но, по свидетельству большинства педагогов, которые на протяжении многих лет наблюдают за своими учениками, дети, у которых разборчивый почерк, учатся лучше. У них активнее развито воображение, они яснее выражают свои мысли, эффективнее анализируют информацию и быстрее находят удачный выход из сложных жизненных обстоятельств. И письменная речь у них развита лучше, поэтому они легко пишут изложения и сочинения. В результате такие дети учатся думать и действовать самостоятельно, а не довольствуются чужими идеями и готовыми «продуктами».
© narvikk/Getty Images/E+ детский почерк как тренировать
Удачный момент
До первого класса дети учатся писать печатные буквы. Только когда образ сложится, можно переходить к рукописному варианту. Если начать слишком рано, и мозг и рука будут к этому не готовы. За произвольную регуляцию деятельности отвечает неокортекс. Эта та доля мозга, которая в ходе эволюции образовалась самой последней. Отвечает она за абстрактное мышление, в том числе за овладение навыками письма, чтения и счета. Созревает неокортекс постепенно, поэтому раньше 5 лет знакомить малыша даже с печатными буквами не стоит. А если терпеливо дождаться этой возрастной отметки, у него сформируется и мотивация, и желание изучать литеры. Что касается прописных букв, увлекаться ими раньше времени педагоги с большим опытом работы не рекомендуют настоятельно. И советуют никакие, даже очень хорошие и «правильные», прописи ребенку не давать. Для таких сложных операций, как переложение звуков или печатных символов на письмо, мозг будет полностью готов не раньше 7-летнего возраста. Существует и другая опасность. Когда азам малыша обучают неспециалисты, например мама с папой, у малыша может закрепиться неправильный вариант написания букв и соединительных элементов. Переучивать таких детей учителям сложно, а делать это придется, потому что почерк в таких условиях часто выходит трудночитаемым.
о свидетельству большинства педагогов, которые на протяжении многих лет наблюдают за своими учениками, дети, у которых разборчивый почерк, учатся лучше.
Возможны и отдаленные последствия неоправданной гонки. Если ребенок начинает учиться писать слишком рано, у него на это уходит очень много сил. Психическая и физическая усталость накапливается, и к школе желание овладевать письмом у таких детей крайне часто сходит на нет. В дальнейшем отвращение к прописям может повлечь за собой трудности в обучении и усвоении школьных знаний. Родителям, которые торопят события, стоит чаще вспоминать непреложный закон бытия: без мотивации добиться успехов в школе, да и в жизни, нереально. То же самое может произойти и в том случае, если мама с папой не обращают должного внимания на такой, казалось бы, пустяк: как ребенок держит ручку или карандаш. Если захват формируется неправильный, малышу неудобно держать пишущий инструмент, поэтому рука быстро устает, у некоторых детей даже появляется гипертонус мыщц. В таких условиях концентрировать внимание на предмете сложно, и трудно вникать в детали и запоминать информацию. В результате мотивация падает, а желание учиться и ходить в школу пропадает.
Вилка-ложка
Еще до школы очень важно обращать внимание на то, как ваш кроха держит вилку и ложку. Постепенно учите его правильно держать столовые приборы: не всей пятерней, а тремя пальцами. Если не обращать внимания на этот пункт, то в начальной школе у него может сформироваться неправильный индивидуальный захват, и писать ручкой ему будет гораздо сложнее.
Активный поиск
Беспокоиться о том, что у ребенка плохой почерк, раньше времени тоже смысла не имеет. В первом классе об этом даже думать нелепо. Овладевать азами письма дети должны в спокойном темпе, с чувством и с расстановкой. А начиная со второго класса они уже действительно начинают писать быстрее. С этих пор у ребенка уже можно заметить индивидуальные особенности почерка. Но это вовсе не означает, что едва наметившаяся манера письма останется неизменной. Вспомните свои тетради. У всех почерк преобразился до неузнаваемости, не так ли? Уверенно чувствовать себя в письме дети начинают примерно с четвертого класса, а с его середины они пробуют сознательно менять свою манеру письма. Листая тетрадь ребенка в этот период, есть чему удивиться: в начале идут буквы закругленные, через несколько страниц они уже все печатные, а в конце почему-то угловатые.
Оттачиваем мастерство
Нередко родители считают почерк своего чада нечитабельным, а профессионалы с такими выводами не соглашаются. Если все образы букв написаны правильно и соединены по канону, обвинения в неразборчивости — самая настоящая клевета. Слишком многого от младших дошкольников все же требовать не стоит, а свои амбиции всегда полезно усмирять. Во вторую очередь стоит вспомнить своих предков. Физиологи давно доказали, что предрасположенность к хорошему или плохому почерку передается по наследству. Если у вас в роду были обладатели «куриных лап», вполне вероятно, что эту эстафету получит и ваш ребенок. Есть дети, которые не способны писать разборчиво, и в этом отношении гены не переспорить. А если вы и ваши ближайшие родственники слыли образцовыми каллиграфами, вряд ли у вашего отпрыска будут трудности с письмом. Корректировать почерк можно, но свои ожидания лучше сразу соизмерять с реальностью и с генетической предрасположенностью.
© Getty Images/Flickr RF детский почерк как тренировать
Курс на исправление
Применять правила орфографии и пунктуации и одновременно думать о том, как правильно выписать каждую букву — для ребенка младше 12 лет задача непосильная. Мозг и психика просто неспособны демонстрировать такой суперконтроль, ведь они находятся в стадии созревания. Профессионалы не советуют ставить почерк во главе угла, а призывают приоритетное место отдавать грамотности. А вот после 12 лет эту проблему можно попытаться решить. В этом возрасте дети научаются произвольно, то есть сознательно, менять свой почерк. Ребенок может поставить перед собой задачу начать писать лучше. Рука и мозг к этой миссии тоже будут готовы.
Корректировать почерк лучше в каникулярное время.
Важно создать у ребенка мотивацию. Без осознанного желания, не понимая, для чего нужно улучшить почерк, ребенок вряд ли достигнет стойких результатов. Попробуйте пробудить у него интерес к каллиграфическому письму, которое подразумевает художественный подход к исполнению букв и вензелей. Или расскажите, как ваша бабушка виртуозно владела пером и чернилами. Можно найти в интернете письма наших классиков и пригласить ребенка поэкспериментировать вместе.
Заниматься чистописанием лучше не дольше часа.
Не забывайте, что, когда ваш ребенок сидит над прописями, его мозг проводит огромную работу. Каждый раз, перед тем как написать одну буку, он будет сверяться с прописями, а эта задача требует дополнительных усилий. Будьте готовы к тому, что ребенок будет писать медленно и результаты вы увидите не сразу.
Три строчки, написанные красивым почерком за один час, — это хороший результат в начале тренировок. Не ругайте ребенка, что, просидев так долго, он написал так мало. Наращивайте объем задач постепенно, и через неделю он напишет уже 4 строчки, потом 5 и т. д.
Не забывайте, что переписывать текст и писать под диктовку — разные вещи. Во втором случае задача гораздо сложнее. Во время диктанта мозгу необходимо сначала распознать звуки, потом перекодировать их в буквенный вариант и при этом еще потратить много усилий, чтобы написать слова красиво.
К чему следует стремиться? Если к концу лета ваш ребенок сумеет написать красиво и под диктовку текст положенного для его возраста объема (для 7 класса это диктант из 130 слов), это будет прекрасный показатель. Если результат будет хуже, не волнуйтесь: те буквы, которые стали удаваться лучше, все равно останутся в его активе.
Больше полезных материалов о развитии детей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Формирование почерка и научные основы отождествления личности по рукописи
Почерк — индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ рукописи, получающая реализацию с помощью специально приспособленной системы движений — письменно-двигательного навыка, сформировавшегося в результате обучения и письменной практики.
Почерк характеризуется общими (характеризуют почерк в целом как систему движений) и частными (отражают особенности движений при написании отдельных букв, их частей и межбуквенных соединений) признаками.
Общие признаки почерка
1. Признаки, отражающие степень сформированности и характер письменно-двигательного навыка:
• координация движений — точность и системность движений при написании букв, соблюдение их размера, наклонов (высокая, средняя, низкая);
• темп письма (быстрый, средний, медленный);
• сложность движений — простой почерк (движения, в наибольшей степени отвечающие системе, установленной стандартными прописями), упрощенный (движения, отклоняющиеся от стандартных прописей в сторону уменьшения сложности системы движений), усложненный (движения отклоняющиеся от стандартных подписей в сторону увеличения сложности системы движений).
2. Признаки, отражающие структурные характеристики движений:
• преобладающая форма движений (прямолинейно-угловатая, округлая, смешанная), направление движений (правоокружное, левоокружное, смешанное);
• размер почерка (мелкий — при высоте строчных букв до 2,5 мм, крупный — более 4,5 мм);
• разгон почерка — протяженность движений по горизонтали — средний (высота строчных знаков равна их ширине), сжатый, размашистый;
• связность почерка — способность пишущего выполнить, не отрывая пишущего прибора от бумаги, определенное количество знаков (сплошная — слитно пишутся 6 и более знаков, средняя — от 4 до б и малая — не более 3 букв;
• нажим почерка — сильный (ширина основных штрихов превышает ширину соединительных), средний, почерк без нажима и смешанный.
3. Признаки, отражающие топографию фрагментов рукописи, проявляются в особенностях размещения самостоятельных фрагментов документов: заголовков, подписей, полей, абзацных отступов, направления и формы строк и пр.
Частные признаки почерка, проявляющиеся в написании отдельных букв рукописи:
• форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов (прямолинейная, дуговая, петлевая, угловая, извилистая);
• направление движений при написании (снизу вверх, сверху вниз, левоокружные, правое кружные);
• протяженность движений (характеризуется относительным размером штрихов различных элементов букв);
• относительное размещение точек начала, окончания, пересечения и соединения движений;
• последовательность движений, которыми выполняются различные элементы букв и их соединения;
• сложность движений при выполнении букв (обычные, по сравнению с прописями, усложненные и упрощенные);
• индивидуальностью, состоящей в неповторимости совокупности признаков почерка конкретного лица;
• стереотипностью, воспроизводимостью в почерковых реализациях признаков почерка определенного лица в одних и тех же вариантах при минимуме разброса;
• вариационностью, устойчивым видоизменением почерка одного и того же лица, отображенным в его рукописях, которое является средством приспособления к различным условиям их выполнения. Существует основной и дополнительные варианты почерка. Для выполнения подписей используется подписной почерк — программа реализации зрительно-двигательного образа с помощью индивидуальной и динамически устойчивой системы движений;
• динамической устойчивостью, состоящей в воспроизводимости (повторяемости) свойств почерка (его признаков) и их сохраняемости в пределах идентификационного периода при письме в различных условиях, не вызывающих резкого нарушения процесса письма.
Таким образом, изменяемость признаков письма в течение всего периода его развития, а также относительная их устойчивость на определенных этапах формирования почерка позволяют решать перечисленные неидентификационные задачи.
Дополнительно.
Подпись — особый вид рукописи, отражающий фамилию лица в виде букв или условных письменных знаков и имеющий удостоверительное назначение (буквенная, штриховая, смешанная, полная, сокращенная, усложненная).
Графические признаки подписи — росчерк, соотношение линий основания письма и верхних окончаний штрихов, гладиолаж, положение подписи относительно текста документа и линовки на бумаге.
Автоподлог — намеренное изменение собственной подписи в целях отказа от нее в дальнейшем.
Почерковедческая экспертиза — вид криминалистической экспертизы, предметом которой служат факты, связанные с исполнением рукописных текстов, подписей, цифровых записей.
Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 2266 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Формирование почерка
Почерк это письменный результат умения, писать, который есть у каждого человека. Формируется он в зависимости от особенностей движений человека, в том числе во время письменного процесса. Доказано, что между почерком и личностью человека существует тесная связь, что позволяет также выяснять характер по почерку (http://www.manalfa.com/lichnost/harakter-po-pocherky). У каждого человека есть своя манера, писать, которая характеризует его. Также манера писать может отличаться в зависимости от того в каком расположении духа находится человек, и какие эмоции его преодолевают.
Существует много факторов, которые влияют на формирование почерка. При желании можно даже воздействовать на почерк и изменить его. Почерк также может меняться в зависимости от того с какой скоростью человек пишет. Именно поэтому не рекомендуется писать быстро, до того как не сформировался красивый и правильный почерк. Существуют определенные требования качества соответственно, которым должен соответствовать почерк, так как аккуратность и корректное написание букв.
Почерк формируется в раннем возрасте. Важно работать над тем, чтобы он сформировался правильно, был читабельным и соответствовал эстетичным нормам. Одновременно с развитием, почерк меняется и может стать лучше или хуже. Тогда, когда почерк недостаточно сформировался, его достаточно легко испортить, особенно если быстро писать, и не сосредотачиваться над правильным написанием букв. Доказано практикой, что у многих портится почерк тогда, когда они начинают быстро писать и не особо обращают внимание на стилистику.
Почерк может меняться в зависимости от настроения человека в зависимости и вне зависимости его желания. В некоторых случаях люди стараются писать иным почерком и им это практически удается. На самом деле достаточно трудно повторить чужой почерк, особенно если он уникален в своем роде. Даже если удается его повторить, то эксперты все равно распознают фальшь достаточно быстро. Для того, чтобы формировать красивый почерк, нужно много писать, медленно, использовать подходящую ручку и бумагу и прикладывать множество стараний.
Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях: