Что влияет на формирование мировоззрения личности

Какие факторы влияют на формирование мировоззрения

Содержание:

С возрастом у человека формируется личное мнение о нормах добра и зла. Трудности и противоречия создают целую систему принципов об основах жизни. Поиск себя и социальное становление тесно связаны с мировоззрением. Оно служит неким маяком в физическом и духовном мире. Какие факторы влияют на формирование мировоззрения и через какие этапы проходит его развитие?

Этапы формирования мировоззрения

В течение жизни человека его взгляды на мир могут меняться. Всё зависит от объема и качества опыта и знаний, которые получает личность. Но первые шаги в формировании мировоззрения зависят от возраста. Можно выделить четыре ступени развития:

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Что влияет на формирование мировоззрения личности. %D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE 94. Что влияет на формирование мировоззрения личности фото. Что влияет на формирование мировоззрения личности-%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE 94. картинка Что влияет на формирование мировоззрения личности. картинка %D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE 94. Содержание:

При создании системы взглядов на мир мозг человека использует любую информацию для анализа и получения нового опыта. Примерную структуру, из которой формируется мировоззрение, можно условно разделить на внешние и внутренние факторы.

Внешние

В этом пункте факторами являются:

Знания, которые получает юная личность в школе и университете, дают базу для мировоззрения. Сами учителя и наставники становятся авторитетными личностями для человека. Они передают свой опыт и знания. Качественное образование дает ответы на многие вопросы, которые возникают при поиске себя. Также важно не забывать о самообразовании.

Социальные сети также имеют огромное влияние на личность. 4,2 млрд человек сегодня зарегистрированы в социальных сетях. Это составляет 53 % от мирового населения. При этом алгоритмы социальных сетей управляют тем, что увидит пользователь. В 2014 году были проведены исследования, которые заключались в том, что людям показывали специально подобранные новости. В эксперименте участвовало 700 тысяч человек. Одной группе людей показывали исключительно положительные новости, а второй – негативные. Через неделю исследований был заметен эффект. Те, кто смотрел негативные новости, всё реже выставляли позитивные посты. При снижении доли негатива в ленте настроение людей улучшалось. Это говорит о том, что социальные сети управляют настроением, формируют базу для мировоззрения. Поэтому важно фильтровать всю информацию, которая приходит из социальных сетей. Также важно ограничивать время пребывания в них.

Внутренние

Здесь важны иные факторы:

Активный и пассивный пути формирования мировоззрения

Есть два пути, которые формируют мировоззрение. Пассивный путь не требует усилий. Идеалы, взгляды и принципы те же, что и у общества, в котором человек живет. Пассивное мировоззрение не требует усилий и поиска себя. Индивидуальность стирается. Все взгляды на мир формируются под влиянием жизненных условий.

Активный путь формирования мировоззрения связан с постоянным риском. Человек сам задает себе вопросы и ищет на них ответы, не всегда ориентируется на нормы социума, в котором он живет. Большую часть времени он учится, приобретает новый опыт, ломает стереотипы. При этом ему важно держать баланс. Не всегда полезно идти наперекор общественному мнению и быть белой вороной. Можно и иногда даже нужно приобретать новые знания, опираясь на старый опыт предшественников. А уже затем формировать личный взгляд.

В Духовной Экономике написано следующее: «Вы даже не знаете, что произойдет завтра. Что такое ваша жизнь? Ведь вы как пар, который на некоторое время появляется и потом исчезает» (NRT, Иак. 4:14). Человеческая жизнь коротка, важно это понимать. Поэтому лучше потратить короткий миг на познание, изучение мира и формирование личных взглядов, чем плыть по течению, всегда следуя за толпой. Это поможет ощутить вкус жизни.

Как изменить мировоззрение: подсказки психологов

Возможно, вы задаетесь вопросом: «Если мировоззрение формируется самостоятельно через пассивный путь, то зачем его менять?» Но такой взгляд на мир остается поверхностным. Вы хотели бы, чтобы ваши личные ценности зависели от мнения других людей? Мировоззрение можно поменять, но в зрелом возрасте сделать это сложнее.

Как можно попробовать изменить свое мировоззрение:

На формирование мировоззрения влияет много факторов. Если вы хотите перемен, но боитесь, что уже слишком поздно, то пройдите курс «Как удалить из головы сомнения в себе. И всего за 14 дней поверить в себя». Всего за 2 недели можно поверить в свои силы и больше никогда не сомневаться в своих способностях, независимо от возраста или воспитания.

Получите тренинг бесплатно, после регистрации на сайте

Источник

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Пути формирования мировоззрения ведут к воспитанию целостной личности, которая посредством сознательной деятельности адаптируется к внешним условиям. Индивиду недостаточно заниматься самопознанием. Для удовлетворения потребностей, самореализации и самоутверждения ему необходимо познание окружающей среды с последующим составлением мнения о ней.

Что влияет на формирование мировоззрения личности. poznanie mira. Что влияет на формирование мировоззрения личности фото. Что влияет на формирование мировоззрения личности-poznanie mira. картинка Что влияет на формирование мировоззрения личности. картинка poznanie mira. Содержание:

Характеристика

Мировоззрение в психологии рассматривается как совокупность представлений об окружающем мире. Причем набор взглядов и мнений характеризуется устойчивостью, гармоничным единством, отсутствием противоречий между отдельными компонентами. Жизненная позиция человека формируется как результат накопленного опыта, анализа поступающих извне сведений, собственных выводов и сторонних влияний, что в совокупности представляет собой систему мировоззрения.

На формирование мировоззрения влияют факторы внешней среды, какие охватывают социальную, экономическую, правовую, политическую, культурную и другие сферы. Большее влияние оказывают личностные характеристики – особенности характера, полученное воспитание, уровень образования, социальный статус, степень притязаний, самооценка. Выделяют виды мировоззрения:

Что влияет на формирование мировоззрения личности. hudozhestvennoe voobrazhenie. Что влияет на формирование мировоззрения личности фото. Что влияет на формирование мировоззрения личности-hudozhestvennoe voobrazhenie. картинка Что влияет на формирование мировоззрения личности. картинка hudozhestvennoe voobrazhenie. Содержание:

Развитие индивида в интеллектуальном, социальном, физическом плане приводит к формированию мировоззрения, причем этапы становления личности нередко знаменуются, отмечаются разными взглядами и основными суждениями. Представление о мире может меняться в результате приобретения новых знаний, на фоне процессов самосовершенствования и самоопределения.

Мировоззрение – индивидуальная характеристика, которая дает обширные сведения о личности, отражает ее принципы и образ мыслей, что влияет на формирование самооценки и сторонней оценки качеств индивида другими членами общества, а также обуславливает степень успешности коммуникативных контактов, уровень достижений.

Роль в жизни

Исследования показывают, на поступки человека в большей степени влияет мировоззрение, чем накопленные знания и опыт, что указывает на его значимую роль в жизни. Например, спорить с человеком, который придерживается иных взглядов, бессмысленно – он не отступит от убеждений, если они образуют устойчивую систему, создававшуюся на протяжении многих лет.

Оппоненты используют разные логические принципы и постулаты, что мешает найти общий язык и приблизится к общему смысловому знаменателю. Мировоззрение определяет вектор активности и поведение человека, участвует в формировании целей и поиске способов их достижения, что указывает на ведущую роль в познавательной, профессиональной и любых других видах деятельности.

Мировоззрение, как ядро формирующейся личности, направляет его дальнейшую деятельность в разных сферах, помогает осознать смысл жизни. Человек, обладающий устойчивой системой взглядов, твердой жизненной позицией, легко находит место в обществе, осваивает социальные роли, реализует потенциал, удовлетворяет потребности.

Что влияет на формирование мировоззрения личности. uspeshnaya devushka. Что влияет на формирование мировоззрения личности фото. Что влияет на формирование мировоззрения личности-uspeshnaya devushka. картинка Что влияет на формирование мировоззрения личности. картинка uspeshnaya devushka. Содержание:

Пути и особенности формирования

Формирование мировоззрения происходит исходя из философской позиции, на которую ориентируется индивид. Для материальных взглядов характерно принятие материи, как первоисточника всего остального. Сторонники материализма – Маркс, Демокрит, Фейербах. Для объективного идеализма типично провозглашение торжества духа, Бога. В этом случае утверждается независимость идеи от материи и сознания. Сторонники направления – Платон, Гегель, Кант. Другие философские течения:

Изменение мировоззрения людей происходит стихийно или осознанно. Это основные пути познания себя и окружающего мира. Приобретая опыт и знания, индивид становится более устойчивым и последовательным в своих выводах и взглядах. В молодом возрасте проще изменить убеждения, чем в старшем, когда осознанные решения приняты не под влиянием минутных эмоций, а на основании четко представляемой, сформировавшейся жизненной позиции.

Что влияет на формирование мировоззрения личности. formirovanie mirovozzreniya. Что влияет на формирование мировоззрения личности фото. Что влияет на формирование мировоззрения личности-formirovanie mirovozzreniya. картинка Что влияет на формирование мировоззрения личности. картинка formirovanie mirovozzreniya. Содержание:

Стихийный путь предполагает создание и эволюцию взглядов в результате жизнедеятельности, на фоне происходящих событий и явлений. Важная роль в стихийном способе формирования отводится личным мотивам и интересам, даже если они навеяны научной, художественной, общественной деятельностью.

Стихийная форма часто зиждется на чувственно-эмоциональных стандартах, которые заглушают результаты интеллектуального, логичного, взвешенного подхода к оценке событий и явлений. Сознательная, научная форма отличается обоснованностью суждений, ориентирована на получение достоверной информации о мире, на создание истинных представлений о нем. Источники формирования мировоззрения:

Убеждения индивида формируются под влиянием внешних воздействий, пропущенных сквозь призму его личных стандартов и правил. Среди факторов, влияющих на формирование мировоззрения, выделяют социальный, который воздействует на процесс выработки принципов и взглядов индивида посредством интеграции принятых в обществе норм, ценностей, приоритетов.

Что влияет на формирование мировоззрения личности. nravstvennye czennosti. Что влияет на формирование мировоззрения личности фото. Что влияет на формирование мировоззрения личности-nravstvennye czennosti. картинка Что влияет на формирование мировоззрения личности. картинка nravstvennye czennosti. Содержание:

Мировоззрение рассматривается как механизм практического освоения мира, во главе угла которого стоит принцип предварительного изучения пространства. Равновесие сознания, материи и духовности – концепция, отражающая потребности времени. Выделяют формы познания мира с последующим составлением мнения о нем:

В образовавшемся благодаря сознательной обработке информации образе мира происходит его разделение на 2-е составляющие. Первый набор представлений отождествляется с объективной сутью окружающей действительности. Второй набор представлений сопоставляется с интересами и потребностями индивида, в результате чего претерпевает изменения и предстает в форме должного, такого, к какому человек стремится.

Мир мечты и реальное мироздание чаще различаются. Отсутствие существенных различий указывает на достижение индивидом счастья, благополучия, внутренней гармонии. Неизменной остается тесная взаимосвязь компонентов, которые охватывают все стороны мира, например, морально-нравственные устои, законы природы, право, культуру и искусство. Все компоненты интегрированы в единое целое – систему, которая постоянно обновляется и обогащается.

Независимо от пути формирования и вида мировоззрения жизнь человека зависит от его взглядов и жизненной позиции.

Источник

От чего зависит формирование мировоззрения?

Человек является социальным существом, что подразумевает наличие способностей к получению информации от других людей. В силу того, что мировоззрение формируется на протяжении большей части сознательной жизни и может изменяться в любой период, рассмотрим причины и принципы его формирования отдельно. В процессе жизни человек мыслит, ищет методы реализации своих идей и учиться определять последствия своих действий до того, как действие будет совершено. За счет того, что каждый человек имеет свою позицию и обладает индивидуальной картиной видения мира, формируется его мировоззрение. Конечно, кроме личных факторов формирования мировоззрения, существенное влияние оказывают и внешние факторы. Так от чего же зависит процесс формирования мировоззрения?

Формирование мировоззрения и его виды

Мировоззрение выступает в качестве системы знаний об окружающем мире, его устройстве, определении места человека в нем. Помимо того, что мировоззрение формируется в результате воздействия внешних факторов, оно имеет прямую зависимость от самого человека. Понимание мира возникает с помощью: жизненных ценностей, основных жизненных позиций человека, идеалов и убеждений.

Формирование мировоззрения происходит на протяжении всей жизни человека. Мировоззрение может меняться в процессе взросления и старения, что обусловлено появлением новых интересов и взглядов. Картина мира в целом закладывается на протяжении первых 9-11 лет жизни, когда ребенок переживает активное освоение окружающего его пространства. При этом процесс составления общей картины мира является достаточно длительным процессом, который будет зависеть от внешних условий и самого человека. В период начала формирования следует обращать внимание на то, что мировоззрение на начальных этапах его восприятия, имеет весьма неустойчивое положение. Именно поэтому дети в подростковом возрасте склонны к частой смене своего мнения.

Что оказывает влияние на процесс формирования мировоззрения? В первую очередь — это внешние факторы, которые могут быть социальными, экономическими, политическими, культурными и т. д.

На основании этого, существуют несколько видов мировоззрения, которые требуют рассмотрения:

Кроме того, что мировоззрение делится на виды, оно состоит из компонентов, которые требуют детального рассмотрения.

Структура мировоззрения включает в себя:

Что влияет на формирование мировоззрения личности. struktura mirovozzreniya. Что влияет на формирование мировоззрения личности фото. Что влияет на формирование мировоззрения личности-struktura mirovozzreniya. картинка Что влияет на формирование мировоззрения личности. картинка struktura mirovozzreniya. Содержание:

Пути и особенности формирования мировоззрения

Формирование мировоззрения происходит в силу того, что в процессе жизнедеятельности человек склонен опираться на определенную философскую позицию. Определение собственной позиции достаточно длительный и затяжной процесс, поэтому при отсутствии философских течений, процесс поиска себя и своих ориентиров занимал бы всю сознательную жизнь. Это обусловлено тем, что в процессе познания окружающего мира, человек переживает значимые события, приобретает новые знания и учится делать выводы. Поэтому формирование мировоззрения без наличия конкретных течений, отняло бы существенно больше времени. Социологи и психологи склоняются к единому мнению, что процесс формирования мировоззрения может происходить в двух формах: стихийной и осознанной.

Что влияет на формирование мировоззрения личности. kak formiruetsya mirovozzrenin. Что влияет на формирование мировоззрения личности фото. Что влияет на формирование мировоззрения личности-kak formiruetsya mirovozzrenin. картинка Что влияет на формирование мировоззрения личности. картинка kak formiruetsya mirovozzrenin. Содержание:

Стоит отметить, что сложнее всего процесс формирования мировоззрения происходит в подростковый период, когда психика человека не развита в должной мере. Чем старше человек становится, тем меньше решений он принимает исходя из минутных побуждений. Существует два пути формирования мировоззрения:

Само по себе мировоззрение необходимо изучать, как механизм освоения мира с практической составляющей, где главной задачей является осуществление процесса освоения мира. Существуют три формы фактического познания мира и составления полноценного мнения о нем:

Роль мировоззрения в жизни человека

Согласно исследованиям, поступки человека напрямую зависят от его мировоззрения. Оно имеет большее значение, чем опыт и знания, что говорит о его фактической значимости в жизни каждого человека. Мировоззрение служит инструментом формирования ценностей, целей и планов на дальнейшую жизнь. Стоит отметить, что различия в миропонимании оказывают существенную помощь в процессе социализации так, как создают процесс отсеивания людей с разными взглядами на мир.

Что влияет на формирование мировоззрения личности. personal light theme2 e1614241786153. Что влияет на формирование мировоззрения личности фото. Что влияет на формирование мировоззрения личности-personal light theme2 e1614241786153. картинка Что влияет на формирование мировоззрения личности. картинка personal light theme2 e1614241786153. Содержание:

Расшифровка индивидуального бодиографа доступна на нашем сайте в PDF-формате. Особенно важно использовать рейв-карты в ситуациях, когда человек не может найти свои жизненные ориентиры.

Мировоззрение предоставляет возможность ориентироваться на конкретные цели, как в теоретической, так и в практической деятельности. Человек опирается на собственное видение картины мира и выбирает ту жизненную позицию, которая в большей степени удовлетворяет его интересам. Кроме того, мировоззрение предоставляет возможность определения истинных ценностей жизни и культуры, посредством ориентирования на восприятие их конкретным человеком. Исходя из того, какого мировоззрения придерживается человек, он начинает осознавать какие методы достижения своих целей, ему стоит использовать.

Источник

Формирование мировоззрения личности

Содержание и структуры мировоззрения личности. Психологическая структура: знания, взгляды и убеждения. Процесс развития и формирования мировоззрения, этапы, нормы, возникающие проблемы. Уровни ценностных ориентаций личности, динамика и исследование.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления07.11.2012
Размер файла23,7 K

Что влияет на формирование мировоззрения личности. ba. Что влияет на формирование мировоззрения личности фото. Что влияет на формирование мировоззрения личности-ba. картинка Что влияет на формирование мировоззрения личности. картинка ba. Содержание:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Содержание и структуры мировоззрения личности

2. Проблемы формирования мировоззрения

3. Список литературы

1. Содержание и структуры мировоззрения личности

Являясь сложным психологическим образованием, мировоззрение личности накладывает отпечаток на ее деятельность, цели и мотивы, влияет на развитие всех качеств. В сложных видах деятельности одновременно взаимодействует определенная совокупность побудительных сил, приобретающих форму разветвленной системы взаимосвязанных мотивов: влечений, желаний, хотений, интересов, склонностей, идеалов, убеждений и др., среди которых мировоззрение выступает самым сильным и высоким побудителем деятельности. Но его роль не следует сводить только к этому. В отличие от мнений некоторых авторов, понимающих мировоззрение только как сильный мотив поведения или как один из компонентов направленности личности, его надо трактовать как черту личности, как высший регулятор поведения и деятельности.

«Мировоззрение есть определенная концепция мира и концепция человека, знание того и другого, имеющее смысл социальной, нравственной, эстетической, теоретической ориентации во внешнем мире и во внутреннем мире человека». Ранняя юность, пожалуй, решающий возраст в процессе формирования мировоззрения. Этот процесс противоречив вообще и в ранней юности особенно, что связано со следующими обстоятельствами.

С одной стороны, общее развитие старшеклассников, накопленный социальный опыт позволяют им не ограничиваться осмыслением частных требований и отношений, с которыми они сталкиваются в непосредственном окружении и которые могут быть достаточно противоречивыми, а ориентироваться в более широком социальном контексте, вырабатывая свое отношение к миру и к своей позиции в нем. А с другой стороны, всегда имеется противоречие между знаниями, усвоенными в школьные годы, и социальным опытом. Знания по своему объему и качеству, будучи синтезом познавательного опыта человечества, значительно превосходят собственный социальный опыт юношей и девушек, который есть опыт их личной деятельности и отношений.

Мировоззрение является не только ведущим в содержании всех побуждений, оно служит показателем общей социальной ориентации человека и в значительной степени определяет его направленность в целом, сказывается на всем облике его личности.

Коммунистическое мировоззрение является основой научного понимания сущности общественного развития, развития высоких морально-политических и психологических качеств. Коммунистическое мировоззрение связывает всю деятельность студентов в вузе с общим развитием общества, побуждает их к проявлению общественной активности, выработке у себя добросовестного отношения к гражданскому и профессиональному долгу. По своей психологической структуре мировоззрение включает прежде всего знания, взгляды и убеждения.

2. Проблемы формирования мировоззрения

Б.Г. Ананьев предсказывал невозможность планирования и проектирования оптимальных режимов воспитания для всякой общественной формации без учета особенностей как возрастно-половых характеристик личности, так и характеристик высшей структуры личности, ее мировоззрения, направленности, ценностных ориентаций и целей. Эти характеристики во многом определяют развитие самой личности и процесс принятия ею решений, касающихся практической деятельности других людей. мировоззрение психология формирование динамика

Исходя из положения о взаимопроникновении онтогенеза и жизненного пути человека, Б.Г. Ананьев писал, что «личностные преобразования всегда связаны с возрастно-половыми и индивидуально-типическими изменениями». Формы этих взаимосвязей проявляются сложным образом в динамике и структуре потребностей, установок, интересов, в общей мотивации поведения и ценностных ориентациях личности, которые и составляют ее мировоззрение.

Вопрос динамики ценностных ориентаций привлекает внимание философов, психологов, социологов, педагогов и является актуальным и значимым для определения духовного развития будущих поколений.

В современной психологической и философской литературе проблема ценностных ориентаций личности рассматривается в исследованиях теоретического и прикладного характера. Это исследования О.И. Шкаратан, Л.С. Бляхман, А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, М.И. Бобневой, О.И. Зотовой, И.М. Поповой, В.С. Бакирова, А.П. Вардомацкого, В.А. Василенко, Е.А. Васиной, Н.А. Волковой, Е.И. Головахи, Я. Гудечека, Б.С. Круглова, Н.И. Непомнящей, Н.В. Рогавы, Ю.Р. Саарнийта, В.Д. Сайко, Л.А. Сулеймановой, А.А. Табунса и других авторов.

Ценностные ориентации личности представляют собой сложную динамическую структуру, которая не только зависит от ценностей социума, но подвержена закономерным изменениям в процессе онтогенеза и несет на себе отпечаток индивидуальных и половых различий. Структурно-динамические характеристики системы ценностных ориентаций связаны с возрастно-половыми особенностями и особенностями интеллектуального развития, структурой личности и ведущими ценностями семьи.

Динамика ценностных ориентаций имеет кризисные моменты, в течение которых происходит распад предыдущей и формирование новой структуры ценностей. Понятие «ценностные ориентации» имеет неодинаковое значение в различных областях науки. Тем не менее, Б.Г. Ананьев, подчеркивая связующий, обобщающий характер изучения ценностных ориентаций, писал: «Имеется общий центр, в котором сходятся исследования социологов, социальных психологов и психологов. Этим общим центром являются ценностная ориентация групп и личности, общность целей деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения людей».

Исследования ценностных ориентаций образуют два уровня: теоретический и прикладной.

В философии ценностные ориентации определяются как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом, которые существуют в виде общественного идеала. Преломляются через призму индивидуальной жизнедеятельности и входят в структуру личности, являясь одним из источников мотивации ее поведения. Служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения отдельного человека.

Философия уделяет внимание взаимодействию субъекта и объекта ценностного отношения. Это область рассмотрения объективной истинности и отношения к ней человека. Р.Е. Миронова выделяет различные подходы к определению ценностей в философии. Часть философов придерживается определения ценностей как материальных и духовных объектов или их свойств, способных удовлетворять материальные и духовные потребности субъекта (общества, класса, личности). Ценность появляется в процессе общения человека с окружающим миром, в котором предметы или явления удовлетворяют потребность человека.

Ценность возникает из практического отношения людей к действительности. Это отношение между объектом и человеческими потребностями, которые несут отпечаток исторической эпохи.

В.А. Василенко определяет ценность как «существенный момент универсальной взаимосвязи явлений, а именно момент значимости одного явления для бытия другого». Сторонники этого подхода (А.М. Коршунов, В.А. Василенко, Л.Н. Столович и другие) определяют ценность как феномен бытия, независящий от объективного отношения к нему.

О.М. Бакурадзе, Д.А. Леонтьев, И.С. Нарский, И.М. Попова относят ценности к общественным идеалам. В данных работах ценности относятся к области общественного сознания.

Общим для всех подходов является то, что ценность предмета появляется тогда, когда в нем видна возможность удовлетворения какой-либо потребности. Ценность возникает на основе практической деятельности человека, как требующая своей реализации возможность.

Социология рассматривает ценности и ценностные ориентации как идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценки субъектом окружающей действительности и ориентации в ней. Такой подход к проблеме ценностных ориентаций предполагает исследование их как компонентов социума, выполняющих нормативные функции по отношению к личности. В социологии ценностные ориентации и ценности рассматриваются как связующее звено между ценностями общественного сознания и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Изучается степень осознанности личностью общественных ценностей, сила их воздействия на поведение людей.

Понятие «ценность» впервые введено У. Томасом и Ф. Знанецким. Они используют понятие «ценность» в социологии, тогда как до них это понятие существовало только в философии. Авторы рассматривают понятие «аттитюд» как переживание смысла, ценности социального объекта. Структуре аттитюда посвящены работы Д. Креча и С. Крачфилда. Т. Парсонс впервые вводит понятие «ценностная ориентация».

Большое внимание уделил изучению ценностей М. Рокич. Он определил ценности личности как «абстрактные идеи положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях».

Психологическая наука рассматривает ценностные ориентации тесно связанными с познавательными и волевыми процессами, образующими содержательную сторону направленности личности, основу ее отношения к действительности. Психология уделяет особое внимание регулирующей функции ценностных ориентаций для возможного прогнозирования поведения человека. В психологических исследованиях рассматривается роль ценностных ориентаций в формировании потребностей, целей, мотивации и мировоззрения личности.

В.А. Павловский и И.А. Раппопорт делят ценности личности по принципу профессиональной направленности.

Система аттитюдов, называемая ценностной ориентацией, выражает направленность личности на определенные нормы и ценности. Эта направленность характеризуется когнитивными, эмоциональными и поведенческими компонентами». В.А. Ядов рассматривает ценностные ориентации как центральное звено личности, определяющее ее отношение к обществу, социальной группе, самой себе. Его подход предполагает формирование структуры ценностных ориентаций у человека на протяжении многих лет. В.А. Ядов отмечал, что эти изменения происходят постепенно и зависят не только от изменений социально-общественной среды, но и связаны с индивидуально-типическими изменениями в человеке. В.А. Ядов использует понятие диспозиций личности, которые образуют иерархическую систему. Вершиной ее являются мировоззрение личности, интегрированное посредством системы ее ценностных ориентаций. Диспозиционная структура определяет внутреннюю взаимосвязь мировоззрения и свойств личности.

В.А. Ядову удалось объединить понятия установки, отношения и направленности личности.

В.Н. Мясищев, описывая систему отношений личности, подчеркивал избирательность связей личности с окружающей средой. Такая избирательность определяется ценностью, которую представляет для личности объект, определяемый через «оценочные отношения» личности.

Все исследователи подчеркивают регулирующую функцию ценностных ориентаций, определяющих поведение личности, ее цели и мотивы.

Рассматривая направленность личности Б.Г. Ананьев уделял особое внимание ценностным ориентациям: «направленность личности на те или иные ценности составляют ее ценностные ориентации».

А.Г. Здравомыслов определяет ценностные ориентации личности как ось сознания, «обеспечивающую устойчивость личности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности». Система ценностных ориентаций образует направленность личности, регулирует деятельность.

По мнению В.А. Ядова, система ценностей позволяет прогнозировать общую направленность поведения. Вместе с тем степень совпадения ценностей и реального поведения может колебаться, то есть ценностные ориентации не всегда непосредственно управляют поведением и поступками. В регуляцию поведения ценности включаются лишь в ситуации полной свободы выбора.

Сложная психическая природа ценностных ориентаций обуславливает силу их влияния на всю структуру личности.

Умственная деятельность под влиянием ценностей приобретает более сосредоточенный характер. Интерес как отношение, как мотив оказывает воздействие не только на развитие мышления, памяти, воображения и других сторон сознания. Его воздействие проявляется в воспитании морально-волевых черт, в развитии мировоззрения целостной личности.

С позиций психологической науки ценностные ориентации можно определить как значимые элементы структуры личности, формирующиеся в процессе ее социализации и выражающие направленность личности, внутреннюю основу ее отношений к действительности. Система ценностных ориентаций поддерживает постоянство направленности личности через сформированное мировоззрение и способствует целеполаганию поведения.

Представляют интерес исследования ценностных ориентаций во взаимосвязи с особенностями личности и их влияние на успешность деятельности. Но работ, посвященных изучению зависимости эффективности деятельности коллектива от структуры мировоззрения его членов практически не существует. Это направление не менее важно для формирования успешных производственных коллективов в контексте изучения регулирующей и направляющей функции ценностных ориентаций в мировоззрении личности.

Размещено на Allbest.ru

1. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. «Психология высшей школы» Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, Минск, 1978 г.

4. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Мировоззрение и личность. М.: МГУ, 1986-163 с.

Подобные документы

Личность и ее отношения. Ценностные ориентации и установки личности. Структура и основные факторы субъективного благополучия личности. Уровни диспозиционной системы личности. Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций.

дипломная работа [263,0 K], добавлен 08.01.2014

Психологическая природа ценностных ориентаций, их место и роль в структуре личности и ее развития, обобщение факторов, влияющих на их формирование. Определение иерархии ценностей и особенностей ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте.

курсовая работа [73,6 K], добавлен 14.02.2012

Характеристика типологии, структуры и основных элементов мировоззрения как психологического феномена. Ознакомление с понятием уровня притязаний личности; методы его исследования. Приведение схематического описания вариантов экспериментальной процедуры.

курсовая работа [56,1 K], добавлен 02.01.2012

курсовая работа [28,8 K], добавлен 13.11.2003

Проблема изучения ценностных ориентаций личности. Влияние ценностных ориентаций на структуру личности. Связь между ценностными ориентациями студентов ВУЗов и свойствами нейродинамического, психодинамического и социально-психологического уровней личности.

реферат [31,2 K], добавлен 14.03.2011

Понятие ценностных ориентаций. Определение личностных смыслов личности. Молодежь как социально-демографическая группа. Формирование ценностно-смысловых ориентаций личности. Характеристика ценностных ориентаций молодежи. Интегрирующая функция ценности.

курсовая работа [75,4 K], добавлен 02.03.2010

Проблема ценностных ориентаций личности в отечественной и зарубежной науке. Психологическая природа ценностных ориентаций личности. Взаимосвязь ценностей и профессионального выбора. Эмпирическое исследование ценностных ориентации людей, ищущих работу.

дипломная работа [179,5 K], добавлен 05.05.2012

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *