Что влияет на эстетическое воспитание детей

Эстетическое воспитание-важнейшая сторона воспитания ребенка

Что влияет на эстетическое воспитание детей. 70e208e6c9fa98f94032f856991a596c. Что влияет на эстетическое воспитание детей фото. Что влияет на эстетическое воспитание детей-70e208e6c9fa98f94032f856991a596c. картинка Что влияет на эстетическое воспитание детей. картинка 70e208e6c9fa98f94032f856991a596c. Татьяна Батюкова Эстетическое воспитание-важнейшая сторона воспитания ребенка Татьяна Батюкова
Эстетическое воспитание-важнейшая сторона воспитания ребенка

Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя изучение элементов теории эстетики; систематическое общение с художественной культурой; организованное участие в художественном творчестве.

Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств: эстетика быта, природа, различные виды искусств; (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр).

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Ведущими методами для решение задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.

Для решения задач второй группы в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.

Нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.

Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он ещё не устойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.

Так же как в игре, творчество детей проявляется в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребёнок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средство претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребёнок остаётся таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передаёт своё отношение к нему.

Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Для реализации задач эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата, если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место.

Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной.

Эстетика быта – это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – все это противоречит законом красоты.

Мощным средством эстетического воспитания является природа.

Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей.

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка.

Формы организации эстетического воспитания

Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную

деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ее. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру и т. д.

Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности.

Воспитатель организует экскурсии в природу, к памятникам, в музей, на празднично украшенную улицу и т. д. Задача педагога – продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства.

Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники и развлечения.

Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера.

Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.

При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического воспитания. И конечно, реализуют задачи эстетического воспитания.

Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение – все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует. Нельзя ни кого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости.

Источник

Консультация «Роль эстетического воспитания в развитии детей»

Что влияет на эстетическое воспитание детей. b6f7e8ed33384fbba60d782d6d9a9794. Что влияет на эстетическое воспитание детей фото. Что влияет на эстетическое воспитание детей-b6f7e8ed33384fbba60d782d6d9a9794. картинка Что влияет на эстетическое воспитание детей. картинка b6f7e8ed33384fbba60d782d6d9a9794. Татьяна Батюкова Эстетическое воспитание-важнейшая сторона воспитания ребенка Мария Мустайкина
Консультация «Роль эстетического воспитания в развитии детей»

Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитаниянеобходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Развитие эстетического восприятия, чувств и представлений детей. Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Всё это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определённым отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести ребёнка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Развитие художественно-творческих способностей детей. Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в справедливость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в действительности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большей искренности при выражении чувств и мыслей.

Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он ещё не устойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.

Творческое воображение детей проявляется и в том,что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. Другими словами, они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое. Нередко дошкольники изображают в игре то, чего нет в действительности. Например, играя в космонавтов, они отправляются на Венеру, Марс и другие планеты. Искренность детей в игре находит самое яркое выражение. Недаром великий русский режиссёр К. С. Станиславский говорил актёрам, что они должны учиться искренности, правдивости в искусстве у играющих детей.

Так же как и в игре, творчество детей проявляется в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребёнок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребёнок остаётся таким же искренним,как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передаёт своё отношение к нему.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, песни, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребёнка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

В развитии художественной творческой деятельности, особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлечённостью.

Формирование основ эстетического вкуса. Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, быту. Эстетический вкус – понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства, но и пониманием красоты природы, труда, быта, одежды.

В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.

Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, К. И. Чуковского, слушая произведения П. И. Чайковского, Д. Б. Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Всё это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.

Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть, и чувствовать красоту окружающего, беречь её. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвёл и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так, в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Консультация «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста» Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста (из опыта работы) Воспитатель первой квалификационной категории Калинина Оксана.

Консультация для родителей «Роль двигательной активности в развитии детей» Консультация для родителей «Роль двигательной активности в развитии детей» Цель: Рассказать родителям о формах двигательной активности.

Роль искусства музыки и хореографии в развитии нравственно-эстетического отношения дошкольников к природе Роль искусства музыки и хореографии в развитии нравственно-эстетического отношения дошкольников к природе. Цель: Привить любовь дошкольников.

Консультация «Роль книги в речевом развитии детей» Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она.

Роль морального воспитания в развитии детей Моральное воспитание очень важно для полноценного развития ребенка. Научить ребенка моральным принципам – чрезвычайно важная задача для.

Консультация «Танец, как средство эстетического воспитания» Занятия в танцевальном кружке являются основными, базовыми при овладении двигательной культурой, т. к. они способствуют формированию правильной.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном развитии детей» Пояснительная записка В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение.

Источник

Эстетическое воспитание детей

Что влияет на эстетическое воспитание детей. db51c6b9318e76173c2c328d12fff8e2. Что влияет на эстетическое воспитание детей фото. Что влияет на эстетическое воспитание детей-db51c6b9318e76173c2c328d12fff8e2. картинка Что влияет на эстетическое воспитание детей. картинка db51c6b9318e76173c2c328d12fff8e2. Татьяна Батюкова Эстетическое воспитание-важнейшая сторона воспитания ребенка

Дата публикации: 24.08.2019 2019-08-24

Статья просмотрена: 574 раза

Библиографическое описание:

Борзиева, З. М. Эстетическое воспитание детей / З. М. Борзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62114/ (дата обращения: 28.12.2021).

В данной статье будет рассмотрен такой важный аспект воспитания, как формирование у детей эстетических ценностей. Будет охарактеризована значимость эстетического воспитания именно с раннего детства. Также будут рассмотрены некоторые направления эстетического восприятия действительности и задачи эстетического воспитания.

Ключевые слова: детство, эстетическое воспитание, направления эстетического воспитания.

Детство — период развития человека, когда в сознании откладываются внутренние и внешние фундаментальные качества, являющиеся ведущими в течение всей его жизни. Поэтому очень важно подойти к воспитанию детей очень ответственно, с целью формирования полноценной здоровой личности.

Помимо нравственного, трудового, физического воспитания, необходимо прививать ребенку любовь к эстетическим ценностям.

Под эстетическим воспитанием понимается воспитание детей с помощью средств прекрасного в природе, искусстве, окружающей действительности, приобщение к культурным ценностям, их развитие.

Эстетическое воспитание воздействует на чувства и мысли человека, вносит огромный вклад в формирование мировоззрения.

Формирование эстетической культуры — процесс, направленный на развитие способности личности к восприятию и пониманию прекрасного в искусстве и действительности.

Человек по натуре своей — художник. Так говорил М. Горький. Эти слова отражают истину, ибо красота повсюду, нужно только уметь видеть её. Когда с ранних лет детей знакомят со всеми красотами мира, прививают им любовь к ним, то, чаще всего, они вырастают творческими личностями. Способность видеть все удивительное вокруг себя сильнее развита у детей, нежели у взрослых. Но если в детстве их не научили этому, то им приходится, в лучшем случае, самим учиться, в худшем — из них вырастают люди, видящие во всем негатив.

Освоение эстетической действительности не ограничивается рамками одного лишь искусства. Сюда входит вся человеческая деятельность; труд, который может выступать не только как процесс получения определенного материального результата, но и как процесс получения эстетического удовольствия; человеческие взаимоотношения, которые имеют место быть в числе эстетических ценностей, только в случае если они характеризуются как здоровые, искренние, теплые.

Рассмотрим основные направления эстетического воспитания детей.

− Образовательный процесс. Научно-познавательный процесс обладает большими возможностями для эстетического развития. Находясь в стадии поиска новых знаний, занимаясь изучением особенностей и свойств окружающих предметов, ребенок может испытывать массу эстетических чувств, связанных с различным спектром эмоций — от удивления до восхищения.

− Труд. Эстетическое влияние труда кроется в самом процессе труда, в его содержании, в целях, в результатах. Правильно организованный детский труд, способен доставить ребенку чувство удовлетворения или наслаждения. Если деятельность ребенка производит значимые для окружающего мира продукты, то это доставляет ему огромную радость и вселяет уверенность в себя. Для того, чтобы труд не ложился на плечи ребенка тяжестью, он должен быть одухотворен общественно-значимой целью, он должен приносить эстетическое удовольствие. Важно создавать такие ситуации, которые давали бы детям выполнять ту или иную работу с особым рвением. Например, приучать убирать за собой игрушки, создавая в голове ребенка установку, что так в комнате будет намного просторней и чище.

− Природа — это самый доступный и ничем незаменимый источник прекрасного. Взаимодействие с природой развивает мышление, воображение, что в свою очередь углубляет эстетические чувства. Природа — источник богатейших эстетических переживаний. Все, что относится к природе, отличается натуральностью и подвижностью. Её легко ощутить. Прогулки по окрестностям села или города, вдыхание свежего воздуха, пение птиц, шелест листьев — все это огромный спектр красок природы, который не стоит на месте, а меняется в зависимости от времени года, суток. Оберегать природу, ухаживать за растениями и животными, учиться различать цветы, коллекционировать минеральные камни и горные породы — вот чему нужно учить детей, пока они еще малы.

− Общение. Общение — это то, что способно удовлетворять внутренние эстетические требования. Средствами общения, как известно, являются речь (устная и письменная), жесты, мимика. Для того, чтобы общение приносило удовольствие, оно должно отпечатываться в сознании как нечто особенное, прекрасное. Красноречие человека всегда производит особое впечатление. Чистая, грамотная речь, лишенная всяких недостатков оживляет, заряжает, такого человека хочется слушать без конца. Это в какой-то степени даже мотивирует на самосовершенствование, саморазвитие. Поэтому очень важно организовывать для детей встречи с умными людьми, водить их на интеллектуальные программы.

− Чувство вкуса и стиля. Редко кто может не восхищаться человеком, умеющим одеваться со вкусом. А задумывался ли кто-либо, откуда в нем зародилось это чувство? Да, безусловно, работа над собой, над своим внутренним миром, самосовершенствование, стремление познать как можно больше приносит свои плоды, и человек, который ранее не умел сочетать те или иные вещи, предстает перед обществом, как гуру стиля и моды. Но есть и другая сторона — этому человеку, возможно, в детстве давали свободу выбора во всем, что называется стилем. Ему разрешали подбирать себе то, что подходит под его характер, темперамент. Так и зарождалось в нем умение сочетать сочетаемое и став уже взрослым человеком он четко знает, что ему нужно.

− Искусство. Произведения искусства побуждают человека видеть мир глазами художника, то есть через призму образности. Художник показывает нам мир через свое острое и своеобразное восприятие. Каждый вид искусства имеет важное значение для формирования эстетических ценностей. Будь то скульптура, живопись, архитектура вызывает чувство внутреннего наслаждения и сопричастности к творчеству художника. Искусство может отражать какое-либо событие как момент пошлого или будущего, вызывая глубокие чувства.

− Литература. Художественная литература — одно из самых ярких направлений эстетического воспитания, которое влияет на духовный мир человека, создавая в нем яркие образы и жизненные установки.

Перейдём теперь к рассмотрению задач эстетического воспитания. К задачам эстетического воспитания можно отнести следующие:

Таким образом, эстетическое воспитание — работа, направленная на развитие творческих умений и навыков, способностей видеть и замечать прекрасное вокруг себя, а также формирование ценностей и убеждений, мировоззрения и установок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *