Что влияет на экспорт

Факторы, влияющие на чистый экспорт

Что влияет на экспорт. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Что влияет на экспорт фото. Что влияет на экспорт-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Что влияет на экспорт. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Кривая платежного баланса Что влияет на экспорт. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Что влияет на экспорт фото. Что влияет на экспорт-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Что влияет на экспорт. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Кривая платежного баланса Что влияет на экспорт. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Что влияет на экспорт фото. Что влияет на экспорт-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Что влияет на экспорт. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Кривая платежного баланса Что влияет на экспорт. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Что влияет на экспорт фото. Что влияет на экспорт-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Что влияет на экспорт. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Кривая платежного баланса

Что влияет на экспорт. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Что влияет на экспорт фото. Что влияет на экспорт-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Что влияет на экспорт. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Кривая платежного баланса

Что влияет на экспорт. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Что влияет на экспорт фото. Что влияет на экспорт-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Что влияет на экспорт. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Кривая платежного баланса

Кривая платежного баланса

Чтобы вывести кривую платежного баланса (кривую ВР) необходимо рассмотреть все факторы, которые оказывают влияние на сальдо счетов платежного баланса:

— чистый экспорт (баланс счета текущих операций) и

— потоки капитала (баланс счета движения капитала).

Изменение ставки процента влияет на величину экспорта через валютный курс. Рост ставки процента в стране означает, что ее финансовые активы становятся более доходными (по ним выплачивается более высокий процентный доход). Иностранцы, желая купить ценные бумаги данной страны (по которым они получат более высокий процентный доход, чем по ценным бумагам у себя в стране), увеличивают спрос на ее национальную валюту, что ведет к снижению валютного курса национальной денежной единицы. Снижение валютного курса (удорожание валюты) делает экспорт страны более дорогим для иностранцев, поскольку иностранцы должны обменять большее количество своей валюты, чтобы получить прежнее количество единиц валюты данной страны и соответственно купить то же, как раньше количество товаров. Таким образом, рост ставки процента приводит к удорожанию валюты и поэтому к сокращению экспорта и, следовательно, экспорт:

— положительно зависит от номинального валютного курса (е): чем ниже валютный курс, тем меньше экспорт и наоборот.

— положительно зависит от уровня дохода в стране (Y) (т.е. не является автономной величиной);

— положительно зависит от ставки процента (r)

и, следовательно, поскольку зависимость между ставкой процента и номинальным валютным курсом обратная:

— отрицательно зависит от валютного курса (е). Чем ниже валютный курс национальной денежной единицы, тем больше единиц иностранной валюты граждане данной страны могут получить в обмен на одну единицу своей валюты и, следовательно, тем больше импортных товаров они могут купить. Импортные товары становятся для граждан страны относительно более дешевыми – на то же количество единиц своей валюты они получают больше единиц иностранной валюты, чем раньше и поэтому могут купить большее количество импортных товаров, чем раньше.

Поэтому формула чистого экспорта может быть записана как:

NХ = NХ (Что влияет на экспорт. image065. Что влияет на экспорт фото. Что влияет на экспорт-image065. картинка Что влияет на экспорт. картинка image065. Кривая платежного баланса)

Таким образом, на чистый экспорт оказывают влияние следующие факторы:

· уровень дохода в данной стране. Поскольку величина дохода данной страны оказывает влияние на импорт, то формула чистого экспорта может быть записана как:

NХ = Что влияет на экспорт. image067. Что влияет на экспорт фото. Что влияет на экспорт-image067. картинка Что влияет на экспорт. картинка image067. Кривая платежного балансаmpm Y

где Что влияет на экспорт. image067. Что влияет на экспорт фото. Что влияет на экспорт-image067. картинка Что влияет на экспорт. картинка image067. Кривая платежного баланса– автономный чистый экспорт (разница между экспортом и автономным импортом), т.е. который не зависит от дохода внутри страны, mpm – предельная склонность к импорту, показывающая, на сколько увеличится (сократится) импорт при росте (сокращении) дохода на единицу, т.е. mpm = D Im/DY, Y – величина совокупного дохода внутри страны. Когда Y растет (например, при циклическом подъема), то сокращается, поскольку увеличивается импорт (спрос на импортные товары). Когда Y падает (например, при циклическом спаде), растет, так как импорт уменьшается;

· уровень дохода в других странах. Чем он выше, тем больше спрос других стран на товары и услуги, произведенные в данной стране, и, следовательно, тем выше экспорт и поэтому чистый экспорт

Что влияет на экспорт. 640 1. Что влияет на экспорт фото. Что влияет на экспорт-640 1. картинка Что влияет на экспорт. картинка 640 1. Кривая платежного баланса

· номинальный валютный курс. Изменение валютного курса оказывает воздействие на экспорт и автономный импорт. Если национальная валюта дорожает (растет ее стоимость по отношению к другим валютам), то экспорт сокращается, а импорт увеличивается. И наоборот.

Кроме того, на чистый экспорт влияет соотношение уровней цен в данной стране и за рубежом.

· уровень цен внутри страны (Р). Чем выше уровень цен в стране, тем меньше желание иностранцев покупать относительно подорожавшие товары и услуги данной страны, т.е. тем меньше экспорт, и тем больше желание граждан данной страны покупать относительно более дешевые товары и услуги в других странах, т.е. тем больше импорт.

· уровень цен за рубежом (РF). Чем выше уровень цен в стране, тем меньше желание иностранцев покупать относительно подорожавшие товары и услуги данной страны, т.е. тем меньше экспорт, и тем больше желание граждан данной страны покупать относительно более дешевые товары и услуги в других странах, т.е. тем больше импорт.

Изменения уровня цен происходит под влиянием изменений совокупного спроса (прежде всего, вызываемыми проведением фискальной и монетарной политики) и совокупного предложения (обусловленные изменением производительности ресурсов и изменением цен на ресурсы).

Последние три фактора представляет собой реальный валютный курс (e), отражающий конкурентоспособность товаров страны на мировых товарных рынках. Чем выше реальный валютный курс, тем выше конкурентоспособность товаров данной страны, и поэтому тем больше спрос на товары данной страны со стороны иностранцев и тем выше чистый экспорт.

Таким образом, функция чистого экспорта имеет вид:

NХ = NХ (Что влияет на экспорт. image070. Что влияет на экспорт фото. Что влияет на экспорт-image070. картинка Что влияет на экспорт. картинка image070. Кривая платежного баланса)

NХ = NX (Что влияет на экспорт. image072. Что влияет на экспорт фото. Что влияет на экспорт-image072. картинка Что влияет на экспорт. картинка image072. Кривая платежного баланса)

NХ = NX (Что влияет на экспорт. image074. Что влияет на экспорт фото. Что влияет на экспорт-image074. картинка Что влияет на экспорт. картинка image074. Кривая платежного баланса

а при линейной зависимости:

NX = Что влияет на экспорт. image076. Что влияет на экспорт фото. Что влияет на экспорт-image076. картинка Что влияет на экспорт. картинка image076. Кривая платежного баланса

Источник

Объем экспортных операций

Вы будете перенаправлены на Автор24

Текущая обстановка на мировом рынке

В настоящее время мировая экономическая интеграция находится на этапе своего активного развития. С глубокой древности ведется торговля между странами и континентами. Но сегодня ввиду развития технических средств и телекоммуникационных технологий для внешнеэкономической деятельности предоставлен особенно широкий круг возможностей.

Внешняя политика конкретного государства задает курс его внешнеэкономической деятельности. На текущий момент это особенно актуально вследствие событий последних лет, произошедших на мировой политической арене. Экономические отношения с иностранными представителями бизнеса осложняются санкциями, предъявляемыми к тем или иным странам. В том числе это затронуло и Россию.

По данным Росстата в 2016 году наблюдается общее снижение объемов экспорта. Хотя специалисты отмечают, что весомая причина этого – падение цен на нефть, ослабление позиций национальной валюты при одновременном повышении курса доллара и евро.

Нельзя не отметить, что в настоящее время экспорт сырьевых ресурсов, хотя и является существенным для России, но не значится как единственная статья. Наше государство активно развивается в металлургии, атомной промышленности, эксклюзивных тяжеловесных авиаперевозках, строительной индустрии, медицине, в сфере программного обеспечения, навигационных систем. Россия также является лидером в области космоса, вооружения (вторая после СЩА). Наше государство поставляет тяжелую технику и военные корабли.

Наряду с применением противороссийских санкций некоторыми коалициями наше государство укрепляет отношения со странами СНГ, Китаем, Индией и некоторыми другими. Данные страны проводят лояльную политику в отношении экспорта российских товаропроизводителей.

Факторы, влияющие на объем экспорта

Экспортные операции являются одной из составляющих внешнеэкономической деятельности. Экспорт можно определить как продажу продукта отечественного производства иностранным потребителям. Законодательством определен перечень возможных экспортных операций:

Готовые работы на аналогичную тему

Экспортные операции экономических субъектов одного государства подвергаются двойному контролю:

В частности российским законодательством регулируется объем производимого товарного экспорта. С целью управлениями размерами экспорта Российская Федерация может применять следующие инструменты:

Как уже было отмечено, ограничения для организаций-экспортеров вводят страны, в которые производится вывоз. Чаще всего такие меры касаются требований, предъявляемых к качеству товара в соответствие с международными стандартами, его упаковке и маркировке. Также это могут быть и количественные ограничения, если правительство данной страны желает поддержать отечественных бизнесменов.

Среди факторов, влияющих на объем экспорта, необходимо выделить санкции иностранных государств и коалиций против России. Однако, РФ производит экспорт множества товаров, не имеющих аналогов в мире. Данное обстоятельство дает гарантию, что объем российского экспорта не упадет до критично низких значений в обозримом будущем.

Источник

Routes to finance

Влияние санкций на российскую экономику (Декабрь 2021).

Что влияет на экспорт. what are. Что влияет на экспорт фото. Что влияет на экспорт-what are. картинка Что влияет на экспорт. картинка what are. Кривая платежного баланса

Например, американские туристические продукты и услуги могут быть экспортом.

Несмотря на то, что они производятся в Соединенных Штатах, они экспортируются, когда они продаются иностранцам, которые посещают. Если заграничный друг отправит вам деньги, чтобы купить джинсы, чтобы отправить их по почте, это также экспорт. (Источник: Министерство торговли.)

Как экспорт влияет на экономику?

Большинство стран хотят увеличить свой экспорт. Их компании хотят продавать больше. Если бы они продали все, что могли, для населения своей страны, то они тоже хотят продавать за границей. Чем больше они экспортируют, тем больше их конкурентное преимущество. Это потому, что они получают опыт в производстве товаров и услуг. Они также получают знания о том, как продавать на внешние рынки.

Правительства поощряют экспорт. Это связано с тем, что оно увеличивает рабочие места, повышает заработную плату и повышает уровень жизни для жителей. Они становятся более счастливыми и более склонны поддерживать своих национальных лидеров.

Экспорт также увеличивает валютные резервы, удерживаемые в центральном банке страны.

Это потому, что иностранцы платят за экспорт как в своей валюте, так и в долларах США. Страна с большими резервами может использовать ее для управления своей собственной валютой. У них достаточно иностранной валюты, чтобы наводнить рынок своей собственной валютой. Это снижает стоимость их экспорта в других странах.

Страны также используют валютные резервы для управления ликвидностью. Это означает, что они могут лучше контролировать инфляцию или слишком много денег, преследуя слишком мало товаров. Чтобы контролировать инфляцию, они используют валюту для покупки своей валюты. Это снижает предложение, в результате чего местная валюта стоит больше.

Что экспортируют страны?

Предприятия могут экспортировать товары и услуги, где они имеют конкурентное преимущество. Это означает, что они лучше других компаний при предоставлении этого продукта.

Они также экспортируют вещи, которые отражают сравнительные преимущества страны. Страны имеют сравнительные преимущества в товарах, которые у них есть естественная способность производить. Например, Кения, Ямайка и Колумбия имеют правильный климат для выращивания кофе. Это дает им возможность экспортировать кофе. Население Индии является его сравнительным преимуществом. У них большое количество людей, которые говорят по-английски и знакомы с английским законодательством. Это дает им преимущество в опытных, но доступных по цене работниках call-центра.У Китая есть аналогичное преимущество в производстве. Это потому, что его население имеет более низкий уровень жизни. Они будут работать на более низкие ставки, чем люди в других странах.

Как страны поддерживают экспорт

Страны пытаются увеличить экспорт.

Во-первых, они будут использовать торговый протекционизм, чтобы дать своим отраслям преимущество. Обычно это тарифы, которые повышают цены на импорт. Они также предоставляют субсидии в своих отраслях, чтобы снизить цены. Но, как только они начнут это делать, другие страны ответят на эти же меры. Это приведет к снижению общей торговли. Фактически, это была одна из причин Великой депрессии.

После того, как тарифы и субсидии снизили торговлю, страны будут заключать торговые соглашения. Это позволяет увеличить экспорт за счет сокращения торгового протекционизма. Всемирная торговая организация попыталась договориться о соглашении между почти всеми странами мира. Это почти преуспело, пока ЕС и Соединенные Штаты не отказались от субсидий фермерам. В настоящее время большинство стран должны опираться на двусторонние торговые соглашения или региональные соглашения.

Страны также попытаются снизить стоимость своей валюты. Это увеличивает экспорт, снижая цены. Они делают это, снижая процентные ставки, печатая больше валюты или покупая иностранную валюту, чтобы повысить ее стоимость. Узнайте, какие страны выигрывают и проигрывают эти Валютные войны.

Как экспорт подходит к платежному балансу

Что такое платежный баланс?

Капитальные товары: определение, примеры, влияние на экономику

Что влияет на экспорт. capital goods examples effect on economy. Что влияет на экспорт фото. Что влияет на экспорт-capital goods examples effect on economy. картинка Что влияет на экспорт. картинка capital goods examples effect on economy. Кривая платежного баланса

Импорт: определение, примеры, влияние на экономику

Что влияет на экспорт. imports definition examples effect on economy. Что влияет на экспорт фото. Что влияет на экспорт-imports definition examples effect on economy. картинка Что влияет на экспорт. картинка imports definition examples effect on economy. Кривая платежного баланса

Розничная торговля: определение, примеры, влияние на экономику

Что влияет на экспорт. what is retail industry. Что влияет на экспорт фото. Что влияет на экспорт-what is retail industry. картинка Что влияет на экспорт. картинка what is retail industry. Кривая платежного баланса

Источник

Экспорт — подробное описание и его влияние на экономику

Экспорт имеет тесную связь с международным разделением труда. Страны заключают соглашения о производственном и научно-техническом сотрудничестве. Также они договариваются об обмене патентами и лицензиями. Из-за ограничений на внутренних рынках, каждое из государств нуждается в экспортных операциях для сбыта услуг и товаров.

1. Что такое экспорт простыми словами

Международные торговые отношения, это один из главных элементов внешнеэкономической деятельности государства. Говоря об экспорте из РФ, он помогает осуществить сделки купли-продажи большого количества товаров и услуг. Ежедневно из территории государства экспортируют тонны продукции. Количество экспортируемых товаров оказывает влияние на торговый баланс государства.

Если объём экспорта превышает импорт, это говорит о положительном торговом балансе, в противоположной ситуации, он отрицательный.

Касательно более развитых стран мира, в большинстве случаев они экспортируют продукцию промышленного назначения, это электротехника, оборудование и автотранспорт.

Говоря о структуре экспорта Японии, более 50% составляет транспортное оборудование и легковые автомобили. 25% – это промышленные готовые изделия и другие товары. 9-10% – это продукты химической промышленности. Похожая ситуация наблюдается с экспертом США. Здесь более 90% от экспортируемых товаров составляют предметы обрабатывающей промышленности. На добывающую промышленность приходится примерно 2% и 6% на сельское хозяйство.

Рассматривая российский экспорт можно заметить, что большую часть составляет энергоносители, то есть газ и нефть. Это примерно 70% от общего объема. 10-12% – это металлопрокат и около 6% – химическая промышленность. Объем экспортируемых товаров также оказывает влияние на курс национальной валюты. Это объясняется тем, что полученные средства со временем вернуться в страну-экспортер.

Кроме этого, экспорт влияет на экономику. Зависимость от некоторых составляющих влияет на инвестиционный фон, так как поступления в бюджет зависят от налогов, которые поступают с продаж. В момент решения вопроса об инвестировании, необходимо учитывать состав экспорта. То же самое касается ситуации с инвестициями в ценные бумаги, так как организации также зависят от экономической обстановки в регионе.

Многие страны поощряют экспорт. Например, некоторые из них освобождают вывозимую продукцию от налогов на добавленную стоимость. Предметом экспорта также могут быть услуги, например, банковские сервисы и туризм. Самый яркий представитель такой его разновидности, это Швейцария.

2. Влияние экспорта на экономику государства

Многие страны стремятся к увеличению экспортируемых товаров. Каждая из компаний, работающих на международном рынке, пытается увеличить объёмы. От количества отправляемой в другие страны продукции и услуг зависит конкурентное преимущество компании. Это объясняется получением опыта в производстве услуг и товаров в другие страны.

Кроме этого, организации получают необходимые знания для увеличения продаж на внешнем рынке. Правительство также заинтересовано в увеличении объемов экспорта. Это объясняется увеличением в таком случае количества рабочих мест. Рабочие свою очередь начинают получать хорошую заработную плату, что положительно отражается на уровне их жизни.

Население становится более счастливым, в результате чего, люди более охотно поддерживают лидеров страны на данный момент. Экспорт также влияет на увеличение золотовалютных резервов на балансе ЦБ. Это объясняется тем, что иностранные государства расплачиваются за экспорт в долларах или в своей национальной валюте.

Если у страны достаточное количество резервов, она может направить их на управление объёма национальной валюты в обороте. Это становится возможным благодаря наличию иностранной валюты, которая приходит в момент оплаты за экспортные товары и услуги. Также это отражается на стоимости экспорта в другие страны.

Иностранную валюту можно также направить на управление ликвидностью, что необходимо для контроля инфляции. Это осуществляется с помощью покупки национальной валюты за иностранную. Благодаря этому, можно снизить предложение, что в результате увеличит стоимость национальной валюты.

3. Поддержка экспорта государствами

Как говорилось выше, каждая из стран пытается увеличить объём товаров, отправляемых на экспорт. Для этого иногда используется торговый протекционизм, что обеспечивает государственным отраслям ряд преимуществ. Например, это тарифы, повышающие цены на импорт. Кроме этого, государство предоставляет субсидии некоторым отраслям, чтобы в те, свою очередь, смогли снизить стоимость товаров.

При этом, как только происходит падение цены, предприятия из других отраслей сделают то же самое. В результате это спровоцирует снижение общей торговли. Считается, что это один из провокаторов Великой депрессии. После того, как субсидии и тарифы снизят торговлю, страны начнут подписывать торговые соглашения. Это повлияет на увеличение экспорта через сокращение торгового протекционизма.

Когда-то всемирная торговая организация сделала всё возможное для того, чтобы заключить договора между всеми странами, которые отправляют товар на экспорт. Операция была практически успешно завершена, но через некоторое время Соединенные Штаты и ЕС не приняли субсидии фермерам.

В современном мире, многие государства рассчитывают только на региональные или двусторонние торговые соглашения. Также страны нередко идут на снижение стоимости национальной валюты. Считаются, что это повлечет за собой увеличение экспорта за счет снижения цен. Это осуществляется через снижение процентных ставок, выпуска валюты или покупки иностранной валюты для повышения её стоимости.

4. Классификация экспорта

Существует 5 разновидностей экспорта продукции и услуг:

Также экспорт делят на две категории:

5. Роль таможенной службы в экспорте

Экспорт — это один из главных инструментов для наполнения государственного бюджета. Поэтому, каждая из экспортных операций должна находиться под государственным контролем. Функции надзора за отправкой товара за рубеж ложатся на плечи таможенной службы. Её действия регулируется таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

В процессе таможенного оформления необходимо провести следующие мероприятия:

6. Бухгалтерский и налоговый учет экспорта

Налогообложение и бухгалтерский учет имеет свои особенности и нюансы. Главной документ, который регулирует все экспортные операции, это федеральный закон №173-ФЗ «О валютном контроле и регулировании», также №164-ФЗ «Об основах регулирования внешнеторговой деятельности».

Для правильного оформления экспортных операций, необходимо помнить о следующих правилах:

Благодаря увеличению объема экспорта у страны появляется возможность урегулировать проблемы экономического характера за счёт наполнения бюджета. Но, чтобы начать продавать, необходимо потратить деньги на поиск партнеров и исследование рынка. Для этого нужно вовремя реагировать на потребности иностранных покупателей и при необходимости изменять товары и повышать качество предоставляемых услуг.

Источник

Факторы эффективности экспорта российских предприятий

Опубликовано в номере: Маркетинг в России и за рубежом №5 / 2001

Цель данной статьи — проанализировать основные подходы в отечественных и зарубежных исследованиях к повышению эффективности экспорта, дать описание факторного подхода, определить термин «фактор эффективности экспорта», изложить разработанную нами методику классификации факторов эффективности экспорта и выделить специфические факторы, влияющие на эффективность экспорта российских предприятий.

Развитие мировой торговли в конце XX века

Сегодня уже общепризнано, что экспорт является одним из важнейших факторов развития мировой экономики. Темпы роста внешней торговли в мире постоянно превышают темпы роста объемов мирового производства, как показано в таблице 1 [45]. За период 1982—1991 гг. средняя мировая экспортная квота 1 составила 18,2%, а на конец 2000 г. — 23,6%. Таким образом, средняя экспортная квота в мире непрерывно растет.

Интегрируясь в мировую экономику, Россия экспортирует на мировой рынок все большие объемы продукции. В таблице 2 указаны доли экспорта в страны дальнего зарубежья в производстве отдельных видов промышленной продукции российских предприятий [46]. Как видно из таблицы, многие отрасли с 1990 г. переориентировались на экспорт, а такие отрасли, как производство плоского проката из железа и стали и производство газетной бумаги, более половины своей продукции поставляют на экспорт.

Экспортная квота Российской Федерации в целом за последние годы также постоянно росла, что проиллюстрировано в таблице 3 [45]. Это происходило одновременно за счет падения ВНП и за счет сохранения и роста объемов экспорта.

Объем российского экспорта в 1999 г. вырос по сравнению с 1992 г. на 38,6%. ВНП в 1999 г. составил 70,3% от уровня 1992 г. Следовательно, экспортная квота за этот период выросла в 1,97 раза. Объем ВВП за 1999 год по данным Госкомстата, составил 4545,5 млрд. руб., что при среднегодовом курсе долларов США 28 руб./долл. эквивалентно 162,3 млрд. долл. США. Положительное сальдо внешней торговли в 1999 г. составило 28 млрд. долл. США. Таким образом, ВНП России в 1999 г. можно считать приблизительно равным 190,3 млрд. долл. США. В этом случае экспортная квота России в 2000 г. составила 39%, в то время как в 1992 г. она равнялась 20,4%.

Безусловно, при расчете ВНП России по паритету покупательной способности экспортная квота окажется не такой высокой. Тем не менее остается очевидным фактом, что экспорт является одним из важнейших факторов экономического развития России. Поэтому сегодня особенно важным становится повышение эффективности экспортной деятельности российских предприятий. Для достижения этой цели необходимы скоординированные действия как со стороны государства, так и со стороны самих предприятий, основанные на передовых достижениях экономической науки.

Подходы к изучению эффективности экспорта предприятий

В российской экономической науке вопросам эффективности экспорта в последние годы уделяется достаточно большое внимание. Вместе с тем из-за недостаточного финансирования экономической науки в подавляющем большинстве работ отсутствуют эмпирические данные, собранные на предприятиях, в результате чего рекомендации исследователей носят теоретический характер. Подводя итог российским исследованиям по данной тематике, можно выделить следующие приоритетные направления исследований:

Данные направления, безусловно, интересны в теоретическом плане. Однако они не соответствуют логике принятия управленческих решений на российских предприятиях. Логические схемы и взаимосвязи могут вызывать интерес у определенной категории менеджеров, но в целом не воспринимаются специалистами-практиками и не вписываются органично в деятельность предприятия. Во время формальных совещаний и в рабочем порядке управленческие решения обычно озвучиваются в таком виде: «Вот я заметил, что у нас на предприятии по таким-то и таким-то направлениям работа ведется неправильно, поэтому давайте их изменим, чтобы это было так-то и так-то». В то же время анализ проблем в соответствии с теоретическими схемами, предлагаемыми в научной литературе, возможен только на наиболее продвинутых предприятиях. В практике управлени я полезным может оказаться факторный подход, в рамках которого результаты исследований представляют рекомендации именно в нужном для менеджеров виде: «Если такие-то и такие-то направления работы (факторы) изменить следующим образом, то это благоприятно отразится на эффективности экспорта».

На Западе проблемы повышения эффективности экспорта исследуются уже более 30 лет. Поскольку проблема эффективности экспорта является достаточно широкой, в большинстве исследований внимание уделяется каким-либо фрагментам экспортной маркетинговой стратегии или отдельным аспектам экспортной деятельности. Основной акцент исследований и концептуальные подходы к эффективности экспорта исторически изменялись.

Так, была выдвинута концепция, описывающая этноцентрическую, полицентрическую, регионоцентрическую и геоцентричесую ориентации многонациональных компаний [43]. После этого в 1979 г. был предложен подход к планированию и оценке маркетинговых стратегий экспансии, в рамках которого сравнивались стратегии рыночной диверсификация и концентрации [3]. В 1980-х годах исследования в основном концентрировались на противоречивом вопросе, должна ли маркетинговая стратегия быть стандартизированной для иностранных рынков, либо адаптироваться к требованиям отдельного национального рынка. Классическим примером исследований в данном направлении является работа по вопросу глобализации рынков [29]. Значительный вклад в рассмотрение данного вопроса внесли исследования, большинство из которых были проведены во второй половине 1980-х годов [19, 22, 34, 40, 41]. Другой подход к проблеме эффективности экспорта заключался в исследовании стадий развития фирм-экспортеров [6, 10, 11, 16, 23, 42].

В последнее десятилетие акцент исследований переместился на рассмотрение частных проблем экспортной маркетинговой стратегии: выбор страны, способ выхода на внешний рынок [18, 19]. Были также выработаны подходы, предлагающие комплексную стратегию для эффективного экспортирования из какого-либо региона. В одних работах она разрабатывалась как стратегия выхода предприятий Западной Европы на рынок стран Центральной и Восточной Европы [33], а в других проблема рассматривалась «с обратной стороны»: сравнивались экспортные стратегии фирм Южной Кореи, Тайваня, Гонконга и Сингапура при их выходе на рынки развитых стран [12].

Особенности факторного подхода к изучению эффективности экспорта

В мировой практике существует также факторный подход, о котором здесь будет рассказано более подробно. Сущность этого подхода заключается в поиске факторов, влияющих на эффективность экспорта [21, 32].

Все исследования факторов могут быть разделены на три группы: факторы, отличающие экспортеров от неэкспортеров, внешние факторы (например, государственные стимулирующие программы) и факторы, связанные с поведением фирмы (например, маркетинговая ориентация фирмы, целеустремленность менеджмента и т.д.) [2].

Использование факторного подхода дает результаты, которые могут быть легко применены на практике. Так, например, было установлено, что более успешные в экспорте фирмы предпочитают экспортировать в большее количество стран, экспортировать свои профилирующие продукты, использовать больше различных сбытовых каналов [6, 10, 14, 36, 37]. Следовательно, предприятию, желающему повысить эффективность своего экспорта, требуется увеличить число экспортных рынков, использовать больше сбытовых каналов и экспортировать свои профилирующие продукты.

По мнению некоторых исследователей, «анализ эффективности экспорта позволяет выделить признаки, по которым эффективные экспортеры отделяются от неэффективных, но при этом будет преувеличением сказать, что изменение какого-либо из этих признаков переведет экспортера в разряд эффективных» [17]. Мы не можем согласиться полностью с авторами данной точки зрения, поскольку само определение фактора подразумевает его влияние на эффективность экспорта. Большинство других исследователей также косвенно опровергают данное мнение, поскольку практическое применение результатов исследований подразумевает именно изменение контролируемых факторов эффективности экспорта.

Примечательной особенностью зарубежных исследований факторов эффективности экспорта является практическая невозможность сравнения и сопоставления их результатов. Как, например, можно сопоставить два следующих вывода: «Чем выше запас времени, выделенный для экспорта, бюджет и производственные мощности, тем выше вероятность успеха при экспорте» [31] и «Наиболее важные показатели, определяющие эффективность экспорта, — мотивация менеджеров по отношению к интернационализации и использование стратегии дифференциации» [4]?

В действительности получаемые результаты являются частными решениями, которые научно обоснованы только для исследованной группы предприятий. Набор факторов, определяющих эффективность экспорта, уникален для каждой группы, и действие этих факторов проявляется по-разному. Подтверждением этого является растущее количество разногласий по поводу характера действия отдельных переменных, определяющих успех экспорта [39]. Например, ожесточенные споры вызывает влияние на эффективность экспорта размера предприятия. Поэтому экстраполяция получаемых выводов на более обобщенные группы экспортеров невозможна, поскольку при этом влияние не учтенных в базовой модели переменных становится решающим. Аналогичным образом, невозможно скомпоновать из работ других авторов «универсальную стратегию успеха в экспортной деятельности».

Для точного определения понятия «фактор эффективности экспорта» необходимо знать технологию проведения современных исследований по этой тематике. Основным методом, используемым в работах по эффективности экспорта, является установление статистической взаимосвязи между группой независимых переменных и переменными, описывающими эффективность экспорта. Экономико-математические модели имеют тенденцию к усложнению, и число объясняющих независимых переменных растет. В связи этим необходима агрегация множества независимых переменных в меньшее число факторов при помощи математической процедуры факторного анализа2. Например, измеримые переменные «количество работающих», «годовой объем продаж» и «активы» могут быть объединены в фактор «размер предприятия».

Сам термин «фактор» различные словари определяют примерно одинаково: фактор — это движущая сила какого-нибудь процесса или явления. Поэтому понятие «фактор эффективности экспорта» можно определить как некоторое обстоятельство, оказывающее существенное воздействие на эффективность экспорта предприятия. Фактор является многомерной характеристикой деятельности предприятия, менеджмента, экспортной стратегии, экспортного рынка, продукции или отрасли. Он описывается при помощи набора переменных, которые одномерны и измеримы.

Классификация факторов эффективности экспорта

Общие обзоры предшествующих работ, посвященных теме эффективности экспорта, выполнялись многими зарубежными исследователями [1, 5, 13]. Тем не менее, несмотря на популярность исследований факторов эффективности экспорта, разработка их классификации находится практически в зачаточном состоянии, что вызывает определенное удивление. Данное обстоятельство мы постараемся исправить, предложив собственную систему классификации факторов эффективности экспорта.

Характеризуемый объект маркетинговой среды предприятия

В международном контексте за последние годы рассматривались самые разные характеристики фирм, такие как размер [7, 25, 35]; опыт экспорта [10, 15, 18], международная компетентность [9], число менеджеров с международным опытом [8, 30, 38] и т.д. Рост числа учитываемых переменных потребовал их группировки. Естественным критерием группировки стали объекты маркетинговой среды предприятия, которые были охарактеризованы при помощи исследуемых переменных. Аналогично группировке переменных группировку факторов можно проводить по тем же признакам.

Существуют несколько основных групп факторов (переменных), на которые ссылаются исследователи: выделяют характеристики фирмы, продукта, отрасли и экспортного рынка [9], психологические характеристики менеджмента [21], факторы выбора целевого рынка и сегмента [24]. По нашему мнению, последнюю группу целесообразно рассматривать как часть группы факторов экспортной стратегии.

Степень контроля над фактором

Сегодня уже традиционным является разделение факторов на внешние и внутренние. Внутренние факторы связаны с деятельностью фирмы, ее внешнеэкономической маркетинговой стратегией, объективными и психологическими характеристиками менеджмента. Внешние факторы включают характеристики отрасли, внутреннего и экспортного рынков [1, 28, 44].

Для описания факторов также можно использовать их разделение на контролируемые и не контролируемые предприятием, что целесообразнее для практических целей управления. Отметим, что контролируемый фактор не всегда тождественен внутреннему фактору, а неконтролируемый фактор не всегда тождественен внешнему фактору. Например, если отрасль является олигополией, то предприятие имеет возможность воздействовать на отрасль и даже на экспортный рынок, вследствие чего некоторые внешние факторы, относящиеся к отрасли или экспортному рынку, становятся контролируемыми. Контролируемыми можно считать те факторы, которые могут быть изменены предприятием в нужном ему направлении.

Математически степень контроля предприятия над фактором можно оценить как степень изменения фактора по отношению к материальным и временным затратам предприятия. По отношению к материальным затратам это позволяет сделать следующая формула:

Что влияет на экспорт. 10 sh4. Что влияет на экспорт фото. Что влияет на экспорт-10 sh4. картинка Что влияет на экспорт. картинка 10 sh4. Кривая платежного баланса

где СКФМ— степень контроля над фактором;

dФ — изменение фактора;

dМЗ — материальные затраты.

Аналогичным образом можно учитывать затраты времени, требуемые для изменения фактора, что показано в формуле (2). При этом подразумевается временной интервал, в течение которого предприятие активно воздействует на фактор (т.е. вкладывает также финансовые затраты, проводит соответствующие организационные мероприятия и т.д.):

Что влияет на экспорт. 10 sh5. Что влияет на экспорт фото. Что влияет на экспорт-10 sh5. картинка Что влияет на экспорт. картинка 10 sh5. Кривая платежного баланса

где СКФВ— степень контроля над фактором;

dФ — изменение фактора;

dВЗ — временные затраты.

Сила влияния и благоприятность фактора

Факторы можно характеризовать при помощи показателя «сила влияния». Этот показатель имеет конкретное математическое значение и может быть рассчитан по следующей формуле:

Что влияет на экспорт. 10 sh6. Что влияет на экспорт фото. Что влияет на экспорт-10 sh6. картинка Что влияет на экспорт. картинка 10 sh6. Кривая платежного баланса

где СВФ— сила влияния фактора;

r(Ф, ЭЭ) — коэффициент корреляции между набором значений фактора и набором значений эффективности экспорта.

Чем ближе к единице модуль силы влияния фактора, тем более сильным является действие данного фактора. В зависимости от знака силы влияния факторы можно подразделить на благоприятные и неблагоприятные для осуществления экспортной деятельности. Благоприятными факторами являются те, действие которых положительно влияет на эффективность экспорта (например, по данным зарубежных исследований, к таким факторам относятся маркетинговая ориентация предприятия, постоянное обучение персонала предприятия в сфере экспорта и т.д.). Неблагоприятным фактором является тот, действие которого сказывается на эффективности экспорта негативно. Таким фактором является, например, длительный период ведения экспортной деятельности [15]. Благоприятность многих факторов оценивается интуитивно.

Степень благоприятности фактора может быть определена математически в зависимости от знака коэффициента корреляции между значениями фактора и эффективности экспорта r(Ф, ЭЭ):

если r(Ф, ЭЭ) I (0; 1], то фактор является благоприятным;

если r(Ф, ЭЭ) I [–1; 0), то фактор является неблагоприятным.

Дискретность фактора

Уровень маркетинговой ориентации должен оцениваться как степень выраженности качества, а не как факт его наличия или отсутствия [26, 27]. Затраты на рекламу на внешнем рынке также могут принимать любое значение. То есть данные факторы являются непрерывными.

С другой стороны, количество экспортных рынков — величина, выражаемая натуральным числом. Требования к экологической сертификации продукции на экспортном рынке могут либо существовать, либо отсутствовать. Поэтому данные факторы являются дискретными.

Таким образом, факторы можно оценивать по признаку «дискретность» — «непрерывность». Данная характеристика применима не ко всем факторам, а только к тем, которые могут быть сведены к одномерному измеримому свойству или показателю либо выбору одного варианта из нескольких.

Степень специфичности фактора

Каждый фактор может быть оценен при помощи степени его специфичности по шкале «глобальный» — «локальный». Степень специфичности фактора обратно пропорциональна постоянству силы его влияния на эффективность экспорта при изменении внешних условий.

Глобальный фактор, такой как уровень конкуренции на экспортном рынке, имеет большую силу влияния в широком диапазоне условий. Напротив, локальный фактор, такой как географические расстояния внутри России, будет иметь значительную силу влияния только в узком диапазоне исходных условий. Математически можно рассчитать частную производную изменения искомого фактора при изменении других факторов.

Поскольку общий перечень факторов определен нечетко и их количество различается в разных моделях, математически степень специфичности фактора можно рассчитать как среднюю геометрическую модулей его частных производных:

где СПФ— специфичность фактора;

N — общее число факторов в модели;

dФ/dФi— частная производная искомого фактора по фактору i.

Очевидно, что любой фактор обладает ненулевой специфичностью, поскольку сила влияния всех факторов в той или иной степени взаимозависима.

Время действия и тенденция изменения фактора

Существуют постоянно действующие факторы, такие как климатические условия, и факторы, действующие только в определенные моменты времени, такие как стратегия выбора способа входа на рынок (важна только в момент входа). Таким образом, фактор можно характеризовать при помощи временного интервала, в течение которого он действует, — как постоянно действующий или временно действующий.

Поскольку обычно сила влияния фактора со временем изменяется не скачкообразно, а постепенно, математически время действия фактора можно рассчитывать как период, в течение которого сила его влияния составляет не менее 25% от максимальной.

Каждый фактор со временем определенным образом изменяется. Поэтому можно оценить основную тенденцию изменения фактора как увеличение или уменьшение благоприятности его воздействия.

Итоговая система классификации факторов эффективности экспорта

Таким образом, для классификации факторов эффективности экспорта можно использовать следующие характеристики:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *