Что влияет на экономический выбор человека
Чем обусловлены проблемы экономического выбора
Понятие экономического выбора — в чем проблема
Экономический выбор – это поиск экономическим субъектом способов оптимального использования ресурсов для удовлетворения собственных потребностей.
Основной проблемой выбора является сочетание ограниченных ресурсов и безграничных потребностей. При этом неважно, является ли субъект на момент выбора производителем экономических благ или их потребителем. В обоих случаях выбор приходится делать в условиях ограниченных ресурсов и возможностей.
Английский экономист Томас Роберт Мальтус еще в 18 веке обозначил проблему экономического выбора, отметив, что производство продуктов питания растет в арифметической прогрессии, а население – в геометрической: обрабатываемая земля, как ограниченный ресурс, не может в полной мере обеспечить население продуктами.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
По мнению ученого, в скором времени должен был бы наступить массовый голод. Но, благодаря постоянному поиску способов нивелирования ограниченности ресурсов, для большинства государств его прогнозы не оправдались.
Причины появления ситуации, какие три вопроса возникают
Причиной появления ситуации является необходимость установления очередности удовлетворения потребностей. Именно правильно выстроенный алгоритм позволяет сделать абсолютную ограниченность ресурсов относительной, подчинить производство основным законам экономики.
Определить очередность помогают ответы на три вопроса, которые неизменно возникают в процессе производства:
Характер ответов на вопросы зависит от уровня развития общества, особенностей мышления его членов. В слаборазвитом обществе решение основывается на традициях, обычаях. Антирыночная экономика опирается на директивное планирование. Рынок предполагает наличие самостоятельных субъектов, рассчитывающих получить прибыль от реализации своего продукта.
Кривая производственных возможностей
Экономисты решают проблему выбора при помощи кривой производственных возможностей.
Кривая производственных возможностей – это графическое отображение комбинаций максимальных объемов производства нескольких услуг или товаров, которые могут создаваться при полной занятости, с использованием всех имеющихся ресурсов.
Каждая комбинация отражает отдельную версию использования ограниченных ресурсов.
Труд используется в производстве различных благ. Используя единицу труда в производстве одного блага, невозможно задействовать ее в производстве другого. Как следствие, увеличение объемов одного сектора экономики приводит к уменьшению объемов в другом.
В различных секторах ресурсы используются с разной эффективностью. К тому же интенсивность использования ресурса находится в зависимости от наличия или отсутствия остальных факторов производства. Поэтому на кривой можно отследить нелинейную зависимость между разными комбинациями.
Сущность метода состоит в допущении ряда предположений о том, что экономика эффективна и является двусторонней, уровень технологий постоянен, качество и количество ресурсов неизменно на определенном временном отрезке.
В чем заключается решение проблемы выбора
Для хозяйствующего субъекта решение проблемы выбора означает максимизацию прибыли, расширение границ производственных возможностей, обеспечение экономического роста. На кривой экономический рост отображается сдвигом графика вправо и вверх.
Для страны приоритетным является больший расход ресурсов для выпуска товаров производственного назначения, нежели расход на выпуск товаров потребительского назначения. Соответственно, решение проблемы выбора для государства заключается в нахождении оптимального баланса между этими двумя категориями.
Фундаментальный анализ показывает, что в современном мире наиболее успешно проблему выбора решают государства с развитой рыночной экономикой. Различие между ними и менее развитыми странами заключается в наличии здоровой конкуренции, опоре на соотношение спроса и предложения, адаптивности рынка к изменчивости потребительского поведения.
Экономический выбор – это неизбежность в условиях ограниченности ресурсов. В современном мире хозяйствующие субъекты сталкиваются с необходимостью оптимизировать затраты и процесс производства. При этом часто рассматривается вопрос о замещении производственных ресурсов. Экономический выбор участники оборота делают постоянно. Как не ошибиться в принятии решений? Об этом далее в статье.
Актуальность вопроса
Проблема экономического выбора существует уже достаточно давно. Любое разумное общество, каждый экономический субъект стремится как можно эффективнее использовать имеющиеся ресурсы. За счет этого они стараются получить как можно больше услуг и товаров. Чтобы извлечь максимальную прибыль, субъекту необходимо задействовать все имеющиеся у него ресурсы.
При этом наиболее возможный производственный объем будет обеспечиваться за счет рационального распределения средств по отдельным направлениям, чтобы от них поступал наибольший вклад в выпуск продукции. Безусловно, каждый ресурс нужно использовать строго по назначению и в нормальных условиях.
Альтернативы
При полной занятости средств производства приходится выбирать между созданием нескольких продуктов. Показатель альтернатив для конкретного общества отражается на границе производственных возможностей.
Можно взять упрощенную экономическую модель, в которой выпускается 2 товара. При построении границы производственных возможностей (ГПВ) технологический уровень и количество производственных факторов признаются неизменными.
В рамках экономики полной занятости (при абсолютном использовании имеющихся ресурсов) все точки вероятных комбинаций выпуска 2 товаров будут находиться на ГПВ. Если общество все ресурсы расходует на выпуск продукции народного потребления, то ее можно получить максимальное количество (точка А), отказавшись при этом полностью от досуга. Если же в государстве развита исключительно индустрия досуга, то при использовании всех ресурсов можно добиться обратного результата (точка В).
Между этими двумя крайностями существует большое количество комбинаций по распределению средств в той и другой сферах (точки С, D). С любой из этих точек нельзя выпустить больше 1 товара, не уменьшив производство другого. Объемы товаров массового потребления и досуговой сферы альтернативны и взаимозаменяемы при ограниченности ресурсов.
Нюансы
Общество, уровень производственных возможностей которого максимален, в силу отсутствия всех необходимых ресурсов не может одновременно увеличить выпуск продукции народного потребления и индустрии услуг и переместиться на точку S. Она будет достижима при условии экономического роста.
В случае неполной загрузки производственных мощностей либо в силу безработицы разные комбинации выпуска товаров будут находиться не на кривой, а, скажем, в точке М. Она показывает, что можно увеличить объемы продукции в обеих сферах, задействовав дополнительные ресурсы.
Теория оптимизации
Множественность хозяйственных целей при ограниченности ресурсов ставит необходимость совершать экономический выбор. Это значит, что субъекту нужно отдать предпочтение наилучшему из альтернативных вариантов использования производственных средств, при котором будет достигнуто максимальное удовлетворение нужд при заданных затратах.
У каждого индивида, предприятия, общества в целом возникают вопросы о том, что, как, для кого производить. Другими словами, необходимо определить условия, направления расходования ресурсов.
В рамках экономической науки при этом происходит не только фиксация, но и выработка лучших вариантов экономического выбора.
Эффективная экономика
При ограниченности ресурсов возникает проблема рационального хозяйствования: общество как бы принимает участие в игре со строго определенными правилами. Предполагается, что в качестве хозяйствующего субъекта выступает рациональный индивид, обладающий глубокими общими и профессиональными знаниями, имеющий необходимый опыт.
Его цель состоит в достижении максимального результата при заданных затратах имеющихся ресурсов либо минимизации расходов при достижении намеченных целей. Эта предпосылка представляется довольно нереальной, поскольку существующая статистика весьма неточна, аналитические методы очень грубы, а сведения о реальной деятельности субъектов хозяйствования довольно ограничены.
В теории экономики подразумевается, что каждый участник оборота стремится к максимизации: потребитель, к примеру, хочет удовлетворить свои нужды, компании – получить как можно больше прибыли, профсоюз – доходы его членов, государство стремится к повышению уровня благосостояния населения или, в соответствии с теорией общественного выбора, престижа представителей власти.
Альтернативные издержки
При выборе экономического решения субъект всегда сталкивается с альтернативными издержками. Выпуск одного продукта предполагает отказ от производства другого. Рациональному субъекту нужно посчитать не только предстоящие расходы, но и издержки не использованных возможностей производства. На основании этих данных он сможет сделать лучший экономический выбор.
Возможное решение проблем
При ограниченности ресурсов всегда будет возникать необходимость совершать экономический выбор. Эту неизбежную проблему устранить невозможно. Однако ее можно минимизировать. Методы будут зависеть от выбора экономической системы. В традиционной общественной структуре немаловажное значение имеют обычаи, в командной экономике – волеизъявление правящей элиты, а в рыночной модели – конъюнктура.
Ключевые вопросы и способы их решения
В рыночной экономике между производителем и потребителем стоит рынок. Он помогает им взаимодействовать на языке стоимости и решать ключевые экономические вопросы:
При решении первого вопроса предприятие должно определить, какое именно благо (одно или несколько), какого качества и в каком количестве должны быть созданы.
Для выпуска продукта необходимы определенные ресурсы, их сочетания, а также технологии. При их выборе предприятие отвечает на вопрос о том. как производить.
Безусловно, предприятие должно понимать, для кого оно выпускает продукцию, каким объемом благ будет располагать та или иная категория потребителей.
Именно в рамках рыночной системы создаются все условия для экономического выбора. В этой модели ограниченность ресурсов при достижении определенных результатов становится очень острой.
В командной системе между потребителем и производителем формируются дорогостоящие и громоздкие структуры с огромным количеством работников. Именно они и пытаются ответить на эти три ключевых вопроса.
В смешанной хозяйственной системе между производителем и потребителем стоит, как и в первом случае, рынок, но с элементами государственного регулирования.
Заключение
Экономический выбор – это неизбежность, к которой нужно быть готовым любому предприятию. Всегда есть вероятность того, что каких-то ресурсов не хватит на выпуск продукта, и придется отказываться от него. Это вполне нормальная ситуация, особенно в условиях рыночной экономики.
Выбор невнимательных: как нерациональный человек влияет на экономику
В классической теории рационального выбора «человек экономический» (homo economicus) принимает только оптимальные решения, опираясь на всю полноту информации. Однако в реальности люди делают выбор иначе.
В каждой ситуации, требующей принятия решения, люди сталкиваются с одной и той же дилеммой: продолжать собирать как можно больше информации, чтобы сделать наилучший выбор, или остановиться на имеющихся данных и исходить из них. Люди не могут обработать абсолютно всю потенциально доступную информацию, тем не менее у них есть способы справиться с этим когнитивным ограничением: принимать решение на основе ограниченных сведений и выбирать удовлетворяющий вариант – а не лучший из всех возможных.
Идеально рациональный человек не смог бы даже купить себе хлеба к завтраку: для этого ему пришлось бы занести в компьютер данные обо всех видах и сортах хлеба во всех точках продаж по всему миру и выбрать наилучший вариант с учетом цены и логистики, и один только сбор такой информации потребовал бы огромных ресурсов и времени. Реальный человек делает выбор исходя из ограниченной информации (например, пары магазинов поблизости), экономя на издержках обработки слишком большого количества данных. Так в противовес концепции идеально рационального homo economicus появилась концепция ограниченной рациональности (bounded rationality) – этот термин в конце 1950-х гг. ввел Герберт Саймон, впоследствии получивший Нобелевскую премию по экономике за изучение механизмов принятия решений.
Идея ограниченной рациональности была формализована в теории рационального невнимания, сформулированной нобелевским лауреатом Кристофером Симсом: он показал, что человек отбирает и анализирует только ту информацию, которую считает полезной и достаточной для принятия решения. Суть этой теории – в избирательности и в высокой стоимости внимания: хотя в распоряжении может быть весь интернет, человек предпочитает обрабатывать ограниченное количество информации.
То, как люди отбирают и анализируют данные в огромном массиве информации, – ключ к пониманию многих феноменов в экономике, перечисляют Бартош Мацковяк (Европейский центральный банк), Филип Матейка (чешский CERGE-EI) и Мирко Видерхольт (парижская Sciences Po) в обзорной работе, посвященной теории рационального невнимания. От того, какой выбор делают экономические агенты, зависят их ожидания, что отражается на динамике цен, объеме потребления, инвестиций, на стоимости активов на финансовых рынках. Отбор информации работодателями и соискателями влияет на рынки труда, а то, на какие факты обращают внимание избиратели и как они интерпретируют эти факты, в конечном счете влияет на итоги выборов.
Невнимание к макроэкономике
Теория рационального невнимания помогла объяснить целый ряд экономических загадок, которые не укладывались в модели, основанные на теории рациональных ожиданий. Из-за ограничений в способности обрабатывать полную информацию в режиме реального времени люди реагируют на новую информацию избирательно и с задержкой, что объясняет, почему макроэкономические показатели иногда изменяются медленно в ответ на те или иные факторы. Например, по подсчетам Нацбанка Чехии, трансмиссия изменения процентной ставки в цены в среднем занимает 29 месяцев.
Рациональное невнимание также объясняет отклонение инфляционных ожиданий от уровня, который предсказывают стандартные экономические модели. Так, при ускорении инфляции средний прогноз роста этого показателя у экономических агентов отстает от реального ускорения инфляции, показали в 2012 г. Оливье Куабьон (Университет Техаса в Остине) и Юрий Городниченко (Беркли). Таким образом, ошибки в прогнозах, а значит и инфляционные ожидания, предсказуемы, а на их формирование можно влиять: агенты корректируют ожидания с учетом дополнительной информации, на которую они раньше не обращали внимания. Например, когда Куабьон и Городниченко сообщали менеджерам фирм, которых они опрашивали, последние макроэкономические данные и инфляционный таргет центробанка, те меняли прогнозы инфляции, занятости и инвестиций.
Домохозяйства, в отличие от экономистов, ожидаемо воздерживаются от изучения динамики индекса потребительских цен, оценивая инфляцию по изменению цен на группы часто приобретаемых товаров и ориентируясь на собственные ощущения, что практически всегда приводит к ошибкам в оценке общей динамики цен. Кроме того, степень инертности инфляционных ожиданий зависит от экономической ситуации и общего уровня инфляции в стране, отмечают Мацковяк и его соавторы. В 1970-е и начале 1980-х, когда высокая инфляция была проблемой, инфляционные ожидания менялись в ответ на шоки гораздо быстрее, чем сегодня; а когда инфляция устойчиво низкая, люди перестают обращать на нее внимание, сосредотачивая его на своем номинальном доходе.
Особое внимание
Во время экономических кризисов, когда невнимание к макроэкономической информации может привести к существенным убыткам, а цена ошибки возрастает, экономические агенты анализируют такие данные гораздо тщательнее, чем в хорошие времена. Во время рецессий инвесторы гораздо охотнее диверсифицируют портфели, а менеджеры по найму становятся намного разборчивее при выборе новых сотрудников, даже если общий уровень квалификации кандидатов увеличивается.
Растущие риски заставляют обращать внимание на макроэкономические прогнозы и отдельных людей. Так, домохозяйства, которым грозит потеря работы во время рецессии, больше интересуются мнением профессионалов о вероятности ее наступления. Рациональная невнимательность объясняет и другие особенности поведения потребителей – например, асимметричную реакцию на шок благосостояния: негативные шоки отражаются на потреблении быстрее, чем позитивные, поскольку стремление избежать рисков заставляет людей обращать больше внимания на негативные события.
В хорошие времена инвесторы, как правило, демонстрируют «забывчивость» в отношении ряда данных, на которые им следовало бы обратить внимание, и ограничивают свой выбор относительно узким набором инструментов. Чем лучше знаком инструмент инвестору, тем большую долю он занимает в его портфеле. Однако в ответ на агрегированный шок, например во время рецессии, инвесторы довольно быстро диверсифицируют весь портфель, в то время как на пике бизнес-цикла диверсификация касается лишь отдельных бумаг.
Рациональное невнимание объясняет и некоторые другие особенности финансовых рынков, в частности цепные реакции, когда ухудшение ситуации на одном рынке приводит к ухудшению ситуации на другом, здоровом рынке, хотя фундаментальные показатели этих рынков не коррелируются.
Плюсы невнимания
Экономисты, которые придерживаются модели рациональных ожиданий, никогда не признают, что многое из происходящего на рынках объясняется чистой глупостью, или, другими словами, невниманием, отсутствием фундаментальных знаний или чрезмерной концентрацией на слухах, писал в 2011 г. профессор Йельского университета и нобелевский лауреат по экономике Роберт Шиллер. Однако, хотя невнимание зачастую ведет к ошибкам, склонность к обобщению и упрощению, помимо экономии усилий, дает и ряд других преимуществ. В частности, поскольку инвесторы склонны отслеживать стоимость групп активов, а не каждого актива в отдельности, и собирать информацию по отдельным секторам или рынкам, а не по отдельным компаниям, хорошая новость об одной ценной бумаге и рост ее стоимости вызывает рост стоимости других активов (но это правило работает и в обратную сторону).
В некоторых случаях рациональное невнимание может избавлять от ошибок. Если агент предпринимает только ограниченный набор действий, например, пересматривает цены лишь в определенных ситуациях, не реагируя на несущественные изменения на рынке, это позволяет ему не принимать в эти моменты неправильных решений, пишут в обзоре Мацковяк и его соавторы.
То же касается рынка труда. Менеджер по найму не может внимательно просмотреть сотни резюме и потому ограничивается только той информацией в них, которая для него наиболее значима. Возможно, такая оптимизация и ведет к отсеву некоторых подходящих претендентов, однако ошибок с определением наилучших кандидатов или с отказом совсем неподходящим практически не бывает. Правда, здесь возникает риск «дискриминации вниманием», например, менеджер может отказывать подходящим кандидатам исходя из собственных предубеждений относительно их пола, этнической принадлежности или других критериев, что отрицательно влияет на длительность безработицы и накопление человеческого капитала для групп, в отношении которых общество придерживается негативного стереотипа, отмечают исследователи.
От рационального невнимания может выигрывать и торговля, показали в 2018 г. экономисты Университета Торонто на примере международных контрактов. При выборе, где закупать товар, покупатель рационально ориентируется на импортера, предлагающего наименьшую цену. Но если цена снижается, а агент рационально невнимателен, он увеличивает объем закупок больше, чем если бы принимал оптимальное решение на базе всей имеющейся информации.
В реальности поведение людей – нечто среднее между тем, что предписывает рациональность ожиданий и простая житейская мудрость, то есть ограниченная рациональность. Следующее поколение экономических моделей будет отражать меняющийся подход к рациональным ожиданиям, писал в 2017 г. Стивен Полоз, занимавший тогда пост главы Банка Канады, а МВФ указывал в 2019 г., что учет ограниченной рациональности – необходимое условие для проведения оптимальной монетарной политики.
Чтобы понимать последствия рационального невнимания для экономической политики, полезно знать несколько основных его принципов, перечисляют авторы обзора: рационально невнимательные агенты допускают ошибки – это значит, что их действия отличаются от действий, которые они бы предприняли исходя из убеждений, основанных на всей полноте информации; убеждения адаптивны и могут меняться; личная ценность внимания может отличаться от его социальной ценности; издержки познания входят в благосостояние – важен не только результат решений, но и когнитивные затраты на принятие решений; невнимание к политике влияет на ее эффективность; стимулы уделять внимание той или иной информации неоднородны среди населения.
Все это имеет значение и для политики центральных банков, отмечают авторы обзора. Рациональное невнимание, а также неоднородность внимания может объяснять ограниченность влияния заявлений центробанка – участники финансового рынка будут внимательны ко всем нюансам коммуникации центробанка, тогда как обычные люди могут вообще не обращать на нее внимания.
Проблема выбора в экономике
Поскольку потребности безграничны, а ресурсы редки, мы не в состоянии удовлетворить все потребности общества. Единственное, что остается, это добиться возможно большего удовлетворения этих потребностей при ограниченности ресурсов. Приходится решать, какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться.
Отмеченное противоречие разрешается путем ВЫБОРА.
Вся человеческая жизнь – сплошной выбор, причем выбирая одно, приходится отказываться от чего то другого. Например, покупатель не может скупить все товары магазина из-за ограниченности его финансовых ресурсов. При этом он не будет покупать только хлеб или только молоко; его задача получить за свои деньги оптимальный набор благ. Со своей стороны фирма не может производить все по причине той же ограниченности своих производственных ресурсов; ей надо выбрать ассортимент товаров, максимизирующий ее прибыль. Местные власти не в состоянии построить одновременно и школу, и дорогу, и больницу. Им также приходится выбирать.
Тем, как отдельные индивиды, фирмы, общество в целом делают свой выбор, и занимается экономика (экономическая теория). Не случайно одно из определений экономики как общественной науки гласит: экономика описывает и анализирует выбор из ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей.
Таким образом, обществу (фирме, индивидууму приходится выбирать: какие потребности удовлетворить полностью, какие – частично, а от удовлетворения которых следует отказаться в связи с недостатком ресурсов.
Предметом выбора являются экономические (редкие) блага, т.е. блага, количество которых ограничено в сравнении с потребностью в них. Редкие блага можно разделить на два типа: производственные ресурсы и производимые на их основе потребительские блага (товары).
Выбор предполагает ответ на три основных вопроса:
1). Что и сколько производить?
Например, местные власти остановились на строительстве дороги.
2). Как производить?
Дорогу можно строить по-разному. Можно нанять кучу землекопов с лопатами, а можно использовать поменьше ручного труда и побольше машин. Речь, следовательно, идет о выборе производственной технологии.
3). Для кого производить?
В применении к дороге это означает решение вопросов, каким машинам разрешать движение по ней, делать ли проезд платным, либо бесплатным, кому предоставить льготы по проезду и т.п.
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА всегда была и будет. При этом возникает проблема рационального ведения общественного хозяйства.
Эффективность характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате этого процесса количеством какого-либо продукта, т.е. охватывает проблему «затраты – выпуск». Большее количество продукта, получаемого от данного объема ресурсных затрат, означает повышение эффективности.
Выводы по 2 вопросу:
Таким образом, экономика призвана ответить на три основных вопроса:
2. Как произвести товары и услуги?
3. Для кого производить?
Ответ на эти три вопроса связан с проблемой ограниченности ресурсов и выбора вариантов хозяйствования, т.е. с рациональным поведением человека в экономической деятельности. Суть рационального поведения – в минимизации затрат и максимизации выгод, соотношение выгоды/затраты – не что иное, как показатель эффективности хозяйствования.
Экономическая наука исходит из посылки о рациональном экономическом поведении потребителя, производителя, государства.
Рациональное экономическое поведение потребителя означает, что, приобретая товары на рынке, он стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к возможно большей полезности.
Рациональное экономическое поведение производителя в том, что фирмы всегда стремятся к максимизации дохода.
Рациональное экономическое поведение государства в том, что правительство всегда стремится к максимизации благосостояния населения, к устойчивому экономическому росту.