Что влияет на дизайн
Влияние цвета, ассоциаций и инстинктов на восприятие дизайна
Шесть принципов психологии, помогающих дизайнерам понять пользователей.
Отдел дизайна компании Live Typing перевел материал UX Planet о психологических приемах, помогающих дизайнерам удерживать внимание пользователей на контенте.
Некоторые люди привыкли думать о дизайне как о творческой работе, но чувства прекрасного и вдохновения бывает явно недостаточно. Для эффективной и продуктивной работы дизайнеры должны обладать определёнными знаниями и навыками из отдельных дисциплин. Психология — один из базовых предметов, который помогает дизайнерам понять пользователей.
Дизайн, ориентированный на пользователя, заставляет пересматривать подход к работе и понимать целевую аудиторию на самых низких уровнях. Дональд А. Норман в своей книге «Дизайн привычных вещей» определяет дизайн как акт коммуникации, означающий глубокое понимание человека, с которым взаимодействует дизайнер. Чтобы качественнее отвечать человеческим потребностям, дизайнерам рекомендуют держать в голове психологические принципы человеческого поведения, стремлений и мотивов.
Применение психологии в креативном процессе лучшим образом скажется на результате работы: наука далеко продвинулась в понимании целевой аудитории. Знание психологии помогает создать дизайн, который приводит пользователя к целевому действию.
Подход к улучшению дизайна через психологию может показаться сложным, из-за чего многие игнорируют эту часть исследования и анализа. Однако не нужно быть доктором психологических наук, чтобы эффективно использовать принципы этой науки в своей работе.
Достаточно учитывать базовые подходы психологии, которые прослеживаются в сегодняшнем дизайне. Основываясь на нашем опыте и проведённых исследованиях, мы собрали шесть эффективных принципов психологии, которые часто применяются в дизайне.
Теории гештальта более ста лет, но она актуальна по сей день. Слово «gestalt» означает «личность, форма, образ». Применительно к дизайну теория исследует визуальное восприятие пользователем отношения элементов между собой. Иначе говоря, теория объясняет стремление людей объединить визуальные элементы в группы. Принципы формирования этих групп включают сходство, продолжение, замкнутость, близость, фигуры и фон.
Сходство. Если пользователь видит объекты, которые хоть в чем-то похожи друг на друга, он может автоматически воспринимать их как отдельные элементы группы. Сходство между объектами обычно определяется формой, размерами, цветом, текстурой или значением. Пользователь чувствует связь между элементами дизайна.
Продолжение. Принцип, согласно которому человеческий глаз естественно движется от одного объекта к другому. Часто это достигается путём создания волнообразных линий, позволяющих глазу двигаться с линией.
Замкнутость. Техника, основанная на тенденции человеческого глаза видеть замкнутые объекты. Работает там, где объект неполный, но пользователь достраивает пропущенные части.
Близость. Когда объекты расположены в непосредственной близости, глаз воспринимает их больше как группу, чем по отдельности, даже если они не похожи внешне.
Фигура и фон. Этот принцип демонстрирует склонность глаза отделять объект от фона. Есть много примеров изображений, которые представляются с двух разных точек зрения в зависимости от того, на чем фокусируется глаз — на объекте или на фоне.
Принципы гештальта на практике подтверждают, что наш мозг играет с нами, поэтому дизайнеры должны учитывать этот факт во время работы, чтобы исключить возможность недопониманий.
Вы когда-нибудь влюблялись в сайт с первого клика? Или, наоборот, приложение вызывало отвращение лишь при беглом взгляде на него? Если да, то вы уже знаете, что такое висцеральные реакции. Такой тип реакций идёт из части мозга, называемой «подкоркой», которая ответственна за инстинкты и реагирует гораздо быстрее нашего сознания. Висцеральные реакции уходят корнями в нашу ДНК и могут быть легко предсказаны.
Как дизайнеры используют это знание? Они нацеливаются на создание положительных эстетических впечатлений от дизайна. Зная целевую аудиторию и её потребности, легко догадаться, что выглядит для неё привлекательно, а что нет. Так что использование красивых фотографий в высоком разрешении или ярких, красочных изображений на лендингах, сайтах, других веб-продуктах и приложениях — не случайность.
Мы коснёмся науки, изучающей влияние цветов на человеческий разум, поведение и реакции, — психологии цвета. Психология цвета изучает влияние цветов на восприятие пользователей, а влияние это немалое. Поэтому дизайнеры должны выбирать цвет осознанно, чтобы их работа передавала нужное сообщение и настроение.
Вот список базовых цветов и значений, которые обычно с ними ассоциируются:
Вы, должно быть, замечали, что сайты и приложения, объединённые одной темой, обычно имеют схожие паттерны в дизайне. Причина кроется в психологии пользователей. Люди, посещающие сайт или использующие приложение, ожидают видеть то, что ассоциируется с продуктом или определяет его.
Например, на сайте барбершопа пользователи не ожидают увидеть яркие цвета, картинки с котиками или что-нибудь в этом роде — всё это не располагает к доверию.
Однако важны не только цвета и изображения. Некоторые очевидные и обычные вещи, такие как список публикаций на главной странице в блоге или фильтры на ecommerce-сайте, важны для удачной навигации. Пользователи быстро привыкают к вещам, и их отсутствие причиняет им дискомфорт.
Перед прочтением контента с веб-страниц люди бегло просматривают их, чтобы понять, интересны они им или нет. Согласно различным исследованиям, включая публикации Norman Nielsen Group, UXPin и других, есть несколько популярных паттернов просмотра, среди которых F- и Z-паттерны.
F-паттерн — самый частый паттерн просмотра страниц, особенно когда дело касается страниц с большим количеством контента. Сначала пользователь сканирует горизонтальную линию на самом верху страницы, потом двигается ниже и читает горизонтальную линию, которая обычно покрывает меньшую площадь. И последнее — это вертикальная линия с левой стороны, на которой пользователи ищут ключевые слова или первые предложения абзацев. Обычно это относится к нагруженным текстом страницам, таким как блоги, новостные сайты, тематические издания и другим.
Z-паттерн применяется к страницам, которые не так сконцентрированы на тексте. Сперва пользователь сканирует начало страницы, двигаясь от верхнего левого угла в поисках важной информации, затем — по диагонали вниз в противоположный угол, заканчивая горизонтальной линией внизу, снова слева направо. Это типичная модель просмотра лэндингов или сайтов, не нагруженных текстом и не предполагающих скроллинга страницы вниз, что означает, что основные данные видимы на зоне прескролла.
Зная эти закономерности, дизайнеры могут размещать элементы самым эффективным для восприятия образом и помогать пользователям совершать ожидаемые действия.
Закон гласит, что чем больше вариантов на выбор есть у пользователя, тем дольше они будут выбирать, и тем больше времени и энергии требуется для принятия решения о следующем шаге взаимодействия. В результате у пользователей может возникнуть неприятное чувство от дизайна или, в худшем случае, они не захотят прикладывать усилия и закроют страницу.
Поэтому дизайнерам рекомендуется сводить к минимуму любые опции, включая кнопки, картинки и страницы. Сокращая выбор, вы делаете юзабилити продукта эффективнее.
Психология — это эффективный инструмент дизайна, который делает процесс создания более продуктивным, а результат — более сфокусированным на пользователе.
Четыре уровня влияния дизайна на бизнес, или когда нужен редизайн
Мы в Embacy фокусируемся на создании фирменных стилей и дизайне сайтов для ИТ-компаний и digital-продуктов. За прошлый год мы провели 32 полных редизайна сайтов. Я, Даня Эскин, собрал наш опыт и расскажу о нём в этой статье.
90% клиентов Embacy указывают в брифе цель нового сайта — увеличение продаж и конверсии. Поэтому нам важно чётко управлять ожиданиями клиента и рассказывать, что произойдёт и как оценивать влияние дизайна на бизнес. Вот что мы проговариваем каждый раз.
В первую очередь клиенты выбирают продукт. Если он сырой, даже самый запоминающийся дизайн не будет его продавать. Если наоборот, на уровне продукта вы №1 на рынке, редизайн не увеличит продажи.
Figma как инструмент для веб-дизайнеров лучше конкурентов. Коллаборативность, бесплатная базовая версия и ещё 10+ фич, которые делают работу удобнее.
Бренд тоже влияет на продажи сильнее, чем дизайн сайта. Ноунейму всегда тяжело конкурировать с сильным брендом. На том же примере из веб-дизайна: несмотря на преимущества Figma, веб-дизайнеры продолжают делать макеты в Photoshoр из-за доверия к бренду и образа «Photoshop — инструмент для вебдизайна», который компания эксплуатирует с 1990 года.
Запоминающийся дизайн так же не нужен компаниям с альтернативной моделью продаж:
Остальным компаниям дизайн нужен.
Обычно digital-продукты приходят к нам, когда привлекли инвестиции, выпускают большое обновление или выходят на новый рынок. В самом простом сценарии: обновилось руководство, и ему очевидно, что косметическими правками сайт не исправишь.
Необязательно ждать, пока реальность заставит обновить сайт, понять, нужен редизайн или нет, можно за 15–20 минут.
Сравните себя с конкурентами. Если ваш сайт похож на сайты других компаний — сделать его запоминающимся точно не будет лишним.
Для примера собрали сайты компаний, которые продают облачную инфраструктуру:
Все они выглядят шаблонными и сливаются в глазах пользователя. Запоминается только сайт с поездом.
Что это даёт ему — опишем ниже.
Перед проектом важно прийти к общему знаменателю в том, что считать успешным редизайном.
Что мы обещаем клиентам перед стартом работ:
Так мы объясняли раньше.
Мы посоветовались с Максимом Десятых, сооснователем Redmadrobot, докрутили наш питч и сформулировали концепцию уровней влияния дизайна на продажи, которая помогает понятнее объяснять связь дизайна и бизнеса
Большинство сайтов digital-продуктов сделаны профессионально. В противном случае пользователь сразу закроет устаревший или собранный на коленке сайт без мобильной версии, даже не изучив контент.
Пример: getkap.co. Дизайн выглядит современно, но пользователю нужно приложить усилия, чтобы понять, что кнопка вверху экрана — целевое действие. Часть пользователей уйдет искать другие приложения для скринкаста.
Дизайн работает. Информация удобно структурирована, пользователь понимает пользу продукта и ему легко принять решение. Иногда достаточно актуализировать и написать человеческим языком информацию на сайте, чтобы значительно увеличить конверсию.
Пример: capacity.com. Удобная навигация и четкая логика повествования.
Сайт 3-го уровня — максимально нешаблонный. Поэтому он выделяется и запоминается на фоне конкурентов.
Наш пример: norma-ai.ru сильно контрастирует с сайтами других legaltech-проектов, у которых более сдержанная стилистика. Точно запомнится на фоне конкурентов:
Обязательные элементы, чтобы отнести сайт к 3 уровню на примере «Нормы»:
Интересные анимации — необязательный элемент, но сайт выглядит лучше, когда они тоже присутствуют. Важно, чтобы они не перегружали сайт.
В 2019 году мы делали в основном сайты третьего уровня. Это занимало у нас два спринта (10 рабочих дней).
Если у клиента нет готовой структуры и текста, нам обычно нужен отдельный спринт, чтобы всё написать.
Вывести сайт на первый или второй уровень digital-продукт может внутренними ресурсами. Для этого нужно просто и понятно рассказать о продукте.
Чтобы перейти на третий уровень, компании чаще всего привлекают агентства, чтобы получить взгляд со стороны на свой продукт.
Чтобы сайт третьего уровня поднялся на четвертый, все элементы должны быть подчинены позиционированию, которое позволяет построить сильный бренд в долгосрочной перспективе.
Чтобы сформировать позиционирование на верхнем уровне нужно ответить на вопрос: что вообще говорит бренд и для кого?
Удобный инструмент для поиска направления позиционирования — cencydiam-карта.
Пример: Figma — простой и удобный инструмент для дизайнера. Помогает быстрее делать проекты, соответственно чаще достигать успеха. Территория по карте — Жизненная сила.
После того, как позиционирование зафиксировано, все элементы дизайна третьего уровня должны его транслировать.
Позиционированию и аналитике мы уделяем 1 спринт.
Редизайн нужен, если вы на одном уровне с конкурентами и никто не выделяется. Хуже, когда сайт на уровень ниже.
Редизайн не нужен, когда вы на уровень выше остальных. В таком случае инвестиции в дизайн не дадут быстрого эффекта и будут окупаться дольше.
Как дизайн влияет на человека
Дизайн окружает нас повсюду: на вывесках, в кафе, на работе, в рекламных брошюрах, дома.
86 % информации мы воспринимаем через глаза, поэтому роль дизайна как в жизни человека, так и в «жизни» продукта или бренда играет большую роль.
Роль дизайна
Дизайн является не только «лицом» бренда или визуализацией продукта, прежде всего, это маркетинговый инструмент. Инструмент, который должен увеличить прибыль бизнеса, помочь компании отстроиться от конкурентов и завоевать свою целевую аудиторию.
Обилие рекламных сообщений снижает чувствительность человека к восприятию информации, одна компания становится похожа на другую, порой рекламные сообщения не отличаются друг от друга, превращаясь в сплошной «белый шум». Потребитель выбирает тот бренд, который пропагандирует тот, образ жизни, который близок именно ему. Сегодня дизайн — это уже не просто красивая картинка и не просто визуальная концепция или маркетинговый инструмент, это воплощение ценностей, вкуса и психологических установок потребителя. Главное — попасть в свою целевую аудиторию.
Каждому нужно выделиться на фоне конкурентов. Проще всего это сделать через визуальный контент. «Встречают по одежке» — в бизнесе эта пословица тоже действует. Когда человек покупает продукт впервые, он не знает какого качества продукт, может только предположить. Эти предположения строятся либо на восприятии продукта через дизайн (дизайн рекламы, дизайн упаковки), либо через рекомендации.
У любого дизайна есть задачи, концепция и результат. Чтобы достичь результата, дизайнер должен не только досконально изучить продукт, который должен презентовать потребителю, но и четко понимать особенности и боли целевой аудитории (создавать дизайн нужно ориентируясь на поведенческие паттерны аудитории).
Понимание психологии восприятия помогает выбрать оптимальные визуальные инструменты, чтобы объяснить суть и свойства продукта таким образом, чтобы потребитель смог максимально быстро понять, представленную информацию.
Брендинг в сочетании с другими маркетинговыми инструментами может принести компании ощутимую пользу.
Когда обращают внимание на дизайн и когда не обращают?
Дизайн играет важную роль не во всех сферах. Если речь идет, например, о тяжелой металлургии — дизайн не имеет значения. Но если вы продаете свой продукт в сегменте В2С (коммерческие отношения между компанией и физическим лицом), то качественный брендинг играет чутьли ни ключевую роль в борьбе за клиента.
Дизайн в разных странах. Как культурные особенности формируют тренды
Будет ли страница сайта, созданная в одной стране, в равной степени привлекательной для потенциальных клиентов других стран? Будут ли посетители сайта более склонны покупать ваши продукты, если дизайн вашего сайта приближен к дизайну в их регионе, стране или городе?
Веб-продукт должен быть адаптирован под целевую аудиторию, поэтому все культурные особенности и тенденции отражаются на местных интернет-ресурсах. Например, McDonald’s имеет отдельный сайт и использует разные цвета для каждой страны, в которой работает. Компания не пытается создать единый дизайн бренда. Она понимает, что культура влияет на дизайн сайтов, влияет на то, как люди реагируют и как потребляют информацию.
Сайт McDonald’s в Сингапуре (слева) и России (справа)
Сайт McDonald’s в Германии (слева) и Бразилии (справа)
Таким образом компании становятся ближе к потенциальному покупателю, а это показывает, что особенности веб-дизайна для разных стран имеют важное значение для успеха в бизнесе. В этой статье показываем, как различия в веб-дизайне отражают особенности различных культур по всему миру.
Профессор Герт Хофстеде провел наиболее полное исследование того, как культурные ценности различаются в зависимости от страны, в период с 1967 по 1973 год. Работая в IBM, он проанализировал данные из более чем 70 стран.
Он определил шесть культурных аспектов, которые можно использовать для объяснения наблюдаемых различий между культурами стран. Эти данные могут помочь подружить дизайн и культуру, чтобы избежать ошибок при создании сайта в определенной стране с учетом всех особенностей.
Таким образом, получаем следующее.
1. Power distance — как власть распределяется в культуре.
2. Individualism versus collectivism — определяется ли самооценка человека «я» или «мы».
3. Masculinity versus Femininity — отдает ли культура предпочтение достижениям, героизму, напористости и материальному вознаграждению. Если да, то в какой степени. В этом контексте женственность означает сотрудничество, скромность, заботу и качество жизни.
4. Uncertainty Avoidance — насколько комфортно общество чувствует себя в условиях неопределенности и двусмысленности.
5. Long Term Orientation — описывает временную ориентацию культуры. Низкий балл означает, что культура поддерживает устоявшиеся нормы и с подозрением относится к изменениям в обществе. Культура, получившая высокие оценки, прагматична и ориентирована на бизнес в долгосрочной перспективе.
6. Indulgence versus Restraint — высокий балл означает, что культура поощряет мгновенное удовлетворение, наслаждение жизнью и развлечения. Низкие баллы отражают строгие социальные нормы, запрещающие снисходительное поведение.
Измеряя, как разные культуры сравниваются по этим шести параметрам, мы можем лучше понимать общие тенденции и критерии, относительно которых культура влияет на дизайн сайтов.
Например, эта диаграмма показывает, что Япония имеет гораздо более низкие показатели индивидуализма, чем Соединенные Штаты. Это говорит о том, что веб-контент в Японии должен больше фокусироваться на сообществе и отношениях, а не показывать фотографии отдельных людей. Японцы не любят выделяться из толпы и чаще ставят потребности общества выше личных предпочтений.
Высокий балл за Masculinity отражает их конкурентное стремление к совершенству и сильную трудовую этику. Эти ценности должны отражаться в веб-контенте как посредством высококачественных изображений, так и посредством сообщений о том, что качество продукта невозможно превзойти.
Япония — одна из стран мира, в которой больше всего людей избегают неопределенности, поскольку они любят планировать все на случай непредвиденных обстоятельств. Это означает, что японцы обычно не принимают решения, пока не ознакомятся со всеми фактами и цифрами. Инструменты оценки и планирования рисков, а также подробная и основанная на фактах информация могут помочь повысить конверсию в этом культурном контексте. Здесь необходимо согласовать дизайн и культуру, иначе посетители будут искать информацию в другом месте.
Например, к 1999 году eBay стал ведущим аукционным сайтом Америки и выходил на новые мировые рынки. Ориентируясь на Японию, eBay повторил свою американскую модель, купил местный домен и перевел свой сайт на японский язык.
Через три года после запуска из-за плохой производительности eBay закрылся. Почему так?
Помимо сильной местной конкуренции, неудача eBay была вызвана ограниченным пониманием культурных различий между Америкой и Японией — различий, которые в конечном итоге удерживали пользователей от взаимодействия с сервисом. Например, японские клиенты, как мы писали ранее, избегающие неопределенности и негативно относящиеся к риску, должны были предоставить информацию о кредитной карте сразу при регистрации, что приводило к высокому уровню отказов.
Согласно похожим расчетам можно вывести идеальную формулу сайта для каждой страны.
Бренды, сочетающие дизайн и культуру, обычно более успешны, потому что их сайты и приложения разработаны с учетом местных культурных предпочтений.
Дизайн и культура: что влияет на интерфейсы и пользователей?
UX/UI дизайнер 65pixels
По данным GWI, в 2021 году средний пользователь проводит в сети почти семь часов в день. Интернет — явление рукотворное, практически все в нем работает по законам дизайна. Графического визуального контента становится много, и именно дизайн создает образ продукта — он представляет бренд еще до его представления амбассадорами.
Направления дизайна развиваются по-разному, но внимательный пользователь заметит определенные закономерности и взаимное влияние дизайн-парадигмы и людей. Маша Мандрыкина, UX/UI дизайнер 65pixels, рассказала, как дизайн и люди влияют друг на друга, почему так происходит, и что от этого ожидать.
Сначала разберемся в предмете разговора. Что такое дизайн?
Дизайн в целом — это эстетическая формообразующая деятельность со своим мультикультурным языком, который объединяет в себе социальные тренды и технологические инновации.
Дизайн — это одно из условий развития общества, потому что он организует информационную среду — гиперреальность, в которой мы проводим свое время. Никогда за свою историю человек не взаимодействовал с продуктами работы графических, продуктовых, гейм-, анимационных и UI-UX дизайнеров так плотно, как сейчас.
Дизайн интерфейсов развивается по пути большей чуткости к потребностям пользователя, выявляются и исправляются прежние ошибки. Хорошими дизайн-продуктами становятся те, что ближе пользователю не только с точки зрения юзабилити, но и эстетически, концептуально, эмоционально.
Человек и дизайн: как мы влияем друг на друга
Для комфортной и успешной работы с информацией на современном языке, необходим навык визуальной грамотности. В 1969 году Джон Дебес определил это термин так: «визуальная грамотность относится к группе зрительных компетенций человека и может развиваться в процессе наблюдений и одновременной интеграции увиденного с другим чувственным опытом».
Такие приемы в информационной среде — варианты верстки, сочетания цветов, форм и шрифтов, расположение элементов — «фотографируются» глазами и записываются в долговременную память, чтобы потом использоваться для создания или оценки чего-либо.
Это не все — мы не только потребляем дизайн, но и влияем на него — мы реагируем на ребрендинги компаний, редизайны упаковок, сайтов и приложений. И такую реакцию легко отследить — исследование McKinsey подтверждает связь дизайна продукта с его финансовой прибылью, для бизнесменов это самое наглядное доказательство ценности дизайна.
В онлайн-продуктах реакция оценивается по поведению пользователей. Так, дизайн-решения проходят естественный отбор — эффективные становятся успешными и используемыми, а неработающие остаются в прошлом.
Как дизайн становится чем-то большим
Дизайнер пользовательских интерфейсов проектирует сценарии взаимодействия людей с миром и друг с другом, а коммуникационная сущность дизайна служит предметом дизайн-аналитики.
За 30 лет существования графических пользовательских интерфейсов их вид сильно изменился: от командной строки, для управления которой необходимо было знать соответствующий синтаксис, до появления айфона.
Первые ОС были выполнены в стиле скевоморфизма — элементы интерфейса изображались похожими на реальные, чтобы пользователям было легче взаимодействовать с ними. Сейчас мы пришли к минимализму, потому что пользователи выучили новый язык из кнопок, иконок и команд.
Благодаря плотности контакта с пользователем дизайн стал отражением современной культуры. После этих выводов закономерно возникает вопрос: какие изменения в дизайне происходят и будут происходить в ближайшем будущем? Как социально-культурные изменения повлияют на это?
Для того, чтобы говорить о будущем, обратимся к культурно-историческому бэкграунду.
Экскурс в историю
История дизайна берет начало в середине 19 века вместе с появлением английского художественного движения «Искусства и ремесла». Представители движения превозносили ручное изготовление над промышленным производством, любовались природными формами, текстурами и цветами.
Аналогичные движения возникали и в других странах — например, в России был Абрамцевский художественный кружок, просуществовавший в Московской области с 1878 по 1893 год.
В начале 20 века, во время интенсивного развития индустриального производства, науки и техники, роста урбанизации, появляется принципиально новый подход в производстве — массовость. Индустриальная революция становится не просто производственной практикой, а парадигмой мышления общества, влияющей на многие сферы, в том числе на дизайн.
Следующий период развития искусства, модернизм, провозглашает разрыв с трансцендентным — всем непознаваемым, духовным и иррациональным. Модернисты стремятся создать универсальный дизайн для всех национальностей, полов и возрастов. В 1919 году в Германии открывается первая школа дизайна – Баухаус. Основной принцип школы — функционализм.
Однако, уже к началу-середине 20 века идеи модернизма проваливаются — Первая и Вторая мировые войны обнажают несостоятельность модернистских идей индивидуального и социального прогресса, основанного на рациональности.
Несмотря на то, что философское осмысление кризиса модернизма произошло раньше, именно жестокость войн и масштабность использования индустриальных достижений привели к завершению модерна как эпохи.
В этот момент в западной культуре зарождается постмодернизм, как реакция на кризис идей модернизма. Формирование устоев происходит в 1960-1970-е годы, становится актуальной «Смерть бога», провозглашенная Ницше в 1882 году в книге «Веселая наука», отрицаются все модернистские конструкты.
Происходит смещение акцента с материального производства на производство социально и культурно значимых продуктов, которые служат для человека средством самоидентификации.
Дизайнер постмодерна отказывается от строгости в функционализме, он уничтожает сакральные основы и выделяет примитивное и обыденное.
Одним из основоположников дизайна постмодернизма принято считать швейцарского дизайнера и типографа Вольфганга Вайнгарта, чей стиль называют «швейцарским панком» и «типографической анархией», а графический дизайн этой эпохи «типографикой хаоса».
В конце 20 века философская идея постмодерна исчерпывает себя — ее концепция, основанная на отрицании любого тотального дискурса и признании относительности общечеловеческих ценностей, оказывается слишком несостоятельной для длительного самостоятельного существования.
Сергей Михайлов, исследователь дизайна, пишет: «Без постмодерна не стали бы возможны последовавшие за ним в конце XX в. поиски яркого и значимого дизайна с новым смыслом и экологической моралью».
Что дальше?
Среди философов и культурологов ведутся споры об актуальной культурной реальности. Некоторые называют наше время гипермодерном, метамодерном или техновитализмом, а кто-то считает, что мы живем в победившем постмодерне, который и не собирается заканчиваться.
Только время покажет, насколько глубокими и важными были культурные изменения, продолжающиеся с начала 2010-х годов.
Дизайнер в своей работе вынужден быть в курсе последних визуальных и технических трендов индустрии, постоянно развивать насмотренность, знать и учитывать ожидания заказчиков, быть эмпатом и в целом ориентироваться на дух времени.
Такое описание soft-skills дизайнера говорит о том, что он работает на острие профессиональных и культурных трендов и должен уметь чувствовать время. Я замечаю качественные изменения социальной и культурной среды, и мне хочется верить, что это часть изменений, описанных идеологами метамодернизма.
Этот термин ввели голландский философ Робин ван ден Аккер и норвежский теоретик медиа Тимотеус Вермюлен в своем эссе «Заметки о метамодернизме», опубликованном в 2010 году в «Journal of Aesthetics & Culture».
В 2015 году в своей статье «Метамодернизм: краткое введение» один из авторов проекта «Notes on Metamodernism», английский художник Люк Тернер пишет о том, что метамодернизм сочетает в себе просвещенную наивность и прагматический идеализм.
Идеологи метамодернизма говорят о том, что он воплощает в себе человеческий дуализм — «социацию», о которой писал немецкий философ и социолог Георг Зиммель.
Миллениалы, выросшие на иронии и цинизме культуры постмодернизма, устают от деконструкции и нигилизма и возвращаются к искренности и истинам премодерна, отказываются от карикатурности и релятивизма предыдущей эпохи, снова становятся романтичными и полными надежд.
Уставшие от манипуляций на своих страхах, они считают китчем и не воспринимают агрессивные призывы купить сейчас, мигающие кнопки, таймеры, отсчитывающие время до конца акции.
Как следствие, меняются модели цифрового маркетинга и приемы дизайна: появляется этика и экологичность (как говорил Дитер Рамс, «это не только понятие природоохраняемости, но и защита визуальной среды от загрязнения»), культуросообразность (работа, направленная на гармонизацию взаимодействия человека, общества и техники), растет востребованность в индивидуализации и дифференциации.
Середина 21 века обещает быть богатой на прорывы в научно-техническом прогрессе и решение связанных с ним социокультурных и мировоззренческих проблем. В информационной среде растет энтропия, и мы не успеваем обрабатывать всю получаемую информацию.
В дизайне разных направлений уже на протяжении нескольких лет минимализм «is the new black» — дизайнеры стараются оптимизировать взаимодействие с пользователями и сохранить интерфейс чистым.
Пример экологичности — темная тема, тенденция 2020 года, популярность которой только растет. Она экономит заряд устройства и снижает нагрузку на зрение.
Дизайн интерфейсов обещает все больше ориентироваться на пользовательский опыт, а эмоциональная и концептуальная близость дизайна будет служить важнейшим критерием успешности продукта. Пользователь продукта будет все более конкретным, дизайн-среда будет создаваться под его индивидуальные потребности.
Дизайн ближайшего будущего вернет нас из гиперреальности в реальность. Точнее, сделает ее настоящей, общечеловеческой и витальной.
Фото на обложке и иллюстрации: Михаил Филимонов, графический дизайнер 65pixels.