Что влияет на беглость чтения
Формирование навыка беглого осознанного чтения
Формирование навыка беглого осознанного чтения
Важнейшим фактором, влияющим на успеваемость школьников, является темп чтения: чем он выше, тем лучше успехи. Беглость чтения влияет на качество запоминания материала: чем быстрее ребенок читает, тем легче воспринимает прочитанное. Чтобы перейти к такому чтению необходимо, чтобы ребенок начал видеть текст в виде слов, а не отдельных букв. Постоянная работа на уроке с многочисленными упражнениями приводит к тому, что ребенок перестает читать по слогам, начинает образно воспринимать прочитанное. Но прежде чем осуществлять контроль за уровнем сформированности навыка чтения, важно наладить всю предшествующую работу так, чтобы каждый ученик смог справиться с предложенным текстом. Ведь при методически верно построенной работе ученик не только может достигнуть нужных показателей скорости, но и превзойти их.
Чтобы достичь навыка беглого чтения, необходимо решить следующие задачи:
Развитию навыка чтения способствуют письменные работы учащихся:
Особенно нужно учителю обращать внимание на письменные домашние задания.
При выполнении упражнений по списыванию ученики должны сначала несколько раз прочитать текст, а затем стараться, как можно реже заглядывать в него. Если в тексте много трудных слов, терминов, то рекомендуется несколько раз прочитать, потом пересказать дословно, с заглядыванием в текст, только после этого писать прочитанное по памяти, открывая книгу только в случае крайней необходимости. Но ставим черту перед тем, как заглянул в текст. Благодаря этому, можно следить, как увеличивается объем зрительного восприятия.
На уроке литературного чтения полезно работать над скороговорками. Это упражнение помогает развивать артикуляционный аппарат, улучшает дикцию и тембр голоса.
Примеры скороговорок, используемых на уроках:
Чтобы не допустить повторов при чтении применяют упражнение «чтение с убыстрением». Ребенок многократно читает за учителем или хорошо читающим учеником текст, при этом увеличивая темп (текст состоит из 3-5 строк). После этого можно попросить учащихся пересказать текст дословно с заглядыванием в текст или прочитать его с отрывом взгляда от текста.
Для повышения темпа чтения можно использовать упражнение «постукивание». При проведении этого упражнения детям рекомендуют постукивать карандашом по столу, в темпе читаемого текста, при этом рука не должна лежать на парте.
Полезны упражнения на развитие памяти, устойчивого внимания, расширение оперативного поля чтения, развитие логического мышления:
13.Использование на уроке таблиц Шульте способствует формированию устойчивости и концентрации внимания:
Приемы работы над правильностью и беглостью чтения
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ПРАВИЛЬНОСТЬЮ И БЕГЛОСТЬЮ ЧТЕНИЯ
RECEPTIONS ABOUT RIGHTNESS AND READINESS OF READING
Ключевые слова: беглость чтения, правильность чтения, методика работы над правильностью и беглостью чтения.
Аннотация: В статье представлены приемы работы над правильностью и беглостью чтения. Рассматривается 10 приемов работы над беглостью чтения и 4 приема работы над правильностью чтения.
Методика работы над беглостью чтения.
Беглость – это темп чтения. Оценить беглость чтения ученика можно по количеству слов, прочитанных за единицу времени (минуту). Следует отметить, что при подсчете слов учитываются не только знаменательные, но и служебные части речи.
При этом немаловажное значение имеет то, насколько хорошо читатель способен усвоить содержание текста при данном темпе чтения. Оптимальной считается такая беглость чтения, при которой ученик понимает содержание того, что читает.
В методической литературе, а также в опыте работы творческих учителей накоплено много приемов работы над темпом чтения учащихся. Рассмотрим некоторые из них:
Ежедневные и ежеурочные пятиминутки чтения (по В.Н. Зайцеву).
Хорошо организованное ежедневное домашнее чтение (в том числе дополнительной литературы из так называемого списка для внеклассного чтения.
Оптимальное соотношение на уроке индивидуального, хорового и группового чтения.
Выборочное и просмотровое чтение.
Чтение «птичьим базаром».
«Финиш» (по М.И. Омороковой): учитель называет слово, до которого нужно дочитать текст. Дочитал – подними руку. Первые три ученика получают поощрение (при условии успешного ответа на вопросы по содержанию прочитанного).
«Буксир» (по М.И. Омороковой): учитель читает произведение вслух в разных темпах, дети читают «про себя», стараясь не отстать.
Методика работы над правильностью чтения.
Правильное чтение – это чтение без ошибок.
Овладение навыком чтения происходит достаточно медленно, постепенно. На первых порах техническая сторона чтения (перекодировка) вызывает серьезные затруднения у учащихся. Отсюда – многочисленные ошибки в чтении. Наиболее типичные из них: неправильное произнесение слов, сочетаний звуков, отдельных звуков (нарушение акцентологических норм, нарушение артикуляции и др.); пропуск букв и слогов при чтении; перестановка букв и слогов; орфографическое произнесение; замена и перестановка слов и т.д.
По мнению Т.Г. Егорова, главная причина ошибок состоит в том, что у начинающих читателей «нет глубокого синтеза между восприятием, произнесением и осмысление прочитанного». К частным причинам следует отнести очень распространенное «чтение по догадке», влияние диалектов и просторечий, недостаточный речевой опыт ребенка и др.
В методической литературе накоплено достаточное количество приемов работы над правильностью чтения. Рассмотрим некоторые из них:
Упражнения на развитие четкости и правильности произнесения слов, слогов и звуков:
– разучивание скороговорок и чистоговорок;
– артикуляционная гимнастика, упражнения на произношение отдельных звуков и звукосочетаний;
– речевая разминка в начале урока.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям:
– чтение слов, составленных по подобию (вода, водяной, водянистый);
– с омонимичным корнем (белый, белье);
– чтение с доски или в учебнике многосложных слов, трудных по значению и произношению;
– обсуждение значения непонятных слов;
– запоминание небольшого текста и воспроизведение его по памяти.
Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память:
– чтение «пирамидок», составленных нарастанию трудности произношения. На восприятие «пирамидок» дается определенное время (например, 0,5 – 1 сек.), а затем дети воспроизводят ее по памяти. Пример «пирамидки»: учение, ученый, ученик, учитель, учительница. Чтение – вот лучшее учение.
Упражнения на развитие умения «угадывать» последующий текст:
– чтение слов, в которых пропущены окончания;
«Фотоглаз»: слова написаны на карточках, дети их читают молча за определенное время. Через 7 – 10 слов учитель спрашивает, встретилось ли им такое – то слово (слово может и отсутствовать).
Работа над предупреждением и исправлением ошибок в чтении учащихся будет успешной, если при ее выполнении учитель будет соблюдать некоторые рекомендации:
Воспитывать в детях «лексическую любознательность», то есть стремление понять смысл каждого слова в тексте, учить их пользоваться словарями. Справочниками. Не стесняться спрашивать взрослых о значении слова.
Создавать на уроке обстановку для внимательного отношения к чтению текста, взаимопроверке качества чтения, исправления ошибок и др.
Систематически контролировать качество чтения учеников, методически правильно (тактично) исправлять ошибки в чтении.
1. Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах введение методика обучения грамоте методика литературного чтения .
Формирование навыков чтения для повышения уровня читательской грамотности. Беглость чтения
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Формирование навыков чтения для повышения уровня читательской грамотности. Осознанность чтения. Беглость чтения
Исследования, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.
Беглость чтения – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения) – это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация).
Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно одной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано.
Теперь становится понятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.
В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Приведем усредненные нормы замера беглости чтения по классам
Нормы беглости чтения по классам
Оценивая технику чтения, учитель опирается на следующие критерии:
1) чтение по слогам или слово полностью;
2) наличие ошибок при чтении;
3) количество слов, прочитанных в минуту;
Беглость чтения формируется эффективнее при соблюдении следующих методических условий:
Условия формирования беглости чтения
1. Упражнения в чтении должны быть систематическими.
2. Отбор текстов для чтения должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов. 3. Необходимо вести систематическую работу по предупреждению и исправлению ошибочного чтения, тормозящего беглость чтения.
4. В классе должно быть организовано обучение чтению про себя.
Учеными было выяснено, что повышение скорости чтения напрямую зависит от способности читателя понимать текст. Поэтому самые современные методы обучения быстрому чтению основываются не на принципе наглядности, а на развитии способности понимать прочитанное.
Для обучения технике (беглости) чтения используют различные группы упражнений, направленные на:
Группы упражнений для обучения технике (беглости) чтения
1) расширение оперативного поля чтения,
2) развитие смысловой догадки (антиципации),
3) целенаправленное изменение ритма и темпа чтения с целью развития гибкости чтения,
4) развитие оперативной памяти и т.д.
Навык чтения во многом зависит от правильного произношения и различения звуков речи. Для выработки четкой дикции целесообразно использовать упражнения такого рода:
Упражнения для выработки чёткой дикции
1) пропевание гласных, согласных и их сочетаний
АОУЫЭ, ЯЁЮИЕ, АЯОЁУЮЭЕЫИ.
АО, УА, АЫ, ИО, ЭА, АУ.
З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ.
Б-В-Г-Д-Ж-З, П-Ф-К-Т-Ш-С.
Ба-бябо-бёбу-бю бэ-бе бы-би
За-зязо-зёзу-зю зэ-зезы-зи
3)чтение и четкое проговаривание скороговорок
Утром, присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
От топота копыт пыль по полю летит.
Шел Егор через двор с топором чинить забор.
Проворонила ворона вороненка.
Традиционно в методике обучения прибегают к следующим приемам и упражнениям по выработке беглости чтения:
— игра «Фотоглаз»: показывается слово или группа слов, а дети воспринимают и запоминают их за короткое время
— зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко. Тексты представляют собой 18 наборов, в каждом – по 6 предложений. От набора к набору постепенно, по 1-2 буквы, происходит наращивание длины предложений (от 8 букв в первом до 46 букв в последнем предложении);
— прием многократного чтения: в течение 1 минуты младшие школьники читают один и тот же текст и замечают, до какого слова дочитали, затем следует повторное чтение этого же отрывка, в результате чего ученики прочитают на несколько слов больше (читать необходимо не больше 3-х раз);
— ежеурочные пятиминутки чтения: урок по любому предмету начинается с того, что младшие школьники 5 минут читают свои книги;
— «жужжащее чтение», когда все обучающиеся читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью;
— продуктивное многочтение, т.е. чтение текста с разным целевыми установками;
— игра «Прятки»: ведущий начинает читать текст с любого места, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего;
— игра «Догонялки»: вверху над текстом кладется лист бумаги, который передвигается вниз по странице, ученик должен успеть охватить глазом всю строку, пока лист ее не закрыл, и прочитать;
— упражнение «Кружки»: на доску вывешивается таблица из разноцветных кружков, расположенных в 3-4 ряда по 8 кружков в каждом. Дети называют цвета:
Упражнение развивает произвольное внимание, зрительное восприятие, умение следить глазами по строчке, не перепрыгивая на другую строку.
— упражнение «Кто быстрее»: на столе рассыпаны карточки с небольшими и средними по объему текстами, их больше чем детей. Требуется найти в текстах заданное предложение, которое написано на доске. По команде «Начали!» каждый ученик берет текст и скользит по тексту в поисках данного предложения. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, развитию смысловой догадки.
— упражнение «Угадай»: предполагает антиципацию слов, предложений, пословиц, чтение текста, перекрытого полосками. Это упражнение способствует ускорению скорости чтения и углублению восприятия его содержания.
— упражнение «Буксир»: учитель читает текст, варьируя скорость чтения. Младшие школьники читают тот же текст, стараясь успевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-либо слове. Упражнение развивает скорость чтения, умение менять скорость в зависимости от содержания текста.
— упражнение «Молния»: данное упражнение повышает верхнюю границу индивидуального диапазона скорости; оно заключается в чередовании чтения в комфортном для детей режиме с чтением на максимально доступной каждому ученику скорости чтения вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном темпе осуществляется по команде «Молния!».
— упражнение «Финиш»: учитель указывает слово или предложение, до которого младшие школьники должны дочитать текст. Дочитав до нужного слова, обучающиеся поднимают руку. Упражнение развивает скорость чтения, внимание.
— чтение различного рода пирамид: предполагает чтение слогов, записанных пирамидкой с фиксацией взгляда на средней линии или на цифре, которая стоит вместо линии. Материал дается от простого к сложному.
— чтение двусложных слов с одной пропущенной буквой
— чтение слов, отличающихся одной буквой
Для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении.
В методике обучения чтению наиболее эффективными условиями формирования беглости чтения являются следующие:
1. Систематическое использование упражнений на развитие зрительной памяти, расширение зрительного поля.
Подобные упражнения были описаны нами выше в тексте дипломной работы.
2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
1.4. Нормы техники чтения в начальной школе
В целом, нормы техники чтения специально оговариваются в программе каждого УМК. Эти цифры варьируются, но весьма незначительно.
При выставлении оценки за технику чтения учитывается количество ошибок и недочетов (Таблица 1.2).
Ошибки и недочеты, влияющие на оценку техники чтения
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Первоначально младший школьник осваивает технику чтения, а затем начинает понимать прочитанное. И тем не менее, беглость чтения не должна быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения.
Самое благоприятное (сензитивное) время для обучения детей чтению – 6 лет. К этому возрасту у ребенка уже в достаточной степени развились те свойства, которые способствуют формированию навыка чтения: объем и переключение внимания, память, произвольность поведения.
Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом, который соответствует периоду обучения грамоте. На синтетическом этапе ребенок начинает читать целыми словами, что обычно происходит на второй год обучения в начальных классах. К 9-10 годам навык чтения автоматизируется, так как оказываются сформированными произвольное внимание и произвольная регуляция деятельности. Таким образом, этапы формирования навыка чтения младший школьник проходит в своем индивидуальном темпе, и продолжаются они в среднем три-четыре года.
Для обучения технике (беглости) чтения используют различные группы упражнений, направленные на: 1) расширение оперативного поля чтения, 2) развитие смысловой догадки (антиципации), 3) целенаправленное изменение ритма и темпа чтения с целью развития гибкости чтения, 4) развитие оперативной памяти и т.д.
Традиционно в методике обучения прибегают к следующим приемам и упражнениям по выработке беглости чтения: зрительные диктанты, ежеурочные пятиминутки чтения, жужжащее чтение, продуктивное многочтение, чтение различного рода пирамид, игры «Фотоглаз», «Прятки», «Догонялки», упражнения «Кружки», «Кто быстрее», «Угадай», «Буксир», «Молния», «Финиш» и др.
Интересную методику выработки беглого чтения разработалВ.Н. Зайцев. Он считал, что совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников (8).
Благодаря «Практическому пособию по обучению чтению» И.Т. Федоренко и учебнику « Я расту» О.В. Джежжелей, можно выработать систему тренировочных упражнений, которые могут подбираться учителем самостоятельно к теме урока. Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей (6).
Как хорошо уметь читать… по кубикам Зайцева. Это очень доходчивая и оригинальная методика, которую уже высоко оценили многие педагоги и родители. Н. А. Зайцев – педагог-новатор, автор нескольких десятков пособий по чтению, письму, иностранным языкам, математике (9).
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощь зрительных диктантов И. Т. Федоренко (19).
В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения (8), которые могут работать при определённых условиях:
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
4. Чтение пред сном.
5. Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).
6. Многократность чтения. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения система Федоренко – Пальченко(чтение в темпе скороговорки).
7. Приём стимулирования учащихся (самозамер скорости чтения) (2).
Начинать работу над беглостью чтения нужно с развития зрительной памяти, внимания. Хорошо развивают поле зрения цифровые таблицыШульте, работа с которыми выполняется за 10 секунд. Наряду с таблицами Шульте можно использовать таблицы Т.Г. Швайко,А.Т. Степанищева (17).
Немаловажную роль при чтении отводится обучению беглости чтения.
Для развития беглости чтения необходимо расширять поле зрения учащихся и активизировать органы речи.
Для повышения скорости чтения провожу работу по развитию периферического (бокового) зрения.
Работу по развитию бокового зрения начинаю с более простых упражнений, постепенно переходя к более сложным. Мною использовались упражнения с буквенными и цифровыми таблицами, предложенные Степанищевым А. Т. в книге “Читать можно быстрее”.
Вторая группа упражнений по развитию беглости чтения направлена на активизацию органов речи.
С первого класса урок чтения начинаю с речевой зарядки, которая состоит из обучения учащихся правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произнесению звуков, слогов, слов, выражений. Начинать нужно с дыхательных упражнений, ибо правильное дыхание – основа речи.
Речевая зарядка состоит из нескольких этапов упражнений.
1 группа – “Мы дышим!” (дыхательные упражнения)
группа – “Разомнём язычок!” (артикуляционные упражнения)
3 группа – “Произнеси верно!” (произнесение сочетаний звуков)
4 группа – “Учимся скороговорить!” (проговаривание скороговорок)
Речевую зарядку провожу в начале урока, и занимает она 5-7 минут.
На первом этапе при выполнении дыхательных упражнений решаю следующую задачу: научить учащихся выполнять элементы правильного дыхания.
Например. Вдох носом, выдох через нос.
Вдох носом, задержка дыхания, выдох через нос.
Вдох носом, выдох через нос по порциям.
На втором этапе речевой зарядки – при выполнении артикуляционных упражнений – показываю, как правильно “разогреть” мышцы языка, губ, щёк, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при чтении.
Упражнение “Чищу зубы”. Приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язык слева направо и наоборот.
Основными задачами четвёртого этапа речевой зарядки является работа над чётким произнесением скороговорок. На уроке использую 1-2 скороговорки. Как правило, лёгкие скороговорки чередуются с трудными, короткие с длинными. В первом классе работу начинаю с более простых.
Работу над скороговоркой начинаю с разбора её смысла. Для чего она произносится? О чём в ней говорится? Затем следует медленное проговаривание слов скороговорки. Практикую проговаривание по слогам и шёпотом. Когда слышу, что учащиеся освоили правильно все звуки в словах скороговорки, то перехожу к более быстрому темпу проговаривания. Темп постепенно увеличиваю. Работа над скороговоркой считаю завершённой только тогда, когда в быстром темпе все слова будут чётко проговариваться и не нарушается структура скороговорки.
Приём жужжащего чтения, очень эффективный и дающий хорошие результаты. Результативный потому, что читают все учащиеся одновременно, вслух, вполголоса и, что важно, каждый со своей скоростью. Провожу на каждом уроке пятиминутный тренинг чтения. Использую также на уроках различные виды чтения: хоровое чтение, чтение одновременно с учителем, чтение с убыстрением темпа, скачкообразное чтение “Кенгуру”, чтение “Спринт” (кто быстрее), чтение “Буксир” (за учителем или сильным учеником).
Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, прочитанных в единицу времени, например к концу первого учебного года школьник должен читать со скоростью — 30—40 слов в минуту. Скорость чтения должна приближаться к скорости устной речи. У человека темп речи индивидуален. Скорость (беглость) чтения зависит от темперамента, скорости реакции, биологических и возрастных особенностей человека.
Методисты начального обучения [2] ввели понятие порогового уровня скорости чтения младших школьников — чтения со скоростью не ниже 50 слов в минуту. Для чтения ниже порогового уровня характерно отставание понимания (осознания содержания) от непосредственного процесса чтения. Для увеличения беглости чтения следует систематически работать над устранением нежелательных явлений в чтении младших школьников, например уменьшать количество регрессий и фиксаций. Скорость чтения можно также повысить за счет увеличения поля чтения. При чтении вслух сдерживающим фактором выступает несовершенная артикуляция младших школьников, поэтому необходимы упражнения для тренировки артикуляции.
Работа над правильностью и беглостью чтения состоит в систематических упражнениях, проводимых на уроках литературного чтения. Правильность и беглость тесно связаны, имеют общую психофизиологическую природу, для совершенствования этих сторон навыка чтения могут использоваться одинаковые комплексы упражнений.
Для тренировки беглости чтения в учебнике О. В. Кубасовой приводятся ритмичные стихи М. Бородицкой, Е. Благининой, а также скороговорки. Подобные упражнения позволяют вовремя снимать возникающие в процессе чтения технические трудности, способствуют формированию положительного отношения к чтению. К сожалению, не во всех современных учебниках имеются такие упражнения, поэтому учителю их приходится составлять на основе текста литературного произведения из учебной хрестоматии.
Приведем примеры упражнений, которые целесообразно провести при работе над рассказом М. Пришвина «Ребята и утята».
Беглость — это оптимальный темп чтения, приближенный к среднему темпу устной речи, который обеспечивает понимание читаемого. Такой скоростью чтения является 75-90 слов в минуту: это достаточно быстрое чтение целыми словами, удобное для восприятия другими. Значительное увеличение этой скорости приводит к нарушению механизмов восприятия на слух, к расстыковке зрительных и моторных процессов. Информация может полностью не усвоиться, так как не успевает включаться механизм репродуктивного воображения.
Нормативы скорости чтения стали жесткими в 20 веке: во всех программах начальной школы с 20-х годов даются цифры скорости чтения, в частности выпускник начальной школы должен был читать 120 слов в минуту (считалось, что таким детям в 5 классе не потребуются дополнительные занятия, они успешно справятся с программой). В 60-е годы получило распространение так называемое скорочтение, особенно в среде студентов и технической интеллигенции, пропагандисты которого предприняли попытку в 90-е годы прошлого века распространить свое влияние и на начальную школу (ежеурочные пятиминутки чтения, зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко, самозамеры скорости чтения). В программах по новому ФГОС НОО отсутствуют какие-либо нормы беглости чтения: отмечается, что читатель выбирает индивидуальный темп чтения, позволяющий ему осознавать текст, скорость чтения увеличивается постепенно в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка [].
Для формирования беглости чтения важно соблюдение следующих методических условий:
1) Применение при чтении художественных и информационных текстов принципа продуктивного многочтения, предложенного М. И. Омороковой.
2) Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствование зрительного восприятия (поля чтения), оперативного поля чтения, памяти и других процессов.
3) Развитие механизма антиципации, смысловой догадки (текстуального угадывания).
4) Создание ситуации успеха для поддержки даже малого продвижения ребенка в скорости чтения.
Беглость чтения зависит от так называемого поля чтения (зрения, узнавания), длительности остановок (фиксаций) в процессе чтения, количества регрессий. Поле чтения — это такой отрезок текста, который взгляд чтеца охватывает за один прием, после чего следует фиксация, в которой и происходит осознание прочитанного. Опытный чтец делает на одной строке от 3 до 5 фиксаций через равномерные отрезки; у ребенка количество фиксаций больше и отрезки воспринимаемого текста не одинаковы. Количество регрессий составляет в среднем 10-15 на каждые 100 слов текста.
Приемы выработки беглости чтения:
а) упражнения на развитие оперативного поля чтения и памяти, например, игра “Фотоглаз”: показывается слово (группа слов), а дети воспринимают и запоминают их за короткое время; игра “Угадай”: на доске напечатано к.р.д.р.; В нашей квартире узкий к…Дети угадывают слово (в первом случае с опорой на согласные буквы, которые несут основную смысловую нагрузку, во втором случае – с учетом смысла всей фразы). Упражнение «Пирамида» (ее можно составить из слов текста, который будет читаться на уроке): дети читают пирамиду, скользя взглядом сверху вниз по первым буквам слов:
раз
внук
осень
лесник
мальчик
брусника
маленькая
пересадили
б) зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко: тексты составляют 18 наборов, в каждом по 6 предложений; от набора к набору постепенно, по 1-2 букве, происходит наращивание длины предложений (от 8 букв в первом до 46 букв в последнем наборе);
в) прием многократного чтения: в течение 1 минуты все дети читают один и тот же текст и замечают, до какого слова дочитали; затем следует повторное чтение этого же отрывка, в результате чего ученики прочитают на несколько слов больше (читать не больше 3-х раз);
г) ежеурочные пятиминутки чтения: урок по любому предмету начинается с того, что дети 5 минут читают свои книги;
д) “жужжащее чтение”, когда все ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью;
е) продуктивное многочтение, т.е. чтение текста с разными целевыми установками (учебными заданиями);
ж) игра “в прятки”: ведущий начинает читать текст с любого места, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего;
з) игра “Догоняшки” (выполняется в паре): вверху над текстом кладется листок бумаги, который передвигается вниз по странице. Ученик должен успеть охватить глазом всю строку (пока лист ее не закрыл) и прочитать.
Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.