Что включено в деятельностный блок
Конструирование технологической карты урока
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1.Конструирование технологической карты урока
Понятие технологической карты деятельности как исходное
Поскольку идея и термин заимствованы, обратимся к справочному изданию соответствующей сферы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989).
Итак, методологические позиции, на которые мы будем опираться при конструировании технологической карты урока:
она имеет статус документа;
в ней записан весь процесс;
указаны операции, их составные части;
обозначены технологические режимы;
определён квалификационный статус исполнителей.
Конструируя технологическую карту урока, мы мысленно пройдём все ступени деятельности, которая приведёт к намеченному результату.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой оставляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность человека предполагает определённое противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.
Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность. (Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983).
В структуре технологической карты урока мы предлагаем выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
І) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
ІІ) инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
ІІІ) блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
1. Тема урока.
Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности на уроке, является проблема, определяемая программой учебной дисциплины. Из объекта, лежащего вне сферы знания ученика, этот материал должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику ученика, содержание его знания, умений, навыков, вектор, определяющий направленность личности. Этот материал является тем, что определяет тему урока.
Любая человеческая деятельность начинается с определения цели.
ЦЕЛЬ – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.
Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия. (Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983).
В нашем случае цель урока определяется:
планируемым результатом урока;
путями реализации этого плана.
Целеполагающий блок технологической карты включает в себя несколько компонентов.
2. Цель урока, формулируя которую, учитель традиционно отвечает на вопрос о том, что он должен сделать за время урока, определив при этом генеральную задачу. Этим очерчивается тот аспект цели, который обозначен в определении как пути реализации.
Так, например, цель урока химии в 9 классе по теме «Способы получения металлов» может быть сформулирована следующим образом:
— изучить основные химические способы получения металлов;
— сформировать у учащихся основы научного представления о химическом производстве.
Для того, чтобы в тени не остался главный компонент цели, вносим в технологическую карту урока предвосхищение в мышлении результата деятельности, его образ. Мы получаем ещё один компонент целеполагающего блока –
3. Планируемый результат:
ЗНАНИЯ
УМЕНИЯ
НАВЫКИ
Этим не исчерпывается целеполагающий блок технологической карты урока. Говоря о технологизации образовательного процесса, нельзя оставить в стороне заботу о восхождении к личности. Знания, умения, навыки, наполнив душу, но не возвысив её до осознания того, во имя чего они нужны человеку, приведут к томлению духа и неудовлетворённости. Поэтому неотъемлемым является следующий компонент целеполагающего блока – личностноформирующая направленность урока.
4. Личностноформирующая направленность урока.
Этот компонент формулируется через понятия, характеризующие феномен личности: как можно использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждений, мировоззрения, направленности личности – всего того, во имя чего человек живёт, познаёт, действует.
Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности ребёнка. Приведём примеры того, как можно использовать предметное полотно урока для включения личностноформирующих установок.
При изучении названной выше темы урока химии его личностноформирующую направленность можно спроектировать следующим образом:
Расширить границы мировоззрения учащихся пониманием роли химии в обеспечении современных технологических процессов.
Показать место химической науки в системе ценностей в контексте вопроса о связи науки и производства.
В ходе творческой коллективной мыследеятельности высказать предположения о возможностях экологизации производства металлов.
Сформировать установку: человек несёт ответственность перед последующими поколениями за результаты своей деятельности.
При изучении химии, например, можно использовать её предметное содержание для трансформации образа мира ребёнка в научную картину мира, формировать научное мировоззрение. Здесь будет уместным вспомнить о гипотезе Иммануила Канта о принципиальной непознаваемости химического состава звёзд и опровержении этой гипотезы с помощью спектрального анализа, позволившего его изучать. Это, в свою очередь, стало мостиком для философского обобщения о химическом единстве обозримой части Вселенной.
Химическое знание позволяет выйти на такой уровень мировоззренческих представлений, как структурность материи, её количественная и качественная неисчерпаемость не только вширь, но и вглубь.
Единство многообразия и многообразие в едином, качественные скачки, обусловленные количественными изменениями (пепел и алмаз), противоречивость материи, обнаруживающая себя в корпускулярно-волновом дуализме, – вот лишь малая толика тех проблем, осмысление которых выводит человека за границы своего телесного существования, возвышает до паскалевского: «В пространстве Вселенная объемлет и поглощает меня, как точку, мыслею же своею я обнимаю её» (Блез Паскаль. Размышления).
В системе естествознания и физика обладает немалым человекотворческим началом. Несводимость бытия, материи к единому началу, иерархия законов Природы, жёстко детерминированные и статистические процессы, вероятностно детерминированные, невозможность завершённости научной картины мира, но постоянное её углубление (от законов механики – к теории относительности) – палитра личностноформирующих возможностей велика. А фигуры учёных – их подвиги самоотверженности (супруги Кюри, например).
Урок биологии прямо создан для личностноформирующих установок:
живое как ценность;
жизнь как ценность;
системность живого мира: выпадает один вид – нарушается и погибает вся система (Красная книга);
здоровье как ценность;
человек как субъект жизни, а не как потребитель (например, нельзя нарвать букет полевых цветов);
моральные качества: ответственность, бережливость, забота, трудолюбие, терпение;
не природа существует во имя меня, а я – во имя природы: срубил дерево – посади два.
Несправедливо будет обойти вниманием личностноформирующие возможности математики, которая «ум в порядок приводит», является попутчиком и источником формально-логического мышления. Не случайно старый князь Болконский обучал свою дочь Мари геометрии. Обратим внимание детей на общенаучное могущество математики как метода: согласно Марксу, наука только тогда становится наукой, когда начинает использовать математический аппарат исследования.
Мы обозначили только некоторые из личностноформирующих возможностей. Как глубок колодезь с влагой высочайшей нравственной чистоты, питающей ткань литературных произведений! Читайте, идентифицируйтесь! Науки гуманитарного цикла, экономические, географические, обучение труду, музыке, художественному творчеству – всё это ведёт ребёнка к смысложизненному «во имя».
5. Задачи урока
Достижение цели урока не дано непосредственно. Оно опосредовано целым рядом действий, структурирующих деятельность на уроке. Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако обратим внимание на то, что, активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели.
ЗАДАЧА – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.
Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.
Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности. (Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990).
Итак, необходимо сформулировать перечень всех задач, выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности на уроке. Решив их, содружество «ученик – учитель» придёт к достижению генеральной цели. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: «Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?» Соответственно, начало выглядит следующим образом:
– проверить…
– объяснить…
– повторить…
– научить…
– продемонстрировать…
– побудить к самостоятельному… и т.п.
Практически задачи урока есть та основа, которая составит план урока, будучи выстроенной в технологической последовательности.
В качестве примера предлагаем задачи урока химии, названного выше:
— проинформировать учащихся об основных химических способах получения металлов;
— объяснить химическую сущность процесса получения металлов;
— сформулировать когнитивно-деятельностные установки для самостоятельного заполнения учащимися обобщающей таблицы в ходе объяснения нового материала и использования её в виде логической схемы;
— сформулировать проблемные вопросы, побуждающие учащихся к самостоятельному выявлению причинно-следственных связей между составом, строением, свойствами веществ (в названной теме – природных соединений металлов), их применением и способами получения;
— продолжить формирование навыков составления химических уравнений;
— создать педагогические условия для самостоятельного творческого поиска способов решения расчётных задач о химических способах получения металлов, инициировать их самостоятельное составление;
— учиться анализировать качественные и количественные характеристики химических уравнений, обозначающих процессы получения металлов, как окислительно-восстановительные;
— путём коллективной мыследеятельности спрогнозировать возможные и охарактеризовать известные экологические проблемы металлургического производства
Перечнем задач (действий) будет обусловлена операциональная структура урока. На фоне этого перечня учитель увидит наиболее целесообразный для решения этих задач тип урока.
ОПЕРАЦИЯ – единица деятельности, способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации. Понятие операции введено А.Н.Леонтьевым и используется при изучении относительно законченных и, как правило, автоматизированных перцептивных, моторных, мнемических и интеллектуальных актов, входящих в состав того или иного действия. (Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990).
6. Тип урока.
Тип урока определяется его сущностными целями и задачами, а не стремлением к зрелищности, вытесняющей правду образовательного процесса. Он играет не самодовлеющую роль, а служебную, и в этом его ценность.
Перечислим лишь некоторые из возможной палитры типов урока: лекция, контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторная, классический академический урок, нетрадиционный урок, комбинированный урок, олимпиады, тестирование и т.д.
Итак, тема известна, цель сформулирована, задачи выстроены, форма урока избрана. Встаёт вопрос об инструментальном обеспечении урока – учебно-методическом комплексе. Его структура и перечень составляющих определяются конкретным содержанием урока по конкретной учебной дисциплине, его конкретными целями и задачами. Поэтому здесь невозможна универсальная схема. Предлагаем примерную структуру этого раздела технологической карты урока.
7. Учебно-методический комплекс.
Материалы для познавательной деятельности ученика.
Назовём примерный перечень комплектующих каждого раздела.
1) Источники информации:
Содержание. Информационный блок Методический блок Исполнительский блок Контролирующий блок.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Содержание.
Информационный блок
Методический блок
Исполнительский блок
Контролирующий блок.
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса
материал подготовила:
С.В. Юркина, учитель
начальных классов МОСШ № 31
Описание слайда:
1.1. Пояснительная записка.
— Цель и задачи курса.
— Основные содержательные
линии предмета «Окружающий мир».
— Место учебного предмета в
учебном плане.
— Результаты изучения учебного
предмета: личностные,
метапредметные, предметные.
1. Информационный блок.
Описание слайда:
2. Методический блок
— Содержание курса.
— Планируемые результаты
освоения программы «Окружающий мир» начального образования.
— Формирование универсальных учебных действий (УУД) у
обучающихся на ступени
начального общего
образования.
Описание слайда:
3. Исполнительский блок.
3.1. Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» 1 класс, автор Л.М.Цветова.
Цель и задачи курса для 1 класса.
УМК для 1 класса.
Знания и умения к концу 1 класса.
Описание слайда:
4. Контролирующий блок.
4.1. Граф – схема по предмету «Окружающий мир» 1 класс.
4.2. Учебные модули (цель и задача модуля, УУД, знания и умения, кол-во часов, ИКТ (презентации к урокам), способы достижения
цели, оценочная
деятельность)
Описание слайда:
Модульная технология обеспечивает индивидуализацию в обучении:
— по содержанию обучения,
— по темпу усвоения,
— по уровню самостоятельности,
— по методам и способам учения,
— по способам контроля и самоконтроля.
Описание слайда:
Граф – схема по предмету «Окружающий мир» 1 класс,
автор: Л.М.Цветова, 62 часа.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Принцип сотрудничества и доверия преподавателя и студента осуществляется в создании необходимых условий для реализации партнерских отношений педагога и студента в построении индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности. Данный принцип заключается в создании условий, при которых организатор ИОМ ВД (тьютор, куратор и др.) помогает преодолевать кризисы, риски и барьеры, с которыми сталкивается студент в процессе движения по ИОМ ВД.
Принцип реализации субъект-субъектных отношений основывается на признании студента субъектом ИОМ ВД. При проектировании модели формирования духовно-нравственных ценностей бакалавров образования на основе ИОМ ВД важен фактор доверительного отношения, который способствует эффективному взаимодействию студента и педагога. Студент является субъектом ИОМ и вместе с организатором ИОМ (педагогом, куратором, тьютором) активно проектирует его, исходя из своих собственных потребностей, мотивов и целей. Субъектность студента на первых этапах создания ИОМ проявляется в осознании студентом необходимости профессионального и личностного саморазвития. Необходимо создание условий, при которых студент смог бы осмыслить свои потребности, найти свой персональный путь. Для этого необходима мотивационно-ценностная установка студента.
К мотивационно-ценностным условиям относится, прежде всего, осознание студентом своих потребностей в реализации своего личностного потенциала и потребности устремления к новому знанию, новым возможностям. Мотивационно-ценностная ориентация формируется в процессе реализации первого этапа индивидуального образовательного маршрута. Студент как субъект воспитательного процесса должен осознать необходимость своего развития в профессионально-личностном контексте.
Осознание студентом потребности и необходимости в развитии духовнонравственных качеств и ценностных ориентаций является залогом успешности и эффективности проектирования модели формирования духовно-нравственных ценностей на основе ИОМ ВД. В контексте данного условия важным является освоение и реализация личностно-ориентированной образовательной технологии; освоение этапов и содержания проектирования индивидуальных образовательных маршрутов.
Модель формирования духовно-нравственных ценностей бакалавров образования на основе ИОМ ВД выполняет рефлексивно-аксиологическую, мотивационную, коммуникативную, ценностно-формирующую, индивидуальнопроцессуальную, личностно-формирующую, диагностико-аналитическую функции.
Совокупность указанных функций обеспечивает целостность ценностно-целевой направленности данной модели.
Рефлексивно-аксиологическая функция включает в себя процесс рефлексии субъекта ИОМ ВД по формированию духовно-нравственных ценностей; актуализации мотивационной сферы студентов, личностных смыслов, ценностного отношения; осмысление и анализ духовно-нравственного развития; формирование устойчивой потребности в формировании духовно-нравственных ценностей с помощью реализации ИОМ ВД.
Мотивационная функция заключается в процессе формирования устойчивой системы мотивов, потребностей и интересов субъекта ИОМ ВД, направленной на реализацию своего вектора ИОМ и формирование духовно-нравственных ценностей, что позволяет регулировать и оценивать свое поведение в соответствии со своими мотивами и целями.
Коммуникативная функция выступает как форма взаимодействия субъектов образовательного пространства по передачи и обмену ценностями жизни. Обеспечивает взаимопонимание, умение работать в команде, общение людей на базе выработки общих личностных ценностей.
Индивидуально-процессуальная функция обеспечивает формирование духовно-нравственных ценностей, исходя из индивидуальных склонностей и потребностей студента. Студент конструирует и реализует индивидуальный путь духовнонравственного развития.
Ценностно-формирующая функция ориентирует субъекта в мире духовнонравственных ценностей, позволяет выявить соответствующие жизненные ориентиры, осмыслить духовно-нравственные ценности, что впоследствии формирует духовно-нравственные качества личности будущего педагога.
Диагностико-аналитическая функция, обеспечивает наличие в модели диагностического инструментария, позволяющего на основе выделенных критериев и показателей анализировать сформированность духовно-нравственных ценностей у будущих педагогов.
Совокупность указанных функций обеспечивает целостность ценностноцелевой направленности модели формирования духовно-нравственных ценностей на основе ИОМ ВД.
Ценность модели формирования духовно-нравственных ценностей бакалавров образования на основе ИОМ ВД состоит в том, что он позволяет каждому на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности.
Модель формирования духовно-нравственных ценностей бакалавров на основе ИОМ ВД включает в себя цель, задачи, принципы, концептуальную идею, методы и способы деятельности, блочно-модульную систему проектирования и событийнографовую технологию создания ИОМ, педагогическое сопровождение, ресурсы и результат ИОМ (см. рис. 2).
Целесообразным видится изобразить модель формирования духовнонравственных ценностей бакалавров образования на основе ИОМ ВД с помощью блочно-модульной модели. Модуль дословно значит «мера», функциональный узел.
В образовательной среде модулем обозначают относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационнометодическую структуру. Как отмечает И.А. Колесникова, внутри модуля, как целевого функционального узла, содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности (2009). Поэтому его можно рассматривать как индивидуализированную по способу, уровню самостоятельности, темпу программу обучения, в нашем случае воспитания. Модульная структура, состоит из взаимосвязанных системных элементов, имеет «входы-выходы» в надсистемы и подсистемы. Базовыми характеристиками модуля являются относительная полнота, нормированность, автономность, преемственность, способность к вариативному сочетанию с другими модулями (Колесникова И.А., 2009).
В функциональном отношении модуль может быть использован вариативно:
как шаг или уровень организации способа деятельности, как обобщающая форма с блоками, узлами внутри или же, как элемент более крупной организационной структуры. В содержательном отношении могут быть сформированы модули, позволяющие составить обобщённую картину ситуации или объекта, определить целевую программу действий, построить систему практических действий, выполнить обратную связь, провести (само) контроль и пр. (Колесникова И.А., 2009, с. 36).
На основе свойства гибкой сочетаемости из модулей по принципу интеграции или дифференциации формируются блоки. Модульный блок предполагает логически и функционально завершённый объём работы в рамках определённого задания или этапа процесса с чётко обозначенными границами (Колесникова И.А., 2009, с.
Для сжатого представления индивидуальных образовательных маршрутов является возможным использовать рамочные формы (таблицы, матрицы, фреймы), семантические сети (графы, древа, блок-схемы), продуктивные модели (инструкции, правила, обобщенные алгоритмы). При построении линий ИОМ ВД целесообразно воспользоваться семантическими сетями в виде графа логической структуры.
Результат ИОМ: личность будущего педагога, обладающая сформированной системой духовно-нравственных ценностей и автономизационных качеств
Модель формирования духовно-нравственных ценностей бакалавров образования на основе ИОМ ВД в воспитательной среде вуза включает в себя три основных блока: проективно-ориентационный, событийно-деятельностный, ценностнорефлексивный блоки. Данные блоки содержат взаимодополняющие аспекты проектировочной работы по созданию ИОМ в воспитательной среде вуза и механизм его реализации.
Проективно-ориентационный блок является важным компонентом организации и проектирования ИОМ ВД – это подготовительный этап, выполняющий следующие задачи:
1) выявить потребности целевой студенческой аудитории;
2) разработать методическое сопровождение педагогического процесса;
3) проанализировать возможности и риски воспитательной среды;
4) выстроить перспективу развития воспитательной системы;
5) обеспечить необходимое аксиологическое насыщение воспитательных событий вуза;
6) обеспечить экспертно-оценочное заключение ИОМ ВД;
7) создать инвариантный образовательный маршрут внеучебной деятельности.
Инвариантный образовательный маршрут внеучебной деятельности – это вариативная система векторов индивидуальных образовательных маршрутов внеучебной деятельности, обладающая необходимыми условиями и возможностями для самостоятельного и индивидуального выбора студентом собственного персональнособытийного пути, т.е. ИОМ ВД.
Целью проективно-ориентационного блока является разработка инвариантного образовательного маршрута внеучебной деятельности. Проективноориентационный блок состоит из нескольких модулей: модуль диагностики мотивов, потребностей и сформированности духовно-нравственных ценностей студентов педагогического вуза, научно-методический модуль, модуль средовой диагностики, модуль построения перспективы.
Модуль диагностики мотивов, потребностей и сформированности духовнонравственных ценностей студентов педагогического вуза. Целью действий модуля диагностики мотивов, потребностей и сформированности духовно-нравственных ценностей у студентов является составление ценностно-ориентированной картины потребностей, мотивов, сформированности ценностей студентов педагогического вуза.
Задачами модуля являются:
1. Провести рефлексивно-ориентировочные беседы со студентами и преподавателями о ценностях будущего педагога;
2. Выявить круг интересов современного студента;
3. Провести рефлексивно-диагностическое исследование сформированности духовно-нравственных ценностей будущего педагога.
Шаг 1. Разработка и проведение анкетирования студентов и преподавателей по проблеме духовно-нравственных ценностей и современного облика учителя.
Анкеты включают спектр вопросов, направленных на выявление представлений преподавателей и студентов о духовно-нравственном облике современного учителя.
Шаг 2. Выявление круга интересов, потребностей и мотивов во внеучебном пространстве вуза будущих педагогов на основе индивидуальной и групповой рефлексии субъектов ИОМ. Для достижения этой цели для участников рефлексивной диагностики подготавливается спектр вопросов относительно эффективности, разнонаправленности, интерактивности внеучебного пространства педагогического вуза, реализуются занятия, тренинги.
Шаг 3. Проведение общего собрания представителей администрации вуза, деканатов, органов студенческого самоуправления о подведении итогов и результатах проведенных исследований и анализа.
Продукт модуля:
спектр выявленных интересов, мотивов и потребностей будущего педагога;
ценностно-ориентационная направленность инвариантного образовательного маршрута внеучебной деятельности студентов.
Модуль научно-методического обеспечения. Цель: научно-методическая поддержка воспитательной деятельности и разработка педагогического сопровождения студента на ИОМ, концептуализация и стратегическое планирование ИОМ ВД.
Задачи:
Проанализировать научно-методические исследования по организации 1.
воспитательной работы в вузе;
2. Обеспечить научно-методические консультации для организаторов воспитательного процесса научными сотрудниками кафедр вуза;
3. Проанализировать нормативные акты РФ, посвященные воспитанию и образованию в высшем учебном заведении;
4. Разработать педагогическое сопровождение ИОМ ВД студента.
Шаг 1. Изучение и подбор научно-методической литературы по вопросам организации воспитательной деятельности. Организаторам воспитательного процесса в вузе и ИОМ студента (куратору, тьютору и др.) необходимо провести анализ педагогических исследований об организации воспитательного процесса в вузе, а также о психолого-педагогических особенностях студенческого возраста и пр. Это знание способствует эффективной организации воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей студента и спектром соответствующих форм и направлений воспитательного процесса. Одним из важных факторов является подготовка специалистов, организующих ИОМ ВД. Таким образом, для таких специалистов может быть организован обучающий курс проектирования и организации ИОМ ВД в вузе.
Шаг 2. Изучение нормативных актов РФ об образовании и воспитании в образовательных учреждениях. Анализ источников позволяет установить соответствие целей и задач воспитания в вузе нормативным актам РФ.
Шаг 3. Разработка модульной программы занятий педагогического сопровождения ИОМ ВД студентов. Результатом совместной работы преподавателя и учащегося является «Индивидуальная маршрутная карта» (ИМК) каждого студента, в которой отражается спроектированный ИОМ по изучению учебной дисциплины.
Она включает в себя «Индивидуальные карты самодвижения по событиям внеучебной деятельности» (Приложение 2), «График событий инвариантного образовательного маршрута студента» (Приложение 1), «Индивидуальную карту личностного развития» (Приложение 3).
Индивидуальная маршрутная карта – документ, включающий в себя основные показатели освоения студентом индивидуального образовательного маршрута в динамике. Цель использования карты – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных, личностных особенностей студента, уровня психического развития, усвоения программного материала и, как результат, проектирование ИОМ в рамках образовательного процесса конкретного образовательного учреждения.
График событий инвариантного образовательного маршрута внеучебной деятельности студента представляет собой вариативную карту событий маршрута, рассчитанную на текущий учебный год. Этот документ составляется лицом, организующим реализацию воспитательной работы в вузе. Студент, имеющий представление о воспитательной работе в целом в виде графика, самостоятельно выбирает события, в которых примет участие.
После участия в событиях внеучебной деятельности, студент заполняет индивидуальную карту самодвижения. Индивидуальная карта самодвижения – это документ, содержащий в себе спроектированный ИОМ ВД, который отражает событийную насыщенность, виды деятельности и рефлексивно-оценочные характеристики событийного содержания ИОМ, выраженные субъектом воспитательного пространства.
Индивидуальная карта самодвижения заполняется непосредственно самим студентом. Указанные графы студент заполняет в соответствии с собственным участием в тех или иных событиях воспитательной программы университета. Педагогорганизатор по воспитательной работе заносит информацию в графу выводы и рекомендации. Индивидуальная карта самодвижения позволяет отслеживать участие и активность студента в общественно-значимой жизни университета и города, что позволяет определить его социально-личностного рейтинга, который необходимо учитывать в балльно-рейтинговой системе оценивания в вузе.
Третьей составляющей ИМК является Индивидуальная карта личностного развития, в которой отражается динамика развития личностных, духовнонравственных качеств студента в процессе участия в событиях маршрута. Этот документ является важным элементом в педагогическом сопровождении маршрута, так как именно он позволяет отслеживать не только индивидуальное развитие каждого студента, но и эффективность результатов воспитательной работы в целом. С помощью индивидуальной маршрутной карты отслеживать эффективность воспитательной работы в вузе становится легче.
Продуктом модуля является документально-педагогическое сопровождение ИОМ ВД – индивидуальная маршрутная карта.
Модуль средовой диагностики. Цель действий: диагностика потенциальных возможностей и рисков воспитательной среды в контексте реализации модели формирования духовно-нравственных ценностей бакалавров образования на основе ИОМ ВД.
Задачи:
1. Определить воспитательный потенциал образовательной среды вуза;
2. Провести SWOT-анализ возможностей и рисков воспитательной среды вуза;
3. Выработать признаки эффективности воспитательной среды вуза в контексте реализации ИОМ ВД.
Шаг 1. Для организации и реализации ИОМ ВД необходимо изучить воспитательную среду вуза. Для этого необходимо произвести оценку воспитательной среды по социальным, информативным, темпо-ритмичным и другим характеристикам.
Шаг 2. Анализ качества воспитательной среды по выработанным показателям:
1. Пространственно-предметные (открытость, структурированность, упорядоченность, предметно-вещное наполнение);
2. Социально-психологические (нравственный климат, характер взаимодействия субъектов воспитательной среды, безопасность, комфортность);
3. Информационные (источники и содержание информационного влияния, коммуникационные связи);
4. Педагогические (общекультурный фон, система ценностных ориентаций, воспитательные традиции);
5. Динамические (темпо-ритмичные характеристики, тенденции развития воспитательного процесса);
6. Событийные (ситуации и события, которые предполагает конкретная среда).
Шаг 3. Проведение SWOT-анализа воспитательной среды (Таблица 2), педагогического анализа ценностных векторов среды (вектор стержневых ценностей, вектор корпоративных ценностей, вектор национальной и региональной культуры, вектор формирования духовно-нравственных ценностей).
Продукты модуля: информационная картина воспитательного процесса; комплексная характеристика воспитательной среды образовательного учреждения с учетом ее рисков и возможностей.
Модуль построения перспективы. Цель действий: подготовка общего графика инвариантного образовательного маршрута, регламентирующего ход событий воспитательной среды.
Задачи:
1. Составление сетки вариативных событий, отвечающих потребностям и целям духовно-нравственного воспитания;
2. Оценка и экспертиза аксиологической насыщенности событий ИОМ;
3. Определение показателей эффективности графика событий в контексте формирования духовно-нравственных ценностей студентов.
Шаг 1. Составление сетки событий. В ходе разработки графика ИОМ осмысливаются стратегические приоритеты в контексте духовно-нравственного воспитания личности студента, разрабатывается вариативность событийных векторов ИОМ, учитывается локализация и направления деятельности.
Шаг 2. Выработка показателей эффективности графика событий в контексте формирования духовно-нравственных ценностей.
Критерии:
Содержательность многомерность культурно-информационных источников воспитательного влияния на личность студента. Осмысливаются все направления воспитательной деятельности, которые формируют духовно-нравственные ценности.
Интерактивность – возможность свободного влияния субъектов ИОМ с 2.
его содержательным компонентом и осуществления мотивированного выбора его вектора, основанного на высоком уровне взаимодействия участников событий ИОМ ВД.
Полифункциональность – многомерность воспитательного влияния события ИОМ ВД.
Актуальность – соответствие программы воспитания требованиям образовательного пространства, современного общества и самого студента.
Шаг 3. Предварительная экспертиза замысла событийного графика ИОМ.
Важной особенностью при оценке событийной системы и стратегии воспитания личности студента является возможности реализации ее цели и задач. Экспертиза осуществляет анализ ресурсов вуза, которые определяют возможности реализации тех или иных событий вуза. Речь идет как о материальных возможностях, так и о технических, методических, кадровых и других организационных возможностях.
С учетом мнения студентов и преподавателей, разрабатывается сценарий событий ИОМ ВД. Сценарий помогает предвидеть наилучшие и наименее удачные варианты развития будущего маршрута событий, учесть возможности и риски воспитательного процесса, определить ролевые позиции субъектов ИОМ.
Продукты модуля построения перспективы: график событий ИОМ ВД студентов, показатели эффективности событий в контексте формирования духовнонравственного воспитания, экспертная оценка графика ИОМ ВД студентов.
Результатом проективно-ориентационного блока модели формирования духовно-нравственных ценностей бакалавров на основе ИОМ ВД является перспективное построение ИОМ ВД студентов. Все социальные процессы, в том числе, и образовательный, протекают в социальной среде. В нашем понимании социальной средой является совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий и факторов существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Модель ИОМ ВД, способная учитывать индивидуальные особенности субъектов образовательного пространства и обеспечивать эффективное взаимодействие его компонентов, видится нами следующим образом:
Социальный заказ общества порождает тот образ носителя духовнонравственных ценностей, который теоретически изложен в федеральном государственном образовательном стандарте. ИОМ ВД учитывает факторы поликультурной образовательной среды. Особенностью модели является активное взаимодействие субъектов индивидуального образовательного маршрута – студента и преподавателя (куратора, организатора воспитательной работы, научного руководителя, тьютора и др.). В процессе совместной деятельности студента и преподавателя по проектированию ИОМ определяется аксиологическая насыщенность его событийного вектора, индивидуальные особенности личности студента, его личностные предпочтения и устремления. Диагностика, осмысление духовно-нравственных ценностей происходит благодаря реализации педагогического сопровождения, которое включает комплекс занятий, направленных на рефлексию, определение ценностных ориентаций, преодоление кризисов и барьеров студента на маршруте, индивидуальную маршрутную карту, учебно-методические пособия и др.
Событийно-деятельностный блок. В данном блоке осуществляется деятельность по реализации индивидуального образовательного маршрута студента. Субъект внеучебной деятельности осуществляет движение по ИОМ.
Цель событийно-деятельностного блока: формирование духовнонравственных ценностей бакалавров образования.
Задачи событийно-деятельностного блока:
1. Реализовать ИОМ ВД, направленный на формирование духовнонравственных ценностей студентов.
2. Реализовать педагогическое сопровождение студента на ИОМ ВД, в результате которого должны быть предотвращены возможные кризисы и барьеры в реализации движения;
3. Реализовать события графика инвариантного образовательного маршрута.
Событийно-деятельностный блок состоит из двух модулей: модуль построения графа ИОМ ВД по формированию духовно-нравственных ценностей; модуль реализации ИОМ ВД.
Модуль построения графа индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей. Цель действий: построение ИОМ ВД студента педагогического вуза. Задачи: образовать маршрутную карту событий внеучебной деятельности студентов, создать разнонаправленные векторы маршрута, проследить индивидуальную траекторию следования студента по маршруту; построить граф ИОМ ВД студента.
Шаг 1. Построение схемы графа ИОМ ВД студента.
Технология создания ИОМ ВД целесообразно представлена в виде системы ориентированных графов с помощью методики сетевого планирования. Известно, что построение различных маршрутов прокладывается с помощью теории графов (например, транспортные маршруты). Теория графов получила распространение в педагогической науке сравнительно недавно: с помощью теории графов проектируются учебный план дисциплины, ход изучения отдельной темы и др. Благодаря использованию теории сетевого планирования в педагогической науке становится возможным выявить и обозначить темпо-ритмичные характеристики прохождения ИОМ ВД, событийные связи, вариативность пути прохождения ИОМ и др.
Граф позволяет продемонстрировать возможности индивидуальности и вариативности векторов ИОМ, количество операций и событий, пройденных в процессе прохождения ИОМ ВД, аксиологическую насыщенность событий внеучебной дея
Граф включает вершины и ребра, где совокупность ребер – это реальный процесс следования по индивидуальному образовательному маршруту. В теории сетевого планирования этот процесс называют операцией. Последовательность операций и событий (вершин графа), ведущих от какого-либо исходного события, через промежуточные к завершающему, называют путем по сети – в нашем случае, это и есть индивидуальный образовательный маршрут. Вершины данного графа нами воспринимаются как события внеучебной деятельности студентов (C1, С2, С3, С4,
С5, Сn). Ребра графа воспринимаются нами в трех значениях:
1) Операция. Операция – это совокупность действий и шагов от одного события к последующему. Операция включает в себя организационный этап, стратегическое планирование, анализ аксиологического содержания.
2) Составляющая персонального пути субъекта ИОМ ВД. Ребро и есть линия ИОМ. Вариативность этого пути – это наиважнейшее условие индивидуальности образовательного маршрута.
3) Связь между событиями ИОМ ВД. Благодаря событийным связям субъект беспрепятственно проходит по ИОМ в соответствии со своими индивидуальными предпочтениями и интересами, что позволяет оперативно учесть динамику его мотивов.
Логика построения сетевого графа определяет реализацию события лишь в том случае, если совершены предшествующие ему операции. Благодаря изображению системы ИОМ ВД в виде системы графов является возможным проследить и создать возможность существования множества индивидуальных маршрутов студентов, которые позволяют каждому студенту найти свой путь развития, опираясь на собственные мотивы и интересы. Таким образом, система ИОМ ВД является системой уникальных, неповторимых путей духовно-нравственного развития каждого студента. ИОМ в системе сетевого планирования позволяет обеспечить условие выбора, вариативности, свободного следования по пространству внеучебной деятельности каждого студента.
Шаг 2. Анализ потенциала ИОМ ВД студента.
Благодаря схеме графов ИОМ ВД отчетливо видна вариативность маршрута, что обеспечивает уникальность, неповторимость, персональность пути следования студента по воспитательной среде. События внеучебной деятельности разноплановы по своим формам и содержанию, но в их основе духовно-нравственные ценности.
Так, например, студент, участвующий в волонтерской акции, формирует ценность милосердия, добра, человека, блага, сопереживания, веры и др. Студент, участвующий в веревочном курсе, также осмысливает эти ценности, но уже благодаря другим формам воспитательного события. Благодаря многообразию форм событий и направлений воспитательной деятельности реализуется условие индивидуальности образовательного маршрута.
ИОМ, изображенный в виде графа, обладает качествами, необходимыми для эффективного формирования системы духовно-нравственных ценностей у студентов:
1) Уникальность маршрута (неповторимость, индивидуальность);
2) Интерактивность (взаимодействие с остальными субъектами ИОМ);
3) Актуальность (соответствие потребностям субъекта ИОМ и требованиям социума);
4) Полифункциональность (происходит не только формирование системы духовно-нравственных ценностей, но и личностный рост студента в профессиональном, психолого-педагогическом, творческом и других смыслах);
6) Динамичность и др.
Продукт модуля: семантический граф ИОМ ВД.
Модуль реализации индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студента по формированию духовно-нравственных ценностей. Цель:
реализовать проекты ИОМ ВД.
Шаг 1. Аксиологическое насыщение события внеучебной деятельности духовно-нравственными ценностями. Организатором воспитательного процесса и субъектами ИОМ проводится работа над содержательным компонентом событий. Цель событий: сформировать у студентов такие духовно-нравственные ценности как:
любовь, милосердие, вера, человеколюбие, соборность, благо, творчество и др.
Шаг 2. Реализация субъектом ИОМ ВД.
Студент движется по событиям трех уровней графа ИОМ ВД, на каждом из которых осуществляется его педагогическое сопровождение. Событие первого уровня – конференция студенческих органов самоуправления по вопросам воспитательной деятельности. Участниками конференции становятся представитель администрации вуза, члены органов студенческого самоуправления, студенческие активы учебных групп и первокурсники. В задачи конференции входят привлечение студентов-первокурсников в активную реализацию внеучебной деятельности, анализ достижений и успехов деятельности студенческих организаций вуза, оценка эффективности работы органов студенческого самоуправления, анализ и корректировка плановых событий внеучебной деятельности, презентация графика инвариантного образовательного маршрута внеучебной деятельности. Представленный график инвариантного образовательного маршрута внеучебной деятельности анализируется участниками конференции, осуществляется допустимая коррекция событийного насыщения графика и плана его реализации.
События второго уровня реализуются после проведенной конференции, участники которой в эти сроки производят мониторинг желающих участвовать в активной студенческой внеучебной жизни. Поочередно проходят презентации всех органов студенческого самоуправления образовательного учреждения. Презентации органов студенческого самоуправления направлены на решение таких задач, как ознакомление первокурсников и других студентов с деятельностью студенческого самоуправления, мотивирование и вовлечение новых участников в его деятельность, подведение итогов работы в предыдущие периоды и др.
Следом за презентациями органов студенческого самоуправления, происходит реализация событий внеучебной деятельности, указанных в графике инвариантного образовательного маршрута внеучебной деятельности студентов. Данный график показывает аксиологическую насыщенность каждого события. Такая насыщенность является важнейшим условием формирования духовно-нравственных ценностей у студентов.
Как уже отмечалось выше, ребра графа в одном из своих значений являются операциями. Операция предполагает набор инструментальных действий по достижению события графа внеучебной деятельности. Операция от события первого уровня к событиям второго уровня содержит следующие компоненты: организационный, мотивационный, диагностический, аналитический. Данная операция включает в себя анализ внеучебной работы, работу с первокурсниками, анализ анкетзаявок на участие в студенческом самоуправлении и др.
Ребра графа от событий второго уровня к событиям третьего уровня – это операции, направленные на подготовку событий внеучебной деятельности. Эти операции предусматривают: определение целей и задач события; определение места и значения события в системе внеучебной деятельности; разработку и анализ аксиологического насыщения события; создание креативных рабочих групп для организации и проведения события; определение организационных этапов; составление сметы расходов на организацию события; создание, утверждение и регистрация положения о проводимом событии; проведение организационных собраний; распространение информации о событии – создание информационного повода в пространстве вуза и городских студенческих сообществ; распределение обязанностей, взаимодействие с администрацией вуза.
Операции первого уровня направлены на достижение общей стратегии воспитательной деятельности в вузе. Операции второго уровня – это более конкретный план действий, направленных на достижение конкретных событий.
Продуктами модуля реализации ИОМ ВД является прохождение студента по ИОМ формирования его духовно-нравственных ценностей.
Ценностно-рефлексивный блок – это третий блок модели формирования духовно-нравственных ценностей бакалавров на основе ИОМ ВД, который позволяет определить сформированность духовно-нравственных ценностей, эффективность реализации маршрута и воспитательной работы в вузе.
Данный блок состоит из двух модулей: модуль реализации индивидуальной маршрутной карты самодвижения по событиям ИОМ внеучебной деятельности студентов; модуль ценностно-рефлексивной диагностики студента.
Модуль реализации индивидуальной маршрутной карты ИОМ внеучебной деятельности студентов. Цель: документальная фиксация ИОМ ВД и оценка успешности маршрута самим студентом и организатором воспитательного процесса.
Шаг 1. Заполнение студентом индивидуальной карты самодвижения по событиям внеучебной деятельности. С индивидуальной картой самодвижения по событиям внеучебной пространства вуза можно ознакомиться в приложении (Приложение 2).
Продукт модуля – индивидуальная маршрутная карта ИОМ, позволяющая зафиксировать эффективность ИОМ.
Модуль ценностно-рефлексивной диагностики. Цель действий: выявить сформированность духовно-нравственных ценностей студентов, реализовавших ИОМ ВД.
Задачи: выявить эффективность ИОМ ВД; выявить эффективность воспитательного процесса в вузе; определить место духовно-нравственных ценностей в системе ценностных ориентаций бакалавров образования.
Шаг 1. Диагностика и мониторинг эффективности формирования духовнонравственных ценностей у студентов с помощью анкетирования, опросов и других методик, позволяющих определить общую оценку реализованных событий внеучебной деятельности.
Шаг 2. Рефлексия субъектов ИОМ ВД формирования духовно-нравственных ценностей. Проведение групповых тренингов, направленных на рефлексию участников ИОМ. Это мероприятие позволяет осмыслить изменения в сознании участников, осознать их духовно-нравственный рост.
Шаг 3. Выход из маршрута, построение личностной перспективы развития за рамками вуза. Реализация духовно-нравственных качеств личности в профессиональной деятельности, педагогической практике.
Продуктами модуля является осмысление, осознание участниками изменений в мировоззрении и оценки эффективности этих изменений организаторами воспитательного процесса.
Таким образом, с помощью блочно-модульной системы и системы событийного графа, происходит выстраивание модели формирования духовно-нравственных ценностей на основе ИОМ ВД бакалавров образования.
В контексте аксиологического, индивидуально-личностного, событийнодеятельностного подходов как методологических ориентиров исследования выделяются педагогические условия способствующие формированию духовнонравственных ценностей у будущих педагогов средствами ИОМ ВД. Под педагогическими условиями понимается внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, интенционально предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса (1988, c. 127).
Для реализации модели формирования духовно-нравственных ценностей на основе ИОМ ВД студентов необходимо соблюдение соответствующих педагогических условий. К таким условиям относятся:
аксиологическое насыщение воспитательной среды вуза духовно- нравственной событийностью;
— создание возможностей для мотивированного и свободного выбора студентов событийного вектора собственного ИОМ ВД;
— организация студенческого самоуправления как ведущей деятельности для успешной реализации ИОМ ВД, направленного на формирование духовнонравственных ценностей бакалавров образования;
— подготовка специалистов, организующих ИОМ ВД студентов;
-разработка педагогического сопровождения студента на ИОМ ВД.
Выделенные педагогические условия обусловлены определенными особенностями. Во-первых, требованиями государственных нормативно-правовых документов к воспитанию будущих педагогов. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Необходимо создать условия, формирующие готовность студентов к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению, готовность выражать и отстаивать собственные намерения, мысли и поступки, способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата, осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
Во-вторых, педагогические условия обусловлены психофизиологическими особенностями студенческого возраста. Студент обладает практически всеми качествами взрослой личности, но процесс социализации, осмысление духовности в контексте личностной онтологии, принятие смысложизненных ценностных ориентиров происходят именно в процессе получения высшего (или среднего специального) образования.
В исследованиях ученых психологов и педагогов, посвященных проблемам студенческого возраста, утверждается, что именно данный период в жизни человека является сензитивным для формирования и развития социогенных потенций личности (Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Л.С. Грановская, И.А. Зимняя, Д.И. Фельдштейн, В.А. Якунин). Студенческий возраст определяет финальный этап социализации человека. Огромную роль в развитии личности играет высшее образование:
формируется склад мышления, происходит процесс профессионального и личностного самоопределения, устанавливается система четких представлений о жизни и обществе в целом. Формирование, осмысление и осознание духовно-нравственных ценностей в студенческом возрасте происходит особенно интенсивно, так как это период осознанного поиска своего пути (в том числе и профессионального), окончательного осознания «себя среди других». Возраст 17-21 года является периодом наиболее интенсивного развития духовно-нравственных и эстетических чувств, взглядов, становления социальной позиции в обществе.
В современных условиях массового перехода на многоуровневую структуру подготовки в вузе исследователями подчеркивается наличие двух первостепенных задач: обеспечение получения студентами глубоких фундаментальных знаний, а также поиск подходов к организации образовательного процесса, в том числе и внеучебной деятельности, причем важным является учет индивидуальных склонностей, мотивов и интересов студентов в самоопределении и самореализации.
Подробно охарактеризуем выделенные педагогические условия.
Первое условие аксиологическое насыщение духовно-нравственной событийностью воспитательной среды вуза. Формирование духовно-нравственных ценностей у студентов напрямую связано с условием духовно-нравственной событийности воспитательной среды. Студент, являясь субъектом ИОМ ВД, проектирует и реализует его события, которые насыщены духовно-нравственными ценностями.
Духовно-нравственная событийность – это совокупность событий воспитательного пространства, смысловое содержание которых пронизано духовнонравственными ценностями. В процессе реализации духовно-нравственной событийности субъект события устремляется к осмыслению нравственных и духовных категорий, принятию и присвоению духовных ценностей им самим как своих личных ценностных жизненных ориентиров.
Организатор ИОМ ВД (куратор, педагог, тьютор), а также сотрудники вуза и студенты должны организовать, проектировать и реализовать события, основа которых едина – духовно-нравственные ценности, однако форма и направленность таких событий может быть абсолютно разнообразна. Так, например, график событий инвариантного образовательного маршрута внеучебной деятельности должен иметь разнонаправленные векторы событий, каждое из которых обладает духовнонравственной ценностно-смысловой нагрузкой. К числу таких ценностей относится:
любовь, благо, жизнь, человек, истина, вера, соборность, свобода и др. Важным является показать, что любая созидательная деятельность человека в первую очередь провозглашает именно выделенные базовые ценности. Так, студенты, обладающие разнообразными индивидуальными склонностями и потребностями, выбирают соответствующие события (спортивное, культурно-творческое, волонтерское, вожатское, экологическое и др. направления внеучебной деятельности). При этом каждое событие, его сценарий, содержание, цели аксиологически насыщены духовно-нравственными ценностями.
Для реализации данного условия необходима совместная работа организатора ИОМ (педагога, куратора, тьютора) и студента над содержанием данных событий.
Таким образом, студенты осмысливают духовно-нравственные ценности в процессе подготовки и реализации событий ИОМ ВД.
Второе условие это создание возможностей для мотивированного и свободного выбора студентов персонального ИОМ ВД из веера имеющихся. Следует подчеркнуть, что ИОМ ВД по формированию духовно-нравственных ценностей, его смысло-содержательный вектор определяются самим студентом. Субъект осуществляет самостоятельный выбор траектории своего пути развития, который соответствует его личным предпочтениям, целям, мотивам, интересам и другим личным устремлениям. Свободный выбор обеспечивается многообразием событий и разнонаправленностью студенческих организаций воспитательной среды, которая должна обладать такими качествами, как интегративность, интерактивность, культуросообразность, полиспектральность и др. Студент, попадая в пространство воспитательной среды, должен незатруднительно ориентироваться в ней, легко адаптироваться к ее условиям. Этот фактор предопределяется информированностью студента о возможностях его собственного выбора во внеучебной деятельности благодаря сайту, студенческим газетам, информационным стендам, которые содержат информацию об основных направлениях внеучебной деятельности (волонтерская, вожатская, научная, культурно-творческая и др.). Он должен найти в ней то, что интересно именно ему, что способствует индивидуальному развитию его личности. Среда должна обладать целым спектром направлений воспитательной деятельности: культурно-творческое направление, социальное направление, гражданскопатриотическое, научное и др. Среда должна обладать и разнообразными организационными формами реализации этих направлений. Студент выбирает не только направление своей деятельности в рамках вуза, но и те формы деятельности, которые для него наиболее актуальны. Наличие в вузе студенческих организаций, выполняющих свою деятельность на основе студенческого самоуправления, также является важным звеном в организации воспитательной среды.
Важной возможностью для мотивированного и свободного выбора ИОМ и включенности в его конструирование является участие студента в программе лагеря-семинара, способствующей привлечению студентов и развитию нравственного и культурно-творческого потенциала бакалавров образования. Программа лагерясеминара должна быть насыщена тренингами, направленными на понимание, осмысление своего «Я» и выявление мотивации и потребности в духовнонравственном развитии, вечерними мероприятиями, направленными на осмысление духовно-нравственных ценностей и их значения в жизни будущего педагога. Важным моментом в организации такой программы является включение в организационный состав лагеря студентов, таким образом, реализовывается принцип «равный равному», что способствует проявлению субъектности студента в воспитательной среде.
Свободный выбор должен обеспечиваться условиями создания веера векторов ИОМ, который заключается в реализации социальной, культурно-творческой, волонтерской деятельности и социального проектирования, способствующих вовлечению студентов в активную практическую деятельность, обеспечивающих опыт высоконравственного поведения, способствующих формированию и развитию духовно-нравственных ценностей. Все направления воспитательной деятельности в контексте ИОМ должны выполнять функцию нравственного воспитания. Выполнить эту функцию возможно благодаря различным формам деятельности. Каждый вектор маршрута обладает аксиологической насыщенностью.
В реализации мотивированного и свободного выбора студентом своего ИОМ представляется необходимым использование интерактивных методов деятельности в воспитательном процессе. Результаты большинства исследований подтвердили, что использование интерактивных методов является самым эффективным путем обучения и воспитания, который будет способствовать оптимальному усвоению нового и закреплению старого знания. Студентам легче вникать, осмысливать духовно-нравственные ценности, если они станут субъектами воспитательного процесса. Исходя из этого, методические разработки по реализации ИОМ обязательно должны включать в себя интерактивные методы обучения. Интерактивные методы обучения в вузе подразумевают постоянное взаимодействие, участники которого находятся в режиме непрерывного диалога, беседы. Они ориентированы на взаимоотношение студентов, как с преподавателями, так и друг с другом. Причем доминирующую позицию должны занимать именно студенты, роль организатора-педагога сводится к направлению их работы на достижение основных целей занятия. К интерактивным методам обучения относятся круглый стол (дебаты и дискуссия, мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторм), ролевые и деловые игры, study (анализ определенных ситуаций), мастер-класс, методика Джеффа и др.
Важным фактором для создания эффективной воспитательной среды, обеспечивающей возможность для свободного, осознанного выбора студентами своего ИОМ, является расширение его горизонтов локализации: взаимообмен собственной деятельностью, духовно-нравственными ценностями студентов в лагеряхсеминарах, слетах, форумах с целью дальнейшего личностного роста. Вуз создает условия, при которых студент, на протяжении прохождения ИОМ, участвует в городских, межрегиональных и всероссийских слетах и форумах. Это необходимо для постоянного обмена опыта между студентами и идентификация себя со студенческим сообществом. Данное условие играет важную роль и в помощи преодоления кризисов и барьеров ИОМ. А также реализует одно из концептуальных положений организации ИОМ – признание равноценности индивидуализма и коллективизма как принципов воспитания и качеств личности.
Третье условие успешной реализации модели формирования духовнонравственных ценностей бакалавров образования на основе ИОМ ВД – это организация студенческого самоуправления в вузе.
Р.У. Богданова определяет студенческое самоуправление как режим протекания совместной самостоятельной жизнедеятельности студентов, обеспечивающий динамику демократических отношений в студенческой среде, способствует реализации возможности гражданского и личностного самоопределения студентов (2007).
Функционирование студенческого самоуправления в вузе является необходимым условием для реализации ИОМ и заключается в вовлечении молодых людей в многообразную деятельность, направленную на качественное решение важных общественных задач и др.
Организация студенческого самоуправления традиционно включает в себя деятельность студенческого совета, советов факультетов, клубов по интересам, студенческих отрядов и др. Многообразие студенческих организаций и направлений их деятельности является предпосылкой и возможностью для организации и реализации разнонаправленных векторов ИОМ ВД, направленного на формирование духовно-нравственных ценностей: вектор волонтерской деятельности, вектор экологического воспитания, культурно-творческий вектор и др.
Студенческое самоуправление – это пространство активного самоопределения и саморазвития личности студента. Основываясь на принципах «равный равному», свободы выбора, творчества и успеха, саморазвития, студенческое самоуправление способствует становлению социально зрелой личности, формированию организаторских и коммуникативных навыков будущих педагогов. Активная деятельность студента в студенческом самоуправлении является фактором роста, профессиональной компетентности, ответственности, самостоятельности, способности к саморазвитию, самовоспитанию и саморегуляции, а также проявления субъектности студента в воспитательном пространстве вуза. Наряду с этим, вовлечение студента в практическую общественную деятельность студенческого самоуправления является условием формирования духовно-нравственной личности студента, так как именно через осуществление практической деятельности формируются его ценностные ориентации, взгляды и поведение в целом.
«ISSN 1606-6251 РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК РОССИЙСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА 4 (68) МОСКВА ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР А.Н. Чумаков ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ Л.Ф. Матронина РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: Адров В.М., Бирюков Н.И., Билалов М.И., Бучило Н.Ф., Кацура А.В., Королёв А.Д., Крушанов А.А., Лисеев И.К., Малюкова О.В., Павлов С.А., Порус В.Н., Пырин А.Г., Сорина Г.В. РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: Васильев Ю.А., Драч Г.В., Кирабаев Н.С., Любутин К.Н., Мантатов В.В., Микешина Л.А., Миронов. »
«Рецензенты: Шарафат Гусейнли, учитель Мехтиева технико-гуманитарного лицея г. Баку Г., Керимова Б. Акиф Гусейнли доктор философии по географии, М 44 учитель лицея имени Гейдара Алиева Познание мира. Перевод: Эльшады Азизовой Учебник для 4-го класса общеобразовательных школ. Баку, «Aspoliqraf», 2015, 104 стр. Авторские права защищены. Перепечатывать это издание или какую-либо его часть, копировать и распространять в электронных средствах информации без специального разрешения противозаконно. ©. »
«МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ВолгГТУ) Кафедра «Философия» Реферат по дисциплине: «История и философия науки» Тема: «История развития изучения прочности материалов при циклическом нагружении» Разработал: аспирант каф. СМ Бадиков К.А.Научный руководитель: д.т.н., доцент Савкин А. Н. Волгоград, 2015 Оглавление Введение 1 Общая история изучения. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕТСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ Реферат к кандидатскому экзамену «История и философия науки» (раздел «История отрасли науки») ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСИКЕ НАУКИ Тема: История развития параллельных вычислительных систем с распределнной памятью Выполнил: аспирант Новокщнов А.А. Кафедры: Высшая математика Специальность: 01.04.04 «Физическая электроника» Первичная экспертиза: Проф., д.т.н. Горобцов. »
«Annotation Первый вариант книги «Психолог в концлагере». Знаменитая книга выдающегося философа и психолога про силу человеческого духа и стремление к смыслу, помогающие выжить и выстоять даже в лагерях смерти. Виктор Франкл Предисловие ПСИХОЛОГ В КОНЦЛАГЕРЕ Неизвестный заключенный Активный и пассивный отбор Отчет заключенного № 119104 (психологический опыт) Фаза первая: прибытие в лагерь Станция Аушвиц Первая селекция Дезинфекция Что остается человеку: голое существование Первые реакции. »
«Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 6. Вып. 1 • 2014 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВО ГРАЖДАН:: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВО ГРАЖДАН ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 6, issue 1 C iiv iill S o c iie t y a n d S o c iie t y o ff C iit iiz e n s :: IIs s u e s o ff T h e o r y a n d P r a c. »
«Ален де Бенуа Benua_Protiv_Liberalizma_84x108.indd 1 13.11.2012 15:28:17 Benua_Protiv_Liberalizma_84x108.indd 2 13.11.2012 15:28:17 Benua_Protiv_Liberalizma_84x108.indd 3 13.11.2012 15:28:17 УДК 14 ББК 60.5 Б 46 Перевод с французского Предисловие А. Г. Дугина Книга издана при поддержке Международного «Евразийского движения» и Центра консервативных исследований при Социологическом факультете МГУ Защиту интеллектуальной собственности и прав издательской группы «Амфора» осуществляет юридическая. »
«НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ИЗДАЕТСЯ ПРИ СОДЕЙСТВИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ (РЭА) РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА (РФО) Выходит 2 раза в год Издается с 2008 г. Шеф-редактор Л. Е. Гринин Главный редактор А. Н. Чумаков Редакционная коллегия: Барлыбаев Х. А., Гирусов Э. В., Ивахнюк И. В., Ильин И. В., Калачёв Б. Ф., Калиниченко П. А., Кацура А. В., Мамедов Н. М., Митрофанова А. В., Мозговой С. А., Попков В. В., Пырин А. Г., Режабек Б. Г., Снакин В. В. Международный редакционный совет. »
«Очерки по педагогической антропологии (часть вторая) Б. М. Бим-Бад Источники и методы педагогической антропологии Источники. Все виды и типы знаний о человеке служат в той или иной степени ценным источником для педагогической антропологии. Религия, искусство, философия, науки о человеке, история искусств, философии и наук выступают ближайшим и непосредственным источником педагогической антропологии. Данные и результаты биологических наук о человеке должны учитываться, приниматься во внимание. »
«ХОРА. 2009. № 1 (7) Специфика религиозного сознания: индийский и западный подходы С.Л. Бурмистров Санкт-Петербургский государственный университет, факультет философии и политологии, кафедра истории философии 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. Понятие религиозного сознания часто используется в современной гуманитарной науке (философия, теория религии и т. д.), однако под этим термином разные авторы понимают зачастую различные явления. В статье делается попытка определить специфику. »
«Ассоциация классических университетов России «Об основных результатах мониторинга эффективности внедрения ФГОС в организациях высшего образования, подведомственных Минобрнауки России, проведенного в 2011 – 2013 г.г.» Материалы к информационно-методическому семинару для руководящих работников организаций высшего образовании Сибирского и Дальневосточного федеральных округов Барнаул 30 сентября 2013 года В обработке и анализе результатов мониторинга приняли участие: Караваева Е.В. – исполнительный. »
«НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ИЗДАЕТСЯ ПРИ СОДЕЙСТВИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ (РЭА) РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА (РФО) ФАКУЛЬТЕТА ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МГУ имени М. В. Ломоносова Выходит 2 раза в год Издается с 2008 г. Шеф-редактор Л. Е. Гринин Главный редактор А. Н. Чумаков Редакционная коллегия: Барлыбаев Х. А., Гирусов Э. В., Ивахнюк И. В., Ильин И. В., Калачёв Б. Ф., Калиниченко П. А., Кацура А. В., Кефели И. Ф., Королёв А. Д., Мамедов Н. М., Митрофанова А. В., Пырин А. Г. »
«ISSN 1606-6251 РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК РОССИЙСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА 3 (75) МОСКВА ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР А.Н. Чумаков ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ Л.Ф. Матронина РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: Адров В.М., Билалов М.И., Бирюков Н.И., Бучило Н.Ф., Кацура А.В., Королёв А.Д., Крушанов А.А., Лисеев И.К., Малюкова О.В., Павлов С.А., Порус В.Н., Пырин А.Г., Сорина Г.В. РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: Васильев Ю.А., Драч Г.В., Кирабаев Н.С., Любутин К.Н., Мантатов В.В., Микешина Л.А., Миронов. »
«1. Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины Формирование знаний о философии как всеобщем способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского познания, философских проблемах и методах их исследования; понимание принципов философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с философским текстом. Изучение дисциплины направлено на развитие. »
«Майкл Суэнвик Хроники железных драконов (сборник) Серия «Железные драконы» Издательский текст http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=9009291 Хроники железных драконов: Азбука, Азбука-Аттикус; СПб.; 2015 ISBN 978-5-389-09624-0 Аннотация Майкл Суэнвик – американский писатель-фантаст, неоднократный лауреат множества литературных наград и премий («Небьюла», «Хьюго», Всемирная премия фэнтези, Мемориальные премии Теодора Старджона и Джона Кемпбелла, премии журналов «Азимов», «Локус»», «Аналог». »
«Вестник ПСТГУ Шохин Владимир Кириллович I: Богословие. Философия д-р филос. наук, профессор, 2015. Вып. 5 (61). С. 41–58 заведующий сектором философии религии ИФ РАН, профессор кафедры систематического богословия и патрологии Богословского факультета ПСТГУ vladshokhin@yandex.ru КАК БЫЛА СДЕЛАНА КЛАССИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА? В. К. ШОХИН Хотя европейскую метафизику вполне можно описать как континуальную традицию, до настоящего времени еще работающую с «заданиями», переданными Академией и Ликеем, ее. »
«Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии РАН Российской академии наук Рефлексивные процессы и управление Сборник материалов IX Международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление» 17-18 октября 2013 г., Москва Ответственный редактор В.Е.Лепский Москва «Когито-Центр» УДК ББК 87. С С 60 Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов IX Международного симпозиума 17-18 октября 2013 г., Москва / Отв. ред. В.Е.Лепский – М.: «Когито-Центр», 2013. –. »
«А.И. Субетто СОЧИНЕНИЯ в 13 томах Кострома А.И. Субетто СОЧИНЕНИЯ НООСФЕРИЗМ Том пятый НоосферНое или Неклассическое обществоведеНие: поиск осНоваНий кНига К 70-летию автора Под редакцией доктора философских наук, профессора Льва Александровича Зеленова Кострома Субетто А.И. Сочинения. Ноосферизм. Том пятый. Книга 2. Ноосферное или Неклассическое обществоведение: поиск оснований/ Под ред. Л.А. Зеленова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. – 628 с. ISBN 978-5-7591-0816-0 Сочинения. »
«Ахкозов Ю. Л. Природа квантового явления как философская проблема первичности материи ПРИРОДА КВАНТОВОГО ЯВЛЕНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА ПЕРВИЧНОСТИ МАТЕРИИ Ю. Л. АХКОЗОВ – к. геол.-мин. н., доц., Международное философско-космологическое общество (г. Кривой Рог, Украина) E-mail:akhkyu49@rambler.ru Показано, что причин современного парадоксального состояния квантовой теории две, теснопереплетённые и взаимосвязанные: философская – не определена реальность, исходная субстанция, физическая форма –. »
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.