Что включают в себя проксемические средства общения
Проксемика как средство общения — что это в психологии
Проксемика – это область психологии, предметом изучения которой являются особенности организации личного пространства человека во время общения с другими людьми. Дистанция многое говорит о собеседниках: о степени их социализации, уровне развития отношений, о доброжелательности или агрессивности настроя. Часто проксемика дает больше информации об уровне общения между людьми, чем вербальные выражения.
Возникновение проксемики
Автором термина «проксемика» является Эдвард Холл – американский психолог и антрополог. Ученый заметил, что каждый человек имеет свое личное пространство, которое он бессознательно старается организовать комфортным для себя образом. В 1969 году Э. Холл написал книгу под названием «Молчаливый язык», в которой описал особенности отношений между людьми, выражающиеся в той или иной дистанции между собеседниками. Здесь же впервые было дано определение понятия «проксемика» в психологии: это вид невербального общения, характеризующийся величиной расстояния между общающимися людьми.
Виды дистанций во время общения
В зависимости от близости отношений и размеров личного пространства люди, общаясь друг с другом, бессознательно выбирают разные расстояния между собой и собеседником. Проксемика как средство общения описывает 4 вида дистанции.
Интимная
Интимная дистанция присуща такому общению, при котором люди достаточно близки между собой. Ими могут быть, например, возлюбленные, близкие друзья, родственники, дети и родители. Интимной считается расстояние между людьми от 15 до 45 сантиметров. В некоторых культурах интимной считается дистанция до 60 см, а в других она равняется длине руки от кончиков пальцев до локтя.
В интимной зоне наиболее удобно общаться с помощью языка тела, мимики, прикосновений и жестов. При вторжении в интимную зону людей, не относящихся к близким, возникает подсознательное желание отдалиться от собеседника.
Людям, имеющим проблемы с социализацией, не нравится находиться в большом скоплении народа, где неизбежны соприкосновения и постоянные нарушения привычной дистанции. Такие люди часто стараются увеличить свое личное пространство любыми способами: выкупить соседние места в кино и транспорте, разложить вокруг себя вещи, никому не позволяющие подойти ближе, чем человеку комфортно.
Индивид со склонностью к агрессии также старается увеличить свою интимную зону, но делает это за счет сокращения личного поля собеседника. Такие люди чрезмерно приближаются, широко расставляют ноги, размахивают руками, пытаются нависать над человеком, с которым разговаривают. Есть предположение, что агрессивность – это следствие того, что личность наделена широким интимным пространством и воспринимает вторжение в него как опасность.
Зная законы проксемики, можно выявить отношение к себе окружающих. Для этого необходимо лишь внимательно понаблюдать за тем, какую дистанцию они стараются выдерживать. Чем они ближе физически, тем более близкими будут душевно. При явном стремлении отдалиться человек, скорее всего, не готов открыто общаться.
Личная
Личная дистанция свойственна для делового и дружеского общения, ее размер – от 0,5 до 1,2 метра. На таком расстоянии люди общаются с деловыми партнерами, приятелями, коллегами и не слишком близкими родственниками.
Личное пространство людей может быть различным в зависимости от их типа нервной деятельности, возраста, пола и характера. Сангвиники и холерики склонны к сокращению дистанции с собеседником, меланхолики и флегматики стремятся держаться немного дальше от тех, с кем разговаривают. Люди, которые ощущают себя беззащитными, например, малыши и пожилые люди, стараются находиться поближе к собеседнику. Более самостоятельные и уверенные в себе индивиды с уважением относятся к личным границам другого и не подходят слишком близко. Дистанция между женщинами часто короче, чем между мужчинами или представителями разного пола.
Социальная
Социальная дистанция составляет 1,2–3,7 метра. Такое расстояние обычно сохраняется при общении незнакомых людей и далеких по статусу деловых партнеров.
Публичная
Это дистанция, предназначенная для публичных выступлений. Ее размер зависит от размеров помещения, в котором находится оратор. В небольших аудиториях это может быть 3,5–7,5 метров, на масштабных мероприятиях – на концерте или в театре, расстояние между выступающим и слушателями может быть более 7,5 метров. Общение на таком расстоянии не предполагает личного знакомства собеседников друг с другом, представляется обычно только тот, кто собирается выступить.
Пространственное расположение
Если говорить о пространственных позициях людей, то одним из примеров проксемики может быть расположение людей за столом. Специалисты выделяют 4 вида позиций собеседников за столом относительно друг друга:
Личные зоны в разных культурах
Изучением особенностей разных культур занималось большое количество ученых, Э.Холл также рассматривал этот вопрос. Он наблюдал, в том числе, и за проксемикой разных народов. Вот некоторые выводы, к которым он пришел:
Заключение
Проксемика – что это такое? Как наука, она изучает пространственные расположения людей относительно друг друга. Основателем проксемики является американский ученый Э.Холл. Дистанция между людьми зависит, в первую очередь, от ситуации, в которой происходит разговор. Чем более близки люди и чем более интимное у них общение, тем меньше расстояние между ними. Деловые партнеры общаются на более длинных дистанциях, артисты и ораторы находятся с публикой на самых больших расстояниях. Также дистанция между людьми может зависеть от их личностных особенностей и культурных норм.
Проксемические особенности невербального общения
Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Это понятие ввел американский антрополог Эдвард Холл в начале 60-х гг. Слово «проксемик» (от англ. Proximity) означает близость. Его исследования в этой области привели к новому освещению отношений между людьми.
Каждый человек имеет свою собственную личную территорию, например, квартиру, дом, участок, огороженный забором; сюда входит его машина, его собственная спальня или его личный стул, а также, как обнаружил доктор Холл, определенное воздушное пространство вокруг его тела.
Психический и этический комфорт в процессе общения во многом определяется дистанцией между собеседниками. Знание дистанций позволяет прогнозировать реакцию другого человека в процессе общения.
Выделяют следующие зоны в человеческом контакте:
• интимная зона (до 50см), в которую допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что вторжение в интимную зону влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове. Преждевременное нарушение ее границ всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;
• личная или персональная зона (50 — 120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
• социальная зона (120 — 400 см) обычно создается во время встреч в кабинетах и других служебных помещениях с малознакомыми и незнакомыми людьми;
• публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей — в лекционной аудитории, на митинге.
У разных народов эти пространственные зоны различны. Так, у североамериканцев интимная зона больше, чем у латиноамериканцов или японцев.
Выбор дистанции общения зависит от взаимоотношений между людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют) и от индивидуальных особенностей людей (например, интроверты плохо переносят слишком близкую дистанцию).
Скученность людей на концертах, в кинозалах, на эскалаторах, в транспорте, в лифте приводит к неизбежному вторжению в интимные зоны друг друга. Существует ряд неписаных правил поведения для европейцев в условиях скученности людей, например, в автобусе или в лифте:
• ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми;
• не рекомендуется смотреть в упор на других;
• лицо должно быть совершенно беспристрастным, никакого проявления эмоций не разрешается;
• чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения;
• в лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой.
Общаясь с собеседниками, необходимо обращать тщательное внимание на пространственное размещение, которое несет определенную смысловую нагрузку. Рассмотрим технику включения и исключения партнера из разговора. Когда третий человек желает присоединиться к двум другим, которые образуют закрытую формацию, он будет желанным гостем, если к нему другие два собеседника развернут свои тела и все вместе образуют треугольник. Если участие третьего человека нежелательно, то два собеседника, образующие закрытую формацию, только повернут свои головы к нему или к ней, говоря о том, что они его видят.
Часто разговор между тремя людьми может начаться в открытом треугольнике, но постепенно два человека могут образовать закрытую формацию, чтобы выключить третьего собеседника. Такое образование должно быть четким сигналом третьему человеку, что он должен уйти из группы, пока еще не испытал смущения. Подтверждением сказанного является направление носков обуви. Ступни не только указывают направление, в котором человек хотел бы передвигаться, но также указывают на людей, в которых человек заинтересован или находит привлекательными. Представьте, что вы находитесь на приеме и замечаете группу из трех мужчин и одной весьма привлекательной женщины. Кажется, что разговор ведут мужчины, а женщина только слушает. Затем вы замечаете, что все мужчины одной ногой как бы указывают в направлении женщины. Таким очень простым невербальным намеком все мужчины демонстрируют свой интерес. Подсознательно женщина принимает эти сигналы и весьма вероятно, что она останется с группой, пока будет видеть эти знаки внимания.
Если вы хотите завязать какие-либо отношения с человеком, то используйте положение треугольника. Когда вы хотите невербально оказать на него давление, то встаньте непосредственно перед ним. Положение «угол 90°» позволяет другому человеку думать и действовать независимо, не испытывая невербального давления с вашей стороны.
Замечено также, что очень часто в переговорах, когда один человек решил закончить разговор или хочет уйти, он разворачивает свое тело или ноги в направлении ближайшего выхода. Если вы увидите такой сигнал во время общения, то лучшее, что вы можете сделать, это заинтересовать человека и попытаться вовлечь его в разговор. В крайнем случае, лучше закончить беседу первым, чтобы сохранить контроль над ситуацией.
В ваших ежедневных встречах с другими людьми развороты тела, а также ног и позитивное сочетание жестов, таких, как открытые руки, видимые ладони, наклоны вперед, наклоны головы и улыбка могут облегчить ваше общение с другими людьми, заставить их чувствовать к вам расположение.
Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве. В процессе общения в условиях рабочего кабинета со стандартным прямоугольным столом собеседники могут занимать четыре основных положения относительно друг друга (рис. 6.3).
а) позиция непринужденного общения (угловое расположение).
б) позиция сотрудничества (делового взаимодействия).
в) соревновательно-оборонительная позиция.
г) независимая позиция.
Рис. 6.3. Взаимное расположение в процессе общения
(а) Позиция непринужденного общения. Эта позиция обычно используется людьми, которые находятся в дружеских отношениях и ведут непринужденную беседу. Эта позиция позволяет видеть не только глаза, но и жесты другого человека. Угол стола представляет собой частичный барьер в случае, если один из собеседников начинает чувствовать угрозу, а при этом нет территориального деления на крышке стола.
(б) Позиция сотрудничества. Собеседники совместно работают над одним проектом, стремятся к взаимопониманию и эффективному взаимодействию. Это одна из самых удачных позиций для обсуждения и выработки общих решений.
(в) Соревновательно-оборонительная позиция. Такое расположение способствует тому, что каждая сторона будет придерживаться своей точки зрения. Стол между ними становится своеобразным барьером. Когда люди сидят непосредственно друг напротив друга, они бессознательно делят стол на две части. Каждый осознает половину стола как собственную территорию и возражает против вторжения собеседника. Если В хочет убедить в чем-либо А, то соревновательно-оборонительная позиция сокращает шансы В на успешное проведение переговоров. Но может оказаться, что А является менеджером, который должен серьезно поговорить с сотрудникомВ, и соревновательная позиция может усилить его упреки, или В необходимо, чтобы А чувствовал свое превосходство, поэтому он выбирает позицию напротив.
(г) Независимая позиция. Эту позицию занимают люди, когда они не хотят общаться с другими людьми. Это говорит об отсутствии интереса и даже враждебной позиции по отношению к другим людям, особенно если вы вторгаетесь в территориальное владение этого человека. Такого положения надо избегать, когда между А и В требуется какой-либо открытый разговор.
На создание психологического климата существенное влияние оказывает не только расположение собеседников за столом, но и форма самих столов, размер стула и различные аксессуары.
Квадратный стол (формальный) устанавливает соревновательные или же оборонительные отношения партнеров на переговорах. Это относится к людям, занимающим равное положение в обществе. Квадратные столы являются идеальными для коротких прямых переговоров или создания отношений начальник — подчиненный. При этом больше всех вам будут помогать люди, сидящие рядом. Тот, который сидит справа, будет помогать больше, чем тот, который сидит слева. Наибольшее сопротивление будет оказывать человек, который сидит непосредственно напротив вас.
Круглый стол (неформальный) создает атмосферу неформального отношения и является идеальным для ведения дискуссий среди людей, занимающих одинаковое положение в обществе, так как каждый человек занимает одну и ту же территорию стола. Если убрать стол и поставить кружком стулья, также появится атмосфера расслабления.
Факторы, которые как бы повышают статус человека, следующие: размер стула и его спинки, высота, на которой находится стул от пола, и местоположение стула в кабинете.
Чем выше спинка стула, тем большей властью обладает человек, и тем выше его статус. Многие начальники сидят в кожаных креслах с высокими спинками, в то время как посетителю они предлагают обычные стулья с низкими спинками.
Вращающиеся стулья и стулья на колесиках позволяют обладателю стула иметь некоторую свободу движения, когда он находится в затруднительном положении. Обычные стулья не дают такой свободы движений, и отсутствие движения компенсируется различными жестами, которые могут выдать человека и показать его собеседнику, что он думает и что чувствует на самом деле. Кресла с ручками, особенно те, в которых можно откидываться, лучше, чем стулья, у которых нет таких преимуществ.
Контрольные вопросы к главе 6
1. Почему невербальные коммуникации играют важную роль в деловом общении? Назовите функции невербальных коммуникаций?
2. Какие виды невербальных коммуникаций вы знаете?
3. Какие факторы определяют особенности невербального языка?
4. Раскройте сущность невербального общения.
5. Приведите классификацию невербальных средств общения.
6. Как дистанция между субъектами делового общения влияет на психологический и этический комфорт беседы?
7. Как влияет на психологический климат делового общения взаимное расположение собеседников?
8. Может ли повлиять на психологический климат беседы форма стола, за которым сидят собеседники?
9. Чем определяется значение визуального контакта в деловом общении?
10. Какую информацию можно получить, наблюдая за изменением степени открытости глаз?
11. Какую информацию можно получить, наблюдая за изменением направления взгляда?
12. Какую информацию можно получить, наблюдая за движением глаз?
Проксемические средства общения
Такесические средства
К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме
рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства.
Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь
развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное (ладони рук вертикально). При доминирующем рукопожатии ладонь повернута вниз, в жесте появляется оттенок начальственности. При покорном рукопожатии человек протягивает руку, развернув ее ладонью вверх. В этом случае отдается инициатива другому человеку. Так поступают люди, страдающие артритом рук. Слабым рукопожатием обмениваются хирурги, артисты, художники и музыканты, для которых профессионально важны чуткие руки. Друзья всегда используют равноправное рукопожатие, подавая ладони рук вертикально.
Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких
отношений, равенства социального положения общающихся.
Благотворное воздействие прикосновения доказал американский врач С. Шенберг.
Отмечено, что лучше чувствуют себя те люди, к которым в детстве постоянно прикасались. Они, как правило, более раскованны, уверены в себе. Они более коммуникабельны, контактны. Им проще и легче жить. Они реже испытывают стрессы.
Профессор медицины, директор Международного научно-исследовательского центра
традиционной медицины «ЭНИОМ» Я.Г Гальперин утверждает, что прикосновением один человек действительно может исцелить другого. Прикосновение к человеку оказывает влияние на формирование здоровых клеток мозга, способствуют развитию памяти, органов чувств, создают условия для здоровой и полноценной жизни.
Не только физическим прикосновением, но и сочувствием можно помочь человеку,
сделать ему приятное, чтобы он ощутил прикосновение. Я Г. Гальперин убежден, что
прикосновение, сочувствие оказывают сильное и благотворное воздействие на развитие любого человека.
Проксемика (от англ – близость) исследует расположение людей в пространстве при
общении. Это понятие ввел в начале 60-х годов американский антрополог Эдвард Холл. К
проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и
дистанция между ними.
Человек как и животные, рыбы, птицы имеет определенное воздушное пространство
вокруг своего тела, а также личную территорию – квартиру, дом и т.д.
Размеры воздушной оболочки человека зависят от плотности населения людей в месте их
проживания. Следовательно, размеры личной пространственной зоны социально и национально
датчане, испанцы и др., так как они привыкли к перенаселенности. Среднее расстояние между
собеседниками занимают англичане, немцы, шведы, австрийцы, жители Швейцарии и др.
Предпочитают широкие открытые пространства, любят сохранять дистанцию американцы,
Психический и этический комфорт в процессе общения во многом определяется
дистанцией между собеседниками. Знание расстояния – нормы приближения человека к человеку,
называемых дистанциями, позволяет прогнозировать реакцию людей в процессе общения.
Независимо от района проживания, размеры личной пространственной территории
человека среднеобеспеченного социального уровня в принципе одинаковы. Ее можно разделить на
четыре четкие пространственные зоны:
интимная (от 0 до 45 см), включая сверхинтимную зону (0 – 15 см) – общение с близкими
У разных народов эти пространственные зоны различны. Так, у североамериканцев
интимная зона больше, чем у латиноамериканцев или японцев. Плохо переносят близкую
Существует ряд неписаных правил поведения для европейцев в условиях скученности
людей, например, в автобусе или лифте:
ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми;
не рекомендуется смотреть в упор на других;
лицо должно быть совершенно беспристрастным, никакого проявления эмоций не разрешается;
чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть движения людей;
в лифте следует смотреть только на указатель этажей.
Воспринимая невербальную информацию, следует иметь в виду, что это прежде всего
сигнал, требующий внимания собеседника. Но прежде, чем приступить к реагированию на этот
сигнал, необходимо рассматривать его в общем контексте беседы и в сравнении с другими
средствами передачи информации.
Знание невербальных средств общения поможет деловым людям правильно оценить
поведение людей, улучшить с ними взаимоотношения.
Проксемические средства общения
Проксемика (от англ – близость) исследует расположение людей в пространстве при общении. Это понятие ввел в начале 60-х годов американский антрополог Эдвард Холл. К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.
Человек как и животные, рыбы, птицы имеет определенное воздушное пространство вокруг своего тела, а также личную территорию – квартиру, дом и т.д.
Размеры воздушной оболочки человека зависят от плотности населения людей в месте их проживания. Следовательно, размеры личной пространственной зоны социально и национально
Предпочитают широкие открытые пространства, любят сохранять дистанцию американцы, австралийцы, новозеландцы.
Психический и этический комфорт в процессе общения во многом определяется дистанцией между собеседниками. Знание расстояния – нормы приближения человека к человеку, называемых дистанциями, позволяет прогнозировать реакцию людей в процессе общения.
Независимо от района проживания, размеры личной пространственной территории человека среднеобеспеченного социального уровня в принципе одинаковы. Ее можно разделить на четыре четкие пространственные зоны:
интимная (от 0 до 45 см), включая сверхинтимную зону (0 – 15 см) – общение с близкими людьми;
У разных народов эти пространственные зоны различны. Так, у североамериканцев интимная зона больше, чем у латиноамериканцев или японцев. Плохо переносят близкую дистанцию интроверты.
Существует ряд неписаных правил поведения для европейцев в условиях скученности людей, например, в автобусе или лифте:
ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми;
не рекомендуется смотреть в упор на других;
лицо должно быть совершенно беспристрастным, никакого проявления эмоций не разрешается;
чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть движения людей;
в лифте следует смотреть только на указатель этажей.
Воспринимая невербальную информацию, следует иметь в виду, что это прежде всего
сигнал, требующий внимания собеседника. Но прежде, чем приступить к реагированию на этот
сигнал, необходимо рассматривать его в общем контексте беседы и в сравнении с другими
средствами передачи информации.
Знание невербальных средств общения поможет деловым людям правильно оценить
поведение людей, улучшить с ними взаимоотношения.
Реклама как форма массовой коммуникации.
реклама – это одна из форм массовой коммуникации, в которой создаются и распространяются, оплаченные рекламодателем иформативно-образные, экспрессивно-сугестивные тексты однонаправленного и неличного характера о товарах, услугах, идеях и оказания психологического воздействия на массовое и индивидуальное сознание потребителей с целью побудить их к нужным рекламодателю выбору и поступку.
Предлагаемое определение на основании перечисленных критериев охватывает всю рекламу. Однако, следуя поставленным в работе задачам, далее под термином «реклама», «рекламное сообщение», в основном, будут подразумеваться рекламные тексты, восприятие которых в совокупности вербальных и невербальных составляющих может быть специфичным для многоязычной культурной среды.
Таким образом, реклама это особая форма коммуникации, что оправдывает использование термина «рекламные коммуникации». Как известно, в самом общем виде в структуре коммуникации выделяют отправителя сообщения (коммуникатора), собственно сообщение, получателя сообщения (реципиента), а также комплекс отношений между отправителем и получателем. При этом мы можем говорить о различных видах коммуникации в зависимости от количества ее участников. По данному критерию реклама может быть отнесена, прежде всего, к массовой коммуникации, поскольку она направлена на широкие целевые группы потребителей товаров и услуг, используя с этой целью средства массовой информации.*
Если говорить о схеме рекламной коммуникации, то необходимо отметить, что в общих чертах она повторяет известные социальные модели коммуникаций. Анализ различных моделей коммуникаций** показывает, что фокус внимания исследователей сосредотачивается на основных ее элементах, в числе которых:
— Коммуникатор, его статус, структура;
— Содержание коммуникации (материалы печати, телевидения, радио и др.);
— Средства коммуникации, каналы распространения информации;
— Аудитория (получатель), ее профиль, основные характеристики;
— Эффекты коммуникации.
Исследование рекламной коммуникации предполагает анализ таких же элементов с учетом их специфики и целей. Процесс рекламной коммуникации включает массу промежуточных факторов, опосредующих процесс рекламной коммуникации. Эти факторы, которые в теории коммуникации рассматриваются в качестве барьеров или фильтров, являются причиной возникновения различного рода помех и оказывают серьезное влияние на эффективность восприятия рекламных сообщений. В теории коммуникаций обычно выделяют три группы факторов: физические, психологические, семантические. Первый фактор связан с организацией рекламной кампании, техническими возможностями каналов передачи информации. Психологические помехи связываются с особенностями восприятия рекламы представителями различных целевых групп потребителей рекламной продукции. Основная причина семантических помех – неоднозначность интерпретации аудиторией лингвистических особенностей текста, понятий, терминов, названий.
Сущностной характеристикой рекламной коммуникации является оплаченность отправителем, а также прагматичность ее сообщений, носящих неличный, или массовый характер. Рекламная коммуникация подчинена определенной цели, сводящейся, как правило, к изменению отношения или поведения потребителей. Рекламная информация может рассматриваться в нескольких плоскостях: как массовая информация, как экономический инструмент, как форма психологического воздействия, как массовая культура или даже искусство. Определенную разработанность получила проблема коммуникации в контексте современной культуры вообще, ее философское осмысление как «мифологической» и «фольклорной» формы. Соответственно центральным понятием в изучении рекламы в зависимости от точек зрения исследователя может становиться информация, товар, мотив или образ. Данное исследование предполагает рассмотрение рекламной коммуникации преимущественно в ее коммуникационном, психолингвистическом и социальном аспектах.
В свое время большинство исследователей пришли к выводу, что рекламный текст представляет собой один из случаев функционального использования знаковых систем языка в деятельности. Эта деятельность по составлению рекламных текстов должна учитывать как цели, так и условия, в которых эта деятельность осуществляется. Поэтому одним из важных текстообразующих факторов становится обусловленная его целеустановкой прагматическая ориентация целого текста. Именно целеустановка определяет наличие в рекламном тексте различных типов речевых актов (призыв, утверждение, обещание, просьба и т. д.), реализуемых в контекстах, составляющих предмет прагматики. Лингвопрагматический аназиз рекламного текста дает возможность рассмотреть поведение знаков в реальном процессе коммуникации и в том числе наличие определенных свойств контекста, которые касаются прежде всего говорящего и слушающего – непосредственных участников коммуникации.
Прагматический анализ может быть дополнен использованием методов и приемов риторики, в рамках которой еще со времен Аристотеля шаг за шагом создавалась теория речевого воздействия. Предварительная характеристика «неречевого контекста» вызвана тем, что рекламный текст есть средство решения определенной задачи.
Отметим, что результативность использования процедур риторики напрямую зависит от использования методов и приемов психологического анализа. Такой анализ позволяет экстраполировать полученные результаты на речевую деятельность (продуцирование рекламных текстов) и прогнозировать процесс восприятия рекламных сообщений.
Рассмотрим с позиций представленной коммуникативной схемы и предмета исследования процесс формирования рекламного сообщения – письменного текста. Источник (коммуникатор) генерирует определенную идею, становящуюся основой исходного сообщения. Сообщение есть передаваемая источником получателю информация, «закодированная идея, то, что хотел сообщить источник получателю» [20] Как пишет А.Б. Зверинцев, » в голове коммуникатора есть некая мысль, идея, которую он намерен передать коммуниканту в расчете на определенную реакцию. Прежде всего коммуникатор облекает эту мысль в слова, превращает в определенную схематическую модель, которая будет положена в основу передаваемого текста».[21] Отметим здесь тот факт, что кодирование происходит не только на лексическом уровне (это подчеркивает в своей схеме А.Б.Зверинцев). Кодирование информации происходит на всех языковых уровнях: лексическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом.
Коммуникатор рекламного сообщения всегда имеет представление о том, как бы он хотел, чтобы сообщение интерпретировалось получателем. Однако результат интерпретации, то есть толкование сообщения получателем, как было указано выше, определяется рядом факторов и, прежде всего, кодированием.
Кодирование является важным фактором эффективности рекламной коммуникации: это представление идеи сообщения, которую стремится донести до получателя коммуникатор, в кодах, или символах. «Коды – это символы, или знаки, переводящие идею на язык понятный получателю» [25]. Кодирование предполагает выбор определенной речевой структуры текста и достигается разнообразием рекламных жанров или фактур речи. [26] Таким образом, мы говорим о генологическом (жанрообразующем) измерении кодирования в конкретном акте рекламной коммуникации. Возможности канала передачи рекламного сообщения (например, использование только устной речи на радио или сочетание печатной речи и изображения в газете или журнале) и средства массовой информации, выбранного в качестве канала передачи выделили следующие жанры рекламы: наружную (щитовую), газетную, журнальную, радио- и телевизионную рекламу.
Неотъемлемым звеном коммуникативной рекламной модели является получатель, или адресат сообщения. Следует сделать предположение, что кодирование в тексте рекламной коммуникации будет носить различный характер в зависимости от того, кому направлено сообщение: целевой аудитории или массовидному субъекту в сфере массовой информации, что связывается с самой сущностью сообщения.
Коммуникативный акт предполагает и процесс декодирования сообщения (перевод на язык получателя). Как считает И.Р. Гальперин, » информация относительно легко декодируется, потому что выбранные модели текста существенно помогают вычленению главного, основного от сопутствующего, второстепенного» [27]. По отношению к объекту нашего исследования, который является синтетическим текстовым феноменом, можно говорить о возможности изучения структурных элементов в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Исследователи выделяю три основных структурных компонента рекламного сообщения: вербальный, визуальный ряд и звучание. Принципиальный синтетизм рекламного сообщения в наши дни подмечен многими исследователями. Так Е.С. Акопджанян замечает, что «при всем разнообразии форм и целей рекламы их объединяет общая синтетическая суть, представленная в двуединой направленности – материально-практической и образно-духовной» [28]. В.В. Ученова и С.А. Шомова исследуя ведущие варианты современных синтетичных текстов, отмечают, что «рекламный текст – уже на устном этапе – синтезируется не только с вербальными, но и с изобразительными и музыкальными знаковыми возможностями» [29]. И здесь же, как бы подчеркивая эту мысль, «то, что рождалось в творчески концентрированных условиях ярмарочной торговли, затем закреплялось, входило в быт, создавало рекламные традиции. Преобразуясь в изобразительные и письменные формы, рекламные тексты сохраняли это синтетическое сочетание фактологического ядра, риторических и художественных средств воздействия и стремления ко всеобще понятной, бытовой непосредственности, выраженной в соответствующей лексике» [30].
Наличие трех структурно различаемых компеонентов в рекламном сообщении означает, что «каждый из этих элементов должен что- либо вносить от себя – ни в одном из них не должно быть «пустых мест», «провалов» [31]. С другой стороны, «тесное переплетение вербальной, визуальной и звуковой составляющих обуславливает необходимое единообразие в целях и средствах достижения этих целей, поскольку нельзя говорить на разных языках, когда созидается целое» [32].
Таким образом, выделение названных компонентов представляется наиболее удобным для анализа тех образов и ассоциаций, которые возникают в рекламном сообщении и выполняют строго закрепленные за ними функции. В отдельных случаях каждый из компонентов может подкрепить воздействие другого или его заменить.
Одной из составляющих акта коммуникации является эффект коммуникации, под которым подразумевается в большинстве случаев изменение поведения получателя рекламного сообщения. Называют «три основных типа результатов коммуникации:
1. изменение в знаниях;
2. изменение установок, то есть изменение относительно устойчивых представлений аудитории;
3. изменение поведения получателя информации» [33].
Имея в качестве объекта нашего исследования рекламный текст, функционирующий в пространстве рекламных коммуникаций, мы говорим о таком тексте как о структурной единице (при всей разновидности жанровой палитры) акта общения, который определяет поведение коммуниканта.
Выдвижение собственно рекламного текста в центр нашего исследования и, в то же время, необходимость многосторонней рекламной деятельности требует обобщения опыта тех научных дисциплин, которые фокусируют свое внимание именно на категории текста, реализуя коммуникативный подход к трактовке языка.
В последнее время категория текста прочно утвердилась в гуманитарных исследованиях. Это может быть объяснено эволюцией взглядов на конечные продукты творческой деятельности. Тенденция в изучении языка не только как средства, но и как результата речедеятельности выявила смысловую и коммуникативную незавершенность предложения как основной речевой единицы и привела к тому, что не предложение, а текст стал рассматриваться в качестве минимальной единицы речевой коммуникации. Действительно, если различные языковые уровни от простого (фонемного) до более сложных служат для построения языковых уровней более высокого порядка, то текстовой уровень замыкает круг известных нам языковых явлений, так как именно на текст «работают» все остальные языковые единицы.
Возникло новое направление в лингвистике, которое от предложения переходит к анализу текста и его структурных компонентов и дальше к выявлению текстообразующих единиц надтекстого уровня. Таким образом текст стал рассматриваться как особым образом организованная семиотическая система, а его «внутренняя организация» как обусловленная факторами внелингвистического порядка. Особенно это важно подчеркнуть, имея в качестве объекта исследования специфику рекламного текста как коммуникативной единицы в многоязычной среде, так как общеизвестно, что именно неязыковые факторы являются тем регулятором, который определяет отбор языковых средств для создания, в данном случае, рекламного текста. Интегративный характер рекламной деятельности, о чем было сказано в начале параграфа, приводит к том, что рекламный текст, обладая сложными и разветвленными внешними связями, оказывается наиболее подверженным «внешним воздействиям». Именно с обращением к таким дисциплинам как психолингвистика, лингвопрагматика и риторика, акцентирующих свое внимание на языке как речевой деятельности, может быть произведен наиболее эффективный анализ рекламной деятельности как деятельности общения в многоязыковой среде и собственно рекламного текста как главного звена в рекламной коммуникации.
Среди разных типов текста, относящихся к сфере массовой коммуникации, рекламные тексты заслуживают пристального рассмотрения в качестве уникального по своей интенсивности функционального, а значит и целевого использования языка. Поэтому анализ рекламных текстов предполагает обязательное отношение к тексту как основной единице общения, то есть основной единице коммуникации.
Коммуникация как функция управления организацией
Коммуникация считается успешной, если получатель информации понимает се содержание адекватно тому смыслу, который в нее вложил отправитель. А. Р. Бахарев (Бахарев А. Р. Коммуникации внутри компании: как добиться их эффективности, iteam.rn предлагает следующую схему внутриорганизационных коммуникаций, в которой менеджер выступает как информационно-коммуникативный центр (рис. 8.4).
Рис. 8.4.Менеджер как информационно-коммуникативный центр
Необходимо отметить, что, как показывает практика, внутриорганизационными коммуникациями недальновидные руководители нередко или полностью пренебрегают, либо уделяют им недостаточно серьезное внимание. Это происходит по многим причинам. Вот некоторые из них:
o нехватка времени у руководи гелей (важные проекты, давящие сроки, деловые встречи и т.д.);
o общая перегруженность деловой информацией;
o привычная традиция непререкаемых однонаправленных связей сверху вниз.
Рис. 8.5.Классификация коммуникативных каналов по пропускной способности (по А. Р. Бахареву)
Затрудняют деловые коммуникации наряду с объективными и такие субъективные факторы, как предвзятое представление людей об инновациях. Речь идет о наших согражданах, неприемлющих все новое по причине привычки к старому, кажущемуся стабильным и устойчивым, пусть даже и являющимся стереотипным пережитком. В результате коммуникационного взаимодействия с ними искажается смысл и восприятие сообщения, а также, как следствие, снижается уровень эффективности воздействия, его результативность, замедляется процесс обратной связи.
Для того чтобы внутрикорпоративные взаимоотношения и коммуникативные связи перешли па более высокий уровень эффективности управления, нужно иметь не только сформулированную цель, но и ясно выраженные принципы, корпоративные ценности. Декларируя их, руководство компании демонстрирует своим работникам, каким образом оно намеревается завоевать доверие персонала.
Разработка шкалы социально значимых ценностей в организации должна осуществляться с привлечением самих работников, а не только группой руководящих сотрудников или привлеченным агентством. Если компания не готова осуществить все вышесказанное, не приходится рассчитывать на быстрый и положительный эффект в построении передового прорывного производства.
Прежде всего разработку программы модернизации внутренних коммуникативных связей следует начинать с мониторинга управленческой среды и общей оценки организационной структуры компании. Затем необходимо внимательно изучить тип и содержательную часть уже существующих коммуникаций. Все это необходимо для того, чтобы оценить степень информационно-эмоциональной удовлетворенности коллектива нынешним состоянием коммуникативных взаимоотношений, необходимо установить, какие формы коммуникаций работники считают наиболее целесообразными и эффективными. Результаты исследования позволят специалистам судить о своевременности управленческих изменений. Или позволят своевременно выявить некоторые сложности управления и напряженность в коллективе, устранив которые, можно избежать кризисной производственной ситуации.
Чтобы выбранный канал коммуникации был эффективным, следует учесть ряд моментов:
o организаторам данных мероприятий надо уметь вовлекать аудиторию в диалог;
o участникам собраний следует готовить вопросы заранее, в удобной для понимания форме;
o обязательно протоколировать мероприятие с последующей возможностью ознакомления и оповещения всех заинтересованных участников.
Важно также установить четкую градацию критериев и качеств, определяющих содержание информации, которая подлежит распространению среди персонала. Такие сведения могут повысить степень доверия персонала к руководству, удовлетворенности компанией и стимулировать производительность труда. Осведомленность о делах компании и осознание своей роли в ней приводит к повышению уровня внутрикорпоративной сплоченности и к некоторому сокращению нежелательной текучести кадров. Напротив, утаивание информации или просто замалчивание ее ведет к появлению слухов и дестабилизирует работу в коллективе.
20. Виды коммуникаций в организации
Коммуникации, осуществляемые в организациях, могут быть классифицированы по ряду признаков (табл. 7.2.1).
Классификация коммуникаций в организации
Коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств, информационных технологий, в современных условиях приобретают важнейшее значение. Осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий (УИС). Менеджеры с помощью УИС могут, например, обратиться к другим сотрудникам за информацией, нужной для решения проблем, а могут также изучить литературу о современных достижениях в какой-либо интересующей их области.
Межличностные коммуникации. Межличностные коммуникации – коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения. Именно они представляют наибольшую значимость для изучения ОП. На межличностные коммуникации оказывают влияние различные факторы (2.1).
Эффективность межличностных коммуникаций во многом зависит от обратной связи. С ее помощью отправитель понимает, передано ли сообщение, получено ли оно и правильно ли понято и принято получателем.
2.1. Факторы, влияющие на межличностные коммуникации
Получатель должен быть убежден в компетентности отправителя. В зависимости от компетентности, предшествующего опыта разные люди по-разному могут интерпретировать одно и то же сообщение, что обусловливает различные подходы к кодированию и декодированию информации. При некомпетентности отправителя коммуникация может не состояться.
Доверие получателя к отправителю как к руководителю, так и к личности – также важное условие осуществления коммуникации. При этом получатель должен признавать право отправителя на передачу сообщения.
В отношении ожиданий получателя важно отметить, что люди хорошо воспринимают только то, что они готовы воспринять. Неожиданная информация может не восприниматься.
На эффективность межличностных коммуникаций влияет совместимость любого рода. Психологическая несовместимость отправителя и получателя, неприятие получателем целей и задач, которые формулируются в сообщении, разрушают коммуникацию.
Статус отправителя может быть по-разному воспринят получателем. Получатель может признавать его и тогда он выполняет указания отправителя, переданные в сообщении, а может воспринимать статус как личную угрозу, что препятствует коммуникации и даже прерывает ее.
Межличностные коммуникации зависят от социокультурной среды, в которой они осуществляются, включающей традиции, обычаи, систему ценностей. При общении представителей различных национальных культур необходимо учитывать этот фактор. Культурные различия проявляются как в вербальном, так и в невербальном общении.
Коммуникации по форме общения. Вербальные коммуникации – коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования.
Большую часть рабочего времени менеджеры тратят на личное общение с другими индивидами. Достоинствами устных коммуникаций являются быстрота, спонтанность и возможность широкого использования невербальных сигналов одновременно со словами. По данным А. Мейрабиана лишь 7 % сообщений определено их вербальным содержанием, 93 % имеет невербальную природу, из которых 38 % определено модуляцией голоса, а 55 % – выражением лица.
Невербальные коммуникации – сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, например с помощью жестов, мимики, поз, взгляда, манер. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими.
С помощью вербальных коммуникаций передается информация, а невербальные коммуникации передают отношение к партнеру по сообщению (подробнее об этом см. в разделе 7.3).
Коммуникации по каналам общения. Формальные коммуникации позволяют упорядочивать и ограничивать информационные потоки. Они определяются существующими регламентами:
• организационными (например, схемой организационной структуры);
• функциональными (например, положением об отделах и службах, содержащим раздел «Взаимосвязи между подразделениями»).
Формальные коммуникативные каналы широко используются в организациях, имеющим иерархическую структуру управления.
Неформальные коммуникации – социальные взаимодействия между людьми, отражающие выражение человеческой потребности в общении. Они дополняют формальные коммуникации.
Неформальную систему коммуникаций часто называют «виноградной лозой» (2.2), информация в ней часто распространяется с помощью слухов (табл. 7.2.2).
Таблица 7.2.2 Виды слухов и их характеристика
По данным некоторых исследователей, слухи по меньшей мере на 75 % являются точными.
Коммуникации в зависимости от пространственного расположения каналов и направленности общения. Информация по каналам передается по вертикали – сверху вниз, снизу вверх, а также в горизонтальной плоскости и по диагонали (табл. 7.2.3).
Нисходящие коммуникации – коммуникации, направленные сверху вниз – от руководителя к подчиненным.
Восходящие коммуникации – коммуникации, направленные снизу вверх – от подчиненных к руководителю.
2.2. Виды неформальных коммуникаций «виноградная лоза»
Горизонтальные коммуникации – коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и подразделений на одних и тех же уровнях иерархии для достижения целей организации; способствуют повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации.
Диагональные коммуникации – коммуникации, осуществляемые работниками отделов и подразделений различных уровней иерархии. Они используются в случаях, когда коммуникации работников организации другими способами затруднены.