Что включают государственные финансы

Содержание и значение государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы в экономической системе общества

Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном финансовой системы ввиду того, что они составляют основу для функционирования государства и органов местного самоуправления.

Государственные финансы способствуют реализации социальной политики, поддерживают отдельные отрасли народного хозяйства, обеспечивают обороноспособность и безопасность государства. Управляя государственными финансовыми потоками, руководство страны способно решать самые разнообразные задачи, такие как поддержание темпов экономического роста, регулирование уровня ссудного процента, недопущение падения национальной валюты, сглаживание конъюнктурных колебаний рынков.

Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

На организацию государственных и муниципальных финансов влияет ряд факторов:

1. Форма государственного устройства. Для унитарных государств в целом характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении центральных органов государственной власти по сравнению с федеративными государствами. Основу финансовых ресурсов органов власти административно-территориальных единиц унитарных государств составляют отчисления от регулирующих доходов и средства финансовой помощи центральных органов государственной власти. В условиях федеративной формы государственного устройства, построенной на принципе разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти федерации и субъектов федерации, собственные доходы становятся преобладающими в структуре финансовых ресурсов субъектов федерации. При этом масштабность межбюджетного перераспределения средств сокращается.

2. Особенности административнотерриториального устройства государства, которая проявляется в функционирования одних субъектов федерации в составе других субъектов. Согласно Российской конституции, субъектами РФ являются края и области. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких субъектов, осуществляется в условиях разграничения полномочий с федеральным центром. При этом пропорции зачисления доходов в бюджеты разных уровней способны регулироваться как федеральным законом, так и соглашениями между органами государственной власти.

3. Особый статус отдельных территориальных образований. Придание территориальному образованию особого статуса является эффективным механизмом учета геополитических, этнографических, демографических и иных характеристик такого образования, выработанным международной практикой. Так например, некоторые унитарные государства такие как Италия, Испания и др., включают в свой состав автономии, те органы власти, которые имеют более серьёзные права, чем органы власти других административно-территориальных единиц государств.

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:

Для тех, кто хочет знать больше

Унитарное государство подразделяется на административно-территориальные единицы (провинции, районы, области и т.д.).

Страны с такой формой представляют собой единое централизованное государство, состоящее из зависимых административно — территориальных единиц (Япония, Англия, Швейцария, Франция и др.). Унитарные государства имеют двухуровневую бюджетную систему: государственный бюджет и местные бюджеты (рис 7.1).

Что включают государственные финансы. 7 1. Что включают государственные финансы фото. Что включают государственные финансы-7 1. картинка Что включают государственные финансы. картинка 7 1. Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном финансовой системы ввиду того, что они составляют основу для функционирования государства и органов местного самоуправления.

Отличительные признаки унитарного государства:

Федеративное государство менее централизовано. Это единое союзное государство, состоящее из государственных образований, не являющихся самостоятельными государствами, с собственной компетенцией и системой органов власти и управления. Эти образования — субъекты федерации — носят названия штатов (США, Индия), земель (Германия, Австрия), республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов (Россия) и т.д.

В федеративных государствах трехуровневая бюджетная система: бюджет центрального правительства, бюджеты членов федерации, местные бюджеты (рис. 7.2).

Особенность федеративного устройства финансов состоит в самостоятельности каждого уровня бюджета и разнообразии взаимоотношений между этими уровнями.

Что включают государственные финансы. 7 2. Что включают государственные финансы фото. Что включают государственные финансы-7 2. картинка Что включают государственные финансы. картинка 7 2. Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном финансовой системы ввиду того, что они составляют основу для функционирования государства и органов местного самоуправления.

Отличительные признаки федеративного государства:

1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;

3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);

4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

Виды федераций

Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия

По способу образования самой федерации

Пакистан, Индия, Югославия, Чехословакия

В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов

В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776-1789), Германия (1815-1867), Швейцария (1815-1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

Схема бюджетного устройства конфедеративного государства представлена на рис. 7.3.

Что включают государственные финансы. 7 3. Что включают государственные финансы фото. Что включают государственные финансы-7 3. картинка Что включают государственные финансы. картинка 7 3. Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном финансовой системы ввиду того, что они составляют основу для функционирования государства и органов местного самоуправления.

В Российской Федерации государственные финансы включают в себя: финансы федеральных органов власти, финансы органов власти субъектов РФ, местные финансы. Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

Что включают государственные финансы. 7 4. Что включают государственные финансы фото. Что включают государственные финансы-7 4. картинка Что включают государственные финансы. картинка 7 4. Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном финансовой системы ввиду того, что они составляют основу для функционирования государства и органов местного самоуправления.

Таким образом, федеральному бюджету и бюджетам других уровней управления принадлежит центральная роль в системе государственных финансов. В то же время существенную роль в государственных финансах выполняют различные государственные фонды на федеральном или местном уровне, аккумулирующие денежные ресурсы, имеющие целевое назначение. Такие фонды создаются для решения крупных проблем, требующих специального внимания со стороны органов государственной власти. Источниками средств для таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления из бюджета, капитализация доходов и займы.

Наиболее значимыми являются социальные внебюджетные фонды. В России к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Внебюджетные фонды являются автономными организациями, управляют поступающими в них средствами.

Государственные и муниципальные финансовые ресурсы

Формы организации государственных и муниципальных финансовых ресурсов:

При рассмотрении государственных финансов следует иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается:

Состав государственных (муниципальных) доходов:

Муниципальные доходы: денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной власти и решениями органов местного самоуправления в бюджеты муниципальных образований. Муниципальные заимствования: денежные средства, зачисляемые в соответствии с действующим законодательством в местные бюджеты на условиях платности и возвратности

Классификационный признак
Источники формирования финансовых ресурсов

Источники формирования финансовых ресурсов органов местного самоуправления

Денежные накопления органов государственной власти и органов местного самоуправления образуются из доходов и поступлений текущего финансового года, не использованных в ходе исполнения бюджетов и внебюджетных фондов и предназначенных для осуществления расходов в последующие периоды.

Виды государственных (муниципальных) расходов: расходы на обеспечение деятельности государственных и муниципальных органов; расходы на оборону; расходы на организацию общественного порядка и безопасности; расходы на поддержку экономики и научно-технического прогресса; расходы на жилищно-коммунальное хозяйство; расходы на охрану окружающей среды; расходы на здравоохранение; расходы на образование; расходы на культуру; расходы на социальную защиту.

Основной объем финансовых ресурсов органов государственной власти Российской Федерации сконцентрирован в федеральном бюджете (более 60% от доходов консолидированного бюджета).

Государственные финансы на региональном уровне включают: бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты); территориальные государственные внебюджетные фонды

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 12) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Муниципальные образования самостоятельно определяют структуру органов управления местными финансами, формы их взаимодействия, полномочия конкретных органов и их должностных лиц. Федеральное законодательство предусматривает меры по защите органов местного самоуправления, в том числе органов управления местными финансами от вмешательств в их деятельность со стороны органов государственной власти.

Финансы поселений призваны обеспечить реализацию полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения: закрепляемых за поселениями; переданных органами местного самоуправления муниципальных районов.

За счет финансовых ресурсов муниципальных районов осуществляется: решение вопросов местного значения, отнесенных к ведению органов местного самоуправления муниципальных районов, или переданных органами местного самоуправления поселений, а также реализация отдельных полномочий, переданных органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Единственной разрешенной формой организации финансов для органов местного самоуправления в РФ является местный бюджет. Специфическим видом доходов местных бюджетов являются средства, поступившие от самообложения граждан.

Расходы местных бюджетов определяются расходными обязательствами органов местного самоуправления, а также делегированными полномочиями от органов государственной власти.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается (ст.13 БК РФ).

Федеральный бюджет России — ведущий финансовый документ, основное звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).

Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона.

14.12.2015 года был принят Федеральный закон № 359 «О федеральном бюджете на 2016 год», в котором представлены основные параметры бюджета, нормативы распределения доходов между разными бюджетами бюджетной системы страны, источники поступления финансовых ресурсов, а также направления их расходования. Доходная часть бюджета составит 13 738,5 млрд. рублей, что на 465 701,2 млн. рублей больше, чем в 2015 году.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны.

Источник

Государственные финансы

Полезное

Смотреть что такое «Государственные финансы» в других словарях:

Государственные финансы — (public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти за счет налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором и расходованием средств в… … Финансовый словарь

Государственные финансы — Государственные финансы форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов,… … Википедия

Государственные финансы — (public (state) finance) денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий … Экономико-математический словарь

государственные финансы — Денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. [ОАО РАО «ЕЭС… … Справочник технического переводчика

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ — (public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти из налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором государством денежных средств и их … Словарь бизнес-терминов

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ — (public finance) Состояние финансовой деятельности правительства. Оно включает налогообложение, расходы государственных организаций на реальные товары и услуги, трансфертные выплаты, доходы от государственной собственности, займы и долги, а также … Экономический словарь

государственные финансы — ‘финансы’ Syn: государственный бюджет … Тезаурус русской деловой лексики

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ — 1) денежные средства, поступающие в распоряжение государства в соответствии с государственными бюджетами, бюджетами развития, а также в государственные внебюджетные фонды (в РФ Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского… … Внешнеэкономический толковый словарь

Государственные финансы — (public finance), доходы и расходы гос ва. Эконом, теория Г.ф. анализирует фискальную политику и изучает воздействие налогообложения и гос. расходов на физ. лиц, фирмы, а также совокупные эконом, показатели. Особой сферой теории Г.ф. является… … Народы и культуры

Государственные финансы — PUBLIC FINANCE Экономическая теория, изучающая проблемы доходов и расходов государства и их влияние на экономику страны в целом. Экономисты классики рассматривали проблему лишь с точки зрения доходов, т.е. налогообложения. Со времен Кейнса все… … Словарь-справочник по экономике

Источник

Что из себя представляют государственные и муниципальные финансы, какова их суть?

Особую роль в формировании финансовой структуры государства играют публичные, или как их еще принято называть, муниципальные и государственные финансы. Посредством публичных финансов органы государственной власти и местного самоуправления могут бесперебойно регулировать различные аспекты социального характера, что оказывает непосредственное влияние на многочисленные сектора экономики.
Таким образом, государственные и муниципальные финансы представляют собой определенные финансовые средства, которые необходимы для грамотного контроля, использования, распределения и формирования бесперебойной работы экономических секторов государственных и местных образований.

Государственные финансы занимают ведущее место в общей централизованной финансовой системе любой страны. Поэтому с экономической точки зрения государственные финансы являются необходимым средством для достижения государством своих социальных, экономических и политических функций. То есть, это своеобразный резерв денежного капитала, который необходим каждой стране для решения финансовых вопросов глобального масштаба.
Основными функциями государственных финансов являются:

– реализация общих услуг государственного назначения с учетом всех прав населения страны;

– подготовка и доведение до совершенства правовых актов, которые регулируют рыночные отношения, а также их дальнейшая реализация;

– планирование и дальнейшее осуществление внешней экономической политики страны;

– стабилизация в сфере макроэкономических и социальных процессов;

– производится финансирование различных социальных услуг, а также оказывается помощь незащищенным слоям населения государства;

– реализуются мероприятия, связанные с интеграционным процессом в международную сферу экономики, при этом в первую очередь учитываются внутренние интересы самой страны.

Важно отметить тот факт, что использование государственных финансов, или проще говоря, бюджета, производится в четком соответствии с их конечным назначением на основании закона. Поэтому резервные финансы страны невозможно использовать без юридического на то обоснования, а управление ими осуществляется лишь уполномоченными на то законодательными структурами власти.

Таким образом, общее управление государственными финансами может осуществлять глава государства, а также федеральное собрание страны. Что касается оперативного управления, то его может осуществлять специально для этого созданный госаппарат – Минфин РФ.

Государственные финансы включают в себя следующие объекты:

1. Главное звено бюджетной структуры государства – федеральный бюджет, который включает в себя такие первоочередные категории, как государственные кредиты, налоги и государственные расходы.

Что включают государственные финансы. %D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D0%B8 %D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%8B %D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82. Что включают государственные финансы фото. Что включают государственные финансы-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D0%B8 %D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%8B %D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82. картинка Что включают государственные финансы. картинка %D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D0%B8 %D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%8B %D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82. Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном финансовой системы ввиду того, что они составляют основу для функционирования государства и органов местного самоуправления.

2. Бюджеты различных субъектов РФ начиная от обычных граждан, и, заканчивая предприятиями, ИП и прочим.

3. Внебюджетные государственные фонды, которые образуются, независимо от общего федерального бюджета, например, социальное страхование и здравоохранение.

4. А также фонды внебюджетные, которые формируются самими субъектами РФ.

Муниципальные финансы как самостоятельное звено в финансовой структуре страны

Муниципальные финансы (бюджет) необходимо рассматривать обособлено от государственного, поскольку органы самоуправления занимают отдельную нишу в общей системе государственных органов власти. Таким образом, муниципальные финансы являются неотъемлемой частью социально-экономических отношений, возникающих в результате планирования и реализации денежного бюджета при решении основных задач местного назначения.
Формирование муниципальных финансов осуществляется за счет:

– собственных финансов муниципалитета, например, за счет оплаты услуг, использование объектов собственности, принадлежавших местным органам власти;

– внутренних внебюджетных фондов;

– ценных бумаг и активов, принадлежащих местным властям;

– иных ресурсов, которые находятся в собственности конкретного муниципалитета;

– а также за счет кредитных и заемных средств.

Источник

Тема 3. Государственные финансы

Содержание государственных финансов.

Финансы местных органов власти.

1. Содержание государственных финансов

Государственные финансы – экономические отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства путем формирования государственных денежных фондов и их целевого использования.

Субъектами данных отношений являются государство, предприятия, организации, население.

В состав государственных финансов входят:

бюджеты разных уровней государственного управления;

система государственного социального страхования.

финансы государственных предприятий.

Бюджеты разных уровней государственного управления составляют финансовую базу деятельности органов власти и управления.

Общегосударственный бюджет служит для обеспечения общих функций государства в границах Украины, финансирования государственных целевых комплексных программ, содержание вооруженных сил и органов управления и др.

Местные бюджеты регулируют экономические процессы на местах, средства расходуются на создание местной инфраструктуры, финансирование затрат по воспроизводству трудовых ресурсов, социальных программ.

Внебюджетные фонды обособлены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Главное их назначение – финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников.

Государственный кредит возникает в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий и населения и их передачей во временное пользование органами государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов.

Финансы государственных предприятий обеспечивают функционирование предприятий и организаций, имеющих важное значение для экономики страны или региона.

Структура государственных финансов представлена на рис. 2.

Источники формирования государственных финансовых ресурсов
Что включают государственные финансы. image004. Что включают государственные финансы фото. Что включают государственные финансы-image004. картинка Что включают государственные финансы. картинка image004. Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном финансовой системы ввиду того, что они составляют основу для функционирования государства и органов местного самоуправления.

Рис. 2. Структура государственных финансов.

Общее руководство и управление государственными финансами осуществляет высшие законодательные и исполнительные органы власти через звенья финансовой системы.

Государственные доходы – совокупность отношений по поводу формирования государственных денежных фондов.

Различают государственные доходы:

централизованные – аккумулируемые государственными органами;

децентрализованные – остающаяся в распоряжении государственных предприятий часть денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Централизация государственных доходов в бюджетах разного уровня позволяет проводить единую финансовую политику и структурную перестройку экономики, удовлетворять потребности непроизводственной и социальной сфер на среднем уровне.

Главный источник государственных доходов – национальный доход, а в период чрезвычайных обстоятельств – национальное богатство страны.

Внутренними источниками государственных доходов являются национальный доход и национальное богатство данного государства, а внешними – национальный доход и национальное богатство других стран – государственные займы и репарационные платежи.

Методами мобилизации государственного дохода являются:

эмиссия денежных средств;

прямое изъятие денежных и иных средств.

Соотношение между методами в разные исторические периоды различно и определяется следующими факторами:

степенью остроты социальных противоречий и др.

Система государственных доходов – совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами.

Она выполняет следующие функции:

фискальную – обеспечение ресурсами реализации функций государства;

экономическую – стимулирование экономического роста, влияние на размещение производительных сил, ускорение НТП и др.

Главным инструментом перераспределения национального дохода и источником государственных доходов выступают налоги. Виды налогов, механизм взимания каждого из них определяется в законодательном порядке и закрепляется за соответствующими органами государственного управления.

Государственные займы – второй по значению источник государственных доходов.

Государственные займы осуществляются на разных уровнях: на уровне государственного и местных бюджетов.

Взаимосвязь налогов и займов проявляется в следующем:

1) налоги служат источником погашения займов;

2) рост налогов вынуждает прибегать к займам для снятия социального напряжения.

доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами власти и бюджетными учреждениями;

доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд от бюджетов других уровней;

безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств;

доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества и невостребованных грузов на таможне;

доходы в виде санкций за нарушение действующего законодательства и другие.

Эмиссия денежных средств обычно считается чрезвычайной формой мобилизации государственного дохода, так как может привести к инфляции и утрате доверия к власти.

Обычно эмиссия осуществляется в виде финансирования центральным банком государственных расходов при отсутствии гарантии возврата средств.

3. Государственные расходы

Государственные расходы – часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов государства.

Специфика государственных расходов выражается в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности и функций государства (экономической, социальной, управленческой, оборонной). При этом государство выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия, организации, учреждения.

Что включают государственные финансы. edugr4. Что включают государственные финансы фото. Что включают государственные финансы-edugr4. картинка Что включают государственные финансы. картинка edugr4. Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном финансовой системы ввиду того, что они составляют основу для функционирования государства и органов местного самоуправления.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов.

Организация построения данной системы базируется на определенных принципах, установленных государством:

Соблюдение режима экономии.

Формы финансирования государственных расходов:

Классификация государственных расходов может осуществляться по нескольким признакам:

а) в зависимости от связи государственных расходов с процессом производства:

расходы непосредственно связанные с материальным производством. Они различаются по отраслевому принципу;

расходы, относимые к непроизводственной сфере деятельности государства;

расходы на создание государственных резервов;

б) по целевому признаку:

расходы на развитие экономики;

расходы на социально-культурные программы государства;

расходы на оборону;

расходы на государственное управление.

Рассмотрим эти статьи расходов подробнее.

Расходы на развитие экономики представляют собой денежные средства, направляемые государством на финансирование промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи для обеспечения роста объема производства и повышения его эффективности.

Они включают в себя:

затраты на государственные капиталовложения (инвестиционные расходы) в новые или функционирующие предприятия. Могут осуществляться государством самостоятельно или на долевых началах с частным капиталом;

операционные расходы – затраты государства на хозяйственные мероприятия, которые во многих случаях имеют характер капиталовложений, но не увеличивают стоимость основных фондов экономики: расходы на мелиорацию земель, лесовосстановительные мероприятия и др.;

расходы на создание материальных резервов на случай чрезвычайных ситуаций.

Государственные расходы в сфере экономики планируются по отраслям, министерствам, ведомствам, отдельным предприятиям и объединениям, а также по целевому назначению. Финансируются эти расходы за счет бюджета, внебюджетных фондов и ресурсов самих государственных предприятий. Контроль над использованием средств осуществляется специальными органами финансового контроля и контрольными органами соответствующих министерств.

Красходам на социально-культурные мероприятия относятся:

расходы на социальное обеспечение;

расходы на образование;

расходы на здравоохранение;

расходы на содержание культурно-просветительных учреждений;

Социальноеобеспечение – система общественно-экономических отношений по предоставлению гражданам благ за счет общественных фондов потребления, которые осуществляются бесплатно на условиях равного доступа граждан пропорционально потреблению или с учетом трудового вклада или с частичной оплатой.

Система социального обеспечения охватывает обеспечение нуждающихся лиц минимальным уровнем дохода, лекарствами, бесплатным медицинским обслуживанием, бесплатным образованием и возможность пользоваться достоянием культуры.

Расходы на социальное обеспечение финансируются за счет государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Социальное обеспечение может осуществляться в индивидуальном порядке – в виде денежных выплат за счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов или предоставления индивидуальных услуг, или в виде совместного потребления общественных благ: средства прежде всего государственного бюджета направляются на содержание и развитие систем здравоохранения, образования, сферы культуры.

Виды индивидуального социального обеспечения:

Пенсия – форма денежной выплаты, осуществляемая государством или негосударственными учреждениями физическим лицам с целью материального обеспечения нетрудоспособных граждан в связи с их прошлой трудовой или иной общественно-полезной деятельностью в размере, соизмеримом с прошлым заработком.

Субъектом данного вида социального обеспечения является лицо, признанное нетрудоспособным. Главным фактором здесь является не столько состояние здоровья, сколько освобождение от обязанности трудиться.

по случаю потери кормильца и другие.

Пособия – ряд выплат из фондов социального обеспечения, которые различаются по:

Основные виды пособий:

а) Трудовые – выплачиваются лицам, которые состоят в трудовых отношениях с предприятиями и организациями и утратили заработок в связи с нетрудоспособностью.

Источником выплат служат средства фонда социального страхования, создаваемого на предприятиях в силу закона.

Цель выплат – полное (частичное) возмещение утраченного заработка.

Особенностью данного вида является безэквивалентный характер: трудоспособный человек, не выполняя работ, получает содержание.

К данному виду пособий относятся, например, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам.

б) Социальные – ежемесячные денежные выплаты из государственного бюджета в установленном законом порядке.

Для них характерно отсутствие трудовой деятельности в прошлом или ее наличие, не дающее право на другие виды социального обеспечения.

Цель выплат – предоставление средств, служащих источником существования отдельных категорий граждан.

Размер выплат зависит от категории получателей. Инвалиды I группы и инвалиды детства I и II групп, освобожденные в прошлом от трудовых обязанностей получают пособия, приравненные к минимальной трудовой пенсии. Другие лица получают пособия в размере, обеспечивающем получение лишь незначительного круга жизненно необходимых благ для удовлетворения потребностей, так как их неучастие в прошлом в общественно-полезной деятельности не было вызвано уважительной с точки зрения общества причиной.

Иногда социальные пособия называют социальными пенсиями.

в) Семейные – денежные выплаты, производимые за счет специальных фондов тем семьям, которые несут дополнительные расходы в связи с воспитанием и содержанием несовершеннолетних детей и в других случаях с целью частичного покрытия указанных расходов. Например, социальная пенсия на детей – инвалидов; пособие по уходу за ребенком; пособие на детей малообеспеченным семьям.

1. Льготы – мероприятия, облегчающие материальное положение некоторых категорий граждан в результате того, что часть необходимых для них затрат общество берет на себя.

Сюда относятся содержание детей в детских садах, детских оздоровительных лагерях, транспортные и коммунальные льготы и т.д.

2. Социальное обслуживание – предоставление за счет государства ряда бесплатных услуг гражданам.

Цель – оказание дополнительной помощи гражданам в виде совершения в их пользу определенных действий бытового характера через сферу услуг.

Данный вид социального обеспечения включает, например, услуги на санаторно-курортное лечение; по содержанию в домах-интернатах; услуги по реабилитации и трудоустройству инвалидов.

3. Натуральное обеспечение – передача нуждающимся в собственность определенных материальных ценностей: протезно-ортопедических изделий, лекарств для определенных категорий граждан, предоставление жилья за счет государственного жилищного фонда и другое.

Расходынаобразование включают в себя затраты на:

общее среднее образование;

среднее специальное образование;

систему переподготовки кадров.

Основным источником финансирования расходов на образование являются средства государственного и местных бюджетов. Дополнительными источниками ресурсов являются:

оплата потребителями услуг органов образования;

доходы от сдачи в аренду имущества;

выручка от реализации продукции учебно-производственными мастерскими;

доходы от издательской деятельности;

добровольные взносы граждан и предприятий.

В состав затрат включаются:

затраты на текущее содержание: заработная плата с начислениями, хозяйственные и канцелярские расходы, приобретение книг для библиотек, материалов для учебной работы, на обслуживание зданий и сооружений;

затраты на приобретение оборудования и инвентаря;

затраты на капитальный ремонт;

Расходы планируются в соответствии с нормативами, которые утверждаются министерством образования.

Общий размер расходов на оборону страны утверждается Верховной Радой в составе государственного бюджета. Средства на оборону планируются по годовой смете расходов министерства обороны Украины, которая включается в государственный бюджет.

Расходы по смете группируются по предметно-целевому признаку:

выплату денежного и вещевого довольствия военнослужащим и заработную плату рабочих и служащих;

оплату поставок вооружений и военной техники, продовольствия, вещевого имущества и других материальных ценностей;

финансирование предприятий военно-промышленного комплекса.

Данный вид расходов планируется по родам войск, округам, подразделениям и по целевому назначению, исходя из материальных и денежных норм, утвержденных Министерством обороны.

Хозрасчетные промышленные предприятия и строительные организации министерства обороны финансируются на тех же принципах, что и государственные промышленные предприятия.

Планирование, осуществление расходов и контроль над использованием средств осуществляется финансовым управлением Министерства обороны.

Министерство финансов Украины проверяет сметы министерства обороны с точки зрения обоснованности расчетов, соответствия их установленным нормам, анализирует его годовые отчеты и дает по ним заключение, проверяет целесообразность использования ресурсов и обоснованности их расходования.

Кассовое и расчетное обслуживание министерства обороны возложено на Государственное Казначейство Украины.

Расходы на государственное управление направляются на содержание органов государственной власти и управления, судов и прокуратуры, аппарата министерств и ведомств, советов народных депутатов и их исполнительных комитетов, аппарата управления государственных предприятий и объединений.

Расходы на государственное управление включают в себя затраты на содержание:

высших и местных органов власти и государственного управления,

плановых и финансово-кредитных органов,

органов управления народным хозяйством,

органов юстиции и правопорядка.

Финансируются расходы на управления из государственного бюджета или включаются в издержки производства объединений и предприятий.

Состав расходов на управление:

заработная плата с начислениями;

канцелярские, почтовые расходы, расходы на телефон и другие средства коммуникации;

содержание и ремонт зданий и сооружений;

содержание автотранспорта и другое.

Состав расходов на содержание аппарата управления и номенклатура должностей работников определяется Министерством финансов Украины.

Величина расходов регулируется типовыми структурами, типовыми штатами, нормативами численности, схемами должностных окладов работников управления.

Должностные оклады утверждаются Кабинетом Министров Украины или совместными постановлениями Кабинета министров и федерации независимых профсоюзов.

Финансовые органы обязаны выявлять излишества в штатах аппарата управления, возможности упрощения его структуры, ликвидации излишних и параллельно действующих звеньев управления.

4.Финансы местных органов власти

Местное самоуправление – территориальная самоорганизация граждан для решения вопросов местной жизни непосредственно или через органы, которые они выбирают в рамках закона Украины и собственной финансово-экономической базы.

Территориальную основу местного самоуправления и его базовый уровень составляют село, поселок, город и их объединения. Одноименные территориально-административные единицы, которые имеют общий административно-территориальный центр, по общему соглашению соответствующих Советов могут объединяться в один административный центр путем проведения референдума.

Органы местного самоуправления, а именно: сельские, поселковые, городские Советы Народных Депутатов, могут объединяться в ассоциации и Союзы для более эффективного использования средств.

Территориальная основа регионального самоуправления – районы и область. Органы регионального самоуправления – районные и областные Советы народных депутатов.

Система местного самоуправления включает органы местного самоуправления, формы территориальной самоорганизации граждан (участковые комитеты, уличные комитеты) и формы волеизъявления граждан (местные референдумы, сборы).

Система регионального самоуправления представляет собой совокупность органов и форм территориальной самоорганизации граждан районов и областей.

Местные Советы Народных Депутатов для выполнения своих функций наделены финансово-экономической базой.

Финансовой базой местного самоуправления служит:

природные ресурсы, которыми располагают органы местного самоуправления (земля, вода, растения);

местное хозяйство и коммунальная собственность (источник получения доходов);

бюджетные средства, внебюджетные средства, валютные фонды.

Финансовая база регионального самоуправления:

местное хозяйство и коммунальная собственность (источник получения доходов);

бюджетные средства, внебюджетные средства, валютные фонды.

Местные бюджеты – экономические отношения по формированию, распределению и использованию денежных фондов местных Советов Народных Депутатов. Это оперативный финансовый план административно-территориальной единицы.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:

на общегосударственном уровне:

— финансирование развития социальной инфраструктуры. Местные бюджеты занимают значительный удельный вес в финансировании социальной инфраструктуры Украины. На просвещение расходуется на местном уровне около 60 % всех расходов бюджета Украины; на здравоохранение – более – 85%;

финансирование развития местной промышленности;

решение демографических задач по расширенному воспроизводству населения – за их счет выплачиваются дотации и пособия матерям и многодетным семьям.

Расходы местных бюджетов постоянно увеличиваются, частично за счет перераспределения расходов от общегосударственного к местным бюджетам. Основные факторы увеличения:

рост процесса урбанизации;

рост населения и экономического потенциала страны.

В основу формирования местных бюджетов положен территориальный принцип. Структура местных бюджетов в Украине представлена на рис. 3

Расходы местных бюджетов, согласно Бюджетному кодексу Украины, должны осуществляться на основе принципа субсидиарности. Он предполагает распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно основываться на максимально возможном приближении оказания общественных услуг к их непосредственному потребителю.

Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Украины виды расходов местных бюджетов делятся на группы:

1 группа – расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, обеспечивающих необходимое первоочередное оказание социальных услуг, гарантированных государством, и расположенных наиболее близко к потребителям;

2 группа – расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, обеспечивающих оказание основных социальных услуг, гарантированных государством для всех граждан Украины.

Расходы 1 группы осуществляются из бюджетов местного самоуправления.

Расходы 2 группы осуществляются из бюджетов городов республиканского Автономной Республики Крым и городов областного значения, а также районных бюджетов.

Что включают государственные финансы. image006. Что включают государственные финансы фото. Что включают государственные финансы-image006. картинка Что включают государственные финансы. картинка image006. Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном финансовой системы ввиду того, что они составляют основу для функционирования государства и органов местного самоуправления.

Расходы 3 группы осуществляются из бюджета Автономной Республики Крым и областных бюджетов.

Из бюджетов городов Киева и Севастополя осуществляются расходы всех трех групп.

В бюджетном кодексе Украины подробно определены расходы, осуществляемые из конкретного местного бюджета. При этом расходы разделены на учитываемые и не учитываемые при определении объема межбюджетных трансфертов.

Некоторые расходные полномочия, имеющие государственное значение, т.к. они важны для общественного развития, государство делегирует органам местного самоуправления: на охрану здоровья, просвещение, культуру и другое. Эти расходы рассчитываются по нормативам бюджетной обеспеченности, единым для всех регионов. Для их финансирования предназначены закрепленные доходы. В случае недостаточности последних местные бюджеты осуществляют расходы за счет собственных бюджетных источников, но должны получать компенсацию из Государственного бюджета в виде трансфертов.

Закрепленные доходы местных бюджетов – денежные средства, закрепленные за конкретным бюджетным звеном, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступающие в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты, что фиксируется юридическими актами.

Корзина доходов местных бюджетов местного самоуправления –налоги, сборы (обязательные платежи), которые закреплены бюджетным кодексом на постоянной основе за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты – средства, которые безвозмездно и безвозвратно передаются из одного бюджета в другой в виде помощи.

Они определяются с учетом разности между расчетными потребностями бюджетов местного самоуправления в расходах и его доходными возможностями.

Бюджетный кодекс предусматривает систему трансфертов, которые предоставляются из государственного бюджета:

субвенция на осуществление программ социальной защиты;

субвенция на компенсацию потерь доходов бюджетов местного самоуправления на выполнение собственных полномочий вследствие предоставления льгот, установленных государством;

субвенция на выполнение инвестиционных проектов;

Дотации выравнивания – межбюджетные трансферты на выравнивание доходной способности бюджета, который его получает.

Субвенции – межбюджетные трансферты для использования на определенную цель в порядке, определенном органом, который принял решение о предоставлении субвенции.

Для осуществления расходов местных бюджетов, по которым государство не берет на себя обязательства их финансирования, предназначены собственные источники доходов местных бюджетов, которые не учитываются при определении межбюджетных трансфертов.

Так, например, к таким доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, зачисляемые в бюджеты местного самоуправления; определенная доля платы за землю; налог на прибыль предприятий коммунальной собственности; платежи за специальное использование природных ресурсов местного значения и другие.

При недостаточности закрепленных и собственных доходов местные бюджеты для финансирования своих бюджетных расходов могут осуществлять заимствования и получать займы.

Заимствования –операции, связанные с получением бюджетом средств на условиях возврата, платности и срочности, в результате которых возникают обязательства местного самоуправления перед кредиторами.

Заимствования в местные бюджеты осуществляется на определенную цель и подлежат обязательному возврату. Расходы на обслуживание долга местных бюджетов не могут ежегодно превышать 10 % расходов общего фонда соответствующего местного бюджета в течение какого-либо бюджетного периода, когда планируется обслуживание бюджетного долга. Порядок осуществления заимствований в местные бюджеты устанавливается Кабинетом Министров Украины в соответствии с условиями, определенными бюджетным кодексом Украины.

В процессе исполнения бюджетов нередко возникают временные кассовые разрывы: текущие доходы не покрывают запланированных расходов. Для покрытия временных кассовых разрывов Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым или соответствующего совета могут получать краткосрочные займы в финансово-кредитных учреждениях на срок не более трех месяцев, но в пределах текущего бюджетного периода. Порядок получения таких займов определяется Министерством финансов Украины. Предоставление займов из одного бюджета другому в Украине запрещается.

Контрольные вопросы

В чем состоит содержание государственных финансов?

Перечислите основные виды государственных доходов.

Перечислите основные виды государственных расходов.

Каким образом обеспечивается потребление нетрудоспособного населения?

Почему государство обеспечивает потребление трудоспособного населения?

Чем отличаются субвенции от дотаций?

Каким образом обеспечивается сбалансированность местных бюджетов?

Что такое «закрепленные доходы»?

Список рекомендуемой литературы

Финансы / В.М. Радионова, Ю.Я.Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.,; Под. ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 432 с.

Б.М. Сабатини. Теория финансов: Учебное пособие, 2 – изд. – М.: Издательство «Менеджер», 2000. – 192 с.

Кравченко В.І. Місцеві фінанси України: Навч. посіб. – К.: Т-во „Знання”, КОО, 1999. – 487 с.

Юрій С.І., Бескид Й.М. Бюджетна система України: Навчальний посібник. – К.; НІОС. 2000. – 400 с.

Бюджетный кодекс Украины от 21.06.01 № 2542 – III. – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua

Конституция Украины. – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua

О местном самоуправлении: Закон Украины от 21.05.97 № 280/97 – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua

О пенсионном обеспечении: Закон Украины от 05.11.91. № 1788 – XII. – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *