Что включают государственные финансы
Содержание и значение государственных и муниципальных финансов
Государственные и муниципальные финансы в экономической системе общества
Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном финансовой системы ввиду того, что они составляют основу для функционирования государства и органов местного самоуправления.
Государственные финансы способствуют реализации социальной политики, поддерживают отдельные отрасли народного хозяйства, обеспечивают обороноспособность и безопасность государства. Управляя государственными финансовыми потоками, руководство страны способно решать самые разнообразные задачи, такие как поддержание темпов экономического роста, регулирование уровня ссудного процента, недопущение падения национальной валюты, сглаживание конъюнктурных колебаний рынков.
Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.
На организацию государственных и муниципальных финансов влияет ряд факторов:
1. Форма государственного устройства. Для унитарных государств в целом характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении центральных органов государственной власти по сравнению с федеративными государствами. Основу финансовых ресурсов органов власти административно-территориальных единиц унитарных государств составляют отчисления от регулирующих доходов и средства финансовой помощи центральных органов государственной власти. В условиях федеративной формы государственного устройства, построенной на принципе разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти федерации и субъектов федерации, собственные доходы становятся преобладающими в структуре финансовых ресурсов субъектов федерации. При этом масштабность межбюджетного перераспределения средств сокращается.
2. Особенности административнотерриториального устройства государства, которая проявляется в функционирования одних субъектов федерации в составе других субъектов. Согласно Российской конституции, субъектами РФ являются края и области. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких субъектов, осуществляется в условиях разграничения полномочий с федеральным центром. При этом пропорции зачисления доходов в бюджеты разных уровней способны регулироваться как федеральным законом, так и соглашениями между органами государственной власти.
3. Особый статус отдельных территориальных образований. Придание территориальному образованию особого статуса является эффективным механизмом учета геополитических, этнографических, демографических и иных характеристик такого образования, выработанным международной практикой. Так например, некоторые унитарные государства такие как Италия, Испания и др., включают в свой состав автономии, те органы власти, которые имеют более серьёзные права, чем органы власти других административно-территориальных единиц государств.
В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:
Для тех, кто хочет знать больше
Унитарное государство подразделяется на административно-территориальные единицы (провинции, районы, области и т.д.).
Страны с такой формой представляют собой единое централизованное государство, состоящее из зависимых административно — территориальных единиц (Япония, Англия, Швейцария, Франция и др.). Унитарные государства имеют двухуровневую бюджетную систему: государственный бюджет и местные бюджеты (рис 7.1).
Отличительные признаки унитарного государства:
Федеративное государство менее централизовано. Это единое союзное государство, состоящее из государственных образований, не являющихся самостоятельными государствами, с собственной компетенцией и системой органов власти и управления. Эти образования — субъекты федерации — носят названия штатов (США, Индия), земель (Германия, Австрия), республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов (Россия) и т.д.
В федеративных государствах трехуровневая бюджетная система: бюджет центрального правительства, бюджеты членов федерации, местные бюджеты (рис. 7.2).
Особенность федеративного устройства финансов состоит в самостоятельности каждого уровня бюджета и разнообразии взаимоотношений между этими уровнями.
Отличительные признаки федеративного государства:
1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;
3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);
4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.
Классификационный признак |
---|
Источники формирования государственных финансовых ресурсов |
---|
|
Рис. 2. Структура государственных финансов.
Общее руководство и управление государственными финансами осуществляет высшие законодательные и исполнительные органы власти через звенья финансовой системы.
Государственные доходы – совокупность отношений по поводу формирования государственных денежных фондов.
Различают государственные доходы:
централизованные – аккумулируемые государственными органами;
децентрализованные – остающаяся в распоряжении государственных предприятий часть денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Централизация государственных доходов в бюджетах разного уровня позволяет проводить единую финансовую политику и структурную перестройку экономики, удовлетворять потребности непроизводственной и социальной сфер на среднем уровне.
Главный источник государственных доходов – национальный доход, а в период чрезвычайных обстоятельств – национальное богатство страны.
Внутренними источниками государственных доходов являются национальный доход и национальное богатство данного государства, а внешними – национальный доход и национальное богатство других стран – государственные займы и репарационные платежи.
Методами мобилизации государственного дохода являются:
эмиссия денежных средств;
прямое изъятие денежных и иных средств.
Соотношение между методами в разные исторические периоды различно и определяется следующими факторами:
степенью остроты социальных противоречий и др.
Система государственных доходов – совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами.
Она выполняет следующие функции:
фискальную – обеспечение ресурсами реализации функций государства;
экономическую – стимулирование экономического роста, влияние на размещение производительных сил, ускорение НТП и др.
Главным инструментом перераспределения национального дохода и источником государственных доходов выступают налоги. Виды налогов, механизм взимания каждого из них определяется в законодательном порядке и закрепляется за соответствующими органами государственного управления.
Государственные займы – второй по значению источник государственных доходов.
Государственные займы осуществляются на разных уровнях: на уровне государственного и местных бюджетов.
Взаимосвязь налогов и займов проявляется в следующем:
1) налоги служат источником погашения займов;
2) рост налогов вынуждает прибегать к займам для снятия социального напряжения.
доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами власти и бюджетными учреждениями;
доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд от бюджетов других уровней;
безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств;
доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества и невостребованных грузов на таможне;
доходы в виде санкций за нарушение действующего законодательства и другие.
Эмиссия денежных средств обычно считается чрезвычайной формой мобилизации государственного дохода, так как может привести к инфляции и утрате доверия к власти.
Обычно эмиссия осуществляется в виде финансирования центральным банком государственных расходов при отсутствии гарантии возврата средств.
3. Государственные расходы
Государственные расходы – часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов государства.
Специфика государственных расходов выражается в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности и функций государства (экономической, социальной, управленческой, оборонной). При этом государство выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия, организации, учреждения.
Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов.
Организация построения данной системы базируется на определенных принципах, установленных государством:
Соблюдение режима экономии.
Формы финансирования государственных расходов:
Классификация государственных расходов может осуществляться по нескольким признакам:
а) в зависимости от связи государственных расходов с процессом производства:
расходы непосредственно связанные с материальным производством. Они различаются по отраслевому принципу;
расходы, относимые к непроизводственной сфере деятельности государства;
расходы на создание государственных резервов;
б) по целевому признаку:
расходы на развитие экономики;
расходы на социально-культурные программы государства;
расходы на оборону;
расходы на государственное управление.
Рассмотрим эти статьи расходов подробнее.
Расходы на развитие экономики представляют собой денежные средства, направляемые государством на финансирование промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи для обеспечения роста объема производства и повышения его эффективности.
Они включают в себя:
затраты на государственные капиталовложения (инвестиционные расходы) в новые или функционирующие предприятия. Могут осуществляться государством самостоятельно или на долевых началах с частным капиталом;
операционные расходы – затраты государства на хозяйственные мероприятия, которые во многих случаях имеют характер капиталовложений, но не увеличивают стоимость основных фондов экономики: расходы на мелиорацию земель, лесовосстановительные мероприятия и др.;
расходы на создание материальных резервов на случай чрезвычайных ситуаций.
Государственные расходы в сфере экономики планируются по отраслям, министерствам, ведомствам, отдельным предприятиям и объединениям, а также по целевому назначению. Финансируются эти расходы за счет бюджета, внебюджетных фондов и ресурсов самих государственных предприятий. Контроль над использованием средств осуществляется специальными органами финансового контроля и контрольными органами соответствующих министерств.
Красходам на социально-культурные мероприятия относятся:
расходы на социальное обеспечение;
расходы на образование;
расходы на здравоохранение;
расходы на содержание культурно-просветительных учреждений;
Социальноеобеспечение – система общественно-экономических отношений по предоставлению гражданам благ за счет общественных фондов потребления, которые осуществляются бесплатно на условиях равного доступа граждан пропорционально потреблению или с учетом трудового вклада или с частичной оплатой.
Система социального обеспечения охватывает обеспечение нуждающихся лиц минимальным уровнем дохода, лекарствами, бесплатным медицинским обслуживанием, бесплатным образованием и возможность пользоваться достоянием культуры.
Расходы на социальное обеспечение финансируются за счет государственного бюджета и внебюджетных фондов.
Социальное обеспечение может осуществляться в индивидуальном порядке – в виде денежных выплат за счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов или предоставления индивидуальных услуг, или в виде совместного потребления общественных благ: средства прежде всего государственного бюджета направляются на содержание и развитие систем здравоохранения, образования, сферы культуры.
Виды индивидуального социального обеспечения:
Пенсия – форма денежной выплаты, осуществляемая государством или негосударственными учреждениями физическим лицам с целью материального обеспечения нетрудоспособных граждан в связи с их прошлой трудовой или иной общественно-полезной деятельностью в размере, соизмеримом с прошлым заработком.
Субъектом данного вида социального обеспечения является лицо, признанное нетрудоспособным. Главным фактором здесь является не столько состояние здоровья, сколько освобождение от обязанности трудиться.
по случаю потери кормильца и другие.
Пособия – ряд выплат из фондов социального обеспечения, которые различаются по:
Основные виды пособий:
а) Трудовые – выплачиваются лицам, которые состоят в трудовых отношениях с предприятиями и организациями и утратили заработок в связи с нетрудоспособностью.
Источником выплат служат средства фонда социального страхования, создаваемого на предприятиях в силу закона.
Цель выплат – полное (частичное) возмещение утраченного заработка.
Особенностью данного вида является безэквивалентный характер: трудоспособный человек, не выполняя работ, получает содержание.
К данному виду пособий относятся, например, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам.
б) Социальные – ежемесячные денежные выплаты из государственного бюджета в установленном законом порядке.
Для них характерно отсутствие трудовой деятельности в прошлом или ее наличие, не дающее право на другие виды социального обеспечения.
Цель выплат – предоставление средств, служащих источником существования отдельных категорий граждан.
Размер выплат зависит от категории получателей. Инвалиды I группы и инвалиды детства I и II групп, освобожденные в прошлом от трудовых обязанностей получают пособия, приравненные к минимальной трудовой пенсии. Другие лица получают пособия в размере, обеспечивающем получение лишь незначительного круга жизненно необходимых благ для удовлетворения потребностей, так как их неучастие в прошлом в общественно-полезной деятельности не было вызвано уважительной с точки зрения общества причиной.
Иногда социальные пособия называют социальными пенсиями.
в) Семейные – денежные выплаты, производимые за счет специальных фондов тем семьям, которые несут дополнительные расходы в связи с воспитанием и содержанием несовершеннолетних детей и в других случаях с целью частичного покрытия указанных расходов. Например, социальная пенсия на детей – инвалидов; пособие по уходу за ребенком; пособие на детей малообеспеченным семьям.
1. Льготы – мероприятия, облегчающие материальное положение некоторых категорий граждан в результате того, что часть необходимых для них затрат общество берет на себя.
Сюда относятся содержание детей в детских садах, детских оздоровительных лагерях, транспортные и коммунальные льготы и т.д.
2. Социальное обслуживание – предоставление за счет государства ряда бесплатных услуг гражданам.
Цель – оказание дополнительной помощи гражданам в виде совершения в их пользу определенных действий бытового характера через сферу услуг.
Данный вид социального обеспечения включает, например, услуги на санаторно-курортное лечение; по содержанию в домах-интернатах; услуги по реабилитации и трудоустройству инвалидов.
3. Натуральное обеспечение – передача нуждающимся в собственность определенных материальных ценностей: протезно-ортопедических изделий, лекарств для определенных категорий граждан, предоставление жилья за счет государственного жилищного фонда и другое.
Расходынаобразование включают в себя затраты на:
общее среднее образование;
среднее специальное образование;
систему переподготовки кадров.
Основным источником финансирования расходов на образование являются средства государственного и местных бюджетов. Дополнительными источниками ресурсов являются:
оплата потребителями услуг органов образования;
доходы от сдачи в аренду имущества;
выручка от реализации продукции учебно-производственными мастерскими;
доходы от издательской деятельности;
добровольные взносы граждан и предприятий.
В состав затрат включаются:
затраты на текущее содержание: заработная плата с начислениями, хозяйственные и канцелярские расходы, приобретение книг для библиотек, материалов для учебной работы, на обслуживание зданий и сооружений;
затраты на приобретение оборудования и инвентаря;
затраты на капитальный ремонт;
Расходы планируются в соответствии с нормативами, которые утверждаются министерством образования.
Общий размер расходов на оборону страны утверждается Верховной Радой в составе государственного бюджета. Средства на оборону планируются по годовой смете расходов министерства обороны Украины, которая включается в государственный бюджет.
Расходы по смете группируются по предметно-целевому признаку:
выплату денежного и вещевого довольствия военнослужащим и заработную плату рабочих и служащих;
оплату поставок вооружений и военной техники, продовольствия, вещевого имущества и других материальных ценностей;
финансирование предприятий военно-промышленного комплекса.
Данный вид расходов планируется по родам войск, округам, подразделениям и по целевому назначению, исходя из материальных и денежных норм, утвержденных Министерством обороны.
Хозрасчетные промышленные предприятия и строительные организации министерства обороны финансируются на тех же принципах, что и государственные промышленные предприятия.
Планирование, осуществление расходов и контроль над использованием средств осуществляется финансовым управлением Министерства обороны.
Министерство финансов Украины проверяет сметы министерства обороны с точки зрения обоснованности расчетов, соответствия их установленным нормам, анализирует его годовые отчеты и дает по ним заключение, проверяет целесообразность использования ресурсов и обоснованности их расходования.
Кассовое и расчетное обслуживание министерства обороны возложено на Государственное Казначейство Украины.
Расходы на государственное управление направляются на содержание органов государственной власти и управления, судов и прокуратуры, аппарата министерств и ведомств, советов народных депутатов и их исполнительных комитетов, аппарата управления государственных предприятий и объединений.
Расходы на государственное управление включают в себя затраты на содержание:
высших и местных органов власти и государственного управления,
плановых и финансово-кредитных органов,
органов управления народным хозяйством,
органов юстиции и правопорядка.
Финансируются расходы на управления из государственного бюджета или включаются в издержки производства объединений и предприятий.
Состав расходов на управление:
заработная плата с начислениями;
канцелярские, почтовые расходы, расходы на телефон и другие средства коммуникации;
содержание и ремонт зданий и сооружений;
содержание автотранспорта и другое.
Состав расходов на содержание аппарата управления и номенклатура должностей работников определяется Министерством финансов Украины.
Величина расходов регулируется типовыми структурами, типовыми штатами, нормативами численности, схемами должностных окладов работников управления.
Должностные оклады утверждаются Кабинетом Министров Украины или совместными постановлениями Кабинета министров и федерации независимых профсоюзов.
Финансовые органы обязаны выявлять излишества в штатах аппарата управления, возможности упрощения его структуры, ликвидации излишних и параллельно действующих звеньев управления.
4.Финансы местных органов власти
Местное самоуправление – территориальная самоорганизация граждан для решения вопросов местной жизни непосредственно или через органы, которые они выбирают в рамках закона Украины и собственной финансово-экономической базы.
Территориальную основу местного самоуправления и его базовый уровень составляют село, поселок, город и их объединения. Одноименные территориально-административные единицы, которые имеют общий административно-территориальный центр, по общему соглашению соответствующих Советов могут объединяться в один административный центр путем проведения референдума.
Органы местного самоуправления, а именно: сельские, поселковые, городские Советы Народных Депутатов, могут объединяться в ассоциации и Союзы для более эффективного использования средств.
Территориальная основа регионального самоуправления – районы и область. Органы регионального самоуправления – районные и областные Советы народных депутатов.
Система местного самоуправления включает органы местного самоуправления, формы территориальной самоорганизации граждан (участковые комитеты, уличные комитеты) и формы волеизъявления граждан (местные референдумы, сборы).
Система регионального самоуправления представляет собой совокупность органов и форм территориальной самоорганизации граждан районов и областей.
Местные Советы Народных Депутатов для выполнения своих функций наделены финансово-экономической базой.
Финансовой базой местного самоуправления служит:
природные ресурсы, которыми располагают органы местного самоуправления (земля, вода, растения);
местное хозяйство и коммунальная собственность (источник получения доходов);
бюджетные средства, внебюджетные средства, валютные фонды.
Финансовая база регионального самоуправления:
местное хозяйство и коммунальная собственность (источник получения доходов);
бюджетные средства, внебюджетные средства, валютные фонды.
Местные бюджеты – экономические отношения по формированию, распределению и использованию денежных фондов местных Советов Народных Депутатов. Это оперативный финансовый план административно-территориальной единицы.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:
на общегосударственном уровне:
— финансирование развития социальной инфраструктуры. Местные бюджеты занимают значительный удельный вес в финансировании социальной инфраструктуры Украины. На просвещение расходуется на местном уровне около 60 % всех расходов бюджета Украины; на здравоохранение – более – 85%;
финансирование развития местной промышленности;
решение демографических задач по расширенному воспроизводству населения – за их счет выплачиваются дотации и пособия матерям и многодетным семьям.
Расходы местных бюджетов постоянно увеличиваются, частично за счет перераспределения расходов от общегосударственного к местным бюджетам. Основные факторы увеличения:
рост процесса урбанизации;
рост населения и экономического потенциала страны.
В основу формирования местных бюджетов положен территориальный принцип. Структура местных бюджетов в Украине представлена на рис. 3
Расходы местных бюджетов, согласно Бюджетному кодексу Украины, должны осуществляться на основе принципа субсидиарности. Он предполагает распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно основываться на максимально возможном приближении оказания общественных услуг к их непосредственному потребителю.
Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Украины виды расходов местных бюджетов делятся на группы:
1 группа – расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, обеспечивающих необходимое первоочередное оказание социальных услуг, гарантированных государством, и расположенных наиболее близко к потребителям;
2 группа – расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, обеспечивающих оказание основных социальных услуг, гарантированных государством для всех граждан Украины.
Расходы 1 группы осуществляются из бюджетов местного самоуправления.
Расходы 2 группы осуществляются из бюджетов городов республиканского Автономной Республики Крым и городов областного значения, а также районных бюджетов.
Расходы 3 группы осуществляются из бюджета Автономной Республики Крым и областных бюджетов.
Из бюджетов городов Киева и Севастополя осуществляются расходы всех трех групп.
В бюджетном кодексе Украины подробно определены расходы, осуществляемые из конкретного местного бюджета. При этом расходы разделены на учитываемые и не учитываемые при определении объема межбюджетных трансфертов.
Некоторые расходные полномочия, имеющие государственное значение, т.к. они важны для общественного развития, государство делегирует органам местного самоуправления: на охрану здоровья, просвещение, культуру и другое. Эти расходы рассчитываются по нормативам бюджетной обеспеченности, единым для всех регионов. Для их финансирования предназначены закрепленные доходы. В случае недостаточности последних местные бюджеты осуществляют расходы за счет собственных бюджетных источников, но должны получать компенсацию из Государственного бюджета в виде трансфертов.
Закрепленные доходы местных бюджетов – денежные средства, закрепленные за конкретным бюджетным звеном, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступающие в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты, что фиксируется юридическими актами.
Корзина доходов местных бюджетов местного самоуправления –налоги, сборы (обязательные платежи), которые закреплены бюджетным кодексом на постоянной основе за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов.
Межбюджетные трансферты – средства, которые безвозмездно и безвозвратно передаются из одного бюджета в другой в виде помощи.
Они определяются с учетом разности между расчетными потребностями бюджетов местного самоуправления в расходах и его доходными возможностями.
Бюджетный кодекс предусматривает систему трансфертов, которые предоставляются из государственного бюджета:
субвенция на осуществление программ социальной защиты;
субвенция на компенсацию потерь доходов бюджетов местного самоуправления на выполнение собственных полномочий вследствие предоставления льгот, установленных государством;
субвенция на выполнение инвестиционных проектов;
Дотации выравнивания – межбюджетные трансферты на выравнивание доходной способности бюджета, который его получает.
Субвенции – межбюджетные трансферты для использования на определенную цель в порядке, определенном органом, который принял решение о предоставлении субвенции.
Для осуществления расходов местных бюджетов, по которым государство не берет на себя обязательства их финансирования, предназначены собственные источники доходов местных бюджетов, которые не учитываются при определении межбюджетных трансфертов.
Так, например, к таким доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, зачисляемые в бюджеты местного самоуправления; определенная доля платы за землю; налог на прибыль предприятий коммунальной собственности; платежи за специальное использование природных ресурсов местного значения и другие.
При недостаточности закрепленных и собственных доходов местные бюджеты для финансирования своих бюджетных расходов могут осуществлять заимствования и получать займы.
Заимствования –операции, связанные с получением бюджетом средств на условиях возврата, платности и срочности, в результате которых возникают обязательства местного самоуправления перед кредиторами.
Заимствования в местные бюджеты осуществляется на определенную цель и подлежат обязательному возврату. Расходы на обслуживание долга местных бюджетов не могут ежегодно превышать 10 % расходов общего фонда соответствующего местного бюджета в течение какого-либо бюджетного периода, когда планируется обслуживание бюджетного долга. Порядок осуществления заимствований в местные бюджеты устанавливается Кабинетом Министров Украины в соответствии с условиями, определенными бюджетным кодексом Украины.
В процессе исполнения бюджетов нередко возникают временные кассовые разрывы: текущие доходы не покрывают запланированных расходов. Для покрытия временных кассовых разрывов Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым или соответствующего совета могут получать краткосрочные займы в финансово-кредитных учреждениях на срок не более трех месяцев, но в пределах текущего бюджетного периода. Порядок получения таких займов определяется Министерством финансов Украины. Предоставление займов из одного бюджета другому в Украине запрещается.
Контрольные вопросы
В чем состоит содержание государственных финансов?
Перечислите основные виды государственных доходов.
Перечислите основные виды государственных расходов.
Каким образом обеспечивается потребление нетрудоспособного населения?
Почему государство обеспечивает потребление трудоспособного населения?
Чем отличаются субвенции от дотаций?
Каким образом обеспечивается сбалансированность местных бюджетов?
Что такое «закрепленные доходы»?
Список рекомендуемой литературы
Финансы / В.М. Радионова, Ю.Я.Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.,; Под. ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 432 с.
Б.М. Сабатини. Теория финансов: Учебное пособие, 2 – изд. – М.: Издательство «Менеджер», 2000. – 192 с.
Кравченко В.І. Місцеві фінанси України: Навч. посіб. – К.: Т-во „Знання”, КОО, 1999. – 487 с.
Юрій С.І., Бескид Й.М. Бюджетна система України: Навчальний посібник. – К.; НІОС. 2000. – 400 с.
Бюджетный кодекс Украины от 21.06.01 № 2542 – III. – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua
Конституция Украины. – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua
О местном самоуправлении: Закон Украины от 21.05.97 № 280/97 – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua
О пенсионном обеспечении: Закон Украины от 05.11.91. № 1788 – XII. – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
- Что включают в состав опф
- Что включают графические материалы к проектам границы опасной зоны у затопленной выработки