Что включается в понятие аудиторская деятельность

Что включается в понятие аудиторская деятельность

Статья 1. Аудиторская деятельность

С 01.01.2022 ч. 1 ст. 1 дополняется словами (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

С 01.01.2022 ч. 2 ст. 1 дополняется предложениями. (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 ч. 3 ст. 1 дополняется словами (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 136-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 4 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

6. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.

7. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

8. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник

Что такое аудит. Объясняем простыми словами

Аудит — независимая проверка и оценка финансовой отчётности предприятия сторонними специалистами или компаниями.

Проще говоря, в фирму приезжает специально обученный человек, который просматривает всю финансовую или другую документацию, изучает производственные или другие бизнес-процессы. После этого эксперт выносит официальное заключение.

Такой деятельностью могут заниматься специализированные аудиторские фирмы, индивидуальные предприниматели, аудиторы.

Аудит может быть на добровольной основе, т. е. инициатором проверки выступает сама компания. Например, по инициативе одного или нескольких учредителей (акционеров), когда у организации поменялось руководство или главный бухгалтер. Но также он бывает и обязательный.

Аудит бухгалтерской отчётности по закону обязателен для организаций:

Пример употребления на «Секрете»

«Вице-президент Facebook подчеркнул, что компания начнёт отправлять отчёт о контенте, который она публикует каждые 12 недель, на независимый аудит, так как хочет нести ответственность перед своими пользователями».

(Из новости о том, что подросткам ограничат время пользования Instagram).

Нюансы

Существует множество видов аудита, перечислим самые основные:

Финансовый аудит. Проверка экономического состояния организации с оценками достоверности и перспективами развития.

Промышленный аудит. Система мероприятий, которая совмещает в себе финансовый и технический контроль объёмов выполненных работ и их качество, требования строительных норм и правил, стартапов и так далее.

Управленческий аудит. Проверка существующей системы организации бизнес-процессов ради выявления проблем и поиска путей их решения, чтобы повысить эффективность работы компании.

Ошибки в употреблении

Не путайте с понятием «ревизия». Аудит направлен на разные стороны деятельности компании — экономическую, техническую, управленческую и так далее. Ревизия же — часть финансового аудита. Она необходима для проверки законности финансовых операций компании и их верного отражения в бухгалтерском учёте.

Ревизия выявляет различные недостатки, ошибки и махинации в финансовой сфере и ставит целью наказать виновных в подобных махинациях. Если при аудите выявлены недостатки или ошибки, то часто компания-аудитор предлагает пути их исправления.

Исторический факт

Примерно 4000 лет до н. э. древние цивилизации Ближнего Востока создавали государства и налаживали хозяйственную деятельность. Чтобы вести учёт доходов и расходов, составлялись специальные отчёты. Спустя время это привело к тому, что необходимо было устраивать проверки составляемой отчётности на наличие ошибок.

Источник

Виды аудиторских и сопутствующих услуг

Основная задача владельцев и руководителей компаний — постоянно улучшать результаты деятельности, минимизировать финансовые риски, снижать затраты, повышать качество работы сотрудников. Реализовать эту цель помогает использование аудиторских и сопутствующих услуг. Аудиторская организация изучает и оценивает документацию фирмы, выявляет нарушения и пробелы, при необходимости определяет пути решения сложных ситуаций.

Понятия аудиторских услуг и аудита даны в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг; осуществляется аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами в соответствии с Международными стандартами аудита. На территории Российской Федерации введено 48 стандартов аудита.

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Виды аудиторских услуг и перечень сопутствующих аудиту услуг определены Приказом Минфина России от 09.03.2017 № 33н.

В Приказе классификация аудиторских услуг установлена по объекту проверки:

К сопутствующим аудиту услугам (по перечню в Приказе Минфина России от 09.03.2017 года) относятся:

В ФЗ «Об аудиторской деятельности» дан подробный перечень услуг, прочно связанных с аудиторской деятельностью:

Фактически существуют классификации аудита по различным критериям:

Таким образом, аудиторские и сопутствующие услуги систематизированы по ряду признаков, выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Международными стандартами, введенными на территории РФ.

Каждая услуга оказывается на основе общих принципов и в то же время с учетом индивидуальных особенностей, установленных соответствующими Международными стандартами аудита.

В зависимости от вида деятельности и имеющихся задач в компании определяется состав необходимых аудиторских и сопутствующих услуг. В некоторых случаях требуется комплексная проверка, в иных ситуациях достаточно нескольких отдельных услуг для решения актуальных вопросов.

В любом случае результаты аудиторской проверки позволят объективно оценить текущую ситуацию в бизнесе, исправить выявленные нарушения, учесть обнаруженные недостатки и определить векторы развития компании и ее отдельных элементов.

Источник

Что включается в понятие аудиторская деятельность

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 359-ФЗ (далее – Закон № 359-ФЗ) внёс ряд изменений в законодательство РФ об аудиторской деятельности и в частности, в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – ФЗ/Закон об аудиторской деятельности).

Новшества направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в России до 2024 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3709-р.

Основные нововведения законодательства об аудите связаны со следующими вопросами:

Закон № 359-ФЗ с большим объемом изменений вступает в силу 1 января 2022 года (за исключением отдельных норм).

Определен перечень общественно значимых организаций

Для целей аудита теперь введено понятие «общественно значимая организация» (ранее не применялось) и определен их состав.

(Общественно значимые организации, отмеченные знаком «*» в таблице, считаются общественно значимыми организациями на финансовом рынке.)

ОРГАНИЗАЦИИ, ОТНОСЁННЫЕ К ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ЗАКОНА)

УКАЗАНИЕ НА ЭТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СТАРОЙ РЕДАКЦИИ ФЗ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Публичные акционерные общества (ПАО)Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам*XОрганизации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг*XКредитные организации*XГоловные кредитные организации банковских групп*Головные организации банковских холдингов*Страховые организации*XОбщества взаимного страхования*Организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг*Бюро кредитных историй*Клиринговые организации*Организаторы торговли*Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)*XУправляющие компании инвестиционных фондовУправляющие компании паевых инвестиционных фондов*Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов*Государственные корпорацииXГосударственные компанииXПублично-правовые компанииXОрганизации, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности не менее 25%XИные организации, которые представляют и/или раскрывают отчетность в соответствии с ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»X

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации на финансовом рынке

Правила те же, но речь также идёт о Реестре аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям именно на финансовом рынке, которого ранее не было.

Одновременно в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» установлено, что он с 2023 года ведет базы данных:

Изменения, связанные с деятельностью аудиторских фирм

Введены новые обязанности аудиторских фирм

СОДЕРЖАНИЕ НОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ

ПРИМЕЧАНИЕ

Предоставлять аудируемым лицам информацию о внесении сведений об аудиторской организации в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям и Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО аудиторов)Аудиторские фирмы, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям

Аудиторские организации на финансовом рынкеИнформацию аудиторская фирма предоставляет при оказании аудиторских услуг по требованию аудируемого лицаВести сайт аудиторской организацииВсе аудиторские организации–Раскрывать информацию о своей деятельности на сайте (ранее Совет по аудиторской деятельности лишь рекомендовал аудиторским организациям раскрывать информацию на своем сайте)Все аудиторские организацииПеречень информации о деятельности аудиторской организации, подлежащей раскрытию на сайте, а также сроки раскрытия устанавливает Минфин.

Для аудиторских организаций на фин. рынке ЦБ вправе устанавливать дополнительные требования к перечню, срокам и форме раскрытия информации.Обеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Федеральное казначейство и получать такие документы от него (с 2023 г.)Аудиторские организации, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям, в т. ч. аудиторские организации на фин. рынкеПорядок предоставления и получения таких документов устанавливает Федеральное казначействоОбеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Банк России и получать такие документы от него (с 2023 г.)Аудиторские организации на финансовом рынкеПорядок предоставления и получения устанавливает ЦБНазначать руководителей аудитаВсе аудиторские организацииВведена обязанность назначать руководителей аудита (см. далее в статье)Осуществлять взаимодействие с Банком РоссииАудиторские организации на финансовом рынкеОпределен порядок взаимодействия аудиторских фирм с Банком России (см. далее в статье)Сообщать об отказе аудируемого лица – общественно значимой организации на финансовом рынке либо о своем отказе от проведения обязательного аудита в ЦБАудиторские организации на финансовом рынкеНе позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от аудируемого лица уведомления в письменной форме об отказе или принятия решения об отказе

Расширен предмет аудита

Дополнительно предметом аудита определены:

Аудиторская тайна

Согласно Закону об аудиторской деятельности аудиторская организация не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Новой ст. 14.1 Закона об аудиторской деятельности предусмотрен информационный обмен между аудиторскими организациями на финансовом рынке и Банком России, в том числе предоставление последним информации об аудируемых лицах таким аудиторским фирмам.

В связи с этим аудиторская организация не вправе:

Уточнены права и обязанности аудируемых лиц

Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:

Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:

Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.

Введена обязанность назначать руководителей аудита

В законодательство об аудиторской деятельности введено новое понятие «руководитель аудита», которого ранее не было. Это аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу. В том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу.

То есть, при оказании любой аудиторской услуги (аудит, сопутствующие ему услуги) конкретному лицу аудиторская организация должна назначить руководителя аудита (ранее – требование не устанавливалось). При этом по закону допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, – разные лица.

Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации (ранее требование не устанавливалось).

Руководителем аудита может быть только аудитор в смысле Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с ФЗ об аудиторской деятельности 2001 года не может быть назначен руководителем аудита.

Аудиторская организация может назначить руководителем аудита как своего работника на основании трудового договора по основному месту работы, так и аудитора по совместительству здесь. Исключение – руководители аудита общественно значимых организаций (только по основному месту работы).

Законом об аудиторской деятельности установлен ряд специальных положений, посвященных руководителям аудита общественно значимых организаций. Они касаются:

Установлены повышенные требования к руководителям аудита общественно значимых организаций

Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):

Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.

Уточнены требования минимальной численности аудиторов

По закону одно из требований к членству аудиторской организации в СРО аудиторов – наличие не менее 3-х аудиторов, работающих на основании трудовых договоров. С 1 июля 2022 года Закон № 359-ФЗ уточнил, что такие аудиторы должны быть работниками аудиторской фирмы по основному месту работы (ранее такое требование не устанавливалось).

Однако трудовое законодательств не раскрывает понятия «основное место работы» и «место основной работы». По мнению Минтруда России, основным может быть только одно место работы работника, где, соответственно, хранится его трудовая книжка. Кроме того, согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством (письмо от 15.09.2016 № 14-2/В-880).

Вот ещё требования, которых ранее не было:

СИТУАЦИЯ

ПОСЛЕ 01.01.2023

Аудиторская фирма собирается оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациямНа основании трудовых договоров по основному месту работы – не менее трёхНе менее пятиАудиторская фирма, сведения о которой внесены в Реестр оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям собирается оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынкеНе менее семиНе менее двенадцати

Уточнена сфера деятельности аудиторских фирм

Аудиторские организации вправе обслуживать следующие виды аудируемых лиц:

ВИД ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ЛИЦ

АУДИТОРСКАЯ ФИРМА, ОКАЗЫВАЮЩАЯ АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

(* – АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ)

ДРУГАЯ АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Публичные акционерные общества (ПАО)XОрганизации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгамX*Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумагX*Кредитные организацииX*Головные кредитные организации банковских группX*Головные организации банковских холдинговX*Страховые организацииX*Общества взаимного страхованияX*Организации – профессиональные участники рынка ценных бумагX*Бюро кредитных историйX*Клиринговые организацииX*Организаторы торговлиX*Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)X*Управляющие компании инвестиционных фондовX*Управляющие компании паевых инвестиционных фондов (ПИФ)X*Управляющие компании негосударственных пенсионных фондовX*Государственные корпорацииXГосударственные компанииXПублично-правовые компанииXОрганизации, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности не менее 25%XИные организации, которые представляют и/или раскрывают отчетность в соответствии с ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»XЛица, отличные от указанных выше организацийXX

В отношении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности – начиная с аудита отчетности за 2023 год, сопутствующих аудиту услуг – начиная с 1 января 2023 года.

Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций и ЦБ

Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:

Изменения, связанные с обязательным аудитом и конкурсами

Дополнен перечень случаев проведения обязательного аудита

Это когда организация – эмитент эмиссионных ценных бумаг, обязанный раскрывать информацию в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Ранее обязательный аудит касался только организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

Запрет проведения обязательного аудита индивидуальными аудиторами

Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось его проведение по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором.

Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

Однако Закон об аудиторской деятельности не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых.

Этот запрет действует с обязательного аудита отчетности за 2021 год, а в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 года.

Уточнен порядок проведения конкурсов по закупке аудиторских услуг

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).

Аналогичное требование сохранено для заключения договоров на проведение инициативного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности госкорпорации и госкомпании, а также обязательного и инициативного аудита отчетности ГУП и МУП.

Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля госсобственности не менее 25%, а также госкорпорации, госкомпании, ГУПы или МУПы проводят конкурс в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ. При применении этого порядка допустимо одно исключение: организатор конкурса освобожден от обязанности вводить в качестве одного из условий конкурса требование об обеспечении заявок на участие и/или обеспечении исполнения контракта.

Для иных организаций, признаваемых общественно значимыми, Минфин совместно с Банком России вправе установить правила проведения указанного конкурса, если иные правила не установлены другими ФЗ. Ранее такое полномочие отсутствовало.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *