Что включается в инфраструктуру товарного рынка
Что такое рыночная инфраструктура
К рыночной инфраструктуре относятся биржи, банки, страховые и инвестиционные компании, транспорт etc. Также в нее входят государственные институты: суды, антимонопольные службы, налоговая система.
Зачем нужна рыночная инфраструктура? Функции инфраструктуры рынка
Рыночная инфраструктура нужна для бесперебойного и эффективного функционирования рыночного хозяйства. Она облегчает обращение товаров и услуг, ресурсов, денег и ценных бумаг. Например, на бирже всегда можно приобрести иностранную валюту, чтобы закупить необходимые товары за рубежом.
Важную роль на рынке играют посредники, соединяющие потребителя и производителя, помогающие уравновесить спрос и предложение. Посредники позволяют покупателю и продавцу не тратить время и силы на поиски друг друга, а обеспечивают максимально быстрый и удобный обмен экономическими благами.
Говоря общими словами, к функциям инфраструктуры рынка относятся:
Организация заключения контрактов на поставку продукции.
Продвижение товарных потоков по отраслям и регионам.
Регулирование сбыта продукции.
Что входит в инфраструктуру рынка
К инфраструктуре рынка относятся экономические институты, связывающие рынок в единое целое:
Банки и другие кредитно-финансовые организации.
Суды. Отвечают за разрешение споров между хозяйствующими субъектами.
Тема 7.2. Товарный рынок и торговые посредники
Цель и задачи темы
Целью темы является рассмотрение товарного рынка, его функций и структуры.
Задачами темы являются:
Оглавление
7.2.1.Понятие, структура и функции товарного рынка. Инфраструктура товарного рынка
Одним из важнейших объектов коммерческих отношений является товар (услуга). Товар – это продукт труда, способный удовлетворять общественные потребности и предназначенный для продажи.
Товарный рынок – это организованная форма обмена товарами.
Он имеет сложную структуру, поскольку включает различные товары, а также различные формы их реализации. Товарный рынок можно классифицировать по следующим признакам (см. таблицу).
Признак
Виды товарных рынков
1. Характер потребления
2. сроки использования товара
3. Территориальный признак
5. Степень ограниченности конкуренции
Товарный рынок, прежде всего, включает в себя систему рынков потребительских продуктов и товаров производственно-технического назначения.
Потребительские товары включают в себя:
К продукции производственно-технического назначения относятся предметы и средства труда: сырье, материалы, оборудование, полуфабрикаты, комплектующие изделия, производственные услуги (ремонт и техническое обслуживание, инновационное и маркетинговые услуги и т.п.). Спрос на эту продукцию вторичен и определяется спросом на продукцию, которая будет произведена из ресурсов. При этом он часто малоэластичен и довольно устойчив.
Товарный рынок выполняет следующие функции:
Точно также рынок делит и покупателей на богатых, средних и нищих. Особенностью российского товарного рынка является то, что покупатели могут быть богатыми на рынке одного товара и нищими на рынке другого товара.
Товарный рынок имеет свою емкость, т.е. устойчивый потенциальный спрос покупателей данного товара. Различают абсолютную и текущую емкость рынка. Абсолютная отражает потенциал спроса, обусловленный потребностями всех покупателей. Текущая ёмкость характеризует спрос традиционных покупателей. Предприятие должно знать емкость своего рынка и прогнозировать его развитие. Поскольку весь рынок предприятие обхватить чаще всего не может, то необходимо выбрать базовый рынок и провести его сегментирование. А затем исследуется товарный сегмент, т.е. определяется конъюнктура рынка.
Конъюнктура рынка – это характеристика рыночной ситуации в данный период времени. Она включает в себя:
Товарный рынок имеет производственный потенциал, характеризующийся возможностью производства данного товара в данное время.
Вопросы, связанные со спросом, предложением товаров, механизмом их взаимодействия подробно рассматриваются в курсе «экономической теории».
Инфраструктура товарного рынка – это комплекс предприятий, организаций, учреждений, обеспечивающий продвижение товаров от производителя к потребителю, а также регулирующих товарные сделки и товарооборот.
Главным элементом инфраструктуры рынка является торгово-сбытовая сеть – это система взаимосвязанных предприятий, организующих приобретение продукции у производителей и реализацию её потребителям. К ним относятся:
К инфраструктуре рынка относятся и особые формы торговли и продвижения товаров: ярмарки, аукционы, тендеры и т.п.
Оптовая и розничная торговля является объективно-необходимой в условиях рыночного хозяйства, поскольку не каждый производитель имеет возможность сам реализовывать свой товар. Это связано с тем, что часть производителей не знает своего конечного потребителя, часть не имеет торгово-сбытовой сети и средств для ее организации, часть фирм не готова нести слишком большие затраты на сбыт и/или боится коммерческих рисков.
Торговые же предприятия имеет специально подготовленный персонал, физический капитал, информационное обеспечение для быстрой реализации продукции, средства для ее хранения. Они могут обеспечить покупателя желаемой продукцией, в необходимом количестве и в нужное время.
Основные средства торговых предприятий включают не только торговое оборудование, но и подъездные пути, складское хозяйство, транспорт, подъемно-транспортное оборудование и т.д.
Торговые предприятия могут быть:
Универсальные торгуют продукцией различных отраслей (промышленности, лесного и сельского хозяйства), смешанные – продовольственными и промышленными товарами, универсальные – продукцией одной отрасли, а узкоспециализированными – продукцией одного предприятия.
Помимо непосредственно реализации продукции, данные предприятия осуществляют поиск новой и более качественной продукции для расширения ассортимента, маркетинговые исследования конъюнктуры рынка, занимаются хранением и переработкой продукции (например, расфасовывают или сортируют продукцию, повышая тем самым ее качество), осуществляют рекламирование продукции и информирование покупателей.
7.2.2. Оптовая торговля и оптовые посредники
В современном мире оптовая торговля все больше становится центром, обеспечивающим сочетание интересов всех участников товарно-торгового рынка. Она включает в себя следующие структурные элементы:
В качестве посредников в современном обществе выступают крупные независимые торговые фирмы, которые заключают контракты на поставку продукции, продают её потребителям. Обычно они работают с постоянными поставщиками.
Дистрибьюторы – торговцы, которые представляют интересы производителя, реализуют продукцию от его имени. Дистрибьюторы и производители совместно определяют объёмы, сроки, особые условия, цены продажи.
Дилер – это торговый посредник, который приобретает товар у производителя по договору за свои деньги, а затем перепродают его конечному потребителю. Обычно через дилеров продаются техника, имеющая массовый спрос. Дилер налаживает послепродажный ремонт и обслуживание техники, снабжает необходимыми запчастями.
Агенты – это торговцы, которые совершают операции от имени и за деньги производителей или потребителей товаров. Они только посредники, которые ищут производителей или потребителей товаров, сами их не покупают (не продают), т.е. обычно в торговых сделках не участвуют. Иногда агенты заключают сделки и совершают другие сделки, но от имени и в пределах полномочий, выданных представляемой стороной в соответствии с договором заключенным между агентом и производителем (покупателем). За выполнение посреднических операций агент получает вознаграждение, определенное в агентском договоре.
Похож на агента брокер – это посредник, который сводит покупателя и продавца. В отличие от агента брокер не состоит ни с одной стороной в договорных отношениях. Брокер функционирует на биржи, он выполняет поручения не членов биржи, которые не могут сами участвовать в биржевых операциях. При этом заключается клиентское соглашение, в котором указываются полномочия, которыми наделяется брокер (количество, качество, цена товара или стоимость каждой сделки). Вознаграждение брокера также может быть установлено в соглашении или получается как разница между условиями, установленными поручителем, и условиями сделки. Например, если брокеру было поручено продать 1000 акций по цене 1000 у.е. (т.е. за 1000000 у.е.), а он продал по 1050 у.е., то весь доход в размере 1050000 – 1000000 = 50000 у.е. является вознаграждением брокера.
Комиссионные предприятия – осуществляют сделки по купле-продаже товаров за счет и по поручению комитента (доверителя). До момента реализации комитент остается собственником продукции. При этом возникают сложные отношения собственности, поскольку формально владение и распоряжение переходит к комиссионеру.
Крупные торговые посредники имеют большие преимущества перед средними и мелкими. Это связано, во-первых, с низкими издержками за счет:
Помимо традиционных форм посреднических организаций все большее значение приобретают различные торговые объединения – оптово-розничные, кооперативные, закупочные, которые приобретают очень большие партии товаров непосредственно у производителей, а затем реализуют их через собственные магазины. Их преимущества заключаются в том, что у них, во-первых, представлена практически вся номенклатура товаров повседневного спроса, во-вторых, реализуются товары по низким ценам (на 10-20% ниже, чем в других магазинах). Такие цены – результат наличия собственных хранилищ, средств обработки товаров, подъездных путей, транспортных парков и т.д., что значительно снижает издержки. Примером такой торговли являются магазины «Карусель», «О’Кей», «Лента».
7.2.3. Розничная торговля и ее функции. «Культура торговли»
Розничная торговля продвигает товар конечному потребителю, т.е. завершает процесс движения товара в сфере обращения. Её главная задача – реализация продукции, в тоже время она занимает торговым обслуживанием и оказанием послепродажных услуг. Отсюда ее функции заключаются в следующем:
Торгово-технологический процесс в розничной торговле включает выполнение двух групп взаимосвязанных операций:
Розничная торговля в отличие от оптовой использует более разнообразные формы реализации продукции. Продажа может осуществляться непосредственно продавцом (через прилавок), или путем самообслуживания, по образцам, с открытой выкладкой товаров и т.п.
В настоящее время большинство рынков потребительских товаров носят зрелый характер, т.е. на рынке находится большой ассортимент товаров, товары доступны широкому потребителю, присутствует реклама. В тоже время существуют определенные негативные моменты:
Во-первых, недостаточно изучается спрос и индивидуальные запросы сегментов рынка, что порождает неполную удовлетворенность потребности.
Во-вторых, формирует недостаточный ассортимент товаров, что приводит к поискам товаров на других рынках, в том числе за границей.
В-третьих, еще плохо организована закупочная деятельность, что приводит к отсутствию разнообразия товаров, хотя на рынке достаточно продавцов.
В-четвертых, на розничном рынке недостаточно развита конкуренция, присутствуют элементы сговора, деления рынка между торговыми организациями, другие методы монополистической практики фирм.
В-пятых, плохо организуется хранение товаров, их переработка, подготовка товаров к продаже.
В-шестых, в торговле зачастую работают совершенно неподготовленные работники, не имеющие специального образования или навыков, практически отсутствует обучение таким дисциплинам, как техника продаж, товароведение и т.п., в результате продавцы не могут ответить на элементарные вопросы покупателей, правильно разместить товар в местах продаж, проанализировать покупки.
И, наконец, розничная торговля в России отличается неповоротливостью, малой гибкостью и мобильностью. Только цены отличаются высокой динамичностью и то только в сторону увеличения.
В последние годы ассортиментная база поменялась и теперь наряду с дешевыми и эксклюзивными товарами можно найти товары для среднего класса, но это довольно небольшой пласт, не позволяющий в полном объёме учесть существующий спрос. Да и сам спрос недостаточно изучается в розничной торговле. Часто в продажу попадают те товары, которые легче найти, хотя ни по качеству, ни по другим характеристикам они не соответствуют запросам потребителям.
В настоящее время наблюдается такое положительное явление, как открытие при крупных магазинах собственных мини пекарен, производственных цехов, кулинарий, торгующих горячими блюдами и полуфабрикатами. Это позволяет расширить ассортимент продукции, прикрепить покупателя к своему магазину, переработать те товары, которые залежались и чей срок годности подходит к концу. Тем самым торговые предприятия получают дополнительную прибыль и снижают потери от естественной убыли и неэффективного маркетинга.
Качественная организация розничной торговли определяется термином «культура торговли».
Это понятие включает в себя:
«Культура» торговли зависит от множества факторов, прежде всего, от развития материально-технической базы предприятия, уровня подготовки торгового персонала, использования форм и методов реализации товаров, их рекламирования и т.д. Даже размещение и режим работы предприятий важны при формировании «культуры» торговли.
7.2.4. Особенности торговли в современных условиях
Выводы
Товарный рынок – это форма реализации конкретного товара или группы товаров, удовлетворяющих потребности покупателей.
Он имеет очень сложную структуру
Товарный рынок, прежде всего, включает в себя систему рынков потребительских продуктов и товаров производственно-технического назначения.
Товарный рынок выполняет посредническую, ценообразующую, информационную, стимулирующую, санирующую функции.
Рынок имеет потребительский и производственный потенциал. Первый (ёмкость рынка) определяется уровнем потенциального спроса, второй характеризуется возможностью производства данного товара в данное время.
Одной из характеристик рынка является его конъюнктура, которая характеризуется следующими моментами: соотношением спроса и предложения, уровнем и тенденциями основных параметров рынка, степенью деловой активности рынка, уровнем риска, факторами и особенностями развития рынка.
Товарный рынок имеет свою инфраструктуру – комплекс предприятий, организаций, учреждений, обеспечивающий продвижение товаров от производителя к потребителю, регулирующих товарные сделки и товарооборот.
Главными элементами инфраструктуры рынка является торгово-сбытовая сеть, торговые посредники.
Крупные торговые посредники имеют большие преимущества перед средними и мелкими, поскольку имеют низкие издержки, а, следовательно, больше доходов от торговой деятельности.
В современных условиях появились новые черты и особенности торговли, повышающие ее эффективность, «культуру торговли».
Структура и инфраструктура товарных рынков
Понятие товарных рынков и их структуры
Товарно-рыночное хозяйство состоит из неразрывно связанных между собой систем товарного производства и рынка. При административно-плановой системе распределения материальных ресурсов потребности в создании рыночной конкурентной среды не было, укреплялась централизованная система материально-технического снабжения страны. Функционировали дублирующие друг друга системы посреднических организаций, осуществлявшие принудительное прикрепление потребителей к производителям продукции. Такая система не могла быть эффективной. При отсутствии уверенности в выделении продукции в необходимом объеме организации-потребители и посреднические структуры представляли заявки на продукцию в большем, чем было необходимо, объеме. Это, в свою очередь, порождало товарный дефицит.
В условиях рынка спрос на товары определяется потребностью в соответствующих материальных ресурсах в необходимых организациям объемах.
Товарный рынок рассматривается как институт, обеспечивающий взаимодействие продавцов и покупателей в процессе совершения сделок купли-продажи товаров.
Действие рыночного механизма предполагает наличие ряда составляющих: товара, самостоятельных субъектов, свободного ценообразования и наличия конкуренции. В процессе эволюции рынок претерпел значительные изменения. Современный рынок характеризуется постоянным обновлением ассортимента товаров, обострением конкуренции и нацеленностью на удовлетворение покупательского спроса.
В ряде нормативных актов в зависимости от цели регулирования ими тех или иных отношений используются различные подходы к определению понятия товарных рынков.
Товарный рынок определяется как сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствуют за ее пределами (п. 4 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).
Сходное определение рынка содержится в НК РФ. Рынком товаров признается сфера обращения этих товаров, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за ее пределами (п. 5 ст. 40).
Действенный рыночный механизм должен обеспечивать возможность свободного приобретения покупателями необходимых им товаров у производителей или посредников с минимальными затратами на близлежащей к покупателю территории.
К потребительскому рынку относят рынок продовольствия, социально значимых товаров и лекарственных средств.
Рынки товаров различаются между собой по совокупности факторов: возможностью взаимозаменяемости товаров, эластичностью спроса по ценам, формам организации продаж товаров, степенью государственного воздействия и др. Так, к примеру, рынок алкогольной продукции характеризуется жестким государственным регулированием.
Коммерческое право регламентирует правоотношения, складывающиеся на товарных рынках, участниками которых являются оптовые продавцы и покупатели, приобретающие товары не для личного потребления, а для производственного использования или перепродажи.
Углубление международного разделения труда привело к углублению интеграции, причем не только в торговле, но и в промышленности, что ведет к созданию глобальных товарных рынков.
На товарном рынке различаются сегменты рынка, выделяемые не по продуктовому признаку, а по группам потребителей (например, рынок государственных закупок товаров). Рынок государственных закупок формируется на контрактной основе и характеризуется большими объемами закупок товаров для удовлетворения наиболее важных потребностей в товарах всего общества и государства, стабильностью, финансовой устойчивостью, перераспределением огромных бюджетных средств, но вместе с тем недостаточной конкуренцией.
Каждый товарный рынок имеет структуру. Структура рынка определяется количеством и размерами действующих на рынке хозяйствующих субъектов, степенью сходства или отличий товаров разных предпринимателей, доступностью рыночной информации, наличием или отсутствием барьеров при вхождении на рынок.
При организации производственной или торговой деятельности прежде всего встает вопрос о форме «выхода» субъекта на рынок и об организационно-правовой форме, в которой субъект будет осуществлять свою деятельность. Поскольку основными субъектами товарных рынков являются предприниматели, чаще всего создаются коммерческие организации. При этом следует иметь в виду, что перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ, является закрытым. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
При выборе организационно-правовой формы учитываются различные факторы. Так, немаловажным обстоятельством является вопрос о правах учредителей и участников в отношении создаваемого юридического лица. Так, по отношению к хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам их участники имеют обязательственные права.
К коммерческим организациям, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные предприятия (п. 2 ст. 48 ГК РФ).
По отношению к некоммерческим организациям и объединениям, таким как общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), учредители (участники) имущественных прав не имеют (п. 3 ст. 48 ГК РФ).
Принимая во внимание сложность организации и осуществления коммерческой деятельности, при выборе организационно-правовой формы учитываются и режим налогообложения, и величина трансакционных издержек. С целью избежать больших расходов на заключение договоров продвижение товаров осуществляется через структурные подразделения организации (филиалы, брокерские конторы и др.) и создается так называемая вертикальная система сбыта и закупок.
Уменьшению расходов способствует в ряде случаев и организация горизонтальной системы сбыта и закупок путем создания несколькими изготовителями или потребителями нового юридического лица или заключения договора о совместной деятельности для организации совместных закупок или продажи товаров. Одним из эффективных способов организации сбыта и закупок товаров, проведения согласованной маркетинговой политики и повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров является участие промышленных и торговых организаций в предпринимательских объединениях.
Среди организаций оптовой торговли в настоящее время преобладают небольшие организации.
Отсутствие в достаточном количестве крупных и средних организаций оптовой торговли приводит к возникновению многозвенной системы оптовой торговли и участию излишних звеньев в продвижении товаров. Небольшие организации и индивидуальные предприниматели не способны оказывать весь спектр необходимых услуг и управлять движением крупных партий товаров.
Формирование инфраструктуры товарных рынков
Инфраструктура товарных рынков представляет собой систему организаций, обеспечивающих взаимосвязи между структурными элементами товарного рынка и способствующими свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сферы конечного потребления.
Для товарного рынка необходимо наличие разветвленной сети различных субъектов: товарных бирж, оптовых ярмарок, организаций оптовой торговли, информационно-консультационных фирм, товарных складов, транспортно-экспедиционных и других организаций, обеспечивающих взаимодействие между продавцами и покупателями.
Современный рынок, как подчеркивает академик Л. Абалкин, «не может появиться по приказу или указу». Требуется серьезная работа по созданию его инфраструктуры. Эту задачу должно решать государство.
Еще в 1994 г. была поставлена задача по формированию рыночной инфраструктуры, созданию конкурентной среды и преодолению монополизма в сфере товарного обращения, ликвидации региональных и ведомственных барьеров на пути свободного передвижения товаров.
В Плане действий Правительства РФ на 2003 г. по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2003 г. N 252-р, было указано, что эффективное функционирование рыночной инфраструктуры снижает производственные и трансакционные издержки бизнеса, оказывает значительное влияние на его конкурентоспособность и возможности роста и развития.
В Программе предусмотрен системный подход к формированию инфраструктуры товарных рынков, к созданию системы организаций и условий их функционирования, обеспечивающей взаимосвязи между структурными элементами рынка. Не все из предусмотренных программой организационных и правовых мер по формированию инфраструктуры товарных рынков оказались выполненными. Однако работа по реализации основных положений программы продолжается.
Инфраструктура товарных рынков представляет собой взаимосвязанный комплекс следующих подсистем:
Меры по развитию оптовых и посреднических организаций и складского хозяйства предусматривают преимущественное развитие крупных организаций оптовой торговли, способных оказывать услуги по хранению, развесу, раскрою, разукрупнению оптовых партий товаров, доставке товаров и др. Организации оптовой торговли как основной регулятор рыночных отношений должны выступать в роли оптовых операторов, управляющих товаропотоками через разветвленные региональные сети.
Были намечены меры по созданию крупных хозяйственных комплексов с применением методов и организационных форм логистики по оптово-посреднической, складской и транспортной деятельности для снабжения товарами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Учитывая возрастающий дефицит складских мощностей, требуется проведение модернизации складской инфраструктуры. Необходимо создание сети складов-отелей, консигнационных и таможенных складов, холодильников, баз для хранения сельскохозяйственной продукции, складов различных классов.
Требуется совершенствование технологий складирования товаров, механизация и автоматизация складов.
Предусмотрены меры по созданию оптовых продовольственных рынков в различных регионах Российской Федерации.
Информационное обеспечение товарных рынков предусматривает создание федеральной системы обеспечения производителей, торговых посредников и покупателей оперативной информацией, создание общероссийского и региональных информационно-маркетинговых центров, формирование системы наблюдения за состоянием рынка и механизмов распространения информации и рекламы. Все шире применяются телекоммуникационные средства связи для осуществления торговли, обмена данными. Важная роль информационной инфраструктуры в развитии рыночных конкурентных отношений подчеркнута в Программе развития конкуренции в Российской Федерации, в которой отмечается, что многие российские предприятия отмечают наличие проблемы поиска поставщиков и потребителей. Это вызвано отсутствием развитой информационной инфраструктуры, позволяющей производителям изучать потенциальные рынки сбыта, находить и устанавливать контакт с новыми контрагентами, а также низкой культурой ведения бизнеса.
Развитие тароупаковочной индустрии предполагает создание технической базы производства новых конкурентоспособных видов тароупаковочных материалов и оборудования; развитие производства оборудования для сбора и переработки использованной тары и упаковки.
Совершенствование транспортного обслуживания предполагает создание и развитие транспортных мощностей и средств, обеспечивающих непрерывность торгово-складских и сбытовых процессов; выполнение погрузочно-разгрузочных операций; создание торгово-транспортных фирм, транспортных терминалов, обеспечивающих комплексное обслуживание транспортом, складскими помещениями, погрузочно-разгрузочными средствами, развесочными, расфасовочными средствами; развитие сферы услуг при транзите грузов по территории России и ряд других мер.
Транспортное обслуживание должно быть направлено на снижение стоимости перевозок грузов, повышение товарооборота, сокращение продолжительности доставки грузов, обеспечение сохранности товаров при их транспортировке.
Кредитно-финансовое обеспечение рынка предусматривает организацию рационального товародвижения на основе безналичных денежных расчетов по поставкам товаров, сведение к минимуму бартерных сделок между организациями; развитие различных видов кредитования; организацию расчетов по долговым обязательствам; развитие конкурентного ценообразования в сфере поставок продукции для государственных нужд; развитие страхования финансовых рисков, деятельности инвесторов и кредиторов и др. Для поддержки отечественного производства необходимо использование капитала посреднических организаций.
Целый ряд мер был намечен по совершенствованию нормативно-правовой основы функционирования товарных рынков.
В качестве первоочередных в Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков определены мероприятия по подготовке нормативных правовых актов, регулирующих деятельность отдельных секторов рынка, и нормативных правовых актов общего характера, разработке научно-методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности функционирования рынка и элементов его инфраструктуры.
Намечено формирование свода действующих нормативных актов, регламентирующих деятельность участников товарных рынков, включая организации инфраструктуры рынка. Было принято решение о разработке нормативных актов, регулирующих деятельность участников товарных рынков с учетом особенностей отдельных товарных рынков.
В плане предусмотрена разработка нормативных документов, регламентирующих требования к таре, средствам пакетирования, дозирования, взвешивания и др.
Важное значение для формирования нормативной правовой основы торговой деятельности принадлежит принятому Закону о госрегулировании торговли.