Что включает в себя зона затопления
Зоны затопления и подтопления: понятия, их отличия, установление и использование территории
Каждую весну тема затоплений и подтоплений становится актуальной. Поэтому сегодня поговорим о том, что такое зоны затопления и подтопления, как, кто и зачем их организует.
Что такое зоны затопления и подтопления? Их отличия
Для начала разберёмся, чем же отличается затопление от подтопления. Разница в том, что подтопление территории происходит за счёт того, что поднимаются из-под земли грунтовые воды. При затоплении же вода появляется не «снизу», а «сверху», то есть в результате впадения осадков или разлива водоёмов.
Зона возможного и катастрофического затопления
Важные определения понятий, касающиеся затопления, можно посмотреть в ГОСТе по чрезвычайным ситуациям. В нём зона возможного затопления определяется как территория, которая может быть покрыта водой в случае, например, если водоём выйдет из берегов или в случае разрушения гидротехнического сооружения (плотины, ГЭС, дамбы и пр.). Если в такой зоне предположительно могут погибнуть люди или повреждено имущество, то такая зона именуется зоной возможного катастрофического затопления.
Установление зон затопления и подтопления
Вопрос об установлении границ ЗЗП регулируется Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления». В Приложении к нему устанавливается, в отношении каких территорий должна быть установлена ЗЗП. Ведь в отношении не всех территорий целесообразно устанавливать ЗЗП. Это делается в отношении только тех территорий, которые входят в группу риска. В основном к ним относятся территории, которые прилегают к различным водным объектам (водотокам, водохранилищам, естественным водоёмам) и затапливаемые с определённой периодичностью или при определённом уровне воды. Среди зон подтопления выделяют различные уровни в зависимости от глубины залегания грунтовых вод: чем глубже под землёй грунтовые воды, тем менее опасен уровень подтопления.
В Постановлении также определяется порядок установления зон ЗЗП. Вкратце рассмотрим его.
Орган исполнительной власти субъекта РФ готовит заявление об установлении ЗЗП. Проект установления границ должен содержать текстовое и графическое описание границ ЗЗП. Оно должно быть согласовано одним из перечисленных в Постановлении органов в зависимости от того, является ли устанавливаемая зона зоной подтопления и затопления (МЧС), зоной затопления (Росгидромет) или зоной подтопления (Роснедра). После согласования заявления оно утверждается Росводресурсы. Срок согласования – 15 дней. После согласования границ ЗЗП Росводресурсы направляет сведения об этом в Росреестр и МЧС, а сведения об этом вносит в соответствующий реестр. ЗЗП считаются определёнными с того момента, когда соответствующая запись будет внесена в кадастр недвижимости. Затем также данная информация должна быть отображена в градостроительной документации. Росводресуры может отказать в определении границ ЗЗП только в случае, если заявление не было согласовано, либо если территория не соответствует установленным в Постановлении требованиям.
Использование территории в зонах затопления и подтопления
В границах ЗЗП установлен особый режим использования территории. В связи с этим на данных территориях запрещается:
1) размещать новые населённые пункты и объекты кап. строительства без средств обеспечения защиты от затоплений;
2) использовать сточные воды в целях регулирования плодородия почв;
3) размещать кладбища, скотомогильники, свалки различных видов отходов;
4) распылять химикаты против вредителей с воздуха.
Кроме того, собственник водного объекта обязан осуществлять меры, препятствующие затоплению территории, а также ликвидации их последствий, если вдруг такое произошло.
Определение границ зон затопления и подтопления
Определение границ ЗЗП – сложный процесс, требующий учёта многих факторов. Для того чтобы правильно спрогнозировать, какая территория может быть затоплена, каковы её размеры, необходимо произвести расчёты, используя при этом различные данные. Существуют различные методы расчёта границ ЗЗП. Наиболее используемыми являются картографическое моделирование и математическое моделирование. Методики расчёта не закреплены в каких-либо нормативных актах. Методику выбирает профильный специалист, который участвует в подготовке проекта при определении ЗЗП. Также существуют такие методы, как вероятностно-статистический и экономический (последний применяется для оценки возможного материального ущерба). Методику можно применять как при подготовке документов на установление границ ЗЗП, так и у ситуациях уже наступившего наводнения.
Каждый метод имеет свою область применения. Картографический метод не отличается точностью, зато является более простым и быстрым в применении. При таком методе используются данные о рельефе местности и особенностях водоемов. При построении математических моделей анализируется большее количество данных, что обеспечивает его большую точность. Но некоторые данные зачастую получить трудно, поэтому для предварительной оценки зачастую используется картографический метод.
Чтобы иметь хотя бы общее представление о том, как это происходит, приведём пример. Представим, что нам нужно определить границы затопления территории, прилегающей к реке. При этом можно использовать так называемый «пойменный подход». Он заключается в том, что при анализе мы будем использовать данные о пойме – это территория, которая обычно затапливается во время выхода реки из берегов (весной или в период длительных дождей). Сведения о ширине поймы можно взять из постов в Гидрологических ежегодниках. Однако гидропосты (точки наблюдения за состоянием реки) расположены друг от друга слишком далеко. Чтобы получить на выходе более точные данные, делим расстояние между гидропостами пополам и определяем в этой точке ширину поймы как среднее значение между шириной поймы на гидропостах. На местах, где таких постов нет, применим метод линейной интерполяции (если для Вас это просто набор букв – не растеривайтесь, значит, вы юрист до мозга костей). При этом также следует учесть следующие данные: как часто при паводках уровень воды превышает критический, насколько мощные обычно паводки в данной местности, как долго вышедшая из берегов вода не уходит и пр. Проанализировав данные, специалисты могут определить примерные границы территории, которая в следующий раз будет заполнена при розливе реки.
Однако ситуации затопления происходят не только на природных объектах, но и на гидротехнических сооружениях. В таких случаях картографического метода уже недостаточно, нужно прибегать к помощи формул. Чтобы определить границы ЗЗП при прорыве плотины, необходимы такие исходные сведения, как объем водохранилища; глубина воды перед плотиной (глубина прорана); ширина прорана, или участка перелива воды через гребень плотины; средняя скорость движения волны прорыва (попуска) — V, м/с; расстояние от плотины (водоема) до объекта (например, прилегающие к водохранилищу населённые пункты, заводы). При помощи формул можно вычислить высоту волны, дойдёт ли она до находящихся рядом объектов.
Расчёты по формулам – довольно специфическая деятельность. Интересующимся этой тематикой рекомендуем обратиться к следующим материалам:
Если ситуация затопления всё-таки наступила, не смотря на все предпринятые меры, необходимо произвести расчёт возможных негативных последствий. Данный вопрос урегулирован Приказом Ростехнадзора от 29.03.2016 N 120 «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)». Методика применяется для расчётов возможных человеческих и имущественных потерь социального ущерба. В Методике описаны методы математического моделирования, методы детальной оценки, планшетный метод оценки вероятностного вреда. В ней приведены конкретные формулы, необходимые для расчёта ущерба со всеми необходимыми показателями и значениями.
Заключение
Таким образом, работа с ЗЗП – довольно сложная и комплексная деятельность, требующая усилий различных органов власти и высококвалифицированных специалистов в различных областях. Это неспроста, поскольку наводнение – это серьёзное стихийное бедствие, которое может обернуться пагубными последствиями для тех, кто попал в зону его поражения.
Похожие статьи
Как часто в своей жизни вы слышали слово «скотомогильник»? Ни разу? Это неудивительно, поскольку в…
Что включает в себя зона затопления
от 18 апреля 2014 года N 360
О зонах затопления, подтопления *
(с изменениями на 7 сентября 2019 года)
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 года N 444 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.05.2016, N 0001201605240014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.09.2019, N 0001201909100005).
Правительство Российской Федерации
1. Утвердить прилагаемые:
2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной им предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 апреля 2014 года N 360
Положение о зонах затопления, подтопления *
(с изменениями на 7 сентября 2019 года)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок установления, изменения и прекращения существования зон затопления, подтопления.
2. Границы зон затопления, подтопления устанавливаются в отношении территорий в соответствии с требованиями согласно приложению.
Форма графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, а также требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зон затопления, подтопления, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).
4. При подготовке предложений учитываются:
а) материалы, полученные в результате геодезических и картографических работ, выполненных в соответствии с законодательством Российской Федерации о геодезии и картографии, а также данные обследований по выявлению паводкоопасных территорий;
б) данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности на пунктах государственной наблюдательной сети;
в) данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности из фондовых материалов гидрологических и гидрогеологических изысканий под размещение населенных пунктов, мелиоративных систем, линейных объектов инфраструктуры, переходов трубопроводов, мостов;
г) данные проектных материалов, подготовленные в целях создания водохранилищ;
д) сведения, содержащиеся в правилах использования водохранилищ;
е) расчетные параметры границ затоплений пойм рек, определенные на основе инженерно-гидрологических расчетов;
ж) параметры границ подтоплений, определенные на основе инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий.
5. Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.
7. Документы, указанные в пункте 6 настоящего Положения, могут быть представлены непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и должны быть рассмотрены соответствующими органами в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
8. В согласовании заявления может быть отказано в случае, если представленные предложения не соответствуют требованиям к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления, предусмотренным приложением к настоящему Положению.
9. Отказ в согласовании заявления может быть обжалован в судебном порядке.
10. В случае принятия решения о согласовании заявления на графическом описании местоположения границ зон затопления, подтопления проставляется отметка, которая заверяется печатью и подписью уполномоченного должностного лица соответствующего органа, указанного в пункте 6 настоящего Положения.
11. Согласованное заявление либо отказ в его согласовании передается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации непосредственно или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
12. В случае непредставления в срок, указанный в пункте 7 настоящего Положения, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласованного заявления либо отказа в его согласовании заявление считается согласованным.
13. После согласования заявления орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет его в Федеральное агентство водных ресурсов непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
14. В установлении, изменении зон затопления, подтопления Федеральным агентством водных ресурсов может быть отказано в следующих случаях:
а) отказ в согласовании заявления соответствующими органами, указанными в пункте 6 настоящего Положения;
б) представленные предложения не соответствуют требованиям к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления, предусмотренным приложением к настоящему Положению.
15. Отказ в установлении, изменении зон затопления, подтопления может быть обжалован в судебном порядке.
17. Федеральное агентство водных ресурсов (его территориальные органы):
а) в течение 5 рабочих дней со дня издания акта, указанного в пункте 3 настоящего Положения:
вносит сведения о зонах затопления, подтопления в государственный водный реестр;
направляет (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) копию акта, указанного в пункте 3 настоящего Положения, в орган местного самоуправления городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются зоны затопления, подтопления;
направляет в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) сведения о зонах затопления, подтопления для внесения в Единый государственный реестр недвижимости;
б) в течение 5 рабочих дней со дня получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости о зонах затопления, подтопления представляет указанные сведения в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
18. Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
18_1. Границы зон затопления, подтопления на местности не обозначаются.
19. Границы зон затопления, подтопления могут быть изменены в порядке, предусмотренном настоящим Положением, по следующим основаниям:
а) возникновение аварий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, сложившихся вследствие прохождения половодья, дождевого паводка повторяемостью один раз в 100 лет и реже, сложной ледовой обстановки, пропуска вод в катастрофически большом количестве. При этом изменение границ зон затопления, подтопления осуществляется не реже одного раза в 10 лет;
б) внесение изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий.
Зоны затопления и подтопления. Кто, как и зачем их устанавливает?
Каждую осень тема затоплений и подтоплений становится особенно актуальной. В связи с этим эксперты Кадастровой палаты решили подробно рассказать о том, кто, как и зачем их устанавливает.
В 2020 году в Костромской области были установлены и внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) границы 181 зоны затоплений и 130 зон подтоплений. О том, для чего необходимо устанавливать такие зоны, подробно рассказали эксперты Кадастровой палаты.
Городские территории, расположенные на берегах рек, морей, водохранилищ и других водоемов, находятся в «группе риска», потому что вероятность пагубного воздействия вод в случае ЧС там особенно велика. Там часты оползни, подмывы склонов – как следствие, возможны обрушения строений и сдвиги земельных пластов.
Наибольшую опасность представляет затопление городской территории при повышении уровня воды в реках во время половодий и паводков.
Большинство городов расположены вблизи рек, на побережьях морей и других водоемов. В Костромской области примерно 20 населенных пунктов находятся под угрозой затоплений вследствие половодий и паводков. Среди них самые крупные населённые пункты и бассейны рек Буй, Кострома, Галич, Шокша, Кешма, Вотгать, Нёмда, Унжа, Кадый, Шарья, Ветлуга и многие другие, а также Галичское озеро. В Костроме выделяют такие районы, как «Первомайский», «Северный», «Волжский», «Ипатьевская Слобода», которые находятся в возможной зоне риска затоплений реками Волгой, Костромой, Чёрной, Кубанью.
Зоны затопления и подтопления (ЗЗП) относятся к зонам с особыми условиями использования территорий* и отображаются на всех видах документации, разрабатываемой при планировании развития территорий. Это необходимо для того, чтобы на данных территориях соблюдался определённый режим в целях предотвращения негативного воздействия на них. Это важно, поскольку затопление может привести к большим имущественным потерям. Затопления обычно происходит из-за обильных осадков, прорывов водохранилищ, а подтопление территории происходит за счёт поднятия грунтовых вод.
Установление границ ЗЗП регулируется Постановлением Правительства РФ «Об Определении границ зон затопления, подтопления». В приложении к нему устанавливается, в отношении каких территорий должна быть установлена ЗЗП. Это делается в отношении только тех территорий, которые входят в группу риска. В основном, это территории, которые прилегают к различным водным объектам (водотокам, водохранилищам, естественным водоёмам) и затапливаемые с определённой периодичностью или при определённом уровне воды. Среди зон подтопления определяют различные уровни в зависимости от глубины залегания грунтовых вод: чем глубже под землей грунтовые воды, тем менее опасен уровень подтопления.
Прежде чем запись о территории зон затопления и подтопления будет внесена в ЕГРН, она должна пройти несколько этапов согласования. В случае установления зоны затопления, согласование должно пройти с «Росгидромет», а в случае определения зоны подтопления – «Роснедра». И в том и другом случает согласование также должно пройти с МЧС. Затем данная информация должна быть отражена в градостроительной документации, после чего направляется в Федеральное агентство водных ресурсов. Сведения об уже установленных зонах можно запросить с помощью бесплатного сервиса Публичная кадастровая карта.
В границах ЗЗП установлен особый режим использования территории. В связи с этим на данных территориях запрещается создавать новые населенные пункты или объекты капитального строительства.
«Работа с зонами затопления и подтопления – довольно сложная и комплексная деятельность, требующая усилий различных органов власти и высококвалифицированных специалистов в различных областях. Это неспроста, поскольку наводнение – это серьёзное стихийное бедствие, которое может обернуться пагубными последствиями для тех, кто попал в зону его поражения», – говорит заместитель начальника отдела обеспечения ведения ЕГРН, нормализации базы данных, инфраструктуры пространственных данных Кадастровой палаты Костромской области Мария Кулипанова.
Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 360 «О зонах затопления, подтопления» (с изменениями и дополнениями)
Информация об изменениях:
Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 360
«О зонах затопления, подтопления»
С изменениями и дополнениями от:
17 мая 2016 г., 7 сентября 2019 г.
Информация об изменениях:
Правительство Российской Федерации постановляет:
Информация об изменениях:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о зонах затопления, подтопления;
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной им предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства
Российской Федерации
18 апреля 2014 г. N 360
Информация об изменениях:
Положение о зонах затопления, подтопления
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 360)
С изменениями и дополнениями от:
17 мая 2016 г., 7 сентября 2019 г.
Информация об изменениях:
1. Настоящее Положение устанавливает порядок установления, изменения и прекращения существования зон затопления, подтопления.
Информация об изменениях:
2. Границы зон затопления, подтопления устанавливаются в отношении территорий в соответствии с требованиями согласно приложению.
Информация об изменениях:
Форма графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, а также требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зон затопления, подтопления, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).
4. При подготовке предложений учитываются:
Информация об изменениях:
а) материалы, полученные в результате геодезических и картографических работ, выполненных в соответствии с законодательством Российской Федерации о геодезии и картографии, а также данные обследований по выявлению паводкоопасных территорий;
б) данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности на пунктах государственной наблюдательной сети;
в) данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности из фондовых материалов гидрологических и гидрогеологических изысканий под размещение населенных пунктов, мелиоративных систем, линейных объектов инфраструктуры, переходов трубопроводов, мостов;
г) данные проектных материалов, подготовленные в целях создания водохранилищ;
д) сведения, содержащиеся в правилах использования водохранилищ;
е) расчетные параметры границ затоплений пойм рек, определенные на основе инженерно-гидрологических расчетов;
ж) параметры границ подтоплений, определенные на основе инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий.
Информация об изменениях:
5. Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
7. Документы, указанные в пункте 6 настоящего Положения, могут быть представлены непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и должны быть рассмотрены соответствующими органами в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
Информация об изменениях:
8. В согласовании заявления может быть отказано в случае, если представленные предложения не соответствуют требованиям к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления, предусмотренным приложением к настоящему Положению.
9. Отказ в согласовании заявления может быть обжалован в судебном порядке.
Информация об изменениях:
10. В случае принятия решения о согласовании заявления на графическом описании местоположения границ зон затопления, подтопления проставляется отметка, которая заверяется печатью и подписью уполномоченного должностного лица соответствующего органа, указанного в пункте 6 настоящего Положения.
11. Согласованное заявление либо отказ в его согласовании передается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации непосредственно или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
Информация об изменениях:
12. В случае непредставления в срок, указанный в пункте 7 настоящего Положения, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласованного заявления либо отказа в его согласовании заявление считается согласованным.
13. После согласования заявления орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет его в Федеральное агентство водных ресурсов непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
Информация об изменениях:
14. В установлении, изменении зон затопления, подтопления Федеральным агентством водных ресурсов может быть отказано в следующих случаях:
Информация об изменениях:
а) отказ в согласовании заявления соответствующими органами, указанными в пункте 6 настоящего Положения;
Информация об изменениях:
б) представленные предложения не соответствуют требованиям к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления, предусмотренным приложением к настоящему Положению.
Информация об изменениях:
15. Отказ в установлении, изменении зон затопления, подтопления может быть обжалован в судебном порядке.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
17. Федеральное агентство водных ресурсов (его территориальные органы):
а) в течение 5 рабочих дней со дня издания акта, указанного в пункте 3 настоящего Положения:
вносит сведения о зонах затопления, подтопления в государственный водный реестр;
направляет (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) копию акта, указанного в пункте 3 настоящего Положения, в орган местного самоуправления городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются зоны затопления, подтопления;
направляет в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) сведения о зонах затопления, подтопления для внесения в Единый государственный реестр недвижимости;
б) в течение 5 рабочих дней со дня получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости о зонах затопления, подтопления представляет указанные сведения в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
18. Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Информация об изменениях:
18.1. Границы зон затопления, подтопления на местности не обозначаются.
Информация об изменениях:
19. Границы зон затопления, подтопления могут быть изменены в порядке, предусмотренном настоящим Положением, по следующим основаниям:
Информация об изменениях:
а) возникновение аварий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, сложившихся вследствие прохождения половодья, дождевого паводка повторяемостью один раз в 100 лет и реже, сложной ледовой обстановки, пропуска вод в катастрофически большом количестве. При этом изменение границ зон затопления, подтопления осуществляется не реже одного раза в 10 лет;
б) внесение изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий.
Информация об изменениях:
20. Зоны затопления и подтопления прекращают свое существование одновременно с прекращением существования водных объектов.
Федеральное агентство водных ресурсов в течение 5 рабочих дней со дня исключения сведений о зонах затопления и подтопления из государственного водного реестра направляет указанную информацию в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Информация об изменениях:
Приложение
к Положению о зонах
затопления, подтопления
Требования
к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления
С изменениями и дополнениями от:
1. Зоны затопления устанавливаются в отношении:
а) территорий, которые прилегают к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) с учетом фактически затапливаемых территорий за предыдущие 100 лет наблюдений;
б) территорий, прилегающих к устьевым участкам водотоков, затапливаемых в результате нагонных явлений расчетной обеспеченности;
в) территорий, прилегающих к естественным водоемам, затапливаемых при уровнях воды однопроцентной обеспеченности;
г) территорий, прилегающих к водохранилищам, затапливаемых при уровнях воды, соответствующих форсированному подпорному уровню воды водохранилища;
д) территорий, прилегающих к зарегулированным водотокам в нижних бьефах гидроузлов, затапливаемых при пропуске гидроузлами паводков расчетной обеспеченности.
2. Зоны подтопления устанавливаются в отношении территорий, прилегающих к зонам затопления, указанным в пункте 1 настоящих требований, повышение уровня грунтовых вод которых обусловливается подпором грунтовых вод уровнями высоких вод водных объектов. В границах зон подтопления устанавливаются:
Изменения,
которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 360)
1. В Положении об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. N 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 16, ст. 1921; 2009, N 18, ст. 2248; N 43, ст. 5080; 2011, N 29, ст. 4493; N 47, ст. 6660; 2013, N 24, ст. 2999):
в абзаце втором после слова «прогнозирование» дополнить словами «негативного воздействия вод, а также»;
в абзаце четвертом слова «контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» заменить словами «надзора в области использования и охраны водных объектов»;
б) абзац второй пункта 4 дополнить словами «, зон затопления, подтопления»;
в) в абзаце пятом пункта 6 слово «водоотведении» заменить словами «сбросе вод, в том числе сточных, в водные объекты»;
после слов «водоохранных зон» дополнить словами «, зон затопления, подтопления»;
слово «водоотведении» заменить словами «сбросе вод, в том числе сточных, в водные объекты»;
в абзаце четвертом после слов «водоохранных зон» дополнить словами «, зон затопления, подтопления»;
в абзаце шестом слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных вод»;
в абзаце восьмом после слов «водоохранных зон водных объектов,» дополнить словами «зон затопления, подтопления,»;
в абзаце втором после слов «водоохранных зон,» дополнить словами «зон затопления, подтопления»;
после слов «, находящихся в федеральной собственности,» дополнить словами «зон затопления, подтопления,»;
после слов «водоохранных зон водных объектов,» дополнить словами «зон затопления, подтопления,»;
слова «контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» заменить словами «надзора в области использования и охраны водных объектов»;
е) в абзаце втором пункта 16 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод».
2. В Положении о ведении государственного водного реестра, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 253 «О порядке ведения государственного водного реестра» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 19, ст. 2357; 2009, N 18, ст. 2248; 2011, N 9, ст. 1246; 2012, N 43, ст. 5875; 2013, N 52, ст. 7215):
в подпункте «б» после слов «прибрежных защитных полосах,» дополнить словами «зонах затопления, подтопления,»;
в подпункте «в» слово «водоотведении» заменить словами «сбросе вод, в том числе сточных, в водные объекты»;
в подпункте «а» слово «водоотведения» заменить словами «сброса вод, в том числе сточных, в водные объекты»;
в подпункте «к» слово «водоотведении» заменить словами «сбросе вод, в том числе сточных, в водные объекты».
Утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления.
Зоны затопления определяются в отношении территорий, которые прилегают к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость 1 раз в 100 лет) либо в результате ледовых заторов и зажоров, а также территорий, прилегающих к ряду объектов. Это устьевые участки водотоков, затапливаемые в результате нагонных явлений расчетной обеспеченности, естественные водоемы, затапливаемые при уровнях воды однопроцентной обеспеченности, зарегулированные водотоки в нижних бьефах гидроузлов, затапливаемые при пропуске паводков расчетной обеспеченности.
Зоны подтопления определяются в отношении территорий, прилегающих к зонам затопления, повышение уровня грунтовых вод которых обусловливается подпором грунтовых вод уровнями высоких вод водных объектов.
Границы зон определяются Росводресурсами на основании предложений регионов, подготовленных совместно с муниципалитетами, и карты (плана) объекта землеустройства.
При подготовке предложений учитываются геодезические и картографические материалы, данные обследований по выявлению паводкоопасных зон, отметки характерных уровней воды расчетной обеспеченности, проектные материалы и правила использования водохранилищ, расчетные параметры границ затоплений пойм рек, параметры границ подтоплений.
Зоны считаются определенными с даты внесения сведений об их границах в госкадастр недвижимости.
В Положения об осуществлении госмониторинга водных объектов и о ведении государственного водного реестра внесены нормы о зонах затопления, подтопления.
Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 22 апреля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 18 (часть IV) ст. 2201
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2019 г. N 1171
Изменения вступают в силу с 18 сентября 2019 г.
Постановление Правительства РФ от 17 мая 2016 г. N 444
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления