Что включает в себя женское многоборье в спортивной гимнастике
Спортивная гимнастика
Спортивная гимнастика – это олимпийский вид спорта, который включает в себя соревнования в вольных упражнениях, упражнениях на гимнастических снарядах, а также в опорных прыжках. В программу женского многоборья включены: вольные упражнения, упражнения на брусьях разной высоты, бревне и опорных прыжках. Программа мужского многоборья: вольные упражнения, опорный прыжок, а также упражнения на следующих снарядах: кольцах, коне, перекладине и параллельных брусьях.
Международная федерация гимнастики (англ. International Federation of Gymnastics, IFG) – федерация гимнастических видов спорта.
История возникновения и развития спортивной гимнастики
Гимнастика появилась в Древней Греции в 8 веке до нашей эры и представляла собой комплекс физических упражнений направленных на всестороннее развитие. Гимнастические упражнения служили средством подготовки юношей к участию в Олимпийских играх.
В VIII веке до нашей эры.
После падения Римской империи гимнастика была забыта, но с утверждением на рубеже XIV-XV веков гуманизма, общественная мысль взяла вектор на всестороннее развитие личности, особое внимание при этом уделялось физическому здоровью. Только тогда люди вновь обратились к античной культуре и постепенно стали внедрять в систему воспитания и его физическую сторону – гимнастику.
В конце XVIII – начале XIX веков в Германии появилось течение филантропистов. В созданных ими школах, важное место заняла гимнастика, которую разработали и преподавали Г. Фит и И. Гутс-Мутс. Завершил создание системы немецкой гимнастики Ф. Л. Ян. Параллельно с немецкой были созданы системы гимнастики во Франции, Швеции и Чехии.
Гимнастику официально признали видом спорта в 1896 г. после того, как включили её в программу первых современных Олимпийских игр. Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. впервые были проведены соревнования женщин.
Правила спортивной гимнастики (кратко)
Как у мужчин, так и у женщин победители соревнований определяются на отдельных снарядах, в абсолютном первенстве и в командном зачете. Во всех видах, кроме опорного прыжка у женщин, спортсменам предоставляется только по одной попытке. В опорном прыжке у женщин подсчитывается средний балл по результатам двух попыток.
Каждый спортсмен сам определяет программу своих выступлений, она должна удовлетворять требованиям относительно типа и сложности упражнений.
Программа соревнований и снаряды спортивной гимнастики
Обычно соревнования по спортивной гимнастике проводятся на 7 снарядах:
Упражнения на брусьях. Мужские упражнения на брусьях сочетают в себе динамичные и статичные элементы. Гимнаст должен использовать всю длину снаряда, выполнять элементы над и под брусьями. Упражнения обязательно должны оканчиваться эффектным соскоком.
Женские упражнения на брусьях включают обороты вокруг верхней и нижней жерди, а также различные технические элементы, исполняемые над и под ними с вращением вокруг продольной и поперечной оси при помощи хвата одной и двумя руками. Правильное название женских гимнастических брусьев – разновысокие.
Вольные упражнения в гимнастике представляют собой комбинацию из отдельных элементов, а также их связок. Это могут быть сальто, кувырки, шпагаты, стойки и другие элементы. Судьи оценивают сложность программы и отдельных ее элементов, а также чистоту и уверенность исполнения. Не менее важна оригинальность представленной композиции и артистизм спортсмена. Время выступления ограничено: 1 минута 10 секунд у мужчин и полторы минуты у женщин.
Чем отличается спортивная гимнастика от акробатики?
Акробатика – это вид спорта, который включает в себя различные прыжки, перекаты, вращения тела с опорой и без. Спортивная гимнастика дополнительно включает в себя упражнения на гимнастических снарядах.
Упражнения на коне представляют собой комбинацию маховых и вращательных движений, а также стоек на руках, при выполнении которых должны быть задействованы все части снаряда.
Упражнения на кольцах представляют собой комбинацию маховых и силовых элементов на специальном подвижном снаряде в виде двух деревянных колец на специальных тросах. Выполнение упражнений обязательно заканчивается соскоком.
Опорный прыжок выполняется с разбега с использованием дополнительной опоры в виде прыжкового коня. В этом упражнении оценивается высота и дальность прыжка, его сложность, чистота исполнения и приземления.
Упражнения на перекладине представляют собой комбинацию из вращательных элементов вокруг перекладины с поворотами и без, а также элементов с отпусканием рук. Спортсмен не имеет права касаться грифа телом. Выступление обязательно заканчивается соскоком.
Упражнения на бревне представляют собой единую композицию из динамичных и статичных элементов, исполняемых стоя, сидя и лежа на специальном снаряде. Продолжительность выступления не должна превышать полторы минуты.
Как называются снаряды в спортивной гимнастике?
Разновысокие и параллельные брусья, перекладина, конь, гимнастический мостик, кольца, бревно, гимнастический ковер.
Правила судейства в спортивной гимнастике
Для быстрой фиксации технических элементов судьи используют более 1000 специальных письменных знаков.
Во время командных соревнований или при розыгрыше абсолютного первенства оценки суммируются. На их основе выводится итоговая оценка. Набравшие наибольшее количество очков, объявляются победителями.
Соревнования по спортивной гимнастике
Чем отличается спортивная гимнастика от художественной?
Спортивная гимнастика — включает соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках, а художественная гимнастика — вид спорта, который подразумевает выполнение различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента) под музыку.
Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Спортивная гимнастика».
Мужское и женское многоборье: тонкости различных дисциплин спортивной гимнастики
Спортивная гимнастика включает в себя ряд самостоятельных дисциплин, каждая из которых по-своему сложна и уникальна. При этом некоторые разделы этого вида спорта входят в программу физической подготовки спортсменов иных направлений. Рассмотрим нюансы гимнастического многоборья женских и мужских программ.
Гимнастическое многоборье для женщин
Дисциплины спортивной гимнастики делятся на женские и мужские. Существует несколько дисциплин, в которых соревнуется прекрасный пол.
Брусья разной высоты
Изначально на снаряде выполнялись в основном несложные элементы, что было обусловлено тем, что расстояние между жердями было небольшим. С 60-х годов прошлого столетия величина между брусьями увеличилась, что позволило гимнасткам значительно расширить арсенал гимнастических упражнений и показать в полной мере красоту этой дисциплины. Вместе с тем выступления спортсменок стали походить на мужские программы, которые выполнялись на перекладинах.
Современные композиции на брусьях начинаются с наскока, затем осуществляются всевозможные маховые движения и обороты, полетные упражнения. Легкие элементы обычно используются в качестве связки между сложными по технике исполнения упражнениями, которыми и пытаются гимнастки удивить судей. Тяжелыми по технике выполнения элементами считаются:
Завершается программа соскоком.
Снаряд представляет собой большой брус, покрытый кожей. Выступление на нем условно можно поделить на три этапа:
Начаться программа может с простого прыжка на брус или с акробатических элементов. Гимнастки любят выполнять перемахи, вертикальный шпагат, кувырки, перекидки, горизонтальные упоры с выходом в стойку, круги.
Прыжки могут осуществляться с поворотами или без них, при этом их выполнение возможно не только на ноге, но и животе, спине. В общей сложности упражнения отличаются положением тела гимнастки, например, в позиции согнувшись или в группировке. Усложнение программы возможно за счет добавления упражнений с разведением ног в шпагат.
Заканчивается выступление соскоком. Обычно это однократное или многократное сальто вперед либо назад. Вся композиция длится не более 90 секунд.
Опорные прыжки
Этот вид прыжков составляет отдельную группу ввиду специфики его выполнения. Техника выполнения опорного прыжка такова:
Длина дорожки для разбега достигает от 20 до 30 метров, а высота специального снаряда – от 130 до 140 см.
В процессе прыжка гимнастка выполняет различные акробатические элементы, которые оценивает жюри по сложности исполнения. Судьи берут в расчет, в том числе момент приземления. Если гимнастка упала после прыжка, то это может существенно повлиять на итоговую оценку не в лучшую сторону.
Опорные прыжки подразделяют на:
В современных программах по опорным прыжкам гимнастки часто выполняют прыжки без сальто, но с переворотами в любое направление (вперед, назад, боком).
Двухфазовые прыжки (поворот на 360 градусов в первой части, сальто вперед во второй части) появились в женских комбинациях тоже не сразу. Первыми спортсменками, которые позаимствовали такие элементы из мужской программы, стали Давидова и Корбут. Эти упражнения сложны, поэтому и сегодня редко исполняются на соревнованиях. Рекордный прыжок зафиксирован у Продуновой Елены.
Аналогом «прыжков Щербо» в мужском выступлении является «прыжок Юрченко». Он представляет собой прыжок с поворотом на 180 или 360 градусов. Исполняется этот трюк ввиду сложности нечасто, хотя техника его выполнения хорошо изучена.
Вольные упражнения
Продолжительность вольных упражнений не превышает 90 секунд. Показательное выступление у женщин сопровождается музыкальным аккомпанементом. Судьи оценивают сложность упражнений, отсутствие технических ошибок, уровень хореографической подготовки. Во время выступления гимнасткам нельзя выходить за пределы ковра или падать, показывать элементы, находясь на одном и том же месте.
Классы упражнений, которые демонстрируют спортсменки:
Наличие технических ошибок при выполнении технических действий значительно уменьшает шансы гимнасток на победу в соревнованиях.
Гимнастическое многоборье для мужчин
Спортивная гимнастика для мужчин включает следующие дисциплины:
Вольные упражнения
Демонстрация соревновательной программы осуществляется на том же помосте, что и у женщин. Отличие мужских выступлений от женских состоит в технике выполнения упражнений и отсутствии музыкального сопровождения. Продолжительность вольной программы у мужчин составляет 70 секунд.
Все элементы подразделяются на следующие классы:
Если гимнаст использует связки, то получает дополнительную надбавку к итоговой оценке. При этом связующие элементы не должны повторяться.
Опорные прыжки
Мужчина в процессе прыжка демонстрирует больше сложных элементов по сравнению с женщинами.
Техника последней группы элементов еще мало изучена, а потому встречается крайне редко на международных соревнованиях.
Комбинация упражнений состоит из таких структурных групп:
Маховые движения можно усложнить прыжками или поворотами. Во время выполнения махов ногами гимнасты часто совершают ошибки. Это связано с тем, что для исполнения маховых движений требуется определенный уровень мастерства.
Основными элементами на коне являются круги. Они подразделяются на движения с поворотами по ходу вращения или в противотемп либо без них. Круг – это перемахи через боковую плоскость двумя ногами, которые выполняются друг за другом. Наиболее сложным по исполнению является элемент Деласала-Томаса. Смотрятся круги эффектно и судьи ставят высокий балл, если нет претензий к технике исполнения.
При выполнении кругов гимнаст использует всю поверхность коня. Очень сложными считаются элементы, в которых требуется упор только на одну ручку. Еще одно тяжелое в исполнении упражнение – «винт». Его противоположностью является элемент с поворотом по ходу вращения. Также имеется интересный элемент, представляющий собой связку кругов с поворотом на одной ручке – «Флоп». По правилам в одной комбинации больше двух флопов использовать нельзя. Заканчивается выступление соскоком.
Кольца
Снаряд представляет собой два кольца, которые подвешены на специальных тросах. Выполняется конструкция из материала, который практически невозможно согнуть или деформировать. Подвешивают кольца на высоту до трех метров от поверхности пола. Их диаметр составляет около 20 см, а расстояние между ними – порядка полуметра.
У последнего упражнения есть элемент-антагонист – «Обратный самолет». Его особенность состоит в том, что спина гимнаста смотрит в пол, а живот направлен к потолку.
Параллельные брусья
На этом снаряде занимаются только мужчины, у женщин аналогом являются разновысокие брусья. Высота снаряда от пола составляет два метра. Под брусьями в целях безопасности располагают маты. Гимнасты при выполнении программы сочетают маховые и силовые упражнения. Спортсмены исполняют статические элементы, движения с махами, вращениями, сальто. Упражнения на брусьях выполняются поперечно или продольно. Структурные группы:
Сальто вперед или назад завершает выступление спортсменов.
Перекладина
Спортсмены демонстрируют членам жюри всевозможные виды висов и хватов, например, снизу или сверху, обратный. Судьи оценивают не только технику исполнения, но и связки элементов. Одними из сложнейших упражнений на турнике считаются вращения. Когда спортсмен выполняет такой трюк, он не должен касаться телом перекладины. Выполняются вращения на одной или двух руках.
Согласно правилам, все разрешенные упражнения можно распределить по структурным группам:
В данной дисциплине соскок также является завершающим элементом выступления гимнаста.
Федерации
На территории РФ организацией, отвечающей за проведение мужского и женского многоборья, является ФСГР (Федерация спортивной гимнастики России). Она представляет интересы отечественных спортсменов на европейских и международных соревнованиях, координирует развитие гимнастики на территории страны, содействует в создании условий для подготовки профессионалов (тренеров, судей). Практически в каждом российском регионе есть филиалы ФСГР.
Федерация международного уровня (ФИЖ) представляет спортсменов сразу нескольких направлений: акробатики, спортивной и художественной гимнастики. Организация не только занимается проведением спортивных мероприятий международного масштаба, но и разрабатывает регламенты, на основании которых судьи оценивают выступления гимнастов. Федерация образована летом 1881 года в Бельгии.
Еще одна крупная организация – Европейский гимнастический союз (УЕЖ). Союз основан в 1982 году и отвечает за проведение соревнований на территории Европы.
Историческая справка о развитии спортивной гимнастики
Спортивная гимнастика официально вошла в программу Олимпийских игр в XIX веке, однако некоторые ее элементы активно использовались еще до официального признания дисциплины. Например, упражнения, выполняемые на снарядах, были популярными в Европе в конце XVIII века. В то время выступления спортсменов были весьма примитивны, а техника реализации гимнастических движений была примитивной. Но, несмотря на это, этот вид спорта уже в то время успел завоевать любовь и симпатию зрителей.
Первые соревнования начали проводиться во второй половине XIX века. В этот же период спортивную гимнастику как летний вид спорта включили в олимпийскую программу, однако принимать участие в состязаниях могли исключительно мужчины. В 1923 году Олимпийский комитет внес поправки в действующее на то время законодательство, и дорога в большой спорт открылась, в том числе для женского дивизиона.
Первые чемпионаты мира по спортивной гимнастике были проведены в начале XX века. Однако такие мероприятия проходили на нерегулярной основе (примерно раз 2-4 года). Как правило, самыми мастеровитыми спортсменами в этом виде спорта считались граждане Италии, Чехословакии, Венгрии, США, Франции, Германии и других стран.
Появление спортивной гимнастики в РФ
Гимнастика появилась в России примерно в то же время, что и в Западной Европе. Петр I и полководец Суворов считали гимнастические упражнения хорошим средством для поддержания тела в тонусе, воспитания воли, дисциплины, терпения и упорства. Первыми гимнастами в нашей стране можно считать солдат.
Во второй половине XIX века П. Ф. Лесгафтом в северной столице были открыты первые курсы для обучения гимнастическому искусству. Программа подготовки была рассчитана на два года. Чуть позже было основано общество российских гимнастов. Его возглавил В. А. Гиляровский. Благодаря его активной позиции поклонники этого вида спорта на собственные средства открыли в Москве первый зал, в котором проходили занятия по спортивной гимнастике. Помещение было оснащено всем необходимым – от инвентаря до снарядов.
Становление спортивной гимнастики как полноценной дисциплины пришлось на 80 – 90-е года XIX столетия. В это же время в Москве состоялись первые соревнования. Немного позже спортивная гимнастика была включена в программу физической подготовки юношей в мужских учебных заведениях.
Популяризация спортивной дисциплины началась в начале XX века. В этот период во многих регионах Советского союза открывались курсы, кружки для взрослых и детей, проводились регулярные соревнования. Особым толчком в развитии спортивной гимнастики в СССР явилась состоявшаяся в 20-х годах Спартакиада. В Первой всесоюзной спартакиаде приняло участие пять команд гимнастов. Спустя пять лет соревнование было проведено повторно, а в мероприятии приняло участие намного больше команд. С этого времени такие чемпионаты стали проводить на регулярной основе.
В 1934 году были введены свод правил и система спортивных титулов. В середине прошлого столетия советская федерация гимнастики была включена в состав европейской и международной организаций, после чего советские гимнасты стали выступать на Олимпийских играх, мировых и европейских чемпионатах.
Учебные пособия
Представленные ниже издания помогут новичкам не только разобраться в техниках правильного выполнения упражнений, но и узнать поближе о судьбах профессиональных гимнастов.
Пособие будет полезно не только для начинающих спортсменов, но и тренеров. Книга охватывает вопросы основ гимнастики, описывает тонкости тренировок для отдельных дисциплин: брусьев, колец, коня, перекладины. Все представленные техники предназначены для разных возрастных групп, а также в отдельности для каждого пола.
Иногда, чтобы досконально разобраться в спортивной дисциплине, стоит окунуться в изнанку соревнований и понять, по каким критериям оценивают члены жюри гимнастов. По этой причине издание будет полезно не только для экспертов, но и обычных спортсменов. В пособии подробно представлены методы и средства судейства, а также способы ухода от субъективной оценки.
В издании представлены ценные советы гимнастам. Изюминкой работы является оригинальная подача материала – в форме диалога тренера и юной спортсменки. Из книги читатель узнает о том, чем живет профессионал, как грамотно построить карьеру, откуда черпать мотивацию для продолжения дела всей жизни.
В завершение следует отметить, что в гимнастических направлениях мужского и женского многоборья есть масса тонкостей. При этом не стоит забывать о том, что путь к вершине каждой из дисциплин складывается из упорных и регулярных тренировок.
Женская спортивная гимнастика
Спортивная гимнастика — вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках. В современной программе гимнастического многоборья: для женщин — на брусьях разной высоты, бревне, в опорных прыжках, вольных упражнениях.
Разновысокие брусья
Структурные группы элементов
I. Наскоки
Начало комбинации. Может быть как простым приходом в вис на одной жерди или подъёмом разгибом, двумя и т. д., так как и сложным (сальто, переворот, прыжок с перемахом или в стойку на руках).
II. Элементы махом назад и обороты не касаясь
Сюда входят различные элементы отмахом из упора. Это могут быть как простые отмахи в стойку (с поворотом и без), так и элементы с одной жерди на другую (типа сальто вперёд с нижней жерди на верхнюю), а также перелёты и подлёты-сальто на одной жерди (типа сальто Команечи). Следующий класс элементов в данной структурной группе — это обороты не касаясь или на жаргоне «перешмыги». Могут выполняться как на одной жерди в стойку на руках (с поворотами и без), так и со сменой жерди (перелёт Шапошниковой и т. д.). Также сюда входят махи дугой из упора не касаясь с нижней жерди и лётом в вис на верхней.
III. Элементы большим махом
Это различные повороты большим махом вперёд и назад без полного большого оборота («санжировки» и подлёты с поворотом в вис), так и большие обороты назад и вперёд (с поворотами и без). К элементам большим махом относятся различные перелёты и подлёты как на одной жерди (Ткачёв, Гингер и т. д.), так со сменой жердей (сальто Пак и т. д.).
IV. Обороты с перемахами или «Штальдеры»
Так называемые «закладки» или Штальдеры — это обороты из угла вне или виса согнувшись ноги врозь/вместе в стойку на руках. Могут быть усложнены поворотами и добавлением перелёта или подлёта. Элементы с фазой полёта могут выполняться как на одной жерди (из Штальдера перелёт Ткачёва), так и со сменой жерди.
V. Обороты в упоре стоя и элементы в висе сзади
Данная структурная группа включает самые различные элементы. Сюда входят обороты стоя, как в стойку на руках, так и без. Обороты с упорой о живот с перемахами и без. Элементы в висе сзади (от подъёма назад, до больших оборотов назад в висе сзади). Элементы могут выполняться как на одной жерди, так и со сменой жердей. Большинство элементов крайне редко встречается в арсенале ведущих гимнасток мира.
VI. Соскоки
Концовка комбинации может быть выполнена как без использования сальто (дугой, срывом, оборотом и т. д.), так и с использованием различных типов сальто (махом вперёд или назад, из оборотов срывом или дугой и т. д.). Соскок может усложняться как поворотом, так и контр-вращением.
Бревно
Соревнования на бревне входят в программу женских турниров. В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по упражнениям на бревне среди женщин, в которых разыгрывается комплект медалей; также соревнования на бревне входят в программу командного и абсолютного первенства среди женщин.
Структурные группы элементов на бревне
I. Наскоки
Наскок — это начало комбинации. Наскоки могут быть как простыми прыжками (с поворотами и без), так и гимнастическими элементами (круги, перемахи, высокий углы, горизонтальный упоры с последующим выходом в стойку на руках и без), а также сложными акробатическими элементами (перевороты и сальто).
II. Гимнастические прыжки и подскоки
В данную структурную группу входят прыжки с поворотами и без. Прыжки могут выполняться в различном положении тела (в группировке, согнувшись и т. д.). Прыжки могут усложняться разведением ног в шпагат.
III. Повороты
В данную группу входят различные гимнастические повороты на ноге, так и на животе или спине. Повороты выполняются в различных положениях тела (согнув свободную ногу, в вертикальном шпагате, сидя и т. д.).
IV. Статические элементы
Большинство статических элементов, причислено к структурной группе наскоков (статический элемент является составной частью наскока). А к данной группе отнесены горизонтальный упор на локте, вертикальный шпагат и «волна» из положения на пятках через полупальцы.
V. Акробатические элементы
Наиболее сложные и зрелищные элементы. Сюда входят различные сальто и перевороты как в положении поперёк, так и продольно. Также в действующих Правилах проведения соревнований, к данной структурной группе отнесены гимнастические элементы типа кувырков через голову и грудь, перекидки и гимнастические перевороты. Конечным положением элементы может быть как упор на ногах (ноге), так и упоры спереди, сзади, а также ноги врозь верхом.
VI. Соскоки
Концовка упражнения. Соскок может быть как сальто вперёд, так и назад. Сальто может быть усложнено как поворотом, так и выполнением контр-вращением. Сальто могут быть как одинарными, так и многократными.
Опорный прыжок
Опорный прыжок — один из видов упражнений в спортивной гимнастике.
Опорные прыжки входят в программу как женских, так и мужских турниров. В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по опорному прыжку, в которых разыгрывается комплект медалей; также эти соревнования входят в программу командного и абсолютного первенства.
При исполнении опорного прыжка спортсмен разбегается по дорожке, затем отталкивается при помощи специального наклонного пружинящего мостика и совершает прыжок, в ходе которого он должен произвести дополнительное отталкивание от снаряда (это может быть гимнастический конь или специальный снаряд). В ходе прыжка спортсмен совершает дополнительные акробатические элементы в воздухе (сальто, пируэты, вращения и др.). Выступление оценивается по сложности выполненных элементов, их чистоте, отсутствию ошибок. Особое внимание уделяется качеству приземления, падение при приземлении или даже неуверенно исполненное приземление приводят к резкому снижению итоговой оценки.
По правилам ФИС — Федерации гимнастики — высота снаряда — 135 см от поверхности пола. Приблизительная длина дорожки разбега — 25 метров, ширина — 1 метр. Высота пружинящего мостика — 20 см.
В соревнованиях командного первенства и многоборья гимнасты исполняют один прыжок. Если гимнаст рассчитывает на попадание в Финал по опорному прыжку — он должен показать в квалификации два прыжка из различных структурных групп. Финал в отдельном виде — Опорном прыжке, также требует от гимнаста выполнения двух разных прыжков. Суммарная оценка гимнаста — полусумма первого и второго прыжка.
Прыжки можно поделить на прыжки лётом (без переворота через голову) и прыжки с переворотов. Любой переворот — это вращение в воздухе на 180 градусов. Соответственно, если к перевороту добавляется сальто, то получается поворот в воздухе на 540 градусов вокруг продольной оси. Все сальто, выполняемые после переворотов, будут полуторными.
То есть переворот — сальто, если рассматривать его от момента касания руками снаряда, до момента прихода ног на мат, будет полуторным (1,5 сальто). По аналогии переворот — двойное сальто, можно рассматривать как 2,5 сальто и т. д.
Важным элементом для совершения опорного прыжка является трамплин (гимнастический мостик).
Структурные группы Опорных прыжков (женщины)
I. Прыжки без исполнения сальто(перевороты вперёд, Ямасита, с рондата) с, или без вращения вокруг продольной оси в первой или второй фазе полёта
В отличие от мужчин, в первую структурную группу прыжков у женщин, входят все типы несальтовых прыжков. То есть помимо лётов, сюда включены все типы переворотов (назад, вперёд, боком). У мужчин же первая группа включала только прыжки лётом, а перевороты были распределены по остальным структурным группам.
II. Прыжки вперёд с (или без) поворотом на 360 в первой фазе полёта — сальто вперёд во второй фазе полёта
Эта группа прыжков объединяет мужские вторую и третьи группы. Наиболее известные первооткрывательницы этих прыжков — это Ольга Корбут и Елена Давыдова. Они виртуозно выполняли в первой части пируэт, а вторая часть была переворот на 360 и сальто вперёд соответственно.
Что касается прыжков переворотом вперёд без поворота в первой фазе, то для женщин эти прыжки даются непросто. Поэтому реже используются. Рекордным прыжком является прыжок «Продуновой» (первая исполнительница — российская гимнастка Елена Продунова)
III. Прыжки с рондата в первой фазе полёта — сальто во второй фазе полёта (Цукахара)
Аналогична четвёртой группе у мужчин, за исключением того, что вторая фаза полёта должна быть обязательно сальто (простой рондат не считается, так как относится к первой группе).
IV. Прыжки Юрченко с (или без) поворотом на 360 в первой фазе полёта
Популярная группа прыжков, используется большинством гимнасток из-за хорошо изученных методик изучения и исполнения. Первооткрывательницей этой группы прыжков является советская гимнастка Наталья Юрченко. Прыжки с поворотом на 360 аналогичны «прыжкам Щербо» у мужчин. Практически никем не используются, из за своей сложности и по большому счёту, не самым высоким базовым оценкам.
V. Прыжки Юрченко с поворотом на 180 в первой фазе полёта
Популярные прыжки. Так как базовая оценка их достаточна высока, а методики изучения хорошо известны. Требует хорошего умения выполнять сложные сальто вперёд.
Вольные упражнения
Вольные упражнения — один из видов упражнений в спортивной гимнастике.
Вольные упражнения проходят на «ковре» — квадратном помосте, размерами 12 на 12 метров с дополнительным бордюром безопасности шириной 1 метр. Помост должен обладать определённой эластичностью для смягчения приземления спортсмена при выполнении акробатических прыжков. Специальное покрытие ковра должно исключать ожоги кожи при трении об него.
Вольные упражнения входят в программу как женских, так и мужских турниров. В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по вольным упражнениям, в которых разыгрывается комплект медалей; также эти соревнования входят в программу командного и абсолютного первенства.
Вольные упражнения длятся, как правило, 70 секунд у мужчин и 90 секунд у женщин. Женские вольные упражнения — единственный вид программы спортивной гимнастики, выполняющийся под музыку. Выступление спортсмена оценивается по сложности выполненных элементов, их чистоте, отсутствию ошибок. В женских соревнованиях судьи также учитывают уровень хореографической подготовки. Акробатические элементы вольных упражнений включают в себя кувырки, сальто, шпагаты, стойки на руках и другие, а также их связки. Характерным элементом вольных упражнений является акробатическая связка — серия прыжков и кульбитов, выполняемая по диагонали ковра от одного угла до другого. У женщин в программу входят отдельные танцевальные па, схожие с упражнениями изхудожественной гимнастики. Грубыми ошибками считаются падения и выход спортсмена за пределы ковра. В ходе выступления спортсмен должен максимально использовать площадь ковра.
У мужчин на вольных упражнениях гимнаст должен включить в свою комбинацию элементы из различных структурных групп. Всего таких групп 4 плюс соскок (соскоком на вольных упражнениях считается заключительная акробатическая диагональ).
Структурные группы элементов (женщины)
I. Прыжки и подскоки
В данную структурную группу входят разнообразные прыжки. Прыжки различают:
II. Повороты
Повороты различаются:
III. Элементы с опорой на руки
Включает в себя:
IV. Сальто вперёд и боком
Сюда входят все сальто вперёд, сальто боком и твисты (сальто назад с переворотом и дальнейшим вращением вперед). Максимально сложным элементом считается двойной твист прогнувшись (G), впервые выполненный бразильской гимнасткой Даяной Дос Сантос.
V. Сальто назад
Включает различные сальто назад. Максимально сложные элементы — двойное сальто назад в группировке с двумя пируэтами, двойное сальто назад прогнувшись с пируэтом, сальто назад прогнувшись с тремя с половиной пируэтами и крайне редкое сальто Татьяны Грошковой — двойное сальто назад согнувшись с двумя пируэтами (первое сальто прогнувшись с двумя пируэтами, второе согнувшись).
Группы сложности
Элементы на вольных упражнениях имеют различные группы сложности — от А до G. К элементам группы «А» относятся простые прыжки, типа переворотов вперёд или назад, сальто в группировке и т. д., элементы группы «G» исполняются единицами гимнастов мира, к ним относятся (у мужчин):