Что включает в себя земельный кадастр
Что такое кадастр. Объясняем простыми словами
Кадастр — свод сведений об объектах имущества (в том числе недвижимости) и о праве на это имущество.
Кадастр используют для определения размера налогов и оценки стоимости объекта. В кадастр вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Проще говоря, если мы составим список жильцов какого-то многоквартирного дома, где укажем стоимость квартир, площадь, количество владельцев, адрес квартиры, — это будет кадастром. Или составим другой список, где опишем группу людей, которые пользуются автомобилями (укажем марку авто, стоимость, укажем владельца), — это тоже будет кадастр, но автомобильный.
Кадастр можно назвать системой или сводом, который содержит в себе какую-либо информацию в упорядоченном виде. Но всё-таки традиционно в общественном восприятии кадастр имеет отношение к земле и недвижимости.
В российском кадастре каждый объект недвижимости (дом, участок, квартира) имеет свой уникальный номер из 12 цифр, которые указывают на территориальную принадлежность имущества. Кадастровый номер недвижимости присваивает специальное государственное учреждение — Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии). К основным кадастровым сведениям относятся: месторасположение объекта недвижимости, общая площадь и стоимость.
Пример употребления на «Секрете»
«Кадастровая стоимость объекта определяет размер земельного налога или налога на имущество, и предприниматели пользуются возможностью снизить фискальную нагрузку. Кроме того, в Москве и ряде других регионов результаты кадастровой оценки определяют стоимость аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
(Юрист Максим Денисов — о том, как оспорить кадастровую стоимость недвижимости.)
Нюансы
Виды российских государственных кадастров:
Водный. Для подземных и надземных вод. Ещё в водных кадастрах прописывается разрешённое использование водных ресурсов. Лесной. Прописываются особенности вырубки леса и целевого использования лесного фонда страны. Земельный. Определяется качество и параметры земель, регистрация владельцев земельных наделов. Недвижимости. Определяются условия пользования недвижимым имуществом.
Кроме этого, есть кадастр для особо охраняемых земельных объектов, территорий для размещения отходов и перечень промышленных предприятий.
История
Слово «кадастр» происходит от латинского caput, что означает «печатный предмет», а также от слова capitastrum, что значит «опись податных предметов» или «регистр душ».
Термин «кадастр» появился во времена римского правителя Августа (27 г. до н. э.), когда была утверждена единица учёта сбора дани за землю caputigum и введена перепись населения caputigum registrum. Со временем эти слова слились в одно — capitastrum — и впоследствии — в слово catastrum. Изначально кадастр представлял собой книгу, где были списки земель, облагаемых налогами, с указанием площади и размера налога.
Корни кадастровых работ с целью проведения земельного учёта уходят во времена Древнего Египта. Первые фараоны велели вести оценочные списки земель, подлежащих налогу. Таксаторы (чиновники фараона) составляли такие списки до и после разлива Нила.
Земельный кадастр
Добавлено в закладки: 0
Что такое земельный кадастр? Описание и определение термина
Земельный кадастр – это список систематических данных о земле как ресурсе производства, о её правовом, хозяйственном, природном положении. В земельном кадастре приводят данные о территориальном расположении, размерах участка, о участках, соседствующих с ним, а также о стоимости и качестве земли. Также указывают собственника земли. Такой сбор данных производят в целях налогообложения собственников, для осуществления земельных правомерных отношений. Данные о типичных земельных участках группируют, оценивают качество и прибыльность, целевое применение.
Значение земельного кадастра. Земельный кадастр — систематизированный свод документированных данных о правовом, природном, хозяйственном положении земель.
Земельный кадастр в России
В Российской Федерации правила ведения земельного кадастра закрепляются в Земельном кодексе.
В СССР ведение земельного кадастра предусматривали Основы земельного законодательства союзных республик и Союза ССР 1968 г.
Пояснение земельного кадастра. В согласии с Федеральным законом № 28- ФЗ от 02.01.2000 г. земельный государственный кадастр — систематизированный свод документированных данных, которые получаются в итоге проведения кадастрового государственного учёта земельных участков, о целевом назначении, местоположении, правовом положении земель Российской Федерации и данных о территориальных зонах и наличии объектов, которые располагаются на земельных участках и связанных прочно с этими земельными участками. Но, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 13.05.2008 г. № 66- ФЗ Закон « О государственном земельном кадастре » признан юридически недействительным. С принятием Федерального закона « О государственном кадастре недвижимости » в 2007 году введено новое понятие — « государственный кадастр недвижимости ».
Кадастровый государственный учёт участков земли — индивидуализация и описание в Едином государственном реестре участков земли, в итоге чего каждый земельный участок получает данные характеристики, которые дают возможность однозначно выделить его из прочих земельных участков и осуществить его экономическую и качественную оценки. Кадастровый государственный учёт участков земли сопровождается присвоением кадастрового номера каждому участку земли.
Кадастровая карта являет собой карту, которая показывает право собственности на земельные участки и границы. Некоторые кадастровые карты имеют дополнительную информацию: местные названия участков, номера свидетельства о собственности, уникальные идентификационные номера, площади кадастровых участков, информацию об обслуживающих организациях.
Государственный земельный кадастр создают и ведут в целях информационного обеспечения:
Данные государственного земельного кадастра имеют открытый характер, кроме сведений, которые отнесены законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
Перевод земельных участков или земель из одной категории в другую
Земельный кодекс включает в себя общие положения по процедуре перевода и соответственно в чьей компетенции имеется определённый участок :
Порядок и состав приготовления документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной группы в другую устанавливается в ст.2 Земельного кодекса РФ. Как видно основополагающим документом из содержания статьи является ходатайство, в котором указывают главные индивидуализирующие признаки земельного участка — группа земель обоснование перевода, кадастровый номер, права на участок земли.
В итоге правового анализа данных документов принимают решение о переводе или отказе. Законодатель четко указал основания для отказа в ст.4 ЗК РФ:
Глава 2 Земельного кодекса РФ регламентирует особенности перевода земель из одной группы в другую. Эти особенности касаются некоторых категорий таких как, земли поселений, земли сельскохозугодий, земли энергетики, промышленности, связи, транспорта, телевидения, радиовещания, информатики, земли безопасности, обороны, земель для космической деятельности, земли другого специального назначения, земли особенно охраняемых территорий, земли запаса, земли водного фонда, земли лесного фонда.
Понятие “земля” в законодательстве
Прежде чем рассматривать особенности земельного кадастра, необходимо остановиться на понятии «земля». Под термином «земля» понимается «… важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций все рассмотрение особенностей кадастра земли, необходимо остановить на понятии “землю”. Термин “земля” понят” … как самая важная часть окружающей среды, которая характеризуется пространством, освобождением, климатом, покрытием почвы, растительностью, подпочвой, водами, будучи главными средствами производства в сельском и лесоводстве и также пространственным основанием для размещения предприятий и организаций всех отраслей национальной экономики” (ГОСТ 26640-85). В отличие от почвы, которую рассматривают как естественно-историческую биоинертную организацию, земля является территорией, которая используется для конкретных целей; т.е. это более широкое понятие. Земля оценена, с одной стороны, с точки зрения экономической оценки ее качества как средства сельского и лесохозяйственного производства; с другим – с точки зрения его результата на основе оценки факторов изобилия.
Запас – (от lat.capitastrum запас, реестр поданных документов; позже во Франции это слово было преобразовано к “кадастру” – реестр), код систематизируемых данных по объекту землепользования, определяющего функциональный и цель определенного качества принятия во внимание участка земли (класс сайта), текущее состояние и стоимость в случае закупки и продажи.
Кадастр государственной земли является системой учета, оценкой земель, установленных государством и регистрацией прав на землю, направленных к регулированию и улучшению отношений земли и включению данных на юридическом, экономическом и экономическом, экологическом и естественном условии земель.
Развитие кадастра
Для развития кадастра государственной земли кадастровая регистрация земельных участков, т.е. описание и индивидуализация в Объединенном государственном реестре земель земельных участков поэтому каждый земельный участок получает специальные особенности для своей оценки качества, и экономическая оценка выполнена.
Государственная кадастровая оценка территорий земель выполнена для определения кадастровой стоимости сайтов различной цели. В ходе государственной кадастровой оценки земель выполнено оценочное зонирование территории. Оценочная зона является частью универсальной формы земель в цели, типе функционального использования и земельных участков близко к кадастровой стоимости. Результатами оценочного зонирования карты (схема) оценочных зон составлен, и кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон установлена.
Методические и нормативные и технические документы, необходимые для выполнения государственной кадастровой оценки.
Кадастровая оценка земель является базой налогообложения, как это – банк данных в картографическом и семантическом показе, созданном как система информации о территории, материальных элементах, населении, инфраструктурах, и т.д.
Основание кадастра земли составлено следующими деталями:
Объект кадастра
Объект кадастра земли является землей, в первую очередь, как природным ресурсом, и также как средства производства и элемент рыночных отношений. Как трудовой инструмент земля характеризуется качеством почв, их изобилия и производительности растительности; как объект труда – те качества, которые определяют технологию внедрения механизированных работ, и также производственные затраты продуктов.
погрузка…
Земля действует также как элемент рыночных отношений в форме недвижимого имущества и оценена через систему специальных платежей: земельный налог, аренда, стандарт, рынок и цены на ипотеку. Земля может быть конфиденциально, муниципальная и принадлежащая государству собственность (Статья 9 конституции Российской Федерации).
По сравнению с другими средствами производства земля характеризуется следующими особенностями:
Кадастровый план территории — состав сведений
Одним из документов, в виде которого могут быть предоставлены сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), является кадастровый план территории (КПТ, кадастровый план). Данный документ предоставляется по запросу любых лиц, если он не содержит в себе сведений ограниченного доступа. Размер платы за предоставление сведений в виде КПТ в бумажном виде составляет для физических лиц — 1500 руб, для юридических лиц — 4500 руб. за 1 экземпляр. Если запросить КПТ в электронном виде, размер платы за его предоставление составит 300 руб. для физических лиц и 600 руб. для юридических лиц.
Как правило, КПТ предоставляется на территорию одного кадастрового квартала, но может быть подготовлен и на ограниченную территорию в пределах кадастрового квартала. Для того, чтобы получить такой КПТ, в запросе о предоставлении сведений необходимо обозначить границы этой территории словесным или схематическим способом.
Всего, согласно рекомендуемому образцу, КПТ содержит в себе 12 разделов. В зависимости от наличия в ЕГРН соответствующих сведений, в КПТ могут включаться не все разделы.
В текстовой части КПТ можно увидеть:
— общие сведения обо всех объектах недвижимости, учтенных в кадастровом квартале: их кадастровые номера, адреса, площадь или протяженность, категория земель, вид разрешенного использования, назначение и кадастровую стоимость;
— описание местоположения границ земельных участков; границ зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках; границ между субъектами РФ, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов; границ зон с особыми условиями территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия; земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; единиц кадастрового деления в виде списка координат характерных точек границ;
— сведения о пунктах опорной межевой сети с указанием номера пункта, его названия или номера, класса опорной межевой сети и координат.
Графическая часть КПТ представляет собой несколько планов (чертежей, схем), на которых изображены границы земельных участков; границы зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках; границы между субъектами РФ, границы муниципальных образований, границы населенных пунктов; границы зон с особыми условиями территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия; земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; границы единиц кадастрового деления, расположенные в кадастровом квартале, на который запрошен КПТ.
КПТ не содержит в себе сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости.
Прежде всего, этот документ необходим кадастровому инженеру для проведения кадастровых работ. Из КПТ кадастровый инженер увидит информацию об учтенных в ЕГРН объектах недвижимости, а также об их границах и границах объектов землеустройства. Сведения о пунктах опорной межевой сети, необходимые при проведении кадастровых работ, возможно получить только из КПТ.
Если необходимо иметь общее представление об определенной территории, эту информацию также можно получить из КПТ. Например, председатель садового товарищества (СНТ), запросив КПТ на территорию, занятую СНТ, будет иметь представление о земельных участках, находящихся в пользовании членов СНТ: об их количестве, площади, границах, кадастровой стоимости.
Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ (ред. от 04.12.2006) «О государственном земельном кадастре»
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ КАДАСТРЕ
24 ноября 1999 года
23 декабря 1999 года
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений.
Статья 3. Правовое регулирование деятельности по ведению государственного земельного кадастра и использования его сведений
Правовое регулирование деятельности по ведению государственного земельного кадастра и использования его сведений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 4. Цели создания и ведения государственного земельного кадастра
Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:
государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
государственного контроля за использованием и охраной земель;
мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
установления обоснованной платы за землю;
иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.
Статья 5. Принципы осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра
Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии со следующими принципами:
единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации;
непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;
открытость сведений государственного земельного кадастра;
сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
Статья 6. Место государственного земельного кадастра в системе государственных информационных ресурсов
1. Сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом.
2. Государственный земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Органы, осуществляющие ведение государственных или иных кадастров, реестров, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, координируют свою деятельность в части информационного и технологического взаимодействия на основании сведений государственного земельного кадастра о кадастровом делении территории Российской Федерации.
Статья 7. Обязательность государственного кадастрового учета земельных участков
1. Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.
2. Государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительным.
3. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, бесплатно в десятидневный срок представляют информацию о зарегистрированных правах, наличии объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками, и территориальных зонах органам, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в необходимом объеме.
Статья 8. Открытость сведений государственного земельного кадастра
1. Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
3. Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, предоставляются в виде выписок из государственного земельного кадастра, а также в предусмотренных законом случаях в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов.
4. Сведения, предоставленные органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, на законных основаниях гражданам и юридическим лицам, могут быть использованы ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательным указанием источника информации.
5. Порядок предоставления сведений государственного земельного кадастра определяется Правительством Российской Федерации.
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА
Статья 9. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра
1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра относятся:
разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в данной области, контроль за их соблюдением;
разработка, утверждение и реализация федеральных программ развития государственного земельного кадастра;
определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление деятельности по ведению государственного земельного кадастра;
определение перечня основных сведений государственного земельного кадастра;
установление порядка финансирования деятельности по ведению государственного земельного кадастра;
установление предельного размера и порядка использования платы, взимаемой за предоставление сведений государственного земельного кадастра;
определение перечня сведений государственного земельного кадастра, отнесенных к категории ограниченного доступа, и порядка предоставления таких сведений;
координация деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в случае наделения их в установленном законом порядке отдельными государственными полномочиями в данной области;
иные вопросы, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
2. Государственное управление в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами.
3. Федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами осуществляет возложенные на него полномочия в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра непосредственно и через свои территориальные органы.
Статья 10. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра
1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать перечень дополнительных сведений государственного земельного кадастра, не установленных Российской Федерацией. Обеспечение сбора, обработки и хранения указанных сведений является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра
Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Включение в государственный земельный кадастр дополнительных сведений, не установленных Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, является расходным обязательством муниципальных образований.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Глава III. СОСТАВ СВЕДЕНИЙ И ДОКУМЕНТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА
Статья 12. Состав сведений государственного земельного кадастра
Государственный земельный кадастр содержит сведения о:
землях и границах территорий муниципальных образований;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
землях и границах субъектов Российской Федерации;
землях и границах Российской Федерации.
Указанные сведения содержатся в государственном земельном кадастре в объеме, необходимом для осуществления государственного управления земельными ресурсами.
Статья 13. Состав документов государственного земельного кадастра
1. Документы государственного земельного кадастра подразделяются на основные, вспомогательные и производные документы, и их ведение осуществляется на русском языке.
2. К основным документам государственного земельного кадастра относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).
3. К вспомогательным документам государственного земельного кадастра относятся книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети.
4. К производным документам государственного земельного кадастра относятся документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитические документы.
5. Состав документов государственного земельного кадастра и порядок их ведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами.
Статья 14. Единый государственный реестр земель
1. Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.
Единый государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.
2. В Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках:
категория земель и разрешенное использование земельных участков;
описание границ земельных участков, их отдельных частей;
зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);
экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;
качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель;
наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
3. Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Статья 15. Кадастровое дело
1. Кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета.
2. Документы, содержащиеся в кадастровом деле, являются основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.
Статья 16. Кадастровая карта (план)
1. Кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
В зависимости от состава воспроизведенных сведений и целей их использования кадастровые карты (планы) могут быть кадастровыми картами (планами) земельных участков, дежурными кадастровыми картами (планами) и производными кадастровыми картами (планами).
2. Кадастровая карта (план) земельного участка воспроизводит в графической и текстовой формах сведения о земельном участке.
3. Дежурные кадастровые карты (планы) воспроизводят в графической и текстовой формах сведения о местоположении земельных участков и территориальных зон.
4. Производные кадастровые карты (планы) воспроизводят в графической и текстовой формах обобщенные сведения о земельном фонде, об экономических, о социальных, о природных и об иных связанных с землей процессах.
Глава IV. ВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА
Статья 17. Порядок ведения государственного земельного кадастра
1. На всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
2. Сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
3. Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.
4. Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
5. Сведения о территориальных зонах вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных, полученных от органов, осуществляющих регистрацию или учет территориальных зон.
6. Документирование сведений государственного земельного кадастра осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При наличии расхождений в сведениях, записанных на бумажных носителях, и сведениях, записанных на электронных носителях, приоритет имеют сведения, записанные на бумажных носителях, если иное не установлено федеральным законом.
7. Единый государственный реестр земель и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются.
8. Порядок хранения иных документов государственного земельного кадастра, кроме документов, указанных в пункте 7 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Основные документы государственного земельного кадастра подлежат страхованию в установленном порядке.
Статья 18. Кадастровое деление территории Российской Федерации
1. Кадастровое деление территории Российской Федерации осуществляется в целях присвоения земельным участкам кадастровых номеров.
2. Единицами кадастрового деления территории Российской Федерации являются кадастровые округа, кадастровые районы, кадастровые кварталы.
3. Кадастровый номер земельного участка состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района, номера кадастрового квартала, номера земельного участка в кадастровом квартале.
4. Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, а также порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 19. Порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков
1. Государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике.
2. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
3. Указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть надлежащим образом оформлены.
4. Не подлежат приему для проведения государственного кадастрового учета земельных участков документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова или иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
5. Получение заявок о проведении государственного кадастрового учета земельных участков подтверждается соответствующими записями в книге учета документов и выдачей заявителям расписок о получении соответствующих документов.
6. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
6.1. В случае, если для проведения государственного кадастрового учета земельного участка представлен правоустанавливающий документ, в котором сведения о площади земельного участка не соответствуют сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, государственный кадастровый учет такого земельного участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ)
7. Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в течение месяца со дня подачи заявки о проведении государственного кадастрового учета определенного земельного участка.
8. В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков. Плата за проведение государственного кадастрового учета земельных участков с заявителей не взимается.
9. Деятельность по проведению государственного кадастрового учета земельных участков подлежит страхованию в установленном порядке.
Статья 20. Основания приостановления проведения государственного кадастрового учета земельных участков или отказа в проведении государственного кадастрового учета земельных участков
1. В случае, если в представленных в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, или если такие сведения противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается и заявители немедленно в письменной форме извещаются о приостановлении проведения такого учета с обоснованием данных решений, за исключением указанного в пункте 6.1 статьи 19 настоящего Федерального закона случая.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ)
2. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков может быть приостановлено не более чем на месяц.
В случае, если в течение указанного срока заявителем не будут устранены причины приостановления проведения государственного кадастрового учета земельного участка, заявителю в письменной форме направляется отказ в проведении государственного кадастрового учета земельного участка.
3. В проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если:
с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;
при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей;
площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования;
содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка превышает указанную в правоустанавливающем документе на такой земельный участок площадь более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.
(абзац введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ)
4. Решение об отказе в проведении государственного кадастрового учета земельных участков в пятидневный срок направляется заявителям в письменной форме с указанием причин такого отказа.
5. Отказ в проведении государственного кадастрового учета земельных участков или уклонение соответствующего органа от проведения государственного кадастрового учета земельных участков могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд, арбитражный суд.
Статья 21. Исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра
1. Исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в пятидневный срок после их обнаружения.
2. Исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре.
3. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда.
4. Информация об исправлении технических ошибок или об отказе в исправлении технических ошибок в пятидневный срок направляется в письменной форме правообладателям земельных участков или третьим лицам, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре.
Статья 22. Предоставление сведений государственного земельного кадастра
1. Сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке, в том числе о земельном участке, государственный кадастровый учет которого был проведен в установленном порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона, предоставляются в виде выписок по месту учета данного земельного участка за плату или бесплатно в срок не более чем через десять рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении указанных сведений.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ)
Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, подготавливаются в форме кадастрового плана такого земельного участка.
(абзац введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ)
Получение заявлений о предоставлении сведений государственного земельного кадастра подтверждается выдачей заявителям соответствующих расписок.
(абзац введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ)
В случае, если сведения государственного земельного кадастра о местоположении (об адресе), площади и (или) местоположении границ определенного земельного участка нуждаются в уточнении и (или) отсутствуют сведения о его разрешенном использовании и (или) принадлежности к категории земель, правообладателю такого земельного участка или уполномоченному им лицу одновременно с выпиской, предоставляемой ему в соответствии с правилами настоящей статьи, выдается справка о составе документов, которые необходимо подать в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для уточнения указанных сведений. Последующее уточнение указанных сведений осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, при подаче правообладателем такого земельного участка или уполномоченным им лицом в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки и перечисленных в указанной справке документов.
(абзац введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ)
2. Бесплатно сведения об определенном земельном участке предоставляются:
правообладателю земельного участка или уполномоченным правообладателем лицам;
налоговым органам в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией;
судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с данным земельным участком;
органам, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органам (организациям), осуществляющим специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества и территориальных зон, в объеме, который необходим для работы указанных органов;
лицам, имеющим право на наследование земельного участка правообладателя по завещанию или закону;
иным установленным законом лицам.
Указанные в настоящем пункте органы и лица оплачивают стоимость копирования и доставки предоставляемых им сведений государственного земельного кадастра об определенном земельном участке.
3. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе бесплатно в установленном порядке получать обобщающие сведения о землях в границах соответствующих территорий.
4. Использование сведений государственного земельного кадастра способами или в формах, которые наносят ущерб или нарушают законные интересы правообладателей земельных участков, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 23. Должностные лица, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра
Должностные лица, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, являются государственными служащими, замещающими государственные должности, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случае наделения органов местного самоуправления в установленном законом порядке государственными полномочиями на ведение государственного земельного кадастра муниципальными служащими.
Статья 24. Финансирование деятельности по ведению государственного земельного кадастра
1. Финансирование деятельности по ведению государственного земельного кадастра осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, средств, получаемых в виде платы, взимаемой за предоставление сведений государственного земельного кадастра, и иных не запрещенных законом источников.
2. Средства, получаемые в виде платы, взимаемой за предоставление сведений государственного земельного кадастра, зачисляются в федеральный бюджет.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 25. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Граждане и юридические лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 26. Введение в действие настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие через шесть месяцев после его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
3. Поручить Правительству Российской Федерации в шестимесячный срок принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений настоящего Федерального закона.
4. Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
По правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.
Президента Российской Федерации
2 января 2000 года
Судебная практика и законодательство — 28-ФЗ О государственном земельном кадастре
Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 149; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2881; 2006, N 50, ст. 5279.
Так, в соответствии с пунктом 2 указанной статьи Федерального закона 28-ФЗ бесплатно сведения об определенном земельном участке предоставляются, в частности, правообладателю земельного участка или уполномоченным правообладателем лицам.
Учитывая изложенное, за предоставление сведений из государственного земельного кадастра о кадастровой стоимости земельного участка взимается не государственная пошлина, а плата, которая в соответствии со статьей 24 Федерального закона 28-ФЗ зачисляется в федеральный бюджет.
Федеральным законом от 2 января 2000 года N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 149; 2004, N 35, ст. 3607, 2006, N 27, ст. 2881);
По мнению Учреждения, объектом недвижимости является ранее учтенный земельный участок, которому при осуществлении государственного кадастрового учета по правилам Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (утратил силу с 17.05.2008) в соответствии с порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденным приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 (утратил силу с 12.01.2010) было присвоено наименование «единое землепользование», и, в соответствии с пунктом 6.2.5 указанного порядка, права на который подлежат государственной регистрации как на один объект недвижимого имущества.
1. Установить, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». При этом до 1 марта 2008 г. указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона «О государственном земельном кадастре».