Что включает в себя замысел командира

Слайд № 29). Замысел составляет основу решения

Замысел составляет основу решения. В ходе его выработки командир должен последовательно по этапам выполнения задачи определить:

– направления сосредоточения основных усилий;

– формы и способы действий;

– распределение сил и средств (построение боевого (походного) порядка);

– мероприятия по обеспечению скрытности при подготовке и выполнении поставленной задачи.

Особенно важно, чтобы командир определил идею обмана противника, которую затем следует довести только до ограниченного круга лиц. Причём мероприятия по обману противника должны предусматриваться при подготовке, в ходе и после выполнения полученной задачи.

В основных вопросах взаимодействия обычно определяется порядок взаимодействия элементов боевого порядка (подразделений) между собой, с силами и средствами старшего начальника, выполняющими задачи в интересах батальона (роты) при выполнении основных тактических задач, а также с соседями. Особо определяется ответственность командиров за стыки и промежутки между элементами боевого порядка (подразделениями).

В основных вопросах всестороннего обеспечения обычно определяются главные (основные) мероприятия по боевому, морально-психологическому, техническому и тыловому обеспечению, проводимые при подготовке и в ходе боя. При этом определяются районы (направления) сосредоточения основных усилий, основные задачи, последовательность и сроки их выполнения, привлекаемые силы и средства, порядок управления ими.

В основных вопросах управления обычно определяются (уточняются): места и время развертывания командно-наблюдательного пункта (место командирской машины в боевом порядке), направления и порядок его перемещения; порядок передачи управления в случае выхода КНП из строя; меры по обеспечению скрытности, устойчивости, непрерывности управления и контролю выполнения поставленных задач.

С принятием решения при наличии времени командир батальона (роты) может провести рекогносцировку, заключающуюся в визуальном изучении противника и местности в целях уточнения принятого по карте решения. Она проводится лично командиром с привлечением заместителей, помощника командира батальона по артиллерии, командиров подчиненных и взаимодействующих подразделений.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Последовательность и методика работы командира роты в ходе принятия решения

Принятие решения включает определение замысла действий, боевых задач (задач) подразделениям и элементам боевого (походного) порядка, основных вопросов взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.

Началомпоследовательности принятия решения командиром роты следует считатьуяснение полученной задачи от старшего командира, которое проводится в целях изучения исходных данных для организации тактических действий.

На основе уяснения задачи, делаются выводы, в интересах решения в которых определяются:

— последовательность выполнения тактических задач, которых обеспечат достижение цели действий;

При уяснении задачи с командир роты наносит на карту положение противника и его огневых средств; задачу батальона; задачи соседей и взаимодействующих подразделений, район ответственности ; задачи, решаемые силами и средствами старшего начальника, и другие данные.

Расчет времени на подготовку к действиям, включает основные мероприятия организации действий, подготовки подразделений к предстоящим действиям, практической работы командира в подчиненных подразделениях и сроки их выполнения.

В ходе расчета времени командир определяет временные показатели по принятию решения по карте и уточнения его на местности

Расчет времени в роте подписывается командиром роты.

В ходе ориентированиякомандиров подчиненных в интересах разработки боевых документов решениякомандир роты доводит: сведения о противнике; содержание полученной задачи; расчет времени; краткие выводы из уяснения задачи; сроки разработки боевых документов.

Основной объем процесса принятия решения приходится на оценку обстановки.

Оценка обстановкипроводится командиром роты лично. К процессу принятия решения (особенно в ходе оценки состояния своих подразделений и ВВТ) командир роты может привлечь командиров взводов, старшего техника и старшину роты. Должностные лица, привлекаемые к принятию решения, по требованию командира роты докладывают свои предложения, необходимые пояснения, справки, данные.

Оценка обстановки включает:

оценку противника (боевой состав, положение, возможности, вероятный характер действий и наиболее важные объекты (цели) для поражения);

оценку своих подразделений (положение, состояние и возможности, выделенное количество ракет и боеприпасов для выполнения задачи);

оценку соседей (положение, задачи и порядок взаимодействия с ними);

оценку местности в районе предстоящих действий (характер рельефа, защитные и маскирующие свойства местности, условия наблюдения и ведения огня, состояние путей, проходимости вне дорог и так далее);

проведение необходимых расчетов;

оценкувремени года, суток и других факторов, влияющих на выполнение задачи.

По каждому элементу оценки обстановки делаются выводы по выполняемым тактическим задачам и элементам решения.

Следует отметить, что наиболее подготовленные командиры рот производят оценку обстановки не по элементам, а комплексно. Так, оценивая противника, следует одновременно оценить местность, время года и погоду. Такой подход к оценке обстановки позволит сократить время на принятие решения и сократить ошибки в элементах решения.

Конкретное содержание замысла зависит от вида действий.

Оценка штатных, приданных подразделений и местности составляет основу определения им боевых задач. Вначале командир роты должен произвести расчет соотношения своих сил и средств и противника в полосе действий роты (опорного пункта). Это позволит определить общую потенциальную боевую возможность роты в целом. Затем провести расчеты соотношения сил и средств по направлениям действий подчиненных подразделений. Это позволить произвести расчет распределения сил и средств по элементам боевого порядка и определить подчиненным боевые задачи по разгрому (отражению атаки) противника.

Задачи подразделениям (элементам боевого (походного) порядка) и их содержание определяются в том же объеме, в котором они будут доводиться при их постановке в зависимости от вида действий.

В дальнейшем командир роты приступает к определению основных вопросов взаимодействия: тактические задачи, по которым будет организовано взаимодействие и последовательность их выполнения; привлекаемые для этого силы и средства; время, место и метод организации взаимодействия.

Данные вопросы командир роты заносит в плановую таблицу взаимодействия и на своей рабочей карте производит расчет: ; времени выдвижения на различные рубежи (пункты), занятия районов и другие.

В основных вопросах всестороннего обеспечения действий определяются: направления сосредоточения основных усилий по видам всестороннего обеспечения; основные задачи по боевому, морально-психологическому, материально-техническому и медицинскому обеспечению при подготовке и в ходе действий; сроки их выполнения; привлекаемые силы и средства для их решения. К этой работе при необходимости командир роты может привлечь командиров взводов, старшего техника и старшину роты.

В основных вопросах управления определяются: место и время развертывания командно-наблюдательного пункта (место командирской машины (командира) в боевом (походном) порядке); направления и порядок его перемещения; порядок передачи управления при выходе из строя командно-наблюдательного пункта командира; мероприятия по восстановлению направленного управления.

Служебное оформление рабочей карты командира роты. Содержание решения командира роты на рабочей карте.

Служебное оформление рабочей карты командира роты включает:

— служебный заголовок (Рабочая карта командира ___ тр на наступление);

— под служебным заголовком время начала и окончания ведения рабочей карты;

— снизу оформляется должность, воинское звание и фамилия командира;

— под званием и фамилией – масштаб карты;

— в правом верхнем углу – гриф секретности;

Решение командира роты оформляется на рабочей карте.

На ней отображаются:

— положение, состав и вероятный характер действий противника;

— задачи соседей и разграничительные линии с ними (направления их действий);

— задачи, выполняемые старшим начальником в районе действий роты;

— задачи подчиненных подразделений;

— места и время развертывания КНП;

— основные вопросы взаимодействия, основные задачи всестороннего обеспечения, управления;

— таблица сигналов оповещения, управления, взаимодействия, опознавания и целеуказания;

— необходимые расчеты и пояснения.

Кроме того, наносятся районы, маршруты, рубежи и время их прохождения (сосредоточения), построение походного порядка и другие необходимые данные применительно к виду действий.

Источник

Порядок принятия и оформления тактического решения

Основой управления силами является решение командира. На принятие решения и разработку боевых документов должно затрачиваться минимальное время, чтобы обеспечить подчиненным достаточное время для подготовки к выполнению поставленной задачи. С этой целью в штабах соединений и на кораблях должны быть разработаны типовые варианты действий сил при выполнении поставленных задач, заблаговременно произведены расчеты по данным вариантам.

Процесс принятия решения включает в себя: уяснение задачи, оценку обстановки, выработку замысла (идеи) решения, постановку задач подчиненным (ориентирование), производство тактических расчетов, выработку решения на выполнение поставленной задачи и его оформление.

Уяснение задачи заключается в четком определении цели боевых действий, ясном представлении задачи (плана или замысла) начальника, роли и места своего корабля (соединения), уточнении задач соседей и возможности организации взаимодействия с ними, уточнении условий действий сил, характера и особенностей предстоящих боевых действий.

Особое внимание при этом должно быть обращено на уяснение сроков (что, где, кем и к какому сроку должно быть выполнено), действий противника и готовности своих сил к выполнению поставленной задачи. Указанные сроки будут определять обьем, содержание и последовательность проведения всех последующих мероприятий по выработке и принятию решения.

Оценка противника заключается в установлении состава его сил, расположения, характера действий, боевых возможностей, сильных и слабых сторон в свете решаемой задачи и осуществляется путем тщательного изучения и обоснования расчетами и анализом.

При оценке времени анализируются и определяются сроки подготовки сил к выходу (вылету) на выполнение задачи, время на развертывание своих сил и сил противника, время на выполнение задачи, а также определяются сроки и последовательность работы органов управления.

Выводы из оценки обстановки включают в себя ударные и оборонительные возможности, построения и способы действий, районы и время выявления противника, сильные и слабые стороны, боевую эффективность и устойчивость своих сил, особенности района плавания м боевых действий.

На основании уяснения задачи и оценки обстановки командир вырабатывает замысел.

Важной особенностью при отдаче предварительных распоряжений является сохранение в тайне замысла предстоящих боевых действий.

На ориентировании излагаются следующие вопросы:

— сущность поставленной задачи, силы, выделенные для ее выполнения и ресурс оружия;

— выводы из оценки обстановки;

— задачи офицерам штаба (корабля) по подготовке материалов и производству расчетов, необходимых командиру для принятия решения, в какие сроки, когда и кому их следует доложить;

— кого дополнительно следует привлечь к работе по планированию боевых действий;

— перечень лиц, присутствие которых обязательно при докладе решения;

— какие предварительные мероприятия необходимо провести по подготовке к боевым действиям.

Производство тактических расчетов и подготовка материалов, необходимых для принятия решения, осуществляются по трем направлениям: по составу сил, месту и времени боевых действий. Расчет состава сил сводится к определению числа ударных и обеспечивающих групп, наивыгоднейшей комбинации состава каждой группы. Основанием для данного

определения являются расчеты боевых возможностей своих сил с учетом возможного противодействия противника.

В период проведения тактических расчетов все специалисты руководствуются замыслом командира. В этот период организуется тесное взаимодействие между ними. В результате расчетов не исключено, что отдельные положения замысла командира не будут обеспечивать лучший вариант решения задачи. В этом случае командир может внести корректуру в свой замысел, о чем немедленно сообщается всем заинтересованным лицам.

Начальник штаба соединения обобщает тактические расчеты и докладывает командиру предложения по избранным вариантам замысла, на основании которых командир принимает решение.

Решение командира на ведение боевых действий по выполнению поставленной задачи представляет собой графический документ с пояснительной запиской. Графическая часть решения оформляется, как правило, на карте, размеры и масштаб которой должны обеспечивать удобство использования ее при управлении силами в условиях работы на командных пунктах.

Элементы решения, не отображенные графически, излагаются текстуально в пояснительной записке. Дополнительно к решению могут прилагаться обоснования решения (расчетные листы, частные карты, планшеты, таблицы, графики и т.п.), плановые таблицы взаимодействия и др. документы. Алгоритм выработки решения показан на рис. 48.

Решение командира в общем случае должно содержать:

— боевую задачу в той редакции, в которой она поступила;

— выводы из оценки обстановки;

— краткое изложение замысла;

— конкретное указание объектов противника, по которым наносятся удары, выполняются атаки, и последовательность их выполнения;

— указание о составе ударных и обеспечивающих групп для выполнения ударов и атак, их боевые задачи, походные и боевые порядки, порядок развертывания сил и ведения боевых действий;

— порядок и организацию взаимодействия всех сил, участвующих в боевых действиях;

— указания о районах ожидания, формирования, тактического развертывания, боевых действий и времени их занятия силами;

Что включает в себя замысел командира. image028. Что включает в себя замысел командира фото. Что включает в себя замысел командира-image028. картинка Что включает в себя замысел командира. картинка image028. Замысел составляет основу решения. В ходе его выработки командир должен последовательно по этапам выполнения задачи определить:

Рис. 48. Алгоритм выработки решения командиром

— схему связи и ее организацию, а также организацию управления силами;

— сроки, к которым все силы должны быть в полной готовности к ведению боевых действий;

указания о втором заместителе командира, месте флагманского и запасного командных пунктов.

По окончании выработки решения оно докладывается командиру, поставившему боевую задачу.

Оформляется решение в строгом соответствии с требованиями документа «Правила разработки и оформления боевых документов, сокращенные обозначения и условные знаки». Решение подписывает командир и начальник штаба соединения (командир корабля) и утверждает старший начальник.

Несмотря на то, что разработка решения осуществляется коллегиально, с привлечением большого числа специалистов, ответственность за его реализацию и последствия персональная, и лежит она на командире, подписавшем решение.

Список сокращений

МСЯС— морские стратегические ядерные силы

Список использованной литературы

1. Александров Ю.М., Гусев А.Н. Боевые корабли мира на рубеже XX-XXIвеков. Ч. НИ: Справочник. СПб.: Галея Принт, 2000-2001.

2. Алексеев В.П. Морской бой: скрытность и внезапность. М.: Воениздат, 1991,

3. Броневицкий ГА. и др. Основы военно-морской психологии. М.: Воениздат, 1977.

4. Военно-морской словарь. М.: Воениздат, 1990.

5. Гордеев Н.П. Маскировка в боевых действиях флота. М.: Воениэдат, 1971.

6. Горшков С.Г. Морская мощь государства. Изд.2-е. М.: Воениэдат, 1979.

7. Директоров Н.Ф. и др. Автоматизация управления и связь в ВМФ. СПб.: Элмор, 1998.

8. Доценко В.Д. История Военно-морского искусства. Т.), СПб.: Судостроение, 1999.

10. Емельянов Л.А. Подводные лодки Советского Союза в Великой Отечественной войне. Тактика в боевых примерах. М.: Воениздат, 1979. 11.3олоторев В.А., Козлов И.А. Флотоводцы России. М.: Терра, 1998.

13. Корабельный устав Военно-морского флота СССР. Изд.2-е. М.: Воениздат, 1986.

14. Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-морской флот СССР 1945-1991. СПб.: Историческое Морское Общество, 1996.

15. Куприенков В.Ф., Соловьев и.В. Морские оперативные карты. СПб., 1996.

16. Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года // М.: Красная звезда. Морской сборник. №4. 2000.

17. Палий А.И. Радиоэлектронная борьба. М.: Воениздат, 1981.

18. Родионов Б.И. Противолодочные силы и средства флотов. М.: Воениздат, 1977.

19. Родионов Б.И., Новичков Н.Н. Крылатые ракеты в морском бою. М.: Воениздат, 1987.

20. Свод эволюционных сигналов гражданского флота СССР (СЭС-81). М.: Воениздат, 1981.

21. Советская военная энциклопедия (8 томов). М.: Воениздат, 1976.

22. Современные боевые самолеты: Справочное пособие. Минск: Элайда, 1997.

23. Справочник вахтенного офицера. М.: Воениздат, 1975.

24.Стаябо К.А. Военно-морские силы в политике США. М.: Воениздат, 1990.

25. Сысоев С. Перспективы развития ВМС ведущих стран мира до 2010 г. // Зарубежное военное обозрение. 2000. №1,2.

26. Хвощ В.А. Тактика подводных лодок. М.: Воениздат, 1989.

27.Хияйнен Л.П. Развитие зарубежных подводных лодок и их тактики. Изд.2-е. М.: Воемиэдат, 1988.

28. Хорьков Г.И. Надводные корабли советского ВМФ в Великой Отечественной войне. Тактика в боевых примерах. М.: Воениздат, 1979.

Источник

Последовательность и способы работы командира и штаба по принятию решения

Исходными данными для начала работы по принятию решения являются:

1) задача, стоящая перед войсками;

2) указания старшего командира (если они имели место);

3) условия обстановки, известные командиру к началу принятия решения и имеющие отношение к выполняемой задаче;

4) наличие времени на принятие решения и подготовку к выполнению задачи;

5) личные качества командира и подчиненных ему офицеров органов управления (прежде всего штаба).

Располагая этими данными, командир приступает к первому этапу работы – уяснению задачи

1. Под уяснением задачи понимается процесс мышления командира, направленный на глубокое осмысление замысла старшего начальника, на изучение своей задачи, задачи соседей и установление той роли и места, которые занимают его подчиненные в выполнении этой задачи.

Все это позволяет командиру четко представить общую цель действия войск, намеченные старшим командиром силы, средства, способы и сроки ее достижения, уяснить требования к действиям своих

войск и соседей, к их взаимодействию.

Уяснение задачи командир может осуществлять лично или с привлечением начальника штаба и заместителей, начальников служб.

2. Вторым этапом в деятельности командира и штаба при принятии решения является оценка обстановки.

Рассмотрим подробно этот этап.

Под оценкой обстановки понимают работу командира и офицеров органа управления, заключающуюся в познании объективных условий выполнения задачи и выявления факторов, способствующих или затрудняющих ее выполнение, и на основе этого окончательное принятие решения на выполнение задачи.

На этом этапе работы командир должен оценить:

объект, предмет или процесс, на который направлены действия войск, вытекающие из содержания задачи;

состояние и возможности своих подразделений;

другие условия выполнения задачи: местность, ее физико-географические характеристики; радиационную, химическую и биологическую обстановку, состояние погоды; время года и суток и т.д.

При оценке объекта воздействия, своих войск и соседей анализируются и определяются положения, состав, состояния, обеспеченность, характер и мотивы действий, возможности и другие сведения, могущие влиять на выполнение задачи.

При оценке условий выполнения задачи анализируется и определяется степень их влияния на выполнение задачи, прогноз развития, чем и кому способствуют в выполнении задачи или затрудняют ее выполнение, как меры принять, снижающие степень отрицательного влияния условий и т.п.

Оценка каждого элемента обстановки заканчивается соответствующими обобщенными выводами в элементы решения:

1. Целесообразный замысел и альтернативные варианты выполнения задачи;

2. Задачи подчиненным;

3. Порядок взаимодействия при выполнении задачи;

4. Основные мероприятия по обеспечению войск и организации управления.

Такую методику работы командира в практике называютпринятие решения по элементам обстановки.

Другим приемом мышления командира являетсяпринятие им решения по элементам решения.Принципиального различия между этими приемами нет, так как они основаны на одной и той же методической базе: уяснения задачи и оценки обстановки.

Разница лишь в мышлении командира. Во втором случае командир берет элемент решения и из его требований уясняет задачу и оценивает обстановку и так по всем элементам решения. Принятие решения по его элементами предназначено в основном для учебных целей, так как требует очень много времени.

Для своевременного принятия обоснованного решения на выполнение задачи важное значение имеет умение командира пользоваться различными методами. Эти методы составляют две большие группы, обеспечивая качественное и количественное обоснование решений.

К первой группе методов относятся логические методы мышления (анализ обобщение, аналогия, дедукция……).

Ко второй группе методов относятся математические методы, используемые для производства различных расчетов, математического и графоаналитического моделирования предстоящих действий войск.

При этом следует иметь в виду, что чем точнее сочетание тех и других методов, тем обоснованнее решение.

Рассмотренный выше порядок работы командира при оценке обстановки свидетельствует о том, что командиру необходимо выполнить большой объем работ, как правило, в ограниченное время. Поэтому он использует помощь офицеров органов управления.

Чтобы работа была успешной,требуется рациональная организация совместной работы командира и подчиненных ему офицеров, которая на этапе оценки обстановки осуществляется следующим образом.

Способ работы при принятии решения (последовательный):

1) командир оценивает одним из приемов обстановку (по элементам обстановки или элементам решения);

2) заместители командира, начальники служб и офицеры штаба готовят командиру к установленному сроку по установленной форме необходимые данные, расчеты и предложения по выполнению задачи в части, их касающейся;

Что включает в себя замысел командира. topr. Что включает в себя замысел командира фото. Что включает в себя замысел командира-topr. картинка Что включает в себя замысел командира. картинка topr. Замысел составляет основу решения. В ходе его выработки командир должен последовательно по этапам выполнения задачи определить:

3) начальник штаба руководит работой офицеров управления и готовит командиру обобщенные выводы из оценки обстановки и предложения по решению;

4) командир при возможности и необходимости заслушивает выводы и предложения начальника штаба, других лиц по интересующим его вопросам;

5) командир выбирает оптимальный вариант задачи и окончательно формулирует решение;

6) офицеры штаба оформляют решение;

7) доклад решения старшему командиру (при необходимости);

8) объявление командиром своего решения заместителям и офицерам, привлекаемым к дальнейшей работе по планированию действий войск и организации выполнения решения, которая начинается с его доведения до подчиненных.

После этого такую же работу по принятию решения осуществляет нижестоящее звено управления.

Заканчивая рассмотрение работы командира и офицеров органов управления по принятию решения следует подчеркнуть, что командир обязан во всех случаях, когда это возможно, использовать малейшую возможность для обмена мнениями о порядке выполнения задачи (по решению) со своими ближайшими помощниками и другими офицерами-специалистами, т.е.опираться на коллективный разум.

Но когда решение принято, то вся ответственность за последствия его выполнения или невыполнения ложится на командира-единоначальника, а также на конкретных исполнителей, ответственных за те или иные вопросы.

Под организацией выполнения принятого решенияследует понимать деятельность командира, штаба по созданию условий для его эффективной и качественной реализации. Эта деятельность включает в себя: планирование выполнения задач, постановку задач исполнителям, обеспечение выполнения работ.

Планирование и организация выполнения принятого решения.

3.1 Конкретное и реальное планирование является важнейшим условием ритмичной работы коллектива.

Основная роль в планировании принадлежит начальнику штаба.Он устанавливает объем, сроки и исполнителей работы, определяет, в каком виде отразить результаты планирования, какие документы и к какому сроку разработать, согласовывает и направляет работу всех органов управления. При этом особое внимание он уделяет своевременному доведению до исполнителей данных, необходимых подчиненным командирам и штабам.

Планирование выполнения решения включает в себя:

1) определение работ и мероприятий;

2) определение сроков выполнения работ и мероприятий;

3) подбор и расстановку исполнителей;

4) оформление плана.

После определения работ определяются мероприятия, проведение которых обеспечит своевременность и качество выполнения работ.

Подбор исполнителей необходимо осуществлять в каждом отдельном случае, исходя из наличия времени, содержания и объема вопросов, подлежащих решению, а также личной подготовленности офицера и его специализации.

высокая компетентность в вопросах, решениями которых они руководят;

правомочность, т. е. наделенность необходимыми правами, которые руководитель передает лицам, осуществляющим от его имени руководство ходом реализации решения;

способность осуществлять контроль.

При подборе непосредственных исполнителей работ необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

— соответствие места концентрации ресурсов, информации и исполнителя;

соответствие характера выполнения работ квалификации исполнителей;

соответствие имеющихся средств стимулирования личности исполнителя.

После определения работ, мероприятий, сроков исполнения и исполнителей необходимо оформить план.

Разрабатываемый план целесообразно оформлять в виде графика, позволяющего контролировать ход работ во времени и содержащего сведения об ответственных исполнителях.

В случае принятия сложных, многоцелевых управленческих решений целесообразно составить организационный план реализации принятого решения.

В целом организационный план должен быть гибким: каждому временному интервалу должна соответствовать особая группировка сил и средств с тем, чтобы в решающее время и в решающем пункте можно было сосредоточить основные силы. После разработки плана реализации решения и определения состава и функций исполнителей, решение должно быть доведено до них.

3.2 Доведение решений до исполнителей осуществляется путем постановки задач.

Прежде чем рассмотреть, как необходимо ставить задачи, рассмотрим их общую структуру и содержание.

В любой задаче можно выделить три составные части:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *