Что включает в себя управление образованием

Что включает в себя управление образованием

Статья 89. Управление системой образования

1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах, муниципальных и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 114-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, осуществляют координацию деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования в установленной сфере ведения.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

(часть 6 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 147-ФЗ)

Источник

Что включает в себя управление системой образования

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие управления и его применение в образовательной сфере

Управление образованием – это процесс, носящий целенаправленный и организованный характер и нацеленный на создание условий для оптимального и результативного функционирования объектов управления, в результате которого достигается переход на новый, более высокий уровень развития этих объектов.

Любое учреждение образования представляет собой системный объект, который выступает и объектом управленческой деятельности. Управление реализуется на всех уровнях и этапах развития образовательной системы. Оно начинается с управления отдельным образовательным заведением – детским садом, школой, представляющими фундаментальное звено в системе управления образованием, и завершается осуществлением управленческой деятельности на государственном уровне – утверждением основных направлений государственной политики в сфере образования.

Посредством применения управленческих процессов в образовании осуществляется достижение концепции и программы развития учебного заведения. Такое управление выступает разновидностью социального управления и носит гуманитарный характер, объясняемый направленностью на управление человеческой деятельностью и людьми. Процесс базируется на использовании средств и методов, посредством которых осуществляется управление людьми-учащимися и педагогами, входящими в состав учебного заведения и, являющиеся субъектами системы образования.

Рисунок 1. Управление в сфере образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Управление в образовательной сфере нацелено на создание благоприятной атмосферы, комфортного психологического климата, как внешнего, так и внутреннего, необходимого для продуктивной организации совместной учебно-воспитательной работы в учебном учреждении, взаимодействия между всеми уровнями образовательной системы.

Готовые работы на аналогичную тему

Процесс управления в образовательной сфере можно рассматривать с таких позиций:

Составные компоненты управления образовательной системой

Управление системой образования РФ осуществляется на трех уровнях государственной власти:

Управленческими функциями наделяются исполнительные органы власти, которые имеются на каждом уровне. К ним относится Министерство образования, департамент образования, главное управление образовательной системой на региональном уровне, органы местного самоуправления в образовательной области.

Управление образовательной системой состоит из следующих компонентов:

Принципы управления системой образования

Процесс управления в образовательной сфере реализуется на основе соблюдения следующих принципов:

Источник

Статья 89. Управление системой образования

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 89 настоящего Федерального закона

1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

Информация об изменениях:

3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах, муниципальных и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Информация об изменениях:

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.

Информация об изменениях:

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, осуществляют координацию деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования в установленной сфере ведения.

Информация об изменениях:

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

Источник

Доклад «Управление системой образования»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Управление системой образования: Современные подходы

Введение

Образовательное учреждение, как любая организация, не существует изолированно, она является сложной целостной системой, которая активно взаимодействует с внешней средой. Каждое образовательное учреждение входит в более широкие образовательные системы, поэтому одна из важнейших деятельностей, обеспечивающих эффективность работы образовательного учреждения – это управление образовательными системами, в которые она включена.

Одна из важнейших задач совершенствования системы образования – модернизация модели управления ею. В современных условиях управление образованием, прежде всего, – это не только управление людьми и учреждениями, а управление его развитием.

В современных условиях управление образованием должно ориентироваться на конечный результат. Сегодня конечный результат системы образования – это личность, которая способна обеспечить конкурентоспособность экономики, высокий уровень духовной и материальной жизни населения, уровень развития высоких технологий производства.

Анализ процесса модернизации образования является свидетельством того, что многие возникающие проблемы нельзя решить в рамках существующих в настоящее время подходов управления образовательными учреждениями, поэтому все более необходимой становится разработка моделей управления, позволяющих рассматривать образовательную систему не в качестве совокупности изолированных групп образовательных учреждений, а в качестве целостной системы.

Понятие управления системой образования

Для изучения особенностей управления системой образования необходимо рассмотреть сущность основных понятий исследования.

Термин «управление» обычно используют в тех случаях, когда речь идет о процессе активного воздействия на управляемую систему (или объект управления), чтобы достичь вполне определенную цель.

Е.П. Тонконогая и В.Ю. Кричевский управлением называют целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации деятельности в сложных динамических системах.

Если обратиться к истории проникновения в образовательную практику идей управления, то можно увидеть, что взаимопроникновение концепций об управлении и наук об обучении человека началось в 60-е годы XX в.

К.И. Корякин говорит о нескольких этапах развития идей управления образованием [6].

Первый связан со становлением советской образовательной системы и разработкой общих принципов управления ею: деловитости, практичности, демократического централизма, эффективности, объективности и др. Важную роль в определении данных принципов сыграли труды Н.К. Крупской.

Второй период характеризуется интенсивным использованием в педагогике и психологии понятий и достижений кибернетики: «система управления», «процесс управления», «переработка информации», «алгоритм», «обратная связь» и др., которые стали широко применяться в литературе по педагогической психологии, методике преподавания, общим проблемам дидактики.

Третий период характеризуется разработкой теоретических основ управления познавательной деятельностью учащихся. Отечественными учеными была разработана теория поэтапного формирования умственных действий, которая основана на идеях управления. Ее основные положения можно свести к следующему: процесс обучения – это также и процесс управления. Учебная деятельность должна быть не только предметом усвоения, но и объектом управления.

Развитие управленческих идей в педагогике также связано с разработкой проблемы программирования в качестве способа управления учебной деятельностью. С максимальной полнотой принципиальная новизна программирования как способа управления процессом учения раскрыла в своих исследованиях Н.Ф. Талызина, изложив психолого-педагогические условия поэтапного формирования умственных действий.

С программированием связано первое употребление термина «педагогическое управление», с помощью которого исследователи стремились показать специфику использования в педагогике и педагогической психологии управленческих идей. Позже это понятие стали употреблять в своих трудах многие другие исследователи (В.П. Беспалько, Ю.В. Васильев, Л.Б. Ительсон, Ю.А. Конаржевский, Т.В. Рябова и др.) [1].

С середины 70-х годов ХХ в. в психолого-педагогической литературе начинается четвертый период в развитии идей управления. Понятие «педагогическое управление» стало толковаться шире, что связано с постепенным расширением представлений о количестве поддающихся управлению объектов – цели обучения, формы учебной деятельности, содержание образования, целостный учебно-воспитательный процесс и т. д.

Управление образованием представляет собой деятельность органов власти и негосударственных организаций, направленную на повышение эффективности образования; процесс, который регулирует достижение целей образовательной политики, включающий оценку и анализ сложившейся образовательной практики, планирование деятельности по реализации задач, постановку задач управления, организация согласованной деятельности субъектов и контроль.

Важнейший принцип управления образованием на всех уровнях (межгосударственном, общегосударственном, региональном, муниципальном, уровне образовательного учреждения) – принцип системности.

Современная система образования – это системный объект, которому присущи все свойства больших организационных систем : иерархичность построения; сложность структуры; многофункциональность и многосвязность отдельных структурных компонент; состояние; устойчивость; развитие и др. При анализе функционирования образовательной системы необходим обязательный учет следующих основных взаимосвязанных аспектов:

системно-элементный, цель которого – классификация образовательных подсистем с точки зрения их влияния на управление качеством образования;

системно-структурный, который раскрывает внутреннюю организацию образовательной системы и способы взаимодействия подсистем, ее образующих;

системно-функциональный, характеризующий функции, выполняемые отдельными образовательными подсистемами;

системно-коммуникационный раскрывает взаимосвязи системы образования в образовательной системе города, региона, государства, а также учитывает отраслевые горизонтальные связи и их особенности;

системно-интегративный, показывающий факторы и механизмы сохранения, развития и совершенствования системы образования;

системно-исторический определяет этапы развития системы образования, перспективы в условиях совершенствования образования;

системно-процедурный, определяющий процедуры и методы управлением качеством образовательных программ (учебное планирование), материально-технического и информационно-методического обеспечения и организации учебного процесса и т.д.

К основным подсистемам современной системы образования относят:

теоретико-методологическую подсистему, которая представляет собой систему теорий обучения, методологий учебного процесса, методик преподавания учебных дисциплин;

педагогическую подсистему, представляющую собой систему дидактических школ, базисных основ педагогики и теорий воспитательного процесса;

технологическую, которая представляет собой совокупность технологий управления образовательной системой;

организационную, т.е. совокупность организационных приемов, которые применяются в управлении современным образованием;

экономическую, т.е. сложную систему экономического обеспечения эффективного управления современной образовательной системой, которая включает в себя самофинансирование, финансирование из бюджета и т.д.

Все они находятся в сложном взаимодействии между собой и с другими сферами общественной жизни.

Управление образованием в современных условиях главным образом ориентировано на решение ряда задач:

обеспечение равенства доступа к образованию всем людям на каждом из уровней образования;

повышение качества и достижение релевантности образования, т.е. соответствие запросам общества;

Управление системой образования осуществляется по традиционной иерархической схеме, обладающей развитыми горизонтальными связями между ее звеньями (типы и виды образовательных учреждений). Традиционная схема – это иерархия органов управления образованием. Горизонтальные связи реализуются через создание научно-методических объединений педагогических работников, внедрение инновационных образовательных технологий, проведение конкурсов профессионально-педагогического мастерства, например, «Учитель года», создание управленческих и попечительских советов, органов самоуправления) и т.д.

Целью установления горизонтальных связей в образовательной системе является широкое привлечение общественно-педагогических ресурсов, родительского сообщества, всех участников образовательного процесса к активному решению организационных и научно-методических задач. Они организуют общение и обмен информацией по горизонтали (в среде работников одного уровня и однотипного характера деятельности) и по вертикали (между руководителями и исполнителями); между различными структурами, и между обучающимися; организуют взаимодействие внутри системы (горизонтальные связи) и с внешними партнерами в целях осуществления эффективного развития.

Управление системой образования осуществляется на принципах демократии, законности, автономии образовательных организаций, учета общественного мнения и информационной открытости системы образования и носит государственно-общественный характер.

Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) методическое и информационное обеспечение деятельности государственных органов, органов исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников государственных органов, органов государственной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. Принципы управления – это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций, являющихся конкретным отражением, проявлением закономерностей управления.

Следует заметить, что, хотя в литературе по теории управления проблеме принципов уделяется достаточно внимания, до настоящего времени общепринятой классификации их пока нет. Точки зрения авторов, совпадая в главном, отличаются в определении числа и формулировок тех или иных принципов.

Сегодня в качестве основных принципов управления педагогическими системами называются: научности, демократизации и гуманизации, системности и целостности, оптимального сочетания централизации и децентрализации, сочетания общественных и государственных начал, объективности и конкретности, оптимальности и эффективности [3].

Данные принципы в определенной мере представляют собой теоретический идеал. Вместе с тем, такой идеал необходим, поскольку в нем видится значимость теории управления для образовательной практики.

Современные подходы к управлению образовательными системами

В последние два десятилетия в образовании произошли существенные изменения в технологическом, структурно-функциональном, содержательном аспектах. Перестройка образования обусловлена, прежде всего, формированием новой философии образования, которая влечет за собой переход к новой управленческой парадигме. Новая парадигма основана на применении разных подходов к управлению образованием. С помощью этого разнообразия возможно осуществление изменений в характере учебного труда обучающихся, учебно-воспитательной работе педагога, деятельности руководителя образовательного учреждения.

Рассматривая логику управления педагогическими системами и образовательными процессами с позиции современных подходов, в первую очередь выделим функциональный подход, согласно которому управление деятельностью других рассматривается как процесс, представляющий собой совокупность непрерывных взаимосвязанных видов деятельности.

Виды деятельности, которые осуществляет управляющий субъект, называют управленческими функциями (Ю. А.Конаржевский, М. Х.Мескон, М. М.Поташник, П. И.Третьяков, В. А.Якунин). Каждая такая функция в свою очередь является процессом, поскольку состоит из серии взаимосвязанных действий.

Необходимо отметить, что функциональный подход к управлению педагогическими системами и образовательными процессами позволил практикам целостно представить свою деятельность в виде управленческого цикла, осознать сущность и технологию составляющих ее видов.

Сегодня разработка проблем управления в педагогике немыслима без системного подхода. Если образование представляет собой систему, то управление ими тоже обязательно должно носить системный характер. Применение данного подхода снижает случайность и стихийность в управлении.

Системный подход в педагогических исследованиях представлен в работах В. П.Беспалько, Т. А.Ильиной, Ю. А.Конаржевского, Н. В.Кузьминой, В. С.Лазарева, М. М. Поташника, В. А.Сластенина, П. И. Третьякова и др. В их трудах он рассматривается в следующих аспектах

Системность, целое – это производное своих компонентов. Единство и взаимодействие между компонентами, элементами и частями образует систему в рамках заданного качества, обеспечивает ее функционирование и развитие.

В педагогической системе одним из системообразующих факторов выступает цель, которая нуждается в средствах и способах ее достижения. Действие системы и ее компонентов в реализации цели является, по сути, функцией системы.

Педагогическая система, будучи общественной, изменяется, поскольку ей присущи внутренние противоречия.

Система функционирует, развивается во внешней по отношению к себе среде. Будучи открытой, она связана с этой средой множеством коммуникаций.

Информация, поступающая в педагогическую систему и выходящая из нее, является способом связи компонентов системы между собой и с системой как целым, и самой системой как целого – со средой.

Различие между состоянием системы – перспективным, желаемым и существующим определяет управленческий аспект.

Перечисленные особенности системного подхода, несомненно, должны учитываться в процессе управления педагогическими системами.

Системный подход в педагогическом управлении – это учет всех элементов педагогической системы, изменений системы в целом или покомпонентно вследствие обусловленного требованиями исторического развития общества и научно-технического прогресса совершенствования хотя бы одного из них, а также учет действия многочисленных внешних и внутренних факторов и условий функционирования системы.

Оценивая достоинства и недостатки функционального и системного подходов, в качестве последних Т. И.Шамова и Т. М.Давыденко называют следующие.

Акцентирование управленческих усилий в основном на организационно-структурных аспектах деятельности в ущерб содержательному;

Преобладание принципа использования личности в управлении;

Доминирование в школе режима устранения последствий отклонений от заданных параметров вместо режима предотвращения сбоев в деятельности участников педагогического процесса [2].

Возможность преодоления указанных недостатков обязана с использовании других подходов, одним из которых является синергетический, а его качественной характеристикой выступает самоорганизация.

Синергетика, прежде всего, изучает системы открытого типа. Первоначально возникнув из изучения физических процессов, в настоящее время синергетика все больше используется для исследования сложных социальных систем.

Потребность практики такова, что каждая школа должна представлять собой самоорганизующуюся социально-педагогическую систему, которая развивается на основе своих возможностей, ресурсов окружающей среды и обеспечивает условия для самоопределения и саморазвития субъектов образовательного процесса.

Исходя из сказанного, следует, что сущность синергетического подхода состоит в выявлении и познании общих закономерностей, управляющих процессами самоорганизации в системах различной природы, в том числе образовательных.

С позиции синергетического подхода в управлении педагогическими системами и процессами возможно формирование адаптивной педагогической среды, которая учитывает человеческий фактор, характер образовательного учреждения, в котором реализуются учебная и педагогическая деятельности. Следовательно, управление педагогическими системами и процессами на основе синергетического подхода сопряжено с личностно ориентированным обучением, поскольку ведущая роль при этом отводится самоорганизации, саморазвитию, осуществляемых с помощью управленческо-педагогического проектирования и консультирования.

Реализацию управления педагогическими системами и образовательными процессами необходимо рассматривать и с позиции личностно-деятельностного подхода, который выступает в качестве мотивационной направленности субъекта управления, обладающей определенной целью.

Быстро меняющиеся особенности учебной и педагогической деятельности обусловливают необходимость обращения к еще одному методологическому подходу в реализации идей управления – ситуационному. Ситуационный подход предполагает, что эффективность управленческого воздействия определяется конкретной ситуацией самым продуктивным является то управление, которое более соответствует сложившейся ситуации» [5].

Проблемы ситуационного подхода к управлению рассматривали М.М. Поташника, Г.В. Савельева, П.И. Третьякова и др, которые рассматривали его в нескольких аспектах:

Анализ образовательной ситуации для выделения самых значимых проблем.

Определение ценности получаемых в различных педагогических ситуациях результатов.

Прогноз развития педагогических систем на основе конкретных образовательных ситуаций.

Управленческая деятельность требует обращения к рефлексивному подходу. Проблемы рефлексивного управления рассматривали в своих работах Т.Н. Давыденко, М.С. Дмитриевая, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.Н. Шамова и др.

Чаще всего, рефлексивное управление выступает во взаимосвязи с факторами влияния на развитие личности, при которых осознается смысл действий, потребность в целенаправленной преобразующей деятельности, так как глубокое самосознание приводит к самовыражению, самоопределению, самоутверждению, саморегуляции, самореализации и пр.

Рефлексивный подход, прежде всего, должен обеспечивать создание адаптивной образовательной среды при взаимодействии всех субъектов управления.

В управлении педагогическими системами важная роль принадлежит оптимизационному подходу, суть которого сводится к конструировании такой системы мер, которая могла бы преобразовать структуру и процесс управления для достижения максимально возможных конечных результатов образовательного процесса при рациональных затратах на управленческую деятельность. Другими словами, использование в практической деятельности оптимизационного подхода обеспечивает экономию трудовых затрат и времени управляющего субъекта, устраняет односторонность в управлении [7].

Следующий подход – исследовательский. По словам Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко, исследовательская направленность управления включает: конкретизацию целей и определение оптимальных средств их достижения; выбор объекта, параметров и способов предварительной оценки результатов изучения.

В последние годы в системе управления образовательными процессами важное значение отводится национально-региональному подходу. Это связано с тем, что процессы регионализации и децентрализации значительно изменили характер взаимоотношений между разными системами и подсистемами, а содержание управленческих решений стало представляться несколькими уровнями: государственном, региональным, муниципальным и учрежденческим.

В отличие от прежней системы, у образовательных учреждений есть возможность вырабатывать собственные решения, определять тактику и стратегию, проводить собственную политику, разрабатывать региональные и другие программы развития.

Рассуждая о проблемах регионализации в образовании С.А. Гильманов и В.И. Загвязинский подчеркивают, что специфику регионального управления призваны определять историко-культурные, социально-демографические, природно-географические, административно-политические, социально-экономические и другие особенности.

Выше обозначенные подходы к осуществлению управления в образовании необходимо дополнить еще одним – управление по результатам, основная идея которого заключается в осознании того, что ни одна организация (а управление, прежде всего, организация) никакой ценности сама по себе не представляет, но в то же время она представляет собой упорядоченность, которая объединяет индивидов или их группы с целью достижения определенных результатов [4].

Заключение

В педагогической науке и практике идет тенденция к усилению стремления осмыслить целостный педагогический процесс с точки зрения науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение ряда отечественных и зарубежных исследователей, что управление является реальным и необходимым не только в области производственных, технических процессов, но и в сфере социальных систем, в том числе образовательных.

Под управлением понимается деятельность, которая направлена на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с целью, анализ и подведение итогов на основании достоверной информации.

Объектами управления могут стать технические, биологические, социальные системы. Одна из разновидностей социальных систем – это система образования, которая функционирует в масштабе страны, области, города или района. Субъектами управления системой образования выступают Министерство образования, управления образования области или города, районные отделы образования.

Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования, предоставлении педагогам, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе типа образовательного учреждения. Выбор прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и активным субъектом, который самостоятельно определяет свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов, отношений.

Список литературы

Борытко, Н.М. Управление образовательными системами: учебник для студентов педагогических вузов [Электронный ресурс] / Н.М. Борытко – Режим доступа: https://studopedia.su/14_154715_boritko-n-m.html

Воробьева, С.В. Основы управления образовательными системами: учебное пособие [Текст] / С.В. Воробьева. – М.: Academia, 2013. – 208 с.

Демина, Г.А. Реализация теоретических аспектов педагогического менеджмента в системе дошкольного образования [Текст] / Г.А. Демина // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 1. – С. 44-47.

Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика. В 2-х т. Т.2. Теория обучения. Управление образовательными системами [Текст] / С.Ю. Дивногорцева. – М.: ПСТГУ, 2012. – 262 c.

Окорокова, А.В. Управление муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениями [Текст] / А.В. Окорокова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №6. – С. 42.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *