Что включает в себя учебно методические комплекты по музыке для каждого класса
Учебно-методические комплекты «Музыка» для основной школы
Изучение содержания и технологий УМК «Музыка» для образовательных учреждений осуществляется в процессе последипломного образования педагогов-музыкантов. В период подготовки на курсах повышения квалификации происходит освоение особенностей программ и созданных на их основе УМК «Музыка» разных авторских коллективов, имеющих завершенные линии (руководители проектов: Алиев В.В. – издательство «Дрофа», Сергеева Г.П. – издательство «Просвещение», Школяр Л.В. – издательство «Вентана Граф»), учебники из которых включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ на 2012/2013 учебный год.
Учебно-методический комплект – это научно обоснованный и методически взаимосвязанный комплекс пособий для учащихся и учителя, которые ориентированы на формирование музыкальной культуры школьников, соответствуют основным направлениям образовательной политики в России, включают в содержание закономерности музыкального искусства, различные виды деятельности обучаемых. Преподавание музыки с использованием комплекта направлено на применение педагогических технологий, адекватных природе искусства и возрасту учащихся, вариативности образовательного процесса, широких «выходов» за пределы уроков музыки.
Включение учебников и рабочих тетрадей в уроки музыки в основной школе необходимо рассматривать в единстве следующих компонентов:
· содержание музыкального искусства (фундаментальное ядро образования), базирующееся на личностном постижении школьниками «вечных» тем искусства и жизни, представлено фольклором, музыкой религиозной традиции, «золотым фондом» музыкальной классики, современной (академической и популярной) музыкой;
· адекватные природе музыки, культуросообразные педагогические технологии его освоения базируются на научных теориях и концепциях, отражающих интонационную природу музыки, ее жанрово-стилевую основу, особенности музыкального языка, триединство деятельности композитора, исполнителя, слушателя, взаимосвязь народной и профессиональной музыки, синтез музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительным искусством, театром, кино и др.;
· авторами УМК определены виды, формы и способы музыкально-творческой деятельности, которые формируются в процессе становления универсальных учебных действий (согласно требованиям ФГОС);
· сформулированы планируемые результаты музыкального образования учащихся – личностные, метапредметные, предметные;
· представлена воспитательная направленность процесса музыкального обучения, его связь с внеурочными и внешкольными формами музыкально-эстетической деятельности;
· определены функции социализации подрастающего поколения средствами музыкального искусства;
· обусловлено развитие познавательной, коммуникативной сферы учащихся, их возможности к саморазвитию и самосовершенствованию;
· разработаны педагогические условия организации учебного процесса с использованием УМК;
· обоснована возможность использования электронных образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий в контексте изучения УМК.
Учебно-методические комплекты по предмету «Музыка» должны функционировать в школе нового поколения как средство воспитания ребенка – носителя культуры, который сможет активно участвовать в жизни общества, свободно выбирать вид художественной деятельности, творчески относиться к труду, общаться друг с другом и со взрослыми в мире без границ. Отсюда проистекает возможность выделять в контексте содержания УМК «Музыка» различные уровни обобщения содержания предмета – региональный, федеральный и общемировой.
Включение учебников (как и рабочих или творческих тетрадей, блокнотов, дневников музыкальных впечатлений, записных книжек юных музыкантов и пр.) требуют существенных изменений в структуре урока музыки, его драматургии (с выделением художественно-педагогической идеи), благодаря чередования различных видов деятельности обучаемых, в том числе – работа со звуковым рядом учебника, его текстами, нотными примерами, художественными аналогами, поиск ответов на проблемные вопросы и выполнение интерактивных заданий, использование электронных образовательных ресурсов, компьютерных обучающих игр и развивающих программ.
Учебно-методический комплект «Искусство» для 8–9 классов образовательных учреждений
В образовательных учреждениях Московской области успешно внедряется изучение интегрированного курса «Искусство» для 8–9 классов (авторы – Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская, издательство «Просвещение»), который, с одной стороны обобщает художественные впечатления школьников, полученные ими в процессе изучения предметов «Музыка», «Изобразительное искусство», «Литература», «История», с другой стороны – служит пропедевтическим (вводным) этапом к изучению курса «Мировая художественная культура» в 10 – 11 классах.
Принципиальное отличие программы курса «Искусства» от вариативных программ курса «Мировая художественная культура» (построенного на основе принципа историзма) заключается в том, что данный курс рассматривает функции искусства в жизни общества, человека – познавательно-эвристической, эстетической, практической, коммуникативно-семиотической, воспитательной, ценностно-ориентационной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др.
В процессе изучения курса «Искусства» школьникам предлагается система художественно-творческих заданий, направленных на формирование компетентных читателей, слушателей, зрителей. Изучение данного курса сочетается с внеаудиторными формами работы (музей, концертный зал, работа в сети Интернет, библиотека и т.п.).
Преемственность начального и основного этапов музыкального образования школьников
При разработке рабочей программы по предмету «Музыка» для 5–7 (8) классов учителю необходимо путем диагностики, индивидуальных опросов установить объем музыкальных впечатлений, музыкально-слуховых представлений, знаний о музыке и музыкантах, музыкально-практических умений и навыков, сформированности УУД, соответствующих уровню музыкального образования в начальной школе, предъявляемым ФГОС. Необходимо также выявить, какое количество учащихся 5-х классов обучались в начальной школе по учебникам (и каких авторов). Анализ этих данных поможет учителю адаптировать объем изучаемого в основной школе музыкального (шире – художественного) материала, выстраивать систему заданий, направленных на закрепление основных тем, категорий и понятий, УУД, рекомендованных для изучения в начальной школе.
Учебно-методический комплект по программе Е.Д. Критской, Л.В. Сергеевой, Т.С. Смагиной «Музыка» для 1-4 кл.
Это методическое пособие адресовано учителям музыки, работающим по учебно-методическим комплектам «Музыка» для I-IV классов начальной школы, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации для образовательных учреждений разного типа. Учебно-методические комплекты (УМК) по музыке для каждого класса включают в себя учебник и рабочую тетрадь для учащихся, хрестоматию музыкального материала и фонохрестоматию (аудиокассеты) для учителя.
Содержание УМК основывается на закономерностях музыкального искусства, на тех базовых категориях и понятиях, которые отражены в Требованиях к содержанию общего начального образования образовательной области «Искусство», а также в той или иной мере воплощены в действующих программах по предмету «Музыка» (в частности, в программе «Музыка.1-4 классы» авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной). Особо следует отметить, что принципиальной позицией авторов является опора на идеи музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, появившейся в 70-е годы и нашедшей претворение в практической деятельности учителей музыки.
Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля интонациями, закономерностями развития музыки, соотнесение практически каждого произведения с некоторым множеством произведений, специально подобранных в УМК по сходству и различию, разовьют у учащихся способность отличать музыку одного композитора от музыки другого, определять на слух тот или иной стиль. А это является важнейшим качеством восприятия, определяет музыкальную грамотность учащихся.
Естественно, что различные интонационно-стилевые характеристики учащимися не осознаются, поэтому необходимо развивать их интуицию как способ художественного обобщения, познания музыки. Дети могут воспринимать гораздо более сложный и содержательный пласт музыки, чем это предполагается.
Нотная графика выполняет в учебниках и рабочих тетрадях несколько функций. Она служит фоном для художественно-изобразительного воплощения образа конкретного музыкального произведения, является ориентиром для освоения его жанровых особенностей, непосредственно знакомит с нотной грамотой. Запись мелодий, отдельных интонаций, попевок, главных тем из классических музыкальных сочинений поможет освоению элементов музыкального языка, средств музыкальной выразительности.
В разделах даются основные понятия, музыкальные термины, которыми учащиеся по мере накопления музыкально-слухового опыта начинают постепенно овладевать и использовать их в своей музыкальной деятельности. Важно, чтобы у детей постепенно формировалось свое понимание того или иного термина. В этом им поможет воплощение звуковых образов музыкальных произведений в вокальном или пластическом интонировании, слове, рисунке и др.
Литературный ряд учебника (стихи, сказки и легенды, сведения о композиторах и их произведениях, рассказы о музыкальных инструментах и др.) призван усилить впечатления от звучащей на уроках музыки, способствовать развитию живой и выразительной речи детей. Система вопросов и творческих заданий направляет внимание учащихся на сравнение музыкальных произведений, анализ их интонационно-образного строя, определение жанров, элементов музыкального языка, стилевого своеобразия музыки, особенностей формы и композиции музыкальных сочинений.
Программное обеспечение предмета «Музыка». Содержание федеральных учебно-методических комплектов по предмету.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Программное обеспечение предмета «Музыка». Содержание федеральных учебно-методических комплектов по предмету.
Новые концепции, новые государственные образовательные стандарты, а также модели образования являются основаниями для позитивной динамики в образовании.
М.В. Клариным была установлена классификация образовательных моделей. Все модели он разделил на традиционные («знаниевая» педагогика) и инновационные(«способностная» педагогика).
Существует ряд характеристик на основе которых и была создана данная классификация.
В 2011-2012 учебном году все школы России перешли на новые образовательные стандарты, на основе которых были выделены две стратегии образования:
Место предметов образовательной области «Искусство» остаётся неизменным. Практика подтверждает наиболее эффективное сочетание в области «Искусство» предметов «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура», которые позволяют реализовать принцип непрерывности художественно-эстетического образования на основе Концепции художественного образования. Эта система позволяет выстроить обучение поэтапно от приобщения к отдельным видам искусства к формированию целостной художественной картины мира, от навыков практического освоения языков искусств к формированию ценностных ориентиров учащихся, к решению задач нравственно-эстетического воспитания и социализации личности средствами искусства.
Предметы области «Искусство» обладают мощным арттерапевтическим эффектом и способствуют гармонизации личности учащихся, что отвечает задачам современного образования и реализации принципов здоровьесберегающего обучения.
Состав и структура учебно-методического комплекса
Научно-методическое обеспечение образования по предмету «Музыка» характеризуется переосмыслением традиционных средств обучения в контексте современной ситуации и широкой представленностью средств обучения на основе цифровых (электронных) носителей. Современный учебно-методический комплекс по предмету «Музыка» представляет собой систему взаимосвязанных дидактических средств на печатной и электронной основе, разработанную на единых методологических основаниях в логике современных технологий обучения и характеризующуюся художественным единством компонентов. Использование комплекса в процессе обучения обеспечивает осмысленную и продуктивную музыкальную деятельность учащихся и эффективную организационно-управленческую деятельность учителя музыки (Б. В. Пальчевский).
Учебно-методический комплекс по предмету «Музыка» включает в себя:
· учебную программу по предмету «Музыка»;
· учебное пособие для учащихся;
· методическое пособие для учителя;
· тетрадь на печатной основе;
· программно-методический комплекс на электронном носителе, включающий блоки «Информация», «Практикум», «Аттестация».
1. Учебная программа по предмету «Музыка» фиксирует содержание образования на уровне учебного предмета. Она содержит пояснительную записку, содержание, требования к подготовке учащихся, список литературы для учителя и учащихся.
В учебной программе содержание предмета «Музыка» конкретизируется в примерном музыкальном материале. Соответствующий перечень включает фрагменты опер, балетов, симфоний, концертов, произведения камерной инструментальной, вокальной и хоровой музыки. Целесообразность и последовательность изучения каждого из произведений определяется возрастными особенностями восприятия и возможностями исполнительской деятельности учащихся.
2. Учебное пособие для учащихся представляет собой свёрнутую модель образовательного процесса. Оно разрабатывается с учётом специфики восприятия младшего школьника — образного, ассоциативного, основанного на интуиции, воображении и фантазии. В процессе разработки учитываются минимальный жизненный и музыкальный опыт младшего школьника, ограниченность его понятийного запаса, недостаточный уровень сформированности учебных умений и навыков.
3. Методическое пособие ориентирует учителя в ценностных основаниях музыкального образования, знакомит с основными теоретическими положениями, на которых базируется содержание образования по предмету «Музыка», характеризует состав и структуру содержания в единстве инвариантного и вариативного компонентов, методы и организационные формы, используемые в процессе обучения. Представленные в методическом пособии поурочные разработки и творческие задания помогают учителю спланировать изучение каждой учебной темы, выбрать подходящий учебный материал и адекватные ему методы и приёмы обучения.
4. Тетрадь на печатной основе предназначена как для выполнения упражнений, направленных на усвоение нотной грамоты, так и для фиксации музыкальных фрагментов, сочинённых учащимися. Сочетание репродуктивных и творческих заданий позволяет учащимся, с одной стороны, осознать необходимость формирования умений чтения и записи нотных знаков, а с другой — избежать «стихийного творчества», осуществляемого вне норм музыкальной культуры и мало востребованного в реальной жизни.
5. Программно-методический комплекс на электронном носителе предназначен для двух категорий пользователей — учащегося и учителя. Это средство обучения обеспечивает:
· ознакомление с музыкальными произведениями, входящими в программное содержание;
· формирование первичных представлений о возможностях использования информационно-компьютерных технологий в сфере музыкального искусства;
· освоение основных алгоритмов работы, характерных для данного электронного средства обучения;
· формирование навыков элементарной композиторской деятельности;
· контроль за усвоением знаний и умений.
Использование программно-методического комплекса способствует индивидуализации процесса обучения. Индивидуальный характер процесса учения обеспечивается вариативностью учебного материала, возможностью выбора его объёма и темпа освоения. Индивидуальный характер процесса преподавания обеспечивается возможностью самостоятельно формировать структуру курса и редактировать его содержание в соответствии с собственной методической концепцией.
Освоение содержания образования по предмету «Музыка» невозможно вне постоянной опоры на живое звучание музыки. В этой связи значимое место в программно-методическом комплексе занимает фонохрестоматия, которая выступает в качестве основной формы предъявления звучащего музыкального материала и обеспечивает его качественную демонстрацию.
Музыка является неотъемлемой частью пространственно-временных искусств — хореографии, театра. Значимое место занимает она и в народной культуре. Формирование полноценных представлений об оперном и балетном спектаклях, театральных постановках, народных обрядах и праздниках невозможно без использования видеоматериалов. Видеохрестоматия, являясь одним из компонентов программно-методического комплекса, позволяет ознакомить учащихся с особенностями пространственно-временных искусств, творчеством выдающихся музыкантов-исполнителей, носителей традиций народного творчества.
Информационный раздел программно-методического комплекса включает портреты композиторов, исполнителей, собирателей фольклора. Он содержит исторические и биографические сведения, схемы, таблицы, которые значительно расширяют и систематизируют представления учащихся о музыкальном искусстве.
Практический компонент программно-методического комплекса может быть использован с целью формирования элементарных композиторских умений и навыков. Он позволяет имитировать процессы, которые не могут быть воссозданы в режиме реального времени. Практикум содержит задания поискового, комбинаторного и творческого типов, направленные на формирование умений создавать шумовые и звуковые кластеры, конструировать музыкальные фрагменты, инструментовать несложные партитуры. Практикум обеспечивает вариативность выполнения работ за счёт использования широкого спектра исполнительских средств. В нём содержатся аналоги-вариативы по каждому типу заданий, характеризующиеся различной степенью сложности, стилевыми различиями музыкального материала.
Краткий словарь содержит адаптированные к уровню восприятия учащихся определения встречающихся в тексте понятий.
Соответствие учебно-методического комплекса по предмету «Музыка» современным образовательным тенденциям и уровню научно-технического прогресса обеспечивает достижение образовательного результата, максимально близкого возможному.
Характеристика учебно-методического оснащения современных программ по музыке
Современные программы «Музыка» оснащены учебниками, творческими тетрадями, хрестоматиями и фонохрестоматиями музыкального материала, методическими пособиями для учителя.
Авторы учебников по музыке учитывают:
— состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, так как нарушения нервной деятельности, как известно, провоцируют быструю утомляемость и отрицательно влияют на становление мотивов учения (познавательных и социальных);
— когнитивный опыт: владение элементарными понятиями, фактологическими сведениями общего характера; умение выделять существенное, умение видеть сходство и различие, умение работать сосредоточенно, умение рассуждать;
— чувственный опыт: понимание основных эмоциональных состояний, а также умение любоваться красотой, сопереживать и выражать свои чувства;
— коммуникативный опыт: умение слушать объяснение педагога, ответы других детей;
— деятельностный опыт: умение производить действия по указанию педагога, умение действовать по образцу;
— социальный опыт: умение работать в коллективе.
Начальный запас знаний, сформированные элементарныенавыки и умения детей, на которые опираются авторы современных учебно-методических комплектов (УМК) по музыке, в силу принципа преемственности позволяют сбалансировать учителю
материал различной степени новизны. В итоге это исключает возможность умственного переутомления детей и придает детям, пришедшим в школу, уверенность в своих силах.
В учебниках «Музыка» и творческих тетрадях для младших школьников различных авторов ярко выражена развивают.» функция. На смену игре как ведущему виду деятельности приходит учебная деятельность. С этой точки зрения следует рассматривать естественным процесс целенаправленного развитии мыслительных операций сравнения, рассуждения, обобщения, анализа, что в итоге способствует развитию музыкального мышления учащихся.
Согласно структуре учебной деятельности учебники и рабочие тетради для учащихся по «Музыке» содержат учебную задачу, учебные действия и операции. Принципиально важно, что учебники по музыке формируют у первоклассников не только конкретные учебные действия (например, поиск информации, оперирование понятиями), а более того, по своему существу становятся школой научения учению, что открывает детям перспективы самообразования или, иными словами, стимулирует желание самостоятельного освоения музыкального искусства.
Значимое внимание в учебниках отведено учету психолого-возрастных особенностей учащихся.
С учетом склонности младших школьников к чувственному восприятию мира авторы учебников «Музыка» В.О.Усачева и Л. В. Школяр преднамеренно отказались от чрезмерного логизирования в освоении музыкального искусства. Эта же причина объясняет названия содержательных блоков учебников: «Путешествие на родину русского музыкального языка», «Древо русской музыки», «Она вьется, как тропа в полях», «Сказка ложь, да в ней — намек» и т.д.
Адекватна особенностям внимания учащихся начальной школы красочность учебников и творческих тетрадей1. На страницах учебников представлены портреты композиторов, изображения персонажей опер и балетов, репродукции картин и икон, поскольку для современных программ для младших школьников характерен охват широкого культурологического пространства. Иллюстрации в учебных изданиях по музыке не избыточны в количественном плане, что объяснимо тем, что для младших школьников характерен небольшой объем произвольного внимания и значительная степень непроизвольности и легкой отвлекаемости.
Особо ценно понимание авторами учебников важности развития у младших школьников психических процессов воображения.
1 Подробнее анализ содержания творческих тетрадей рассмотрен в главе 4 настоящего учебника.
Так Усачева и Школяр говорят с учащимися на языке символов и образов:
— позволяя им выйти за пределы практического личного опыта;
— преодолевая нормативность, противоречащую творческой
— активизируя развитие креативных качеств личности;
— стимулируя развитие образно-знаковых систем в мышлении детей.
Г. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина используют в учебниках «Музыка» иной способ пробуждения творческих ресурсов ни о школьников — многоплановость (многоликость) и калейдоскопичность художественного оформления. Детям не навязывается некая унитарная гарная конкретность и всегда дается право удивиться, домыслить и каждому по-своему собрать воедино части единого целого. Тем самым в учебниках «Музыка» изначально заложен принцип дифференцированного и личностного подхода к детям.
Не только изобразительный ряд используется авторами УМК с целью облегчения усвоения младшими школьниками особенностей музыкального искусства. Так, к примеру, творческая тетрадь но музыке Критской, Сергеевой, Шмагиной предлагает детям путь к постижению абстрактного мира музыки через близкие н понятные им поэтические строки А.С.Пушкина, А.А.Фета, И С. Никитина, А. Н. Плещеева, А.Л. Барто и других поэтов.
Такую же параллель искусства звуков и искусства слова мы
прослеживаем и в учебно-методическом комплекте Усачевой и Школяр. Так, в методических рекомендациях буквально первому уроку (тема урока — Введение в проблему рождения музыки) авторы предлагают поэтический монолог учителя как некое обобщение работы мысли и души ребенка в решении проблемной ситуации:
Какая мука — Человеком быть!
Стремиться ввысь. — и мерить жизнь шагами,
Мечтать парить, как ветр, и солнцем греть,
И вдаль мерцать звездами. — но просто говорить,
Смотреть, дышать и взмахивать руками.
Какая мука — Человеком быть!
Но все-таки, когда же все случается! —
Ответа нет. Здесь тайна начинается.
Но точно знает мир: такое тут случается!
Неведомая птица приземляется
И выбирает — душу, руки, взгляд.
И это много лет, веков, тысячелетий происходит!
«Нас мало избранных. », и все ж она находит!
Давайте ждать и слушать!
Главная задача педагога в этой ситуации — пробуждение поэтического сознания у детей как некого импульса творчества — реально достижима. И не беда, что не все до конца, быть может, останется понятным для детей. Текст определенно сложен для восприми! но ведь, как справедливо замечают философы, само искусство вытекает из какого-то загадочного субстрата, выступая зеркалом ж таенного мира, проявлением гениально-спонтанных усилий. И замечательно, что авторы учебника не спешат разрушить это тайней очарования и красоты, ибо если мы обратимся к научным работа психотерапевтов, то убедимся в том, что важные реакции ребен» в значительной степени подсознательны и должны оставаться им» пока ребенок не достиг большей зрелости и понимания. Примечательно и то, что, обратившись к этому развороту учебника дома дети прочтут только лаконичное резюме услышанного на уро* стихотворения, а именно — «Давайте ждать и слушать. ».
Характерной особенностью учебников «Музыка» для младших школьников является стремление авторов к сохранению единства мира в сознании ребенка, и в частности, единства различных видов искусства. И. В. Кошмина отмечала, что в дошкольном возрасте мы учим детей складывать из кубиков тот или иной образ, в то время как в школе искусственно разъединяем условно делимое. В этой связи в учебниках «Музыка» Критской, Сергеевой, Шмагиной значимое внимание уделено разворотам «Звучащие картины». В учебниках «Музыка» В. В.Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н.Кичак «созданию художественного контекста» (Л. В. Горюнова) — поэтического, изобразительного по отношению к музыкальному.
Понимая, что внимание детей тесно связано с чувствами, авторы учебно-методических комплектов посредством доступности и лаконичности информативного текста и образности иллюстративного материала вызывают у учащихся положительные эмоции и изначально избегают отрицательные (страх, беспокойство), что могло бы спровоцировать негативное или безразличное отношение детей к учебному предмету «Музыка» и музыкальному искусству в целом.
Учебники содержат основные музыкальные термины с целью формирования осознанности восприятия музыки учащихся. Овладевая терминологией музыкального искусства, младшие школьники в состоянии оперировать ею в собственной музыкальной деятельности.
Спецификой предмета «Музыка» объяснимо должное внимание авторов учебников нотной грамоте и нотной записи фрагментов сочинений, с которыми дети знакомятся в процессе музыкально-слушательской деятельности. Как подчеркивают авторы учебников, изучение нотной грамоты не определяется ими как самоцель.
Если учебники и рабочие тетради адресованы учащимся, то для ригеля в УМК предназначены Хрестоматии и фонохрестоматии музыкального материала, а также методические пособия.
Хрестоматии содержат нотный материал тех произведений, которыми дети встречаются на страницах учебников и творческих тетрадей. Исходя из принципа вариативности образования, хрестоматии музыкального материала содержат дополнительный материал. Фрагменты опер, балетов, симфоний, кантат, концернам для солирующих инструментов с оркестром и других крупных жанров адаптированы в соответствии с исполнительскими возможностями учителя.
Наряду с нотным текстом произведений для музыкально-слушательской деятельности учащихся хрестоматии музыкального материала содержат произведения для вокально-хорового музициирования.
Фонохрестоматии музыкального материала изданы на аудиокассетах и компакт-дисках на CD-носителях с приложением монтажных листов, на которых представлен перечень произведений, время звучания (хронометраж), исполнители.
Методические пособия представляют собой описание технологий использования УМК на уроках музыки в соответствии с авторской концепцией конкретной программы, а также содержат списки рекомендуемой литературы для учителя по организации музыкального воспитания младших школьников.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Познакомьтесь с методическим пособием для учителя «Музыка. 1—4 классы» Критской, Сергеевой, Шмагиной и проанализируйте его структуру. Аналогичную работу проведите с методическими пособиями для каждого года обучения Усачевой, Школяр, Кузьминой.
1. Познакомьтесь с учебниками «Музыка» Критской, Сергеевой, Шмагиной. Структурной единицей, по замыслу авторов, является разворот. Проанализируйте названия разворотов. Как соотносятся поэтические названия разворотов с художественно-педагогической идеей программы?
«Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования должен быть поставлен, по нашему мнению, не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение
2. Познакомьтесь с учебниками «Музыка» Алеева, Науменко, Кичак, Каким образом учебники данных авторов содействуют формированию метапредметных результатов?
3. Познакомьтесь с учебниками «Музыка» Усачевой, Школяр. Каким образом учебники данных авторов содействуют формированию предметных результатов?
4. Выполните одно из заданий рабочей тетради для учащихся 4-го класса Усачевой, Школяр, Кузьминой 2 :