Что включает в себя способы
Способы действий
Смотреть что такое «Способы действий» в других словарях:
Способы правового регулирования — специфические юридические средства организации поведения субъектов регулируемых отношений. Если метод это, совокупность юридических способов правового регулирования, то способы являются его составляющими, так сказать, «строительный материал»… … Элементарные начала общей теории права
Способы совершения суицидальных действий — Действия, при совершении которых может быть достигнут добровольный уход из жизни: повешение, падение с высоты и под транспорт, утопление, голод, отравление лекарственными средствами, различными токсическими веществами, применение огнестрельного и … Большая психологическая энциклопедия
Способы защиты гражданских прав — защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
Способы предотвращения и ликвидации торфяных пожаров — Торфяной пожар это возгорание торфяного болота, осушенного или естественного, при перегреве его поверхности лучами солнца или в результате небрежного обращения людей с огнем. Известно, что пожары предупредить гораздо легче, чем тушить.… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Способы защиты гражданских прав — это закрепленные или санкционированные законодательством материально правовые меры принудительного характера, посредством которых может быть осуществлено устранение нарушений права, восстановление (признание) права и (или) компенсация потерь,… … Большой юридический словарь
Способы военных действии — порядок и приёмы применения сил и средств для решения задач в операции (бою). Каждому виду военных действий, а также виду ВС и роду войск (сил) присущи свои, специфические С. в. д. Они определяются командующим (командиром) в решении на операцию… … Словарь военных терминов
СУД (способы умственных действий) — способы, которыми осуществляется мышление [77] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДНИКА — – логика действий третьей стороны с целью урегулирования межличностного конфликта. Она включает 17 основных шагов. 1. Попытаться представить общую картину конфликта и проникнуть в его суть, анализируя ту информацию, которой располагаем. Оценить… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ВОЙНЫ СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ — система действий, определяющая последовательность и порядок типовых приемов применения сил и средств ведения войны для достижения ее целей и решения поставленных военно политических и стратегических задач. Способы ведения войны зависят от… … Война и мир в терминах и определениях
Опросник «Способы совладающего поведения» — (ССП). С. Фолкман (S. Folkman), Р. Лазарус (R. Lazarus). Адаптация Л. И. Вассермана, Е. А. Трифоновой. Концептуальная основа опросника определяется трансактной моделью адаптации к стрессу R. Lazarus. Опросник включает 50 наиболее информативных… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Способ – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово способ? Пытаешься разобраться, что такое способ? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «способ» в словарях русского языка
Способ это:
1.Образ действий, прием, метод для осуществления, достижения чего-либо.
2.Возможность, средство, реальные условия для осуществления чего-либо.
Способ
м.
1) Образ действий, прием, метод для осуществления, достижения чего-л.
2) Возможность, средство, реальные условия для осуществления чего-л.
Способ
действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь Механический с. обработки. С. изготовления. С. употребления полуфабриката.
Способ
способ м.
1) Образ действий, прием, метод для осуществления, достижения чего-л.
2) Возможность, средство, реальные условия для осуществления чего-л.
Способ
1. Тот или иной порядок, образ действий, метод в исполнении какой-н. работы, в достижении какой-н. цели. Работа производится следующим способом. Существуют разные способы. Никакими способами его не удалось убедить. :История развития общества есть, прежде всего, история развития производства, история способов производства:История ВКП(б).
2. Материальное средство, орудие для чего-н. (устар.). Не осталось никаких способов к жизни.
Способ
Способ
Способ
Способ
Способ
Способ
Способ
совокупность и порядок действий, используемых для решения какой-либо задачи
Где и как употребляется слово «способ»?
Кроме значения слова «способ» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «способ».
Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «способ» в тексте и устной речи.
Примеры употребления слова «способ»
Суть не в том, чтобы наслаждаться собой и разглагольствовать, а в том, чтобы найти способ достичь лучшего результата.
– Поэтому единственный способ найти золото – это проникнуть в их банду.
Лучший способ найти хорошую идею – найти много хороших идей.
способ
Научный, необычный, хитроумный, оригинальный способ. | Единственный, проверенный, эффективный способ. | Способ изготовления чего-либо, лечения кого-либо, наблюдения за чем-либо. | Возможные способы решения проблемы. | Появился новый способ междугородных переговоров — Интернет-телефония.
Работа осуществляется таким, следующим способом.
Полезное
Смотреть что такое «способ» в других словарях:
способ — Образ, порядок, прием, род, сноровка, средство, путь, дорога, манера, метода, тактика, система, фортель, ухватка, манипуляция. Выслать административным порядком. Каким родом ты сюда попал? Взыскать пошлину в обычном порядке. Таким манером; на… … Словарь синонимов
СПОСОБ — СПОСОБ, способа, муж. 1. Тот или иной порядок, образ действий, метод в исполнении какой нибудь работы, в достижении какой нибудь цели. Работа производится следующим способом. Существуют разные способы. Никакими способами его не удалось убедить.… … Толковый словарь Ушакова
СПОСОБ — СПОСОБ, а, муж. Действие или система действий, применяемые при исполнении какой н. работы, при осуществлении чего н. Механический с. обработки. С. изготовления. С. употребления полуфабриката. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова
СПОСОБ — См. ПОСОБИЕ В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов
СПОСОБ — СПОСОБ. Базисная категория методики, группа приемов, направленных на решение учебных задач (например, С. усвоения, закрепления, контроля). С. обучения – одна из возможных операций совершения обучающего действия. С. учения – одна из… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
способ — искать новый способ • модальность, стремление искать способ • модальность, стремление найти способ • начало, знание находить способ • начало, знание предлагать способ • демонстрация придумать способ • существование / создание способ позволяет •… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Способ — [method, mode, way, technique] Смотри также Метод. Смотри также: способ Хеганес способ СИП способ Ремина способ Монда … Энциклопедический словарь по металлургии
Способ — м. Образ действия, прием осуществления чего либо. Часто с опред. Для добычи золотосодержащих россыпей употребляются в целом свете только 2 способа: 1) раскопка их ручной работой, при которой используются кайлы, лома и лопаты и промывка песков… … Словарь золотого промысла Российской Империи
Способ — данного слова в философском словаре нет [2], в философской энциклопедии [1] и в СЭС [10] тоже нет; в то же время это понятие, через которое, как это ни странно, выражаются наиболее базовые понятия самой философии (см.,например [1]: движение,… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
Словари
346 способ
1. Образ действий, прием, метод для осуществления, достижения чего-либо.
2. Возможность, средство, реальные условия для осуществления чего-либо.
Морфология: (нет) чего? спо́соба, чему? спо́собу, (вижу) что? спо́соб, чем? спо́собом, о чём? о спо́собе; мн. что? спо́собы, (нет) чего? спо́собов, чему? спо́собам, (вижу) что? спо́собы, чем? спо́собами, о чём? о спо́собах
1. Способом называют систему действий, которая применяется, чтобы выполнить какую-либо работу, сделать что-либо.
2. Чтобы указать способ, с помощью которого что-либо делается, осуществляется, вы говорите, что это делается таким способом и подробно объясняете его.
Работа осуществляется таким, следующим способом.
4. Если что-либо является самым верным способом для чего-либо, то это означает, что какой-либо приём совершения деятельности по своей эффективности не имеет себе равных.
СПО́СОБ, способа, муж.
1. Тот или иной порядок, образ действий, метод в исполнении какой-нибудь работы, в достижении какой-нибудь цели. Работа производится следующим способом. Существуют разные способы. Никакими способами его не удалось убедить. «…История развития общества есть, прежде всего, история развития производства, история способов производства…» История ВКП(б).
2. Материальное средство, орудие для чего-нибудь (устар.). Не осталось никаких способов к жизни.
Действие или система действий, методов, которые применяются при исполнении какой-л. работы; прием осуществления чего-л.
Работа осуществляется следующим способом.
1. Образ действий, приём, применяемый при исполнении какой-л. работы, метод достижения чего-л. С. изготовления чего-л. Кустарный, дедовский с. обработки поверхности. Разработать с. борьбы с вредителями. Никакими способами его не удалось убедить. Решение задачи простейшим способом. С. осуществления действия. С. производства (основной приём, метод организации работ с применением тех или иных орудий, используемый при создании материальных благ, необходимых людям для производственного и личного потребления).
2. (обычно с инф.). Возможность, средство, условия для осуществления чего-л. Найти лёгкий с. заработать. Существуют разные способы жить достойно.
Образ действий, прием осуществления чего-л.
Способ изготовления стекла. Решение задачи различными способами.
Все действующие лица говорят одинаково; и способ мыслить у них одинаковый. Чехов, Письмо В. А. Поссе, 29 февр. 1900.
Категория марксистской общественной теории, основа общественно-экономической формации, состоящая в единстве производительных сил и производственных отношений. БЭС, 1261.
* Социалистический способ производства.
* Капиталистический способ производства.
• Ликвидация многоукладовости экономики Советского Союза и установление социалистического способа производства. КПСС в рез., т. 3, 220. Все эти черты есть отражение исторического превосходства социалистического способа производства над капиталистическим. Иконникова, Кобляков, 6.
Порченый способ. Жарг. карт. Общеизвестный шулерский приём. СРВС 2, 71, 83; СРВС 3, 114; ТСУЖ, 141.
По способу пешего хождения. Народн. Шутл.-ирон. Пешком. ДП, 277.
спо́соб, спо́собы, спо́соба, спо́собов, спо́собу, спо́собам, спо́собом, спо́собами, спо́собе, спо́собах
сущ., кол-во синонимов: 32
средство, метод, рецепт, прием, манера, путь; лад, фасон, метода, манер (разг.)
Syn: методика, метод, прием, средство, возможность, схема
Образ, порядок, прием, род, сноровка, средство, путь, дорога, манера, метода, тактика, система, фортель, ухватка, манипуляция.
всякими способами, иным способом.
искать новый способ => модальность, стремление
искать способ => модальность, стремление
найти способ => начало, знание
находить способ => начало, знание
предлагать способ => демонстрация
придумать способ => существование / создание
способ позволяет => возможность, субъект, модальность
беспокоит мысль => действие, субъект, продолжение, способ
блеснула мысль => действие, субъект, способ
ветер воет => действие, субъект, способ
ветер гудит => действие, субъект, способ
ветер завывает => действие, субъект, способ
ветер свистит => действие, субъект, способ
ветер свищет => действие, субъект, способ
ветер шумит => действие, субъект, способ
выговаривать слова => действие, способ
выговорить слова => действие, способ
вырываются слова => действие, субъект, способ
глотать слова => действие, способ
голос дрогнул => действие, субъект, способ
голос дрожит => действие, субъект, способ
голос задрожал => действие, субъект, начало, способ
голос запел => действие, субъект, начало, способ
голос звенит => действие, субъект, продолжение, способ
гудит ветер => действие, субъект, способ
дребезжит голос => действие, субъект, способ
дрогнул голос => действие, субъект, способ
дрожит голос => действие, субъект, способ
дрожит свет => действие, субъект, способ
завывает ветер => действие, субъект, способ
загремел голос => действие, субъект, способ
загудели голоса => действие, субъект, способ
задрожал голос => действие, субъект, начало, способ
зазвенел голос => действие, субъект, начало, способ
замирает голос => действие, субъект, способ
захлёбывается голос => действие, субъект, продолжение, способ
захлёбываться словами => действие, непрямой объект, много, способ
звенит голос => действие, субъект, способ
звенит тишина => действие, субъект, способ
мерцает свет => действие, субъект, способ
мучает вопрос => действие, субъект, продолжение, способ
мучит мысль => действие, субъект, продолжение, способ
мысли бродят => действие, субъект, продолжение, способ
мысли вертятся => действие, субъект, способ
мысли путаются => действие, субъект, способ
мысли роились => действие, субъект, много, способ
мысль блеснула => действие, субъект, способ
отбивать шаг => действие, способ
отчеканивать слова => действие, способ
печатать шаг => действие, способ
прерывается голос => действие, субъект, способ
проглатывать слова => действие, способ
пронзила мысль => действие, субъект, способ
пугает мысль => действие, субъект, способ
путаются мысли => действие, субъект, способ
растягивать слова => действие, способ
рокочет голос => действие, субъект, способ
ронять слова => действие, способ
слова вырываются => действие, субъект, способ
срывается голос => действие, субъект, способ
трепещет голос => действие, субъект, способ
чеканить шаг => действие, способ
Искон. Очевидно, преф. производное от пособъ «помощь». См. пособие, особа. Толкование слова как полонизма по ряду причин менее вероятно.
— Один из путей к цели.
— Вариант решения задачи.
Характер преодоления преграды и прохода воздушной струи при создании шума, необходимого для образования согласного.
Различают два основных способа артикуляции:
Общее значение глаголов, выраженное приставками или суффиксами, которые видоизменяют значение исходного глагола, указывая на фазы действия (начало, конец, промежуток), интенсивность проявления действия, его результативность, количественную характеристику и т.п.
Выделяются следующие значения:
2) значение ограничения протекания действия: поговорить, потанцевать;
3) значение результативности: выключить, пережить;
4) однократности: крикнуть, брызнуть;
5) многократности и многоактности: рукоплескать, скакать; прерывистого действия: постукивать, пританцовывать;
6) распределительности: перецеловать (всех гостей), пооткрывать окна;
2) непредельные глаголы, неспособные выразить стремление к достижению предела: смеяться, спать;
3) временные СГД, уточняющие характер протекания действия во времени:
а) начинательный СГД, содержащий указание на начало действия: забарабанить, разгореться;
б) окончательный СГД, выражающий значение завершения действия: сделать, завершить;
в) ограничительный СГД, связанный с обозначением ограничения действия временными пределами: побегать, посидеть;
г) длительно-ограничительный СГД, выражающий завершенность длительного действия: просуществовать, перезимовать;
д) длительно-дистрибутивный СГД, содержащий указание на медленно протекающее, неторопливое действие: расхаживать, рассматривать, раздумывать;
4) количественные (кратные) СГД:
а) одноразовый СГД, называющий одноразовое, мгновенное действие: скакнуть, съездить;
б) многократный, связанный с обозначением действия, совершаемого много раз: хаживать, сказывать, певать, едать;
в) распределительный (дистрибутивный) СГД, выражающий указание на действие, исходящее от многих субъектов или направленное на несколько объектов: повыпрыгивать, перецеловать;
г) многократно-дистрибутив-ный СГД, включающий глаголы, указывающие на взаимное многократное действие многих субъектов: переговариваться, пересмеиваться;
5) экспрессивные СГД, выражающие наряду с номинативными значениями субъективную оценку говорящим интенсивности действия:
а) уменьшительно-смягчительные СГД, содержащие в своем значении указание на небольшую интенсивность, умеренность действия: приболеть, подсесть;
б) длительно-смягчительный СГД, связанный с выражением длительности ослабленного (неинтенсивного) действия: полеживать, подшучивать;
в) прерывисто-смягчительный СГД, имеющий словообразовательное значение время от времени с небольшой интенсивностью совершать действие, названное производящим глаголом: подумывать, посвистывать;
г) сопроводительно-смягчительный СГД, выражающий указание на действие, расцениваемое как побочное по отношению к другому действию: подпевать, приговаривать;
д) интенсивно-результативный СГД, включающий глаголы, объединяемые значениями полноты и исчерпанности действия: выскрести, выпарить, исследовать;
е) интенсивно-кратный СГД, связанный с обозначением действий, совершаемых интенсивно и многократно: выплясывать, выпрыгивать.
Лексико-грамматическая категория глагола, взаимодействующая с категорией вида и выражающая те значения, которые связаны с процессом действия (какой-либо момент его осуществления, интенсивность проявления, внутренняя расчлененность и т. д.). Основные значения, связанные с выражением способа глагольного действия, следующие:
1) значение начинательности у глаголов совершенного вида, образованных при помощи приставок воз; вз; за-, по-. Возгореться, воспылать, взмахнуть, вскрикнуть, зашагать, загреметь, побежать, подуть;
2) значение ограничения действия во времени, в полноте своего проявления у глаголов совершенного вида, образованных с приставкой по- или несколькими приставками. Полежать, помечтать, поплакать, поплавать, попрыгать, посвистеть, посидеть, постоять, потоптаться, пошуметь, попридержать, пораздумать;
3) значение результативности (законченности действия, завершенности процесса, исчерпанности действия) у глаголов совершенного вида, образованных с приставками про-, от-, у-, из-. Проспать (всю ночь), просидеть (брюки), отлежать (руку), отгрузить, отогреться, отужинать, отшуметь, умаяться, иззябнуть, измокнуть, изранить, искалечить, иссохнуть, исписать (всю бумагу);
4) значение распределительное (дистрибутивное) у глаголов совершенного вида с приставками пере-, по- и несколькими приставками. Перебелить, переколоть, перекусать, переломать, перемыть, перепортить, побросать, покусать, позакрывать, пооткрыватъ;
Метод, Способ, методика, технология как педагогические понятия
метод, Способ, методика, технология как педагогические понятия
В современной науке и практике очень часто можно встретить такие понятия как «метод», «способ», «методика» и «технология». При этом довольно часто одно из этих понятий стараются определить через другое. Так, например, можно встретить следующее определение метода деятельности: «Метод … прием, способ или образ действия» [1, с.315]. Или же: «Метод … способ организации практического и теоретического освоения деятельности, обусловленный закономерностями рассматриваемого объекта» [2, с.205]. В свою очередь понятие «способ» словарь С.И. Ожегова определяет следующим образом: «Способ действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь» [4, с.697]. Из этих определений совершенно неясно какое из этих двух понятий шире, а какое уже, и как они соотносятся друг с другом. Аналогичная картина, как мы увидим далее, наблюдается и в отношении понятий «методика» и «технология», а ведь все вышеупомянутые понятия являются основными и в дидактике, и в теории воспитания. Таким образом можно констатировать наличие проблемы неоднозначности трактовки основных, базовых понятий педагогической науки и практики. Поскольку в нашем случае необходимо определить не одно понятие, а сформировать организованную систему понятий, закрепленную в терминах, мы обратимся в положению логики о том, что «организованная терминологическая система предусматривает соотношение «один термин — одно понятие» [3]. При этом в данной системе предусматривается возможность выражения одного понятия через другое, или же другие понятия. Основываясь на данных положениях логики, постараемся решить следующие задачи: определить вышеназванные понятия в педагогическом контексте; установить, по возможности, их соотношение.
Проанализируем различные дефиниции понятий «способ», «метод», «методика» и «технология», сведя в таблицу различные их определения в трактовке разных авторов.
Наиболее часто встречающиеся определения понятий «способ», «метод», «методика» и «технология»
^ Понятие (термин) | Определение (дефиниция) |
1. Способ это | действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь» [4, с.697]. |
2. Метод — это | … прием, способ или образ действия» [1, с.315]. |
… способ организации практического и теоретического освоения деятельности, обусловленный закономерностями рассматриваемого объекта» [2, с.205]. |
Продолжение таблицы
способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь» [4, с.320]. | ||
способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности» [5, с.800]. | ||
3.Методика — это | совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь, а также наука о методах обучения» [4, с.320]. | |
4.Технология — это | а) | совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства [4, с.732]. |
б) | 1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства… 2) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства [1, с.507]. | |
в) | совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства [6, с.469]. | |
г) | системный метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективных форм образования [определение ЮНЕСКО, цит. по 7, с.264]. | |
д) | искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния [7, с.264]. | |
е) | культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью человека [7, с.264]. | |
ж) | интеллектуальная переработка технически значимых качеств и способностей [7, с.264]. | |
з) | совокупность знаний о методах осуществления каких-либо процессов [7, с.264]. | |
и) | организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс [7, с.264]. | |
к) | содержательная техника реализации учебного процесса [7, с.264]. | |
л) | средство гарантированного достижения целей обучения [7, с.264]. | |
м) | описание процесса достижения планируемых результатов обучения [7, с.264]. | |
н) | проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике [7, с.264]. |
Продолжение таблицы
п) | минимум педагогических экспромтов в практическом преподавании [7, с.264]. |
Дословно слово «метод» происходит от греческого «methodos» и буквально переводится как «путь к чему-либо». Философский словарь определяет метод так: «… в самом общем значении это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» [8, с.278].
Как видно из этого определения оно состоит из двух частей. Первая его часть трактует метод, аналогично рассмотренным выше определениям, как способ деятельности в интересах достижения цели. Вторая же его часть определяет метод как упорядоченную определенным образом деятельность. Проанализируем обе эти части.
Из первой части следует, что метод это способ. В свою очередь ранее было определено, что способ это система действий, а действие всегда являлось элементом деятельности. Таким образом, метод это деятельность по достижению определенной цели. Однако, как было показано выше, способ тоже определяется как «действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь». Соответственно, любая работа имеет определенную цель и осуществляется ради этой цели. Отсюда можно сделать только один вывод: существующие определения понятий «способ» и «метод» практически не отличаются друг от друга, и не позволяют понять различия между ними.
В полной степени можно данный вывод отнести и к понятиям «методика» и «технология». Все это порождает насущную необходимость в определении понятий: «способ», «метод», «методика» и «технология».
Не претендуя на каноничность, предложим следующие их определения и соотношение, сопроводив данный процесс необходимыми пояснениями.
Способ деятельности это совокупность средств, методов и форм деятельности, необходимых для заданного изменения исходного состояния объекта деятельности (предмета труда).
Графически это можно изобразить так.
Соответственно, в отношении обучения и воспитания данное представление можно конкретизировать следующим образом.
Средства деятельности это совокупность материальных и идеальных объектов, а также функциональных органов человека, при помощи которых производят изменение состояния, свойств и формы сырья, материала или полуфабриката в процессе деятельности.
Метод это определенная логическая последовательность действий, осуществляемых в интересах достижения поставленной цели деятельности.
При этом в данном определении учитывается значение греческого слова «methodos» и буквальный его перевод: «путь к чему-либо». Соответственно путь предполагает какую-то последовательность шагов, этапов, которые нужно сделать и преодолеть, чтобы достичь его конца, являющегося конечной целью путешествия по этому пути. Поэтому в данном контексте понятие «метод» и было определено как логическая последовательность действий, приводящая к достижению поставленной цели. Можно также сказать, что метод — это совокупность действий, взятых в их и логической последовательности, которая приводит к достижению заданной цели деятельности. Однако, и в том и в другом случае путь не тождественен средствам и формам его прохождения, то есть понятие «способ» не тождественно понятию «метод».
Форма деятельности определяет характер связи между компонентами процесса деятельности.
Например, в способе обработки металла, называемом «опиливание», можно выделить такие компоненты: средство деятельности напильник определенной формы и назначения; метод деятельности возвратно-поступательные движения, осуществляемые напильником в определенной плоскости; форма деятельности индивидуальная ручная обработка металла.
Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что при важности и неотъемлемости средств и форм деятельности в структуре определенного способа, основу его все же составляет метод деятельности, так как именно в нем осуществляются действия, необходимые для достижения цели деятельности, а вся совокупность действий, являющихся, фактически, самой деятельностью, и образует суть метода.
На этом основании можно заключить, что методикой деятельности можно назвать совокупность методов и адекватных им средств, а также форм определенной деятельности или же совокупность способов данной деятельности.
Применительно к сфере обучения методика учебного предмета, например, определяет «задачи изучения данного предмета и его содержание», а также «выработку в соответствие с задачами и содержанием обучения методов, методических средств и организационных форм обучения» [2, с.206]. Исходя из данного определения, можно констатировать, что средства и формы деятельности всегда неразрывно связаны с методами деятельности и должны быть адекватны им. Абстрагируясь от определения методики как науки, которая исследует закономерности деятельности (в нашем случае обучения), или же, как науки о методах деятельности, определим ее следующим образом.
Методика деятельности это совокупность методов определенной деятельности с адекватными им средствами и формами.
В разработке любой методики можно вычленить определенную логическую последовательность действий. В обобщенном виде такая последовательность будет выглядеть так, как это представлено на рисунке.
Такая деятельность в сфере производства, например, предполагает: обработку, изготовление, изменение состояния, свойств, формы объекта (предмета) деятельности. В то же время, поскольку в определении методики присутствуют, помимо методов, также средства и формы деятельности, то можно говорить, фактически, не о совокупности методов, а и о совокупности способов определенной деятельности.
Почему же термин «методика» происходит от слова «метод», а не «способ»?
Во-первых, если совокупность методов это методика, то, следуя законам логики, совокупность способов это, соответственно, «способика», а такого слова в русском, украинском и других славянских языках нет. Поэтому совокупность способов все равно названа методикой.
Во-вторых, как было сказано выше, основу способа деятельности все же составляет именно метод деятельности.
Однако, исходя из анализа определений понятия «технология», приведенных в таблице, которые, также как и методику, трактуют технологию как совокупность методов определенной деятельности (обработки), неясно, чем же методика отличается от технологии. Постараемся разобраться и в этой терминологической проблеме.
Во-первых, в общих определениях технологии указывается на то, что данная деятельность осуществляется «в процессе производства». При этом следует отметить, что речь идет о производстве материальном, где осуществляется «обработка, изготовление, изменение состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката».
Во-вторых, понятие «методика» употребляется большей частью в отношении обучения и воспитания (как, например, у С.И. Ожегова в [4, с.320]), то есть в гуманитарной сфере, или же сфере, которую условно можно назвать сферой духовного производства.
Чем же отличаются две эти два понятия, характеризующие человеческую деятельность?
В сфере материального производства, в силу развития науки, техники и технологии, человечеству удалось добиться получения гарантированных по качеству и количеству результатов деятельности.
Подобные успехи в сфере духовного производства, в частности обучения и воспитания, стали возможными только после достижения техникой и технологиями определенного уровня развития. К ним можно отнести создание адаптивных обучающих систем, использование в целях обучения мультимедийных средств, в том числе, например, дистанционного обучения, применение которых стало возможным благодаря интенсивному развитию компьютерной техники. Иными словами можно констатировать, что получение гарантированного по качеству и количеству результата в сфере духовного производства стало возможным только благодаря успехам в развитии сферы производства материального, а точнее благодаря применению новых, обусловленных развитием техники и технологии, средств духовного производства. Такими средствами в обучении, например, стали: компьютеры с соответствующим программным обеспечением в виде обучающих и контролирующих программ; использование международной информационной сети Internet, в том числе и в системе дистанционного обучения; различного рода современная проекционная техника с использованием жидких кристаллов, технически сложные тренажерные системы и т. д., заканчивая использованием лазерных указок.
Именно желание получить гарантированный по качеству и количеству результат деятельности в сфере духовного производства породило необходимость применения таких методик, которые, по аналогии со сферой материального производства, позволяли бы его получать. Они, соответственно, получили название технологий в гуманитарной сфере вообще и технологий обучения и воспитания (педагогических технологий) в сфере образования в частности.
С учетом приведенных выше рассуждений можно предложить следующее определение общее технологии.
Технология система способов (методов, средств и форм) деятельности, обеспечивающая получение гарантированного по качеству и количеству конечного ее результата.
На данном этапе рассуждений в отношении технологии образовательной (педагогической) можно заключить следующее.
1. Технология в сфере образования это методика, гарантирующая высокий по качеству и количеству конечный результат.
2. Получение высокого по качеству и количеству результата при использовании образовательных технологий не зависит от субъекта и объекта обучения и воспитания. В то же время методика всегда должна учитывать их индивидуальные психофизиологические особенности, базируется на интуиции педагога, то есть является авторским способом деятельности или же своего рода авторской технологией.
3. Технология в образовании это доведенная до совершенства методика, в которой за счет использования особой комбинации средств, методов и форм обучения и воспитания нивелируются индивидуальные психофизиологические особенности, препятствующие получению гарантированного результата. В данной связи необходимо заметить, что эта «особая комбинация» есть не что иное, как система деятельности со всеми присущими системе свойствами: постоянной ориентированность на достижение цели, высокой помехозащищенностью и др. Именно эти свойства, характерные для любых систем, обеспечивают гарантированность результата деятельности.
4. В основе любой технологии всегда лежит определенная методика и, наоборот, в основе любой методики лежит та или иная технология, адаптированная к личности педагога и учащихся. В данном соотношении методика больше является искусством, а технология наукой. О данном феномене В.П. Беспалько в эпиграфе к первой главе своей известнейшей монографии «Слагаемые педагогической технологии» писал так: «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала» [9, с.5].
Подводя общий итог нашим рассуждениям, можно так определить соотношение этих понятий.
^ Метод деятельности является составной частью, элементом способа деятельности. В свою очередь, совокупность способов деятельности составляет методику деятельности. Методику же, дающую гарантированный результат вне зависимости от личностных качеств субъекта и объекта деятельности, можно считать технологией.
Всю эту логическую цепочку, адаптировав ее к сфере образования, можно использовать для характеристики элементов педагогического процесса.
Словарь иностранных слов. 7-е изд., перераб. М.: Русский язык, 1979. 624 с.
2.Гончаренко С.У. Український педагогічний словник. – Київ: Либідь, 1997. – 376 с.3.Тофтул М.Г. Логіка. Посібник для студентів вищих навчальних закладів. — К., 1999. — 336 с.4.Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филолог. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. — 10-е изд., стереотип. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1975. — 846 с.5.Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. Ред. А.М. Прохоров. — Сов. Энциклопедия, 1991. Т.1. — 1991. — 863 с.6.Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. Ред. А.М. Прохоров. — Сов. Энциклопедия, 1991. Т.2. — 1991. — 768 с.7.Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование» 1997. — 512 с.8.Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 590 с.9.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989 — 192 с.Метод, способ, методика, технология как педагогические понятия
Сделана попытка уточнения существующего понятийного аппарата педагогики с позиций представления об организованной терминологической системе. Представлена авторская трактовка таких понятий как «метод», «способ», «методика» и «технология» с адаптацией их к сфере образования. Определены их соотношение и взаимосвязь.
Метод, спосіб, методика, технологія як педагогічні поняття
Зроблено спробу уточнення існуючого понятійного апарата педагогіки з позицій представлення про організовану термінологічну систему. Представлено авторське трактування таких понять як «метод», «спосіб», «методика» і «технологія» з адаптацією їх до сфери освіти. Визначено їхнє співвідношення та взаємозв’язок.
Method, Process, Technique, Technology as Pedagogical Concepts
In attempt has been made to specie by the existing conceptual apparatus of pedagogies from the point of view of an organized terminological system. The author’s treatment of such concepts as «method», «process», «technique» and «technology» with their adaptation to the sphere of education is submitted. Their ratio and interrelation are determined.