Что включает в себя списочный подвижной состав автопредприятия
Парк подвижного состава.
Парком подвижного состава или списочным парком называется общее количество автомобилей, тягачей, полуприцепов, прицепов, находящихся в распоряжении АТО и числящихся на его балансе.
Списочный парк Ас подвижного состава состоит из ходового парка Ах, т. е. технически исправных единиц подвижного состава, годных для выполнения перевозок, и единиц подвижного состава, находящихся в ремонте, техническом обслуживании и ожидании ремонта Ар:
Ходовой парк Ах подвижного состава может полностью находиться в эксплуатации Аэ или часть его может простаивать по различным организационно-техническим причинам Ап (из-за отсутствия водителей, работы, эксплуатационных материалов, бездорожья и т.п.):
Ах = Aэ+ Ап.
В связи с этим списочный парк следует рассматривать как сумму автомобилей, находящихся в эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте и простаивающих по различным причинам:
Ас = Aэ + Ап+ Ар,
Списочное количество подвижного состава определяют на начало и конец планируемого и отчетного периодов и в среднем за планируемый и отчетный периоды.
Списочный парк подвижного состава АТО не остается постоянным по количеству и составу в течение планируемого периода (месяца, квартала, года) вследствие списания, пополнения или частичной передачи его другим предприятиям. Поэтому рассчитывается среднесписочный парк ПС, определяемый по типам и моделям на основании данных об изменении (увеличение, сокращение) парка за данный период. При этом учитываются не только количественное изменение парка, но и сроки поступления или выбытия ПС из АТО. В соответствии с этим рассчитывают количество автомобиле-дней (прицепо-дней) нахождения на предприятии списочного парка, а также вновь поступивших и выбывших единиц подвижного состава. Автомобиле-дни (АД) определяются произведением количества автомобилей на соответствующее количество дней нахождения их в АТО.
Среднесписочное количество подвижного состава определяют:
Асс = [АсДк + АвДп – Авп(Дк – Дв)]/Дк,
Парк ПС характеризуется не только количеством списочных единиц, но и общей грузоподъемностью парка ∑q, представляющей собой суммарную грузоподъемность всех единиц.
Структура парка подвижного состава неоднородна и состоит из автомобилей, полуприцепов, прицепов различной грузоподъемности. Поэтому для оценки провозной способности парка подвижного состава по грузоподъемности пользуются показателем средней грузоподъемности q единицы ПС, которую определяют как средневзвешенную величину путем деления суммарной грузоподъемности на общее количество подвижного состава.
Среднюю грузоподъемность единицы подвижного состава списочного парка рассчитывают:
Среднюю грузоподъемность единицы ПС парка, находящегося в эксплуатации qэ, определяют с учетом количества автомобиле-дней нахождения в работе:
При определении средней грузоподъемности единицы подвижного состава следует иметь в виду, что часть списочного парка составляют автомобили, предназначенные для внутрихозяйственных нужд (автомобили технической помощи, специальные и др.), провозная способность которых учитывается отдельно.
Состава автотранспортного предприятия
Планирование программы по эксплуатации подвижного
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Недооценка роли стратегического планирования на практике часто является одной из главных причин кризисного состояния АТП.
Способом решения транспортных проблем выбрана реализация единой стратегии развития транспортной отрасли. В настоящее время основным программным документом, на основе которого осуществляется развитие транспортной системы РФ, является «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года».
Перевозки автомобильным транспортом осуществляются на основе плана перевозок в соответствии с заключенными договорами. План перевозок служит базой расчета объемов перевозок, парка подвижного состава, материально-технических средств, основных технико-эксплуатационных показателей работы автомобилей, численности работников и т.д.
Исходными данными для составления плана перевозок грузов являются заявки организаций-грузоотправителей, где указываются виды грузов, пункты их отправления и назначения, объемы перевозок в тоннах и тонно-километрах. В зависимости от рода и количества грузов и условий осуществления перевозок автотранспортные предприятия выбирают наиболее рациональный тип подвижного состава.
План по эксплуатации подвижного состава различается по видам перевозок, осуществляемых автотранспортным предприятием:
— грузовые или пассажирские перевозки;
— перевозки на сдельной или повременной основе;
— регулярные или разовые перевозки.
Этот план включает в себя определение следующих показателей по маркам подвижного состава и по парку в целом.
1. Среднесписочное количество автомобилей (Асс), ед.
2. Автомобиле-дни пребывания на АТП (в хозяйстве) (АДх).
3. Автомобиле-дни работы (АДр).
4. Автомобиле-часы работы (АЧн), ч.
5. Общая грузоподъемность автомобилей (qобщ), т.
6. Среднесуточный пробег одного автомобиля (автобуса) (Lсут), км.
7. Общий пробег автомобилей (Lобщ), км.
9. Количество ездок с грузом (nег).
10. Суточный объем перевозок (Qсут), т.
11. Общий объем перевозок (Qт), т.
12. Общий грузооборот (Рткм), ткм.
13. Объем перевозок пассажиров ((Qпасс), пасс.
14. Пассажирооборот (Рпасс-км), пасс-км.
1. Среднее время пребывания автомобилей в наряде (Тн), ч.
2. Средняя грузоподъемность автомобиля (q), т.
3. Коэффициент технической готовности (αт).
4. Коэффициент выпуска автомобилей на линию (αв).
5. Коэффициент использования пробега (β).
6. Средняя техническая скорость (Vт), км/ч.
7. Средняя эксплуатационная скорость (Vэ), км/ч.
8. Среднее расстояние перевозки грузов (l), км.
9. Средняя длина ездки с грузом (lег), км.
10. Среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой (tпр), ч.
11. Статический коэффициент использования грузоподъемности (γс).
12. Динамический коэффициент использования грузоподъемности (γд).
Показатели программы по эксплуатации подвижного состава автотранспортного предприятия определяются следующим образом.
Среднесписочное количество автомобилей, ед.
∑Асс=
∑Асс= ,
где W Асс – выработка на один списочный автомобиль в т или ткм.
Автомобиле-дни пребывания на АТП (в хозяйстве)
Общая грузоподъемность парка автомобилей, т
Среднесуточный пробег одного автомобиля, км
Lсут = .
Общий пробег автомобилей, км
Пробег с грузом, км
Количество ездок с грузом
∑ nег =∑ nег АДр = АДр
∑nег = ∑.
Суточный объем перевозок, т
Qсут= .
Общий объем перевозок, т
Общий грузооборот, ткм
Рткм = ∑Qтl = АДр.
Затем вычисляются плановые показатели выработки подвижного состава.
Выработка на одну списочную автотонну:
,
.
Выработка на один списочный автомобиль:
,
.
Выработка на один автомобиле-день работы:
,
.
Выработка на один автомобиле-час работы:
,
.
Выработка на один километр пробега, т
.
В программе по эксплуатации, кроме суммарных показателей, рассчитывается средний уровень технико-эксплуатационных показателей автотранспортного предприятия
Средняя грузоподъемность одного автомобиля, т
=
.
Среднее время пребывания в наряде, ч
.
Средний коэффициент использования пробега
.
Средний статический коэффициент использования грузоподъемности
.
Средний динамический коэффициент использования грузоподъемности
.
Среднее расстояние перевозок, км
.
Средняя длина ездки с грузом, км
.
Средняя техническая скорость, км/ч
,
где АЧдв – автомобиле-часы движения
Среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой, ч
.
Расчет показателей программы по эксплуатации автобусного парка во многом аналогичен расчету по грузовым автомобилям. Отличия состоят в планируемых значениях следующих показателей.
Объем перевозок пассажиров, пасс.
Qпасс = АДр.
где qа – вместимость автобуса;
γа – коэффициент использования пассажировместимости (наполнения);
lн – среднее расстояние поездки пассажира, км.
Что включает в себя списочный подвижной состав автопредприятия
Подвижной состав автомобильного транспорта: назначение и классификация.
Подвижным составом автомобильного транспорта называют автомобили, автомобильные поезда, прицепы и полуприцепы. Подвижной состав служит для выполнения транспортных и нетранспортных работ: перевозки грузов, пассажиров и специального оборудования для производства различных операций.
Подвижной состав общего назначения служит для выполнения различных транспортных перевозок, специализированный — только и для определенных транспортных перевозок, а специальный —для производства разнообразных нетранспортных работ.
Пассажирский подвижной состав предназначен для перевозки людей. К нему относятся легковые автомобили и автобусы. Легковые автомобили служат для индивидуальной перевозки пассажиров (от 2 до 8 человек).
Легковые автомобили общего назначения имеют закрытые и открытые кузова. Специализированные легковые автомобили предназначены для перевозки пассажиров определенных категорий. К специализированным относятся автомобили скорой помощи,такси и др.
Специальные легковые автомобили служат для выполнения нетранспортных работ. Они выпускаются на базе шасси легковых автомобилей и оборудуются специальными устройствами, аппаратурой и т.п. К специальным относятся лабораторные,полицейские автомобили и др.
Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров. Автобусами общего назначения являются городские, пригородные и междугородные автобусы. К специализированным относятся санитарные, туристические и школьные автобусы.
Автобусы имеют кузова вагонного и капотного типов и обычно выполняются на базе агрегатов грузовых автомобилей. Широкое распространение получили микроавтобусы, которые выпускаются на базе легковых автомобилей.
Специальные автобусы выполняются на базе шасси автобусов общего назначения, могут иметь специальные кузова и оборудуются специальными устройствами, приборами, аппаратурой и др. К таким автобусам относятся подвижные технические станции, кинолаборатории, санитарно-ветеринарные автобусы и др.
Грузовой подвижной состав служит для перевозки грузов различных видов. К нему относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, автопоезда, прицепы и полуприцепы. Грузовые автомобили могут быть общего назначения, специализированными и специальными.
Грузовые автомобили общего назначения предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких (без тары). Они имеют грузовые кузова в виде бортовых платформ.
Специализированные грузовые автомобили служат для перевозки грузов только определенных видов. Они имеют приспособленные для таких перевозок кузова и оборудуются специальными устройствами и приспособлениями для погрузки и разгрузки. К специализированным относятся автомобили-самосвалы, цистерны, фургоны, рефрижераторы, самопогрузчики.
Специальные грузовые автомобили предназначены для выполнения разнообразных нетранспортных работ и операций. Они оборудованы специальными приспособлениями, механизмами, устройствами, изготавливаются на базе шасси грузовых автомобилей и могут иметь специальные кузова. К специальным грузовым автомобилям относятся коммунальные (мусороуборочные, снегоуборочные, поливочные и др.), пожарные, ремонтные мастерские, автокраны, автовышки, автокомпрессоры, автобетономешалки.
Автопоезда позволяют увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. Так, в одинаковых условиях эксплуатации себестоимость перевозок автопоездом на 25… 30 % ниже, а производительность в среднем в 1,5 раза выше, чем у одиночного автомобиля.
Автопоезда состоят из автомобилей-тягачей, прицепов и полуприцепов. Автопоезда подразделяются на прицепные, седельные и роспуски.
Прицепной автопоезд состоит из грузового автомобиля и одного или нескольких прицепов. Седельный автопоезд состоит из седельного автомобиля-тягача и полуприцепа, передняя часть которого закреплена на тягаче.
Автопоезда-роспуски состоят из грузового автомобиля и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для крепления длинномерных грузов (леса, труб, сортового металла и др.).
Прицепной подвижной состав включает в себя прицепы и полуприцепы, которые, как и автомобили, могут быть общего назначения, специализированными и специальными. Кроме того, прицепы могут быть легковыми и грузовыми.
Различие между грузовыми прицепами и полуприцепами состоит в том, что прицепы соединяются с автомобилем-тягачом тягово-сцепным устройством типа крюк—петля или шкворень — петля, а полуприцепы — опорным седельно-сцепным устройством.
Конструкции прицепов и полуприцепов очень разнообразны. Они могут быть одноосными, двухосными и многоосными в зависимости от того, для перевозки каких грузов предназначены
Кроме того, прицепы и полуприцепы также могут быть как с активным приводом, так и без него. При активном приводе прицепы и полуприцепы имеют ведущие колеса, к которым подводятся мощность и момент от двигателя автомобиля-тягача, а без активного привода — не имеют ведущих колес.
Проходимость подвижного состава (способность двигаться по плохим дорогам и вне дорог) различна в зависимости от его типа и назначения. В основу подразделения подвижного состава по проходимости положена колесная формула, выражающая цифровым индексом общее количество колес автомобиля и количество ведущих колес.
Автомобили ограниченной проходимости предназначены для движения по дорогам с твердым покрытием и сухим грунтовым дорогам. Эти автомобили имеют два моста, один из которых ведущий (передний или задний). Колесная формула автомобилей ограниченной проходимости обозначается индексом 4×2, где первая цифра (4) означает общее число колес, а вторая цифра (2) показывает число ведущих колес. Если ведущие колеса автомобиля двухскатные (сдвоенные), то колесная формула обозначается также индексом 4×2.
Автомобили повышенной проходимости предназначены главным образом для сельской местности. Их можно эксплуатировать как на грунтовых дорогах, так и на дорогах с твердым покрытием. Эти автомобили способны двигаться даже вне дорог и преодолевать при этом заболоченные, глинистые и заснеженные участки, а также водные преграды и крутые подъемы. Автомобили повышенной проходимости имеют несколько ведущих мостов. Их колесные формулы — 4×4, если у автомобиля два моста и оба ведущие, и 6х4, если автомобиль имеет три моста, из которых средний и задний являются ведущими.
Автомобили высокой проходимости способны преодолевать рвы, ямы и другие подобные препятствия. Это автомобили со всеми ведущими мостами, число которых три и более. Колесные формулы автомобилей высокой проходимости — 6×6 и 8×8.
Безопасность подвижного состава.
Подвижной состав должен иметь высокую конструктивную безопасность: активную, пассивную и экологическую.
Активная безопасность — свойство автомобилей предотвращать дорожно-транспортные происшествия.
Активную безопасность автомобиля обеспечивают его высокие тягово-скоростные и тормозные свойства, хорошие устойчивость и управляемость, высокая плавность хода, хорошие обзорность и комфортабельность, резко снижающие утомляемость водителя и создающие условия длительной безаварийной работы.
Пассивная безопасность (внутренняя и внешняя) — свойство автомобилей уменьшать тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. Пассивную безопасность автомобилей обеспечивают высокая прочность пассажирского салона, практически исключающая его деформации при авариях, ремни безопасности, быстронадувные подушки безопасности, травмобезопасное рулевое управление, подголовники, безопасные стекла, безопасное внутреннее оборудование кузова, уменьшающее травмирование водителя и пассажиров, безопасная внешняя форма кузова, уменьшающая травмирование пешеходов.
Экологическая безопасность — свойство автомобилей снижать вред, наносимый в процессе эксплуатации пассажирам, водителю и окружающей среде.
«Читайте далее-Грузовой подвижной состав»
«Классы легковых автомобилей»
«Седельный тягач»
Автотранспортные предприятия (АТП)
Автотранспортное предприятие (АТП) — организация, осуществляющая перевозки автомобильным транспортом, а также хранение, техническое обслуживание (ТО) и ремонт подвижного состава (рис. 4.1).
Основными клиентами АТП при грузоперевозках являются предприятия товаропроизводящих отраслей (промышленности, строительства и др.). При реализации готовой продукции им приходится решать вопросы, связанные с доставкой, т.е. выбирать вид транспорта, методы организации перевозок, тип транспортных средств, участвовать в организации погрузочно-разгрузочных работ, использовать современные технологии в организации размещения, учета товаров и запасов на складах и терминалах.
Комплексные АТП осуществляют не только перевозки пассажиров и грузов, но и хранение, техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) подвижного состава, принадлежащего самому предприятию. Они могут на коммерческой основе выполнять и другие услуги, в том числе техническое обслуживание и ремонт подвижного состава для сторонних предприятий и организаций, а также индивидуальных предпринимателей-перевозчиков, транспортно-экспедиционные услуги и др.
Специализированные АТП выполняют только перевозки пассажиров или грузов. Это чаще всего малые предприятия, на которых создание своей ремонтной базы нерационально.
Предприятия общего пользованиявходят в систему Министерства транспорта и связи России. Они выполняют транспортные услуги только на коммерческой основе для юридических и физических лиц.
Ведомственные АТП входят в состав отраслей нетранспортного назначения (например, промышленности, строительства, сельского хозяйства) и обслуживают предприятия и организации только той отрасли, в которую они входят.
Автокомбинат — комплексное АТП с количеством автомобилей 700 и более, состоящее из основного предприятия и нескольких филиалов, расположенных в районах обслуживания перевозками.
Автобаза— АТП, как правило, вспомогательное подразделение крупного предприятия или крупной организации.
Если в структуре крупного промышленного, строительного или сельскохозяйственного предприятия находятся несколько автобаз, то они объединяются в автоуправление.
В своем составе автобаза может иметь несколько автоколонн. Автоколонны, как структурные подразделения автобаз могут быть нескольких видов:
— автоколонна как подразделение, объединяющее автомобили одного или нескольких типов;
— автоколонна как подразделение, состоящее из автомобилей разных типов, но выполняющих одни функции (например, снабжение продовольственных магазинов продуктами питания и др.);
— автоколонна (автоотряд) как подразделение, включающее группу автомобилей разных типов и назначения, работающее в отрыве от основного предприятия.
Автоколонна номерная— один из видов автотранспортных предприятий на территории России, стран СНГ и Прибалтики. В СССР автоколоннам присваивались четырёхзначные номера (на Украине пятизначные), номерные автоколонны имели мобилизационное значение. До начала 1990-х годов автоколонны подчинялись Министерству автомобильного транспорта (и шоссейных дорог) союзных республик, после чего были переданы в государственную, либо муниципальную собственность. Позднее часть автоколонн была превращена в ТОО, ООО, ОАО, ЗАО. Часть автоколонн на сегодняшний день ликвидирована, либо переименована.
Автопарк— АТП со стоянкой и техническим обслуживанием пассажирского транспорта общего пользования.
Автотранспортное предприятие состоит из администрации и основных служб (рис. 4.2):
|
— эксплуатационной— организует и осуществляет перевозки грузов и пассажиров в соответствии с установленными планами и заданиями.
— технической— обеспечивает техническую готовность автомобилей к работе на линии;
— обслуживающей — обеспечивает производство энергоресурсами, информационным обслуживанием, уборку помещений и территории, контролирует качество технического обслуживания и ремонта.
Техническая служба включает следующие подразделения:
· производственно-вспомогательные цехи или участки: (агрегатный, слесарно-механический электротехнический аккумуляторный топливной аппаратуры ремонта холодильных установок шиномонтажный кузнечно-рессорный мойки и смазки сварочный медницкий кузовной малярный);
· зону текущего ремонта;
· зону первого технического обслуживания;
· зону второго технического обслуживания;
· зону ежедневного осмотра.
К обслуживающей службе относятся:
Структура управления АТП основана на принципе системного построения организации, обеспечивающем комплексность управления всеми сторонами производственно-хозяйственной и социально-экономической деятельности.
Конечная цель предприятия будет достигнута только в том случае, если менеджеры и инженерно-технические работники будут четко знать свои должностные обязанности. С этой целью на каждом предприятии разрабатываются должностные инструкции каждого работника аппарата управления, которые утверждаются руководителем этого предприятия.
Организационная структура управления предприятием в значительной мере зависит от списочного состава автомобильного парка, его назначения, вида выполняемых услуг и т.д.
Организационная структура управления крупным и средним АТП может включать экономическую, коммерческую, техническую и хозяйственную службы (рис. 4.3).
В состав экономической службы входят планово-экономической отдел, отдел труда и заработной платы, бухгалтерия.
Коммерческая служба выполняет маркетинговую работу и организует процесс перевозок грузов и пассажиров.
Процессом перевозкизанимается отдел эксплуатации.
|
В ведении начальников колонн (отрядов) находятся такие ведущие вопросы как:
— осуществление оперативно-технического руководства;
— организация правильного хранения и эксплуатации подвижного состава отрядов;
— осуществление подбора и расстановки водителей;
— ведение личных карточек водителей;
— контроль работы водителей, привлеченных к ремонту автомобилей, и водителей на линии.
Хозяйственная службаосуществляет эксплуатацию, содержание и ремонт зданий на территории АТП.
Отдел кадров осуществляет прием, увольнение и ведение личных дел персонала предприятия, следит за продвижением работников по службе.
Техническая служба АТП комплексного типа организует работу по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии, развивая для этого производственную базу и осуществляя материально-техническое снабжение.
Функции технической службы:
— организация технической подготовки подвижного состава;
— оперативное планирование ТО и ТР подвижного состава;
— организация ТО и ТР и контроль;
— осуществление технического учета и отчетности по подвижному составу, шинам и другим производственным фондам;
— хранение, выдача и учета топлива, запчастей;
— изучение и распространение передового опыта;
— разработка и реализация организационно-технических мероприятий.
Производственная структура технической службы АТП устанавливает количество, специализацию и взаимосвязи производственных подразделений и отдельных исполнителей работ ТО и ремонта автомобилей, снятых агрегатов и приборов.
Производственная структура формируется на основе результатов технологического расчета и определяется перечнем видов и объемами работ, выполняемыми технической службой АТП, с учетом внешней кооперации. При этом учитываются количество и структура подвижного состава, имеющийся комплекс производственно-технической базы и сложившийся контингент рабочих кадров (рис. 4.4 – 4.6).
При полном и стабильном удовлетворении потребности в каких-либо работах по внешней кооперации (на предприятиях автосервиса или на специализированных авторемонтных и других предприятиях) производство этих работ на АТП не организуется.
Если АТП все работы ТО и ремонта полностью выполняет на стороне, то, по сути, производственная структура технической службы отсутствует. Имеются лишь исполнители по планированию ТО, контролю технического состояния подвижного состава и управлению внешними связями с автосервисом.
Рисунок 4.4 Организационно-производственная структура технической службы на АТП при наличии от 150 до 200 АТС
Рисунок 4.5. Организационно-производственная структура технической службы на АТП при наличии от 100 до 150 АТС
Рисунок 4.6. Организационно-производственная структура технической службы на АТП при наличии от 20 до 50 АТС
Техническая служба комплексных АТП, производящая все виды технических воздействий собственными силами, состоит из производственных подразделений, выполняющих:
а) постовые работы технического обслуживания и текущего ремонта непосредственно на автомобиле;
б) работы по восстановлению агрегатов, сборочных единиц и деталей, снятых с автомобилей;
в) функции подготовки производства (хранение, расконсервацию, комплектование и доставку запасных частей, мойку агрегатов, сборочных единиц и деталей, подлежащих ремонту, ведение инструментального хозяйства, перегон подвижного состава по территории предприятия и пр.);
г) работы, связанные с содержанием производственно-технической базы (зданий, сооружений, оборудования и коммуникаций).
Дата добавления: 2014-12-27 ; просмотров: 55099 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ